p value что это такое простыми словами
Что такое p-value?
P-значение (англ. P-value) — величина, используемая при тестировании статистических гипотез. Фактически это вероятность ошибки при отклонении нулевой гипотезы (ошибки первого рода). Проверка гипотез с помощью P-значения является альтернативой классической процедуре проверки через критическое значение распределения.
Обычно P-значение равно вероятности того, что случайная величина с данным распределением (распределением тестовой статистики при нулевой гипотезе) примет значение, не меньшее, чем фактическое значение тестовой статистики. Википедия.
Иначе говоря, p-значение – это наименьшее значение уровня значимости (т.е. вероятности отказа от справедливой гипотезы), для которого вычисленная проверочная статистика ведет к отказу от нулевой гипотезы. Обычно p-значение сравнивают с общепринятыми стандартными уровнями значимости 0,005 или 0,01.
Например, если вычисленное по выборке значение проверочной статистики соответствует p = 0,005, это указывает на вероятность справедливости гипотезы 0,5%. Таким образом, чем p-значение меньше, тем лучше, поскольку при этом увеличивается «сила» отклонения нулевой гипотезы и увеличивается ожидаемая значимость результата.
Интересное объяснение этого есть на Хабре.
Статистический анализ начинает напоминать черный ящик: на вход подаются данные, на выход — таблица основных результатов и значение p-уровня значимости (p-value).
О чём говорит p-value?
Предположим, мы решили выяснить, существует ли взаимосвязь между пристрастием к кровавым компьютерным играм и агрессивностью в реальной жизни. Для этого были случайным образом сформированы две группы школьников по 100 человек в каждой (1 группа — фанаты стрелялок, вторая группа — не играющие в компьютерные игры). В качестве показателя агрессивности выступает, например, число драк со сверстниками. В нашем воображаемом исследовании оказалось, что группа школьников-игроманов действительно заметно чаще конфликтует с товарищами. Но как нам выяснить, насколько статистически достоверны полученные различия? Может быть, мы получили наблюдаемую разницу совершенно случайно? Для ответа на эти вопросы и используется значение p-уровня значимости (p-value) — это вероятность получить такие или более выраженные различия при условии, что в генеральной совокупности никаких различий на самом деле нет. Иными словами, это вероятность получить такие или еще более сильные различия между нашими группами, при условии, что, на самом деле, компьютерные игры никак не влияют на агрессивность. Звучит не так уж и сложно. Однако, именно этот статистический показатель очень часто интерпретируется неправильно.
Примеры про p-value
Итак, мы сравнили две группы школьников между собой по уровню агрессивности при помощи стандартного t-теста (или непараметрического критерия Хи — квадрат более уместного в данной ситуации) и получили, что заветный p-уровень значимости меньше 0.05 (например 0.04). Но о чем в действительности говорит нам полученное значение p-уровня значимости? Итак, если p-value — это вероятность получить такие или более выраженные различия при условии, что в генеральной совокупности никаких различий на самом деле нет, то какое, на ваш взгляд, верное утверждение:
1.Компьютерные игры — причина агрессивного поведения с вероятностью 96%.
2. Вероятность того, что агрессивность и компьютерные игры не связаны, равна 0.04.
3. Если бы мы получили p-уровень значимости больше, чем 0.05, это означало бы, что агрессивность и компьютерные игры никак не связаны между собой.
4. Вероятность случайно получить такие различия равняется 0.04.
5. Все утверждения неверны.
Если вы выбрали пятый вариант, то абсолютно правы! Но, как показывают многочисленные исследования, даже люди со значительным опытом в анализе данных часто некорректно интерпретируют значение p-value.
Давайте разберём все ответы по порядку:
Первое утверждение — пример ошибки корреляции: факт значимой взаимосвязи двух переменных ничего не говорит нам о причинах и следствиях. Может быть, это более агрессивные люди предпочитают проводить время за компьютерными играми, а вовсе не компьютерные игры делают людей агрессивнее.
Это уже более интересное утверждение. Всё дело в том, что мы изначально принимаем за данное, что никаких различий на самом деле нет. И, держа это в уме как факт, рассчитываем значение p-value. Поэтому правильная интерпретация: «Если предположить, что агрессивность и компьютерные игры никак не связаны, то вероятность получить такие или еще более выраженные различия составила 0.04».
А что делать, если мы получили незначимые различия? Значит ли это, что никакой связи между исследуемыми переменными нет? Нет, это означает лишь то, что различия, может быть, и есть, но наши результаты не позволили их обнаружить.
Это напрямую связано с самим определением p-value. 0.04 — это вероятность получить такие или ещё более экстремальные различия. Оценить вероятность получить именно такие различия, как в нашем эксперименте, в принципе невозможно!
Вот такие подводные камни могут скрываться в интерпретации такого показателя, как p-value. Поэтому очень важно понимать механизмы, заложенные в основании методов анализа и расчета основных статистических показателей.
Как найти p-value?
1. Определите ожидаемые в вашем эксперименте результаты
Обычно когда ученые проводят эксперимент, у них уже есть идея того, какие результаты считать «нормальными» или «типичными». Это может быть основано на экспериментальных результатах прошлых опытов, на достоверных наборах данных, на данных из научной литературы, либо ученый может основываться на каких-либо других источниках. Для вашего эксперимента определите ожидаемые результаты, и выразите их в виде чисел.
Пример: Например, более ранние исследования показали, что в вашей стране красные машины чаще получают штрафы за превышение скорости, чем синие машины. Например, средние результаты показывают предпочтение 2:1 красных машин перед синими. Мы хотим определить, относится ли полиция точно так же предвзято к цвету машин в вашем городе. Для этого мы будем анализировать штрафы, выданные за превышение скорости. Если мы возьмем случайный набор из 150 штрафов за превышение скорости, выданных либо красным, либо синим автомобилям, мы ожидаем, что 100 штрафов будет выписано красным автомобилям, а 50 синим, если полиция в нашем городе так же предвзято относится к цвету машин, как это наблюдается по всей стране.
2. Определите наблюдаемые результаты вашего эксперимента
Теперь, когда вы опредили ожидаемые результаты, необходимо провести эксперимент, и найти действительные (или «наблюдаемые») значения. Вам снова необходимо представить эти результаты в виде чисел. Если мы создаем экспериментальные условия, и наблюдаемые результаты отличаются от ожидаемых, то у нас есть две возможности – либо это произошло случайно, либо это вызвано именно нашим экспериментом. Цель нахождения p-значения как раз и состоит в том, чтобы определить, отличаются ли наблюдаемые результаты от ожидаемых настолько, чтобы можно было не отвергать «нулевую гипотезу» – гипотезу о том, что между экспериментальными переменными и наблюдаемыми результатами нет никакой связи.
Пример: Например, в нашем городе мы случайно выбрали 150 штрафов за превышение скорости, которые были выданы либо красным, либо синим автомобилям. Мы определили, что 90 штрафов были выписаны красным автомобилям, и 60 синим. Это отличается от ожидаемых результатов, которые равны 100 и 50, соответственно. Действительно ли наш эксперимент (в данном случае, изменение источника данных с национального на городской) привел к данному изменению в результатах, или наша городская полиция относится предвзято точно так же, как и в среднем по стране, а мы видим просто случайное отклонение? P-значение поможет нам это определить.
3. Определите число степеней свободы вашего эксперимента
Число степеней свободы — это степень изменяемости вашего эксперимента, которая определяется числом категорий, которые вы исследуете. Уравнение для числа степеней свободы – Число степеней свободы = n-1, где «n» это число категорий или переменных, которые вы анализируете в своем эксперименте.
Пример: В нашем эксперименте две категории результатов: одна категория для красных машин, и одна для синих машин. Поэтому в нашем эксперименте у нас 2-1 = 1 степень свободы. Если бы мы сравнивали красные, синие и зеленые машины, у нас было бы 2 степени свободы, и так далее.
4. Сравните ожидаемые и наблюдаемые результаты с помощью критерия хи-квадрат
Хи-квадрат (пишется «x2») это числовое значение, которое измеряет разницу между ожидаемыми и наблюдаемыми значениями эксперимента. Уравнение для хи-квадрата следующее x2 = Σ((o-e)2/e), где «o» это наблюдаемое значение, а «e» это ожидаемое значение. Суммируйте результаты данного уравнения для всех возможных результатов (смотри ниже).
Заметьте, что данное уравнение включает оператор суммирования Σ (сигма). Другими словами, вам необходимо подсчитать ((|o-e|-.05)2/e) для каждого возможного результата, и сложить полученные числа, чтобы получить значение критерия хи-квадрат. В нашем примере у нас два возможных результата – либо машина, получившая штраф красная, либо синяя. Поэтому мы должны посчитать ((o-e)2/e) дважды – один раз для красных машин, и один раз для синих машин.
Пример: Давайте подставим наши ожидаемые и наблюдаемые значения в уравнение x2 = Σ((o-e)2/e). Помните, что из-за оператора суммирования нам необходимо посчитать ((o-e)2/e) дважды – один раз для красных автомобилей, и один раз для синих автомобилей. Мы выполним эту работу следующим образом:
x2 = ((90-100)2/100) + (60-50)2/50)
x2 = ((-10)2/100) + (10)2/50)
x2 = (100/100) + (100/50) = 1 + 2 = 3.
5. Выберите уровень значимости
Теперь, когда мы знаем число степеней свободы нашего эксперимента, и узнали значение критерия хи-квадрат, нам нужно сделать еще одну вещь перед тем, как мы найдем наше p-значение. Нам нужно определить уровень значимости. Говоря простым языком, уровень значимости показывает, насколько мы уверены в наших результатах. Низкое значение для значимости соответствует низкой вероятности того, что экспериментальные результаты получились случайно, и наоборот. Уровни значимости записываются в виде десятичных дробей (таких как 0.01), что соответствует вероятности того, что экспериментальные результаты мы получили случайно (в данном случае вероятность этого 1%).
По соглашению, ученые обычно устанавливают уровень значимости своих экспериментов равным 0.05, или 5%.[2] Это означает, что экспериментальные результаты, которые соответствуют такому критерию значимости, только с вероятностью 5% могли получиться чисто случайно. Другими словами, существует 95% вероятность, что результаты были вызваны тем, как ученый манипулировал экспериментальными переменными, а не случайно. Для большинства экспериментов 95% уверенности наличия связи между двумя переменными достаточно, чтобы считать, что они «действительно» связаны друг с другом.
Пример: для нашего примера с красными и синими машинами, давайте последуем соглашению между учеными, и установим уровень значимости в 0.05.
6. Используйте таблицу с данными распределения хи-квадрат, чтобы найти ваше p-значение
Ученые и статисты используют большие таблицы для вычисления p-значения своих экспериментов. Данные таблицы обычно имеют вертикальную ось слева, соответствующую числу степеней свободы, и горизонтальную ось сверху, соответствующую p-значению. Используйте данные таблицы, чтобы сначала найти число ваших степеней свободы, затем посмотрите на ваш ряд слева направо, пока не найдете первое значение, большее вашего значения хи-квадрат. Посмотрите на соответствующее p-значение вверху вашего столбца. Ваше p-значение находится между этим числом и следующим за ним (тем, которое находится левее вашего).
Таблицы с распределением хи-квадрат можно получить из множества источников (вот по этой ссылке можно найти одну из них).
Пример: Наше значение критерия хи-квадрат было равно 3. Так как мы знаем, что в нашем эксперименте всего 1 степень свободы, выберем самую первую строку. Идем слева направо по данной строке, пока не встретим значение, большее 3, нашего значения критерия хи-квадрат. Первое, которое мы находим это 3.84. Смотрим вверх нашего столбца, и видим, что соответствующее p-значение равно 0.05. Это означает, что наше p-значение между 0.05 и 0.1 (следующее p-значение в таблице по возрастанию).
7. Решите, отклонить или оставить вашу нулевую гипотезу
Так как вы определили приблизительное p-значение для вашего эксперимента, вам необходимо решить, отклонять ли нулевую гипотезу вашего эксперимента или нет (напоминаем, это гипотеза о том, что экспериментальные переменные, которыми вы манипулировали не повлияли на наблюдаемые вами результаты). Если ваше p-значение меньше, чем ваш уровень значимости – поздравляем, вы доказали, что очень вероятна связь между переменными, которыми вы манипулировали и результатами, которые вы наблюдали. Если ваше p-значение выше, чем ваш уровень значимости, вы не можете с уверенностью сказать, были ли наблюдаемые вами результаты результатом чистой случайности или манипуляцией вашими переменными.
Пример: Наше p-значение находится между 0,05 и 0,1. Это явно не меньше, чем 0,05, поэтому, к сожалению, мы не можем отклонить нашу нулевую гипотезу. Это означает, что мы не достигли минимум 95% вероятности того, чтобы сказать, что полиция в нашем городе выдает штрафы красным и синим автомобилям с такой вероятностью, которая достаточно сильно отличается от средней по стране.
Другими словами, существует 5-10% шанс, что наблюдаемые нами результаты – это не последствия смены места (анализа города, а не всей страны), а просто случайность. Так как мы потребовали точности меньше чем 5%, мы не можем сказать что мы уверены в том, что полиция нашего города менее предвзято относится к красным автомобилям – существует небольшая (но статистически значимая) вероятность, что это не так.
Основы статистики: просто о сложных формулах
Статистика вокруг нас
Статистика и анализ данных пронизывают практически любую современную область знаний. Все сложнее становится провести границу между современной биологией, математикой и информатикой. Экономические исследования и регрессионный анализ уже практически неотделимы друг от друга. Один из известных методов проверки распределения на нормальность — критерий Колмогорова-Смирнова. А вы знали, что именно Колмогоров внес огромный вклад в развитие математической лингвистики?
Еще будучи студентом психологического факультета СПбГУ, я заинтересовался когнитивной психологией. Кстати, Иммануил Кант не считал психологию наукой, так как не видел возможности применять в ней математические методы. Мои текущие исследования посвящены моделированию психических процессов, и я надеюсь, что такие направления в современной когнитивной психологии, как вычислительные и коннективисткие модели, смягчили бы его отношение!
Конечно, статистика применяется далеко за пределами научных лабораторий: в рекламе, маркетинге, бизнесе, медицине, образовании и т.д. Но, что самое интересное, базовые знания анализа данных крайне полезны и в повседневной жизни. Например, думаю, все вы знакомы с понятием среднего арифметического. Среднее значение очень часто используется в СМИ при обсуждении различных социально-экономических показателей — доходов, уровня безработицы и т.д. В 2005 году британские СМИ писали о том, что средний уровень дохода населения не только не возрос, но снизился на 0,2 % по сравнению с предыдущим годом. Мелькали заголовки «Доходы населения снизились впервые с 1990 года». Некоторые политики даже использовали этот факт, критикуя действующее правительство. Однако, важно понимать, что среднее арифметическое — хороший показатель, когда наш признак имеет симметричное распределение (богатых столько же, сколько бедных). Реальное же распределение доходов имеет скорее следующий вид:
Распределение имеет явно выраженную асимметрию: очень состоятельных людей заметно меньше, чем представителей среднего класса. Это приводит к тому, что в данном случае банкротство одного из миллионеров может значительно повлиять на этот показатель. Гораздо информативнее использовать значение медианы для описания таких данных. Медиана — это значение зарплаты, которое находится в самой середине распределения доходов (50% всех наблюдений меньше медианы, 50% — больше). И, как ни удивительно, медиана дохода в 2005 году в Великобритании, в отличие от среднего значения, продолжила свой рост. Таким образом, если вы знаете о различных типах распределения и различных мерах центральной тенденции (среднее и медиана), то вас не так просто ввести в заблуждение в таких случаях, как описаны в примере.
Черный ящик статистического анализа
Как мы уже выяснили, чем бы вы ни планировали заниматься, вероятность столкнуться с курсом «математическая статистика в вашей области» постепенно приближается к единице. Однако, часто занятия по введению в статистику не вызывают восторга у студентов нетехнических факультетов. Через несколько занятий выясняется, что такие базовые понятия, как, например, корреляция представляют собой нечто следующее:
О чем нам, собственно, говорит p-value?
Предположим, мы решили выяснить, существует ли взаимосвязь между пристрастием к кровавым компьютерным играм и агрессивностью в реальной жизни. Для этого были случайным образом сформированы две группы школьников по 100 человек в каждой (1 группа — фанаты стрелялок, вторая группа — не играющие в компьютерные игры). В качестве показателя агрессивности выступает, например, число драк со сверстниками. В нашем воображаемом исследовании оказалось, что группа школьников-игроманов действительно заметно чаще конфликтует с товарищами. Но как нам выяснить, насколько статистически достоверны полученные различия? Может быть, мы получили наблюдаемую разницу совершенно случайно? Для ответа на эти вопросы и используется значение p-уровня значимости (p-value) — это вероятность получить такие или более выраженные различия при условии, что в генеральной совокупности никаких различий на самом деле нет. Иными словами, это вероятность получить такие или еще более сильные различия между нашими группами, при условии, что, на самом деле, компьютерные игры никак не влияют на агрессивность. Звучит не так уж и сложно. Однако, именно этот статистический показатель очень часто интерпретируется неправильно.
А теперь несколько примеров про p-value
Давайте разберем все ответы по порядку:
Онлайн-курс по основам статистики: сложные формулы несложным языком
Сейчас я пишу диссертацию на факультете психологии СПбГУ и преподаю статистику биологам в Институте биоинформатики. Основываясь на курсе читаемых лекций и собственного исследовательского опыта, возникла идея создать онлайн-курс по введению в статистику на русском языке для всех желающих, необязательно биоинформатиков или биологов.
Существует много хороших онлайн-курсов по анализу данных и статистике (например, такой, такой, или такой), но практически все они на английском языке. Надеюсь, что курс будет полезен для тех, кто только знакомится с основами статистики. В нем я стараюсь в максимально доступной форме разобрать основные идеи и методы анализа данных, уделяя особое внимание самой идее статистической проверки гипотез и интерпретации получаемых результатов. В качестве примеров будут задачи из различных областей: от биоинформатики до социологии. Курс бесплатный и все его материалы останутся открытыми после окончания, начинается 15 февраля.
Интуитивное объяснение проверки гипотез и p-значение
Привет, Хабр! Представляю вашему вниманию перевод статьи «An intuitive explanation of Hypothesis Testing and P-Values» автора Joos Korstanje.
Несколько лет назад я делал свою первую фриланс-работу по статистике для компании по доставке фруктов и овощей. Двадцать четыре часа в день поступающие продукты от фермеров до того, как были отправлены в супермаркеты, проходили через отдел по контролю за качеством. Выбор продуктов осуществлялся случайно работниками данного отдела.
В годовом отчёте они заметили, что качество в этом году ниже, чем качество в прошлом: разница составила примерно половину пункта по шкале от 1 до 10.
Потом пригласили меня. Я должен был ответить на вопрос:
Являются ли эти 0,5 пунктов существенной разницей?
Если вы не знаете статистику, то этот вопрос может показаться вам странным. Но не беспокойтесь: цель этой статьи показать вам как можно ответить на этот вопрос, используя проверку гипотез, также называемое статистическим выводом.
Игра в числа: вклад одного яблока
Представьте себе, что вы проверяете яблоко на предмет хорошее оно или плохое, используя случайную выборку яблок из очень большой коробки с яблоками. В изображении ниже мы видим реальный эффект размера выборки на измерения: эффект одного яблока очень существенен для маленьких выборок и становится менее и менее значимым, чем больше размер выборки.
Вклад одного яблока зависит от размера выборки.
Понимание влияния размера выборки — это первый базис для понимания проверки гипотез. Мы можем начать утверждать, что 0.5 на 2 яблоках будет как разница в 1 яблоко, очень маленькая. Но на 100 яблоках, 0.5 будет представлять собой разницу в 50 яблок: очень большая разница!
На малых выборках 0.5 пункта это небольшая разница, но на больших выборках 0.5 это разница большая.
Насколько большая должна быть выборка: проверка гипотез и значимость как ответ
Есть несколько способов, чтобы ответить на данный вопрос, но в этой статье я собираюсь погрузиться в статистический вывод или проверку гипотез.
Проверка гипотез — это семейство статистических методов используемых, чтобы понять, как выборка наблюдаемых объектов может использоваться, чтобы принять или отвергнуть заранее поставленную гипотезу. Проверка гипотез используется для решения многих задач, в основном в научных исследованиях и как ключевой метод в онлайн маркетинге (А\Б тестирование).
Математики разработали проверку гипотез таким образом, что существует определённая процедура для поиска истины.
Проверка гипотез позволяет только проверить гипотезы, но не разработать их.
Из коробки, в которой 100 яблок (назовём её генеральной совокупностью), мы возьмём выборку из 8 яблок. В этом году из 8 яблок 5 оказались гнилыми (62%), а в выборке прошлого года из 8 яблок было только 4 гнилых (50%). Мы хотим использовать проверку гипотез, чтобы определить стал ли процент гнилых яблок в этом году больше, чем в прошлом.
Проверка гипотез — это математическая альтернатива для измерения генеральной совокупности. Благодаря этим вычислениям мы можем обобщить измерения небольшой выборки на большую генеральную совокупность. Так мы проделываем меньше работы.
Случайно набранная выборка имеет такой же процент гнилых яблок, как и генеральная совокупность, при условии, что набранная выборка достаточно велика.
Математики придумали способ, как обобщить вывод, основанный на выборке, на генеральную совокупность.
Этот способ начинается с формулировки чёткой исследовательской гипотезы. К сожалению, математика работает только в том случае, если у нас уже есть представление о том, что мы хотим проверить.
Основная гипотеза для нашего примера:
Процент гнилых яблок в генеральной совокупности в этом году, больше чем в прошлом.
Фактическая проверка гипотезы
Математика проверки гипотез образует баланс между результатом измерений выборки с числом наблюдений. Результатом будет p-значение.
Эти вычисления проходят через использование распределений: почти для каждой воображаемой ситуации был выведен математический закон, который описывает ожидаемый результат.
Для вопросов вида «да/нет», таких как вопрос о наших гнилых яблоках (гнилые/не гнилые), применяется закон подбрасывания монетки. Это самый простой пример математического закона: 50% выпадения решки, 50% орла.
Также очень просто это может быть представлено, как стандартное математическое распределение, которое скажет нам о вероятности наблюдений. Для примера, 7 орлов выпало из 10 подбрасываний монетки. Это называется биноминальным распределением и может быть изображено так:
биноминальное распределение 10 подбрасываний монетки.
В этой статье я буду далек от тяжёлой математики, но важно знать, что мы можем использовать математические формулы для оценки того, является ли наблюдаемый процент далеким от ожидаемого процента.
В конце этой статьи я дам вам список часто используемых формул проверки гипотез для различных случаев и после объясню, как их использовать. Но сначала я объясню интерпретацию проверки гипотез.
Результат проверки гипотез: p-value
За проверкой гипотез есть математический баланс между наблюдаемыми значениями и размером выборки. В конце вычислений каждый существующий вариант тестирования гипотез выдаст стандартизированную оценку, которая позволит сравнить результат, даже когда математика не совсем одинакова.
P-value это стандартный способ, чтобы сформулировать результат проверки гипотез и использовать его в любых других тестах.
P-value это число между 0 и 1, которое говорит нам, если разница между нашим наблюдениями выборок, и наши гипотезы сильно различаются. Опорное значение – это 0.05.
Разница статистически значима, если p-value меньше 0.05.
И разница статистически не значима, если p-value больше 0.05.
Мы сделали 10 подбрасываний монетки.
Наша гипотеза: мы ожидаем 5 решек.
Наши наблюдения: мы получили 6 решек.
Вычисление p-value дало 0.518, что больше, чем 0.05.
Наш вывод: разница статистически не значима.
Наша интерпретация: результат соответствует гипотезе.
Мы сделали 10 подбрасываний монетки
Наша гипотеза: мы ожидаем 5 решек.
Наш результат: мы получили 10 решек.
Наше p-value — 0.0, что меньше чем 0.05.
Наше заключение: разница статистически значима
Наша интерпретация: результат не соответствует гипотезе.
Мы проверили 10 яблок.
Наша гипотеза: мы ожидаем 1 гнилое яблоко.
Наш результат: мы получили 1 гнилых яблок.
Наше p-value — 1.0 что больше, чем 0.05.
Наше заключение: разница статистически не значима
Наша интерпретация: результат соответствует гипотезе.
Мы проверили 10 яблок.
Наша гипотеза: мы ожидаем 1 гнилое яблоко.
Наш результат: мы получили 5 гнилых яблок.
Наше p-value — 0.0114 что меньше, чем 0.05.
Наше заключение: разница статистически значима
Наша интерпретация: результат не соответствует гипотезе.
Заключение
В этой статье я дал интуитивную интерпретацию общей структуры статистических погрешностей или проверки гипотез. Я надеюсь, что теперь вы лучше понимаете проверку гипотез, и чем она может быть вам полезна.
Я не уходил глубоко в математические доказательства и в специфичные детали. В таблице ниже приведен список самых частых проверок гипотез, которые я рекомендую для дальнейшего изучения.
Название теста | Альтернативная гипотезе |
Тест одной выборки | Значение пременной отлично от ожидаемого значения |
Тест двух выборок | Значение двух групп различно |
ANOVA | Значение больше чем двух групп различно |
Пропорциональная z проверка | Процент успеха переменной из двух возможных вариантов отлично от ожидаемого значения |
Двухпропарциаоная z-проверка | Процент успеха переменной с двумя исходами различно между двумя группами |
Список с альтернативными гипотезами для некоторых проверок гипотез.
Я надеюсь эта статья будет полезна для вас, и желаю вам удачи в дальнейших исследованиях проверки гипотез.