п л лавров краткая биография
Краткая биография Петра Лаврова
Лавров (Миртов) Пётр Лаврович (1823—1900), философ, публицист, один из идеологов народничества.
Родился 14 июня 1823 г. в селе Мелехове Великолуцкого уезда Псковской губернии в дворянской семье.
В 1837—1844 гг. учился в Артиллерийском училище в Петербурге, позже преподавал математику в учебных заведениях Петербурга, с 1858 г. в звании профессора. В том же году получил чин полковника.
С середины 50-х гг. XIX в. главной сферой интересов Лаврова становятся проблемы философии. Свою философскую систему он именовал антропологизмом (от греч. «антропос» — «человек» и «логос» — «понятие», «суждение», «основание»). В её основе — свободная личность, неизбежно вступающая в конфликт с несправедливым обществом, которое необходимо преобразовать.
В конце 50-х — начале 60-х гг. Лавров активно участвовал в общественной жизни.
В 1861—1863 гг. он возглавлял издание «Энциклопедического словаря, составленного русскими учёными и литераторами» и являлся негласным редактором журнала «Заграничный вестник».
В 1866 г. Лавров был арестован по обвинению в распространении «вредных идей» и по приговору военного суда сослан под надзор полиции в Вологодскую губернию.
В феврале 1870 г. бежал в Париж, позже переселился в Цюрих (Швейцария), затем в Лондон, где издавал журнал «Вперёд!» (1873—1876 гг.).
В 1876 г. вернулся в Париж и прожил здесь остаток жизни.
Одна из главных работ Лаврова — «Исторические письма» (1868—1869 гг.), ставшие идейным обоснованием «хождения в народ». Общественный прогресс, по его мнению, достигается путём страданий народа; отсюда — мысль об «уплате долга» интеллигенцией народу.
К началу 80-х гг. Лавров сблизился с революционной организацией «Народная воля», в 1883—1886 гг. издавал журнал «Вестник „Народной воли”». К этому времени он пришёл к выводу о возможности осуществления в России социалистической революции силами интеллигенции, объединённой в сплочённую партию.
Лавров Петр Лаврович
Русский ученый. Социолог. Философ. Публицист. Революционер. Историк. Один из идеологов народничества. Член Первого Интернационала. Редактор в журнале «Вперед». Возглавлял собственное направление русского народничества, которое впоследствии назовут «лавризм».
Петр Лавров родился 14 июня 1823 года в селе Мелехово, Псковская область. После школы, в 1842 году окончил Санкт-Петербургское артиллерийское училище и начал работать в Артиллерийской Академии, где получил звание профессора математики.
В 1860 году вышла в свет его первая книга «Очерки вопросов практической философии». Лавров полагал, что нравственная личность неизбежно вступает в конфликт с несправедливым обществом. Идеальным обществом по отношению к личности может быть строй, основанный на добровольном союзе свободных и нравственных людей.
В 1860-е годы Лавров принимал участие в студенческом движении, увлекаясь литературой и общественными работами. В это время знакомится с Николаем Чернышевским, который пригласил его в тайное революционное общество «Земля и Воля». Целью общества являлась подготовка крестьянской революции. После неудачного покушения на Александра II в 1866 году его арестовали, а затем сослали в Вологодскую область. Уже находясь в ссылке, написал свое самое известное произведение «Исторические письма».
Через четыре года, Лавров при помощи знакомого революционера Германа Лопатина бежал в Париж, где быстро увлекся западноевропейским рабочим движением и вскоре вступил в Первый Интернационал. По специальному заданию оказать помощь осажденной Парижской коммуне, Лавров уехал в Лондон, где его познакомили с самыми известными революционерами Карлом Марксом и Фридрихом Энгельсом.
В 1870-е годы Петра Лаврова пригласили работать редактором в журнал «Вперед». Позднее возглавил собственное направление русского народничества, получившее название «лавризм».
Петр Лаврович Лавров скончался 6 февраля 1900 года в Париж. Похоронен великий философ и революционер на парижском кладбище Монпарнас.
Лавров Петр Лаврович
Русский социолог, философ, публицист и революционер, историк. Один из идеологов народничества. (1823-1900)
«Развитие личности в физическом, умственном и нравственном отношении, воплощение в общественных формах истины и справедливости — вот краткая формула, обнимающая, как мне кажется, все, что можно считать прогрессом»
Лавров Петр Лаврович
__________
Петр Лаврович Лавров родился 2 июня 1823 в село Мелихово Псковской губернии в семье потомственных дворян. Получив домашнее образование, поступил в Петербургское артиллерийское училище, где считался лучшим учеником М. Остроградского, академика военных наук. После окончания училища в 1842 был оставлен при нем репетитором, затем преподавателем математики. В 1844–1846 преподавал математические предметы в военных учреждениях Петербурга.
В 1860 году вышла в свет его первая книга «Очерки вопросов практической философии».
Лавров полагал, что нравственная личность неизбежно вступает в конфликт с несправедливым обществом. Идеальным обществом по отношению к личности может быть строй, основанный на добровольном союзе свободных и нравственных людей.
В 1860-х годах принимал деятельное участие в литературе и общественной работе и в студенческом движении, сблизился с Н. Г. Чернышевским, входил в состав первой «Земли и воли». После покушения Д. В. Каракозова на Александра II был арестован, признан виновным в «распространении вредных идей», «сочувствии и близости к людям, известным правительству своим вредным направлением» (Чернышевскому, Михайлову и профессору П. В. Павлову), и в январе 1867 года приговорен к ссылке в Вологодскую губернию (Тотьма, Вологда, Кадников), где жил с 1867 по 1870 года. В Тотьме он познакомился с А. П. Чаплицкой, полячкой по национальности, арестованной за участие в Польском восстании 1863—1864 годов, ставшей его гражданской женой (ум. в 1872).
В ссылке Лавровым было написано самое известное его произведение — «Исторические письма». В «Исторических письмах» содержался призыв к «критически мыслящим» и «энергически стремящимся к правде личностям», прежде всего молодым, проснуться, понять задачи исторического момента, потребности народа, помочь ему осознать свою силу и вместе с ним приступить к творению истории, к борьбе против старого мира, погрязшего во лжи и несправедливости. «Исторические письма», будучи социально-политическим произведением, вышли, когда революционная интеллигенция, особенно молодежь, искала новые возможности приложения своих сил для участия в освобождении народа: надежды Н. Г. Чернышевского на народное восстание после отмены крепостного права не оправдались; «теория реализма» Д. И. Писарева с её культом естествознания не обещала скорых результатов; заговорщическая деятельность «Народной расправы» С. Г. Нечаева была использована правительством для дискредитации «нигилистов». Поэтому в обстановке конца 1860-х — начала 1870-х гг. это произведение Лаврова стало «ударом грома», одним из идейных побудителей для практической деятельности революционных интеллигентов.
В 1870 году при помощи Г. А. Лопатина бежал в Париж, где связался с западноевропейским рабочим движением и вступил в Первый интернационал. В целях организации помощи осажденной Парижской коммуне ездил в Лондон, где познакомился с К. Марксом и Ф. Энгельсом. В 1873—1877 годах редактирует журнал «Вперёд» и одноименную двухнедельную газету (1875—1876) — органы возглавлявшегося Лавровым направления русского народничества, так называемого «лавризма». После убийства Александра II сближается с народовольцами и в 1883—1886 годах редактирует вместе с Л. А. Тихомировым «Вестник Народной воли».
В июле 1889 году на конгрессе Второго интернационала партия Гнчак уполномочила в качестве своего представителя революционера П. Лаврова.
Последние годы жизни Лавров, не порывая связей с революционным движением (редактировал «Материалы для истории русского социально-революционного движения»), посвятил написанию теоретических трудов по истории человеческой мысли: «Задачи понимания истории» и «Важнейшие моменты в истории мысли». В его наследии, не до конца выявленном (известны 825 произведений, 711 писем; раскрыто около 60 псевдонимов), — статьи в русской легальной печати, политические стихотворения, в том числе широко известная «Новая песня» (текст опубликован в газете «Вперёд!», 1875, № 12 от 1 июля), получившая позднее название «Рабочая Марсельеза» («Отречёмся от старого мира…»), которую А. А. Блок называл среди «прескверных стихов, корнями вросших в русское сердце… не вырвешь иначе, как с кровью…».
Лавров умер в Париже; похоронен на кладбище Монпарнас. Его последние слова: «Зовёт… живите хорошо. Кончается… кончилась моя жизнь».
В русском народническом революционном движении выделяют три направления: пропагандистское, анархистское и террористическое. Идеологом первого из них был Петр Лаврович Лавров.
Талантливый дворянин
По рождению он не должен был стать революционером – Петр родился 2(14) июня 1823 года в дворянской семье. Его отец был героем войны 1812 года, полковником. Семья была образованной, и Пете с детства взяли домашних учителей. Он проявил большие способности к языкам, легко освоив французский и немецкий.
По семейной традиции Петя в 1837 году поступил в военное училище. Его специальностью должна была стать артиллерия, а для этого нужно было хорошо знать математику. В училище выяснилось, что Петр Лавров и к этому предмету имеет блестящие способности.
По этой причине фактически он в армии никогда не служил, хотя до 1858 года достиг звания полковника. Даже во время Крымской войны Лавров находился далеко от линии фронта под Нарвой и в боевых действиях не участвовал. Занимался же он преподаванием математики в высших военных учебных заведениях – Константиновском училище и Михайловской артиллерийской академии. Будучи небогатым, он подрабатывал также репетиторством и написанием статей на артиллерийскую тематику.
Революционер в погонах
Однако интересовался Лавров не только математикой – его занимала также литература и современные ему общественно-политические учения. Поскольку он имел блестящие способности, то вскоре стал настоящим специалистом в области истории философии, социологии и целом ряде других общественных дисциплин. Лавров умел и хорошо писать, поэтому его статьи охотно публиковали, а в 1860 году вышла его первая большая книга «Очерки вопросов практической философии».
Но благополучным ученым автор не был. Он критически относился к устройству современного ему общества, и на этой почве сблизился с радикально настроенными представителями интеллигенции. Лавров разделял идеи Н.Г.Чернышевского и был участником организации «Земля и воля» 1860-х годов. Многие свои произведения он печатал в «Колоколе» А.И.Герцена, а это издание было в России запрещено и попадало в страну только нелегально.
Такие настроения в офицере в больших чинах были весьма нежелательны. В 1866 году Лавров был арестован, и на следующий год его отправили в ссылку в Вологодскую губернию. Но там он прожил только до 1870 года. Революционер Герман Лопатин, известный своими исключительными талантами в деле побегов из мест заключения, организовал бегство Лаврова из Вологды и его переезд в Западную Европу. Более революционер на родину не возвращался, занимаясь теоретической работой и участием в европейском общественном движении.
Революция в теории и на практике
При этом основателем пропагандистского направления в народничества Петр Лаврович стал еще во время пребывания в Вологде. Там он написал «Исторические письма», в которых развил идеи о необходимых для революции и установления справедливого общества предпосылках. Задачу революционеров же он видел в создании этих предпосылок – разъяснении народу его интересов и методов их защиты, а также руководстве народным выступлением, когда оно начнется.
Лавров написал немало работ на темы этики и философии истории. Писал он и стихи. Самым известным его произведением стала «Рабочая Марсельеза». Это один из самых известных русских революционных гимнов. После Февральской революции 1917 года Временное правительство утвердило песню Лаврова в качестве временного государственного гимна России.
Даже далекие от революционности граждане признают П.Л.Лаврова выдающимся философом и интересным литератором. И не стоит забывать, что он никогда не был сторонником терроризма.
Мемория. Петр Лавров
14 июня 1823 года родился Петр Лавров, один из идеологов народничества.
Личное дело
Петр Лаврович Лавров (1823-1900) родился в родовом имении Мелехово Псковской губернии в дворянской семье. Отец, Лавр Степанович, полковник артиллерии в отставке, был участником Отечественной войны 1812 года и личным другом военного министра Алексея Аракчеева. Мать, Елизавета Карловна (урожденная Гандвиг) была из обрусевшего шведского рода.
Благодаря матери мальчик получил хорошее домашнее образование, с детства хорошо владел французским и немецким языками, много читал, в том числе и книги из французской библиотеки отца. В 1837 родители отправили Петра в Санкт-Петербург в артиллерийское, где он считался лучшим учеником академика М. В. Остроградского. После окончания училища в 1842 году два года учился в высших офицерских классах.
Самостоятельно изучал литературу по общественным наукам, в частности, знакомился с произведениями социалистов-утопистов, писал стихи, проявил исключительные способности к математике и тягу к знаниям в целом. Успехи в учебе Петра Лаврова были так велики, что он был оставлен при училище репетитором математических наук.
Это положило начало его военно-преподавательской карьере — он преподавал в Петербургской Михайловской артиллерийской академии (с 1858 — полковник и профессор математики), в Константиновском военном училище (с 1860 наставник-наблюдатель).
В это время Лавров знакомится с историей Французской буржуазной революции конца XVIII в., которая сильно увлекла его. Тогда же он прочитал сочинения французского мыслителя-утописта Фурье, чьи социальные идеи произвели на молодого человека большое впечатление.
В 1847 году Лавров женился на слывшей красавицей вдове с двумя детьми, титулярной советнице Антонине Христиановне Ловейко, которая была старше его. Это лишило Лаврова материальной поддержки со стороны отца.
В этом браке у него родилось четверо детей. Жалование преподавателя не давало возможности содержать такую большую семью, в связи с чем Лавров начал писать специальные статьи для «Артиллерийского журнала» и подрабатывать репетиторством. После смерти отца (1852) и старшего брата Михаила жизнь в материальном плане становится более обеспеченной.
Лавров изучал новейшую европейскую философию, публиковал свои стихи у А. И. Герцена в сборнике «Голоса из России», участвовал в работе над «Энциклопедическим словарем», писал статьи по широкому кругу вопросов: философии, социологии, истории общественной мысли, проблемам нравственности, искусства, литературы и народного образования.
В 1860 году вышла в свет его первая книга «Очерки вопросов практической философии». Лавров полагал, что нравственная личность неизбежно вынуждена вступить в конфликт с несправедливым обществом. Идеальным же обществом для таких людей может быть только строй, основанный на добровольном союзе свободных и нравственных личностей.
В 1860-х годах принимал активное участие в литературной жизни, общественной работе и в студенческом движении, сблизился с Николаем Чернышевским, входил в состав первой «Земли и воли». В это время он впервые привлек широкое внимание публики своими лекциями в новом зале петербургского Пассажа, которые были устроены с благотворительной целью. Денежный сбор предназначался Обществу для пособий нуждающимся литераторам и ученым (потом стало известно под названием Литературный фонд). Лавров прочел три лекции о современном значении философии, каждый раз зал был заполнен публикой.
Записи лекций, прочитанных в Пассаже, ему удалось потом напечатать в виде отдельной статьи, в журнале «Отечественные записки». За эту статью цензор, дозволивший ее к печати, имел серьезные неприятности, поскольку в ней упоминались «пять теней погибших героев русской мысли и русской жизни». Можно было догадаться, что речь идет о казненных декабристах, которые в статье были публично названы героями.
Во время студенческих волнений в университете Лавров привлек внимание полиции. Когда из-за этих волнений университет был временно закрыт и возбужденные студенты толпились у ворот его на набережной Невы, Лавров в полковничьей форме ходил от одной группы студентов к другой и выражал им свое сочувствие. А когда какой-то полицейский чин предложил ему удалиться, он отказался.
В конце апреля 1866 года, спустя три недели после покушения Д. В. Каракозова на Александра II, Петр Лавров был арестован и помещен на главную петербургскую гауптвахту – Ордонансгауз. При обыске у него нашли несколько листков с политическими стихами, а также записка от Чернышевского, в которой предлагалось отправить арестованным студентам в Кронштадт пятьсот или шестьсот рублей из Литературного фонда.
Он был признан виновным в «распространении вредных идей», «сочувствии и близости к людям, известным правительству своим вредным направлением», и в январе 1867 года приговорен к ссылке в Вологодскую губернию, где жил с 1867 по 1870 годы. Вместе с ним в ссылку поехала престарелая мать Елизавета Карловна.
Первоначально его определили на жительство в городок Тотьма. Еще до ареста успевший овдоветь Лавров познакомился там со ссыльной Анной Чаплицкой, полячкой по национальности. Она была осуждена за участие в Польском восстании 1863—1864 годов. Чаплицкая стала его гражданской женой. Обвенчаться они не могли, потому что у Анны был муж, оставшийся в Варшаве и не поехавший за женой в ссылку.
В конце августа 1868 года Лавров получил разрешение перебраться из глухой Тотьмы в губернский город Вологду. Но не прожил в Вологде и двух недель – на основании доноса тотемского полицейского исправника власти решили, что он человек для губернского города вредный. Из Петербурга пришло распоряжение выслать Лаврова из Вологды. Вернуться в Тотьму, где он уже оброс знакомствами, ему также не позволили.
Лавров был вынужден уехать в Кадников – маленький городок в той же Вологодской губернии, где страшно тосковал без общения и от отсутствия достойных собеседников. В Кадникове он был тогда единственным ссыльным, и наблюдать за ним было поручено двум жандармам. Беспросветность провинциальной жизни скрашивали только редкие встречи с Анной Чаплицкой, к которой Лавров несколько раз тайно ездил в Вологду, ускользая из-под полицейского наблюдения.
Узнав, что дочь Мария решила отправиться в свадебное путешествие с мужем за границу, Лавров в письме, отправленном с оказией, попросил их встретиться по возможности с Александром Герценом и спросить о перспективах его эмиграции в Европу, если удастся бежать из ссылки.
В Париже Лавров связался с западноевропейским рабочим движением и вступил в Первый интернационал. В апреле 1870 года был принят в действительные члены парижского Антропологического общества как знаток естественной истории.
В 1873—1877 годах редактировал журнал «Вперед» и одноименную двухнедельную газету, ставшие рупором направления русского народничества, названного «лавризмом».
После убийства императора Александра II Лавров сблизился с народовольцами и в 1883—1886 годах редактировал вместе с Л. А. Тихомировым «Вестник Народной воли».
В последние годы жизни Лавров, не порывая связей с революционным движением, занимался написанием теоретических трудов по истории человеческой мысли: «Задачи понимания истории. Проект введения в изучение эволюции человеческой мысли» и «Важнейшие моменты в истории мысли».
Петр Лавров умер в Париже 6 февраля 1900 года на 77-м году жизни. Похоронен на кладбище Монпарнас.
Чем знаменит
Петр Лавров считается одним из основных идеологов российского народничества, а лавризм как система взглядов занимал значительное место в русском освободительном движении XIX века. В.И. Ленин называл Петра Лаврова «ветераном революционной теории».
Самым известным произведением Лаврова являются написанные в ссылке «Исторические письма», в которых содержался призыв к «критически мыслящим» и «энергически стремящимся к правде личностям» проснуться, понять потребности народа, помочь ему осознать свою силу и вместе с ним приступить к творению истории, к борьбе против старого мира, погрязшего во лжи и несправедливости.
Процесс исторического развития Лавров оценивал с точки зрения субъективно выбранного нравственного идеала. По его мнению, историю в конечном счете делает по своей воле образованное и нравственное меньшинство («критически мыслящие личности»). Поэтому первая задача революционных деятелей — выработка нравственного идеала, к осуществлению которого им и надлежит стремиться на практике.
Важность «Исторических писем» состояла в том, что они выявили новый взгляд на историю общества и показали возможность превратить слепой исторический процесс в процесс сознательный, а человека рассматривали не как игрушку высших сил и непознаваемых законов, а как центр и движущую силу исторических событий.
В обстановке конца 1860-х — начала 1870-х годов это произведение стало одним из идейных руководств для практической деятельности революционных интеллигентов. Оно подвигло огромное количество разночинцев на пропагандистскую работу в народной среде.
О чем надо знать
Отдельные стихотворения Петра Лаврова имели успех и ходили по рукам в рукописях, хотя поэтического дарования по большому счету у него не было. Некрасов, характеризуя эту сторону творчества Лаврова, говорил, что стихи его — это рифмованные передовые статьи.
Самым известным стихотворением Лаврова стала «Новая песня», опубликованная в газете «Вперед!» в июле 1875 года и получившая позднее название «Рабочая Марсельеза» («Отречемся от старого мира…»). В первые месяцы после Февральской революции «Новая песня» использовалась в качестве гимна.
Александр Блок писал, что это «прескверные стихи, корнями вросшие в русское сердце; не вырвешь иначе, как с кровью…». В 2013 году поэт Евгений Евтушенко отозвался на эти слова Блока такими строчками:
Тому простятся все грехи
(как подсказал нам Блока вывод),
чьи и прескверные стихи
из сердца русского не вырвать.
Прямая речь
О нравственной личности: «Для оценки значения и достоинства человека важно не то слово, которое он повторяет беспрестанно, а то чувство или та мысль, под влиянием которой он действует. Мало ли знаменитых лицемеров говорят о справедливости, о бескорыстии, о своей всегдашней преданности общему благу, а сами. готовы защищать самое вредное установление для своего отечества, лишь бы им было хорошо!».
Об ответственности поколений: «За грехи отцов мы ответственны лишь настолько, насколько продолжаем эти грехи и пользуемся ими, не стараясь исправить их последствий. Каждое поколение ответственно перед потомством за то лишь, что оно могло сделать и чего не сделало».
О роли интеллигенции в пробуждении народных масс: «В одном народе есть. достаточно энергии, достаточно свежести, чтобы совершить революцию, которая улучшила бы положение России. Но народ не знает своей силы, не знает возможности низвергнуть своих экономических и политических врагов. Надо его поднять. На живом элементе русской интеллигенции лежит обязанность разбудить его, поднять его, соединить его силы, повести его в битву. Он разрушит гнетущую его монархию, раздавит своих эксплуататоров и выработает своими свежими силами новое, лучшее общество. Здесь и только здесь — спасение России»
Не вечен будет сон; настанет пробужденье,
И устыдится Русь невежественной тьмы.
(Из стихотворения «Пророчество», 1857 год)
6 фактов о Петре Лаврове