п ф лесгафта биография
Лесгафт, Пётр Францевич
Санкт-Петербург, Российская империя
недалеко от Каира
Содержание
Биография
Пётр Францевич Лесгафт родился 8 (20) сентября 1837 ( 18370920 ) в Санкт-Петербурге в семье ювелира немецкого происхождения, Франца Карловича Лесгафта.
Возможно, что свои первые познания в медицине он получил от своей матери, Генриеты Адамовны Лесгафт, поскольку она являлась «повивальной бабкой» и время от времени вызывалась для оказания акушерской помощи рожавшим женщинам. В январе 1848 г., после получения первоначального домашнего образования, Лесгафт был определён в первый класс в Петришуле — Главное немецкое училище св. Петра. Но в 1851 г. отец решил прервать его обучение и отдал четырнадцатилетнего сына в ученики к знакомому аптекарю. Заканчивал обучение Лесгафт в мужском отделении другого немецкого училища — Анненшуле.
Летом 1856 г. Лесгафт был зачислен в медико-хирургическую академию. Его поступление совпало с кардинальным положительным изменением в её управлении. По инициативе П. А. Дубровского, президента академии, были внесены значительные изменения в программы академии, созданы новые кафедры, развернулось интенсивное строительство новых зданий и перестройка старых. Под руководством учёного секретаря конференции Николая Николаевича Зинина, Петр Францевич Лесгафт получил первые навыки серьёзной исследовательской работы, научился строгой постановке опытов и обращению с химическими реактивами.
Педагогические идеи
Роль воспитания в развитии человека
Природосообразность воспитания в раннем возрасте
«Обыкновенно,— писал он,— приучают ребёнка к искусственному прибавочному раздражению с самого появления его на свет и этим содействуют понижению его впечатлительности и препятствуют нормальному ходу его развития. Младенца носят на руках, его укачивают, поют ему однообразные напевы, целуют, подделываются под произносимые им звуки — все это является искусственными раздражителями, которые доводят его до утомления. Детей водят по театрам и различным публичным зрелищам и собраниям, даже устраивают особенные детские балы, для которых их украшают роскошной одеждой и тем приучают к роскоши и соревнованию. В результате дети оказываются вялыми, апатичными, безучастными к занятиям в школе. Чем сильнее возбудители, тем более притупляется и понижается впечатлительность ребёнка, в результате оказывается нужно постоянно увеличивать возбудитель, чтобы получать необходимый эффект. «… Чтобы возбудить… пониженную впечатлительность,— писал Лесгафт,— необходимо прибегать к более сильным раздражителям, причём ощущение будет расти не в такой прогрессии, как раздражение, а гораздо медленнее; очень же сильное и неожиданно действующее раздражение может совершенно уничтожить способность воспринимать впечатления или даже разрушить аппарат, служащий для восприятия раздражения». [3]
Школьные типы
В своем труде «Школьные типы П. Ф. Лесгафт показал, как часто в условиях семейного воспитания уродуется личность ребёнка, как уже в дошкольные и ранние школьные годы формируются разные отрицательные типы детей:
Семейное воспитание
П. Ф. Лесгафт считал, что различные типы детей возникают, прежде всего, в условиях их семейной жизни и воспитания. [4] В своей книге «Семейное воспитание ребёнка и его значение» П. Ф. Лесгафт изложил научные основы семейного воспитания детей, он выдвинул перед родителями требование: «щадить личность своего ребёнка», показал, как важно сочетание известной свободы деятельности детей (наблюдение деятельности взрослых, явлений окружающей жизни, выяснение связи между ними и т. д.) и разумного руководства, любой и внимания к их нуждам и потребностям со стороны родителей. П. Ф. Лесгафт особо выделял период семейного воспитания со дня рождения ребёнка до поступления в школу (до конца седьмого года), которому придавал весьма важное значение в развитии личности человека. «Во время семейного периода жизни ребёнка,— писал Лесгафт,— складывается его тип, усваиваются им обычаи и привычки данной местности и семьи, и поэтому этот период имеет большое влияние на жизнь человека и оставляет почти неизгладимый след на всем его будущем существовании». П. Ф. Лесгафт видел главную задачу родителей в том, чтобы они создали в семье такие условия, которые позволили бы детям с раннего возраста свободно и гармонически развиваться, посильно участвовать в деятельности взрослых. Правильно поставленное семейное воспитание, по мнению Лесгафта, должно создать нормальный тип ребёнка, сохранить и развить ценнейшие его качества: впечатлительность ко всему окружающему, самодеятельность, отзывчивость, искренность, правдивость, интерес к познанию и т. п. Совершенно недопустимы телесные наказания детей. Они вредны с биологической, психологической и педагогической стороны. «Ребенок, выросший под непрестанным применением их, представляет собой резкий и обособленный тип,— писал Лесгафт. — Характерными чертами его являются подозрительность, резкость и угловатость действий, замкнутость, тупая и медленная реакция на внешние впечатления, проявления мелкого самолюбия и резкие выходки, сменяющиеся полной апатией».Рекомендуя создавать для детей необходимые условия, чтобы они могли «жить жизнью ребёнка», Лесгафт требовал от родителей и воспитателей строго обдуманных, последовательных действий, предусматривающих выработку у детей навыков сосредоточенности, дисциплинированности, доведения своего дела до конца, умения преодолевать препятствия и трудности при достижении поставленных целей. [3]
Критика системы Ф. Фребеля
П. Ф. Лесгафт был знаком с практикой фребелевских детских садов за границей, а также русских платных детских садов в Петербурге и считал их учреждениями, не отвечающими требованиям правильного воспитания и развития детей: «Собирая детей для общих систематизированных занятий с двух с половиной до трехлетнего возраста, когда они только повторяют (имитируют) все их окружающее и когда у них ещё нет ни наблюдательности, ни опытности, содействующих их рассуждениям и более или менее самостоятельным их действиям, можно поддержать и развить у них только стадные проявления, в ущерб их индивидуальным наклонностям и развитию их характера». Лесгафт выступал против систематизированных и строго регламентированных игр и занятий, рекомендованных Фребелем. Он считал, что содержание первых игр и занятий детей должно иметь отпечаток социальной среды, которая их окружает, своеобразно отражать деятельность близких им людей. Он писал: «Теоретические основы Фребеля (последователя Гегеля) не выдерживают никакой критики: они указывают на недостаточное знакомство автора с природою ребёнка, с ходом его развития. Фантастические рассуждения Фребеля слишком беспочвенны и не выясняют теоретических оснований его системы». Лесгафт считал возможным использовать лишь отдельные игры и занятия Фребеля в семейном воспитании детей, но на основе иной методики. Он удивлялся, почему часто вполне обеспеченные родители отдавали своего единственного ребёнка в детский сад, и считал, что передачу детей в детский сад «можно было бы допустить разве при отсутствии родителей или невозможности их заняться своими детьми». Признавая существование детских садов лишь как неизбежность и необходимость для детей, лишённых родительского попечения и заботы, Лесгафт настаивал на том, чтобы в них была решительно изменена воспитательная работа, чтобы они приняли совершенно другой характер. Детский сад должен походить на простую семью, считал он, иметь удобное помещение; детям должна быть предоставлена большая свобода в играх и занятиях, особенно на открытом воздухе. Указывая, что естественной и незаменимой воспитательницей детей преддошкольного и дошкольного возраста является образованная мать, Лесгафт считал необходимой и неотложной задачей развитие женского образования в России. [3]
Физическое воспитание
Исходя из основного положения созданной им функциональной анатомии — о единстве формы и функции, — Лесгафт считал возможным воздействовать функцией, «направленным упражнением», на развитие органов человеческого тела и всего организма. [5] В основе педагогической системы П. Ф. Лесгафта лежит учение о единстве физического и духовного развития личности. Ученый рассматривает физические упражнения как средство не только физического, но и интеллектуального, нравственного и эстетического развития человека. При этом он постоянно подчеркивает важность рационального сочетания, взаимовлияния умственного и физического воспитания. «Необходимо, — писал П. Ф. Лесгафт, — чтобы умственное и физическое воспитание шли параллельно, иначе мы нарушим правильный ход развития в тех органах, которые останутся без упражнения». Так же, как и И. М. Сеченов, П. Ф. Лесгафт считал, что движения, физические упражнения являются средством развития познавательных возможностей школьников. Поэтому, по его мнению, «школа не может существовать без физического образования; физические упражнения должны быть непременно ежедневными, в полном соотношении с умственными занятиями». Используя при этом термин «образование», П. Ф. Лесгафт понимает его шире, чем мы это делаем сегодня. По сути дела, образование у П. Ф. Лесгафта — это воспитание, формирование личности человека, а физическое образование — целенаправленное формирование организма и личности под воздействием как естественных, так и специально подобранных движений, физических упражнений, которые с возрастом постоянно усложняются, становятся напряженнее, требуют большой самостоятельности и волевых проявлений человека. Учебно-воспитательный процесс физического воспитания П. Ф. Лесгафт определял как объект социально-научного исследования, как часть созданной им общей теории физического образования. Он считал важной целью физического образования умение сознательно управлять своими движениями, «приучаться наименьшим трудом в возможно меньший промежуток времени сознательно производить наибольшую работу или действовать изящно и энергично». Впервые в России П. Ф. Лесгафт научно обосновал необходимость использования методов слова и показа. Учитывая уровень преподавания гимнастики в школах того времени, он не отрицал показ, но считал, что метод этот надо использовать тогда, когда двигательное действие уже осознано занимающимися. Все ученики должны выполнять упражнения осознанно, а не механически. Это возможно при четком и кратком объяснении упражнения. Большое внимание П. Ф. Лесгафт обращал на содержание физического образования, на использование упражнений и игр как метода познания. Он классифицировал физические упражнения по четырём основным группам:
Лесгафт Петр Францевич
Российский ученый. Биолог. Анатом. Антрополог. Врач. Педагог. Общественный деятель. Известен как создатель теоретической функциональной анатомии в палеонтологии, научной системы физического воспитания. Основатель Санкт-Петербургской биологической лаборатории.
После академии, Петр остался на кафедре, которой руководил Грубер и продолжил изучать строение мышц. Молодому ученому впервые удалось показать, что мышцы у человека устроены так же, как и у животных. Его работы заложили основы новой науки: теоретической анатомии.
После блестящей защиты докторской диссертации на тему: «Колотомия в левой поясничной области с анатомической точки зрения», Лесгафт по предложению Грубера занимает кафедру анатомии на медицинском факультете Казанского университета. Однако происхождение Петра Францевича Лесгафта не понравилось консервативно настроенной части профессоров.
Через два года ученому пришлось оставить кафедру и перейти на должность преподавателя, ведущего занятия со студентами. Вскоре Лесгафт организует студенческий кружок, в котором развертывает широкую программу исследований, посвященную анатомии человека. Впервые в мировой науке проводит всестороннее исследование механики работы человеческого сустава. Анатомические наблюдения позволили ученому прийти к выводу, что многие заболевания можно лечить с помощью специальных физических упражнений.
Вначале физиолог помогал больным, перенесшим операции на суставах. Первые клинические испытания подтвердили эффективность методики ученого, и тогда Лесгафт выступил с инициативой создания специальной биологической лаборатории. Однако руководство выступило категорически против нововведения. Петр Лесгафту припомнили его выступление в поддержку демократически настроенных студентов, и в 1872 году ученому пришлось покинуть университет.
Лесгафт показал, что развитие моторики ребенка стимулирует умственные способности. Впоследствии ученый разработал ряд специальных упражнений, корректирующих особенности поведения и умственного развития детей. Упражнения, развивающие моторику пальцев, стимулировали развитие речи ребенка, подвижные игры способствовали ускорению интеллектуального развития.
В 1893 году Петр Лесгафт создал специальную биологическую лабораторию при Высших женских курсах. Сделал ряд открытий в области теоретической анатомии, например показал, что у всех живых организмов тип мышцы четко и неразрывно связан с ее функцией. Развивая свою методику работы с детьми, Лесгафт создает комплексы упражнений для пациентов всех возрастов.
Впервые ученый вводит занятия физкультурой в лечебный процесс. На основе методики Лесгафта созданы системы упражнений, способствующие излечению определенных видов заболеваний. Практически создал науку о физическом воспитании человека.
Через три года ученого приглашают на должность профессора в Петербургский университет. Однако Петр Лесгафт не принял престижное предложение. Вместо заманчивого предложения организует при своей лаборатории первые в мире Высшие научные курсы физического образования, которые затем преобразованы в Петербургский институт физической культуры.
Расширяя сферу применения своей методики, Петр Лесгафт разрабатывает комплексы упражнений для здоровых людей. Однажды к ученому обратилось руководство военного министерства с предложением реорганизовать систему воспитания.
Ознакомившись с существовавшими в то время комплексами упражнений, талантливый врач и исследователь разрабатывает иную систему, направленную на развитие не только физической выносливости, но и соответствующих профессиональных навыков: например, для военно-морской академии Лесгафт разрабатывает систему упражнений для тренировки вестибулярного аппарата. Будущие офицеры получали навыки координации своих действий в любой ситуации, даже во время сильной качки они продолжали выполнять свои обязанности.
Основным направлением научной деятельности Лесгафта оставалась работа с детьми. В начале XX века создал теорию физического воспитания человека на основе принципа единства комплексного развития личности.
После выступлений 1905 года курсы Петра Францевича Лесгафта оказались закрыты, ученого обвинили в поддержке революционеров и приговорили к высылке из Петербурга. Однако известность ученого в России и в Европе помешала реализации репрессивного решения. Нo все же Лесгафта увольняют из Петербургского университета. Далее антрополог продолжает преподавательскую деятельность, открыв на деньги частных пожертвователей Высшую вольную школу физического образования и оставался директором учреждения вплоть до своей смерти.
В 1908 году ученый отправился в научную экспедицию в Африку, чтобы познакомиться с особенностями физического воспитания у первобытных народов. Лесгафт предполагал, что у африканцев сохранились реликтовые формы упражнений, которые уже исчезли в других местах.
Осенью 1909 года Петр Францевич Лесгафт в пригороде Каира простудился и тяжело заболел. Болезнь дала осложнения на почки, и врачи рекомендовали ему санаторное лечение. В Гелуани находился санаторий, которым руководили русские врачи. Туда и решили отвезти Лесгафта.
Петр Францевич Лесгафт скончался 11 декабря 1909 года. Похоронен великий российский ученый в Санкт-Петербурге, на Волковском православном кладбище при огромном стечении народа.
Библиография Петра Лесгафта
Труды по анатомии
Главнейшие работы Лесгафта по анатомии:
Труды по антропологии и педагогике
Главные труды Лесгафта как специалиста по антропологии и по вопросам физического воспитания детей:
«Об отношении анатомии к физическому воспитанию» (1876),
«Задачи антропологии и метод ее изучения»,
«Семейное воспитание ребенка» (ч. I и II, 5-е изд. 1906; ч. III, 1911),
«Первые годы жизни ребенка» («Известия Санкт-Петербургской Биологической Лаборатории», т. III, выпуски 3 и 4; т. V, выпуски 1 и 2; т. VII, вып. 1);
«Период возмужалости» («Известия Санкт-Петербургской Биологической Лаборатории», т. II, выпуски 2 и 3);
«Материалы для изучения школьного возраста»;
«Руководство к физическому образованию детей школьного возраста» (СПб., 1901-1904, 3-е изд. 1912).
Посмертные издания
Некоторые издания после 1917 г.:
Память о Петре Лесгафте
Национальный государственный университет физической культуры, спорта и здоровья имени П. Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург.
Естественно-научный институт имени П. Ф. Лесгафта (до 1957).
Музей функциональной морфологии человека и животных имени Лесгафта (Санкт-Петербург).
В честь Лесгафта названа ведомственная медаль Министерства спорта Российской Федерации.
Медалью Петра Лесгафта награждаются граждане Российской Федерации за большой личный вклад в развитие спортивной науки и образования, как правило, имеющие стаж работы в сфере физической культуры и спорта не менее 10 лет.
Семья Петра Лесгафта
Мемория. Петр Лесгафт
20 сентября 1837 года родился Петр Лесгафт, выдающийся биолог, создатель научной системы физического воспитания.
Личное дело
Петр Францевич Лесгафт (1837—1909) родился в Санкт-Петербурге в семье обрусевшего немца, ювелира Иоганна Петера Отто Лесгафта и его жены Генриетты Луизы. Его отец, в России называвшийся Петром Карловичем, был человеком суровым, любил порядок и дисциплину и приучал к этому и своих детей. Петра с малых лет заставляли носить дрова и убирать тротуар. Отцовское воспитание привило мальчику нетерпимость к лени, а также принципиальность и бескорыстие. Любовью же к музыке он был обязан своей матери, Генриетте Адамовне. Возможно, и первые медицинские познания он тоже получил от неё: мать его нередко вызывали в качестве повивальной бабки для оказания акушерской помощи.
Поступив в академию, Пётр ушёл из родного дома, снял комнату и зарабатывал на жизнь случайными уроками.
На третьем курсе Лесгафт увлёкся анатомией. Летом 1860 года в академии была открыта кафедра практической анатомии под руководством профессора В.Л. Грубера. Пётр вскоре стал одним из самых ревностных посетителей препаровочной и любимым учеником Грубера.
В 1861 году Лесгафт с честью выдержал все экзамены, получив в итоге степень лекаря и звание уездного врача. 18 июня молодому врачу вручили диплом об окончании им академии с серебряной медалью.
По предложению В.Л. Грубера он согласился частным образом, без вознаграждения, работать у него на кафедре практической анатомии в анатомическом институте, выполняя обязанности нештатного прозектора. Материальное положение Лесгафта в это время было достаточно тяжелым. Не имея постоянного заработка, он подрабатывал репетиторством, руководил практическими занятиями студентов 2-го курса, читал лекции по анатомии студентам Медико-хирургической академии, преподавал анатомию и хирургию слушателям Военно-фельдшерской школы.
При помощи Грубера Лесгафту выделили отдельное помещение для препаровочной. В ней он пропадал всё своё свободное время, исследуя анатомию мышечных слоёв промежности. По совету учителя он решил положить эти исследования в основу своей диссертации.
23 марта 1863 года приказом по Военному ведомству о чинах гражданских Пётр Лесгафт был назначен внештатным ординатором без денежного содержания во 2-й Военно-сухопутный госпиталь, в женское отделение хирургической клиники профессора А.А. Китера. Такое положение давало возможность Лесгафту свободно распоряжаться своим временем, и он много трудился над своей диссертацией. В это же время Лесгафт увлёкся антропологией, изучал строение черепа, особенности роста и формирование его у лиц разного возраста и пола. Выезжая летом за границу, он посещал анатомические музеи и подробно знакомился с коллекциями черепов.
В 1865 году блестяще защитил диссертацию «Об окончании продольных мышечных волокон прямой кишки у человека и некоторых животных» и получил степень доктора медицины.
К этому времени он был уже как полгода женат на Елизавете Андреевне Юргенс. В 1866 году у молодых родился сын Борис. В этом же году Лесгафт получил должность ордината при глазном отделении в том же госпитале, что, наконец, дало ему постоянный заработок. Приобщаясь к офтальмологии, он заинтересовался заболеванием органа зрения – слезоточивостью. Проведя множество исследований, он нашёл ответ на вопрос, занимавший врачей-окулистов, и 1 декабря 1866 года выступил на заседании русских врачей в Петербурге с сообщением «О круговой мышце глаза и влияние её на механизм всасывания слёз».
Весной 1868 года Лесгафт, в 31 год уже признанный одним из лучших анатомов Петербурга, защитил диссертацию «Колотомия в левой поясничной области с анатомической точки зрения» и поучил степень доктора хирургии.
11 сентября того же года был избран экстраординарным профессором кафедры физиологической анатомии Казанского университета. В этом качестве прослужил в университете до 1871 года.
Молодой профессор быстро завоевал уважение и собрал вокруг себя наиболее прогрессивных ученых университета. Быстро растущая популярность и необычайная смелость суждений пришлись не по нраву реакционной профессуре. В 1970 году вокруг Лесгафта возник конфликт, поводом для которого стали экзамены по анатомии, которые вместо него у одного студента и трех докторантов принял профессор А. В. Петров. Узнав о том, что они прошли формально, без приготовления необходимых анатомических препаратов, Лесгафт попросил членов медицинского факультета кассировать экзаменационные испытания. Экзамены были признаны недействительными, дело передали в совет университета, который, в свою очередь, обратился к попечителю Казанского учебного округа с просьбой направить решение совета на рассмотрение министра народного просвещения. Однако попечитель округа Шестаков предложил совету решить вопрос самостоятельно.
Публикация вызвала много шума. В итоге распоряжением Александра II в октябре 1871 года ученый был уволен из Казанского университета. В знак протеста против такого решения семь профессоров университета подали в отставку.
Этот коллективный демарш, с учетом того, что Лесгафт был уволен по воле самого царя, принял явную политическую окраску и вызвал широкий резонанс в передовых кругах русской общественности.
В октябре 1871 года, оставив жену и сына в Казани, Лесгафт уехал в Петербург. Ему пришлось согласиться на единственную работу, которую ему могли предложить – частным порядком изготавливать анатомические препараты для ветеринарного отделения. Это дало скудные средства к существованию.
В Петербурге он начал посещать лекции профессора М.М. Руднева по патологической анатомии и изучать гистологические препараты. В результате Лесгафт пишет большую статью по антропологии «Задача антропологии и метод её изучения».
Неопределённость положения «профессора без кафедры» заставляла Лесгафта несколько раз обращаться с прошением в Медицинский департамент для принятия его на службу. Наконец, 27 апреля 1872 года он был принят младшим чиновником при Медицинском департаменте, а летом того же года направлен на борьбу с холерой в Киевскую, а затем в Могилёвскую губернию. Лесгафт сумел быстро выявить и изолировать заболевших, а также убедил жителей соблюдать правила гигиены.
К этому же времени относится начало его работы над теорией физического образования и созданием научных основ педагогической и лечебной гимнастики.
Впервые он заинтересовался этими вопросами в 1872 году, когда поступил врачом-консультантом в частное врачебно-гимнастическое заведение доктора А.Г. Берглинда. Заведение это было одним из немногих, где на гимнастику смотрели как на часть врачебной науки и для правильного её проведения считали необходимым знание анатомии и физиологии человека. Доктор медицины А.Г. Берглинд считался опытным кинезотерапевтом, то есть врачом, который лечит движениями, и его заведение пользовалось популярностью.
Наблюдая за занятиями, Лесгафт вносил в них коррективы, давал советы, устанавливал последовательность и интенсивность нагрузки при отдельных упражнениях, вёл антропометрические исследования.
Через некоторое время он обратился в Главное управление военно-учебных заведений с предложением своих услуг. Его предложение было принято, и с декабря 1874 года он приступил к занятиям гимнастикой с воспитанниками 2-й Петербургской военной гимназии. Одновременно с работой в гимнастическом заведении Берглинда Лесгафт, с неофициального согласия Петербургского градоначальника П.А. Грессера, открывает у себя на квартире бесплатное чтение лекций по анатомии, знаменитые общеобразовательные «курсы Лесгафта», которые на протяжении тридцати с лишним лет привлекали к себе сотни молодых умов.
В начале 1875 года директор 2-й военной гимназии предложил ему официально перейти из Медицинского департамента на постоянную службу при Главном управлении военно-учебных заведений. Медицинский департамент дал согласие на переход Лесгафта в качестве чиновника по особым поручениям.
Первое такое «особое поручение» состояло в том, что в течение 1875-1876 годов с конца марта до конца октября П.Ф. Лесгафт ежегодно командировался за границу «для подробного ознакомления с педагогической гимнастикой и с учреждениями для специального приготовления учителей этого искусства». В течение двух лет он объездил 13 стран, где посещал учреждения для специальной подготовки учителей гимнастики. Он присутствовал на занятиях, беседовал с педагогами, медицинскими работниками, изучал устройства гимнастических снарядов и даже давал рекомендации по улучшению их конструкций. В конце каждого года он представлял отчёт о командировке. Один такой отчёт был опубликован в виде отдельного приложения под названием «Приготовление учителей гимнастики в государствах Западной Европы».
Выводы, сделанные Лесгафтом, подчёркивали, что в основу физического воспитания должны быть положены законы анатомии и физиологии человека. А важнейшим условием успешного преподавания гимнастики он считал соблюдение строгой последовательности в дозировке нагрузки с учётом индивидуальных способностей учащихся.
Осенью 1875 года Лесгафт начал читать лекции на Владимирских курсах. Эти лекции вызвали много разговоров в столичном обществе, поскольку в них он отрицал всякое «божественное начало» и прочно связывал психические процессы с физиологическими. Идеи были признаны вредными, и дальнейшее чтение публичных лекций запретили.
В сентябре 1877 года Лесгафт добивается организации двухгодичных учебно-гимнастических курсов, которые открылись при 2-й военной гимназии. На них он читал лекции по анатомии и руководил всеми практическими занятиями, включая гимнастику и фехтование.
В 1878 году был избран вторым прозектором медицинской академии при профессоре Грубере.
В 1884 году перешел преподавателем анатомии в Санкт-Петербургский университет.
В январе 1897 года Лесгафт подал в отставку и ушёл из университета. В 1899 году он ставит свою подпись под «Протестом 99-ти». Это, а также его передовые взгляды и поездки за границу привели к тому, что Лесгафту запретили читать лекции и выслали на жительство в Териоки. Но и в Териоках он продолжал работать: пишет статьи, делает переводы, занимается физикой и математикой.
В мае 1901 года Лесгафт подает прошение на имя царя, но получает отказ. В 1902 году он вновь пишет прошение на имя Плеве и получает разрешение вернуться в Петербург, и вступить в обязанности директора Биологической лаборатории.
В октябре 1909 года Лесгафт простудился и заболел, болезнь дала осложнение на почки. Врачи настойчиво рекомендовали сухой жаркий климат и санаторное лечение. В ноябре ученый отправился в Египет, в Гелуан, где находился санаторий, которым руководил русский врач Рабинович. Несмотря на то, что для лечения были использованы все известные средства, состояние Лесгафта быстро ухудшалось.
Петр Лесгафт скончался 11 декабря 1909 года. Гроб с его телом был доставлен из Египта в Россию. При огромном стечении народа он был похоронен на Волковском кладбище (Литераторские мостки) Петербурга.
Чем знаменит
Петр Лесгафт является одним из основоположников физкультурного воспитания и лечебной гимнастики в нашей стране. Вместе с Ф.Ф. Эрисманом и А.П. Доброславиным он разработал основы школьной гигиены и участвовал в практическом внедрении их в учебных заведениях Петербурга. Исходя из основного положения созданной им функциональной анатомии — о единстве формы и функции, — Лесгафт считал возможным воздействовать функцией, «направленным упражнением», на развитие органов человеческого тела и всего организма.
Написанная Лесгафтом в 1870 году «Инструкция для измерения живого человека» стала первым отечественным руководством по врачебному контролю. На открытых им учебно-гимнастических курсах Лесгафт сумел создать настоящий институт по подготовке специалистов физвоспитания.
Многие приёмы, применявшиеся им для коррекции врождённых и приобретенных дефектов развития костно-мышечной системы у детей, успешно используются и до сих пор.
О чем надо знать
В книге «Семейное воспитание ребёнка и его значение» Петр Лесгафт изложил научные основы семейного воспитания детей. Он выдвинул перед родителями требование: «щадить личность своего ребёнка», показал, как важно сочетание известной свободы деятельности детей (наблюдение деятельности взрослых, явлений окружающей жизни, выяснение связи между ними и т. д.) и разумного руководства, любовь и внимания к их нуждам и потребностям со стороны родителей. Особо Лесгафт выделял период семейного воспитания со дня рождения ребёнка до поступления в школу (до конца седьмого года), которому придавал весьма важное значение в развитии личности человека.
«Во время семейного периода жизни ребёнка,— писал Лесгафт,— складывается его тип, усваиваются им обычаи и привычки данной местности и семьи, и поэтому этот период имеет большое влияние на жизнь человека и оставляет почти неизгладимый след на всем его будущем существовании».
Лесгафт видел главную задачу родителей в том, чтобы они создали в семье такие условия, которые позволили бы детям с раннего возраста свободно и гармонически развиваться, посильно участвовать в деятельности взрослых. Он выступал категорически против телесных наказаний детей, читая, что они вредны с биологической, психологической и педагогической стороны.
«Ребёнок, выросший под непрестанным применением их, представляет собой резкий и обособленный тип,— писал Лесгафт. — Характерными чертами его являются подозрительность, резкость и угловатость действий, замкнутость, тупая и медленная реакция на внешние впечатления, проявления мелкого самолюбия и резкие выходки, сменяющиеся полной апатией».
Прямая речь:
О воспитании: «Предупреждая все требования и постоянно направляя ребёнка во всех его действиях и размышлениях, всегда делают его негодным к жизни; такие дети становятся разве только исполнительными, но, к сожалению, очень эгоистичными и самоуверенными».
О самосовершенствовании: «Всё, что упражняется, развивается и совершенствуется, что не упражняется — распадается»
4 факта о Петре Лесгафте:
Материалы о Петре Лесгафте