Каптерев Петр Федорович, российский и советский педагог и психолог
Вы будете перенаправлены на Автор24
Краткие биографические данные
П.Ф. Каптерев родился в селе Клёново, в течение шести лет проходил обучение в духовной семинарии, после чего поступил в Московскую духовную академию на историческое отделение. В 1872 году, по окончании академии был принят в профессорско-преподавательскую корпорацию, начал работать в Петербургской духовной семинарии и академии в качестве преподавателя следующих дисциплин: психология, дидактика, логика, педагогика.
Педагогическую работу в Петербургской духовной семинарии П.Ф. Каптерев совмещал с работой в воскресной школе, где был заведующим, а также с работой в распорядительном совете правления семинарии. Кроме того, занимался чтением лекций на Фрёбелевских курсах, продвигал женское образование при Мариинском ведомстве, был преподавателем в частных женских гимназиях.
Кроме преподавательской деятельности, активно участвовал в работе Родительского кружка, занимающегося просвещением родителей в вопросах организации обучения и воспитания детей, педагогического музея, организованного на базе военных учебных заведений. Начало ХХ века был организатором нескольких Всероссийских съездов, на которых рассматривались актуальные вопросы педагогической психологии, экспериментальной педагогики и семейного воспитания.
В 1921 году был назначен деканом на педагогическом факультете при Воронежском университете, являлся организатором Воронежского педагогического техникума.
Готовые работы на аналогичную тему
Умер в 1922 году в городе Воронеже.
Вклад в науку
Практическая педагогическая деятельность П.Ф. Каптерева наложила отпечаток на научную работу педагога – им издавались огромное количество статей, фундаментальных трудов, посвящённых вопросам истории педагогики, дошкольного и семейного воспитания, школьного образования, пристальное внимание уделялось специфике трудового воспитания детей на разных возрастных этапах.
В области семейного воспитания фундаментальным трудом является «Энциклопедия семейного воспитания», в котором раскрываются вопросы воспитания ребёнка с момента рождения, кроме того, подробно изложены проблемы систематического использования упражнений в развитии органов чувств, давал рекомендации по использованию в условиях семьи «даров Фрёбеля» (цветных мячиков, шаров, цилиндров, треугольников разного вида, палочек). Обосновал педагогическое и общественное значение детского сада в развитии ребёнка дошкольного возраста, способствовал их распространению. Важную роль в развитии ребёнка дошкольного возраста видел отводил игре.
В ходе разработки проблем школьного образования уделял внимание вопросам формирования познавательного интереса средствами использования эвристических бесед, обосновал необходимость знаний детской психологии в организации обучения и воспитания детей школьного возраста, кроме того, разработал рекомендации по воспитанию и обучению одарённых детей.
Важнейшими принципами в дидактике П.Ф. Каптерев считал индивидуализацию обучения и воспитания, развитие в процессе обучения, воспитывающий характер обучения. Была обоснована необходимость замены классно-урочной системы на предметные классы, введения разнообразных типов школ, деления школ на отделения в соответствии с возрастом и способностями детей.
Основные труды
П.Ф. Каптеревым было издано множество статей и фундаментальных трудов. Основными являются:
Школа не должна сводить воспитание к поддерживанию внешней дисциплины, её роль – обеспечивать выработку у школьников характера и мировоззрения. Это невозможно сделать без развития умственной самодеятельности, приучения к умственному труду и воспитания к нему интереса. Такая задача может быть достигнута только эвристическими методами. Для правильной постановки воспитания и обучения необходимо знание детской психологии. Воспитание влияет на разные натуры по-разному. Больше всего в нём нуждаются дети со средними способностями. Школа призвана обращать много внимания на учащихся с выдающимися способностями, удовлетворять их потребности, руководить самообразованием. Существенный принцип педагогики: индивидуализация воспитания и обучения. Общее образование не есть изучение предметов, а есть развитие личности предметами. Разрабатывал проблемы развивающего и воспитывающего обучения. Предлагал заменить классно-урочную систему предметными классами и разделить школы на отделения по возрастам детей и их способностям. Выступал за разнообразие типов школ. Центральной проблемой всей педагогики считал развитие и воспитание характера и воли. У Каптерева идея саморазвития личности с учётом наследственности каждого – ведущая идея. Ввёл в русскую педагогику понятие «педагогический процесс». Педагогический процесс – это целостное явление, в котором биологическое и социальное, индивидуальное и общественное оказываются в сложном взаимодействии. Выступал за автономию школы, чтобы учитель приобрёл независимость в своей деятельности, а учащиеся обрели возможность свободно вырабатывать убеждения и взгляды на религию, государство и общество. Писал, что улучшение материального и правового положения учителя привлечёт к этой деятельности способных людей. Ко всем проблемам дидактики подходил с позиций психологии. [3]
Трудовое воспитание
П.Ф. Каптереву принадлежит большая роль в разработке проблем трудового воспитания и обучения в средней школе. Он категорически выступал против какой бы то ни было профессионализации общеобразовательной школы, указывая, что если «отвлеченная и мертвая книжность вредна», то «грубый утилитаризм и мастеровщина в школе еще вреднее». Трудовое начало в школе, по его мнению, должно способствовать развитию прежде всего мыслительных способностей учащихся. Физический же труд, взятый сам по себе, теряет значительную часть своей ценности, фактически является простой физической нагрузкой, которая может иметь воспитательное значение у маленьких детей, но совершенно бесполезна в юношеском возрасте. Вместе с тем П.Ф. Каптерев полагал, что ручной труд учащихся как один из элементов общего образования совершенно необходим в школе потому, что он развивает физические силы чело¬века, позволяет выработать точность действий, правильно использовать различные материалы, учит преодолению трудностей. Однако полную воспитательную силу ручной труд сможет приобрести только тогда, когда он будет находиться «в тесной связи с содержанием теоретических работ», будет способствовать умственной деятельности учащихся. Только такая школа будет не просто вооружать учащихся навыками труда, но, развивая мышление, она будет вырабатывать у них и осознанное отношение к труду. [4]
Вклад в разработку истории педагогики
Одним из первых дал систематическое изложение развития российской педагогики за весь период существования. Разработал свою периодизацию её развития: от принятия христианства до Петра I – церковная педагогика; от Петра I до 60-х годов ХIХ века – государственная педагогика; с 60 годов ХIХ века – общественная педагогика. Анализируя школьный опыт и педагогические идеи прошлого, прежде всего, вычленял то, что помогает решать проблемы воспитания и обучения своего времени, удовлетворяет потребности народного образования. Связывал историю педагогики с общей историей, понимая педагогику как область знания, тесно связанную с общественными интересами. Писал: «Ни государство, ни церковь, а только само общество может влиять, направлять и управлять школьным делом» – вывод из истории педагогики.
Петр Федорович Каптерев: краткая биография, семья, карьера, труды, вклад в педагогическую науку и дата смерти
Петр Федорович Каптерев – русский педагог-психолог конца XIX – начала XX вв. Главной его идеей была организация педагогического и воспитательного процесса в соответствии с психологическими особенностями ребенка и его возрастом. Некоторые предложения этого исследователя представляют интерес и в наши дни. Труды ученого стали основой для развития российской педагогической науки.
Юность и учеба
Детство Петра Федоровича Каптерева прошло в родном селе Кленово Подольского уезда (Московская губерния). Он родился 7 июля 1849 г. Отец будущего педагога был священником. Когда он умер, мать Петра Федоровича, Каптерева Надежда Яковлевна, осталась одна с восемью малолетними детьми на руках. С раннего детства они помогали ей в работе по дому и огороду. Трудолюбие всех членов семьи позволяло им стойко переносить нужду.
Из-за нехватки денег сыновья Надежды Яковлевны могли учиться только в духовном училище в Подольске. Петр Федорович окончил это учебное заведение в 1862 г., а затем, как и остальные его братья, поступил в Вифанскую духовную семинарию. Она была учреждена при Спасо-Вифанском монастыре Троице-Сергиевой Лавры. Во время учебы он увлекался книгами английских философов Локка, Спенсера, а также изучал труды русских ученых и педагогов. Уже в эти годы Каптерев заинтересовался эмпирической психологией.
П. Каптерев был принят в Московскую духовную академию на отделение истории. В 1872 г., после ее окончания, он начал преподавательскую деятельность в Петербургской духовной семинарии, а также заведовал воскресной школой и являлся членом распорядительного совета этого учреждения. Его педагогическая практика в Петербурге продолжалась 46 лет до 1918 г.
Начало научной деятельности
Работа в семинарии тяготила Петра Федоровича Каптерева, так как она шла вразрез с его исследовательскими интересами. Поэтому, после окончания обязательного срока службы за бесплатное образование, полученное в духовной академии, он покинул это учреждение.
В 1874 г. выходят в свет первые публикации Петра Федоровича Каптерева. Педагогические идеи, изложенные в них, он будет исследовать в течение всей жизни, и они станут ключевыми в его психолого-педагогическом творчестве.
В это же время ученый ведет лекции Фребелевского общества, которое было создано для подготовки воспитательниц. Преподавательскую деятельность в рамках этой организации Петр Федорович проводил почти четверть века. Для разработки лекционных курсов Каптерев использовал отечественные и зарубежные источники по педагогике. В 1877 г. была издана его первая книга «Педагогическая психология для народных учителей, воспитателей и воспитательниц», в которой он обобщил опыт своих исследований. Этот труд стал первым такого рода в истории российской педагогики.
Служба в Мариинском ведомстве
После завершения духовной карьеры Каптереву не сразу удалось устроиться на службу, которая давала стабильный источник заработка и позволяла заниматься дальнейшими исследовательскими работами. В 1879 г. его приняли в Мариинское ведомство, которое курировало женские учебные учреждения. В течение последующих 6 лет он преподавал педагогику в женских гимназиях.
В 1883 г. он выпустил переиздание своей первой книги, которое вызвало резкую критику за материалистические толкования человеческого сознания. Каптерева обвинили в безбожии, нивелировании христианской нравственности и отстранили от преподавания. Однако анонимные обвинения и доносы не отразились негативно на биографии Петра Федоровича Каптерева. Его служба в Мариинском ведомстве включает несколько повышений: сначала его приняли помощником старшего чиновника, а к 1912 г. он уже стал председателем учебного комитета.
Все эти годы он совмещал данные должности с преподавательской деятельностью, работал профессором Женского педагогического института, был консультантом в Психолого-неврологическом институте В. М. Бехтерева и в Педагогической академии А. П. Нечаева, участвовал во всероссийских съездах по педагогике, психологии, образованию и семейному воспитанию, на которых выступал с докладами.
Работа в советское время
Свершение Великой Социалистической революции было воспринято Каптеревым неоднозначно. Он считал, что изменение старой школьной системы, произошедшее с приходом советской власти, носит разрушительный характер. Петр Федорович одобрял создание единой школьной системы, но высказывал мысль о том, что при этом недостаточно проработаны вопросы о дифференцировании образования по видам одаренности детей.
Осенью 1918 года, в возрасте 69 лет, он дважды перенес воспаление легких и переехал из Петрограда в Воронежскую губернию, где сначала работал разъездным инструктором трудового обучения, а затем начал преподавать одновременно в 3 образовательных учреждениях г. Острогожска: в двух школах и учительской семинарии.
В 1921 г. Петр Федорович Каптерев принял приглашение занять должность профессора на факультете общественных наук в университете Воронежа. Также ему поручили организовать первый воронежский педагогический техникум. Впоследствии ученый стал его заведующим. В этом учреждении он создал 2 отделения: дошкольное и школьное, а для преподавания дисциплин он приглашал туда видных ученых того времени.
7 сентября он умер от очередного воспаления легких, не дожив несколько дней до празднования 50-летия его научно-педагогической деятельности.
Основные принципы
Изучение психологии Петром Федоровичем Каптеревым неразрывно связано с педагогикой. Главным требованием к образовательному процессу ученый считал его соответствие детской натуре. В своих работах он рассматривал такие аспекты детской психики, как страхи, ложь, лень, упрямство, радость и печаль, основанные на жизненных фактах. Важное значение педагог придавал возрастным особенностям.
Петр Федорович отмечал, что в современном ему обществе сложилась неправильная оценка детства. К нему относились как к временному этапу, причиняющему много проблем для родителей и учителей. Однако Каптерев показывал в своих работах, что детство – самый счастливый период в жизни каждого человека, а главная задача воспитания – это развитие детской натуры в соответствии с устремлениями самого ребенка и свойствами его возраста.
Методы дошкольного воспитания
В начале XX в. начали меняться семейные устои и все больше женщин вовлекались в фабричную работу. Поэтому возникла необходимость создания дошкольных воспитательных учреждений. По мнению Каптерева, эта мера нужна была и для гармоничного развития ребенка в коллективе и товарищеских играх. Однако в те времена в России было много противников общественного воспитания.
Вклад Каптерева Петра Федоровича в дидактику был очень существенным: он выступал организатором Всероссийского съезда по семейному воспитанию, участвовал в вопросах изучения детской психологии и методов нравственного, эстетического и физического воспитания. Ученый доказал, что в хорошо организованном детском саду, где процесс построен на свободных играх и занятиях (но не на школьных порядках), происходит развитие индивидуальности ребенка, а не ее подавление.
Роль семьи
Семья у Петра Федоровича Каптерева находится на первом месте по важности в образовании детей, а уж потом – учителя и общественные институты. Воспитание ребенка должно начинаться с первых дней его жизни. Для развития более сложной психической деятельности дети должны быть с младенчества окружены соответствующей средой, игрушками, сначала в виде простых геометрических фигур, а затем более сложными предметами.
Он очень высоко оценивал семейное воспитание и считал, что родителей, как и воспитателей, необходимо просвещать в вопросах гигиены, психологии и педагогики.
Школьное образование
Как отмечал Петр Федорович Каптерев, педагогика современного школьного образования уравнивает всех детей в их способностях, дарованиях и не может адаптироваться к разным способностям учеников. Это является ее главным недостатком. В такой атмосфере таланты угасают из-за подневольных и несоответствующих занятий.
Он предлагал ряд мер, чтобы учебные заведения и учителя помогали саморазвитию обучающихся. Одной из них было сокращение числа обязательных предметов и предоставление возможности их выбора для ребенка. При этом должно оставаться достаточно времени для досуга и самостоятельных занятий. Каптерев считал, что главный путь для развития личности – это всемерная поддержка самообразования.
Традиционное деление школы на классы он предлагал заменить на предметные классы (для более быстрого изучения программ в соответствии со способностями учащихся) и возрастные отделения. Оставление ребенка на второй год он считал «педагогическим абсурдом».
Такая концепция тяжело воспринимается учителями и родителями даже в наше время, а в советскую эпоху многие идеи этого выдающегося педагога не встретили никакой поддержки. В последние годы интерес к его трудам и идее вариативности образования вновь начал расти.
История педагогики
Петр Федорович является одним из первых основателей отечественной историко-педагогической школы. В развитии педагогической мысли в России он выделял 3 основных этапа:
Основными задачами третьего периода, по его мнению, должны стать всеобщая образованность, общечеловеческое развитие будущих поколений, сочетаемое с национальными особенностями. Полное описание для направлений педагогики он дал в своей книге «История русской педагогии» (1915). В центре всех преобразований, по его мнению, должны находиться интересы личности.
Его перу принадлежат многочисленные работы по истории педагогики:
«Связь истории педагогики с историей вообще»;
«Очерки по истории русской педагогики: Пирогов Н. И., Ушинский К. Д., Толстой Л. Н.»;
«Странички из истории первоначального воспитания детей в России»;
«Материнская школа по Амосу Коменскому» и другие монографии.
Петр Федорович Каптерев: биография, семья, карьера, труды, вклад в педагогическую науку и дата смерти
Петр Федорович Каптерев – русский педагог-психолог конца XIX – начала XX вв. Главной его идеей была организация педагогического и воспитательного процесса в соответствии с психологическими особенностями ребенка и его возрастом. Некоторые предложения этого исследователя представляют интерес и в наши дни. Труды ученого стали основой для развития российской педагогической науки.
Юность и учеба
Детство Петра Федоровича Каптерева прошло в родном селе Кленово Подольского уезда (Московская губерния). Он родился 7 июля 1849 г. Отец будущего педагога был священником. Когда он умер, мать Петра Федоровича, Каптерева Надежда Яковлевна, осталась одна с восемью малолетними детьми на руках. С раннего детства они помогали ей в работе по дому и огороду. Трудолюбие всех членов семьи позволяло им стойко переносить нужду.
Вам будет интересно: Театральные вузы СПб: список, адреса, специальности
Из-за нехватки денег сыновья Надежды Яковлевны могли учиться только в духовном училище в Подольске. Петр Федорович окончил это учебное заведение в 1862 г., а затем, как и остальные его братья, поступил в Вифанскую духовную семинарию. Она была учреждена при Спасо-Вифанском монастыре Троице-Сергиевой Лавры. Во время учебы он увлекался книгами английских философов Локка, Спенсера, а также изучал труды русских ученых и педагогов. Уже в эти годы Каптерев заинтересовался эмпирической психологией.
Вам будет интересно: Физические свойства материалов: описание понятия, методы определения, суть материаловедения
П. Каптерев был принят в Московскую духовную академию на отделение истории. В 1872 г., после ее окончания, он начал преподавательскую деятельность в Петербургской духовной семинарии, а также заведовал воскресной школой и являлся членом распорядительного совета этого учреждения. Его педагогическая практика в Петербурге продолжалась 46 лет до 1918 г.
Начало научной деятельности
Работа в семинарии тяготила Петра Федоровича Каптерева, так как она шла вразрез с его исследовательскими интересами. Поэтому, после окончания обязательного срока службы за бесплатное образование, полученное в духовной академии, он покинул это учреждение.
В 1874 г. выходят в свет первые публикации Петра Федоровича Каптерева. Педагогические идеи, изложенные в них, он будет исследовать в течение всей жизни, и они станут ключевыми в его психолого-педагогическом творчестве.
В это же время ученый ведет лекции Фребелевского общества, которое было создано для подготовки воспитательниц. Преподавательскую деятельность в рамках этой организации Петр Федорович проводил почти четверть века. Для разработки лекционных курсов Каптерев использовал отечественные и зарубежные источники по педагогике. В 1877 г. была издана его первая книга «Педагогическая психология для народных учителей, воспитателей и воспитательниц», в которой он обобщил опыт своих исследований. Этот труд стал первым такого рода в истории российской педагогики.
Служба в Мариинском ведомстве
После завершения духовной карьеры Каптереву не сразу удалось устроиться на службу, которая давала стабильный источник заработка и позволяла заниматься дальнейшими исследовательскими работами. В 1879 г. его приняли в Мариинское ведомство, которое курировало женские учебные учреждения. В течение последующих 6 лет он преподавал педагогику в женских гимназиях.
В 1883 г. он выпустил переиздание своей первой книги, которое вызвало резкую критику за материалистические толкования человеческого сознания. Каптерева обвинили в безбожии, нивелировании христианской нравственности и отстранили от преподавания. Однако анонимные обвинения и доносы не отразились негативно на биографии Петра Федоровича Каптерева. Его служба в Мариинском ведомстве включает несколько повышений: сначала его приняли помощником старшего чиновника, а к 1912 г. он уже стал председателем учебного комитета.
Все эти годы он совмещал данные должности с преподавательской деятельностью, работал профессором Женского педагогического института, был консультантом в Психолого-неврологическом институте В. М. Бехтерева и в Педагогической академии А. П. Нечаева, участвовал во всероссийских съездах по педагогике, психологии, образованию и семейному воспитанию, на которых выступал с докладами.
Работа в советское время
Свершение Великой Социалистической революции было воспринято Каптеревым неоднозначно. Он считал, что изменение старой школьной системы, произошедшее с приходом советской власти, носит разрушительный характер. Петр Федорович одобрял создание единой школьной системы, но высказывал мысль о том, что при этом недостаточно проработаны вопросы о дифференцировании образования по видам одаренности детей.
Осенью 1918 года, в возрасте 69 лет, он дважды перенес воспаление легких и переехал из Петрограда в Воронежскую губернию, где сначала работал разъездным инструктором трудового обучения, а затем начал преподавать одновременно в 3 образовательных учреждениях г. Острогожска: в двух школах и учительской семинарии.
В 1921 г. Петр Федорович Каптерев принял приглашение занять должность профессора на факультете общественных наук в университете Воронежа. Также ему поручили организовать первый воронежский педагогический техникум. Впоследствии ученый стал его заведующим. В этом учреждении он создал 2 отделения: дошкольное и школьное, а для преподавания дисциплин он приглашал туда видных ученых того времени.
7 сентября он умер от очередного воспаления легких, не дожив несколько дней до празднования 50-летия его научно-педагогической деятельности.
Основные принципы
Изучение психологии Петром Федоровичем Каптеревым неразрывно связано с педагогикой. Главным требованием к образовательному процессу ученый считал его соответствие детской натуре. В своих работах он рассматривал такие аспекты детской психики, как страхи, ложь, лень, упрямство, радость и печаль, основанные на жизненных фактах. Важное значение педагог придавал возрастным особенностям.
Петр Федорович отмечал, что в современном ему обществе сложилась неправильная оценка детства. К нему относились как к временному этапу, причиняющему много проблем для родителей и учителей. Однако Каптерев показывал в своих работах, что детство – самый счастливый период в жизни каждого человека, а главная задача воспитания – это развитие детской натуры в соответствии с устремлениями самого ребенка и свойствами его возраста.
Методы дошкольного воспитания
В начале XX в. начали меняться семейные устои и все больше женщин вовлекались в фабричную работу. Поэтому возникла необходимость создания дошкольных воспитательных учреждений. По мнению Каптерева, эта мера нужна была и для гармоничного развития ребенка в коллективе и товарищеских играх. Однако в те времена в России было много противников общественного воспитания.
Вклад Каптерева Петра Федоровича в дидактику был очень существенным: он выступал организатором Всероссийского съезда по семейному воспитанию, участвовал в вопросах изучения детской психологии и методов нравственного, эстетического и физического воспитания. Ученый доказал, что в хорошо организованном детском саду, где процесс построен на свободных играх и занятиях (но не на школьных порядках), происходит развитие индивидуальности ребенка, а не ее подавление.
Роль семьи
Семья у Петра Федоровича Каптерева находится на первом месте по важности в образовании детей, а уж потом – учителя и общественные институты. Воспитание ребенка должно начинаться с первых дней его жизни. Для развития более сложной психической деятельности дети должны быть с младенчества окружены соответствующей средой, игрушками, сначала в виде простых геометрических фигур, а затем более сложными предметами.
Он очень высоко оценивал семейное воспитание и считал, что родителей, как и воспитателей, необходимо просвещать в вопросах гигиены, психологии и педагогики.
Школьное образование
Как отмечал Петр Федорович Каптерев, педагогика современного школьного образования уравнивает всех детей в их способностях, дарованиях и не может адаптироваться к разным способностям учеников. Это является ее главным недостатком. В такой атмосфере таланты угасают из-за подневольных и несоответствующих занятий.
Он предлагал ряд мер, чтобы учебные заведения и учителя помогали саморазвитию обучающихся. Одной из них было сокращение числа обязательных предметов и предоставление возможности их выбора для ребенка. При этом должно оставаться достаточно времени для досуга и самостоятельных занятий. Каптерев считал, что главный путь для развития личности – это всемерная поддержка самообразования.
Традиционное деление школы на классы он предлагал заменить на предметные классы (для более быстрого изучения программ в соответствии со способностями учащихся) и возрастные отделения. Оставление ребенка на второй год он считал «педагогическим абсурдом».
Такая концепция тяжело воспринимается учителями и родителями даже в наше время, а в советскую эпоху многие идеи этого выдающегося педагога не встретили никакой поддержки. В последние годы интерес к его трудам и идее вариативности образования вновь начал расти.
История педагогики
Петр Федорович является одним из первых основателей отечественной историко-педагогической школы. В развитии педагогической мысли в России он выделял 3 основных этапа:
Основными задачами третьего периода, по его мнению, должны стать всеобщая образованность, общечеловеческое развитие будущих поколений, сочетаемое с национальными особенностями. Полное описание для направлений педагогики он дал в своей книге «История русской педагогии» (1915). В центре всех преобразований, по его мнению, должны находиться интересы личности.
Его перу принадлежат многочисленные работы по истории педагогики:
«Связь истории педагогики с историей вообще»;
«Очерки по истории русской педагогики: Пирогов Н. И., Ушинский К. Д., Толстой Л. Н.»;
«Странички из истории первоначального воспитания детей в России»;
«Материнская школа по Амосу Коменскому» и другие монографии.