отцы и дети цель жизни одинцовой
Анна Сергеевна Одинцова — образ и характеристика героини романа И. С. Тургенева «Отцы и дети»
Образ Анны Одинцовой важен в романе не сам по себе, но в контексте судьбы Евгения Базарова. История его любви к Одинцовой показала нежизненность принципов нигилизма, которыми был увлечён этот герой.
Характеристика образа Анны Одинцовой дана Тургеневым достаточно полно, но его личное отношение к героине не выражено так однозначно, как, например, к Фенечке.
Первое знакомство с героиней
Впервые Базаров (а вместе с ним и читатели) увидел Одинцову на балу у губернатора. Аркадий танцевал плохо, а Базаров совсем не танцевал, поэтому они во время танцев примостились в уголке. Они увидели в дверях зала женщину, которая привлекла их внимание. Она была довольно высокого роста, с достойной осанкой, спокойным взглядом и чуть заметной улыбкой. Аркадия поразил её облик, и Базаров обратил на неё внимание, но с присущим ему цинизмом в отношении женщин спросил: «Это что за фигура? На остальных баб не похожа».
В разговоре с Одинцовой Аркадий с таким восторгом рассказывал о Базарове, что она заинтересовалась им и пригласила приятелей к себе в гости сначала в гостиницу, где она остановилась, а затем в своё имение Никольское.
Из прошлой жизни героини
Анна Сергеевна Одинцова (в девичестве Локтева) — 28-летняя вдова. За богатого помещика Одинцова она вышла не по любви, а потому что мечтала избавиться от нищеты. Своего мужа Анна «едва выносила». После его смерти она стала наследницей большого состояния. В её имении был хороший дом, сад с оранжереями, и всем этим она управляла сама.
Её отец был красавцем, аферистом и игроком, проигрался и поселился в деревне, оставив двум дочерям, Анне и Катерине, маленькое состояние. Мать их умерла.
Анна получила в Петербурге хорошее образование, но не была приспособлена к деревенскому быту, поэтому вначале ей было тяжело. Но в деревенском уединении она не теряла даром времени — читала, воспитывала младшую сестру.
Случайно она познакомилась с 46-летним богатым помещиком, который сделал ей предложение, и вышла за него замуж. Через 6 лет он умер, оставив ей всё состояние.
Она редко выезжала из Никольского. В губернии её не любили, как и отца, и рассказывали о ней разные небылицы, но она на это никак не реагировала, всегда была спокойна и сдержанна, даже холодна. «Спокойствие все-таки лучше всего на свете», — говорила она.
Внешность и характер
Одинцова красива, выглядит даже младше своего возраста — Тургенев подчёркивает девическое выражение её чистого и свежего лица. Волосы она гладко зачёсывала за уши и открывала высокий лоб.
Движения Одинцовой плавны и естественны.
Она умная женщина (по словам Базарова, «баба с мозгом»), умела скрывать свои чувства, её лицо было приветливым, но невозмутимым. Анна Сергеевна умела с участием выслушать человека, но сама говорила мало. Некоторую её холодность Базаров охарактеризовал словом «замороженная».
Многие считали Одинцову прелестной женщиной, особенно восхищался ею Аркадий. Сестра Катя говорила, что Анна очень горда и более всего дорожит своей независимостью. К природе Одинцова, в отличие от Кати, была равнодушна, но любила роскошь и комфорт, неспешную жизнь, порядок и чистоту.
К светской жизни Анна Сергеевна также была равнодушна и избегала поездок в город. Ей всего 28 лет, но она признаётся, что уже устала от жизни и чувствует себя несчастной. У неё нет охоты жить. Возможно, усталость от жизни появилась оттого, что она никогда никого не любила. Когда в неё влюбились молодые приятели Аркадий и Евгений, она не ответила взаимностью ни одному из них: Аркадий был слишком молод для неё, а Базаров слишком сложен. Некоторые чувства к нему у неё всё-таки возникли, но она выбрала спокойствие. Базаров понимал, что госпожа Одинцова хочет полюбить кого-то, но в силу характера не способна на это, и в этом её несчастье.
Сам же Базаров, отрицавший любовь и заменявший её физиологией, сразу же, при первой встрече с Одинцовой, испытал к ней некое чувство, которое его самого сконфузило. Он рассердился на себя, подумав: «Вот тебе раз! бабы испугался!» и начал говорить преувеличенно развязно.
Именно с этого момента начинается внутренний конфликт Базарова и его постепенный отход от принципов нигилизма.
Базаров и Одинцова
В имении Анны Сергеевны Одинцовой Аркадий и Базаров провели около двух недель. Евгений влюбляется в Одинцову, но своё чувство пытается скрыть. Она тоже не безразлична к нему.
Чем же привлёк Базаров холодную барыню Одинцову?
Конечно же, своей неординарностью. Ей интересно с ним, она тоже сильно отличается от женщин светского общества губернского города, которое её не привлекает, и она там чувствует себя чужой. И вот появился человек, не похожий на других, смело выражающий свои взгляды, имеющий на всё своё мнение. Конечно, он мог заинтересовать умную Одинцову. Она, возможно, готова полюбить Базарова, но эта любовь и притягивает, и страшит её.
А молодой нигилист и вовсе не готов к этому чувству, он его отрицает и не может допустить в себе. К тому же Базаров не знает, как вести себя с женщиной, в его готовые нигилистические схемы это чувство не укладывается: в любовь он не верит, но не понимает, что за томление испытывает. Сцена признания в любви Базарова к Одинцовой описана автором как мучительный процесс: это не просто любовь, а любовь-злоба. Он злится на неё и на себя самого за слабость. Он не ожидал, что в его душе может возникнуть чувство, которое он высмеивал в других.
И хотя Анна Сергеевна обладает всеми привлекательными для женщины качествами, она не способна на искреннюю, всепоглощающую любовь, на безрассудный поступок. Она понимает, что Базаров не может дать ей то, в чём она нуждается: покой, комфорт, гармонию.
Они расстаются. Но любовь в душе Базарова всё-таки восторжествовала: умирая, он хочет видеть именно Одинцову.
После смерти Базарова Анна Одинцова выходит замуж. Вот как об этом сообщает автор: «…Анна Сергеевна недавно вышла замуж, не по любви, но по убеждению…». Однако далее он выражает надежду на то, что супруги могут дожиться до счастья и до любви, т.к. живут в ладу друг с другом.
Вывод
Благодаря истории любви к Одинцовой легче понять характер Базарова во всей его неоднозначности.
Во-первых, Базаров — не такая уж цельная натура, какой она казалась в первой части романа.
Во-вторых, автор не разделял нигилистических убеждений Базарова, но и сам их не совсем понимал. Поэтому образ Анны Одинцовой был создан им не случайно: благодаря любви к этой женщине Базаров сам постепенно отходит от нигилистических принципов, которые так убеждённо и настойчиво проповедовал в начале романа.
Перед самой смертью Базаров примирился сам с собой, смягчился, открылся для любви — всё это произошло благодаря встрече с Одинцовой.
Характеристика образа Анны Одинцовой может пригодиться при написании сочинений и для подготовки урокам литературы.
Анна Одинцова
Немаловажную роль для раскрытия основного идейного содержания романа «Отцы и дети» играют женские образы, которые введены Тургеневым в качестве воплощения некоторых, особенно значимых, качествах характера человека. Например, образ Фенечки олицетворяет мягкость и женственность, Катя Локтева – практичность и деловитость, мать Базарова – материнскую любовь и заботу. Особо тщательно и объемно автор описывает Анну Сергеевну Одинцову, так как ей он отводит главную роль.
Кто такая Анна Сергеевна Одинцова
Анна Одинцова – красавица аристократка, которая стала предметом трагической любви нигилиста Базарова. Она прошла нелегкий жизненный путь. Трудности ее закалили, сделали сильной личностью и самодостаточным человеком.
Характеристика Анны Одинцовой сложна и многогранна. Ее отец, игрок и кутила, оставил дочерям только долги и пришедшее в упадок имение. Однако, героиня не опускает рук, она многого добивается в жизни для себя и своей малолетней сестры. Она получила прекрасное образование, удачно вышла замуж. От природы ей дан острый ум и наблюдательность. Одинцова прекрасно разбирается в людях, ей свойственна трезвая оценка, практичность.
Анна Сергеевна показана достаточно гармоничной личностью, несмотря даже на свой молодой возраст. Ее трудно обмануть: героиня видит все объективно. И в то же время, в романе «Отцы и дети» Анна Одинцова показана личностью, не способной проявлять сильные чувства, вернее сказать, она не дает им свободу, считая настоящими ценностями душевное спокойствие и равновесие.
Взаимоотношение с Базаровым могли нарушить ее спокойный уклад жизни, и она спокойно и уверенно отказывает Базарову в ответном чувстве, предлагая остаться друзьями. В итоге, Одинцова находит себе мужа не по любви, а по убеждениям, с прекрасной перспективой благополучной и умеренной жизни.
Какова цель жизни Анны Одинцовой в романе «Отцы и дети»?
Молодая, красивая, холодная и неприступная вдова 28 лет (именно в таком возрасте Анна Сергеевна Одинцова предстает перед нами в романе) получила приличное наследство после смерти мужа, старого нелюбимого помещика.
Ее кредо покой и независимость. Она никого не любила и не любит. Её часто одолевает скука, потому что у нее нет никакой мечты и того, что она бы желала.
Данный тест по роману И. С. Тургенева «Отцы и дети» предполагает выбор правильного варианта из четырёх.
Правильные ответы на тест:
Роман написан от третьего лица, что дает Тургеневу возможность дистанцироваться и от «отцов», и от «детей». Писатель не дает шанса и читателю заглянуть в душу героев, т.к. наблюдение со стороны способствует более беспристрастному и объективному восприятию действительности.
Тургенев любил своего героя, но тот был «лишним человеком» для своего века. Базаров настолько опережал своих соотечественников, что у него просто не могло быть другой судьбы. Критики до сих пор не сошлись во мнении, «положительным» или «отрицательным» героем был Евгений, но, тем не менее, его образ стал знаковым для литературы.
Наверное главная проблема, которая затрагивается в романе «Отцы и дети» вынесена Тургеневым в его заголовок. Это вечная проблема отцов и детей, то есть отсутствия взаимопонимания между представителями разных поколений. Бунтующая против общественных устоев молодежь существовала всегда во все времена, и всегда старшее поколение смотрела на нее с укоризной и даже неприятием. Но этот конфликт вечный, и он никогда не закончится.
Кроме того, в романе затронута проблема неверия, или точнее отрицания авторитетов. Когда люди нового мышления полностью отказываются от опыта предыдущих поколений и стараются дойти до истины на своих собственных ошибках. И эта проблема не нова и тоже относится к категории вечных. Известно, что пока сам не обожжешься, не поверишь, что пламя горячее.
Наконец проблема человеческих взаимоотношений, проблема любви также поднята в романе. Это чувство Базаров сперва полностью отвергает, и даже насмехается над ним, но потом сам становится его жертвой. К сожалению любовная линия романа обрывается смертью героя, но косвенно можно понять, что отношение Базарова к любви переменилось.
Анна Сергеевна Одинцова в романе «Отцы и дети» И. С. Тургенева
Анна Сергеевна Одинцова (в девичестве — Локтева) — один из центральных персонажей романа «Отцы и дети» И. С. Тургенева. Богатая 28-летняя вдова; красивая, умная, независимая женщина («Умница, богачка, вдова»). После смерти родителей воспитывает младшую сестру Катю. Она симпатизирует Базарову, но после его признания в любви, не отвечает взаимностью. Считает спокойную жизнь без волнений важнее всего, в том числе важнее любви. Она считает, что уже прожила долгую и несчастную жизнь, однако, говорит, что «воспоминаний много, а вспоминать нечего».
История жизни
Не смотря на репутацию отца, дочка его сильно любила, как и он ее. Мать же она почти не помнила:
Ещё до переезда в деревню Анна получила отличное воспитание в Петербурге, но не была готова к деревенской жизни. После смерти отца, оставившего дочерям крошечное состояние, 20-летняя Анна оказалась в тяжёлом положении от свалившихся на неё забот по хозяйству. В отсутствие знакомых, девушка «выписала» к себе сестру своей матери, княжну Авдотью Степановну Х…ю, злую и чванную старуху:
Анна Сергеевна терпела злую тетку, и взяла на себя заботу о 12-летней младшей сестре Катерине. Вскоре вышла замуж за очень богатого 46-летнего Одинцова, который, случайно её увидев, влюбился и предложил ей руку. Они прожили вместе шесть лет, до смерти Одинцова. Умирая он оставил ей почти все свое состояние:
Покойного мужа она не любила и вышла за него по расчету:
Спустя год после смерти мужа Анна вместе с сестрой уехали в Германию, но вскоре соскучилась по родине и вернулась в свою деревню:
Она самостоятельно вела дела своего имения:
В губернии ее недолюбливали и распускали различные «дряные» слухи о ней, но она «пропускала их мимо ушей»:
В июне 1859 года на балу в губернском городе Анна знакомится с Евгенем Базаровым и Аркадием Кирсановым и приглашает их погостить у себя в имении. Между ней и Базаровым возникают чувства. Для него Анна становится первой и последней любовью, но она дорожит спокойной жизнью, и отвергает ухажера. Аркадий же сначала увлекается Одинцовой, но позже женится на ее сестре.
Спустя два месяца после знакомства с Анной, базаров умирает от заражения крови. Перед смертью его навещает Анна привезя с собою немецкого доктора, но больному уже было нельзя помочь. Девушка прощается с Базаровым и он засыпает в последний раз.
В январе 1860 года, через неделю после свадьбы сестры Кати с Аркадием, Анна уезжает в Москву. В дальнейшем вышла замуж, но «не по любви, но по убеждению»:
Внешность
Анна Сергеевна Одинцова является красивой женщиной. Высокая, стройная, с достоинством осанки, плечи — покатые. Глаза — светлые. Волосы — блестящие, гладко зачесанные за уши, придающие девическое выражение ее лицу. Лицо милое, важное и умное:
У нее темные волосы:
Особое внимание автор уделяет фигуре Одинцовой:
В то же время Тургенев далек от того, чтобы наделить свою героиню чертами ослепительной красоты или безукоризненного совершенства. В ней есть недостатки («нос у ней был немного толст»), но она мила, и покоряет окружающих своим спокойствием и манерами:
Образ героини дополняет ее ровный, ласковый голос:
Одевается она изысканно, и особенно любит пышные платья из шелка:
Краткая характеристика
Анне Сергеевне Одинцовой 28 лет, то есть она родилась в 1831 году, но ее поведение не соответствует возрасту:
Не смотря на богатство, молодость и независимость, в свои 28 лет, она считает, что уже прожила долгую и несчастную жизнь:
Жизненный опыт Одинцовой заметен и в ее речах, что уже при первой встречи отмечает Аркадий:
Она утверждает, что не имеет «охоты жить», и оттого несчастна:
По мнению Базарова, Одинцова хочет полюбить кого-то, но в силу характера не способна на это, и в этом ее несчастье:
Характер у неё сильный. По мнению губернских остряков она «прошла через огонь, воду и медные трубы»:
Она горда и независима, и не обращает на «дряные» слухи распускаемые о ней по всей губернии:
Проведя детство в Петербурге Анна получила блестящее образование, а уже в деревне «прочла несколько хороших книг», но перед сном любит почитать пару страниц «глупого французского романа».
Аркадий сразу отмечает ее красивую и грамотную русскую речь:
Даже Базаров, утверждающий, что «свободно мыслят между женщинами только уроды», признает ее ум, и называет «бабой с мозгом»:
Сама себя Одинцова также считает умной женщиной:
Помимо крошечного состояния, Анна Сергеевна унаследовала от отца и любовь к роскоши:
Она любит чистоту и порядок во всем:
Сама Одинцова объясняла свою страсть к порядку тем, что «в деревне нельзя жить беспорядочно, скука одолеет»:
Холодность Одинцовой
Наиболее яркой чертой Анны Одинцовой является спокойствие во всем и ко всему. Автор даже называет ее «странным существом:
Она не любит светское общество и избегает поездок по делам в город:
Базаров полагает, что Одинцова живет в деревне, так как равнодушна ко всему кроме комфорта:
Базаров сразу отмечает ее спокойный нрав, но сама Одинцова утверждает, что она нетерпелива и настойчива:
Тем не менее, холодность Одинцовой привлекает Базарова:
Когда ей нужно выбрать между яркими любовными отношениями с Базаровым или спокойствием и одиночеством, она выбирает второе:
Похожая история происходила с Одинцовой и раньше, когда она познакомилась за границей с молодым красавцем шведом, который «оставил ей довольно глубокое впечатление», но это не помешало ей вернуться на родину (национальность парня выбрана неслучайно — это символ порядка и спокойствия. Как указано в формуляре Тургенева: «Французики ей противны — она хотела бы найти Шведа»):
Отношение к Базарову
Анна Одинцова знакомится с Евгением Базаровым и Аркадием Кирсановым на губернаторском балу. Базарова сразу привлекает внешность девушки, но узнав ее ближе влюбляется в нее. Анну также интересует Базаров:
Не смотря на свою гордость, она несколько заискивает перед ним.
За время пребывания Базарова у нее в гостях, Анна сильно привязалась к гостю, и узнав о его скором отъезду у нее даже «в сердце кольнуло», но будучи уверенной в том, что полюбить она не может, Анна не придала этому особого значения:
В итоге Анна отвергает Базарова, решив, что спокойная жизнь дороже чувств:
Позже она расскажет Базарову, что после его отъезда сильно хандрила и даже собиралась уехать за границу:
Отношение к Кирсанову
Аркадий Кирсанов также влюбляется в Одинцову, но она не проявляет к нему особого интереса, относясь как к младшему брату:
Позже она расскажет Базарову, что считала Аркадия «незначительным», но со временем она оценила его ум:
Тем не менее он все равно был для нее слишком юным. Да и Аркадий робел и терялся в её присутствии. Оставаясь наедине они оба не могли найти тем для разговора:
При этом Одинцова даже не догадывалась, что Аркадий Кирсанов любил ее:
Прототип
Анна Сергеевна Одинцова — один из немногих персонажей романа «Отцы и дети» не имеющий определенного прототипа. Сам Тургенев описывал ее в письме к К. К. Случевскому как представительницу «наших праздных, мечтающих, любопытных и холодных барынь-эпикуреек, наших дворянок»:
Однако, Тургенев в «формуляре» прямо указал на прототип её внешности — А. С. Долгорукова-Альбединская, фаворитка императора Александра II (она же была прототипом Ирины в романе «Дым» И. С. Тургенева):
Усадьба Никольское
Одинцовой принадлежит имение Никольское, что в 40 верстах от неназванного губернского города ***, где развивается вторая половина роман:
Описание усадьбы в романе подробно, поэтично воспроизводится её атмосфера, порожденная повседневным бытом обитателей усадьбы:
Анна Одинцова
Анна Сергеевна – важный второстепенный персонаж романа «Отцы и дети». С образом Одинцовой связана дополнительная сюжетная линия – отношения между мужчиной и женщиной. Это позволяет автору провести Базарова через испытание любовью и полнее раскрыть его многосложный характер. Литературоведы считают, что прототипом Анны Одинцовой была певица Полина Виардо. Также этот образ мог быть связан с украинской писательницей Марией Маркович.
Описание героя
Наталья Данилова в роли Анны Одинцовой. Х/ф «Отцы и дети», 1983
Анна Одинцова – по происхождению знатная аристократка. Семья ее разорилась по вине азартного отца, промотавшего в карты все свое состояние. Он умер, оставив двум дочерям крохотные сбережения, которые почти сразу закончились. Мать девочек умерла еще раньше, поэтому на плечи двадцатилетней Анны легла ответственность за двенадцатилетнюю сестру Катю. Она обучила ее всему, чем должна обладать девушка из высшего света – поведению, манерам, умению поддерживать светские беседы. Но ее авторитарность угнетала юную Катю, она чувствовала себя некомфортно и подавленно в обществе старшей сестры.
Вскоре один очень богатый, но уже немолодой человек по фамилии Одинцов сделал Анне предложение, и она его приняла. Это был брак по расчету, и мужа она не любила, более того, он был ей отвратителен. Через некоторое время Анна овдовела. Супруг «умирая, упрочил за ней все свое состояние. Анна Сергеевна около года после его смерти не выезжала из деревни; потом отправилась вместе с сестрой за границу, но побывала только в Германии».
На момент появления в романе «Одинцова была немного старше Аркадия, ей пошел двадцать девятый год». Она – владелица богатого имения «Никольское», где проживает вместе с сестрой. Внешне это очень привлекательная женщина высокого роста, с хорошей фигурой и роскошными темными волосами. Глаза же, напротив, у Анны светлые, «спокойно и умно, именно спокойно, а не задумчиво, глядели светлые глаза из-под немного нависшего белого лба, и губы улыбались едва заметною улыбкою. Какою-то ласковой и мягкой силой веяло от ее лица». «Нос у ней был немного толст, как почти у всех русских, и цвет кожи не был совершенно чист». Несмотря на это, она выглядит очень эффектно, вызывая интерес у мужчин и зависть у женщин. Гардероб ее тщательно подобран и отличается изысканностью каждой детали. «Обнаженные ее руки красиво лежали вдоль стройного стана; красиво падали с блестящих волос на покатые плечи легкие ветки фуксий».
От остальных женщин Одинцову отличает нелюбовь к светским тусовкам. Вместо них Анна предпочитает чтение, оно является частью ее постоянного саморазвития, изучения всего нового. «Одинцова не теряла времени в уединении: она прочла несколько хороших книг и выражалась правильным русским языком». Разносторонняя образованность позволяет ей поддерживать беседы практически на любые темы. Однако Одинцова редко принимает участие в разговорах а, тем более, в спорах, при всей ее начитанности она немногословна, больше любит слушать и молчать. «У вас нрав спокойный и холодный, а для спора нужно увлечение», – говорит ей Базаров.
Самостоятельный опыт преодоления трудностей, которые выпали на ее долю, добавил к ее характеру такие черты, как свобода и независимость. По словам Кати, «над ней никто долго взять верх не может… Она очень горда, она очень дорожит своею независимостью». Несмотря на отсутствие мужа, ее имение содержится в идеальном порядке, благодаря ее рационализму и грамотным распоряжениям. Это в одной из бесед отмечает Базаров: «я уверен, что она и своим имением отлично распоряжается».
Несмотря на молодой возраст, Анна считает себя старухой, возможно, этим объясняется полное отсутствие у нее темперамента, того, что так отличает молодежь от старшего поколения. Ей больше по душе размеренная и предсказуемая жизнь. Ради собственного покоя она может пожертвовать всем, включая любовные отношения: «спокойствие все-таки лучше всего на свете». Несмотря на внешнюю холодность («по лицу Анны Сергеевны трудно было догадаться, какие она испытывала впечатления»), она очень приветливо общается с окружающими людьми. В обществе ее воспринимают, как милую и доброжелательную женщину, лишенную каких-либо недостатков.
Слабостью Одинцовой является ее любовь к роскоши и комфорту: «она унаследовала от отца частицу его наклонности к роскоши». Эти два критерия составляют главную ценность ее жизни. Ко всему остальному она остается совершенно равнодушной: «Катя обожала природу, Одинцова была к ней довольно равнодушна, так же как и Базаров».
Анна Сергеевна не терпит ни малейшего беспорядка, поэтому в ее доме царит идеальная чистота, каждая вещь имеет свое место, а все события происходят по строго определенному времени. «Этому отчасти способствовал порядок, который она завела у себя в доме и в жизни. Она строго его придерживалась и заставляла других ему покоряться. Все в течение дня совершалось в известную пору», «все было чисто, всюду пахло каким-то приличным запахом, точно в министерских приемных». «Базарову не нравилась эта размеренная, несколько торжественная правильность ежедневной жизни: «как по рельсам катишься».
Была ли в жизни Анны Сергеевны настоящая любовь? Скорее «нет», чем «да»: «Как все женщины, которым не удалось полюбить, она хотела чего то, сама не зная, чего именно». Ей не довелось испытать ни сердечных мук, ни страсти, которые случаются в жизни каждой молодой женщины. Даже ее симпатии удостаивался далеко не каждый мужчина. Отвергнув Аркадия, которого она совсем не рассматривала в качестве возлюбленного, она вдруг, неожиданно для себя, проявила интерес к человеку, который ни в чем не подходил под стандарты привычного ей общества. Все больше сближаясь с Базаровым, Анна, которой всегда руководил разум, а не сердце, начинает испытывать смятение. Ее пугает, что вместе с симпатией ее захватывает такое незнакомое для нее чувство, как страсть.
Когда на самом пике отношений Базаров признается ей в своих чувствах, Анна не торопится с ответом. Ее страх перед переменами одерживает верх, и она решает пустить ситуацию на самотек, что и приводит к коллапсу в их отношениях. Одинцову тянет к Евгению, но ее не устраивает его положение в обществе. Она понимает, что связь с ним может положить конец тому непоколебимому балансу в ее жизни, которого она так добивалась и которым дорожила больше всего на свете. Она не готова расстаться со своим привычным комфортом и благополучием ради любви простого человека, каким для нее был Базаров.
После разрыва с Евгением Одинцова остается в Никольском, а он возвращается к родителям. Тургенев не описывает состояние Анны Сергеевны после расставания с Базаровым. Можно лишь предположить, что она не страдала, так как сама была инициатором их разрыва. Ни Базаров, ни Одинцова не искали встреч друг с другом. Их последнее свидание состоялось по воле трагического случая, у кровати умирающего Евгения. Ее приезд стал последним желанием в его жизни и она, несмотря на свою холодность и прагматичность, не отказала ему в этой просьбе. По сути, она облегчила ему последние часы его страданий.
Смерть Базарова оставила след в душе Одинцовой, но она быстро оправилась и стала жить прежней жизнью. «Анна Сергеевна недавно вышла замуж, не по любви, но по убеждению, за одного из будущих русских деятелей…»
Роль героя в произведении
Анна Одинцова представляет в романе тот тип женщин, которые не способны делать счастливыми других людей. Несмотря на внешнюю красоту, образованность и ум, они лишены самого главного – умения любить и быть любимыми. Такова героиня романа И.С. Тургенева. Даже отношения с родной сестрой не складываются у нее из-за ее авторитарности, принципиальности и гордости. Весь ее образ – холодный и эгоистичный, не притягивает, а только отталкивает от себя.
Не научилась Одинцова по-настоящему ни любить, ни ощущать кипение жизни и красоту природы, поэтому ее удел – одиночество, о чем говорит сама ее фамилия. Когда она поняла, какую бурю чувств вызвала у Базарова, она испугалась и отреклась от него, не понимая, что отрекается от самой жизни. Его попытка пробудить ее возымела обратное действие – в итоге это она пробудила Базарова. Когда он влюбился, ему открылась та самая истина, которую он всегда отрицал. Он понял, что на свете, помимо экспериментов, теорий и фактов есть что-то большее, что скрывалось под маской его нигилизма. В отличие от Евгения, Анна Сергеевна так и осталась в своем нигилистическом мире, потому что отсутствие душевного тепла, сострадания, отрицание любви и нежности, самой жизни – это и есть тот же нигилизм. В этом смысле героиня вызывает не столько осуждение, сколько сочувствие.