оценку физического развития ребенка на первом году жизни нужно проводить 1 раз в
Оценку физического развития ребенка на первом году жизни нужно проводить 1 раз в
Современные подходы к оценке показателей физического развития у детей первых месяцев жизни
Сотрудники «Научно-исследовательского клинического института педиатрии им. академика Ю.Е. Вельтищева» совместно с РНИМУ им. Н.И. Пирогова Минздрава России, опубликовали обзорную статью, посвященную современным подходам к оценке показателей физического развития у детей первых месяцев жизни.
Рост и развитие – ключевые характеристики периода детства – основные маркеры здоровья и адекватного питания. По мнению ряда исследователей, конституциональные типы, сложившиеся к периоду младшего школьного возраста, в 70–85% случаев остаются постоянными. Нарушение темпов физического развития может иметь неблагоприятное прогностическое значение. Проблему представляют как замедление темпов физического развития, так и слишком интенсивный прирост показателей. В первом случае замедление темпов прироста основных показателей развития может быть прогностически неблагоприятным признаком становления когнитивного статуса в более поздние возрастные сроки (особенно у недоношенных детей) и в целом достоверно чаще ассоциируется с высокой заболеваемостью. Во втором случае избыточный прирост, например, массы тела в первые месяцы жизни ребенка может привести к формированию метаболических нарушений (сахарный диабет, гипертоническая болезнь) в более старшем возрасте. Избыточный прирост массы тела в раннем детском возрасте повышает риск возникновения ожирения, которое в настоящее время представляет большую проблему – во многих европейских странах распространенность ожирения среди детей 5–17-летнего возраста достигает 20%.
Физическое развитие характеризуется совокупностью антропометрических показателей. При обследовании ребенка первых лет жизни обязательным считается измерение массы тела, длины тела и окружности головы; измерение окружности груди целесообразно только у детей особой группы с избыточным приростом окружности головы для сопоставления их значений между собой в процессе динамического наблюдения.
На скорость прироста параметров физического развития влияют многие факторы – генетические (конституциональные), социально-экономические, наличие сопутствующих заболеваний. Большое влияние оказывает питание ребенка с момента рождения и на протяжении всего периода раннего детства. Для адекватной оценки физического развития у детей раннего возраста необходимы нормативы, вычисленные с учетом гестационного возраста, нутритивной поддержки, особенностей условий окружающей среды в первые месяцы жизни ребенка.
Методы оценки показателей физического развития у детей
В настоящее время понятно, что прирост абсолютных значений не отражает гармоничности развития, в связи с чем в повседневной практике для оценки физического развития используют различные индексы – в частности индекс массы тела (ИМТ), представляющий собой отношение массы тела, выраженной в килограммах, к длине тела, выраженной в метрах и возведенной в квадрат, а также простое массо-ростовое отношение (индекс Кетле 1) – отношение массы тела в граммах к длине тела, выраженной в сантиметрах. Индекс Кетле 1 преимущественно используется у младенцев.
Более того, в связи с прогрессирующим увеличением частоты развития ожирения среди детей младшего возраста необходимо определять, за счет чего происходит прирост массы – за счет жировой или тощей ее составляющих, что важно для выявления риска возникновения метаболических нарушений в более поздние возрастные периоды, а также для своевременной корректировки нутритивной поддержки. Для определения нутритивного статуса состав тканей в настоящее время оценивают с помощью воздушной плетизмографии, позволяющей определить количество безжировой (тощей, FFM) и жировой (FM) масс, а также содержание относительного жира (%BF) в тканях тела.
Полученные значения массо-ростовых показателей и индексов анализируют с использованием центильного метода, а также z-оценки (z-score), представляющей собой отклонение значений индивидуального показателя от среднего значения в популяции, деленное на стандартное отклонение среднего значения. Показатели, выходящие за рамки двух стандартных отклонений от среднего значения в популяции, расцениваются как несоответствующие норме и требуют поиска причины выявленных нарушений.
Особенности оценки физического развития у доношенных детей на первом году жизни
Исследования показывают, что у доношенных детей ИМТ коррелирует с процентным содержанием относительного жира в теле и в некоторой степени определяет риск формирования сердечно-сосудистой патологии в подростковом и зрелом возрасте.
По данным A. De Cunto и соавт. (2014), z-оценка ИМТ у доношенных новорожденных детей в значительной степени коррелирует с процентом относительного жира в теле, однако не имеет большой прогностической значимости в отношении развития ожирения в дальнейшем. Исследования J. Villar и соавт. (2017) показали, что наибольшую корреляцию с содержанием тощей и жировой массы у соответствующих гестационному сроку доношенных новорожденных имеет индекс Кетле 1. W. Perng и соавт. (2017) на основании проведенных исследований установили большую взаимосвязь z-оценки индекса Кетле 1 и z-оценки ИМТ с содержанием тощей (но не жировой) массы в периоде новорожденности. Однако уже к 5-му месяцу жизни по мере прироста жировой массы появляется корреляция между значениями z-оценки индекса Кетле 1, z-оценки ИМТ и процента жировой массы, а прогностическая ценность указанных индексов в отношении тощей массы утрачивается. Дети с малой для гестационного возраста массой тела при рождении имеют низкие показатели жировой массы, процентного содержания относительного жира и соотношения жировой/тощей масс по сравнению с новорожденными с соответствующей гестационному сроку массой тела. При этом низкая масса тела у них связана с уменьшением жировой примерно на 27% и тощей массы примерно на 73% по сравнению с соответствующими гестационному сроку доношенными новорожденными.
Рост ребенка напрямую связан с массой костной ткани – основным компонентом в составе тощей массы у детей раннего возраста, поэтому z-оценка длины тела, наоборот, коррелирует с содержанием тощей массы.
Еще один из доступных способов оценки – толщина кожной складки – при рождении в большей степени коррелирует с процентом тощей массы, чем жировой, причем это касается детей с адекватными или низкими показателями массы тела относительно гестационного возраста. У крупных для гестационного возраста детей толщина кожной складки при рождении коррелирует с содержанием жировой массы. К 5-му месяцу жизни, наоборот, отмечается прямая корреляция между толщиной кожной складки и содержанием жировой массы у детей с адекватными возрасту показателями массы тела при рождении. Таким образом, определение толщины кожной складки в отсутствие более точных методов измерения состава тела может служить показателем ожирения у ребенка первого года жизни.
Высокие темпы прибавки массы тела на протяжении первых 2 лет жизни напрямую коррелируют с увеличением риска развития ожирения и повышением ИМТ в более поздние возрастные периоды. При сравнении массо-ростовых показателей к 2 годам у доношенных детей в зависимости от вида вскармливания выяснилось, что дети, находящиеся на искусственном вскармливании, независимо от содержания белка в смеси были выше и тяжелее детей, получающих грудное вскармливание. У детей, получающих смесь с высоким содержанием белка, в сыворотке крови был выявлен наивысший уровень аминокислот с разветвленной цепью (валин, лейцин, изолейцин). Концентрация инсулиноподобного фак- тора роста 1-го типа в крови у них была на 60% выше, чем у детей, находящихся на грудном вскармливании, и тех, кто получал искусственную смесь с меньшим содержанием белка. У детей этой группы отмечалось также повышение уровня С-пептида в моче и соотношения С-пептид/креатинин, свидетельствующее об увеличении секреции инсулина (что подтверждалось также более низким уровнем глюкозы в крови). Проведенное исследование позволило предположить, что инсулиноподобный фактор роста 1-го типа служит главным фактором, определяющим прибавку массы тела в течение периода детства. При этом дети, получающие молочные смеси с высоким содержанием белка, имеют значительно более высокий уровень инсулиноподобного фактора роста 1-го типа в периоде раннего детства, а в зрелом возрасте этот
показатель у них значительно ниже, чем у детей, длительно получающими грудное молоко. Это повышает риск развития ишемической болезни сердца и сахарного диабета. Поэтому грудное вскармливание в периоде раннего детства оказывает защитное воздействие, снижая риск развития ожирения и сопутствующей патологии в зрелом возрасте.
Заключение
Данные клинических исследований, проведенных в последнее десятилетие, позволяют сделать следующие выводы:
1) использование стандартных массо-ростовых индексов для оценки физического развития у недоношенных детей не позволяет оценить состав тела и не может служить основным инструментом для определения риска развития поздних метаболических осложнений;
2) длительное грудное вскармливание у недоношенных детей способствует формированию оптимального состава тела;
3) искусственное вскармливание способствует лучшему приросту массы тела (в сравнении с грудным вскармливанием) в первые месяцы жизни, однако прирост осуществляется за счет накопления жировой массы, что является фактором риска метаболических нарушений в более поздние возрастные сроки;
4) для оценки динамики физического развития детей должны быть использованы соответствующие центильные кривые, основанные на обобщающих стандартах роста вне зависимости от этнических и географических различий в популяции.
Таким образом, длительное последующее наблюдение за недоношенными и доношенными детьми и оценка динамики их физического развития позволит более точно определить нормативы основных показателей, а также будет способствовать дальнейшей оптимизации тактики выхаживания и вскармливания.
Алямовская Г.А., Сахарова Е.С., Кешишян Е.С.
Российский вестник перинатологии и педиатрии, 2020; 65:(2)
Оценку физического развития ребенка на первом году жизни нужно проводить 1 раз в
Ожидайте
Перезвоните мне
Ваш персональный менеджер: Екатерина
Ответственная и отзывчивая! 😊
Аннотация: Физическое развитие малыша по месяцам, центильные таблицы соответствий норме.
Статья:
Физическое развитие ребенка до года определяется совокупностью показателей: рост, вес, окружность головы и груди. Все эти измерения производит участковый педиатр, который тщательно отслеживает динамику роста показателей. На их основании, а также учитывая пол ребенка, делается вывод о его физическом здоровье. Замеры можно производить также в домашних условиях, но это не отменяет контроль педиатра.
Центильные таблицы и их расшифровка
Принято считать, что за год ребенок вырастает на 25 сантиметров, его рост соответствует возрасту, а вес росту. Когда крохе исполняется год, он весит в среднем 10 кг, причем вес считается нестабильным показателем и зависит от многих факторов (отсутствие аппетита, нарушение сна, болезнь и т. д.). До достижения четырехмесячного возраста окружность головы малыша должна больше окружности груди на пару сантиметров. После 4 месяцев окружность груди всегда будет больше окружности головы.
В статье мы будем ссылаться на центильные таблицы, которые содержат нормы физического развития ребенка до года: ими руководствуются педиатры. Они показывают распределение большого количества осмотренных детей по физическим показателям роста, веса, окружности головы и груди.
Физическое развитие оценивается в соотвествии с возрастом так:
Центили в таблицах ниже расшифровываются следующим образом:
Нужно понимать, что все дети разные и их физическое развитие отличается. Один ребенок рождается худым, при этом с прекрасным аппетитом и спокойным характером, а другой при рождении большой, но имеет повышенный тонус, что заставляет его вздрагивать от каждого шороха.
Физическое развитие грудного ребенка индивидуально в каждом конкретном случае, но родители должны внимательно наблюдать за малышом и при малейшем беспокойстве обращаться к врачу за консультацией. Только доктор сможет правильно определить уровень физиологического развития ребенка до года.
Длина тела (рост)
Процесс роста подчиняется следующим закономерностям:
Измерить рост можно и в домашних условиях. Для этого лопатки крохи, пятки и крестец должны быть плотно прижаты к твердой поверхности. Возможно, придется слегка надавить на колени, чтобы выпрямить ноги. Измерение производится рулеткой или сантиметром. В медицинских учреждениях для этого используются ростомеры.
Таблица физического развития ребенка по месяцам до года (прибавки в росте):
Возраст, мес | Ежемесячная прибавка в росте, см |
---|---|
1−3 | 3 |
4−6 | 2,5 |
7−9 | 1 — 2 |
10−12 | 1 |
Центильная таблица помесячного роста мальчиков до 1 года в сантиметрах выглядит так:
Возраст, мес / центиль | 3 | 10 | 25 | 50 | 75 | 90 | 97 |
---|---|---|---|---|---|---|---|
0 | 46.5 | 48.0 | 49.8 | 51.3 | 52.3 | 53.5 | 55.0 |
1 | 49.5 | 51.2 | 52.7 | 54.5 | 55.6 | 56.5 | 57.3 |
2 | 52.6 | 53.8 | 55.3 | 57.3 | 58.2 | 59.4 | 60.9 |
3 | 55.3 | 56.5 | 58.1 | 60.0 | 60.9 | 62.0 | 63.8 |
4 | 57.5 | 58.7 | 60.6 | 62.0 | 63.1 | 64.5 | 66.3 |
5 | 59.9 | 61.1 | 62.3 | 64.3 | 65.6 | 67.0 | 68.9 |
6 | 61.7 | 63.0 | 64.8 | 66.1 | 67.7 | 69.0 | 71.2 |
7 | 63.8 | 65.1 | 66.3 | 68.0 | 69.8 | 71.1 | 73.5 |
8 | 65.5 | 66.8 | 68.1 | 70.0 | 71.3 | 73.1 | 75.3 |
9 | 67.3 | 68.2 | 69.8 | 71.3 | 73.2 | 75.1 | 78.8 |
10 | 68.8 | 69.1 | 71.2 | 73.0 | 75.1 | 76.9 | 78.8 |
11 | 70.1 | 71.3 | 72.6 | 74.3 | 76.2 | 78.0 | 80.3 |
1 год | 71.2 | 72.3 | 74.0 | 75.5 | 77.3 | 79.7 | 81.7 |
Длина тела (рост) девочек от 0 до 12 месяцев, см
Возраст, мес / центиль | 3 | 10 | 25 | 50 | 75 | 90 | 97 |
---|---|---|---|---|---|---|---|
0 | 45.8 | 47.5 | 49.8 | 50.7 | 52.0 | 53.1 | 53.9 |
1 | 48.5 | 50.3 | 52.1 | 53.5 | 55.0 | 56.1 | 57.3 |
2 | 51.2 | 53.3 | 55.2 | 56.8 | 58.0 | 59.3 | 60.6 |
3 | 54.0 | 56.2 | 57.6 | 59.3 | 60.7 | 61.8 | 63.6 |
4 | 56.7 | 58.4 | 60.0 | 61.2 | 62.8 | 64.0 | 65.7 |
5 | 59. 1 | 60.8 | 62.0 | 63.8 | 65.1 | 66.0 | 68.0 |
6 | 60.8 | 62.5 | 64.1 | 65.5 | 67.1 | 68.8 | 70.0 |
7 | 62.7 | 64. 1 | 65.9 | 67. 5 | 69.2 | 70.4 | 71.9 |
8 | 64.5 | 66.0 | 67.5 | 69.0 | 70.5 | 72.5 | 73.7 |
9 | 66.0 | 67.5 | 69.1 | 70.2 | 72.0 | 74.1 | 75.5 |
10 | 67.5 | 69.0 | 70.3 | 71.9 | 73.2 | 75.3 | 76.8 |
11 | 68.9 | 70.1 | 71.5 | 73.0 | 74.7 | 76.5 | 78.1 |
1 год | 70.1 | 71.4 | 72.8 | 74.1 | 75.8 | 78.0 | 79.6 |
Показатели веса
Масса тела ребенка характеризуется влиянием тех или иных условий в течение всего дня. С помощью показателя можно определить зависимость текущего состояния малыша от изменений окружающих условий.
Для новорожденных детей физиологическая потеря веса является нормой и может составить до 8%. В первые дни жизни кроха выделяет меконий (кал) и теряет жидкость. Спустя 10 дней от рождения вес должен восстановиться.
Измерения рекомендуется производить на электронных весах, так как на них можно фиксировать показатель. При этом учитывается вес одежды. Взвешивание проводится не чаще, чем 1 раз в 7 дней.
Оценить полученный результат можно по таблице прибавок веса:
Возраст, мес | Прибавка в весе, грамм |
---|---|
1 | 600 |
2 | 800 |
3 | 800 |
4 | 750 |
5 | 700 |
6 | 650 |
7 | 600 |
8 | 550 |
9 | 500 |
10 | 450 |
11 | 400 |
12 | 350 |
Или с помощью центильных таблиц для мальчиков и девочек. Масса тела мальчиков, кг:
Возраст, мес / центиль | 3 | 10 | 25 | 50 | 75 | 90 | 97 |
---|---|---|---|---|---|---|---|
0 | 2.7 | 2.9 | 3.1 | 3.4 | 3.7 | 3.9 | 4.2 |
1 | 3.3 | 3.6 | 4.0 | 4.3 | 4.7 | 5.1 | 5.4 |
2 | 3.9 | 4.2 | 4.6 | 5.1 | 5.6 | 6.0 | 6.4 |
3 | 4.5 | 4.9 | 5.3 | 5.8 | 6.4 | 7.0 | 7.3 |
4 | 5.1 | 5.5 | 6.0 | 6.5 | 7.2 | 7.6 | 8.1 |
5 | 5.6 | 6.1 | 6.5 | 7.1 | 7.8 | 8.3 | 8.8 |
6 | 6.1 | 6.6 | 7.1 | 7.6 | 8.4 | 9.0 | 9.4 |
7 | 6.6 | 7.1 | 7.6 | 8.2 | 8.9 | 9.5 | 9.9 |
8 | 7.1 | 7.5 | 8.0 | 8.6 | 9.4 | 10.0 | 10.5 |
9 | 7.5 | 7.9 | 8.4 | 9.1 | 9.8 | 10.5 | 11.0 |
10 | 7.9 | 8.3 | 8.8 | 9.5 | 10.3 | 10.9 | 11.4 |
11 | 8.2 | 8.6 | 9.1 | 9.8 | 10.6 | 11.2 | 11.8 |
1 год | 8.5 | 8.9 | 9.4 | 10.0 | 10.9 | 11.6 | 12.1 |
Масса тела девочек, кг:
Возраст, мес / центиль | 3 | 10 | 25 | 50 | 75 | 90 | 97 |
---|---|---|---|---|---|---|---|
0 | 2.6 | 2.8 | 3.0 | 3.3 | 3.7 | 3.9 | 4.1 |
1 | 3.3 | 3.6 | 3.8 | 4.2 | 4.5 | 4.7 | 5.1 |
2 | 3.8 | 4.2 | 4.5 | 4.8 | 5.2 | 5.5 | 5.9 |
3 | 4.4 | 4.8 | 5.2 | 5.5 | 5.9 | 6.3 | 6.7 |
4 | 5.0 | 5.4 | 5.8 | 6.2 | 6.6 | 7.0 | 7.5 |
5 | 5.5 | 5.9 | 6.3 | 6.7 | 7.2 | 7.7 | 8.1 |
6 | 5.9 | 6.3 | 6.8 | 7.3 | 7.8 | 8.3 | 8.7 |
7 | 6.4 | 6.8 | 7.3 | 7.7 | 8.4 | 8.9 | 9.3 |
8 | 6.7 | 7.2 | 7.6 | 8.2 | 8.8 | 9.3 | 9.7 |
9 | 7.1 | 7.5 | 8.0 | 8.6 | 9.2 | 9.7 | 10.1 |
10 | 7.4 | 7.9 | 8.4 | 9.0 | 9.6 | 10.1 | 10.5 |
11 | 7.7 | 8.3 | 8.7 | 9.3 | 9.9 | 10.5 | 10.9 |
1 год | 8.0 | 8.5 | 9.0 | 9.6 | 10.2 | 10.8 | 11.3 |
Окружность головы
Этот показатель позволяет определить благополучие развития ЦНС и пропорциональность в целом. Измерения нужно проводить сантиметровой лентой по затылку и надбровным дугам. С 1 до 6 месяцев окружность головы увеличивается на 1,5 см ежемесячно, с 6 до 12 месяцев — по 0,5 см ежемесячно.
Окружность головы мальчиков от 0 до 12 месяцев, см
Возраст, мес / центиль | 3 | 10 | 25 | 50 | 75 | 90 | 97 |
---|---|---|---|---|---|---|---|
0 | 32.8 | 33.7 | — | 35.2 | — | 36.7 | 37.6 |
1 | 34.6 | 35.5 | 36.3 | 37.1 | 38.0 | 39.1 | 40.3 |
2 | 36.5 | 37.4 | 38.2 | 39.0 | 40.0 | 41.0 | 42.0 |
3 | 38.2 | 39.0 | 39.7 | 40.6 | 41.5 | 42.5 | 43.3 |
4 | 39.5 | 40.2 | 40.9 | 41.8 | 42.8 | 43.6 | 44.4 |
5 | 40.5 | 41.2 | 41.9 | 42.7 | 43.8 | 44.6 | 45.4 |
6 | 41.5 | 42.0 | 42.8 | 43.9 | 44.8 | 45.5 | 46.3 |
9 | 43.4 | 44.0 | 44.8 | 45.8 | 46.7 | 47.4 | 48.0 |
1 год | 44.6 | 45.3 | 46.2 | 47.1 | 48.0 | 48.6 | 49.3 |
Окружность головы девочек от 0 до 12 месяцев, см
Возраст, мес / центиль | 3 | 10 | 25 | 50 | 75 | 90 | 97 |
---|---|---|---|---|---|---|---|
0 | 31.7 | 32.5 | — | 34.1 | — | 35.5 | 36.3 |
1 | 34.2 | 35.0 | 35.8 | 36.6 | 37.4 | 38.1 | 39.0 |
2 | 35.7 | 36.7 | 37.4 | 38.2 | 39.0 | 39.8 | 40.7 |
3 | 37.1 | 38.0 | 38.7 | 39.5 | 40.4 | 41.2 | 42.0 |
4 | 38.3 | 39.1 | 39.9 | 40.7 | 41.4 | 42.2 | 43.0 |
5 | 39.5 | 40.3 | 41.0 | 41.7 | 42.5 | 43.2 | 44.0 |
6 | 40.6 | 41.5 | 42.0 | 43.0 | 43.4 | 44.2 | 45.0 |
9 | 42.3 | 42.9 | 43.5 | 44.6 | 45.6 | 46.4 | 46.8 |
1 год | 43.5 | 44.2 | 44.9 | 45.7 | 46.5 | 47.3 | 48.0 |
Обхват груди
Этот вспомогательный показатель помогает определить пропорциональность развития малыша. Проводить сантиметровую ленту нужно по нижним углам лопаток и нижним краям ореолов (околососковых кружков).
В возрасте 1−6 месяцев ежемесячная прибавка должна составлять 2 см, в 6−12 месяцев — 0,5 см. Также можно воспользоваться центильными таблицами. При оценке результатов всех измерений необходимо помнить об индивидуальных особенностях малютки.
Окружность грудной клетки мальчиков от 0 до 12 месяцев, см
Возраст, мес / центиль | 3 | 10 | 25 | 50 | 75 | 90 | 97 |
---|---|---|---|---|---|---|---|
0 | 31.7 | 32.3 | 33.5 | 34.8 | 36.6 | 36.8 | 37.8 |
1 | 33.3 | 34.1 | 35.2 | 36.5 | 37.9 | 38.9 | 40.2 |
2 | 35.0 | 35.7 | 36.9 | 38.3 | 39.8 | 40.8 | 42.0 |
3 | 36.5 | 36.5 | 37.2 | 38.4 | 39.9 | 41.6 | 42.7 |
4 | 37.9 | 38.6 | 39.8 | 41.4 | 43.4 | 44.6 | 45.9 |
5 | 39.3 | 40.1 | 41.2 | 42.9 | 45.0 | 45.7 | 47.6 |
6 | 40.6 | 41.4 | 42.5 | 44.3 | 46.3 | 47.6 | 49.0 |
7 | 41.7 | 42.5 | 43.6 | 45.5 | 47.5 | 48.9 | 50.1 |
8 | 42.7 | 43.5 | 44.6 | 46.4 | 48.5 | 49.9 | 51.1 |
9 | 43.6 | 44.4 | 45.4 | 47.2 | 49.3 | 50.8 | 52.0 |
10 | 44.3 | 45.1 | 46.1 | 47.9 | 50.0 | 51.4 | 52.8 |
11 | 44.8 | 45.6 | 46.6 | 48.4 | 50.6 | 52.0 | 53.5 |
1 год | 45.3 | 46.1 | 47.0 | 48.7 | 51.0 | 52.5 | 54.1 |
Окружность грудной клетки девочек от 0 до 12 месяцев, см
Возраст, мес / центиль | 3 | 10 | 25 | 50 | 75 | 90 | 97 |
---|---|---|---|---|---|---|---|
0 | 31.0 | 32.0 | 32.8 | 34.0 | 35.2 | 36.0 | 37.0 |
1 | 33.0 | 34.0 | 34.9 | 35.9 | 37.1 | 38.1 | 39.0 |
2 | 34.6 | 35.6 | 36.6 | 37.7 | 38.8 | 39.9 | 40.9 |
3 | 36.3 | 37.3 | 38.3 | 39.4 | 40.5 | 41.4 | 42.8 |
4 | 38.0 | 38.9 | 39.8 | 40.9 | 42.1 | 43.0 | 44.3 |
5 | 39.5 | 40.3 | 41.2 | 42.3 | 43.5 | 44.5 | 45.7 |
6 | 40.7 | 41.6 | 42.4 | 43.5 | 44.7 | 45.8 | 47.1 |
7 | 41.8 | 42.7 | 43.6 | 44.6 | 45.8 | 47.2 | 48.5 |
8 | 42.8 | 43.7 | 44.6 | 45.7 | 46.9 | 48.3 | 49.8 |
9 | 43.6 | 44.5 | 45.5 | 46.6 | 47.8 | 49.3 | 50.9 |
10 | 44.3 | 45.2 | 46.2 | 47.2 | 48.6 | 50.1 | 51.7 |
11 | 45.0 | 45.8 | 46.8 | 47.8 | 49.3 | 50.8 | 52.3 |
1 год | 45.5 | 46.3 | 47.2 | 48.3 | 49.9 | 51.4 | 52.8 |
Процесс развития по месяцам
У новорожденных есть следующие врожденные рефлексы:
При этом ребенок двигается всем телом; руки, глаза и ноги движутся не упорядочено.
Спустя месяц от рождения движения малыша становятся скоординированными, он может приподнять голову лежа на животе. При громком звуке ребенок разводит руки в стороны и резко поджимает их к себе, сжимая кулаки.
В возрасте 2 месяцев глаза движутся скоординировано, малыш поворачивает голову на звук, трогает и пытается схватить интересующие предметы. Лежа на животе, он удерживает голову около минуты. Улыбается в ответ на улыбку.
На 3 месяце своей жизни малыш, лежа на животе, опирается на локти и предплечья. Может делать поворот набок со спины и обратно, крутит головой по сторонам, держа ее вертикально. Когда малыша берут на руки, он подтягивается, а при обращении к нему — отвечает, агукает или смеется.
В 4 месяца ребенок узнает знакомые лица и простые предметы, легко переворачивается со спины на живот. Хватает интересующие его предметы и тянет их в рот. Постоянно требует маминого внимания.
На 5 месяце малыш уже пытается сидеть, но еще нуждается в поддержке спины, узнает родные голоса и повторяет звуки. Если его держать за подмышки, он будет стоять на ногах.
В 6 месяцев малыш может сидеть без поддержки, ползает и произносит простые слоги. Ребенок все меньше спит и больше бодрствует. Крепко держит игрушки и тянется к маме, когда она появляется в его поле зрения. Быстро развивается мелкая моторика. Ребенок хватает предметы и бросает их, наблюдая за тем, что с ними происходит. На этом этапе начинают резаться зубы, чаще всего первыми появляются нижние средние резцы.
На 7 месяце малыш уже уверенно ползает, сидит и может наклонять туловище вперед. Внимательно слушает взрослых и пытается запоминать слова. Лучше глотает, так как умеет перемещать еду в заднюю часть рта. Плачет, когда игрушка пропадает из виду.
В 8 месяцев ребёнок встает у опоры. Пытается ходить за руку и активно играет с игрушками, бросая и хватая их. Уверенно сидит. В этом возрасте обычно появляются два верхних резца.
На девятом месяце кроха уже ходит с опорой, реагирует на свое имя и выполняет простые задания типа «подай», «положи». Держит предметы «пинцетным захватом» (указательным и большим пальцами).
На десятом месяце ребенок может стоять без опоры. Он пытается говорить простые слова и слоги, ищет предметы по просьбе взрослых. Никому не отдает любимую игрушку. В этот период у большинства детей появляются верхние боковые резцы.
Спустя 11 месяцев со дня рождения кроха уже знает названия большинства окружающих его предметов и частей тела. В этом возрасте хорошо развита мелкая моторика. Малыш пытается самостоятельно ходить и прекрасно ориентируется в пространстве.
В возрасте 12 месяцев малыши обычно ходят и даже могут нагнуться. Они прекрасно понимают все, о чем им говорят, и выполняют просьбы. Крохи пытаются сказать первые слова. В этом возрасте появляются нижние резцы. В год у ребенка должно быть 8 зубов.
На физическое развитие могут также влиять генетика, воспитание и социальная среда. Для полноценного и своевременного развития ребенка его родители должны прилагать к этому максимум усилий и ежедневно заниматься с крохой. Немаловажным фактором является любовь и внимание близких, ведь малыш очень нуждается в этом.