относительно устойчивая система условнорефлекторных связей выработанных в процессе жизни
Динамический стереотип
(от греч. dynamihos – сильный, подвижный, stereos – твердый, typos – отпечаток) – система условно-рефлекторных реакций, обеспечивающих устойчивую и целесообразную связь организма с внешней средой в данных относительно устойчивых условиях, при повторяющихся факторах.
* * *
(от греч. dynamikos — сильный, подвижный, stereos — твердый, typos — отпечаток) — относительно устойчивая система условно-рефлекторных связей, образующихся при многократном повторении одних и тех же воздействий внешней среды на органы чувств. Образование Д. с. представляет значительные трудности для нервной системы, но выработанный, он делает нервную деятельность экономной и высокоэффективной, поскольку каждая предыдущая реакция в этом случае подготавливает последующую. Другими словами, Д. с. образуется вследствие того, что текущий рефлекторный ответ (функциональное состояние) становится сигналом для следующего ответа и подкрепляется им. Понятие Д. с. было введено И. П. Павловым.
Полезное
Смотреть что такое «Динамический стереотип» в других словарях:
динамический стереотип — (от греч. dynamikos сильный, подвижный, stereos твердый, typos отпечаток) интегральная система привычных условно рефлекторных ответов, соответствующая сигнальной, порядковой и временной характеристике стимульного ряда (см. стимул). Понятие… … Большая психологическая энциклопедия
ДИНАМИЧЕСКИЙ СТЕРЕОТИП — см. Стереотип динамический … Большой Энциклопедический словарь
ДИНАМИЧЕСКИЙ СТЕРЕОТИП — см. СТЕРЕОТИП ДИНАМИЧЕСКИЙ. Antinazi. Энциклопедия социологии, 2009 … Энциклопедия социологии
Динамический Стереотип — понятие, отражающее интеграцию условнорефлекторных процессов в коре больших полушарий, которая достигается при многократном предъявлении одних и тех же положительных или тормозных условных раздражителей, следующих с постоянными интервалами… … Психологический словарь
ДИНАМИЧЕСКИЙ СТЕРЕОТИП — физиологич. термин, обозначающий устойчиво закрепившуюся систему условных нервных связей, обеспечивающих определенную интенсивность и последовательность реакций организма на воздействия внешней среды. Д. с. образуется при достаточно длительном… … Философская энциклопедия
ДИНАМИЧЕСКИЙ СТЕРЕОТИП — (от греч. stereos – твердый + typos – отпечаток). Устойчивая система условно рефлекторных действий, которая вырабатывается как реакция на повторяющиеся предъявляемые стимулы. В методической литературе 50–60 х гг. XX в. этот термин употреблялся… … Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам)
динамический стереотип — см. Стереотип динамический. * * * ДИНАМИЧЕСКИЙ СТЕРЕОТИП ДИНАМИЧЕСКИЙ СТЕРЕОТИП, см. Стереотип динамический (см. СТЕРЕОТИП ДИНАМИЧЕСКИЙ) … Энциклопедический словарь
Динамический стереотип — Двигательный стереотип (динамический стереотип) устойчивый индивидуальный комплекс безусловно рефлекторных двигательных реакций, реализуемых в определенной последовательности в обеспечении позно тонических функций (походку, почерк, осанку). Как… … Википедия
динамический стереотип — dinaminis stereotipas statusas T sritis Kūno kultūra ir sportas apibrėžtis Galvos smegenų žievėje susidariusi nuolatinė ir darni sąlyginių refleksų sistema, lemianti išmoktų veiksmų pastovumą, ekonomiškumą, įgūdžius, įpročius, mąstymo ir elgesio… … Sporto terminų žodynas
динамический стереотип — dinaminis stereotipas statusas T sritis Kūno kultūra ir sportas apibrėžtis Santykiškai pastovi refleksinių veiksmų, fiziologinių vyksmų grandinė. Reiškiasi sportininko gebėjimu racionaliai (pagal aplinkybes) įveikti fizinius krūvius, siekti… … Sporto terminų žodynas
динамический стереотип — dinaminis stereotipas statusas T sritis Kūno kultūra ir sportas apibrėžtis Įprastinės sąlyginio reflekso reakcijos, susijusios su stimulų signaliniais požymiais, stimulų eilės tvarka ir laiku. Dinaminio stereotipo sąvoką sukūrė rusų fiziologas I … Sporto terminų žodynas
Относительно устойчивая система условнорефлекторных связей выработанных в процессе жизни
Часть первая. ВВЕДЕНИЕ В ПСИХОЛОГИЮ
Глава 1. Предмет психологии
I. 1. 1. Понятие о психологии 5
I. 1. 2. Мозг и психика 20
I. 1. 3. Понятие о сознании 29
Глава 2. Состояние, структура и методы современной психологии
I. 2. 2. Современная психология и ее место в системе наук 41
I. 2. 3. Принципы и структура современной психологии 46
I. 2. 4. Принципы и методы исследования современной психологии 56
Глава 3. Развитие психики и сознания
I. 3. 1. Развитие психики в филогенезе 66
I. 3. 2. Зависимость психических функций от среды и строения органов 86
I. 3. 3. Возникновение сознания в процессе трудовой деятельности и его общественно-историческая природа 89
Часть вторая. ЛИЧНОСТЬ И ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
Глава 4. Психологическая характеристика личности
II. 4. 1. Понятие о личности в психологии 97
II. 4. 2. Активность личности человека 102
II 4. 3. Мотивация как проявление потребностей личности 110
II. 4. 4. Формирование личности 129
Глава 5. Психология межличностных отношений
II. 5. 1. Общее понятие о группах и коллективах 136
II. 5. 2. Групповая дифференциация 140
Глава 6. Общая характеристика деятельности личности
II. 6. 1. Определение понятия деятельности 157
II. 6. 2. Структура деятельности 160
II. 6. 3. Освоение деятельности. Навыки 166
II. 6. 4. Основные виды деятельности и их развитие у человека 176
II. 7. 1. Общая характеристика внимания 187
II. 7. 2. Физиологические механизмы внимания 189
II. 7. 3.. Виды внимания и их характеристика 193
II. 7. 4. Характерные особенности внимания 199
II. 7. 5. Развитие внимания у детей и пути его формирования 206
Глава 8. Речь и общение
II. 8. 1. Язык, общение, речевая деятельность 210
II. 8. 2. Физиологические механизмы речевой деятельности 214
II. 8. 3. Виды речевой деятельности 218
II. 8. 4. Развитие, речи в процессе обучения 223
Часть третья. ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ ПРОЦЕССЫ ЛИЧНОСТИ
III. 9. 1. Понятие об ощущении 229
III. 9. 2. Общие закономерности ощущений 237
Глава 10. Восприятие
III. 10. 1. Понятие о восприятии и характеристика основных его особенностей 249
III. 10. 2. Восприятие как действие 257
III. 10. 3. Восприятие пространства 268
III. 10. 4. Восприятие времени и движения 278
III. 11. 1. Общее понятие о памяти 283
III. 11. 2. Виды памяти 291
III. 11. 3. Общая характеристика процессов памяти 296
III. 11. 4. Запоминание 297
III. 11. 5. Воспроизведение 306
III. 11. 6. Забывание и сохранение 309
III. 11. 7. Индивидуальные различия памяти 312
III. 12. 1. Общая характеристика мышления 315
III. 12. 2. Мышление и решение задач 328
III. 12. 3. Виды мышления 337
Глава 13. Воображение
III. 13. 1. Понятие о воображении, его основных видах и процессах 342
III. 13. 2. Физиологические основы процессов воображения 349
III. 13. 3. Роль фантазии в игровой деятельности ребенка и творческой деятельности взрослого 354
Часть четвертая. ЭМОЦИОНАЛЬНО-ВОЛЕВАЯ СТОРОНА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЛИЧНОСТИ
IV. 14. 1. Понятие о чувствах 361
IV. 14. 2. Физиологические основы эмоциональных состояний 366
IV. 14. 3. Эмоции у животных и человеческие эмоции 370
IV. 14. 4. Выражение эмоциональных состояний 371
IV 14. 5. Формы переживания чувств 374
IV. 14. 6. Высшие чувства 379
IV. 14. 7. Личность и чувства 384
IV. 15. 1. Понятие о воле 389
IV. 15. 2. Волевой акт и его структура 394
IV. 15. 3. Волевые качества личности и их формирование 400
Часть пятая. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ЛИЧНОСТИ
Глава 16. Темперамент
V. 16. 1 Общая характеристика темперамента 405
V. 16. 2 Физиологические основы темперамента 408
V. 16. 3 Типология темпераментов 412
V. 16. 4. Роль темперамента в трудовой и учебной деятельности человека 417
V. 17. 1. Понятие о характере 422
V. 17. 2. Физиологические основы характера 425
V. 17. 3. Структура характера и симптомокомплексы его свойств 428
V. 17. 4. Формирование характера 433
Глава 18. Способности
V. 18. 1. Понятие о способностях 441
V. 18. 2. Качественная и количественная характеристика способностей 443
V. 18. 3. Структура способностей 449
V. 18. 4. Талант, его происхождение и структура 452
V. 18. 5. Природные предпосылки способностей и талантов 456
V. 18. 6. Формирование способностей 462
Краткий терминологический словарь 467
Настоящее второе, переработанное и дополненное издание «Общей психологии» учитывает вводный характер курса общей психологии и принимает во внимание совокупность уже имеющихся учебных пособий, которыми будут пользоваться студенты, осваивающие психологию на протяжении всего времени пребывания в педагогическом институте. Мы имеем в виду учебный пособия «Возрастная и педагогическая психология» (М., «Просвещение», 1973), «Практические занятия по психологии» (М., «Просвещение», 1972), «Сборник задач по общей психологии» (М., «Просвещение», 1974), а также другие готовящиеся к печати пособия для студентов. В связи с этим авторы и редактор стремились избежать дублирования и в то же время выдержать единство содержания всех учебных пособий по психологии в педвузе.
При подготовке второго издания «Общей психологии» был учтен накопившийся за последние годы опыт преподавания
психологии в педагогических институтах, отзывы и замечания кафедр психологии, наиболее существенные результаты научных исследований советских и зарубежных психологов. В книге усилено внимание к методологическим основам психологии.
Все это определило направление работы над новым изданием. Наиболее существенной переработке подверглись во втором издании главы 2, 4, 5, 7, 14, 15, 16. В другие главы внесены изменения преимущественно редакционного характера.
Общая психология
Настоящее издание представляет собой учебное пособие, подготовленное в соответствии с Государственным образовательным стандартом по дисциплине «Общая психология». Материал изложен кратко, но четко и доступно, что позволит в короткие сроки успешно подготовиться и сдать экзамен или зачет по данному предмету. Издание предназначено для студентов высших учебных заведений.
Оглавление
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Общая психология предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
7. Структура психики
Психика — функция мозга, заключающаяся в отражении объективной действительности в идеальных образах, на основе которых регулируется жизнедеятельность организма.
В структуру психики входят: психические свойства, психические процессы, психические качества и психические состояния.
Психические свойства — устойчивые проявления, которые имеют генетическую основу, передаются по наследству и практически не изменяются в процессе жизни.
К ним относят свойства нервной системы: сила нервной системы — устойчивость нервных клеток к длительному раздражению или возбуждению, подвижность нервных процессов — скорость перехода возбуждения к торможению, уравновешенность нервных процессов — относительный уровень сбалансированности процессов возбуждения и торможения, лабильность — гибкость изменения под воздействием различных раздражителей, резистентность — сопротивляемость к воздействию неблагоприятных раздражителей.
Психические процессы — динамическое отражение действительности в различных формах психических явлений.
Психический процесс — течение психического явления, имеющего начало, развитие и конец, проявляющееся в виде реакции. Психические процессы вызываются как внешними воздействиями, так и раздражениями нервной системы, идущими от внутренней среды организма.
Все психические процессы подразделяются на познавательные (ощущения и восприятия, представления и память, мышление и воображение), эмоциональные (активные и пассивные переживания), волевые (решение, исполнение, волевое усилие) и т. д.
Психические процессы обеспечивают формирование знаний и первичную регуляцию поведения и деятельности человека.
В сложной психической деятельности различные процессы связаны и составляют единый поток сознания, обеспечивающий адекватное отражение действительности и осуществление различных видов деятельности. Психические процессы протекают с различной быстротой и интенсивностью в зависимости от особенностей внешних воздействий и состояний личности.
Психические качества — относительно устойчивые образования, которые возникают и формируются под воздействием учебно-воспитательного процесса и жизнедеятельности.
Наиболее отчетливо качества психики представлены в характере. Качества личности многообразны, и их нужно классифицировать в соответствии с группировкой психических процессов, на основе которых они формируются. Можно выделить свойства интеллектуальной, или познавательной, волевой и эмоциональной деятельности человека: интеллектуальные свойства — наблюдательность, гибкость ума; волевые — решительность, настойчивость; эмоциональные — чуткость, нежность, страстность, аффективность и т. п.
Психические качества не существуют отдельно от психических свойств, они синтезируются и образуют сложные структурные образования личности:
• жизненную позицию (систему потребностей, интересов, убеждений, идеалов, определяющую избирательность и уровень активности человека);
• темперамент (систему природных свойств личности — подвижность, уравновешенность поведения и тонус активности, характеризующую динамическую сторону поведения);
• способности (систему интеллектуально-волевых и эмоциональных свойств, определяющую творческие возможности личности);
• характер как систему отношений и способов поведения.
Психическое состояние — относительно устойчивый уровень психической деятельности, который проявляется в повышенной или пониженной активности личности.
Каждый человек ежедневно испытывает различные психические состояния. При одном психическом состоянии умственная или физическая работа протекает легко и продуктивно, при другом — трудно и неэффективно.
Психические состояния имеют рефлекторную природу: они возникают под влиянием обстановки, физиологических факторов, хода работы, времени и словесных воздействий (похвала, порицание и т. п.).
Наиболее изучены общее психическое состояние (например, внимание, проявляющееся на уровне активной сосредоточенности или рассеянности); эмоциональные состояния, или настроения (жизнерадостное, восторженное, грустное, печальное, гневное, раздражительное и т. д.). Интересные исследования имеются об особом, творческом, состоянии личности, которое называют вдохновением.
Общая психология
Настоящее издание представляет собой учебное пособие, подготовленное в соответствии с Государственным образовательным стандартом по дисциплине «Общая психология». Материал изложен кратко, но четко и доступно, что позволит в короткие сроки успешно подготовиться и сдать экзамен или зачет по данному предмету. Издание предназначено для студентов высших учебных заведений.
Оглавление
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Общая психология предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
6. Психика и ее основные функции
Психика — свойство высокоорганизованной живой материи отражать объективную реальность и на основе формируемого при этом психического образа целесообразно регулировать деятельность субъекта и его поведение.
Основными функциями психики являются тесно взаимосвязанные между собой отражение объективной реальности и регуляция индивидуального поведения и деятельности.
Отражение есть способность материальных объектов в процессе взаимодействия воспроизводить в своих изменениях особенности и черты воздействующих на них объектов.
Форма отражения зависит от формы существования материи. В природе можно выделить три основные формы отражения:
• физическая форма отражения, соответствующая низшему уровню организации жизни, характерная для взаимодействия объектов неживой природы;
• физиологическая форма отражения;
• психическое отражение, форма наиболее развитая и сложная, со специфической для человека наивысшей ступенью отражения — сознанием.
Сознание — высший уровень психического отражения и регуляции, присущий только человеку как общественно-историческому существу.
Сознание интегрирует многообразные явления человеческой реальности в подлинно целостный способ бытия, делает человека Человеком.
Самосознание — способность человеческой психики отделить в своем представлении себя, собственное «Я», от жизненного окружения, сделать свой внутренний мир, субъективность предметом осмысления, понимания, а главное — предметом практического преобразования.
Именно самосознание определяет границу, разделяющую животный и человеческий способы бытия.
Особенности психического отражения:
• субъективность, т. е. опосредованность прошлым опытом человека и его индивидуальностью: мы видим один мир, но он предстает для каждого из нас по-разному;
• объективность, так как психическое отражение все же дает возможность строить «внутреннюю картину мира», адекватную объективной реальности;
• опережающий характер: оно делает возможным предвосхищение в деятельности и поведении человека.
Благодаря регуляции поведения и деятельности человек не только адекватно отражает окружающий объективный мир, но имеет возможность преобразовывать этот мир в процессе целенаправленной деятельности.
Психику нельзя свести просто к нервной системе. Психика — это системное качество мозга, реализуемое через многоуровневые функциональные системы мозга, которые формируются у человека в процессе жизни и овладения им исторически сложившимися формами деятельности и опыта человечества через собственную активную деятельность.
Специфически человеческие качества (сознание, речь, труд и пр.), человеческая психика формируются у человека только прижизненно, в процессе усвоения им культуры, созданной предшествующими поколениями.
Таким образом, психика человека включает в себя по меньшей мере три составляющих: внешний мир, природу; ее отражение (полноценную деятельность мозга); взаимодействие с людьми, активную передачу новым поколениям человеческой культуры, человеческих способностей.
ДИНАМИЧЕСКИЙ СТЕРЕОТИП
ДИНАМИЧЕСКИЙ СТЕРЕОТИП (англ. stereotyped response) — слаженная интегрированная система условно-рефлекторных процессов в коре больших полушарий, формирующаяся в результате многократного применения четкого порядка следования одних и тех же положительных и тормозных условных раздражителей с постоянными интервалами времени между ними. Образование Д. с. представляет значительные трудности для н. с., но, выработанный, он делает нервную деятельность экономной и высокоэффективной, поскольку каждая предыдущая реакция в этом случае подготавливает последующую. См. Автоматизация движений, Высшая нервная деятельность.
Смотреть что такое ДИНАМИЧЕСКИЙ СТЕРЕОТИП в других словарях:
ДИНАМИЧЕСКИЙ СТЕРЕОТИП
физиологическое понятие, обозначающее относительно устойчивую систему реакции организма на воздействие внешней среды; см. Стереотип динамически. смотреть
ДИНАМИЧЕСКИЙ СТЕРЕОТИП
ДИНАМИЧЕСКИЙ СТЕРЕОТИП, физиологии, понятие, обозначающее относительно устойчивую систему реакции организма на воздействие внеш. среды; см. Стереотип. смотреть
ДИНАМИЧЕСКИЙ СТЕРЕОТИП
ДИНАМИЧЕСКИЙ СТЕРЕОТИП физиологич. термин, обозначающий устойчиво закрепившуюся систему условных нервных связей, обеспечивающих определенную интенси. смотреть
ДИНАМИЧЕСКИЙ СТЕРЕОТИП
ДИНАМИЧЕСКИЙ СТЕРЕОТИП
система привычных условно-рефлекторных реакций, поведенческих актов, сложившихся в ответ на стереотипную последовательность раздражителей. Если несколько условных рефлексов, навыков, выработанных на разные стимулы, многократно повторять в определенной последовательности, то первый из раздражителей приобретает свойство вызывать всю цепь реакций. При этом выполнение каждого последующего поведенческого акта приобретает свойства подкрепления предыдущего, а окончание предыдущего рефлекса служит условным сигналом для начала последующего. Явление Д. с. целесообразно с точки зрения подготовки к выполнению наиболее вероятных поведенческих реакций и облегчения их выполнения. Д. с. очень медленно устанавливается и с большим трудом перестраивается (переделывается). Выработка Д. с. полезна в тех случаях, когда рабочее поведение собаки требует стандартного воспроизведения при различных условиях или цирковой дрессировке. При стандартном стимульном управлении собакой во время дрессировки Д. с. может образоваться бессознательно и неожиданно для дрессировщика и оказаться неблагоприятным, затрудняя воспроизведение отдельных навыков курса при изменении стереотипной последовательности раздражителей.
. смотреть
ДИНАМИЧЕСКИЙ СТЕРЕОТИП
(от греч. dynamikos — сильный, подвижный, stereos — твердый, typos — отпечаток) — интегральная система привычных условно-рефлекторных ответов, соответствующая сигнальной, порядковой и временной характеристике стимульного ряда (см. стимул). Понятие введено И. П. Павловым (1932). Нервные процессы, лежащие в основе формирования Д. с., объединяются вследствие того, что текущий рефлекторный ответ (функциональное состояние) становится сигналом для следующего ответа и подкрепляется им. При упроченном стереотипе эта последовательность нервных процессов закрепляется, все ответы могут быть воспроизведены — с сохранением знака, интенсивности и последовательности — даже при предъявлении лишь одного из стимулов. смотреть
ДИНАМИЧЕСКИЙ СТЕРЕОТИП
Сложная система возбудительно-тормозных процессов в ЦНС, соответствующая определенной последовательности выполняемых действий (И.П. Павлов). При этом предыдущий акт действия является пусковым стимулом для следующего. Длительное повторное выполнение сложного действия закрепляется в виде стереотипа, который может корректироваться в зависимости от условий выполнения. Например, по механизму Д. с. формируются сложные двигательные навыки, определяющие технику выполнения спортивного упражнения, поэтому в относительно стандартных условиях выполнения (гимнастика, плавание) Д. с. оказывается более прочным, но менее подвижным, чем в условиях быстрой смены обстановки (единоборство, спортивные игры). смотреть
ДИНАМИЧЕСКИЙ СТЕРЕОТИП
(от греч. dynamikos — сильный, подвижный, stereos — твердый, typos — отпечаток) — относительно устойчивая система условно-рефлекторных связей, образующихся при многократном повторении одних и тех же воздействий внешней среды на органы чувств. Образование Д. с. представляет значительные трудности для нервной системы, но выработанный, он делает нервную деятельность экономной и высокоэффективной, поскольку каждая предыдущая реакция в этом случае подготавливает последующую. Другими словами, Д. с. образуется вследствие того, что текущий рефлекторный ответ (функциональное состояние) становится сигналом для следующего ответа и подкрепляется им. Понятие Д. с. было введено И. П. Павловым. смотреть
ДИНАМИЧЕСКИЙ СТЕРЕОТИП
ДИНАМИЧЕСКИЙ СТЕРЕОТИП
форма целостной деятельности больших полушарий головного мозга, выражением к-рой является определенный, зафиксированный порядок условно-рефлекторных. смотреть
ДИНАМИЧЕСКИЙ СТЕРЕОТИП
[см. динамика и стереотип] относительно устойчивая интегральная система условно-рефлекторных связей, которая вырабатывается в результате многократного воздействия условных сигналов, следующих в определенном порядке. Д. с. как один из основных законов ВНД лежит в основе образования навыков, привычек, приспособленности к тому или иному образу жизни и деятельности. Понятие «Д. с.» введено И.П. Павловым (1932); (см. также Стереотип динамический). смотреть
ДИНАМИЧЕСКИЙ СТЕРЕОТИП
— относительно устойчивая система условных и безусловных рефлексов. Формирование Д.с. — один из основных законов высшей нервной деятельности, который у человека проявляется в образовании определенных навыков, привычек и приспособляемости к тому или иному укладу жизни и деятельности. смотреть
ДИНАМИЧЕСКИЙ СТЕРЕОТИП
(от греч. dynamihos – сильный, подвижный, stereos – твердый, typos – отпечаток) – система условно-рефлекторных реакций, обеспечивающих устойчивую и целесообразную связь организма с внешней средой в данных относительно устойчивых условиях, при повторяющихся факторах. смотреть
ДИНАМИЧЕСКИЙ СТЕРЕОТИП
термин нейрофизиологии И.П.Павлова, означает относительную устойчивость последовательности условных рефлексов, выработанных посредством многократного предъявления условных стимулов. смотреть
ДИНАМИЧЕСКИЙ СТЕРЕОТИП
динамический стереотип — см. Стереотип динамический.
ДИНАМИЧЕСКИЙ СТЕРЕОТИП
. см. СТЕРЕОТИП ДИНАМИЧЕСКИЙ. Antinazi.Энциклопедия социологии,2009
ДИНАМИЧЕСКИЙ СТЕРЕОТИП
ДИНАМИЧЕСКИЙ СТЕРЕОТИП, см. Стереотип динамический.
ДИНАМИЧЕСКИЙ СТЕРЕОТИП
ДИНАМИЧЕСКИЙ СТЕРЕОТИП
ДИНАМИЧЕСКИЙ СТЕРЕОТИП
ДИНАМИЧЕСКИЙ СТЕРЕОТИП, см. Стереотип динамический.