отношение к жизни базарова

Образ и характеристика Базарова — героя романа И. С. Тургенева «Отцы и дети»

Главный герой романа И. С. Тургенева «Отцы и дети» Евгений Базаров — представитель демократической молодёжи. Это неоднозначный образ, поэтому трудно дать объективную характеристику Базарова. Мнения о нём и у читателей, и у литературных критиков могут быть различными.

В статье представлены положительные и отрицательные черты главного героя романа, отношение его к жизни, обществу, народу, любви, другим персонажам романа.

Внешность, характеристика речи

Главный герой романа И. С. Тургенева «Отцы и дети» — Евгений Базаров. Это молодой человек высокого роста с худым, длинным лицом. Лоб у него был широкий, глаза большие, зеленоватые, губы тонкие, на щеках — бакенбарды песочного цвета. Густые и длинные тёмно-белокурые волосы не скрывали больших выпуклостей черепа. Лицо его выражало ум и самоуверенность.

Говорил он «ленивым, но мужественным голосом». Павлу Петровичу не нравилось, что Базаров отвечал неохотно, отрывисто, дерзко, «и в звуке его голоса было что-то грубое, почти дерзкое». Речи его были немногосложны и отрывочны. Когда он общался с Павлом Петровичем, то неохотно отвечал на его вопросы.

Базаров презирал чувствительные речи, просил Аркадия не говорить красиво.

Происхождение, воспитание, образование

Базаров был внуком дьячка, сыном отставного армейского хирурга и небогатой дворянки. Родители его — религиозные люди, очень любящие сына. В отличие от них, Евгений отрёкся от веры, и этим очень огорчил их, особенно мать.

Он был убеждён, что человек должен сам себя воспитывать. И Евгений действительно воспитал себя сам, переняв от родителей только то, что считал полезным (например, как и отец, он был трудолюбив, деятелен).

Родители старались дать сыну хорошее образование. Он учился в университете, изучал естественные науки и хотел в будущем году держать экзамен на доктора.

Отношение к жизни, обществу, народу

Базаров — деятельный человек. Он презирает людей, ведущих праздный образ жизни.

Приоритет для него — польза, а не красота. Он считает, что время романтизма прошло, настал век людей, делающих реальные полезные дела, а не витающих в облаках. В его глазах романтики, особенно пожилые, смешны. По его мнению, то, что Николай Петрович играет на виолончели и читает Пушкина — «это никуда не годится». Он советует Аркадию, чтобы дал отцу почитать что-нибудь дельное, например, книгу философа-материалиста Бюхнера «Материя и сила».

Базаров не признаёт авторитеты и старые истины. Он считает, что уже невозможен ремонт старого здания жизни, что нужно сначала «место расчистить», а потом строить новую жизнь.

Сам Евгений время не проводит праздно, он деятелен, не терпит прогулок без цели, если гуляет, то только для того, чтобы собирать насекомых и травы для изучения. По его мнению, природа — мастерская, а не храм, «и человек в ней работник».

Павлу Петровичу, рассуждающему о значении чувства собственного достоинства аристократов, Базаров говорит, что аристократы уважают себя, но от этого нет никакой пользы для общественного блага.

Аркадия, как и его отца, Николая Петровича, он считает робким человеком с нежной душой, либеральным «баричем», способным только красиво говорить.

Одинцову Евгений считал умной женщиной с чувством собственного достоинства. Но ему не нравилась в ней излишняя любовь к комфорту, порядку, размеренности ежедневной жизни. Хотя в разговорах с Одинцовой он выказывал презрение к романтикам, но понимал, что сам относится к ней, как романтик, и это вызывало в нём негодование.

Сестру Одинцовой Катю он считал умной девушкой, которая и за себя постоит, и Аркадия «в руки заберёт».

К Ситникову и Кукшиной Базаров относился пренебрежительно, чувствуя, что их увлечение нигилизмом поверхностно.

Родителей своих Евгений любил, но ему было скучно с ними, они были ему неинтересны. Когда Аркадий сказал своему другу, что мать его умная женщина, тот удивился, так как сам он не знал о чём с ней говорить.

Отношение к любви

Любовь, по мнению Базарова — это романтизм и чепуха, напускное чувство. Он считает, что не стоит свою жизнь посвящать любви к женщине, как это сделал Павел Петрович.

Но жизнь показал несостоятельность таких убеждений — Базаров полюбил Одинцову. Он сердился на себя, считал, что сможет волевым усилием победить это чувство. Но перед своей смертью Евгений понял, что жизнь сильнее теории.

Положительные и отрицательные черты Базарова

К положительным чертам Базарова можно отнести его презрение к болтовне, праздности и паразитическому образу жизни. Он деятелен, трудолюбив, интересуется наукой, не зазнаётся, общаясь со слугами и мужиками.

Бескомпромиссность, пренебрежение к романтизму (к которому он относит не только любовь, искусство, поэзию, но и философию) — это, скорее всего, отрицательные черты Базарова.

Со своим нигилизмом, отрицанием авторитетов, искусства, любви он является циничным разрушителем самой жизни (смерть Базарова — символ этого разрушения).

Отношение к Базарову других персонажей

К Базарову люди относятся по-разному.

Отец боготворит его, мать очень любит и немножко побаивается.

Простые люди (Фенечка, слуги, дворовые мальчишки) испытывали к Евгению доверие и симпатию.

Но мужики, когда он разговаривал с ними, говорили с ним снисходительно, считая, что ему просто хочется «язык почесать», поболтать. Они считали, что Базаров ничего не понимает в их жизни, так как видели в нём барина. В споре с Павлом Петровичем Евгений хвастался, что умеет говорить с мужиками, не подозревая, что в их глазах он был вроде шута горохового.

Аркадий очень уважал Базарова, ценил его дружбу, разделял убеждения.

Николай Петрович считал Базарова умным, знающим человеком, а Павел Петрович — дерзким, самолюбивым циником и гордецом.

Одинцовой Евгений был интересен, этот странный человек поразил её воображение, с ним она охотно разговаривала.

Кате Базаров не нравился, она видела, что он чужой и для неё, и для Аркадия и была рада, когда Аркадий начал освобождаться от его влияния.

Интересно, как оценивает Базаров сам себя. Он говорит Аркадию, что придерживается нигилизма в силу ощущения: «Мне приятно отрицать, мой мозг так устроен».

Оценка Базарова автором, современниками и литературными критиками

Как оценивал Тургенев главного героя романа «Отцы и дети»? Точного ответа на этот вопрос нет, так как у каждого читателя на этот счёт может быть своё мнение.

Возможно, писатель не симпатизировал ему, так как показал Базарова циником, не имеющим настоящих единомышленников.

Одни современники Тургенева обвиняли его в том, что образ Базарова — это карикатура на передовую молодёжь, а другие — что это пропаганда нигилизма.

Литературные критики по-разному относились и сейчас относятся к главному герою романа «Отцы и дети». Д. И. Писарев рассматривал его как типичное явление и писал, что «у Базаровых есть и знание и воля». Н. Н. Страхов считал, что Базаров — это образ человека, который жаждет борьбы и в котором выразились противоречия человеческого духа.

Вывод

И. С. Тургенев в романе «Отцы и дети» показал главного героя как непокорного человека, который до конца жизни не изменил своим главным убеждениям. Характеристика Базарова, представленная в этой статье, будет полезна при подготовке к уроку литературы и при написании сочинений.

Источник

Отношение базарова к жизни

Базаров и Кирсанов, споры которых составляют идеологическую основу известного романа знаменитого писателя И. Тургенева «Отцы и дети», являются идейными противниками в данном произведении. Оба олицетворяют разные мировоззрения, которые принципиально между собой отличаются. Первый – нигилист-разночинец, материалист по своим взглядам на мир, второй — аристократ по духу и по крови, консерватор по натуре. Столь разные личности, разумеется, так и не смогли найти общий язык, это и привело к злополучной дуэли между ними.

Социальные противоречия

Базаров и Кирсанов, споры которых послужили основой конфликта между этими героями, принадлежали к разным социальным группам. Первый происходил из семьи простого уездного лекаря. Всю свою жизнь он провел в работе и не терпел свободного времяпрепровождения, чем, по сути, и занимался Павел Петрович.

Базаров много учился, занимался наукой. Кроме того, автор дает читателю понять: он не гнушался и физического труда. Кирсанов же, напротив, был предоставлен самому себе. Он не утруждал себя никакими занятиями. Сын военного офицера, аристократ и дворянин, Павел Петрович вел в деревне праздный образ жизни. Столь разные позиции привели к их первому столкновению, которое выявило более глубокие различия между ними.

Взгляд на жизненные принципы

Базаров и Кирсанов, споры которых касались наиболее важных сторон человеческого существования, в первый же вечер знакомства испытали живейшую неприязнь друг к другу.

Во время общего разговора оба обнаружили совершенно разные взгляды на принципы человеческого существования. Кирсанов утверждал, что человек должен руководствоваться по жизни четко выработанными принципами. Базаров же, напротив, полагал, что нужно принимать только практически полезное. Павел Петрович отстаивал исключительное право аристократии на ведущее положение в обществе: по его мнению, дворяне заслужили себе право находиться на вершине общества не благородным происхождением, а делами. Евгений Васильевич не принимает никаких авторитетов.

Об обществе

Двумя главными противниками в романе «Отцы и дети» являются Базаров и Кирсанов. Споры между этими персонажами интересны тем, что они показывают столкновение двух мировоззрений эпохи середины девятнадцатого века: дворянско-аристократического и революционно-разночинского. Базаров считал современный ему социальный строй устаревшим и нуждавшимся в полной трансформации.

При этом уязвимым местом в объяснениях этого персонажа является то, что он не предлагает ничего взамен разрушенного уклада жизни. Он рассуждает как максималист. Базаров не допускает даже мысли о том, что из старого строя можно взять и заимствовать много полезного. Герой уверенно утверждает необходимость ломки абсолютно всего, без каких-либо исключений. Такая позиция шокирует и вместе с тем раздражает его противника, который считает сохранение старого социального уклада залогом благополучия.

О культуре

Спор Базарова и Павла Кирсанова, пожалуй, наиболее интересная для школьников часть их разговора. Отношение главного героя к культуре также отрицательное. Он полагает, что произведения живописи, литературы, музыки не имеют никакой практической пользы для человека и поэтому бесполезны. Эти слова шокируют не только Кирсанова, но и его брата, который, будучи по натуре эстетом, любил музицировать. Павел Петрович отказывается понимать своего собеседника, и в этом, пожалуй, заключается его слабое место. Он только возмущается и раздражается, но не находит и не приводит никаких объяснений в пользу своей точки зрения о нужности и полезности искусства.

Глубокий раскол в обществе вообще и в интеллигенции в частности середины девятнадцатого столетия доказывает спор Базарова и Кирсанова. Цитаты их разговора позволяют лучше понять позицию героев. Каждый из них совершенно по-разному смотрел на одни и те же вещи. Первый, например, утверждал, что «природа – мастерская, и человек в ней — работник». Также он считал, что для совершенствования общества нужно сперва избавиться от всех старых идей. Кирсанов возражает, что нельзя только разрушать, что «ведь надобно и строить». Однако Евгений Васильевич как максималист полагает, что сперва нужно полностью избавиться от всего того, что связано с идеализмом.

Дуэль

Впрочем, в данном эпизоде романа важно не столько физическое противостояние, сколько завершение идеологического конфликта, который автор оставляет открытым. Бывшие противники хотя и примирились на словах, однако Тургенев дает понять, что время определит правого в этом бесконечном споре отцов и детей.

Образ главного героя и его взгляды

Базаров, взгляды на жизнь которого до сих пор остаются интересным объектом изучения, является центральным персонажем романа. Он нигилист, то есть человек, который не признает никаких авторитетов. Он подвергает сомнению и осмеянию все, что утвердилось в обществе как достойное уважения и почитания. Нигилизм определяет поведение и отношение Базарова к окружающим. Понять, каков герой Тургенева, можно только тогда, когда будут рассмотрены основные сюжетные линии в романе. Главное, на что следует обратить внимание, — это конфликт между Базаровым и Павлом Петровичем Кирсановым, а также отношения Базарова с Анной Одинцовой, Аркадием Кирсановым и своими родителями.

Базаров и Павел Петрович Кирсанов

В столкновении двух этих персонажей проявляется внешний конфликт в романе. Павел Петрович — представитель старшего поколения. Все в его поведении раздражает Евгения. С самого момента их встречи они испытывают друг к другу антипатию, герои ведут диалоги-споры, в которых как нельзя более ярко проявляет себя Базаров. Цитаты, которые он произносит относительно природы, искусства, семьи, можно использовать как отдельные средства его характеристики. Если Павел Петрович с трепетом относится к искусству, то Базаров отрицает его ценность. Для представителей старшего поколения природа — это место, где можно отдохнуть и телом, и душой, ощутить внутри себя гармонию и умиротворение, ее нужно ценить, она достойна полотен художников. Для нигилистов же природа «не храм, а мастерская». Более всего такие, как Базаров, ценят науку, в частности, достижения немецких материалистов.

Базаров и Аркадий Кирсанов

Отношение Базарова к окружающим характеризует его в целом как человека добродушного. Безусловно, тех людей, к которым он испытывает антипатию, он не щадит. Поэтому даже может показаться, что он слишком заносчив и высокомерен.

Базаров и Анна Одинцова

Анна Одинцова — героиня, которая становится причиной внутреннего конфликта в душе главного героя. Это очень красивая и умная женщина, она покоряет всех некоторой холодностью и величавостью. И вот Евгений, уверенный в том, что между людьми невозможны взаимные привязанности, влюбляется. Его смогла покорить какая-то «баба», как называет Одинцову сначала сам Базаров. Взгляды его рассыпаются вдребезги. Однако героям не суждено быть вместе. Базаров не в силах признать власть Одинцовой над собой. Он влюблен, страдает, его признание в любви больше похоже на обвинение: «Вы добились своего». В свою очередь, Анна тоже не готова поступиться своим спокойствием, она готова отказаться от любви, лишь бы просто не волноваться. Жизнь Базарова нельзя назвать счастливой, ведь он сначала был убежден в том, что любви нет, а потом, когда полюбил по-настоящему, отношения не сложились.

Отношения с родителями

Родители Базарова — очень добрые и душевные люди. Они души не чают в своем талантливом сыне. Базаров, взгляды которого не допускают нежности, слишком холоден к ним. Отец старается быть ненавязчивым, стесняется изливать свои чувства при сыне, всячески успокаивает жену, говоря ей, что она докучает сыну чрезмерной опекой и заботой. Боясь, что Евгений снова покинет их дом, они всячески стараются ему угодить.

Отношение к псевдонигилистам

Есть в романе два персонажа, отношение Базарова к которым презрительное. Это псевдонигилисты Кукшина и Ситников. Базаров, взгляды которого якобы импонируют этим героям, является для них кумиром. Сами же они не представляют собой ничего. Они выставляют напоказ свои нигилистические принципы, на самом же деле не придерживаются их. Эти герои выкрикивают лозунги, не понимая при этом их значения. Евгений презирает их, всячески демонстрирует свое пренебрежение. В диалогах с Ситниковым он явно гораздо выше. Отношение Базарова к окружающим его псевдонигилистам возвышает образ главного героя, но низводит статус самого нигилистического движения.

Итак, то, как Базаров относится к людям, позволяет лучше разобраться в его образе. Он холоден в общении, иногда высокомерен, но все же он добрый молодой человек. Нельзя сказать, что отношение Базарова к окружающим плохое. Определяющими в них являются взгляды героя на жизнь и взаимодействие людей. Конечно, самое главное его достоинство — честность и ум.

В отношениях Базарова к простому народу надо заметить прежде всего отсутствие всякой вычурности и всякой сладости. Народу это нравится, и потому Базарова любит прислуга, любят ребятишки, несмотря на то, что он с ними вовсе не миндальничает и не задаривает их ни деньгами, ни пряниками. Заметив в одном месте, что Базарова любят простые люди, Тургенев говорит в другом месте, что мужики смотрят на него как на шута горохового. Эти два показания нисколько не противоречат друг другу. Базаров держит себя с мужиками просто, не обнаруживает ни барства, ни приторного желания подделаться под их говор и поучить их уму-разуму, и потому мужики, говоря с ним, не робеют и не стесняются; но, с другой стороны, Базаров и по обращению, и по языку, и по понятиям совершенно расходится как с ними, так и с теми помещиками, которых мужики привыкли видеть и слушать. Они смотрят на него как на странное, исключительное явление, ни то ни се, и будут смотреть таким образом на господ, подобных Базарову, до тех пор, пока их не разведется больше и пока к ним не успеют приглядеться У мужиков лежит сердце к Базарову, потому что они видят в нем простого и умного человека, но в то же время этот человек для них чужой, потому что он не знает их быта, их потребностей, их надежд и опасений, их понятий верований и предрассудков.

После своего неудавшегося романа с Одинцовою Базаров снова приезжает в деревню к Кирсановым и начинает заигрывать с Фенечкою, любовницею Николая Петровича.
нечка ему нравится как пухленькая молоденькая женщина; он ей нравится как добрый, простой и веселый человек. В одно прекрасное июльское утро он успевает напечатлеть на ее свежие губки полновесный поцелуй; она слабо сопротивляется, так что ему удается «возобновить и продлить свой поцелуй»[18]. На этом месте его любовное похождение обрывается; ему, как видно, вообще не везло в то лето, так что ни одна интрига не доводилась до счастливого окончания, хотя все они начинались при самых благоприятных предзнаменованиях.

Вслед за тем Базаров уезжает из деревни Кирсановых, и Тургенев напутствует его следующими словами: «Ему и в голову не пришло, что он в этом доме нарушил все права гостеприимства»[19].

Образ единственного существа, возбудившего в Базарове сильное чувство и внушившего ему уважение, приходит ему на ум в то время, когда он собирается прощаться с жизнью. Этот образ, вероятно, и раньше носился перед его воображением, потому что насильственно сдавленное чувство еще не успело умереть, но тут, прощаясь с жизнью и чувствуя приближение бреда, он просит Василия Ивановича послать нарочного к Анне Сергеевне и объявить ей, что Базаров умирает и приказал ей кланяться. Надеялся ли он увидеть ее перед смертью или просто хотел ей дать весть о себе, — это невозможно решить; может быть, ему было приятно, произнося при другом человеке имя любимой женщины, живее представить себе ее красивое лицо, ее спокойные, умные глаза, ее молодое, роскошное тело. Он любит только одно существо в мире, и те нежные мотивы чувства, которые он давил в себе, как романтизм, теперь всплывают на поверхность, это не признак слабости, это естественное проявление чувства, высвободившегося из-под гнета рассудочности; Базаров не изменяет себе; приближение смерти не перерождает его; напротив, он становится естественнее, человечнее, непринужденнее, чем он был в полном здоровье. Молодая, красивая женщина часто бывает привлекательнее в простой утренней блузе, чем в богатом бальном платье. Так точно (умирающий Базаров, распустивший свою натуру, давший себе полную волю, возбуждает больше сочувствия, чем тот же Базаров, когда он холодным рассудком контролирует каждое свое движение и постоянно ловит себя на романтических поползновениях.

Если человек, ослабляя контроль над самим собою, становится лучше и человечнее, то это служит энергическим доказательством цельности, полноты а естественного богатства натуры. Рассудочность Базарова была в нем простительною и понятною крайностью; эта крайность, заставлявшая его мудрить над собою и ломать себя, исчезла бы от действия времени и жизни; она исчезла точно так же во время приближения смерти. Он сделался человеком, вместо того чтобы быть воплощением теории нигилизма, и, как человек, он выразил желание видеть любимую женщину.

Анна Сергеевна приезжает. Базаров говорит с нею ласково и спокойно, не скрывая легкого оттенка грусти, любуется ею, просит у нее последнего поцелуя, закрывает глаза и впадает в беспамятство.

К родителям своим он остается по-прежнему равнодушен, и не дает себе труда притворяться. О матери он говорит: «Мать бедная! Кого-то она будет кормить теперь своим удивительным борщом?» Василию Ивановичу он предобродушно советует быть философом.

Следить за нитью романа после смерти Базарова я не намерен. Когда умер такой человек, как Базаров, и когда его геройскою смертью решена такая важная психологическая задача, произнесен приговор над целым направлением идей, тогда стоит ли следить за судьбою людей, подобных Аркадию, Николаю Петровичу, Ситникову et tutti guanti. Постараюсь сказать несколько слов об отношениях Тургенева к новому, созданному им типу.

Приступая к сооружению характера Инсарова, Тургенев во что бы то ни стало хотел представить его великим и вместо того сделал его смешным. Создавая Базарова, Тургенев хотел разбить его в прах и вместо того отдал ему полную дань справедливого уважения. Он хотел сказать: наше молодое поколение идет по ложной дороге, и сказал: в нашем молодом поколении вся наша надежда. Тургенев не диалектик, не софист, он не может доказывать своими образами предвзятую идею, как бы эта идея ни казалась ему отвлеченно верна или практически полезна. Он прежде всего художник, человек бессознательно, невольно искренний; его образы живут своею жизнью; он любит их, он увлекается ими, он привязывается к ним во время процесса творчества, и ему становится невозможным помыкать ими по своей прихоти и превращать картину жизни в аллегорию с нравственною целью и с добродетельною развязкою. Честная, чистая натура художника берет свое, ломает теоретические загородки, торжествует над заблуждениями ума и своими инстинктами выкупает все — и неверность основной идеи, и односторонность развития, и устарелость понятий. Вглядываясь в своего Базарова, Тургенев как человек и как художник растет в своем романе, растет на наших глазах и дорастает до правильного понимания, до справедливой оценки созданного типа.

Автор видит, что Базарову некого любить, потому что вокруг него все мелко, плоско и дрябло, а сам он свеж, умен и крепок; автор видит это и в уме своем снимает с своего героя последний незаслуженный упрек. Изучив характер Базарова, вдумавшись в его элементы и в условия развития, Тургенев видит, что для него нет ни деятельности, ни счастья. Он живет бобылем и умрет бобылем, и притом бесполезным бобылем, умрет как богатырь, которому негде повернуться, нечем дышать, некуда девать исполинской силы, некого полюбить крепкою любовью. А незачем ему жить, так надо посмотреть, как он будет умирать. Весь интерес, весь смысл романа заключался в смерти Базарова. Если бы он струсил, если бы он изменил себе, — весь характер его осветился бы иначе; явился бы пустой хвастун, от которого нельзя ожидать в случае нужды ни стойкости, ни решимости; весь роман оказался бы клеветою на молодое поколение, незаслуженным укором. Этим романом Тургенев сказал бы: вот посмотрите, молодые люди, вот лучший, умнейший из вас — и тот никуда не годится! Но у Тургенева, как у честного человека и искреннего художника, язык не повернулся произнести теперь такую печальную ложь. Базаров не оплошал, и смысл романа вышел такой: теперешние молодые люди увлекаются и впадают в крайности, но в самых увлечениях сказываются свежая сила и неподкупный ум; эта сила и этот ум без всяких посторонних пособий и влияний выведут молодых людей на прямую дорогу и поддержат их в жизни.

Кто прочел в романе Тургенева эту прекрасную мысль, тот не может не изъявить ему глубокой и горячей признательности, как великому художнику и честному гражданину России.

А Базаровым все-таки плохо жить на свете, хоть они припевают и посвистывают[23]. Нет деятельности, нет любви, — стало быть, нет и наслаждения.

Страдать они не умеют, ныть не станут, а подчас чувствуют только, что пусто, скучно, бесцветно и бессмысленно.

А что же делать? Ведь не заражать же себя умышленно, чтобы иметь удовольствие умирать красиво и спокойно? Нет! Что делать? Жить, пока живется, есть сухой хлеб, когда нет ростбифу, быть с женщинами, когда нельзя любить женщину, и вообще не мечтать об апельсинных деревьях и пальмах, когда под ногами снеговые сугробы и холодные тундры.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *