отношение к здоровому образу жизни в сша
Как в США пропагандируют здоровый образ жизни?
Каждый раз, когда я подхожу к «своему» фитнес-клубу «24 часа фитнес» («24 hour fitness») меня охватывает чувство восторга, не столько от предвкушения занятий, сколько от сознания того, что эти занятия здесь доступны и возможны для всех, в любое время суток в неограниченном количестве — насколько позволят силы и желание.
Очень часто об американцах говорят, что это нация толстых и не очень здоровых людей. Тем не менее, в США очень большое внимание уделяется пропаганде здорового образа жизни, занятиям фитнесом. Слово «фитнес» в нашем лексиконе появилось сравнительно недавно. Английское «fit» буквально переводится как «годный», выражение «to be fit» можно перевести — «быть в форме». «Fitness» также переводится с английского как «пригодность». Поэтому фитнесом можно считать стремление к оптимальному качеству жизни, к хорошей физической подготовленности и укреплению здоровья. У нас в России это прежде называлось «физической культурой», «физкультурой», в отличие от спорта, где стремились к выдающимся достижениям в тех или иных видах.
Фитнес-индустрия стала развиваться в США чуть более 30 лет назад. В 70-е годы прошлого века в Соединённых Штатах, как ни парадоксально, вместе с улучшением благосостояния появилась масса проблем, связанных с ухудшением здоровья населения. Люди приходили, точнее сказать, приезжали на своих автомобилях с работы, включали телевизор, пили пиво с разными «снеками» типа поп-корна и чипсов, мало двигались, и, конечно, толстели. Количество людей с избыточным весом росло стремительно, и это вызывало беспокойство не только врачей, но и правительства. Тогда при президенте страны был создан Совет по фитнесу, в который вошли 20 наиболее авторитетных специалистов в данной области, а также политики из разных штатов. Задачей Совета была популяризация здорового образа жизни, содействие созданию сети общедоступных комплексов для занятий фитнесом. В 1983 году американец Марк Мастров создает систему «24 часа фитнеса», («24 hour fitness») в основу которой он положил доступность во всех смыслах этого слова, начиная от режима работы до цены. Сейчас разнообразные фитнес-клубы есть практически в каждом населенном пункте США.
Например, в Хьюстоне работают фитнес-клубы порядка 15 наименований, из которых самые крупные — «24 hour fitness», «La fitness», «Bally total fitness», «Champions fitness center», «Lafetimefitness» и «YMCA». Это не считая специализированных спортивных школ и клубов типа «Карате», «Таэквандо» Все фитнес-клубы оснащены различными тренажерами на любой вкус, по последнему слову техники.
В прошлом году я посещала несколько месяцев клуб «YMCA». Сеть клубов «YМСА» предназначена для семейных занятий физкультурой. Сюда приходят люди с детского возраста, для которых работают различные кружки и секции, до пенсионеров. Утром в клубе в основном занимаются неработающие в дневные часы пенсионеры и мамы с маленькими детками. Ребятишек оставляют на попечение нянь в детских комнатах, причем комнат этих две — для деток до 4 лет и от 4-х до 10-ти (в США детей до 10 лет нельзя оставлять без присмотра). Время занятий не ограничено. Дополнительной платы за детскую комнату нет — все входит в абонемент, который приобретается на год или на месяц. Абонементы можно взять на одного человека или на всю семью, что намного дешевле.
Здесь есть тренажерные залы, залы для командных игр — волейбола и баскетбола, бассейны — и закрытый и летний, открытый, летние спортплощадки. Вы можете заниматься как самостоятельно, индивидуально, так и в группах, с тренером. Приятно было по утрам наблюдать за группой «леди и джентльменов» в солидном возрасте, плавающих в бассейне под руководством тренера, делающих несложные упражнения. Сколько смеха и улыбок было в этих группах! Комплекс работает ежедневно с 6 утра до 12 ночи, только в воскресенье рабочий день укорочен — с 10 утра до 6 вечера. Для детей работают секции баскетбола, волейбола, футбола и прочих игр, на время школьных каникул организуются детские спортивные лагеря.
В этом году я хожу в недавно открывшийся поблизости комплекс «24 hour fitness», один из самых больших в Хьюстоне. Тут несколько огромных тренажерных залов. Только в одном из них около 200 различных снарядов — и для бега, и велосипеды разных конструкций, и для тренировки пресса, всех названий я даже не знаю. В центре зала, над «снарядами», висят 16 телевизоров с разными программами. На снарядах имеются гнезда для включения наушников, выбираете желаемую программу, и пока крутите педали или вышагиваете свои «мили», можно посмотреть телевизор.
Отдельно зал для «силовиков» — тех, кто мускулы накачивает, зал для гимнастики и аэробики, баскетбольный зал, большой плавательный бассейн с подогреваемой в прохладное время года водой, большая, на 12 человек, джакузи, влажная турецкая парилка, сухая сауна. Здесь тоже есть детские комнаты, где родители могут оставить детей на время тренировки.
Но в отличие от «YМСА» здесь нет физкультурных секций для детей. Зато он работает круглые сутки, круглый год, закрывается только на День Благодарения и на один день в Рождество. Сын раз в неделю ездит туда в бассейн до работы, в пять утра, и говорит, что всегда ещё кто-то бывает на тренажерах в это время. А вечерами там так много посетителей, что не всегда сразу сможешь занять тот тренажер, какой хочешь. Сюда ходят парами, группами, с друзьями, общаются, знакомятся — как в клубе по интересам. Стоимость месячного абонемента на двоих в «24 часа фитнесс» (это самые дешевые фитнес-клубы) стоит примерно столько, сколько медсестра или служащий среднего звена зарабатывает за 2 часа. Так что судите сами о доступности.
Еще в Хьюстоне есть фитнес-клубы, предназначенные только для женщин, видимо, с учетом того, что здесь довольно много людей мусульманского вероисповедания, может, просто есть спрос на такие клубы. Кроме фитнес-клубов при каждом крупном аппартмент-комплексе (примерно на 300−800 квартир) для проживающих в них непременно есть небольшой тренажерный зал и открытый бассейн, а зачастую и джакузи под открытым небом, но с горячей водой. Открытые плавательные бассейны и спортивные площадки есть и в каждой «деревне»(village) или поселке, которые, собственно, и составляют город.
Когда ездишь по стране, то удивляешься, что практически все гостиницы, даже большинство придорожных мотелей, имеют непременно хотя бы небольшие тренажерные залы и бассейны. Если нет места на земле, рядом с отелем (например, в Даун-таунах при плотной застройке и дороговизне земли), то устраивают бассейны на крышах. Так, в Далласе, в одном из отелей, бассейн устроен на крыше 4-го этажа, над ресторанами, а в Сан-Антонио мы купались в открытом бассейне на крыше 13-го этажа, откуда можно было и полюбоваться городом.
Так что, в США только совершенно ленивый, которому наплевать на свое здоровье, не занимается фитнесом. И очень бы хотелось пожелать, чтобы и у нас в России фитнесс, или физкультура, стали доступны всему населению, а не ограниченному числу богатых и привилегированных.
Американки и здоровый образ жизни
— Действительно ли американцы как-то особенно озабочены своим здоровьем?
— Представление о том, что американцы буквально одержимы идеей здорового образа жизни, не лишено оснований. Это касается, конечно, только работающих, вернее, обеспеченных американцев. Главной причиной такого отношения к себе является высокое качество жизни среднего американца. Ему есть чем дорожить, есть что охранять. Это относится и к обеспеченным пенсионерам, и к миллионам других людей молодого и среднего возраста, успешно справляющихся с основными житейскими проблемами — «работа», «зарплата», «страховка», «дом», «дети», «накопления на старость» Все они активно стараются продлить свою жизнь, сохранить и укрепить здоровье.
— Как они это делают — занимаются спортом?
— Да, они более спортивны, чем россияне. Миллионы американцев разных возрастов и достатка встраивают в расписание своего рабочего дня и недели определенное время для занятия физкультурой и спортом.
Именно «встраивают», а не просто занимаются этим от случая к случаю. Спектр этих занятий весьма обширен — от ежедневного бега трусцой до серфинга, альпинизма и даже, как все мы знаем, до космического туризма. Для того, чтобы бегать по утрам, нужно только желание и время. А для того, чтобы играть в теннис или гольф, заниматься подводной охотой или горнолыжным спортом, нужны еще деньги. И притом немалые.
Однако, в отличие от обеспеченной российской семьи, деньги на спорт у американцев всегда находятся. Они «закладываются» в бюджет семьи наряду со средствами на питание, одежду, образование.
— Смогли ли американцы отказаться от вредных привычек?
— Безусловно! Это относится и к употреблению алкоголя, и к курению. За 9 лет жизни в США мне практически ни разу не пришлось видеть «по-настоящему» пьяного человека. Это вовсе не означает, что их нет вообще.
Кроме того, за последние годы, особенно за время правления президента Клинтона, в США резко сократилось число курящих. Большое количество учреждений, офисов, театров, вокзалов, аэропортов объявлено зонами, где курение категорически запрещено. Или ограничено строго определенными местами.
Есть и очевидные издержки этой кампании — судебные иски к табачным компаниям со стороны курильщиков с требованием выплатить им миллионы долларов, поскольку компания не предупредила их, что курить вредно.
Несмотря на такие проявления абсурда, с точки зрения здравоохранения, антитабачная «война» безусловно оправданна. Количество случаев рака легкого у мужчин за последние годы существенно уменьшилось — и это прямое следствие указанных действий.
Кстати, такого снижения не отмечено среди женщин. Это находится в прямой зависимости от довольно-таки удивительного явления: женщины труднее отвыкают от курения, чем мужчины. Во многих западноевропейских странах заболеваемость раком легкого среди курящих женщин возрастает, как и количество курящих женщин, что внушает врачам самые серьезные опасения.
— Что можно сказать о традиционно американском стиле питания? Служит ли он целям здоровья?
— Миллионы американцев крайне озабочены тем, как именно питаться, что есть, а чего избегать. Дело в том, что средний американец, с одной стороны, весьма законопослушен, а с другой — чрезвычайно восприимчив к тому, что внушают ему средства массовой информации. В основе обеих этих особенностей лежит сугубый прагматизм.
Американец страшно зависим от СМИ по очень простой причине: его тяготит избыток информации. Чтобы выбрать то, что тебе нужно для питания, необходимо умение, знание, время. Ни того, ни другого, ни третьего у большинства нет. А какое-то решение принять надо.
Меньшинство ищет сведения о том, чем лучше питаться, в специальных журналах или в Интернете. А большинству проще, спокойнее и выгоднее поступать так, как ему «советуют» с телевизионного экрана или со страниц газет. В супермаркеты поставляется то, что производится промышленными и сельскохозяйственными предприятиями и фирмами на основе современных технологических методов. Это касается и мясо-молочных продуктов, и овощей, и фруктов, и бакалеи, и вообще всего.
Из них большинство американцев выбирает себе то, что им по карману и что отвечает их представлениям о «добре и зле», усвоенном из средств массовой информации. Американский покупатель чрезвычайно внимательно вчитывается в содержание этикеток на продуктах, пытаясь выбрать то, что максимально близко по своему «составу», разного рода «процентам», «количеству калорий» и прочим показателям к тому, о чем он слышал по радио и телевидению или о чем прочитал в газете.
— Какие главные направления можно выделить в этом стремлении сделать свое питание более здоровым?
— Одно из главнейших — борьба с холестерином, или холестеролом, как его здесь называют. Средний американец будет старательно избегать бутербродов со сливочным маслом. С холестерином воюют все — от мала до велика, стараясь снизить его концентрацию в крови до минимума.
Заявления ученых о том, что холестерин — это не «классовый враг», не чужеродный для организма продукт наподобие токсина или паразита, а нормальный и очень важный компонент структур человеческого тела, до «рядового» американца не доходят. А вот рекламы обезжиренных продуктов — молока, масла, сметаны, творога, сыра, йогуртов — видны и слышны всем. Эта вакханалия началась в 1988 году. Нормальные, то есть не обезжиренные с помощью специальных технологических процедур, продукты тоже есть в продаже. Но их нужно специально искать в супермаркетах или покупать на специальных рынках, где продаются «натуральные» продукты, так называемые organic food. Там цены в 3-5 раз выше обычных.
— Неужели практически все едят обезжиренные продукты?
— Большинство. Хотя как противовес вакханалии обезжиривания существуют рынки эмишей. Это общины американцев, не применяющих в своем быту никаких средств и методов современной цивилизации. Они приготавливают все продукты питания так, как это делалось сотни лет назад, в доиндустриальную эпоху. Такие продукты очень хороши, но тоже весьма дороги. Не ими и не другими organic food питается большинство американцев.
— А что можно сказать о знаменитых американских продуктах быстрого приготовления из ресторанов типа «Макдональдс» и «Бургер Кингс», которые поглощаются на ходу, не выходя из машины?
По данным Национального института здоровья, за последние два десятилетия количество людей с избыточным весом увеличилось в стране втрое, а детей, страдающих от ожирения, — вдвое. Установлено, что каждый четвертый взрослый и каждый пятый ребенок имеют избыточный вес. Эпидемия ожирения в США возникла только из-за неправильного питания. Я нисколько не сгущаю краски.
Во время 15-дневной поездки по многим городам Италии я не увидел ни одного толстого ребенка и только одну толстую женщину, которая оказалась американской туристкой. А ведь итальянцы, казалось бы, в изобилии едят жирные мучные блюда. Но у них они четко чередуются: паста — антипаста- салат — мясо или рыба без гарнира — специальный напиток «лимонселло», способствующий быстрому «сгоранию» съеденного, — вино. А продуктов с этикетками » fat free » я вообще не видел. Мне кажется, что проблема избыточного веса и связанное с этим резкое увеличение числа диабетиков, особенно среди детей, сегодня самые тревожные явления в американском здравоохранении. Их пока недооценивают и врачи, и население.
— А удалось ли с помощью обезжиренного питания снизить риск сердечно-сосудистых заболеваний?
— Увы, нет. Сердечно-сосудистыми заболеваниями, в основе которых лежит атеросклероз кровеносных сосудов сердца и головного мозга, в США сегодня болеет примерно столько же людей, как и в 1988 году. Несмотря на то, что за эти годы произошло резкое изменение структуры питания огромного количества людей за счет массового потребления обезжиренных продуктов. Кроме того, ежегодно проводятся сотни тысяч операций на кровеносных сосудах. Они сами по себе спасли тысячи человеческих жизней и существенно увеличили среднюю продолжительность жизни американцев. Тем не менее инфаркты и инсульты как были, так и остались «убийцами номер один» среди всех других причин смертности в США.
Однако между концентрацией холестерина в пище и его же концентрацией в крови потребителя этой пищи нет прямой причинно-следственной связи. Так же, как и между концентрацией этого вещества в крови и атеросклерозом кровеносных сосудов данного человека.
Существуют и другие факторы риска возникновения этих заболеваний, никакого отношения к жиру в пище не имеющие. Они всем известны. А массовое использование обезжиренных продуктов за последние 12 лет резко отразилось на увеличившемся среднем весе населения, на заболеваемости диабетом. И, по всей вероятности, на количестве случаев болезни Альцгеймера — вследствие дефицита холестерина в мембранах нервных клеток. Так что всякая крайность вредна.
Сегодня в Америке нет проблемы недоедания — и это великое достижение американского общества. Но изобилие и доступность продуктов питания — не единственные условия здоровья. Нужна еще культура питания, основанная на культуре мышления, традициях и вкусах.
Тамара ФЕДОРОВА
Добавьте «Правду.Ру» в свои источники в Яндекс.Новости или News.Google, либо Яндекс.Дзен
Быстрые новости в Telegram-канале Правды.Ру. Не забудьте подписаться, чтоб быть в курсе событий.
Отношение к здоровому образу жизни в сша
Об американцах бытуют два устоявшихся и в то же время противоречащих друг другу мнения: это люди, страдающие от ожирения больше всех в мире, и это люди, которые больше других в мире фанатично следят за своим здоровьем. Как ни странно, и то, и другое мнение – правдиво.
Чтобы лучше понять, как люди в Соединенных Штатах относятся к своему здоровью, маркетинговая компания One Poll опросила 2 000 американцев об их привычках и образе жизни, а так же о наиболее важных, по мнению участников опроса, факторов, влияющими на их здоровье. Интересно, что опрос вышел незадолго до пандемии коронавируса, и, учитывая огромное количество заболевших и умерших от COVID-19 в США (страна вот уже несколько месяцев занимает первое место в мировой статистике по этим пунктам), данные опроса заставляют задуматься.
Так вот, 64% опрошенных американцев заявили, что они слишком заняты на работе, чтобы должным образом заботиться о своем здоровье. 71% людей сообщили, что они не придерживаются здорового образа жизни в принципе, но готовы, в случае чего, потратить больше 20 тысяч долларов на профилактику или лечение. Что же касается факторов, определяющих хорошее здоровье, 53% сказали, что важнее всего физические упражнение, а 45% выбрали диету. При этом 39% признали, что недостаточно занимаются спортом, 64% заявили, что здоровое питание – слишком дорогое удовольствие, а в целом больше половины опрошенных сказали, что в принципе не планируют беспокоиться о своем здоровье, пока не станут старше.
Несмотря на относительно небольшое количество опрошенных, эти статистические данные – идеальная картинка американского общества. Давайте разберемся, почему так получается.
Врачи – либо дорого, либо нет времени
Согласно отчету Бюро переписи населения, количество незастрахованных американцев в настоящее время превышает 27,5 миллионов. Но и наличие медицинской страховки тоже не решает всех проблем: с каждым годом цены за страховки повышаются, а количество медицинских услуг, которые они покрывают, либо снижается, либо страховые компании оплачивают их неполностью. И когда перед пациентом стоит вопрос: сходить ли к врачу и потом оплатить счет на двух- или трехзначную сумму или потратить 7 долларов за упаковку обезболивающего, многие выбирают именно второй вариант.
И пока федеральные и местные власти спорят, как именно нужно реформировать «Обамакэр», обычные граждане старательно экономят на собственном здоровье. Опять же, в силу исторической привычки, в Америке нет обязательной ежегодной диспансеризации среди населения (если только ваша специальность не требует регулярной проверки здоровья). Поэтому многие не ходят к врачам годами. И эту проблему очень четко высветила пандемия: уровень смертности среди афроамериканцев и латиноамериканцев с низким доходов почти в 3 раза выше. Не посещая врача, многие пациенты даже не знали, что у них есть то или иное, ставшее уже хроническим, заболевание. Согласно статистике Центров по контролю и профилактике заболеваний CDC, 94% умерших от коронавируса имели сопутствующие тяжелые заболевания: диабет, сердечно-сосудистые болезни, почечная недостаточность. При этом, отмечает CDC, у погибших в среднем было даже не одно, а по 2,6 сопутствующих заболеваний.
В целом же по стране, по данным CDC, 60% американцев имеют хронические заболевания, у 42% обнаружено больше одного такого недуга. За редким генетическим исключением, это все – следствие неправильного образа жизни, питания и отсутствия регулярного медицинского наблюдения.
Еще одна проблема, с которой сталкиваются те, у кого есть хорошая страховка: нет времени на посещение врача. Американцы – нация трудоголиков, длинные отпуска и больничные тут не в почете. И у людей банально нет времени на то, чтобы проходить все обследования и сдавать многочисленные анализы, пока жареный петух не клюнет.
Съел витамин – и порядок
О безумной любви американцев к витаминам в свое время россиянам рассказывал вернувшийся из Штатов режиссер Андрей Кончаловский; лет 30 назад он был рекламным лицом американских биодобавок на российском рынке. С тех пор популярность витаминов и разных биодобавок среди жителей США выросла настолько, что уже придумали специальный термин для таких любителей горстями глотать таблетки – «витамания».
Есть витамины и добавки для детей, для мужчин, для женщин, для мужчин за 50, для женщин за 50, для тех, кому за 60 обоего пола, для кошек, для собак, в таблетках, в жвачках, в сиропе, в наклейках, в уколах, в порошках, со вкусом всех-всех фруктов на свете и без вкуса вовсе, отдельно для глаз, отдельно для сердца, отдельно для печени и почек, для иммунитета и для сосудов, для мозговой деятельности и для кишечника, для похудания и для набора веса… пожалуй, не встречала только витаминов для округлой формы пяток, а так в магазинах и аптеках есть баночки на любой вкус и запрос.
Для многих прием витаминов – это обычная, повседневная часть жизни, начиная с самого детства. Люди пьют обогащенные витаминами спортивные напитки, едят обогащенные витаминами продукты и дополняют это все поливитаминами. По статистике, на витамины и прочие добавки у среднего американца от 18 до 64 лет ежемесячно уходит примерно около 60 долларов, и еще 55 долларов на различные коктейли и средства для снижения или набора веса.
Пандемия коронавируса дала хороший толчок рынку. Стремясь поддержать иммунитет, люди запасаются как мульти-комплексами, так и баночками с отдельными витаминами и минералами. Ожидается, что общая выручка в этом сегменте в 2020 году составит 4,358,10 миллионов долларов, а ежегодный прирост доходов на период с 2020 до 2025 года прогнозируется в 4,6%. Для сравнения: чуть больше на витамины тратят только китайцы (4,667 миллионов долларов в 2020 году).
Что больше всего покупают американцы сейчас? На первом месте – добавки, обещающие поддержать иммунитет (наиболее популярны экстракты бузины и эхинацеи, а также витамины C и D, замыкают список витамин B, кальций и мультивитамины). Затем следуют противовоспалительные лечебные комплексы и успокоительные добавки, помогающие преодолеть панику, стресс и бессонницу. В среднем спрос на витамины вырос на 10-20%. Также, по данным опроса, проведенного в мае этого года, 20% потребителей, которые никогда раньше не принимали никакие добавки, теперь стали активно их использовать.
В общем, витаминный рынок – это своего рода «золотая жила» в современном американском варианте. Чем и пользуются, кстати, мошенники, предлагающие различные порошки неких «азиатских целителей» или ароматические масла, которые якобы лечат все на свете. Люди, напуганные пандемией и не имеющие возможности пойти к врачу, по сути, недалеко ушли от своих средневековых предков, лечившихся порошком толченой жабы.
В фитнесс-зал только в маске
Согласно статистике, более 41 миллиона американцев являются счастливыми обладателями абонементов в спортзалах, хотя только 16 миллионов посещают тренажерный зал 100 и более дней.
В среднем, цена на абонемент вполне сравнима с суммой, потраченной на витамины: примерно 60 долларов в месяц на одного, что равняется чуть больше 720 долларам в год. Конечно, есть залы подороже, есть подешевле, но в целом посещение спортклубов – вполне доступное развлечение. В то же время можно отметить удивительный феномен: среди любителей физической нагрузки большое количество белых, образованных и высокооплачиваемых специалистов, причем мужчин. По данным веб-сайта Realbuzz, посвященного спортивному образу жизни, в спортзалы ходят 50,1% мужчин и 42,1% женщин. Из них больше 50% – белые американцы, причем у подавляющего большинства есть высшее образование. Спорт популярен и среди азиатского населения Америки (43% посещают спортзалы), в то же время афроамериканцы и латиноамериканцы не так часто покупают абонементы на занятия (37% и 35,9%, соответственно). Эта статистика также подтверждает и частично объясняет, почему такая высокая смертность от коронавируса именно среди афроамериканского и латиноамериканского населения.
Несмотря на довольно большую популярность, фитнес-индустрия сейчас переживает не лучшие времена. Спортзалы и бассейны по всей стране были закрыты в течение нескольких месяцев. Сейчас, когда в разных штатах снимают карантинные ограничения, залы тоже могут открываться, но с определенными оговорками. Так, в некоторых штатах власти требуют установить специальные фильтры в системах кондиционирования. Минимальная цена такого фильтра – 3,5 тысячи долларов, а где взять эти деньги владельцу зала, который не работал несколько месяцев и уже понес колоссальные убытки? Да и поправить свои дела вряд ли быстро удастся, учитывая, что количество одновременно занимающихся посетителей должно быть сокращено (в некоторых штатах разрешают пускать 25%, в некоторых – 33% от общей заполняемости залов, где-то – половину). Ну и, наконец, наиболее спорное требование: все посетители и сотрудники фитнес-центров должны быть постоянно в масках. И тут на одной чаше весов – маска, защищающая от «разбрызгивания» вирусных частиц, а на другой – невозможность крутить педали или бежать по беговой дорожке в полную силу, будучи в этой самой маске. Среди посетителей спортзалов есть как сторонники, так и противники этого требования. Наиболее громкий скандал случился с известным киноактером и бывшим губернатором Калифорнии Арнольдом Шварценеггером – он отказался заниматься в своем любимом зале из-за того, что вокруг были люди без масок. Он развернулся и покинул клуб, а пресс-служба знаменитости сообщила, что эти действия были вызваны беспокойством о собственном здоровье и безопасности окружающих.
Чтобы хоть как-то привлечь посетителей и снизить убытки, спортклубы придумывают разные уловки. Например, предлагают групповые занятия на свежем воздухе, пока это позволяет погода. Но пока в безусловном выигрыше только производители домашних тренажеров – цены на беговые дорожки и велосипеды подскочили в среднем на 15%. Так, цена на самую простую, без каких-либо технических наворотов, беговую дорожку для дома начинается от 300 долларов. Понятно, что людям с небольшим доходом такие покупки недоступны.
Уменьшилось и число тех, кто занимается самостоятельно, просто бегая по улицам или в парках. Если в штате требуют носить маску, бегая или катаясь на велосипеде, то это уже не спорт, а чистое наказание, которое к здоровому образу жизни не имеет никакого отношения.
Сколько стоит здоровое питание?
Американцы тратят на продукты питания больше, чем почти на любую другую статью семейного бюджета. По данным Бюро статистики труда, средний американец потратил в 2019 году на продукты и походы в ресторан около 8 тысяч долларов. Если же речь идет о стороннике здорового питания, который покупает продукты только в так называемых «зеленых», органических и экологически-чистых магазинах, то наценки еще выше. Любопытный эксперимент провели студенты из Колби колледжа в штате Мэн: они сравнили цены на 21 наименование органических и неорганических продуктов. Оказалось, что органически чистый говяжий фарш стоил на 134% больше, чем обычный. Разница в цене за йогурт составила 117%, за молоко – 94% и даже экологически чистые красные перцы стоили дороже своих «грязных» собратьев на 113%.
Заметьте, что все эти данные были учтены еще до пандемии. Сейчас, по данным Бюро статистики труда США, цены на продукты выросли в среднем на 5,6%. Сильнее всего подорожало мясо (говядина и телятина на 25%, свинина на 11,8%, птица на 8,7%), потому что во время карантина многие фабрики по переработке были закрыты. По этой же причине поднялись на 12% цены на яйца и молочные продукты. В апреле-мае в штате Нью-Йорк ситуация была как в плохом анекдоте: многие люди не могли себе позволить купить молоко по такой цене, а фермеры были вынуждены выливать излишки молока на землю, потому что не могли отправить товар на перерабатывающие комбинаты. И только после того, как союз фермеров и СМИ устроили небольшой скандал, губернатор принял решение создать нечто вроде «общественного кооператива», обязав крупные перерабатывающие компании закупать фермерское молоко и потом отправлять его в благотворительные столовые бесплатно.
Рост цен на мясо и яйца был в некоторой степени компенсирован относительно сдержанной инфляцией на фрукты и овощи, стоимость которых выросла незначительно. Самым дорогим овощем оказалась картошка – люди в панике закупались, делая запасы на будущее, и цены поднялись на 13,3%.
Понятно, что когда такая инфляция, а многие или уже потеряли работу, или боятся ее потерять, то тут не до органики. И экологически-чистые магазины либо вынуждены идти на различные уловки и предлагать солидные скидки, чтобы не потерять хотя бы старых клиентов, либо разоряются.
Любопытно, кстати, что есть взаимосвязь между стремлением вести ЗОЖ и географией. Жители мегаполисов чаще ходят в спортзалы и следят за своим питанием, чем жители маленьких городов или поселков. Когда путешествуешь по стране, эта разница бросается в глаза: в большом городе очередь за модными «зелеными смузи» и «соевыми сосисками», в провинции тебе подадут тарелку жирных оладий, щедро сдобренных кленовым сиропом, зажаренным беконом и картошкой.
В американском обществе сейчас очень модно громко рассуждать о неравенстве и социальных барьерах. И все же основным камнем преткновения являются деньги. Есть деньги – будешь ходить в спортзал или покупать дорогущее мясо. Нет денег – обойдешься обезболивающим и бургерами из фаст-фуда. Вместо того, чтобы сплотить общество в трудные времена, пандемия только еще сильнее обозначила границу между разными слоями населения.