отметьте сумму факторов определяющих жизнь
Помогите пожалуйста
1. Выберите правильное определение экологии как науки:
А. Наука, изучающая растения, животных и среду их обитания.
Б. Наука, изучающая взаимосвязи между живыми организмами.
В. Наука, изучающая взаимосвязи между живыми организмами и средой их
обитания.
2. Какие из перечисленных факторов можно отнести к абиотическим:
А. Весенние разливы рек.
Б. Вырубка леса.
В. Внесение в почву удобрений.
3. В лесном массиве был создан заповедник. К какому экологическому фактору
можно отнести этот факт?
А. Биотический Б. Абиотический. В. Антропогенный.
4. Отметьте сумму факторов, определяющих жизнь:
А. Минеральные соли, рельеф.
Б. Температура, вода, свет.
В. Влияние человека.
5. Под биотическим фактором понимают:
А. Сумму воздействия живых организмов.
Б. Воздействие человека на организмы.
В. Факторы неживой природы.
6. Свет для прорастания семян:
А. Совершенно не нужен.
Б. Нужен только светолюбивым растениям.
В. Нужен только паразитическим растениям.
7. Какие из перечисленных фактов можно отнести к глобальным
экологическим проблемам:
А. Рост численности грызунов.
Б. Вредные выбросы в атмосферу.
В. Рост численности населения земного шара.
8. Отмершие листья деревьев образуют опад, который служит местом обитания
и пищей для многих организмов. К каким факторам относится это явление?
А. Антропогенный. Б. Биотические. В. Абиотические.
9. Назовите организм, у которого физиологические процессы ускоряются в
связи с повышением температуры окружающей среды:
А. Воробей Б. Кошка. В. Гусеница бабочки капустной белянки.
Г. Камбала.
10. К проявлениям абиотических факторов нельзя отнести:
А. Расселение одуванчика лекарственного.
Б. Растрескивание коробочки мака
В. Распространение желудей дуба
Г. перенос пыльцы мятликов
Материалы для олимпиады школьников по экологии. 8–9-е классы
Разделы: Экология
Обучаясь в старшей школе, учащиеся принимают участие во Всероссийской олимпиаде школьников по экологии. Для учеников средней школы такой возможности нет. Данные материалы могут использоваться преподавателями школ для проведения олимпиады среди учеников средней школы.
Олимпиада включает в себя 4 тура заданий, сложность которых повышается на каждом последующем и является продолжением заданиям, опубликованным на сайте в 2012 году. По усмотрению учителя олимпиаду можно проводить по турам, а можно дать как одно целое.
1 тур
1. В экологии не используется следующий метод:
а) полевые наблюдения;
б) математическое моделирование;
2. Последствиями выпадения кислотных осадков не является:
а) усиление коррозии металлов;
б) закисление озер и гибель гидробионтов;
в) эвтрофикация водоемов и усиленное развитие фитопланктона;
г) гибель хвойных и поражение лиственных лесов.
3. Линька птиц и перелет в теплые страны связаны с:
а) понижением температуры воздуха;
б) изменением влажности воздуха;
в) изменением продолжительности дня;
г) изменением климата.
4. Сильное освещение прямыми солнечными лучами хуже всего переносят:
5. Популяция обладает рядом показателей, которые характеризуют ее как группу в целом. К этим показателям не относятся:
а) численность и плотность;
б) рождаемость, смертность, возрастной и половой состав;
в) число хищников, питающихся особями данной популяции;
г) скорость расселения популяции.
6. Какие из перечисленных факторов можно отнести к абиотическим:
а) весенние разливы рек;
в) внесение в почву удобрений;
7. Отметьте сумму факторов, определяющих жизнь:
а) минеральные соли, рельеф;
б) температура, вода, свет;
в) влияние человека;
8. Под биотическим фактором понимают:
а) сумму воздействия живых организмов;
б) воздействие человека на организмы;
в) факторы неживой природы
г) деятельность человека и неживой природы.
9. Фотопериодизм — это реакция организма на изменение:
а) температуры воздуха;
б) влажности воздуха;
в) соотношения дня и ночи;
10. Фактор, уровень которого приближается к пределам выносливости организма или превышает ее, называют:
11. Приспособления растений к перезимовке заключаются в:
а) увеличение количества воды в тканях (для предотвращения обезвоживания);
б) накопление углеводов в клетках (приводящее к связыванию воды);
в) увеличение тока ассимиляторов;
г) накопление минеральных веществ.
12. Ярким примером приспособлений к недостаточной освещенности является такая жизненная форма растений, как
13. Назовите причины возникновения смога:
а) наличие в атмосфере высокой концентрации оксида азота и углеродов, интенсивная солнечная радиация, безветрие.
б) солнечная радиация, запыленность и загазованность.
в) сжигание топлива, загрязнение воздуха СО2.
г) все перечисленное.
14. Наличие у наземных растений развитых механических тканей является приспособлением к:
а) рассеянной солнечной энергии;
б) недостатку или избытку влаги в окружающей среде;
в) низкой плотности воздуха;
г) поглощении питательных веществ из почвенного раствора
15. Основным принципом устойчивости экосистем является:
а) наличие энергетических источников;
б) наличие достаточного количества продуцентов;
в) круговорот веществ, поддерживаемый потоком энергии;
г) размер или объем экосистемы
2 тур
1. У земноводных, живущих в умеренном климате, в результате эволюции сформировалась приспособленность к перенесению неблагоприятных условий:
в) перемещение в теплые районы;
г) изменение окраски.
2. Процесс выработки внешнего сходства у неродственных форм организмов, ведущих одинаковый образ жизни в близких условиях, получил название:
3. Закон ограничивающего фактора установил:
4. Выберите показатель, который характеризует плотность населения популяции:
5. Продуктивность экосистемы при смене одного биогеоценоза другим (экологическая сукцессия):
г) в одних случаях уменьшается, в других – увеличивается.
6. Какое море, омывающее берега России, сильнее других пострадало от перевылова (перепромысла) рыбы и стоит на грани экологической катастрофы:
7. Способность экосистемы поддерживать определённую скорость воспроизводства живых организмов – это:
а) интенсивность фотосинтеза;
б) передача энергии по пищевой цепи;
в) биологическая продуктивность;
г) скорость размножения.
8. Популяции лосей и синиц в лесу напрямую не влияют друг на друга. Данный тип взаимодействия называется:
9. К экологической группе фильтраторов относят:
а) планарию молочно-белую;
б) перловицу обыкновенную;
г) тритона обыкновенного.
10. Закон Гаузе имеет следующую формулировку:
а) невозможно длительное совместное выживание двух видов с близкими экологическими требованиями;
б) взаимосвязи двух и более видов, близких по экологическим требованиям, позволяют им выжить;
в) два и более вида, живущие на одной территории, всегда находятся в конкурентных отношениях друг с другом;
г) виды, проживающие совместно, не всегда конкурируют друг с другом.
а) растения, приспособленные к обитанию в условиях избыточной влажности;
б) растения умеренно увлажненных мест;
в) влаголюбивые животные;
12. Из перечисленных растений выберите те, которые являются индикаторами среднего (умеренного) плодородия почв:
а) малина, иван-чай, таволга, чистотел, валериана;
б) брусника, наземные лишайники, кошачья лапка, клюква;
в) солянка, солерос, тамариск;
г) майник двулистный, медуница мягчайшая, купальница европейская, грушанка круглолистная.
13. В ельнике-черничнике чаще других встречаются:
а) мухоловка-пеструшка и сойка;
б) кабан и росомаха;
в) пеночка-теньковка и синичка-гаичка;
г) синица-лазоревка и желудевый долгоносик.
14. Степень воздействия атмосферных загрязнителей на состояние листьев и других органов растений определяется соотношением двух противоположно направленных процессов:
а) поглощения и выделения атмосферной влаги и углекислого газа;
б) синтеза и распада запасных питательных веществ;
в) поступления углекислого газа и выделения энергии в виде тепла;
г) поступления токсичных веществ и их нейтрализации.
15. Основателем международной неправительственной организации «Римский клуб» является:
3 тур
Задача 1.
Натуралисты прошлого века, наблюдая за поведением змей, полагали, что мать охраняет кладку яиц, обвившись вокруг нее. Но измерив температуру между кольцами «сидящей» на яйцах самки, поняли, что она не только охраняет, а и греет, и высиживает. Каким образом, ведь питон холоднокровное существо?
Задача 2.
Волки зимой живут стаями, а лисицы и рыси нет. Объясните поведение этих животных.
Задача 3.
У всего живого на Земле есть периоды подъема (активизации) и спада (сна, упадка сил). Они чередуются в строго определенном порядке, полностью согласуясь с ритмами Космоса. Эти периоды называются биологическими ритмами (биоритмами). Какие биоритмы различают по времени и источнику возникновения?
Задача 4.
Выберите правильный ответ из предложенных, аргументировано объясните свой ответ, объясните, почему остальные ответы являются ошибочными.
В чем проявляется участие функциональных групп организмов в биосфере? Объясните роль каждой из них в структуре биосферы.
б) продуценты, консументы и редуценты участвуют в круговороте веществ биосферы;
в) различные виды функциональных групп организмов образуют пищевые цепи и способствуют круговороту веществ в биосфере.
Задача 5.
Выберите правильный ответ из предложенных, аргументировано объясните свой ответ, объясните, почему остальные ответы являются ошибочными.
Последние представители тарпанов в южнорусских степях исчезли:
а) ещё в середине XVIII века в связи с активной военной политикой Российского государства по присоединению Крыма;
б) в 30-х годах ХХ века при строительстве каскада плотин на р. Днепр;
в) из-за интенсивной распашки степей в конце ХIХ века;
г) вследствие загрязнения полей избыточным количеством минеральных удобрений и пестицидов.
4 тур
Решите экологическую задачу.
В солнечный день 1 га леса поглощает около 240 кг углекислого газа и выделяет около 200 кг кислорода.
За год 1 га леса поглощает около 50 кг пыли, выделяя ценные для человека вещества фитонциды, способные убивать болезнетворные микробы.
В сутки 1 га леса дает 3 кг фитонцидов, а 30 кг фитонцидов достаточно для уничтожения вредных микроорганизмов в большом городе.
В сутки 1 человек при обычных условиях поглощает в среднем 600 г кислорода и выдыхает 750 г углекислого газа.
Подсчитайте для леса площадью 40 га массу поглощаемого углекислого газа, выделяемого кислорода и фитонцидов за месяц. Какому числу людей хватит выделяемого этим лесом кислорода?
Количество баллов за олимпиаду:
Тестирование. Олимпиады школьного этапа
Выбранный для просмотра документ Олимпиада по биологии 7 класс 2013 (2).docx
Олимпиада по биологии 7 класс
(составила Любовникова Е.В., МБОУ «Лицей №2»)
Задание А. Задание включает 20 вопросов (А.1-А.20, к каждому из них предложено 4 варианта ответа. На каждый вопрос выберите только один ответ, который вы считаете наиболее полным и правильным. Около индекса выбранного ответа поставьте знак «+». В случае исправления знак «+» должен быть продублирован.
Группа клеток, сходных по строению, происхождению и выполняющих одну и или несколько сходных функций называется:
1) хлоропластом;
2) тканью;
3) межклетником;
4) хромосомой.
К двудольным относятся следующие растения:
1) горох, кукуруза, овес;
2) кукуруза, фасоль, бобы;
3) фасоль, бобы, горох;
4) горох, овес, бобы.
Зародыш семени фасоли состоит из следующих частей:
1) корешок, стебелек, почечка;
2) зародышевый корешок, стебелек, почечка, эндосперм;
3) семядоли, эндосперм, почечка;
4) семядоли, зародышевый корешок, стебелек, почечка.
Питательные вещества в семени пшеницы находятся в:
1) корешке;
2) семядоле;
3) покровах семени;
4) эндосперме.
В процессе дыхания семена выделяют:
1) углекислый газ, воду и тепло;
2) кислород, воду и тепло;
3) кислород и воду;
4) углекислый газ и воду.
Запасные вещества находятся в эндосперме у:
1) дуба;
2) пшеницы;
3) фасоли;
4) гороха.
Корень, развивающийся из корешка зародыша, называется:
1) главным;
2) боковым;
3) придаточным;
4) мочковатым.
Корневые клубни образуются из:
1) главного корня;
2) боковых корней;
3) из главного корня и нижней части стебля;
4) из боковых и придаточных корней.
Почки, выполняющие резервную функцию и развивающиеся после различных повреждений растения, называются:
1) пазушными;
2) спящими;
3) верхушечными;
4) генеративными.
Побег, у которого плохо видны междоузлия:
1) удлиненный побег;
2) ползучий побег;
3) укороченный побег;
4) цепляющийся побег.
Побеги, у которых функцию фотосинтеза выполняют только стебли, имеются у:
1) алоэ и сосны;
2) кактуса и подорожника;
3) алоэ и саксаула;
4) кактуса и саксаула.
В Московской области открытые почки имеются у:
1) липы мелколистной;
2) березы повислой;
3) дуба;
4) крушины ломкой.
Покровная ткань растущего стебля березы это:
1) пробка;
2)кора;
3) пробка и кора;
4) кора.
При хранении в теплом помещении картофель быстро сморщивается, так как в нем:
1) происходит фотосинтез;
2) накапливается органическое вещество;
3) интенсивно осуществляется процесс дыхания;
4) в нем образуется ядовитое вещество соланин и гормоны.
Выбранный для просмотра документ Олимпиада по биологии 8 класс 2013-14.docx
Олимпиада по биологии 8 класс (составила Любовникова Е.В., МБОУ Лицей №2)
Часть 3. Задание на определение правильности суждений. Выпишите номера суждений, которые вы считаете правильными.
Органами выделения ракообразных являются протонефридии.
Фораминиферы – это морские саркодовые с органическим или минеральным скелетом.
К насекомым с полным превращением относятся божья коровка, бабочки, шмели.
Представители семейства розоцветных имеют плоды: зерновка, семянка, крылатка.
Вегетативное размножение осуществляется при помощи половых клеток.
Биология – это наука о закономерностях живой природы.
Количество мышечных волокон изменяется с возрастом человека и в результате тренировки.
Хвою используют для получения смолы.
Лишайники называются пионерами растительности, потому что они первыми поселяются на минеральном субстрате.
Бактерии относятся к одноклеточным эукариотическим организмам.
Выбранный для просмотра документ Олимпиада по экологии школа 10 класс 2013-14 год.docx
Олимпиада по экологии 10 класс.
(составила Любовникова Е.В., МБОУ «Лицей №2»)
А 1. Закономерности возникновения приспособлений к среде обитания изучает наука
А 2. Все компоненты природной среды, влияющие на состояние организмов, популяций, сообществ, называют
1) абиотическими факторами
2) биотическими факторами
3) экологическими факторами
4) движущими силами эволюции
А 3. Интенсивность действия фактора среды, в пределах которых процессы жизнедеятельности организмов протекают наиболее интенсивно – фактор
А 4. Совокупность живых организмов (животных, растений, грибов и микроорганизмов), населяющих определенную территорию называют
1) видовое разнообразие
А 5. Гетеротрофные организмы в экосистеме называют
А 6. Количество особей данного вида на единице площади или в единице объема (например, для планктона)
2) видовое разнообразие
3) плотность популяции
4) все перечисленное
А 7. Организмы, использующие для биосинтеза органических веществ энергию света или энергию химических связей неорганических соединений, называются
А 8. Разнообразие пищевых взаимоотношений между организмами в экосистемах, включающее потребителей и весь спектр их источников питания
3) трофическая цепь
А 9. Географическое изображение соотношения между продуцентами, консументами и редуцентами, выраженное в единицах массы
1) пирамида численности
2) экологическая пирамида
3) пирамида энергии
А 10. Самая низкая биомасса растений и продуктивность
А 11. Способность к восстановлению и поддержанию определенной численности в популяции называется
1) плотностью популяции
2) продуктивностью популяции
3) саморегуляцией популяции
4) восстановлением популяции
А 12. Сигналом к сезонным изменениям является
4) взаимоотношения между организмами
А 13. В агроценозе пшеницу относят к продуцентам
1) окисляют органические вещества
2) потребляют готовые органические вещества
3) синтезируют органические вещества
4) разлагают органические вещества
А 14. На зиму у растений откладываются запасные вещества
4) все перечисленные вещества
А 15. Группа организмов, ограниченная в своем распространении и встречается в каком-либо одном месте (географической области)
4) эндемический вид
А 16. Основной причиной неустойчивости экосистемы является
1) неблагоприятные условия среды
2) недостаток пищевых ресурсов
3) несбалансированный круговорот веществ
4) большое количество видов
А 17. Изменение видового состава биоценоза, сопровождающегося повышением устойчивости сообщества, называется
А 18.Факторы среды, взаимодействующие в биогеоценозе
1) антропогенные и абиотические
2) антропогенные и биотические
3) абиотические и биотические
4) нет верного ответа
А 19.Регулярное наблюдение и контроль над состоянием окружающей среды; определение изменений, вызванных антропогенным воздействием, называется
1) экологической борьбой
2) экологическими последствиями
3) экологической ситуацией
4) экологическим мониторингом
А 20. Территории, исключенные из хозяйственной деятельности с целью сохранения природных комплексов, имеющих особую экологическую, историческую, эстетическую ценность, а также используемые для отдыха и в культурных целях
3) ботанический сад
4) национальный парк
Выбранный для просмотра документ Олимпиадные тестовые задания по экологии.doc
Олимпиадные тестовые задания по экологии.
1. Весь спектр окружающих организм элементов и условий в той части пространства, где он обитает и с чем непосредственно взаимодействует, называют:
2.Метод оценки состояния окружающей среды, основанный на учете количества лишайников городских насаждениях в районах крупных предприятий, называют:
3.Организмы питающиеся мертвыми животными, главным образом, позвоночными, называются:
4.Процесс накопления в почве химических элементов, неорганических и органических веществ в результате разложения останков животных и растений, называется:
5.Для растений суккулентов характерны:
А)мясистость и сочность листьев и стеблей, в которых запасается вода;
Б)мелкие сухие листья в виде игл, колючек;
В)длинные стержневые корни;
Г)практически отсутствуют устьица, либо они с одной стороны листа.
6.Толщу воды населяют организмы:
7.Животные с фильтрационным способом питания характерны для среды:
Г)организм как среда обитания.
А)живут на одной территории;
Б)используют один и тот же ресурс, который имеется в ограниченном количестве;
В)потребляют сходную пищу, в которой нет недостатка;
Г)потребляют пищу имеющую ограниченное количество.
9.Укажите неверный ответ.
Следствием хищничества является:
А)поддержание высокого разнообразия видов жертвы;
Б)уменьшение конкуренции между конкурирующими видами жертвы;
В)оздоровление популяции жертвы за счет поедания слабых, больных, травмированных особей;
Г)полное уничтожение жертвы;
Д)установление динамического равновесия численности жертвы и хищника.
10.обязательное совместное сожительство нескольких видов организмов, приносящее обоюдную пользу, называется :А)симбиоз;
А)любая совокупность особей одного вида;
Г) относительно изолированная совокупность особей одного вида;
Д)совокупность особей одного вида, обладающая собственным генофондом и способностью к длительному существованию в меняющихся условиях среды;
12.Продуцентами не являются:
В)зеленые и пурпурные серобактерии;
13.Функцией консументов-редуцентов является:
А)потребление мертвого органического вещества;
Б)потребление живого органического вещества;
В)потребление и разложение мертвого органического вещества до простых неорганических соединений;
г) потребление неорганических соединений.
14.Длина пищевой цепи ограничивается :
А)количеством пищи, образуемой автотрофными организмами;
в)потерей энергии на каждом трофическом уровне;
15.Волки и львы принадлежат к одному трофическому уровню, потому что и те и другие:
А)поедают растительноядных животных;
Б)используют свою пищу примерно на 10 %;
Г)имеют крупные размеры.
16.Первыми заселяют территорию сгоревшего леса:
17Учение о биосфере создано:
18.Структурной и функциональной единицей биосферы является:
19. Приведи примеры приспособлений организмов к понижению температуры( живой организм- путь приспособления). За каждый пример 0, 5 балла.
Олимпиадные тестовые задания по экологии.
1.Оргпнизмы, способные синтезировать органические вещества из неорганических с использованием внешних источников энергии, называют:
2.Способность биологических систем( организмов, популяций, сообществ) противостоять изменениям условий существования и сохранять относительное динамическое постоянство структуры и свойств, называют:
3.Среда обитания –это:
А) совокупность жизненно необходимых для организма факторов;
Б)все элементы и явления живой и неживой природы, окружающие живые организмы;
В)совокупность факторов, вызывающих приспособительные реакции у организмов;
Г)совокупность организмов разных видов обитающих совместно.
4. Экологическими факторами среды называются:
А) элементы внешней среды, которые прямо или косвенно влияют на организм;
Б)химические вещества, которые организм использует в процессе жизнедеятельности;
5.Насуше ограничивающим фактором является:
Б)элементы минерального питания;
6. В поверхностных слоях открытого океана лимитирующим фактором является:
Б)элементы минерального питания;
7.Активная реакция среды(рН) более постоянна в :
8.Биологиче6ское действие солнечного света зависит от:
А)его спектрального состава;
В)суточной и сезонной периодичности ;
9.Изменения численности популяции зависит от :
В)соотношения величин рождаемости и смертности;
Г)количества половозрелых особей.
10.Структурными и функциональными блоками биоценоза являются:
11Отметьте неправильный ответ.
Зрелый широколиственный лес по сравнению с зарослями кустарника характеризуется:
А) большей величиной биомассы;
Б)небольшим видовым разнообразием;
В)большими запасами мертвого органического вещества( опада);
Г)большим разнообразием типов взаимоотношений.
12.В пределах трех геологических оболочек Земли область биосферы распространена:
А) на всем протяжении;
В)только в зонах соприкосновения оболочек;
Г)только в литосфере.
13.В океане биомасса живых организмов представлена:
А)в основном животными и микроорганизмами;
Б)в основном микроорганизмами;
В)теми и другими в равных пропорциях;
14.Вконтинентальной части биосферы самыми продуктивными являются:
А) леса умеренной зоны;
15.Межвидовые отношения начинают проявляться на уровне организации живого:
16.Плодородие почвы определяется количеством:
17.Озоновый слой в верхних слоях атмосферы:
А) задерживает тепловое излучение Земли;
б)является защитным экраном от ультрафиолетового излучения;
В)образовался в результате промышленного загрязнения;
г) способствует разрушению загрязнителей.
18.При голодании или во время зимней спячки запасы энергетических субстратов расходуются в следующем порядке:
А)жиры(Ж.), белки(Б.), углеводы(У.);
19.Сильное цветение воды, наблюдаемое в водоемах, часто вызывает массовую гибель рыбы. Дайте объяснение этому явлению.
20. Укажите механизмы выхода из внутривидовой конкуренции у животных.
1. Какие из перечисленных факторов можно отнести к абиотическим:
А)весенние разливы рек;
В)внесение в почву удобрений;
Г)глобальные экологические проблемы.
2. В лесном массиве был создан заповедник.
К какому фактору можно отнести этот факт?
3.Свет для прорастания семян:
А)совешенно не нужен;
В)нужен только паразитическим растениям;
Г)нужен на открытых пространствах( степь например).
4.Отметьте сумму факторов, определяющих жизнь:
А)минеральные соли, рельеф;
Б)температура, вода, свет;
5.Какие меры по очистке жилой зоны от бытового мусора вы бы применили:
В) создание производства по вторичной переработке мусора;
Г)складирование мусора в специальных контейнерах и их захоронение.
6.Наиболее важны биохимические адаптации к температуре дня:
Б)у растений и микрооганизмов;
7.Назовите причины возникновения смога:
А)наличие в атмосфере высокой концентрации оксида азота и углеродов, интенсивная солнечная радиация, безветрие;
Б)солнечная радиация, запыленность и загазованность;
В)сжигание топлива, загрязнение воздуха СО2 ;
Г)все факторы вместе.
8.Танкер вылил в море нефть. К какому типу экологических проблем относится эта?
А)истощение природных ресурсов;
Б)загрязнение природной среды;
В)уничтожение живых организмов;
Г)образование нового хранилища нефти.
9.Фотопериодизм-это реакция организма на изменение :
В)соотношения дня и ночи;
10.Большая часть энергии солнечного излучения, достигающего земной поверхности приходится на долю:
11.Роль озонового экрана состоит в:
А)поглощении ультрафиолетовых лучей;
Б)поглощении инфракрасных лучей;
В)обогащении планеты кислородом;
12.Приспособления растений к перезимовке заключаются в :
А)увеличении количества воды в тканях( для предотвращения обезвоживания);
Б)накоплении углеводов в клетках(приводящем к связыванию воды);
В)увеличении тока ассимиляторов;
Г)уменьшении количества воды ( для предотвращения перемерзания клеток).
13.Из перечисленных животных выберите тех, которые имеют непостоянную температуру тела.
14.Основные источники аэрозольных загрязнителей:
15.Какие из перечисленных факторов относятся к искусственному загрязнению:
А) вулканические извержения;
Б)выхлопные газы автомобилей, смог;
Г)задымление в результате лесных пожаров.
В)гусеница бабочки капустной белянки;
А)с изменением солнечной радиации;
Б)с образованием смога;
В)с увеличением озона в атмосфере.
18.Выберите график, отражающий колебание численности жертв, в случае полной гибели хищников:
1.Какой из перечисленных компонентом экосистемы является редуцентом?
Г)Петров Крест( растение- паразит).
2. Численность белки в еловых лесах в первую очередь зависит от :
Г)наличии на теле паразитов.
3. Большую роль в накоплении биомассы играют:
4.От чего зависит степень конкуренции?
А)от ареала конкурентов;
Б)от количества конкурентов;
В)от сильного сходства или различия потребностей конкурентов;
Г)от типов взаимоотношений между организмами.
5.Что такое симбиоз?
А) прямое уничтожение жертвы;
Г) косвенное уничтожение жертвы.
6.Азотфиксирующие бактерии относятся к:
7.Роль хищников в природе заключается в :
А)уменьшении количества популяций- жертв;
Б)поддержании состава и численности популяций –жертв на оптимальном уровне;
В)избирательном уничтожении животных с низкой способностью добывать себе корм;
8.Выберите из приведенного ниже списка организм, не относящийся к консументам:
10.Какая из пирамид чисел характерна для цепи питания : растения—тли—божьи коровки—птицы?
11.В чем суть воздействия особей-конкурентов одного вида друг на друга?
А)в снижении плодовитости;
Б)в уменьшении скорости роста популяции;
В)в приобретении новых качеств, способствующих выживанию;
Г)в полной гибели особей данного вида.
12.Из перечисленных ниже примеров адаптации найдите наиболее характерные для хищников:
Г)наличие шипов, игл, панциря.
13.Какое количество энергии переходит на каждый последующий уровень?
14.Какой фактор экосистемы смешанного леса является ограничивающим?
15.Найдите правильную цепь питания сообщества тундры:
Г) карликовая береза—сова—олень—мышь.
16.Какая из перечисленных экосистем обладает наибольшей биомассой и продуктивностью?
17.Какие феромоны( сигнальные вещества) помогают животным собраться вместе в большую группу?
А) половые феромоны;
В)феромоны для мечения территории;
18.Состав видов климаксного сообщества в большей мере зависит от :
19.Какие преимущества дает популяции разновозрастность входящих в ее состав особей?
20.Что происходит в популяции разных видов при возрастании плотности?
Правильные ответы олимпиадных заданий:
1б), 2в), 3а), 4г),5 а ), 6 б ), 7а ), 8 б), 9 г ), 10 а ), 11 е), 12 г ), 13 в), 14 в ),
15 а), 16 в ), 17 в ), 18 б ),
19 с.28, 29 из метод. пособия к учебнику экологии.
20.с. 39, 40 из метод. пособия к учебнику экологии.
1в), 2г), 3б), 4а), 5в), 6б), 7в), 8г), 9в), 10г), 11б), 12б), 13а), 14б), 15а), 16б)17б), 18в).
1А), 2В), 3А), 4Б), 5В), 6Б), 7Г), 8Б), 9В), 10Б),11а), 12Б),13А),14В), 15Б), 16В), 17Б), 18Г),
19.ответ на с. 100 метод пособия по экологии;
20 ответ на с. 104 метод пособия по экологии.
1в), 2в), 3б), 4в), 5б), 6б), 7г), 8б), 9б), 10б), 11в), 12в), 13б), 14б), 15а), 16б), 17г), 18б),
Выбранный для просмотра документ Школьный этап олимпиады по био и эко 2014.docx
Школьный этап олимпиады по биологии 2014 году
Все растущие в воде растения-водоросли.
Простейшие – одноклеточные животные.
Мицелий пеницилла представляет собой одну неразветвленную клетку.
Стебель папоротника (корневище ) находится в земле.
У паука в желудке два отдела.
У бактерий отсутствует ядро.
Лямблии обитают в кишечнике человека и многих млекопитающих.
Тело гидры состоит из одного слоя клеток
Сосальщик обитает в кишечнике человека
Круглые паразитические черви всасывают питательные вещества всей поверхностью тела.
Нервная система кишечнополостных диффузного типа.
Флора – это все виды растений, произрастающие на определенной территории
Органы выделения рака – выделительные трубки.
Ответы на правильные суждения: 2, 4, 7, 8, 12, 13, 15.
Выберите один правильный ответ:
1. У майского жука от кишечника отходят слепозамкнутые тонкие длинные трубочки, которые называются:
А) трахеи Б) мальпигиевы сосуды В) ворсинки Г) пилорические придатки
2. В расхождении хромосом к полюсам клетки во время митоза участвуют:
А) микрофиламенты Б) микротрубочки В) микротрубочки и микрофиламенты В) промежуточные филаменты
3. Передние рога серого вещества спинного мозга («крылья бабочки») образованы:
А) вставочными нейронами Б) телами чувствительных нейронов В) телами двигательных нейронов Г) аксонами чувствительных нейронов
4. Определите этапы зародышевого развития позвоночных животных:
Б) зигота – дробление – бластула – гаструла – гистогенез и органогенез
В) гаструла – дробление – бластула – зигота – органогенез
5. Молекула лактозы состоит из остатков:
А) глюкозы Б) галактозы В) фруктозы и галактозы Г) галактозы и глюкозы
6. Цвет глаз человека определяет аутосомный ген, дальтонизм – рецессивный, сцепленный с полом ген. Определите генотип кареглазой женщины с нормальным цветовым зрением, отец которой – дальтоник (кареглазость доминирует над голубоглазостью).
А) ААХDXD Б) AaX DXd В) AaXdXd Г) aaXDXd
7. Комбинативная изменчивость связана с:
А) мутациями генов Б) хромосомными рекомбинациями В) хромосомными мутациями Г) модификациями
8. У кенгуру кровеносная система:
А) замкнутая, сердце трехкамерное Б) замкнутая сердце четырехкамерное
Г) незамкнутая сердце четырехкамерное
Г) незамкнутая, сердце трехкамерное
9. По бинарной номенклатуре на первом месте в названии вида животного должно быть:
А) название класса Б) название типа В) видовое название Г) родовое название
10. Способность мышечных клеток к сокращению обеспечивается:
А) нуклеиновыми кислотами Б) углеводами Г) белками Г) липидами
11. К фагоцитозу наименее способны:
А) бактерии Б) инфузории В) лейкоциты человека Г) амебы
12. Какие из перечисленных клеток не делятся митозом?
А) зиготы Б) споры В) сперматозоиды Г) клетки эпителия
13. При серъезном повреждении затылочной доли мозга собаки у нее не сформируется рефлекс на:
А) голос Б) жест В) прикосновение Г) запах
14. Минимальной эволюционной единицей является :
А) сообщество Б) вид В) особь Г) популяция
15. Хромосомы растений состоят из:
А) белка Б) ДНК В) РНК Г) белка и ДНК
16. В каком случае показано анализирующее скрещивание?
А) aabb * AABB Б) AABb * AABB В) AaBb * aabb Г) aaBB * aabb
17. Если одноклеточное простейшее туфельку и эритроцит поместить в дистилированную воду:
18. Какие из органоидов не имеют мембран?
А) митохондрии Б) пластиды В) лизосомы В) хромосомы
19. ДНК удваивается в:
А) G 1 – периоде Б) G 2 – периоде В) S – периоде Г) профазе
20. Наибольшую длину хромосома имеет во время:
А) интерфазы Б) профазы В) анафазы Г) телофазы
21. Какой из перечисленных органов не связан с иммунной системой:
А) поджелудочная железа Б) лимфатические узлы В) тимус Г) селезенка
22. Исходным материалом для микрпоэволюции служит:
А) модификация Б) фенотипическая пластичность В) мутации Г) фенокопии
23. Преимущество полового о размножения перед бесполым связано с:
А) большим числом потомков Б) большим генетическим разнообразием В) большой областью распространения Г) более низкой чувствительностью индивидуума к воздействию среды.
24. Самки оводов питаются:
А) кровью Б) мышечной тканью В) экскрементами животных Г) ни один из вариантов не подходит.
25. Насекомые с полным превращением линяют:
А) на личиночных стадиях Б) на стадии взрослого насекомого В) на личиночных и кукольных стадиях развития Г) на стадиях развития личинки и взрослого насекомого
26. Зимостойкость растения повышается при накоплении в клетках:
А) крахмала Б) сахаров В) жиров, Г) минеральных солей
27. Последовательность нуклеотидов в и – РНК комплементарна последовательности нуклеотидов в:
А) двух цепочках молекулы ДНК Б) одной цепочке молекулы ДНК В) одной молекуле т – РНК Г) всех молекул т – РНК
28 Что такое аллель?
А) пара генов, определяющих развитие взаимоисключающих признаков
Б) пара генов, расположенных в одной хромосоме, наследующихся вместе
В) пара генов, расположенных негомологичных хромосомах, но отвечающих за развитие сходных признаков
Г) пара генов, расположенных в гомологичных хромосомах контролирующих альтернативные признаки
29. Полиморфизм – это:
А) наличие в популяциях нескольких форм гена или признака
Б) способность изменяться в морфологическом отношении в течение жизни В) многообразие потомства Г) степень выраженности признака
30. Процесс расщепления белков начинается в:
А) ротовой полости Б) желудке В) тонком кишечнике Г) толстом кишечнике
31. Гемолимфа насекомых выполняет функцию:
А) снабжения тканей и органов питательными веществами Б) выведения из гемоцеля (первичнойт полости тела) конечных продуктов метаболизма и снабжения тканей и органов кислородом и питательными веществами
В) снабжение тканей и органов кислородом и выведения из них углекислого газа Г) снабжения тканей и органов питательными веществами и транспорта конечных продуктов метаболизма
32. Флоэма относится к ткани, которая является:
А) образовательной Б) основной В) проводящей Г) механической
33. Для свертывания крови необходимы помимо прочего:
А) ионы железа Б) ионы хлора В) аскорбиновая кислота Г) ионы кальция
34. Мышечная ткань образована:
А) только одноядерными клетками Б) только многоядерными мышечными волокнами В) плотно прилегающими друг к другу двуядерными волокнами Г) одноядерными клетками или многоядерными мышечными волокнами.
35. При образовании вторичной мочи в кровяное русло возвращаются:
А) вода и глюкоза Б) вода и соли В) вода и белки Г) все вышеперечисленные продукты.
Ответы: 1Б), 6Б), 3В), 4Б), 5Г), 6Б), 7Б), 8Б), 9Г), 10В), 11А), 12В), 13Б), 14Г), 15Г), 16В), 17В), 18 Г), 19Б), 20А), 21А), 22В), 23Б), 24Г), 25А), 26Б), 27Г), 28Г), 29А), 30Б), 31Г), 32В), 33Г), 34Г), 35А)
Школьный этап олимпиады по экологии
Тестовые задания (выбор одного ответа из четырех):
Листья остаются до самых заморозков зелеными у:
2. Какой тип взаимоотношений представляют отношения рака – отшельника и актинии?
А) паразитизм Б) мутуализм В) комменсализм Г) симбиоз
А) климатическим Б) орографическим (рельеф) В) геологическим
4. Крымский эдельвейс (ясколка Биберштейна) в естественных условиях встречается только в Крыму. Такой вид называют:
А) эндемиком Б) убиквистом В) эврибионтом Г) космополитом.
А) абиотические Б) биотические В) антропогенные Г) физические
6. Представьте, что нижеперечисленные живые существа входят в состав одной из пищевых цепей биогеоценоза. Кто из них является первым звеном этой цепи?
А) кузнечики Б) змеи В) растения Г) гнилостные бактерии
7. Назовите одну из основных причин, по которой большинство пищевых цепей содержит небольшое (не более 3—5) число звеньев.
А) ограниченное число видов организмов, входящих в состав биогеоценозов
Б) большие потери полезной энергии в цепях питания
В) небольшая продолжительность жизни представителей отдельных звеньев пищевых цепей
Г) формирование пищевой сети из нескольких пищевых цепей
8. Разница между рождаемостью и смертностью:
А) прирост + Б) численность В) удельная рождаемость Г) удельная смертность.
9. По правилу Уоллеса
А) видовое разнообразие увеличивается по мере движения от полюса к экватору +
Б) видовое разнообразие увеличивается при движении с востока на запад
В) видовое разнообразие увеличивается при движении к полюсам;
Г) видовое разнообразие на всем пространстве биосферы приблизительно одинаково.
10. Восстановление нарушенных земель, называется:
А) мелиорацией Б) рекультивацией В) деградацией Г ) демеркуризацией.
11. Международная Красная книга создана:
А) ООН Б) ЮНЕСКО В) ЮНЕП Г) МСОП.
12. К невозобновимым ресурсам относятся:
А) лесные ресурсы Б) животный мир В) полезные ископаемые Г) солнечная энергия.
13. Тепло, свет, электромагнитные поля, шум относятся к загрязнению:
А) биологическому Б) геологическому В) химическому Г) физическому.
14. Искусственная экосистема, возникшая в процессе сельскохозяйственной деятельности человека, называются:
А) агротоп Б) агросоюз В) агроэкосистема Г) антропоэкосистема.
15. Международное агентство по атомной энергетике:
А) ФАО Б) ЮНЕП В) МСОП Г) МАГАТЭ.
16. Кольцевание птиц применяется для изучения:
А) способов гнездования Б) рациона питания В) путей миграции
Г) интенсивности обмена веществ.
17. Сфера разума, согласно работам В. И. Вернадского, – это:
А) ноосфера Б) биосфера В) гидросфера Г) литосфера
18. Вегетарианство привлекательно с экологической точки зрения потому, что:
А) растительная пища более вкусная, чем животная;
Б) белки, жиры и углеводы растительного происхождения более калорийны, чем животные;
В) на производство 1 калории растительного происхождения в экосистемах затрачивается в несколько раз меньше энергии, чем для животной пищи;
Г) растительная пища содержит больше витаминов и микроэлементов, чем животная
19. Животные, имеющие постоянную температуру тела, называются:
А) пойкилотермными Б) гомойотермными В) гидротермными Г) ксеротермными
20. Основоположник биогеохимии, создавший учение о биосфере:
А) Э. Зюсс Б) В. И. Вернадский в) В. Н. Сукачёв Г)Э. Геккель.
21. Концентрационная функция живого вещества биосферы заключается:
А) в разложении и минерализации органического вещества
Б) в избирательном накоплении атомов химических элементов
В) в способности переносить массы вещества на значительные расстояния
Г) в создании благоприятных условий среды обитания.
22. Снижение плодородия называется:
А) рекультивация почв Б) деградация почв В) дегазация почв
Г) дезактивация почв.
23. К какой функциональной группе организмов в биоценозе относятся насекомые – опылители?
А) продуценты Б) консументы I порядка В) консументы II порядка Г ) редуценты
24. Численность популяции из года в год остается примерно постоянной, потому что:
А) каждый год погибает примерно одинаковое количество особей Б) организмы размножаются более интенсивно при меньшей плотности и менее интенсивно при большей плотности
В) организмы прекращают размножение после того, как численность популяции превысит средний уровень
Г) Г) различные факторы среды сдерживают репродуктивный потенциал популяции.
25. В пищевых цепях обычно не более шести звеньев, потому что:
А) ресурсы ограничены Б) в каждом звене теряется большое количество энергии В) хищники не могут питаться хищниками Г) верны все ответы.
Ответы: 1А), 2Г), 3В), 4Г), 5А), 6В), 7Б), 8А), 9А), 10Б), 11Г), 12В), 13Г), 14В), 15Г), 16В), 17А), 18В), 19Б), 20Б), 21Б), 22Б), 23Б), 24Г), 25Б)