откуда в сознании возникает то чего нет в жизни

сознание, его происхождение и сущность

Сознание, происхождение и сущность (лекция)
Цель публикации – освежить некоторые фундаментальные положения диалектического материализма, которые, чувствуется, довольно прочно подзабыты, судя по некоторым досадным промахам в статьях и комментариях на сайте РУСО.
Происхождение сознания.

Всё сущее – результат развития потенций, имеющихся в глубинах материи (природы). Что является источником развития сознания?

Материя имеет атрибуты, то есть формы своего существования, неотъемлемые свойства, которые существуют объективно, материальны и постоянно развиваются вместе с ней. К настоящему времени известны атрибуты материи – пространство, время, движение и атрибутивное свойство – отражение. Именно развитие (вместе с материей) этого свойства в определенных условиях порождает сознание. Как это произошло?

Мир – единое целое, в котором все составляющие в той или иной степени взаимодействуют друг с другом. При взаимодействии некоторых предметов, объектов происходит временное или постоянное закрепление некоторых элементов, черт одного предмета во внутренней структуре другого. Этот феномен и получил название «отражение». (Не путать с зеркальным отражением, это просто физический эффект, внутренняя структура не меняется).

— формы проявления отражения зависят от степени развития и структуры взаимодействующих объектов. Чем сложнее материальные системы, тем многообразнее проявления отражения;

— отражение имеет избирательный и активный характер, не всё реагирует со всем. Исторически активность и избирательность возрастают;

— отражение имеет системный характер, что обусловлено системной организацией мира. Высшие формы отражения включают в себя низшие, но не сводятся к ним.

Несколько примеров. На срезах камня по силовым линиям можно увидеть, как исторически менялись магнитные полюса земли. Твердость алмаза обусловлена давлением, которое углерод закрепил во в своей внутренней структуре. При столкновении тел меняется векторная направленность движения и пр.

Биологическое отражение. Зарождение жизни и развитие живых организмов порождает качественно новые формы отражения, которые служат залогом выживаемости. Большое значение приобретает адекватность отражения. Начинают формироваться специальные органы отражения – нервные окончания, нервные клетки, нервная система.

Основные формы биологического отражения:

Сознание. Отражение социально организованной материи.

Материальный носитель – человеческий мозг (не менее 1000 куб см.), вторая сигнальная система. Это свойство человека реагировать на предметные и речевые сигналы, создание идеальных (мысленных, не имеющих физических параметров) образов. Идеальное – это есть материальное, пересаженное в человеческую голову и преобразованную в ней. – Маркс.

Зарождение сознания – процесс длительный, сложный, многофакторный. По современным данным, процесс антропосоциогенеза продолжался более миллиона лет. Суть антропосоциогенеза – постепенная трансформация животной жизнедеятельности в трудовую, стада – в коллектив, формирование языка и, как результат, зарождение сознания.

Для появления сознания необходимо наличие предпосылок: а) биологические – первобытное стадо, развитая орудийная деятельность, дифференцированная звуковая сигнализация (протоязык), усложнение 2-й сигнальной системы (мозга), соответствующие природные условия; б) социальные – трудовая деятельность, включение в развитый социум (воспитание и обучение).

Сознание может появиться только в социуме, в общении с себе подобными. Пример – описано более 500 случаев детей-маугли, которые, выживая в сообществах животных, не могут стать полноценными людьми. СО-ЗНАНИЕ, совместное знание.

Творческий характер сознания. Ленин – «Сознание не только отражает объективный мир, но и творит его». Здесь требуется пояснение. Слово «творит» в данном контексте не совсем удачное, так как оставляет место для разных толкований. Точнее было бы сказать «преобразует». Каким образом? Манипулируя в голове мысленными образами отраженной действительности, человек мысленно придает им формы приемлемые для себя, которые затем овеществляет в трудовой деятельности.

Язык и сознание. Сознание немыслимо без языка. Почему? Сознание, в силу идеальности, само себя выразить не может, поэтому нужен материальный носитель. Таким носителем является язык. Сознание ОТРАЖАЕТ, язык ВЫРАЖАЕТ. В качестве языка может быть любая система материальных знаков – слово, жест, мимика, запах… все, что угодно, лишь бы знак мог восприниматься ощущениями. Язык выполняет функции общения (коммуникативную), хранения и передачи информации, развития мышления, культуры личности. Роль языка исключительно велика. Не зря современные властители в первую очередь бьют по языку – происходит ограничение социальности, следовательно, одичание в самом прямом смысле. Гаджеты для современной молодежи заменили бусы для туземцев, результат тот же.

Изуродованный, грубый язык в силу обратной связи уродует в такой же степени сознание, дикарями легче управлять.

Еще вопрос – сознание не материально, но существует ли оно реально? Да, но это субъективная реальность. Сон вполне реален, но его нельзя сфотографировать, так это субъективная реальность.

Опережающее отражение действительности.

Звучит парадоксально – как можно отражать то, чего нет? В жизни много парадоксов!

Концепция выдвинута и обоснована академиком-физиологом Анохиным П.К. в 1962 году в статье «Опережающее отражение действительности». Редкая по теоретической красоте статья (Имеется в интернете).

Феномен появляется вместе с зарождением жизни, ростом активности отражения, служит залогом выживаемости и развития живых систем. Простой пример. Осень, облетают листья, скоро будет снег, холод. Откуда мы это знаем? Повторяющиеся цепочки событий фиксируются в голове, когда наступило первое событие, легко можно предсказать последующие в силу высокой скорости прохождения нервных процессов.

В обществе опережающее отражение играет основополагающую роль. Лежит в основе целеполагания, прогнозирования, организации всей общественной жизни… Маленькая реплика – при условии АДЕКВАТНОСТИ отражения. В данном случае, понятия отражение и познание тождественные.

На этом закончим. Проблема сознания из разряда вечных и бесконечных, но ряд основополагающих блоков проблемы, на мой взгляд, затронуты.

Общественное бытие и общественное сознание.

Понятие «общественное бытие» было впервые использовано К.Марксом: «Сознание никогда не может быть чем-либо иным, как осознанным бытием, а бытие есть реальный процесс их жизни».

Философский анализ социальной формы движения требовал материалистического решения основного вопроса философии применительно к обществу. Что и было сделано. «Не сознание людей определяет их бытие, а наоборот, их общественное бытие определяет их сознание». Эта формула и служит путеводной звездой при изучении общества.

Но не все так однозначно. В обществе материальное и духовное настолько переплетены, что разделить их практически невозможно. Как определить, что, является ведущим, а что ведомым, почему ОБ определяет ОС, а не наоборот? У человека имеются объективные, от него независящие потребности – в пище, жилье, общении и пр., которые он должен удовлетворять, независимо от своей воли и желания. Каким образом? Переработка вещества природы в формы, пригодные для потребления. Этот процесс взаимодействия с природой именуется трудом, или шире, системой материального производства, деятельности, которая В КОНЕЧНОМ СЧЕТЕ в силу объективности и материальности определяет жизнь всего общества. Подчеркиваем – только в конечном счете, потому что в реальной жизни появляются отношения, процессы, которые к материальному производству не имеют ни малейшего отношения.

ОБ – сложная, взаимосвязанная, противоречивая, динамическая система, вся наша жизнь во всех ее проявлениях – отношения к природе, к другим людям, государству, общественным институтам и пр.

ОС возникает как отражение, осознание ОБ, при этом включается как духовное средство во все стороны общественной жизни. ОС начало формироваться с эпохи разделения труда на умственный и физический. Постепенно приобретая всё большую относительную самостоятельность по отношению к ОБ. Это выражается в:

— ОС обладает собственными законами развития, прямо не связанными с ОБ;

— в ОС могут происходить изменения и появляться новые элементы (подсистемы) не санкционированные изменениями в ОБ;

— ОС оказывает обратное влияние на ОБ, чем более развито общество, тем сильнее это воздействие. Очень важно! Существует исторически меняющаяся мера, граница этого воздействия, через которую ОС, будучи отражением ОБ, переступить не может в принципе.

— в целом ОС всегда соответствует ОБ (существует закон соответствия ОС ОБ), но отдельные элементы типа науки, политики, идеологии могут оказывать революционизирующее или тормозящее влияние на жизнь общества, могут даже его уничтожить, при этом подписав смертный приговор и себе. Что и произошло у нас в настоящее время.

ОС, отражая очень сложную, противоречивую структуру ОБ, приобретает не менее сложную и противоречивую собственную структуру. Многогранность ОС порождена многогранностью социальной практики.

Структура общественного сознания.

а) обыденный или эмпирический. Отражает повседневную жизнь общества, непосредственные нужды и потребности людей. На этом уровне формируются производственные навыки, формы и способы общения. Приобретается багаж традиционных знаний, предрассудков, верований. На этом уровне широко распространяются слухи, сплетни, отсутствует критическое восприятие.

Ведущая черта этого уровня – действительность воспринимается на уровне явлений, простой фиксации фактов, с поверхностным обобщением, без проникновения в сущность;

б) теоретический уровень – проникновение в сущность, познание скрытых закономерностей. Формируется как научно обоснованная система взглядов.

Эти уровни взаимосвязаны, подвижны, четкой границы между ними нет. Реально почти каждый человек является носителем и бытовых и теоретических знаний.

Социально-исторические типы ОС.

Обычно выделяют по формационному признаку, но можно рассматривать существенные особенности ОС переходного общества и переживающего период деградации. Примеры требуются?

Форма ОС более-мене глубокое отражение какой-либо части общественной жизни. К формам ОС относятся: политика, право, философия, мораль, искусство, религия. Формы ОС различаются по содержанию (что отражается?), по способу отражения (как отражается?), по функциям (роли в практике).

Каждая форма ОС представляет сложный комплекс материально-духовных явлений, занимает ощутимое (не всегда оправданное место в жизни общества).

а) общественная психология. Проявляется в обычаях, нравах, интересах, социальных привычках, мнениях, авторитетах, заблуждениях и пр. Особенность – плотно включена во все сферы деятельности. Отдельные группы людей, выделенные по различным основаниям – пол, возраст, род занятий, положение в обществе, находящиеся в определенных природных условиях имеют специфические групповые психологические черты. Единые психологические черты, способствуют консолидации группы, нации, класса…

б) общественная идеология. Генетически связана с общественной психологией. Но это уже теоретически оформленная борьба за коренные интересы больших социальных классов, групп. Формируется, в отличие от стихийной психологии, сознательно, на научной основе. Идеология вырабатывает лозунги, определяет политические приоритеты, нацеливает на активные действия.

Идеология сознательно вырабатывает механизмы управления психологии масс, использует приемы манипулирования и прямого зомбирования.

ОС включает в себя социально-психологические элементы:

— эмоционально-волевые явления, настроения. чувства, выражающие общее отношение к действительности. Сейчас формируются сознательно и целенаправленно. Включают в себя общественные настроения, моду, слухи…

Достижения современной социологии, социальной психологии, дали реальную возможность, воздействуя на «болевые» точки, манипулирования большими массами людей.

Мы имеем арсенал противодействия?

Лукичев В.А. Благовещенск-на-Амуре 2019г. октябрь

Источник

Загадки сознания: где, когда и почему оно зарождается?

Теория интегрированного сознания Джулио Тонони может дать ответы на самые запутанные вопросы нейронауки

Может ли лобстер чувствовать боль так же, как вы или я?

Мы знаем, что у них такие же болевые рецепторы, которые заставляют нас вздрагивать или плакать, когда нам больно. И они ведут себя так, будто чувствуют что-то неприятное. Например, когда шеф-повар бросает их в кипящую воду, они дергают хвостами, словно в агонии.

Но действительно ли они «осознают» это ощущение? Или это просто рефлекс?

Когда вы или я что-то делаем, наш разум наполняется сложным сознательным опытом. Однако мы не можем просто предположить, что то же самое происходит с животными — особенно теми, у кого мозг отличается от человеческого. Вполне возможно — некоторые ученые даже утверждают, что вероятно, — что у такого существа, как лобстер, нет какого-либо внутреннего опыта, сравнимого с богатым миром в нашей голове.

«Гораздо более вероятно, что собака — которая ведет себя очень похоже на нас и у которой не слишком отличающиеся от нас тело и мозг, — видит и слышит вещи почти как мы, — говорит Джулио Тонони, невролог из Висконсинского университета. — Но когда речь идет о лобстере, трудно что-то прогнозировать».

Вопрос о том, сознателен ли мозг, совершенно не похожий на человеческий, — лишь одна из многих загадок, возникающих, когда ученые начинают думать о сознании. Когда в мозгу впервые появляется осознание нашего собственного существа? Почему оно такое? И смогут ли компьютеры когда-нибудь достичь такой же внутренней жизни?

Возможно, Тонони нашел решение этих загадок. Его «теория интегрированной информации» — одна из самых захватывающих теорий сознания, появившихся за последние несколько лет, и хотя она еще не доказана, некоторые проверяемые гипотезы могут вскоре дать ответ.

Тонони говорит, что его увлечение возникло в подростковом возрасте с «типично юношеским» увлечением этикой и философией. «Я понял, что понимание того, что такое сознание и как оно возникло, имеет решающее значение для понимания нашего места во Вселенной и того, как нам быть с нашей жизнью», — говорит он.

В том возрасте он не знал, как лучше всего искать ответы на эти вопросы — при помощи математики? Или философии? — но он в конечном итоге остановился на медицине. И клинический опыт помог его молодому разуму. «В непосредственном контакте с неврологическими и психотическими случаями действительно есть что-то особенное, — говорит он. — Вы видите, что происходит с пациентами, когда они теряют сознание или теряют компоненты сознания, и это трудно представить, если вы не видели, как это на самом деле происходит».

Свою репутацию он заработал одной из новаторских работ о сне — менее противоречивом поле. «В то время никто даже не говорил о сознании», — вспоминает он. Но Тонони продолжал размышлять над этим вопросом и в 2004 году опубликовал первое описание теории, которую впоследствии расширил и развил.

Она начинается с набора аксиом, которые определяют, что такое сознание на самом деле. Тонони считает, что любой сознательный опыт должен быть структурирован — посмотрев вокруг, вы сможете различить положение объектов относительно друг друга. Он также специфичен и «дифференцирован» — опыт различается в зависимости от конкретных обстоятельств, то есть существует огромное количество возможных переживаний. И еще он интегрирован. Если вы посмотрите на красную книгу на столе, то ее форма, цвет и расположение объединяются в один сознательный опыт, хотя первоначально они обрабатываются в мозге по отдельности. Мы даже объединяем информацию из множества разных источников — то, что Вирджиния Вулф назвала «непрерывным потоком бесчисленных атомов», — в единый смысл «здесь и сейчас».

Основываясь на этих аксиомах, Тонони предлагает идентифицировать сознание человека (или животного, или даже компьютера) на уровне «информационной интеграции», которая возможна в мозге (или процессоре). Согласно его теории, чем больше информации передается и обрабатывается между множеством различных компонентов, чтобы сформировать этот единый опыт, тем выше уровень сознания.

Возможно, лучший способ понять, что это означает на практике, — сравнить зрительную систему мозга с цифровой камерой. Камера фиксирует свет, попадающий на каждый пиксель датчика изображения, — и это огромное количество информации. Но пиксели не «разговаривают» друг с другом и не делятся информацией: каждый из них независимо записывает крошечную часть картины. А без этой интеграции у камеры не может быть богатого сознательного опыта.

Как и цифровая камера, сетчатка человека содержит множество датчиков, которые первоначально фиксируют небольшие элементы картины. Но эти данные затем передаются и обрабатываются во многих областях мозга. Некоторые области работают с цветом, адаптируя необработанные данные для определения уровня освещенности, чтобы мы могли распознавать цвета в самых разных условиях. Другие изучают контуры, например, предполагают, что части объекта могут быть заслонены — например, если чашка кофе стоит перед книгой, — но вы все равно осознаете форму предмета целиком. Затем эти области будут делиться информацией, передавая ее далее вверх по иерархии, чтобы объединить различные элементы — и сформировать сознательный опыт всего, что находится перед нами.

То же самое касается воспоминаний. В отличие от библиотеки фотографий с цифровой камеры, мы не храним каждый опыт отдельно. Они объединены, чтобы сформировать осмысленное повествование. Каждый раз, когда мы переживаем что-то новое, оно интегрируется с предыдущей информацией. Вот почему вкус печенья может вызвать воспоминания из далекого детства — это все часть нашего сознательного опыта.

По крайней мере, такова теория — и она согласуется со многими наблюдениями и экспериментами в медицине.

В одном исследовании, опубликованном в 2015 году, изучался мозг участников под различными формами анестезии, включая пропофол и ксенон. Чтобы получить представление о способности мозга интегрировать информацию, команда применила магнитное поле над головой, чтобы стимулировать небольшую область коры — стандартная неинвазивная техника, известная как трансчерепная магнитная стимуляция (TMS). В обычном состоянии у человека наблюдается сложная волна активности, когда мозг реагирует на TMS множеством различных областей, что Тонони считает признаком информационной интеграции между различными группами нейронов.

Но мозг людей, получавших пропофол и ксенон, не показал такой реакции — генерируемые мозговые волны были намного проще по форме по сравнению с активностью бодрствующего мозга. Изменяя уровни важных нейротрансмиттеров, анастезия, по-видимому, «сломала» информационную интеграцию мозга — и это соответствовало полному отсутствию сознания участников во время эксперимента. Их внутренний опыт оказался пустотой.

В качестве дальнейшего сравнения команда также рассмотрела участников под действием кетамина. Хотя из-за препарата человек перестает реагировать на окружающий мир, пациенты часто рассказывают о сумасбродных видениях, в отличие от чистой «пустоты», испытываемой под действием пропофола или ксенона. Конечно же, команда Тонони обнаружила, что реакция на TMS была гораздо более сложной, чем под другими анестетиками, отражая измененное сознание. Люди были отключены от внешнего мира, но их разум был очень активен во время бреда, вызванного препаратом.

Тонони обнаружил схожие результаты при изучении разных стадий сна. Во время медленного сна, в котором реже бывают сновидения, реакция на TMS была менее сложной, а во время быстрого сна, который часто совпадает с сознанием сновидений, информационная интеграция оказалась выше.

Он подчеркивает, что это не «доказательство» его теории, а показатель того, что он движется в правильном направлении. «Если бы мы получили противоположный результат, это было бы проблемой».

Теория Тонони также совпадает с опытом людей с различными формами повреждения мозга. Мозжечок, например, представляет собой ореховидную розовато-серую массу в основании мозга, и его главная обязанность — координировать наши движения. В нем содержится в четыре раза больше нейронов, чем в кортексе, внешнем слое мозга, — это примерно половина от общего числа нейронов во всем мозге. Но несмотря на то, что у некоторых людей нет мозжечка (либо потому, что они родились без него, либо потеряли из-за повреждения мозга), они сохраняют способность к сознательному восприятию и ведут относительно долгую и «нормальную» жизнь без потери сознания.

Эти случаи ничего бы не значили, если бы считалось, что для создания сознательного опыта нужно просто огромное количество нейронов. В соответствии с теорией Тонони, обработка информации мозжечком в основном происходит локально, без обмена и интеграции сигналов, что означает, что мозжечок играет в сознании минимальную роль.

Измерения реакции мозга на TMS также, по-видимому, говорят о том, что пациенты сохраняют сознание в некоммуникативном и вегетативном состоянии — открытие с потенциально глубокими клиническими применениями.

Конечно, громкие заявления требуют больших доказательств, и существует не так много научных вопросов глубже, чем тайна сознания.

Методы Тонони предлагают очень приблизительный расчет информационной интеграции мозга — и чтобы действительно доказать ценность его теории, потребуются более сложные инструменты, которые могут точно измерять обработку информации в любом виде мозга.

Дэниел Токер, нейробиолог из Калифорнийского университета в Беркли, говорит, что идея о необходимости информационной интеграции для сознания очень «интуитивна» для других ученых, но требуется гораздо больше доказательств. «Это интересная идея, но почти полностью не проверенная», — говорит он.

Все сводится к математике. Используя старые технологии, время, затрачиваемое на измерение информационной интеграции в сети, увеличивается «в геометрической прогрессии» по сравнению с числом рассматриваемых узлов — что означает, что даже при использовании наилучшей технологии вычисления могут длиться дольше, чем жизнь Вселенной. Но Токер недавно предложил оригинальный способ сокращения этих вычислений до пары минут. Он проверял его при помощи макак. Это может быть одним из первых шагов к тому, чтобы поставить теорию на более прочную экспериментальную основу. «Мы действительно находимся на ранних стадиях всего этого», — говорит Токер.

Только тогда мы сможем ответить на действительно важные вопросы, такие как сравнение сознания различных типов мозга. По мнению Токера, даже если теория Тонони не подтвердится, она подстегнет других нейробиологов задуматься над вопросами сознания более математически — что может вдохновить будущие теории.

А если теория информационной интеграции окажется верной, это будет переломным моментом, и последствия выйдут далеко за пределы нейробиологии и медицины. Доказательство наличия сознания у такого существа, как лобстер, может, например, повлиять на борьбу за права животных.

Также мы могли бы получить ответы на давние вопросы об искусственном интеллекте. Тонони утверждает, что сегодняшняя базовая архитектура компьютеров, основанная на сети транзисторов, — исключает необходимый уровень интеграции информации, необходимый для появления сознания. Поэтому, даже если их можно запрограммировать вести себя, как человек, у них никогда не будет нашей богатой внутренней жизни.

«Существует мнение, что рано или поздно компьютеры могут быть когнитивно столь же хороши, как мы, — не только в таких задачах, как игра в Го и шахматы, распознавание лиц или вождение автомобилей, но и во всем, — говорит Тонони. — Но если теория интегрированной информации верна, компьютеры могут вести себя точно так же, как вы и я, — с ними можно [даже] пообщаться с таким же или даже большим удовольствием, чем с вами или со мной, — и все же в буквальном смысле там ничего нет». Опять же, вопрос сводится к тому, возникает ли разумное поведение из сознания — и теория Тонони предполагает, что это не так.

Он подчеркивает, что это не просто вопрос вычислительной мощности или вида используемого программного обеспечения. «Физическая архитектура всегда более или менее одинакова, и это не всегда способствует сознанию». Так что, к счастью, моральные дилеммы, которые можно увидеть в таких сериалах, как «Люди» и «Мир Дикого Запада», могут никогда не стать реальностью.

Это может даже помочь нам понять, как мы взаимодействуем друг с другом. Томас Мэлоун, директор Центра коллективного разума Массачусетского технологического института и автор книги «Суперразум» (Superminds), недавно применил эту теорию к командам людей — в лаборатории и в реальном мире, включая редакторов статей в Википедии. Он показал, что оценки интегрированной информации, которой обмениваются члены команды, могут предсказать эффективность работы группы по различным задачам. Хотя концепция «группового сознания» может показаться натянутой, он считает, что теория Тонони помогает понять, почему большие группы людей иногда начинают думать, чувствовать, помнить, принимать решения и реагировать как единое целое.

Он предостерегает, что это в большей степени спекуляция: прежде всего нам нужно убедиться, что интегрированная информация служит признаком сознания человека. «Но я думаю, что очень интересно рассмотреть, что это может означать для вероятности появления группового сознания».

На данный момент мы все еще не можем быть уверены в том, сознательны или нет лобстер, компьютер или даже общество, но в будущем теория Тонони может помочь нам понять «умы», которые кардинально отличаются от наших собственных.

Интересная статья? Подпишитесь на наш канал в Telegram, чтобы получать больше познавательного контента и свежих идей.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *