отец павел флоренский биография
Павел Флоренский
Павел Флоренский родился 9 января в местечке Евлах Елизаветпольской губернии (ныне Азербайджан).
В 1899 году окончил 2-ю Тифлисскую гимназию и поступил на физико-математический факультет Московского университета. В университете знакомится с Андреем Белым, а через него с Брюсовым, Бальмонтом, Дм. Мережковским, Зинаидой Гиппиус, Ал. Блоком. Печатается в журналах «Новый путь» и «Весы». В студенческие годы увлёкся учением Владимира Соловьёва и архимандрита Серапиона (Машкина).
По окончании университета, по благословению епископа Антония (Флоренсова), поступает в Московскую духовную академию, где у него возникает замысел сочинения «Столп и утверждение истины», которую он завершил к концу обучения (1908) (удостоен за эту работу Макариевской премии). В 1911 принимает священство. В 1912 году назначается редактором академического журнала «Богословский вестник» (1908).
С 1916 по 1925 годы П. А. Флоренский написал ряд религиозно-философских работ, включая «Очерки философии культа» (1918), «Иконостас» (1922), работает над воспоминаниями. В 1919 году П. А. Флоренский пишет статью «Обратная перспектива», посвящённую осмыслению феномена данного приёма организации пространства на плоскости как «творческого импульса» при рассмотрении иконописного канона в ретроспективном историческом сопоставлении с образцами мирового искусства, наделёнными свойствами таковой; в числе прочих факторов, прежде всего указывает на закономерность периодического возврата к применению художником обратной перспективы и отказа от неё сообразно духу времени, историческим обстоятельствам и его мировоззрению и «жизнечувствию».
Наряду с этим он возвращается к занятиям физикой и математикой, работая также в области техники и материаловедения. С 1921 года работает в системе Главэнерго, принимая участие в ГОЭЛРО, а в 1924 году выпускает в свет большую монографию о диэлектриках. Его научную деятельность поддерживает Лев Троцкий, нагрянувший однажды в институт с визитом ревизии и поддержки, что, возможно, в будущем сыграло в судьбе Флоренского роковую роль.
В 1922 году он издал за свой счёт книгу «Мнимости в геометрии», в которой при помощи математических доказательств пытался подтвердить геоцентрическую картину мира, в которой Солнце и планеты обращаются вокруг Земли, и опровегнуть гелиоцентрические представления об устройстве Солнечной системы, утвердившиеся в науке со времён Коперника. В этой книге Флоренский доказывал также существование «границы между Землей и Небом», располагавшейся между орбитами Урана и Нептуна.
Летом 1928 года его сослали в Нижний Новгород, но в том же году, по хлопотам Е. П. Пешковой, вернули из ссылки и предоставили возможность эмигрировать в Прагу, однако Флоренский решил остаться в России. В начале 1930-х годов против него была развязана кампания в советской прессе со статьями разгромного и доносительского характера.
10 февраля 1934 года он был направлен в Сковородино (Рухлово) на опытную мерзлотную станцию. Здесь Флоренский проводил исследования, которые впоследствии легли в основу книги его сотрудников Н. И. Быкова и П. Н. Каптерева «Вечная мерзлота и строительство на ней» (1940).
17 августа 1934 года Флоренский был помещён в изолятор лагеря «Свободный», а 1 сентября 1934 года отправлен со спецконвоем в Соловецкий лагерь особого назначения.
15 ноября 1934 года он начал работать на Соловецком лагерном заводе йодной промышленности, где занимался проблемой добычи йода и агар-агара из морских водорослей и запатентовал более десяти научных открытий.
25 ноября 1937 года особой тройкой НКВД Ленинградской области он был приговорён к высшей мере наказания и расстрелян.
Похоронен в общей могиле расстрелянных НКВД под Ленинградом («Левашовская пустошь»).
Реабилитирован 5 мая 1958 года (по приговору 1933 г.) и 5 марта 1959 года (по приговору 1937 г.)
Семья Павла Флоренского:
В 1910 г. женился на Анне Михайловне Гиацинтовой (1889-1973). У них было пять детей: Василий, Кирилл, Михаил, Ольга, Мария.
Павел Васильевич Флоренский (р. 1936 г.), профессор Российского университета нефти и газа, академик Международной славянской академии наук, искусств и культуры, академик Российской академии естественных наук, член Союза писателей России, руководитель Экспертной группы по чудесам при Синодальной богословской комиссии РПЦ.
Павел Флоренский
21 января 1882 года родился Павел Флоренский, религиозный философ и учёный.
Личное дело
Павел Александрович Флоренский (1882-1937) родился в местечке Евлах Елизаветпольской губернии (ныне Азербайджан). Отец Александр Иванович Флоренский, несмотря на то, что род его происходил от русского духовенства, сам был светским образованным человеком, утратившим связи с церковью. Работал инженером на строительстве Закавказской железной дороги. Мать — Ольга (Саломэ) Павловна Сапарова принадлежала к старинному и знатному роду карабахских армян. У Павла было два брата и четыре сестры. В семье любили читать Пушкина, Лермонтова, Диккенса, Шекспира, Гете. С увлечением слушали музыку Баха, Гайдна, Моцарта, Бетховена, романсы Шуберта и Глинки. «Только это и есть настоящая музыка, – закрепилось во мне с самого детства», – вспоминал Флоренский.
В семье сложилась весьма специфическая религиозная ситуация: отец относился к русской православной церкви, а мать — к армяно-григорианской церкви, в связи с чем, во избежание конфликтов, в семье религиозные и церковные вопросы не поднимались и не обсуждались. Как вспоминал сам Флоренский, «о религии у нас никогда не говорилось ни слова, ни за, ни против, ни даже повествовательно».
Мальчик очень рано обнаружил исключительные способности к математике. Во время учебы во 2-й Тифлисской гимназии он увлекся физикой, геологией, астрономией, математикой, иностранными языками. Завел тетради «Экспериментальные исследования» (как это делал Фарадей) и заносил в них наблюдения над природой, геологические, минералогические и археологические сведения, свои опыты и мысли. Самостоятельно изучал законы Ньютона, теории относительности и магнетизма, при этом сам изготовлял инструменты и приборы для опытов.
Окончив гимназию с золотой медалью, Флоренский в 1899 году поступил на физико-математический факультет Московского университета. Еще в годы студенчества его интересы охватывают философию, религию, искусство, фольклор. Он входит в круг молодых участников символистского движения, завязывает дружбу с Андреем Белым, а через него с Брюсовым, Блоком, Бальмонтом, Мережковским и Гиппиус. В студенческое время появляются первые научные работы Флоренского — «О символах бесконечности» (1904) и «Об одной предпосылке мировоззрения» (1904), опубликованные в символистских журналах «Новый путь» (№9, 1904) и «Весы» (№9, 1904) — работы, одновременно затрагивающие как философскую, так и научную — математическую сферы знания, объединение которых станет одним из важнейших принципов выстраиваемой им в дальнейшем единой философской системы.
Несмотря на то, что Флоренский воспитывался вне религиозной традиции, в юности под влиянием статей Льва Толстого у него появился интерес к христианству. В студенческие годы он увлекся учением Владимира Соловьева и архимандрита Серапиона (Машкина). В итоге по окончании университета Флоренский отклонил предложение остаться при кафедре математики, и поступил в Московскую духовную академию.
Первые издания книги вышли в 1908 и в 1912 годах; защищенная в 1914 году диссертация была издана в дополненном виде. Впоследствии она была преобразована в трактат «Столп и утверждение истины. Опыт православной теодицеи» (1924). Труд был одобрен церковно-учебной администрацией. Это произведение Флоренского сразу было воспринято как значительное литературно-духовное явление, и вызвало многочисленные отклики и полемику — от восторженного признания до достаточно жесткой критики. Он был удостоен за нее престижной Макариевской премии.
В 1910 году Флоренский женился на Анне Михайловне Гиацинтовой – девушке из Рязанской губернии, обучавшейся на Московских женских курсах. После окончания Академии Флоренский остается в ней преподавателем философских дисциплин, а в 1911 году принимает священство. В 1912 году назначается редактором академического журнала «Богословский вестник».
С того же 1912 года начал служить в церкви Убежища сестер милосердия Красного Креста в Сергиевом Посаде.
В эти годы Флоренский активно общается и сотрудничает с ярчайшими представителями эпохи «Серебряного века», среди которых С. Н. Булгаков, В. Ф. Эрн, Е. Н. Трубецкой, М. А. Новоселов, В. В. Розанов, Ф. Д. Самарин, Л. А. Тихомиров, А. Ф. Лосев; принимает активное участие в работе московских философских православных кружков — «Обществе памяти Вл.С.Соловьева» и «Кружке ищущих христианского просвещения», более известном как «Новоселовский кружок».
Революцию Флоренский воспринял как свидетельство приближения апокалипсиса и в этом смысле метафизически приветствовал ее, но философски и политически он все более склонялся к теократическому монархизму. В это время он сближается с Василием Розановым и становится его духовником, требуя отречения от всех еретических трудов. Розанов называл его «Паскалем нашего времени» и «вождем молодого московского славянофильства».
Когда советская власть начала отбирать у церкви ее собственность, Флоренский пытался выступать в защиту ключевых православных храмов, в том числе Троице-Сергиевой лавры. Он старался убедить власти, что лавра — величайшая духовная ценность и не может сохраниться как мертвый музей. Флоренский вошел в комиссию, занимавшуюся охраной памятников искусства Троице-Сергиевой Лавры. Он занимает должность ученого секретаря Комиссии, становится главным хранителем ризницы Лавры, а также разрабатывает специальную методику эстетического анализа и описания предметов древнего искусства. Благодаря работе комиссии, в которую входило еще несколько именитых священников и знатоков культуры, удалось описать огромный фонд артефактов монастыря. Также комиссия не позволила разграбить хранившееся в Лавре национальное и церковное достояние.
Несмотря на тяготы, вызванные революцией и гражданской войной, Флоренский продолжал писать новые теоретические работы. В 1918 году он закончил «Очерки философии культа», в 1922-м – «Иконостас». Последняя работа была написана в связи с тем, что в начале 1920-х годов в стране началась кампания по уничтожению икон и вскрытию мощей. Флоренский пытался противостоять этому варварству. В работе «Иконостас», посвященной глубинному метафизическому и онтологическому содержанию иконы, он подробно описал духовную связь между мощами и иконами. Похожей по смыслу была публикация «Обратная перспектива». В этих произведениях богослов отстаивал общекультурное превосходство иконописи над светской живописью.
В 1921 году церковь Убежища сестер милосердия Красного Креста в Сергиевом Посаде, в которой служил Флоренский, была закрыта.
Флоренский, имевший физико-математическое образование, становится сотрудником нескольких советских научно-исследовательских учреждений и делает целый ряд серьезных научных открытий. В 1920 году, в связи с планом ГОЭРЛО, он был привлечен к научно-исследовательской работе в системе Главэлектро ВСНХ, где становится старшим научным сотрудником Комитета электрификации СССР и членом Карболитной комиссии ВСНХ.
В 1921 году он был избран профессором Высших художественно-технических мастерских (ВХУТЕМАС) по кафедре «Анализ пространственности в художественных произведениях» на печатно-графическом факультете, где с 1921 по 1927 год читал лекции по теории перспективы.
В 1924 году Флоренский выпускает фундаментальный научный труд «Диэлектрики и их техническое применение», имеющий важное научное значение, а с 1927 года становится главным редактором «Технической энциклопедии», для которой подготавливает около 150 собственных статей. Его научную деятельность поддерживал Лев Троцкий, что, возможно, сыграло в судьбе Флоренского роковую роль.
В этот же период он пишет книги «Мнимости в геометрии» и «У водоразделов мысли».
Научно-философский труд «Мнимости в геометрии» с собственными иллюстрациями Флоренский издает за свой счет в 1922 году. В этой книге при помощи математических методов он пытается объяснить строение мира и его философское обоснование. Исследование направлено на решение не столько математических, сколько мировоззренческих проблем. Ссылаясь на «Божественную комедию» Данте, Флоренский пытается опровергнуть гелиоцентрические представления Коперника об устройстве Солнечной системы и подтвердить геоцентрическую картину мира, в которой Солнце и планеты обращаются вокруг Земли. Комментируя специальную теорию относительности Эйнштейна, он приходит к выводу, что за пределом скорости света начинается нефизический «тот свет». После выхода этой книги Флоренский был подвергнут жесткой критике, в частности за то, что «неверным образом» истолковывает теорию относительности.
С первых лет революции на Флоренского писались доносы. Еще в 1918–1920 годах, во время работы в «Комиссии по охране памятников» Троице-Сергиевой Лавры, его деятельность пытались преподать как контрреволюционную попытку создания мощного православного центра. Во время работы во ВХУТЕМАСе он был обвинен в создании мистической и идеалистической коалиции с В. А. Фаворским. Также философ обвинялся в создании запрещенного монархического кружка.
В 1928 году в Сергиевом Посаде, после серии публикаций, обличающих засилье «черносотенцев под Москвой», была проведена масштабная операция по аресту большей части священников и мирян, в том числе и Павла Флоренского. Без предъявления каких-либо обвинений его высылают в Нижний Новгород, где он ведет научную работу в местной Радиолаборатории. Вскоре, благодаря хлопотам жены Максима Горького Екатерины Пешковой, его возвращают из ссылки и дают возможность эмигрировать в Прагу, однако Флоренский решает остаться в России. Он продолжает работать в ГЭЭИ, а затем становится помощником директора Всесоюзного электротехнического института по научной части.
В начале 1930-х годов против отца Павла была развязана кампания в советской прессе со статьями разгромного и доносительского характера. На протяжении всех послереволюционных лет Флоренский не только никогда не отказывался от своих религиозных убеждений, но и не снимал с себя священнического сана и ходил в подряснике. В этой связи стала крылатой фраза В. Маяковского «во ВХУТЕМАСе Флоренский в рясе».
26 февраля 1933 года он был арестован и через 5 месяцев осужден на 10 лет исправительно-трудовых лагерей по 58-й статье, пунктам 10 и 11 — «Пропаганда или агитация, содержащие призыв к свержению, подрыву или ослаблению Советской власти. а равно и распространение или изготовление литературы того же содержания».
Флоренский был этапирован на Дальний Восток в восточно-сибирский лагерь «Свободный» и определен работать в научно-исследовательском отделе управления БАМЛАГа. В 1934 году он был направлен в Сковородино на опытную мерзлотную научно-исследовательскую станцию, где провел ряд важнейших исследований, впоследствии легших в основу труда «Вечная мерзлота и строительство на ней». Осенью 1934 года Флоренский был переведен в Соловецкий лагерь особого назначения, где продолжал вести научную работу на лагерном заводе йодной промышленности, в лаборатории которого занимался разработкой технологии добычи и производства йода и агар-агара из морских водорослей и запатентовал более десяти научных открытий и изобретений.
На Соловках Флоренский провел три года. В ноябре 1937 года он был вывезен в Ленинград, где 25 ноября особой тройкой НКВД Ленинградской области был приговорен к высшей мере наказания и расстрелян.
Чем знаменит
Однако более всего он известен именно как богослов. Его работа «Столп и утверждение истины. Опыт православной теодицеи» считается одним из самых серьезных и известных философско-богословских трудов русской философии XX века.
Весом и вклад Флоренского в науку. Получил широкое распространение его анализ пространственности в художественных произведениях. Его «Иконостас» ходил по рукам в самиздате. Утверждается, что его концепция «обратной перспективы» трансформировала советское искусствоведение. А естественно-научная работа Флоренского «Диэлектрики и их техническое применение» была посвящена исследованию полупроводников.
О чем надо знать
Николай Бердяев называл Павла Флоренского «рафинированным реакционером».
В 1913 году в Киеве проходил так называемый «процесс Бейлиса» — по фальсифицированному обвинению еврея Менахема Менделя Бейлиса в ритуальном убийстве христианского мальчика — 12-летнего ученика Киево-Софийского духовного училища Андрея Ющинского. Флоренского сильно заинтересовал этот скандальный процесс. Не сомневаясь в существовании практики ритуальных убийств у евреев, он публиковал анонимные статьи об истинности обвинения и действительности употребления иудеями крови христианских младенцев. В частности, направлял В. В. Розанову для анонимной публикации статьи «Проф. Д. А. Хвольсон о ритуальных убийствах» и «Иудеи и судьба христиан». Взгляды Флоренского при этом эволюционировали от христианского антииудаизма до расового антисемитизма. По его мнению «даже ничтожной капли еврейской крови» достаточно для того, чтобы вызвать «типично еврейские» телесные и душевные черты у целых последующих поколений.
В марте 1933 года, находясь в Бутырской тюрьме, Флоренский написал работу «Предполагаемое государственное устройство в будущем» — антииндивидуалистическую утопию в традициях «Государства» Платона и «Города Солнца» Кампанеллы. В ней он вывел свой идеал российской государственности. Флоренский представлял ее в виде пирамиды, жестко управляемой сверху.
Идеальное «государство будущего» с точки зрения Флоренского — это тоталитарная диктатура с доведенными до совершенства организацией и системой контроля, полностью изолированная от внешнего мира. Это государство требует от своих граждан преданности, подчинения и служения «целому», заботясь о том, чтобы устремления и потребности нового человека (выведенного с учетом законов евгеники) находились в согласии с потребностями общества. Индивидуальные права человека при этом упраздняются как устаревшие. На вершине властной пирамиды будет стоять поставленный самим небом вождь, которого Флоренский представляет как гениального и харизматического сверхчеловека: «Как суррогат такого лица, как переходная ступень истории появляются деятели вроде Муссолини, Гитлера и др. Исторически появление их целесообразно, поскольку отучает массы от демократического образа мышления, от партийных, парламентских и подобных предрассудков, поскольку дает намек, как много может сделать воля. Но подлинного творчества в этих лицах все же нет, и, надо думать, они — лишь первые попытки человечества породить героя. Будущий строй нашей страны ждет того, кто, обладая интуицией и волей, не побоялся бы открыто порвать с путами представительства, партийности, избирательных прав и прочего и отдался бы влекущей его цели. Все права на власть избирательные (по назначению) — старая ветошь, которой место в крематории. На созидание нового строя, долженствующего открыть новый период истории и соответствующую ему новую культуру, есть одно право — сила гения, сила творить этот строй. Право это одно только не человеческого происхождения и потому заслуживает названия Божественного. И как бы ни назывался подобный творец культуры — диктатором, правителем, императором или как-нибудь иначе, мы будем считать его истинным самодержцем и подчиняться ему не из страха, а в силу трепетного сознания, что пред нами чудо и живое явление творческой мощи человечества»
Прямая речь
О религии (1933 год): «Православная Церковь в своем теперешнем виде существовать не может и неминуемо разложится окончательно. Как поддержка, так и борьба против нее приведут к укреплению тех устоев, которым время уйти в прошлое, и, кроме того, задержит рост молодых побегов, которые вырастут там, где их менее всего ждут… Когда религию навязывают, от нее отворачиваются, потому что для восприятия предметов религии требуются соответственные условия. А когда религии не будет, тогда начнут тосковать. Тогда выживут не старые и безжизненные религии, а вопль изголодавшихся духом, которые сами без понукания и зазывания создадут свою религиозную организацию. Это будет лет через 10–15».
О вере: «Я научился благодушию, когда твердо узнал, что жизнь и каждого из нас, и народов, и человечества ведется Благою Волею, так что не следует беспокоиться ни о чем, помимо задач сегодняшнего дня».
Сергий Булгаков о Павле Флоренском: «О. Павел был для меня не только явление гениальности, но и произведение искусства: так был гармоничен и прекрасен его образ … Самое основное впечатление от о. Павла было впечатление силы. И этой силой была некая первозданность гениальной личности… Духовным же центром его личности, тем солнцем, которым освещались все его дары, было его священство. Настоящее творчество о. Павла — не книги, но он сам, вся его жизнь, которая ушла безвозвратно из этого века в будущий»
5 фактов о Павле Флоренском
Материалы о Павле Флоренском:
священник Павел Флоренский
Священное Писание Ветхого Завета
Священное Писание Нового Завета
Биография
Детство
Павел Флоренский появился на свет 9 января 1882 года, в пределах местечка Евлах (Азербайджан). Он был первым ребёнком в семье. Его отец, Александр Иванович, сын врача, русский, занимал должность инженера путей сообщения, строил мосты и дороги на территории Закавказья. Мать, Ольга Павловна (армянское имя — Саломия), принадлежала к древнему армянскому роду, поселившемуся в свое время на Грузинской земле.
Во время рождения и младенчества сына отец занимался строительством одного из участков железной дороги, и жить приходилось в товарных вагонах, для комфорта обитых коврами.
Осенью 1882 года семья Флоренских перебралась в Тифлис. Супруги, несмотря на взаимную любовь, придерживались разных вероисповеданий (Ольга Павловна была последовательницей армяно-григорианского религиозного направления). Между тем, в соответствии с волей отца, первенец был крещен в Православной церкви (по другим данным, православным священником на дому). Имя Павел было дано ему в честь святого апостола Павла.
Семья Флоренских, где помимо старшего ребёнка воспитывалось ещё шесть детей, не отличалась строгим христианским укладом, не имела обычая регулярно посещать храмовые богослужения. Жили достаточно замкнутой жизнью. Гости беспокоили их крайне редко. Родители охотно занимались воспитанием и образованием своих чад, но поскольку в доме Флоренских было множество книг, то Павел имел все возможности заниматься и самообразованием.
Поступив в гимназию, он, благодаря способностям и усердию, быстро вошёл в число первых учеников и выпустился золотым медалистом. В тоже время, как это следует из его воспоминаний, в религиозном отношении он чувствовал себя полным дичком, ни с кем не общался на богословские темы и даже не знал, как нужно правильно креститься.
Нравственный перелом
В семнадцатилетнем возрасте, Павел всерьёз осознал, что без веры, без тех высших знаний, что преподаны в Сверхъестественном Откровении, Истину не постичь. В этот период он испытал серьёзный психологический кризис.
В 1899 году, ночью, во время сна, он, вдруг, почувствовал себя словно бы заживо погребенным в рудниках, ощутил невозможность выйти из тьмы. Это ощущение длилось до тех пор, пока некий таинственный луч не принёс ему имени «Бог». Павел воспринял ночное явление как указание, что спасение — в Боге.
Другой загадочный случай произошёл несколько позже. Тогда он был разбужен силой какого-то необычного духовного толчка. Выскочив от неожиданности во двор, он услышал звук громкого голоса, дважды произнесший его имя.
На пути к священнослужению
В 1900 году Павел, повинуясь воле родителей, поступил в Московский университет, на физико-математический факультет, а в 1904 году с отличием окончил его. Наряду с изучением специальных дисциплин, он увлекался и философией, и историей искусств. По окончании Московского университета ему было предложено остаться при нём, но он, вопреки предложению и протесту родителей, поступил в Московскую духовную академию.
Этому событию предшествовало знакомство со старцем, епископом Антонием (Флоренсовым). Желая скрыться от мирской суеты и соблазнов, посвятить себя Богу, Павел стал испрашивать у него благословения на вступление в монашество. Как ни велик и спасителен монашеский путь, но старец, зная как угодить Богу, посоветовал Павлу не следовать за душевным порывом, но получить надлежащее образование, поступив в Московскую духовную академию. В том же году он послушно исполнил эту рекомендацию.
За время обучения в академии с П. Флоренским произошёл и такой случай. В марте 1906 года, когда страна была охвачена бунтарскими настроениями, он выступил в храме при академии с призывом к народу не становиться на путь кровопролития, братоубийства. При этом он не преминул указать на смертную казнь как на дело безбожное. Ввиду того, что эта речь была издана, не имея предварительного согласования с цензором и имея политический окрас, действия студента Флоренского оценили как незаконную политическую акцию и заточили на три месяца в тюрьму. Лишь вмешательство духовного начальства, выступившего с ходатайством, избавило его от участи узника.
В 1908 году, успешно окончив обучение, Павел Александрович остался в академии преподавателем философии. В 1914 году он защитил магистерскую диссертацию, а со временем получил звание профессора.
П. Флоренский не оставлял мыслей о монашеском подвиге, но его духовник наотрез отказывался дать ему соответствующее благословение. Вместе с тем, безбрачное состояние затрудняло для Павла и путь ко священству, о чём он тоже задумывался. И вот, Промысл Божий свёл его с девушкой из крестьянской семьи, Гиацинтовой Анной Михайловной, отличавшейся скромностью и простотой нрава. В 1910 году П. Флоренский заключил с ней брачный союз. Анна Павловна явила собой пример надёжной супруги и матери. Она горячо любила и своего мужа, и пятерых, родившихся в браке, детей.
В апреле 1911 года Павел Флоренский был посвящён в иерея. Поначалу он служил как сверхштатный священник, в храме, расположенном близ Троицко-Сергиевой Лавры, затем в Покровском храме при академии. Наконец, он был определен для служения в домовой церкви при приюте для престарелых сестер милосердия. Отец Павел трудился там вплоть до закрытия приюта в 1921 году.
С 1912 по 1917 год он работал редактором в известном издании «Богословский Вестник».
Послереволюционный период
С наступлением кровавого революционного хаоса, трансформацией государственной и политической системы, в стране развернулись гонения на Церковь, последовали расправы над духовенством.
Отношение отца Павла к событиям, связанным с Октябрьской революцией и её неизбежными следствиями, было неоднозначным. С одной стороны, он выказывал некоторую лояльность тем политическим преобразованиям, которые совершились после Февральских событий, но с другой стороны, он, конечно же, не мог относиться спокойно ни к широкомасштабной атеистической пропаганде, ни к насилию в отношении верных чад Церкви.
Первые годы советской власти отец П. Флоренский работал в комиссии по охране памятников искусства и старины Троице-Сергиевой Лавры. Благодаря его личному участию (и участию других членов комиссии, неравнодушных к расхищению и истреблению ценностей) многое было сохранено.
Примечательно, что когда власти намеревались совершить очередное святотатство — изъять мощи преподобного Сергия (согласно формальному предлогу, для того, чтобы перенести их в музей), — отец Павел, руководствуясь совестью и патриаршим благословением, совместно с графом Ю. А. Олсуфьевым, скрыл от поругания честную главу. Действовали они тайно, на свой страх и риск. Факт изъятия завуалировали, подменив главу Сергия другой, взятой из подклетий собора.
После закрытия Троице-Сергиевой Лавры отец Павел сменил несколько рабочих мест. Одним из них было место профессора при Высших художественно-технических мастерских. Какое-то время он трудился консультантом при заводе «Карболит», а затем руководил испытаниями и научными исследованиями. В период с 1922 по 1923 год П. Флоренский возглавлял отдел материаловедения при ГЭЭИ. За время работы в качестве научного специалиста, он достиг определенных успехов, совершил ряд научных открытий, сделал несколько изобретений.
Отмечают, что отец Павел долгое время ходил на работу в подряснике, что, конечно же, при всём уважении к нему как к специалисту, не могло не вызывать у руководства глубокого недовольства, раздражения. Но такова была его принципиальная пастырская позиция. Известно, что у П. Флоренского была возможность эмигрировать из СССР, однако он посчитал своим нравственным долгом остаться.
В 1928 году отец Павел попал в поле зрения правоохранительных органов по Сергиевопосадскому делу и был арестован. Правда, на этот раз заключение было недолгим. Очередной арест, связанный с делом о контрреволюционной организации, состоявшийся в феврале 1933 года, закончился строгим приговором: заключить в ИТЛ сроком на 10 лет.
Поначалу заключенного отправили по этапу в лагерь «Свободный», в восточной Сибири. Позже его определили в БАМЛАГ, в научно-исследовательский отдел. Там он занимался изучением возможностей строительства объектов в условиях мерзлоты. В ноябре 1934 года П. Флоренского доставили на Соловки. Здесь он был привлечен к проблематике добычи йода из водорослей.
В 1937 году отца Павла Флоренского этапировали в Ленинград. 8 декабря 1937 года года его расстреляли.
Творческое наследие
Как священник и как представитель интеллигенции отец Павел Флоренский явился автором многочисленных работ, в том числе, связанных с научно-технической деятельностью.
Что касается его богословских произведений, не все они признаются бесспорными. Между тем, ввиду глубоких и содержательных мыслей, они занимают видное место и могут быть полезны современному читателю.