освобождение битва за берлин актеры

Освобождение: Битва за Берлин

Освобождение — цикл фильмов, который состоит из пяти частей, где с точностью до мелочей описаны события Второй мировой войны. Битва за Берлин — четвёртая по счёту картина. События фильма преподнесены с особым трагизмом, реалистичностью и драматичностью. Сюжет киноленты расскажет о ключевом сражении на территории немцев — Зеловско-Берлинском штурме. Зеловско-Берлинский штурм является одной из важнейших стратегических операций, при успешном исходе которой у советской армии появится шанс окружить немецких солдат. В это же время президент США ведёт секретные переговоры с немецким командованием, что впоследствии становится компроматом.

Картина Освобождение: Битва за Берлин является режиссёрским проектом Юрия Озерова, который вышел на экраны в 1971 году. Цикл Освобождение стал культовым среди кинопроектов о Второй мировой войне. В 2003 году все фильмы, входящие в цикл, были подвергнуты реставрации на студии Мосфильм. Во время съёмок цикла Освобождение создатели проекта консультировались с сотнями участников военных событий и специалистов. В число консультантов вошёл также известный полковник фон Вицлебен, являющийся родственником Эрвина фон Вицлебена — одного из участников так называемого заговора генералов в июле 1944-го.

В общей сложности в цикле присутствует 51 реально существующий исторический персонаж, и на момент начала съёмок практически все прототипы этих персонажей были живы, более того — занимали высокие должности и интересовались, как они будут выглядеть на экране, кто будет их играть.

Источник

История создания сериала Освобождение. (17 фото)

Киноэпопея была изначально задумана как ответ Западу. Она должна была называться «Освобождение Европы» и состоять из трех фильмов: «Европа-43», «Европа-44» и «Европа-45».

В фильме снимались: Николай Олялин, Лариса Голубкина, Борис Зайденберг, Сергей Никоненко, Михаил Ульянов, Владлен Давыдов, Василий Шукшин, Евгений Буренков, Дмитрий Франько, Юрий Каморный, Бухути Закариадзе, Михаил Ножкин, Иван Переверзев, Владислав Стржельчик, Анатолий Ромашин, Николай Рыбников, Владимир Коренев,Валерий Носик, Эдуард Изотов, Юрий Легков, Всеволод Санаев, Владимир Самойлов, Игорь Озеров, Сергей Харченко, Николай Рушковский, Константин Забелин, Виктор Авдюшко, Владимир Заманский, Клеон Протасов, Александр Афанасьев, Алексей Глазырин, Пётр Глебов, Григорий Михайлов, Пётр Щербаков, Роман Ткачук, Сергей Ляхницкий, Валерий Карен, Виктор Байков, Николай Боголюбов, Владимир Герасимов, Михаил Глузский, Николай Ерёменко-ст., Петр Любешкин, Иван Миколайчук, Лев Прыгунов, Роман Хомятов и др.

Создатели фильма — участники Великой Отечественной войны. Режиссёр Юрий Озеров, служивший в армии с 1939 года, начавший солдатом и демобилизованный майором, был награждён орденом Боевого Красного Знамени. Оператор Игорь Слабневич, бывший танкист, снимал «Направление главного удара» в тех самых местах, где в 1944 году его Т-34 был подожжён немецким снарядом. Сценарист Юрий Бондарев прошёл путь от солдата до командира артиллерийской батареи. Воевали и сценарист Оскар Курганов, художник Александр Мягков, режиссёр Юлий Кун, редактор Григорий Марьямов…

Озеров выдвинул программу, включающую несколько принципиальных положений. Во-первых, он хотел показать на экране победный этап Второй мировой войны. Во-вторых, рассказать о войне широко и масштабно. И наконец, придерживаться фактов в показе событий и роли исторических лиц, масштабе битв, всех явных и тайных эпизодов войны. Озеров считал, что фашисты и руководство вермахта должны быть показаны серьёзными противниками, как это и было на самом деле.

Для того чтобы написать сценарий киноэпопеи, Ю. Бондареву, О. Курганову и Ю. Озерову пришлось изучить очень много документов, в том числе хранящихся в Центральном военном архиве и Военно-историческом институте ГДР. Большую пользу авторам принесли беседы с консультантом картины — генералом армии С.М. Штеменко, маршалами И.С. Коневым, К.С. Москаленко. Много часов Озеров провёл в обществе маршала Г.К. Жукова, который охотно смотрел материал, давал ценные советы.

Всего в картине действует 51 реальный исторический персонаж. Подбор актёров на роли этих персонажей оказался также непростым делом. Главная проблема заключалась в том, что практически все прототипы героев фильма были ещё живы. Большинство из них занимали высокие посты и весьма интересовались тем, как будут выглядеть на экране.

Нужно было не просто добиться портретного сходства, но и получить согласие самого прототипа (или кураторов съёмочного процесса) на изображение на экране этого прототипа тем или иным актёром.
Впервые со времени XX съезда КПСС в советском кино перед зрителями предстал Иосиф Сталин как Верховный Главнокомандующий. На эту роль Юрий Озеров пригласил Бухути Закариадзе.

Существует мнение, что Сталин как киногерой появился именно в «Освобождении» впервые после XX съезда КПСС. Однако это неверно. Сталина изображали в кино после XX съезда и в других фильмах, ещё до выхода «Освобождения»: его роль исполнял Андро Кобаладзе в фильмах «Правда» (1957), «В дни Октября» (1958) и «На одной планете» (1965).

В этих картинах Сталин показан как близкий соратник Ленина, один из большевистских руководителей — его образ был изображён в соответствии с официальными трактовками истории и оценками роли Сталина периода второй половины 50-х годов и лишён оттенков «культа личности». Однако все эти картины мало известны — как тогда, так и сейчас.

Ещё в процессе написания сценария Юрий Озеров твёрдо намеревался сделать Георгия Константиновича Жукова главным консультантом картины (что, в общем, вполне оправданно).

Однако он не учёл обстановки тех лет. Отставной маршал раздражал как военное, так и партийное руководство, и Жукова консультантом не утвердили (им стал предложенный маршалом Сергей Матвеевич Штеменко). Тем не менее, Жуков передал Юрию Озерову только что законченную первую часть своих мемуаров и активно продолжал сотрудничать с ним во время съёмок.

Книга Жукова подверглась резкой критике высшего генералитета страны — Андрея Антоновича Гречко, Алексея Алексеевича Епишева и Сергея Матвеевича Штеменко, которые с критикой высказывались по поводу некоторых фактов, описанных Жуковым. Это же касалось и «Освобождения», где их раздражение вызвало «чрезмерное преувеличение» роли Жукова в Великой Отечественной войне.

На роль Жукова был приглашён Михаил Ульянов. Этот выбор получил одобрение Жукова, с которым Ульянов, кстати, виделся только один раз, и то мимоходом. Эта роль стала своего рода фирменной для знаменитого актёра; впоследствии он исполнял её не один раз (главным образом, в последующих фильмах Озерова о войне).Актёр поначалу опасался браться за эту работу, понимая, сколь ответственно играть прославленного полководца. Но Озеров сказал, что Жуков одобрил его выбор. Ульянову ничего не оставалось, как согласиться на съёмки.

В эпопее «Освобождение» впервые появился на экране бывший генерал-лейтенант Власов. Огромной удачей для Юрия Озерова было уже то, что ему разрешили эту единственную сцену с Власовым (в лагере Заксенхаузен он беседует с сыном Сталина Яковом Джугашвили, имя и трагедия которого тоже не афишировались в то время). Показ Власова был разрешён с тем условием, что его имя нигде упоминаться не будет: не только в фильме, но и на съёмках. Данный персонаж получил условное наименование «Генерал».

На роль Власова пригласили Юрия Померанцева. Померанцев, участник войны, почти всю жизнь проработал в Алма-Атинском русском драматическом театре им. М. Ю. Лермонтова. Многие зрители знали его по известной комедии Шакена Айманова «Наш милый доктор». Выбор Юрия Померанцева определился случайностью, как часто бывает в кино.

Театр им. Лермонтова находился на гастролях в Москве. Там, на одном из спектаклей, на актёра обратил внимание один из ассистентов режиссёра Юрия Озерова. По мнению самого Померанцева, он не очень похож на Власова. Но он легко мог быть загримирован под него. Съёмку под Москвой эпизода в Заксенхаузене провели в один день.

А вечером, когда актёр торопился на спектакль, Юрий Озеров сказал ему: «Вы, Юрий Борисович, не очень расстраивайтесь, если не найдёте себя в картине. Я не уверен, что этот эпизод не вырежут. Мы с огромным трудом получили даже фотографии Власова из архива МВД». К счастью, эпизод вошёл в фильм. А уже через несколько лет, когда Юрий Чулюкин приступил к съёмкам фильма о генерале Карбышеве («Родины солдат»), с Власовым уже никаких проблем не было. Его имя уже стояло в титрах. И здесь его также сыграл Юрий Померанцев, специально вызванный режиссёром из Алма-Аты.

Сценаристы познакомились также с материалами о последних днях Гитлера. В частности, с книгой его личного шофёра «Как я сжёг Гитлера».
Юрий Озеров в поисках исполнителей реальных персонажей сразу начинал с тех, кто уже играл этих персонажей раньше. Незадолго до начала съёмок «Освобождения», в 1967 году, актёр киностудии ДЕФА Фриц Диц сыграл Адольфа Гитлера сразу в двух картинах, в том числе в «Замёрзших молниях», вышедших в советский прокат.

Именно Фрицу Дицу было предложено сыграть роль Гитлера. Но актёру казалось, что он станет заложником одной роли, и уж тем более ему не хотелось стать заложником роли Адольфа Гитлера. Антифашисту Фрицу Дицу роль Гитлера, которую он исполнял также и в театре, в котором работал, порядком поднадоела.

С большим трудом удалось уговорить актёра на съёмки в этом фильме, и он потом даже продолжил свою гитлериану в «Солдатах свободы». Юрий Озеров планировал его участие и в намечаемом им к постановке фильме «Битва за Москву». Однако в этом фильме роль Гитлера вместо умершего в 1979 году Дица сыграл Ахим Петри.

Долго искали исполнителей остальных исторических личностей. В конце концов, на роль Уинстона Черчилля был утвержден Юрий Дуров — клоун и дрессировщик, народный артист СССР, представитель династии Дуровых.

Популярный румынский актёр Флорин Пьерсик, кумир зрителей и исполнитель ролей гайдуков в костюмных лентах (многие из которых выходили в советском прокате), сыграл Отто Скорцени.
Итальянец Иво Гаррани, не похожий внешне на дуче, но уловивший его внутреннюю суть, выступил в роли Бенито Муссолини.

В известном телесериале ГДР «Без борьбы нет победы», шедшем по советскому ТВ, роль полковника Клауса Шенка фон Штауффенберга исполнил Альфред Штруве. Его же пригласили и в «Освобождение». В других немецких ролях заняты известные актёры ГДР, такие как Хеньо Хассе, Зигфрид Вайс, Петер Штурм, Герд-Михаэль Хеннеберг и многие другие

В «польских» эпизодах снялись Барбара Брыльска, Даниэль Ольбрыхский, Франтишек Печка, Игнацы Маховский, Адам Пежик, Станислав Микульский, Ян Энглерт и другие. Роль президента США Франклина Делано Рузвельта исполнил Станислав Яськевич.
Для съёмок итальянских эпизодов помогла фирма «Дино де Лаурентис», приславшая отрывки из мемуаров участников Сопротивления.

На Львовском ремонтно-механическом заводе были изготовлены 10 «Тигров» и 8 «Пантер».В указанные сроки из ворот завода вышли десять «Тигров» и пять самоходных установок типа «Фердинанд». Министр обороны маршал Родион Малиновский распорядился выделить 100 советских танков, которые перекрасили под немецкие — для съёмок на заднем плане. Всего в съёмках участвовало 150 танков. Подобным образом обзавелись и самолётами. Як-18 выступал в роли всех советских истребителей, и чешские Zlin Z-526 — в роли «Мессершмиттов».

В съёмках принимали участие более 3000 солдат. Сами съёмки проходили почти как настоящие сражения: оборудовались штабы, прокладывалась связь, над полем битвы кружили вертолёты (на одном из которых постоянно находился Юрий Озеров). Увязать действия всех родов войск во время боя — это непростая задача, но она была решена.

Событийный ряд первой серии «Огненная дуга» ограничен — здесь все подчинено главному — рассказу о подготовке и проведении Курской операции, впечатляющему изображению грандиозного танкового сражения под Прохоровкой 12 июля 1943 года.

На командный пункт, где находились режиссёр-постановщик, оператор с ассистентами, военные консультанты и командиры подразделений всех родов войск, сходились — через рации — все нити управления боем. И тут же главная ответственность за координацию действий всех родов войск ложилась на плечи Озерова.

Приходилось решать тысячи вопросов. Как быть с орудием, которое после холостого выстрела не даёт отката? Как зажечь, а потом потушить танк? Эти две проблемы решил инженер-конструктор трюкового реквизита «Мосфильма» Владимир Смирнов — у орудия он предложил слить тормозную жидкость, а в танк поставить газовый баллон, выведя горелки на броню: водитель сам будет регулировать высоту пламени.

В съёмках было задействованы самолёты, орудия, вездеходы, мотоциклы, автомобили… Этого вполне хватило, чтобы показать на экране сражение со всех точек зрения — и крупным планом в ближнем бою, и в перископ командира танкового полка, и с вертолётов, и из наблюдательного пункта командующего.

Значительную часть затрат составляли костюмы и вооружение: режиссёр требовал максимальной достоверности (главным художником по костюмам была жена Озерова Диляра). Мундир Иосифа Виссарионовича Сталина изготовил портной, который шил мундиры самому Сталину. Немецкие мундиры, за неимением оригинальных, также были сшиты.

Каски, для экономии веса изготовленные из пластмассы, были произведены на подсобном производстве «Мосфильма». Там же сделали и немецкие ордена. Советское обмундирование было взято со складов, где оно сохранилось со времён Великой Отечественной войны.
В фильме «Прорыв» в действие вводятся новые силы, появляются новые исторические фигуры.

И снова Италия: Муссолини арестован, а затем освобождён Отто Скорцени. В конце фильма «Прорыв» мы попадаем в Тегеран сорок третьего года и присутствуем на исторической конференции глав трех держав, когда решался вопрос об открытии второго фронта. И всё-таки главный интерес авторов сосредоточен на событиях, которые разворачивались осенью 1943 года на берегах Днепра.

Третий фильм эпопеи — «Направление главного удара» — рассказывал о том, как подготовлялась и проводилась стратегическая операция «Багратион», в ходе которой была разгромлена группа армий «Центр». Наши войска вышли к государственной границе СССР.

Снимали эту операцию в Литве (в Белоруссии шло активное осушение болот), у села Побраде, километрах в пятидесяти от Вильнюса. Здесь те же болотистые места, что в соседней Белоруссии, небольшие речки и озера, овраги и рощи, та же скупость красок, строгость природы.

Венчают эпический цикл фильмы «Битва за Берлин» и «Последний штурм». Строго говоря, это один большой фильм, поделённый пополам лишь по соображениям производственной и прокатной целесообразности. Не случайно заключительным лентам дан общий эпиграф: «Вечная слава павшим в боях Великой Отечественной войны».

По возможности фильм снимался в местах действительных событий. Берлин — в Берлине, Варшава — в Варшаве, Крымская конференция — в Ливадийском дворце, арест Муссолини — в Италии. Взятие Берлина снималось прямо на улицах немецкого города и именно там, где в апреле сорок пятого года шли последние бои. Озеров успел запечатлеть здания и руины, которые готовились к сносу. Магистрат разрешил снять на их фоне бои, форсирование Шпрее, штурм метрополитена, взятие рейхстага. В кино это называется съёмками «уходящей натуры».

Один из самых сложных в фильме — эпизод затопления берлинского метро, последнее преступление Гитлера, приказавшего открыть шлюзы, чтобы затопить тоннели, где спасались от бомбёжки тысячи стариков, женщин, раненых и детей.

Часть этой сцены сняли в Берлине. Но само затопление — в перервинском шлюзе № 11 под Москвой. Сначала шлюз очистили. Потом по эскизам художника А. Мягкова построили в нём станцию «Кайзергоф», опустили на дно шпалы, рельсы, пушку и специально привезённые из Берлина вагон метрополитена образца 40-х годов, фашистские плакаты тех лет и автомат по продаже шоколада. Когда гигантский щит шлюза был поднят, девятиметровая толща воды обрушилась на «станцию»…

Начиная работу над киноэпопеей, Озеров вместе с Мягковым и Слабневичем решили взять за основу принцип документализма, то есть снимать игровые, актёрские сцены «под документ». И, надо отметить, им удалось добиться ощущения достоверности.

Удачно легли в картину немногочисленные куски хроники, они были растянуты на широкий формат и верированы на определённый цвет. Сам по себе этот приём весьма рискован, ибо даже несколько планов «безусловной» хроники, попав в игровой фильм, могут обнаружить его постановочный характер. В «Освобождение» хроника вошла без швов.

Фильм «Освобождение» показывает борьбу штабов, умов, борьбу военных доктрин. В картине пятьдесят одно историческое лицо, и среди них прославленные военачальники — Жуков (М. Ульянов), Рокоссовский (В. Давыдов), Василевский (Е. Буренков), Ватутин (С. Харченко), Антонов (В. Стржельчик), Конев (Ю. Лепков и В. Шукшин), Рыбалко (Д. Франко), Катуков (К. Забелин), Москаленко (Н. Рушковский) и многие другие.

С вдохновением сыграл Сталина грузинский актёр Бухути Закариадзе. Исполнитель роли Конева Василий Шукшин рассказывал, как в павильоне «Мосфильма» встал по стойке «смирно» и отдал честь консультант фильма, генерал армии, при виде товарища Сталина — Закариадзе. Кстати, Шукшин заменил прежнего исполнителя роли Конева, того забраковал сам маршал, не найдя с собой достаточного сходства.

«Освобождение» не только реконструирует события, крупнейшие баталии, показывает исторических деятелей. Кроме подлинных исторических персонажей, в фильме действуют герои, вызванные к жизни авторским воображением: капитан Цветаев (Н. Олялин), медсестра Зоя (Л. Голубкина), комбат Орлов (Б. Зайденберг), подполковник Лукин (В. Санаев), полковник Громов (В. Самойлов), сержант Дорожкин (В. Носик), ординарец Сашка (С. Никоненко), лейтенант Васильев (Ю. Каморный), лейтенант Ярцев (М. Ножкин), капитан Неустроев (В. Корнеев)… Это живые, подлинные характеры дали возможность показать войну с разных точек зрения — и глазами солдат, и глазами полководцев, сделать фильм не только событийным, но и психологическим.

Особенно запомнился зрителям капитан Цветаев. Режиссёр взял на эту важную роль молодого актёра Красноярского ТЮЗа Николая Олялина. Конечно, решающее значение сыграл типаж актёра, одного его появления на экране было достаточно, чтобы зритель сказал: да, это — русский солдат.

Строгий и решительный командир, прекрасный товарищ, беспощадный к врагам, Цветаев оставил в своём сердце место и для любви. Через всю войну пронёс он трогательную нежность к медсестре Зое (Л. Голубкина), с которой сражался рядом. Их любовь знает горечь разлук, радость коротких встреч, ежеминутную опасность смерти дорогого человека.

Герой Олялина лучше всего раскрывается в азарте боя на Курской дуге, в экстремальной ситуации, когда спасает немецких женщин и детей в затопленном берлинском метро и сам погибает.

Все роли иностранных персонажей в фильме играют зарубежные исполнители. В польских эпизодах — освобождения Люблина и Варшавы — снялись польские артисты Б. Брыльска, Д. Ольбрыхский, В. Глинский. Муссолини играет итальянский актёр Иво Гаррани, немцев — актёры ГДР и Австрии.

Заключительные серии цикла были показаны в 1972 году на Всесоюзном кинофестивале в Тбилиси и получили главный приз. Торжественные премьеры «Освобождения» прошли в 115 странах мира. Интерес к фильму нарастал — число зрителей, посмотревших киноэпопею, приближалось к поистине астрономической цифре — 400 миллионов человек! И это только за один год.

В 1972 году основной авторский коллектив киноэпопеи был удостоен высшей творческой награды — Ленинской премии. Кроме Юрия Озерова премию получили писатель Юрий Бондарев, писатель Оскар Курганов, оператор Игорь Слабневич, художник Александр Мягков.

Источник

Освобождение: Битва за Берлин, 1971

Масштабная историческая киноэпопея Юрия Озерова «Освобождение» состоит из пяти фильмов.

Фильм четвертый — «Битва за Берлин». 1945 г. Последние месяцы войны. Именно в эти дни решалась судьба порабощенной Европы. Началась Висло-Одерская операция. Три фронта под командованием Конева, Жукова и Рокоссовского устремились к столице Германии. К Берлину идут и англо-американские войска. «Опередить русских», — предлагает Черчиль и начинаются тайные переговоры с эмиссарами Гитлера, разоблаченные Ялтинской конференцией. Судьба Берлина решится на полях сражений.

Освобождение: Битва за Берлин смотреть онлайн

Похожие фильмы онлайн

Разругались и разбежались: кто виноват в распаде группы «Отпетые мошенники»

Волочкова блеснула декольте перед темнокожим мужчиной: «Смешно и пошло»

Несостоявшийся мушкетер: почему Абдулов так и не сыграл д’Артаньяна в «Трех мушкетерах»

Тест на кулинарную эрудицию: насколько хорошо вы разбираетесь в еде?

«Дворняжка не станет ланью»: кого пытался оскорбить Тимати?

Карпович ответила на вопросы о здоровье: «Устала от того, что меня хоронят»

Солистка «Демо» ошеломила признанием: «Продюсер меня избивал»

Губерниев взорвался после интервью Бузовой: «Вы — врунья!»

Ожидание – реальность: как на самом деле выглядят роскошные волосы звезд

Прервали «Прямой эфир»: дочь Распутиной влезла в драку у Малахова

Угадайте, кто: Князь, Закадрович и другие прозвища культовых актеров СССР

Джигурда обвинил Пригожина в фиаско Валерии на мировой сцене

Зная всё о кино, хочется поделиться этим с другими. Делитесь фильмами, трейлерами, персонами и новостями в социальных сетях, присваивайте рейтинги фильмам и обсуждайте их с друзьями и подписчиками!
Интересные фильмы, ближайшие кинотеатры и любимых актеров можно добавлять в «Избранное». Система покажет все связанные с ними новости и новые трейлеры, подскажет, когда можно купить билет в кино на интересующую премьеру. Присоединяйтесь!

Источник

Битва за Берлин

Агония Третьего рейха. 75 лет назад, 16 апреля 1945 года, началась Берлинская наступательная операция. Завершающая наступательная операция советских войск, в ходе которой был взят Берлин, что привело к безоговорочной капитуляции Третьего рейха.

Основные вехи

В ходе Берлинской операции Красная Армия поставила победную точку в Великой Отечественной войне и Второй мировой войне на европейском театре. Операция продолжалась 23 дня – с 16 апреля до 8 мая 1945 года. В это время советские войска провели несколько операций: Штеттинско-Ростокскую, Зеловско-Берлинскую, Котбус-Потсдамскую, Штремберг-Торгаускую и Бранденбургско-Ратеновскаую фронтовые операции, штурм Берлина.

В операции приняли участие армии трёх советских фронтов: 1-го Белорусского под командованием Г. К. Жукова (центральный участок), 2-го Белорусского под командованием К. К. Рокоссовского (северный фланг) и 1-го Украинского под командованием И. С. Конева (южный фланг). Также наступление 1-го БФ поддерживала Днепровская военная флотилия, а приморский фланг 2-го БФ – Балтийский флот. Воздушную поддержку операции осуществляли 4-я, 16-я, 18-я и 2-я воздушные армии.

Битва за Берлин была одной из самых масштабных в войне: с обеих сторон в сражении участвовало более 3,5 млн. человек, свыше 52 тыс. орудий и минометов, свыше 7,7 тыс. танков и САУ, свыше 10 тыс. боевых самолетов. Боевые действия развернулись на 700-километровом участке фронта от Балтийского моря до Судет. Всего в сражении участвовало около 280 дивизий.

Берлинская операция делится на три этапа: 1) 16–21 апреля 1945 года – прорыв вражеской обороне на реках Одер и Нейсе; 2) 22–25 апреля 1945 года – развитие наступления, расчленение берлинской группировки вермахта на три части, создание районов окружения в Берлине и юго-восточнее германской столицы; 3) 26 апреля – начало мая 1945 года – уничтожение немецких войск в Западной Померании, штурм Берлина, ликвидация «котлов» и выход советских армий на широком фронте к Эльбе, где произошла встреча с союзниками.

Стоит отметить, что быстрый разгром германских вооруженных сил на берлинском направлении и захват столицы Германии сорвал планы нацистской верхушки затянуть войну и дождаться раскола в рядах антигитлеровской коалиции. А такая возможность существовала. 12 апреля 1945 года умер американский президент Франклин Рузвельт, который был сторонником мягкой линии в отношениях с Москвой. Это событие вызвало восторг в Берлине. Основания для этого были. Вашингтон практически сразу взял курс на конфронтацию с советской империей. Лондон с самого начала был сторонником жесткой политики в отношении СССР. На Западе начинают подготовку к третьей мировой войне – против Советского Союза. Германская верхушка надеялась, что вскоре начнётся конфликт между бывшими союзниками. А после устранения Гитлера (мавр сделал свое дело, мавр может уходить) можно будет договориться с Лондоном и Вашингтоном о совместных действиях против русских.

Особенности Берлинской операции

Берлинская операция была подготовлена, в отличие от многих других крупных операций Великой войны, всего за две недели. Другие стратегические операции, к примеру, Сталинградская и Висло-Одерская, готовились по 1–2 месяца. Во-многом это было связано с большой политикой. Советскому руководству необходимо было быстро взять Берлин, чтобы покончить с надеждами нацистов на Запад и получить козырь в игре с Лондоном и Вашингтоном.

Наступление вели сразу три советских фронта, наносившие шесть одновременных и концентрированных удара на широком фронте. Советское командование создало мощные ударные группировки, что позволяло быстро взломать оборону врага, расчленить, окружить и уничтожить берлинскую группировку. Одновременное наступление трёх советских фронтов позволяло связать противника на всём одерско-нейсенском рубеже, не дать немецким подкреплениям и резервам прийти на помощь столичному гарнизону.

освобождение битва за берлин актеры. Смотреть фото освобождение битва за берлин актеры. Смотреть картинку освобождение битва за берлин актеры. Картинка про освобождение битва за берлин актеры. Фото освобождение битва за берлин актеры

Высокая концентрация бронетанковых соединений: 4 танковые армии, 10 танковых и механизированных корпусов, десятки бригад и отдельных полков. Подвижные соединения участвовали на всех этапах операции: прорывали оборону врага вместе пехотой, самостоятельно действовали в оперативной глубине, провели манёвр по окружению Берлина с севера и юга, штурмовали германскую столицу. Большую роль в операции также сыграло превосходство в воздухе и артиллерии.

Советские войска с успехом применили в Берлине богатый опыт уличных боев в Сталинграде, Будапеште и Кёнигсберге. Советские штурмовые группы быстро вклинивались в боевые порядки противника, шли вперёд к основным целям, не тратили время на полную зачистку районов и кварталов, гарнизоны которых можно было добить позднее, либо взять в плен. Это позволяло быстро сломить организованное сопротивление гитлеровцев.

Агония Рейха

К апрелю 1945 года Германская империя была в агонии. Военно-стратегическое положение было безнадежно. Война шла на немецкой территории. Рейх был зажат между двумя стратегическими фронтами. К началу апреля 1945 г. русские войска разгромили крупные группировки немецкой армии в Польше, Силезии, Венгрии, Словакии, Австрии, Восточной Пруссии и Восточной Померании. Шли бои за освобождение Чехии. В Латвии была блокирована немецкая группа армий «Курляндия», в Восточной Пруссии уничтожены основные силы группы армий «Север», пал Кёнигсберг. Разгромлена восточно-померанская группировка вермахта, её остатки добиты в районе Гдыни и Гданьска. Тяжелое поражение потерпела группа армий «Юг», советские воины освободили Братиславу, Вену и Брно. Советские армии вышли к центральным районам Германии, на центральном направлении были всего в 60 километрах от Берлина.

Прежняя медлительность союзников сменилась поспешностью. Англо-американское командование хотело использовать падение Западного германского фронта для броска на Берлин, чтобы быть там раньше русских. Также западники хотели занять как можно больше германской территории. Только выход русских к Берлину заставил союзников отказаться от идеи сами взять столицу Германии. Расстояние между англо-американскими силами и русскими сократилось до 150–200 км. Ближе всего к германской столице (около 100 км) союзники вышли в районе Магдебурга. Однако для организации удара на Берлин у британцев и американцев просто не хватило времени. Передовые отряды вышли к Эльбе и захватили небольшой плацдарм, но главные силы сильно отстали.

освобождение битва за берлин актеры. Смотреть фото освобождение битва за берлин актеры. Смотреть картинку освобождение битва за берлин актеры. Картинка про освобождение битва за берлин актеры. Фото освобождение битва за берлин актеры

Экономика Германии умирала. В марте 1945 года выпуск военное продукции по сравнению с июлем 1944 года упал на 65%. Военная промышленность уже не могла в полной мере снабжать армию всем необходимым. К примеру, производство самолётов удовлетворяло только около половину потребностей, производство танков упало в два с лишним раза (в 1944 году ежемесячно выпускали 705 машин, в 1945 г. — 333), производство артиллерийского и стрелкового вооружения находилось на уровне 50% от среднемесячного выпуска в 1944 г.

Экономические и людские ресурсы Германии были исчерпаны. Были утрачены Восточная Пруссия и Восточная Померания, Силезия, Венгрия, Словакия и Австрия с их природными ресурсами, промышленностью, сельским хозяйством и населением. В армию призывали уже юношей 16–17 лет. Однако потери, которые германская армия понесла в ходе сражения зимы 1945 года, смогли восполнить только на 45–50%. Упало качество призывников.

Интересно, что несмотря на общую военно-политическую и экономическую катастрофу, германское руководство сохраняло контроль над населением до самого конца войны. Ни поражение в войне, ни крах экономики, ни страшные потери, ни ковровые бомбардировки, которые стирали с лица земли целые города и массово уничтожали мирное население, не вызвали восстаний, сопротивления. Это было связно с несколькими факторами. Германцы – это народ-воин, стойкий к лишениям и потерям, дисциплинированный и жесткий. Плюс умелая пропаганда с использованием психотехнологий, которая заложила в массы идеи о «непогрешимости вождя», «непобедимости армии», «избранности» и т. д. Поэтому «пятой колонны» в Германии не было, как и сопротивления нацистам. Всех «несогласных» зачистили ещё до войны. Поэтому народ до последнего верил то в «чудо-оружие», которое изменит ход войны, то в столкновение англо-американцев с русскими. Солдаты и офицеры дисциплинированно воевали, рабочие стояли у станков.

Рейх до самого завершения войны оставался сильным противником. Германское руководство до последнего надеялось на «чудо» и предпринимало все усилия, чтобы затянуть войну. С Западного фронта продолжали снимать войска, чтобы укрепить оборону Берлинского района. Рейх имел ещё вполне боеспособные силы – только сухопутные силы насчитывали в целом 325 дивизий (263 дивизий, 14 бригад, 82 боевых групп дивизий, остатков дивизий, остатков бригад, боевых групп и т. д.). При этом германское командование держало основные силы на Восточном фронте: 167 дивизий (включая 32 танковых и 13 моторизованных), и более 60 боевых групп, остатков дивизий, остатков бригад, боевых групп, то есть в переводе на дивизии это соответствовало 195 дивизий. При этом на Западном фронте находились в боевом отношении слабые дивизии – они были хуже обучены, вооружены, укомплектованы только на 50–60%, пополнения были низкого качества (пожилые мужчины и юноши).

Планы и силы германского руководства

Как уже отмечалось выше, германское руководство всеми силами пыталось затянуть войну. Гитлер и его окружение хотели сберечь основные кадры нацистской партии, вывезти их, как и награбленные по всей Европе сокровища, золото на различные «запасные аэродромы», к примеру, в Латинской Америке. В будущем возродить «Вечный рейх», обновлённый, «демократичный». Войти в союз с Англией и США против СССР.

Последней надеждой части руководства Рейха было сдать Берлин англо-американским войскам, не пустить в столицу русских. Поэтому германский Западный фронт был ослаблен. Немцы воевали на Западе вполсилы. Только стремительный прорыв советских войск к Берлину сорвал эти замыслы. Англичане и американцы просто не успели дойти до Берлина.

Формируемые резервы располагались севернее германской столицы. В первую очередь в конце марта — начале апреля 1945 г. в тыл вывели большую часть подвижных соединений. Их в первую очередь пополняли живой силой и техникой. Также резервы формировались за счёт ранее разгромленных частей. Активно формировались ополченские батальоны. Только в столице их было около 200. Гитлеровцы пытались организовать масштабную партизанско-диверсионную деятельность в тылу противника. Но в целом эта программа провалилась. У немцев не вышло организовать по примеру России и развернуть широкомасштабную партизанскую деятельность.

Готовясь к битве за Берлин, немцы в первой половине апреля 1945 г. произвели перегруппировку своих сил. С северо-восточного направления ближе к Берлину перебросили основные силы 3-й танковой армии. Чтобы прикрыть столицу с юго-востока, командование группы армий «Центр» направило свои резервы к левому крылу в полосу 4-й танковой армии.

В целом на берлинском направлении против войск 2-го и 1-го Белорусских и 1-го Украинского фронта гитлеровцы сконцентрировали крупную группировку. Перед армиями трёх советских фронтов оборонялись: 1) войска группы армий «Висла» под командованием Г. Хейнрици: 3-я танковая армия Х. Мантейфеля, 9-я армия Т. Буссе; войска группы армий «Центр» Ф. Шернера: 4-я танковая армия Ф. Грезера, часть 17-й армии В. Хассе. Всего 63 дивизии (включая 6 танковых, 9 моторизованных) и большое количество отдельных пехотных полков и батальонов, артиллерийских, инженерных, специальных и других частей. Берлинская группировка насчитывала около 1 млн. человек (вместе с ополченцами, бойцами различных военизированных служб и пр.), свыше 10 тыс. орудий и минометов, около 1500 танков и самоходок. Гитлеровцы смогли создать в районе столицы довольно сильную авиационную группировку, перебросив сюда почти все боеспособные силы люфтваффе – свыше 3300 самолетов.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *