островского считали летописцем этой жизни называли
Урок литературы на тему «А.Н. Островский – создатель русского театра»
Разделы: Литература
Тип урока: комбинированный урок.
Оснащение урока. Урок проводится в кабинете литературы. На уроке используются наглядные пособия: портрет А.Н.Островского, видеозапись фильма «Гроза», видеозапись «Замоскворечье», презентации о театре А.Н.Островского и А.П.Чехова, о комедиях А.Н.Островского. Раздаточный материал для индивидуальной, групповой, фронтальной работы.
Пояснение: Домашнее задание проверяется в ходе урока (выразительное чтение, сообщения и презентации о Малом театре, его пьесах, актерах).
1. Организационный момент.
Настроить обучающихся на предмет литературы, проверить наличие записи даты, темы урока.
На доске: запись даты, темы, эпиграфов.
«У нас есть свой русский драматический театр. Он по справедливости должен называться «Театр Островского»». Из письма И.А. Гончарова А.Н. Островскому
Обращение к эпиграфам.
2. Слово учителя (или видеозапись «Замоскворечье»)
У А.Н.Островского были основания для такого утверждения. Почти 50 пьес отдал он театру. 46 из них были поставлены при жизни драматурга. Они заняли прочное место в репертуарах многих театров «Нет дня в году, чтобы в 5-6 театрах не шла моя пьеса»,- писал А.Н.Островский.
Если бы не этот взгляд, можно вообразить старомосковский неподвижный быт, где кипит пузатый самовар, на белой скатерти янтарное варенье, калачи и прочие соблазны Замоскворечья.
Обломок этого старого Замоскворечья стоит в проходном дворе рядом с Малой Ордынкой. Здесь 12 апреля 1823 года в бедной квартире увидел свет мальчик, которому суждено было стать великим писателем, обновителем русской сцены.
Островского считали летописцем этой жизни, называли «Колумбом Замоскворечья».
3. Изучение нового материала. Лекция учителя совместно с выступлениями обучающихся, презентации, инсценировки.
Давайте послушаем, как диалог помогает раскрыть красоту природы города Калинова. Сейчас Саша, Антон, Дима покажут нам свое актерское мастерство, которое называется «Озвучка». (На основе видеофрагмента пьесы «Гроза» ребята стараются голосом передать разговор персонажей).
Обсуждение увиденного и услышанного.
Учитель: Для повышения сценичности пьес Островский умело использует приемы контраста. Важным фактором является выбор места действия. Островский часто выносит действие из помещения на улицу.
— Перенесемся в 19 век, в старинный город Калинов, а помогут нам Паша, Коля, Андрей, Вова. Они продемонстрируют нам актерское мастерство, которое называется «Ситуация». (Ребята разыгрывают ситуацию на улице из пьесы Островского «Гроза».)
Обсуждение увиденного и услышанного.
Учитель: Островский много сил и времени уделял общественной деятельности. Он был создателем «Артистического кружка», «Общества русских драматических писателей», постоянно помогал молодым драматургам. Это профессия сложная. Многие этого не понимают.
— Давайте попробуем представить себя в профессии актера, режиссера, менеджера и поиграем в игру «Мгновенные ответы».
4. Проверка индивидуального домашнего задания.
— Приглашается Сергей. Он расскажет нам о Малом театре и продемонстрирует презентацию о нем.
Так мог сказать о себе и А.Н. Островский. С гимназических лет он стал завсегдателем Малого театра. Он писал: «Я знал московских актеров с 1840 гада:» Имеет большое значение и другой факт: Малый театр первым обратился к драматургии запрещенного автора (в 1853 г. Была поставлена комедия » Не в свои сани не садись», которая прошла с большим успехом). За Малым театром закрепилось название Дом Островского». Сюда он приходил ежедневно.
— И работали здесь замечательные артисты, о которых нам расскажет Андрей.
Таким образом, в пьесах Островского («Лес», «Бесприданница», Без вины виноватые» и др.) играли удивительные, талантливые актеры того времени.
Учитель: (благодарит ребят и дополняет).
В последний год жизни Островского под давлением общественности были официально признаны его заслуги: он был назначен заведующим репертуарной частью московских театров и руководителем театрального училища. Но приняться за эту работу он не успел. 14(2) июня 1886 года драматурга не стало.
Я думаю, что на этом ваше знакомство с театром не закончится. Чаще соприкасайтесь с театральным искусством, благодаря этому человек становится образованным и культурным. Ведь не случайно в начале урока мы заявили. Что и сегодня в репертуаре наших театров пьесы Островского занимают значительное место.
А) Ребята записывают 10 слов, которые ассоциируются со словом театр. Задание проводится на время. Кто первый запишет 10 слов, говорит «Стоп». (слова зачитываются).
Б) Каково значение следующих слов? Суфлер, грация, интонация, дебют, компромисс, орган, невежа, распри, драма, идеал. (запись в тетрадь, думают 2-3 мин., зачитывают).
В) Вопросы к обучающимся:
— Что для вас было необычным в сегодняшнем уроке?
— Что вас заинтересовало сегодня на уроке?
6. Итоговый контроль в форме устного опроса.
1. В каком году основан Малый театр? (1824 г.)
2. Какое название закрепилось за Малым театром? («Дом Островского»)
3. Как назвал пьесы Островского Н.А.Добролюбов? («пьесы жизни»)
4. Назовите пьесу, премьера которой состоялась 14 января 1853 года? («Не в свои сани не садись»)
5. Как называлась пьеса с которой Островский дебютировал в некрасовском журнале? («На всякого мудреца довольно простоты»)
6. Назовите актеров, которые своим творческим рождением обязаны Островскому? (Мартынов, Косицына)
7. Назовите пьесы Островского, которые вы запомнили?
(«Лес», Бесприданница», «Доходное место», «Банкрот», «Бешеные деньги», «Горячее сердце», «На всякого мудреца довольно простоты», «Гроза», «Снегурочка»)
7. Домашнее задание.
Прочитать пьесу «Гроза» и письменно заполнить анкету (каждому раздаются вопросы анкеты).
Литература. 10 класс
Конспект урока
Перечень вопросов, рассматриваемых в теме:
Водевиль — короткая комическая пьеса, обычно с пением.
Драма — литературное произведение в диалогической форме с серьёзным сюжетом (в отличие от комедии) для исполнения на сцене.
Конфликт — столкновение, серьёзное разногласие, спор.
Комедия — драматическое произведение, средствами сатиры и юмора высмеивающее общественные или бытовые пороки; а также представление его на сцене.
Пьеса — драматическое произведение для театрального представления.
Система образов — совокупность и принципы организации образов автора, персонажей, повествователя, рассказчика.
1. Лебедев Ю. В. Русский язык и литература. Литература. 10 класс. Учебник для общеобразовательных организаций. Базовый уровень. В 2 ч. Ч. 2. М.: Просвещение, 2015. — 367 с.
1. Маханова Е. А., Госсман. А. Ю. Произведения школьной программы. Русская литература: 10-11 классы. Краткий пересказ. Р.-на-Д.: Феникс, 2017. — 95 с.
1. Бак Д. Александр Островский. Пьесы. 2008. // culture.ru: портал культурного наследия и традиций России. URL: https://www.culture.ru/movies/1171/aleksandr-ostrovskii-pesy (дата обращения: 17.08.2018).
Теоретический материал для самостоятельного изучения
Александр Николаевич Островский — основатель русского национального театра. Гончаров в одном из писем пишет: «У нас есть свой русский драматический театр. Он по справедливости должен называться “Театр Островского”».
Великий русский драматург родился 12 апреля 1823 года в Москве в семье судейского чиновника. Получив хорошее домашнее образование, в 1835 году начинает учёбу в Московскую губернскую гимназию. Молодой человек проводит много времени, читая книги Пушкина, Гоголя, Грибоедова. Будущий писатель увлекается игрой на фортепиано. По окончании Московской гимназии в 1840 году он поступает на юридический факультет Московского университета. Однако оставляет занятия, так как решает всерьёз посвятить себя литературе. Он работает в Московском коммерческом суде и начинает свои первые писательские опыты.
С 1847 года Островский создаёт драматургические произведения, приступает к пьесе «Банкрот» или «Свои люди — сочтёмся». Она выходит в журнале «Москвитянин» 16 марта 1850 года и сразу становится популярной. Но эту комедию запрещают печатать, признав, что она «обидна для русского купечества». Автор очень переживает по этому поводу.
Творчество Александра Николаевича признают народным. Литературный критик того времени Добролюбов пишет: «Островский обладает глубоким пониманием русской жизни. Пьесы Островского — это нечто новое, чему дали бы название “пьес жизни”».
О полном понимании изображения современного общества говорит Белинский: «Драматическая русская литература представляла собой странное зрелище. У нас есть комедии Фонвизина, “Горе от ума” Грибоедова, “Ревизор” и “Женитьба” Гоголя — и, кроме них, нет ничего хоть сколько-нибудь замечательного. Островский пытается найти в русской жизни что-то яркое, активное, живое. И он обращается к российской истории».
В 1856–1857 годах писатель привлечён к работе в «Морском сборнике», который издается по инициативе великого князя Константина Николаевича. В этом журнале планируют разместить пособия по географии, истории нашей страны, в частности — от Волги до Нижнего Новгорода. Собранные материалы автор включает в содержание пьес: о жизни приволжских городков рассказывает в «Грозе». Она публикуется в 1859 году.
В дальнейшие годы выходят произведения: «На бойком месте», «Женитьба Бальзаминова», «Свои собаки грызутся, чужая не приставай», «Тяжёлые дни», «Шутники».
Обращаясь к истории, Островский создаёт такие пьесы, как «Воевода (Сон на Волге)», «Дмитрий Самозванец и Василий Шуйский», «Тушино».
В конце 1860-х годов Александр Николаевич в своих работах раскрывает распад купеческой и мещанской среды. Писатель испытывает творческий подъем. Он отходит от исторических и фольклорных мотивов и снова возвращается к актуальным и острым современным настроениям. Так, один из главных героев пьесы «Горячее сердце» — богатый купец с говорящей фамилией Курослепов — новый образ самодура, потерявшего всякую связь с реальностью и утратившего человеческий облик.
Обладая хорошими знаниями русского фольклора, в 1873 году, писатель создаёт пьесу «Снегурочка». А в 1881 году Римский-Корсаков сочиняет для не` великолепную музыку: так сюжеты народных сказок и легенд оформляются в знаменитую оперу.
Драматург ведёт борьбу за создание реалистического театра нового типа. Он организует союзы творческих людей: «Артистический кружок», «Общество русских драматических писателей». Островский пишет: «Покажите, что есть хорошего, доброго в русском человеке и что в нём есть дикого, грубого, с чем он должен бороться».
В 1868 году он издаёт новые пьесы, которые имеют большой успех. Также его приглашают работать в «Отечественные записки», писатель сотрудничает с журналом «Современник», занимается исследованием истории русского театра. Автор придерживается традиций драматургии: у Гоголя заимствует коллизии — столкновения противоположных интересов и стремлений у действующих лиц.
С Малым театром, который современники называют «вторым московским университетом», связана большая часть жизни Александра Николаевича. Будучи и режиссёром, и постановщиком своих пьес, он проводит репетиции с актёрами и распределяет роли. По его мнению, театру «требуется сильный драматизм, крупный комизм, вызывающий громкий смех, горячие чувства, живые и сильные характеры». Островский пробует работать с разными жанрами, но основными всё же считает социальную комедию и драму. Он открывает дорогу многим актерам — Александру Евстафьевичу Мартынову, Ольге Осиповне Садовской, Любови Павловне Косицкой.
«Только те произведения, — говорит драматург, — пережили века, которые были истинно народными у себя дома; такие произведения со временем делаются понятными и ценными и для других народов, а, наконец, и для всего света». В последний год жизни Островского под давлением общественности официально признаны его заслуги: он назначен заведующим репертуарной частью московских театров и руководителем театрального училища.
Его вклад в развитие отечественной литературы поистине велик и включает создание русского национального театра, школы актёрского мастерства. Писатель своим примером показывает, что талант и любовь к искусству возвышают людей.
Примеры и разборы решения заданий тренировочного модуля
Подстановка элементов в пропуски в тексте
Получив хорошее домашнее _______, в 1835 году будущий писатель поступает в Московскую ________ гимназию. Он проводит много времени, читая _______ Пушкина, Гоголя, Грибоедова. Будущий писатель увлекается игрой на ______.
образование, губернская, фортепиано, книга
Подсказка: интересы А. Н. Островского-гимназиста.
Получив хорошее домашнее образование, в 1835 году будущий писатель поступает в Московскую губернскую гимназию. Он проводит много времени, читая книги Пушкина, Гоголя, Грибоедова. Будущий писатель увлекается игрой на фортепиано.
Пояснение: Александр Николаевич Островский родился 31 марта 1823 года в Москве. Детство и раннюю юность он провёл в Замоскворечье. Александр получил хорошее домашнее образование, очень любил читать. К 13 годам будущий писатель перечитал большинство книг из отцовской библиотеки.
Соедините между собой термины и их определения
Драматическое произведение для театрального представления;
Литературное произведение в диалогической форме с серьёзным сюжетом (в отличие от комедии) для исполнения на сцене;
Это совокупность всех психических, духовных свойств человека, проявляющихся в его действиях и поступках.
Пьеса — драматическое произведение для театрального представления.
Драма — литературное произведение в диалогической форме с серьёзным сюжетом (в отличие от комедии) для исполнения на сцене.
Характер — это совокупность всех психических, духовных свойств человека, проявляющихся в его действиях и поступках.
Подсказка: Пьеса предназначена для сценического воплощения.
Пояснение: С 1847 года Островский создает драматургические произведения, приступает к пьесе «Банкрот» или «Свои люди — сочтёмся». Она выходит в журнале «Москвитянин» 16 марта 1850 года и сразу становится популярной. Но эту комедию запрещают печатать, признав, что она «обидна для русского купечества». Автор очень переживает по этому поводу.
Творчество Александра Николаевича признают народным. Литературный критик того времени Добролюбов пишет: «Островский обладает глубоким пониманием русской жизни. Пьесы Островского — это нечто новое, чему дали бы название “пьес жизни”».
Будучи и режиссёром, и постановщиком своих пьес, он проводит репетиции с актёрами и распределяет роли. По его мнению, театру «требуется сильный драматизм, крупный комизм, вызывающий громкий смех, горячие чувства, живые и сильные характеры».
Урок по литературе
Литература. 10 класс
Цель урока: познакомить учащихся с жизнью и творчеством Л.Н.Островского, определить его роль в истории русской культуры.
Литературе Вы принесли в дар целую библиотеку художественных произве дений, для сцены создали свой oco бый мир. после Вас мы, русские, можно гордостью сказать: «У нас есть свой русский, национальный театр». И. А. Гончаров
Мир Островского — не наш мир, и до известной степени мы, люди другой культуры, посещаем его как ино странцы. Ю. И. Айхенвальд
Оборудование: портрет А.Н. Островского (художник В.Перов), урок из «Школы КМ»
I . Вступительное слово учителя:
Островского считали летописцем этой жизни, называли «Колумбом Замоскворечья».
II . Основные периоды жизни и творчества А.Н.Островского.
Островский получает хорошее домашнее образование, изучает древнегреческий, латинский, французский, немецкий, впоследствии – английский, итальянский, испанский языки.
1835-1840 – Островский учится в 1-й Московской гимназии.
1840 – поступает в Московский университет на юридический факультет.
1843 – оставляет университет и поступает на службу в Московский Совестный суд.
1845-1851 – служит в Московском коммерческом суде.
1847 – в «Московском городском листке» Островский публикует первый набросок будущей комедии «Свои люди – сочтёмся» под названием «Несостоятельный должник», затем комедию «Картина семейного счастья» (впоследствии «Семейная картина») и очерк в прозе «Записки замоскворецкого жителя».
После комедии «Свои люди – сочтёмся» Островский каждый год выпускает по одной, а иногда по две-три пьесы, написав, таким образом, 47 пьес различных жанров – от трагедии до драматических эпизодов. Кроме того, есть ещё пьесы, написанные совместно с другими драматургами – С.А.Гедеоновым, Н.Я.Соловьёвым, П.М.Невежиным, а также свыше 20 переводных пьес (К.Гольдони, Н.Макиавелли, М.Сервантес, Теренций и т.д.).
Творчество Островского-драматурга можно разделить на три периода:
1-й – 1847-60; 2-й – 1860-75; 3-й – 1875-86.
К первому периоду творчества относятся пьесы, отражающие жизнь дореформенной России. В начале этого периода Островский активно сотрудничает как редактор и как критик с журналом «Москвитянин», публикует в нем свои пьесы. В первых пьесах Островского («Свои люди – сочтёмся», «Бедная невеста», «Не сошлись характерами») отчетливо прослеживаются отзвуки сатирической традиции Гоголя. Затем, отчасти под влиянием главного идеолога журнала «Москвитянин» А.А.Григорьева, в пьесах «Не в свои сани не садись» (1852), «Бедность не порок» (1853), «Не так живи, как хочется» (1854) возникают патриархальные мотивы, идеализация русской старины и её обычаев. Эти настроения приглушают сатирический и критический пафос, свойственный ранним пьесам.
С 1856г. Островский – постоянный сотрудник журнала «Современник» – сближается с деятелями демократической русской журналистики. В годы общественного подъёма перед крестьянской реформой 1861 вновь усиливается социальная критика в его творчестве, острее становится драматизм конфликтов («В чужом пиру похмелье» (1855), «Доходное место» (1856), «Гроза», (1859)).
Ко второму периоду (1860-75) относятся пьесы, отражающие жизнь России после реформы. Островский продолжает писать бытовые комедии и драмы («Тяжёлые дни», 1863, «Шутники», 1864, «Пучина», 1865), скорее закреплявшие уже найденные мотивы, чем осваивавшие новые. В это время Островский обращается также к проблемам отечественной истории, к патриотической теме. На основе изучения широкого круга источников он создаёт цикл исторических пьес: «Козьма Захарьич Минин-Сухорук» (1861; 2-я редакция 1866), «Воевода» (1864; 2-я редакция 1885), «Дмитрий Самозванец и Василий Шуйский» (1866), «Тушино» (1866). Кроме того, создаётся цикл сатирических комедий («На всякого мудреца довольно простоты» (1868), «Горячее сердце» (1868), «Бешеные деньги» (1869), «Лес» (1870), «Волки и овцы» (1875)). Особняком среди пьес второго периода стоит драматическая поэма в стихах «Снегурочка» (1873) – «весенняя сказка», по определению автора, созданная на основе народных сказок, поверий, обычаев.
III . Особенности стиля Островского (сделать записи в тетрадях).
Л.Н. Толстой назвал Островского «общенародным писателем». Действительно, творчество драматурга близко широким кругам народа. В своих произведениях Островский изобразил все слои русского общества, дал прав дивую картину русской жизни, начиная с 40-х и кончая 80-ыми годами XIX века, а в исторических пьесах показал далёкое прошлое нашей Родины.
«Мы учились в университете, а воспитывались в Малом театре».
Так мог сказать о себе и А.Н. Островский. С гимназических лет он стал завсегдатаем Малого театра. Он писал о себе: «Я знал Московскую труппу с 1840 года. » Имеет большое значение и другой факт: Малый театр первым обратился к драматургии запрещённого автора (в 1853 году была поставлена комедия «Не в свои сани не садись», которая прошла с большим ус пехом).
За Малым театром закрепилось название «Дом Островского». Сюда он приходил ежедневно. Свои новые пьесы автор обязательно читал артистам сам, тем самым он задавал исполнителям верный тон. Островский был режис сёром-постановщиком своих пьес; он распределял роли, сам проводил репетиции с актёрами, воспитывал в них новую исполнительную культуру. Именно здесь, у входа в Малый театр, установлен памятник А.Н. Островскому (скульптор Н.А. Анд реев, 1929 г.).
Новаторство Островского драматурга (запись под диктовку).
1. Сюжеты – из жизни, они просты и типичны.
2. Центр тяжести – на характеры и породившую эти характеры общественную среду.
3. Характеры всегда социально конкретны: дается художественный анализ психологии мещанина.
4. Быт в пьесах – категория социальная, в нем проявляются поступки героев.
5. Действие в пьесах неспешное, с распространенной экспозицией и дополнительными эпизодами.
6. Развитие действия всегда последовательно и непрерывно.
7. Язык персонажей в пьесах является мощнейшим средством выявления идеи, а также для создания характеристик действующих лиц.
8. Сочетание комических и драматических элементов или их противопоставление.
9. Комические приёмы разнообразны, сценически выразительны и подчинены социально-этическому содержанию пьесы.
Домашнее задание: 1) Стр.141-146
Курс повышения квалификации
Специфика преподавания предмета «Родной (русский) язык» с учетом реализации ФГОС НОО
Курс повышения квалификации
Дистанционное обучение как современный формат преподавания
Курс профессиональной переподготовки
Русский язык и литература: теория и методика преподавания в образовательной организации
Онлайн-конференция для учителей, репетиторов и родителей
Формирование математических способностей у детей с разными образовательными потребностями с помощью ментальной арифметики и других современных методик
Тема урока: А.Н. Островский. Жизненный и творческий путь драматурга.
Цель урока: познакомить учащихся с жизнью и творчеством Л.Н.Островского, определить его роль в истории русской культуры.
Литературе Вы принесли в дар целую библиотеку художественных произведений, для сцены создали свой ocoбый мир. после Вас мы, русские, можно гордостью сказать: «У нас есть свой русский, национальный театр». И. А. Гончаров
Мир Островского — не наш мир, и до известной степени мы, люди другой культуры, посещаем его как иностранцы. Ю. И. Айхенвальд
Оборудование: портрет А.Н. Островского (художник В.Перов), урок из «Школы КМ»
I. Вступительное слово учителя:
Островского считали летописцем этой жизни, называли «Колумбом Замоскворечья».
II. Основные периоды жизни и творчества А.Н.Островского.
Островский получает хорошее домашнее образование, изучает древнегреческий, латинский, французский, немецкий, впоследствии – английский, итальянский, испанский языки.
1835-1840 – Островский учится в 1-й Московской гимназии.
1840 – поступает в Московский университет на юридический факультет.
1843 – оставляет университет и поступает на службу в Московский Совестный суд.
1845-1851 – служит в Московском коммерческом суде.
1847 – в «Московском городском листке» Островский публикует первый набросок будущей комедии «Свои люди – сочтёмся» под названием «Несостоятельный должник», затем комедию «Картина семейного счастья» (впоследствии «Семейная картина») и очерк в прозе «Записки замоскворецкого жителя».
Признание Островскому приносит комедия «Свои люди – сочтёмся» (первоначальное название – «Банкрут», закончена в конце 1849г.). Ещё до публикации автор читал её вместе со знаменитым актёром П.М.Садовским и пьеса получила одобрительные отзывы H.В.Гоголя, И.А.Гончарова, Т.H.Грановского и др. Комедию запрещают к представлению на сцене (впервые она была поставлена только в 1861г.). Автор, по личному распоряжению Николая I, отдан под негласный надзор полиции.
После комедии «Свои люди – сочтёмся» Островский каждый год выпускает по одной, а иногда по две-три пьесы, написав, таким образом, 47 пьес различных жанров – от трагедии до драматических эпизодов. Кроме того, есть ещё пьесы, написанные совместно с другими драматургами – С.А.Гедеоновым, Н.Я.Соловьёвым, П.М.Невежиным, а также свыше 20 переводных пьес (К.Гольдони, Н.Макиавелли, М.Сервантес, Теренций и т.д.).
Творчество Островского-драматурга можно разделить на три периода:
1-й – 1847-60; 2-й – 1860-75; 3-й – 1875-86.
К первому периоду творчества относятся пьесы, отражающие жизнь дореформенной России. В начале этого периода Островский активно сотрудничает как редактор и как критик с журналом «Москвитянин», публикует в нем свои пьесы. В первых пьесах Островского («Свои люди – сочтёмся», «Бедная невеста», «Не сошлись характерами») отчетливо прослеживаются отзвуки сатирической традиции Гоголя. Затем, отчасти под влиянием главного идеолога журнала «Москвитянин» А.А.Григорьева, в пьесах «Не в свои сани не садись» (1852), «Бедность не порок» (1853), «Не так живи, как хочется» (1854) возникают патриархальные мотивы, идеализация русской старины и её обычаев. Эти настроения приглушают сатирический и критический пафос, свойственный ранним пьесам.
С 1856г. Островский – постоянный сотрудник журнала «Современник» – сближается с деятелями демократической русской журналистики. В годы общественного подъёма перед крестьянской реформой 1861 вновь усиливается социальная критика в его творчестве, острее становится драматизм конфликтов («В чужом пиру похмелье» (1855), «Доходное место» (1856), «Гроза», (1859)).
Ко второму периоду (1860-75) относятся пьесы, отражающие жизнь России после реформы. Островский продолжает писать бытовые комедии и драмы («Тяжёлые дни», 1863, «Шутники», 1864, «Пучина», 1865), скорее закреплявшие уже найденные мотивы, чем осваивавшие новые. В это время Островский обращается также к проблемам отечественной истории, к патриотической теме. На основе изучения широкого круга источников он создаёт цикл исторических пьес: «Козьма Захарьич Минин-Сухорук» (1861; 2-я редакция 1866), «Воевода» (1864; 2-я редакция 1885), «Дмитрий Самозванец и Василий Шуйский» (1866), «Тушино» (1866). Кроме того, создаётся цикл сатирических комедий («На всякого мудреца довольно простоты» (1868), «Горячее сердце» (1868), «Бешеные деньги» (1869), «Лес» (1870), «Волки и овцы» (1875)). Особняком среди пьес второго периода стоит драматическая поэма в стихах «Снегурочка» (1873) – «весенняя сказка», по определению автора, созданная на основе народных сказок, поверий, обычаев.
Почти все драматические сочинения Островского, созданные в третий период творчества (1875-1886), печатаются в журнале «Отечественные записки». В этот период Островский создает значительные социально-психологические драмы и комедии о трагических судьбах богато одарённых, тонко чувствующих женщин в мире цинизма и корысти («Бесприданница», 1878, «Последняя жертва», 1878, «Таланты и поклонники», 1882, и др.). Здесь писатель разрабатывает и новые формы сценической выразительности, в некоторых отношениях предвосхищающие пьесы А.П.Чехова.
III. Особенности стиля Островского (сделать записи в тетрадях).
Л.Н. Толстой назвал Островского «общенародным писателем». Действительно, творчество драматурга близко широким кругам народа. В своих произведениях Островский изобразил все слои русского общества, дал правдивую картину русской жизни, начиная с 40-х и кончая 80-ыми годами XIX века, а в исторических пьесах показал далёкое прошлое нашей Родины.
«Мы учились в университете, а воспитывались в Малом театре».
Так мог сказать о себе и А.Н. Островский. С гимназических лет он стал завсегдатаем Малого театра. Он писал о себе: «Я знал Московскую труппу с 1840 года. » Имеет большое значение и другой факт: Малый театр первым обратился к драматургии запрещённого автора (в 1853 году была поставлена комедия «Не в свои сани не садись», которая прошла с большим успехом).
За Малым театром закрепилось название «Дом Островского». Сюда он приходил ежедневно. Свои новые пьесы автор обязательно читал артистам сам, тем самым он задавал исполнителям верный тон. Островский был режиссёром-постановщиком своих пьес; он распределял роли, сам проводил репетиции с актёрами, воспитывал в них новую исполнительную культуру. Именно здесь, у входа в Малый театр, установлен памятник А.Н. Островскому (скульптор Н.А. Андреев, 1929 г.).
Новаторство Островского драматурга (запись под диктовку).
1. Сюжеты – из жизни, они просты и типичны.
2. Центр тяжести – на характеры и породившую эти характеры общественную среду.
3. Характеры всегда социально конкретны: дается художественный анализ психологии мещанина.
4. Быт в пьесах – категория социальная, в нем проявляются поступки героев.
5. Действие в пьесах неспешное, с распространенной экспозицией и дополнительными эпизодами.
6. Развитие действия всегда последовательно и непрерывно.
7. Язык персонажей в пьесах является мощнейшим средством выявления идеи, а также для создания характеристик действующих лиц.
8. Сочетание комических и драматических элементов или их противопоставление.
9. Комические приёмы разнообразны, сценически выразительны и подчинены социально-этическому содержанию пьесы.
Домашнее задание: 1) Стр.141-146
2) Прочитать пьесу «Свои люди – сочтемся!», знать содержание, быть готовыми к опросу по тексту.
3) Продумать вопросы: «Смысл названия, своеобразие жанра. Реализм образов пьесы «Свои люди – сочтемся».Тема урока: Жанрово-тематическое своеобразие толстовского романа-эпопеи.
Особенности художественной структуры, жанровая специфика. Смысл названия: символическое значение понятий война и мир.
Цели урока: раскрыть особенности художественной структуры романа; дать представление о том, как Толстой относится к понятиям войны как исторического события и как вершителя судеб людей, какой смысл вкладывает в понятие «мир».
Можно ли «Войну и мир» назвать эпопеей?
А) Структурные особенности романа Л.Н.Толстого
В романе 4 тома и эпилог:
IV том-1812-1813 годы. Эпилог- 1820 год.
Б) воплощение судеб народов, сам исторический процесс
Таким образом, замысел Толстого требовал создания нового жанра, и только роман-эпопея мог воплотить все авторские условия.
В) многогранная, даже многосторонняя картина мира, включающая и исторические события
В романе обилие глав и частей, большинство которых имеют сюжетную законченность. Краткие главы и множество частей позволяют Толстому перемещать повествование во времени и пространстве и благодаря этому уместить в одном романе сотни эпизодов.
Смысл названия романа
Какой смысл имеют слова в о й н а и м и р в названии романа?
Мир – это и отсутствие войн, раздоров и вражды между людьми. Но это не только отсутствие войн. Это и жизнь, окружающая человека (живет в мире), и общее согласованное действие (всем миром), и единение людей, и – самое главное – мир «как» не просто вся связь человеческой жизни ( жизнь в миру), но и особая, внутренняя, разумная связь, целесообразный порядок».
«Война и мир» как художественное целое.
Много миров сталкивается на страницах романа-эпопеи. Это
1.Мир отдельной личности, по-своему замкнутый и необъяснимый.
3.Мир отдельного сословия (дворянство, крестьянство)
5.Мир всех людей, живущих на земле.
6.Мир природы в ее самостоятельном развитии.
Каждый человек живет во множестве этих миров. Так проявляются связи отдельной личности с другими людьми, в семье, обществе и т.д. Поиск смысла жизни героями Толстого сводится к постижению ими глубинных связей между людьми, гармонии, духовного единения (Пьер и Андрей).
II. Композиция (записать под диктовку).
I том (Пролог) – вступление в мир разъединенный на миры людей, где рушатся связи в одной семье, даже если ее члены любят друг друга; разрушены связи между господами и холопами, солдатами и офицерами, и даже – между офицерами.
II том (Завязка) – жизнь души, ее неблагополучие и попытка найти себя в мире людей и «природы», «мысль семейная».
III том (Развитие действия) – единство людей в борьбе с единым врагом – «мысль народная» эпопеи.
IV том – Бородино, кульминация. Обретение разрушенной гармонии как в мире людей, так и в мире души.
Эпилог – развязка. Мир семьи и мир души. Рождение нового поколения.
Прочитать главы 1-6 первого тома
Подготовить ответы на вопросы
13) Назовите детали, раскрывающие духовную близость Пьера Безухова и Андрея Болконского.