остатки язычества в современной жизни белорусов

История Беларуси с древнейших времен до конца XVIII в.

§ 0-19 Язычество на белорусских землях

1. Особенности языческих верований на землях Беларуси

Как вам уже известно, языческие верования древних славян, населявших территорию Беларуси, имели индоевропейскую основу. Наши предки почитали своих богов и возводили специальные святилища, или капища. Божествам родников и рек, камням и деревянным идолам приносили жертвы.

остатки язычества в современной жизни белорусов. Смотреть фото остатки язычества в современной жизни белорусов. Смотреть картинку остатки язычества в современной жизни белорусов. Картинка про остатки язычества в современной жизни белорусов. Фото остатки язычества в современной жизни белорусовостатки язычества в современной жизни белорусов. Смотреть фото остатки язычества в современной жизни белорусов. Смотреть картинку остатки язычества в современной жизни белорусов. Картинка про остатки язычества в современной жизни белорусов. Фото остатки язычества в современной жизни белорусов

Индоевропейские представления до наших дней сохранились в культурной памяти белорусского народа. Так, например, и сегодня существует много преданий о магической силе камней. Современные белорусы по-прежнему чтят своих предков, что проявляется в праздновании Дзядов и Радоницы.

Славяне, начавшие с IV в. расселяться на белорусских землях, столкнулись здесь с потомками балтских племен раннего железного века. Поэтому в духовной культуре (в том числе и религии) древних жителей нашего края присутствовал характерный для балтов культ змей, что проявлялось в поклонении ужу, например, Змеиному царю. Этот культ нашел отражение и в материальной культуре белорусов: одним из популярных украшений являлись браслеты со змеиными головами. Мотив змеи зафиксирован в декоре традиционной белорусской избы.

При всех отличиях в условиях существования (социальных, географических, климатических) разных языческих народов в становлении язычества можно выделить одинаковые стадии, которые касаются и формирования верований белорусского народа.

остатки язычества в современной жизни белорусов. Смотреть фото остатки язычества в современной жизни белорусов. Смотреть картинку остатки язычества в современной жизни белорусов. Картинка про остатки язычества в современной жизни белорусов. Фото остатки язычества в современной жизни белорусов

Становление язычества

остатки язычества в современной жизни белорусов. Смотреть фото остатки язычества в современной жизни белорусов. Смотреть картинку остатки язычества в современной жизни белорусов. Картинка про остатки язычества в современной жизни белорусов. Фото остатки язычества в современной жизни белорусов

У древних белорусов долгое время сохранялся культ Матери-Земли — женского божества плодородия. Это один из наиболее ранних религиозных культов. Символом плодородия сначала были магические изображения женщин-родоначальниц, эти образы позднее стали использоваться в обрядах (например, таких как Масленица, Купалье, закликание весны).

Характер высших богов в язычестве балтов и славян имел определенную специфику. В отличие от германских воинственных богов (Один — предводитель военной дружины, бог войны; Тунар — бог грома; Тивос — бог меча и др.), божества белорусского, русского, литовского язычества преимущественно были связаны с идеей плодородия. Тема войны в языческих мифах Восточной Европы почти не представлена (кроме представлений о битве Перуна с Чернобогом).

Одной из характерных черт славянского языческого пантеона является наличие так называемых демонов, либо нечистых. В отличие от персидских или древнеиндийских демонов, которых представляли могущественными, злыми, в страшном облике, славянские нечистые были похожи на человека, а их взаимодействие с людьми напрямую зависело от поступков последних. Нечистые в мифологии славян не были связаны с подземным миром, а жили на поверхности: в лесах, водоемах, полях и непосредственно рядом с человеком (в доме и хозяйственных постройках). Их негативное влияние на человека, по представлениям наших предков, можно было нейтрализовать при помощи заговоров и определенных магических обрядов.

Особенностью язычества на белорусских землях было сочетание дохристианских верований различных народов, которые в той или иной степени участвовали в формировании белорусский нации. Ученые обнаружили в религиозных представлениях наших предков следы индоевропейских, балтских, славянских и даже финно-угорских древних верований.

Источник

§ 0-19 Язычество на белорусских землях

остатки язычества в современной жизни белорусов. Смотреть фото остатки язычества в современной жизни белорусов. Смотреть картинку остатки язычества в современной жизни белорусов. Картинка про остатки язычества в современной жизни белорусов. Фото остатки язычества в современной жизни белорусов1. Вспомните этапы возникновения религиозных верований у древних обитателей белорусских земель.
2. Что такое язычество?

Сайт:Профильное обучение
Курс:История Беларуси с древнейших времен до конца XVIII в.
Книга:§ 0-19 Язычество на белорусских землях
Напечатано::Гость
Дата:Пятница, 15 Октябрь 2021, 14:42

Оглавление

1. Особенности языческих верований на землях Беларуси

Как вам уже известно, языческие верования древних славян, населявших территорию Беларуси, имели индоевропейскую основу. Наши предки почитали своих богов и возводили специальные святилища, или капища. Божествам родников и рек, камням и деревянным идолам приносили жертвы.

остатки язычества в современной жизни белорусов. Смотреть фото остатки язычества в современной жизни белорусов. Смотреть картинку остатки язычества в современной жизни белорусов. Картинка про остатки язычества в современной жизни белорусов. Фото остатки язычества в современной жизни белорусовостатки язычества в современной жизни белорусов. Смотреть фото остатки язычества в современной жизни белорусов. Смотреть картинку остатки язычества в современной жизни белорусов. Картинка про остатки язычества в современной жизни белорусов. Фото остатки язычества в современной жизни белорусов

Индоевропейские представления до наших дней сохранились в культурной памяти белорусского народа. Так, например, и сегодня существует много преданий о магической силе камней. Современные белорусы по-прежнему чтят своих предков, что проявляется в праздновании Дзядов и Радоницы.

Славяне, начавшие с IV в. расселяться на белорусских землях, столкнулись здесь с потомками балтских племен раннего железного века. Поэтому в духовной культуре (в том числе и религии) древних жителей нашего края присутствовал характерный для балтов культ змей, что проявлялось в поклонении ужу, например, Змеиному царю. Этот культ нашел отражение и в материальной культуре белорусов: одним из популярных украшений являлись браслеты со змеиными головами. Мотив змеи зафиксирован в декоре традиционной белорусской избы.

При всех отличиях в условиях существования (социальных, географических, климатических) разных языческих народов в становлении язычества можно выделить одинаковые стадии, которые касаются и формирования верований белорусского народа.

остатки язычества в современной жизни белорусов. Смотреть фото остатки язычества в современной жизни белорусов. Смотреть картинку остатки язычества в современной жизни белорусов. Картинка про остатки язычества в современной жизни белорусов. Фото остатки язычества в современной жизни белорусов

Становление язычества

остатки язычества в современной жизни белорусов. Смотреть фото остатки язычества в современной жизни белорусов. Смотреть картинку остатки язычества в современной жизни белорусов. Картинка про остатки язычества в современной жизни белорусов. Фото остатки язычества в современной жизни белорусов

У древних белорусов долгое время сохранялся культ Матери-Земли — женского божества плодородия. Это один из наиболее ранних религиозных культов. Символом плодородия сначала были магические изображения женщин-родоначальниц, эти образы позднее стали использоваться в обрядах (например, таких как Масленица, Купалье, закликание весны).

Характер высших богов в язычестве балтов и славян имел определенную специфику. В отличие от германских воинственных богов (Один — предводитель военной дружины, бог войны; Тунар — бог грома; Тивос — бог меча и др.), божества белорусского, русского, литовского язычества преимущественно были связаны с идеей плодородия. Тема войны в языческих мифах Восточной Европы почти не представлена (кроме представлений о битве Перуна с Чернобогом).

Одной из характерных черт славянского языческого пантеона является наличие так называемых демонов, либо нечистых. В отличие от персидских или древнеиндийских демонов, которых представляли могущественными, злыми, в страшном облике, славянские нечистые были похожи на человека, а их взаимодействие с людьми напрямую зависело от поступков последних. Нечистые в мифологии славян не были связаны с подземным миром, а жили на поверхности: в лесах, водоемах, полях и непосредственно рядом с человеком (в доме и хозяйственных постройках). Их негативное влияние на человека, по представлениям наших предков, можно было нейтрализовать при помощи заговоров и определенных магических обрядов.

Особенностью язычества на белорусских землях было сочетание дохристианских верований различных народов, которые в той или иной степени участвовали в формировании белорусский нации. Ученые обнаружили в религиозных представлениях наших предков следы индоевропейских, балтских, славянских и даже финно-угорских древних верований.

остатки язычества в современной жизни белорусов. Смотреть фото остатки язычества в современной жизни белорусов. Смотреть картинку остатки язычества в современной жизни белорусов. Картинка про остатки язычества в современной жизни белорусов. Фото остатки язычества в современной жизни белорусов

2. Языческие боги

На протяжении многих тысячелетий язычество подверглось многочисленным изменениям, влиянию более поздних тенденций. Оно начиналось с культа предков и дошло в своем развитии до формирования сложного и развернутого пантеона (пантеон — группа богов, принадлежащих к какой-либо одной религии либо мифологии).

У восточных славян сложился разветвленный пантеон. Сварог был богом неба, его сыном являлся бог солнечного света Даждьбог. Перун — бог грома и молнии — одно из древнейших божеств. Его культ ведет историю со времен бронзового века. Хорс считался богом Солнца, Велес — животноводства, Стрибог управлял ветрами, нагонявшими дождевые тучи. Были еще боги, «ответственные» за определенные времена года, от которых, по мнению древних славян, зависели будущий урожай, жизнь и быт людей. Среди них — Ярило, Купала, Овсень, Коляда и прочие.

Языческие пантеоны богов балтов и славян, в том числе белорусов

остатки язычества в современной жизни белорусов. Смотреть фото остатки язычества в современной жизни белорусов. Смотреть картинку остатки язычества в современной жизни белорусов. Картинка про остатки язычества в современной жизни белорусов. Фото остатки язычества в современной жизни белорусов

3. Языческие святилища на территории Беларуси

остатки язычества в современной жизни белорусов. Смотреть фото остатки язычества в современной жизни белорусов. Смотреть картинку остатки язычества в современной жизни белорусов. Картинка про остатки язычества в современной жизни белорусов. Фото остатки язычества в современной жизни белорусовСвятилища располагались на возвышенностях, островах, на берегах рек и озер, среди болот. Обычно они представляли собой площадку круглой формы, в центре которой стоял идол — образное изображение бога. По краям площадка была ограничена рвом, камнями либо ямами. Чаще всего святилища посвящались главному богу — Перуну. По преданию, одно из капищ Перуна находилось около Полоцка на берегу Воловьего озера

Сведения из древних преданий косвенно подтверждают, что на вершинах некоторых белорусских холмов стояли святилища или божницы. О сакральности таких мест кроме прочего свидетельствуют, например, предания, в которых говорится о зарытых сокровищах, а также те, где упоминаются огоньки и пламя на вершинах. Некоторые холмы даже до сегодняшнего дня носят название Капище.


Культовые языческие места в Беларуси

остатки язычества в современной жизни белорусов. Смотреть фото остатки язычества в современной жизни белорусов. Смотреть картинку остатки язычества в современной жизни белорусов. Картинка про остатки язычества в современной жизни белорусов. Фото остатки язычества в современной жизни белорусов

остатки язычества в современной жизни белорусов. Смотреть фото остатки язычества в современной жизни белорусов. Смотреть картинку остатки язычества в современной жизни белорусов. Картинка про остатки язычества в современной жизни белорусов. Фото остатки язычества в современной жизни белорусов

Сохранились сведения и о жертвоприношениях на возвышенностях. В Кричеве о горе близ Преображенской церкви еще в XIX в. говорили, что на ее вершине некогда приносили в жертву домашний скот и птицу. Подтверждением того, что на таких местах могли быть языческие святилища, а позднее строились храмы, служат предания о церкви или костеле, которые провалились и лежат под этими холмами.

остатки язычества в современной жизни белорусов. Смотреть фото остатки язычества в современной жизни белорусов. Смотреть картинку остатки язычества в современной жизни белорусов. Картинка про остатки язычества в современной жизни белорусов. Фото остатки язычества в современной жизни белорусов

Согласно древним мифологическим представлениям, верхняя часть сакральной горы соответствовала миру небесных богов, средняя — миру людей и животных, а дольная — подземных божеств и предков. В народном сознании эта «нижняя» сфера соотносилась с водным пространством. Поэтому в Беларуси ручьи и родники, берущие свое начало из-под горы, нередко обожествлялись. Например, в Мстиславле под Троицкой горой есть святой источник Здоровец. Под одной из Лысых гор недалеко от Заславля тоже некогда бил святой родничок, который, к сожалению, при постройке дач засыпали мусором. На вершине горы, под которой начинался родник, были найдены остатки языческого святилища.

остатки язычества в современной жизни белорусов. Смотреть фото остатки язычества в современной жизни белорусов. Смотреть картинку остатки язычества в современной жизни белорусов. Картинка про остатки язычества в современной жизни белорусов. Фото остатки язычества в современной жизни белорусов

Также остатки капища X в. найдены около деревни Ходосовичи Рогачевского района Гомельской области. Здесь стоял деревянный идол, вокруг которого во время празднеств разжигались костры.

4. Сохранение пережитков язычества до наших дней.

Древняя языческая культура часто кажется нам таинственной и непонятной. Почти всё забылось, сегодня мы не знаем смысла многих древних символов. Но следы языческих представлений сохранились в нашей жизни: в обрядах, обычаях, художественных мотивах. Мы и сами порой не догадываемся об этом. Сохранились фамилии древнеславянского языческого происхождения: Житень, Тризна, Купала, Жаврук, Зарянка, Севрук, Журба, Зезюля, Коляда и др. Многие слова, связанные с язычеством, дошли до нас в составе географических названий, а также как названия праздников, частично для нас привычны некоторые языческие понятия: Жур, Буй, Яр, Ярило, Волот, Курган, Перун, Русалка, Масленица, Дзяды и др. Славянская языческая мифология питала творчество В. Дунин-Мартинкевича, Ф. Богушевича, Я. Купалы, Я. Коласа, М. Богдановича, К. Буйло и многих других литераторов.

У белорусов, как и у прочих славянских народов, существовал культ рода, который сформировался раньше культа Перуна, в первобытные времена. В белорусском традиционном творчестве род воплотился в образе Родины и родных людей, а эпитет «безродный» означает то же, что «обездоленный» или «несчастный».

Сохранился до наших дней в мировосприятии белорусов и образ дохристианского бога Ярило. После принятия христианства это божество воплотилось в образе Георгия (Юрия), праздник которого отмечается 6 мая (23 апреля по старому стилю). Ярило считался богом не только войны, но и плодородия, под его властью находились деревья, растения и земные плоды. Отсюда и слова «ярый (яростный)», «яровой», «ярина», «яркий». Происхождение последнего слова объясняется тем, что одежда Ярило была снежно-белой, а щит, который он всегда носил при себе, был солнечно-золотым.

Преимущественно на территории Минской губернии, по сведениям фольклористов XIX в., верили в Жижа, Жижеля, Жижу — бога огня. По народным представлениям, он ходил под землей и выдыхал огонь. Когда он делал это потихоньку, то земля согревалась, а когда быстро, то на земной поверхности возникали пожары, которые уничтожали леса и покосы, иссушили поля и огороды. Отсюда и выражения: «Жиж повадился» (то есть нередкими стали засухи или пожары), «неотвязный, прилипчивый, как Жиж», «Жижка села» (так называют лишай на губах).

Древнее языческое происхождение имеют многие белорусские народные праздники, обряды, обычаи: Купалье, Коляды, Дзяды, Радоница, тризна, зазывание весны и прочие. Многие из них отмечаются и теперь, но уже под контролем христианских конфессий.

Для части современных белорусов характерны религиозные суеверия, которые сохраняют в себе следы язычества на уровне заговоров, зашептываний, добрых или злых пожеланий (проклятий), охранительных заговоров и высказываний.

Вопросы и задания

остатки язычества в современной жизни белорусов. Смотреть фото остатки язычества в современной жизни белорусов. Смотреть картинку остатки язычества в современной жизни белорусов. Картинка про остатки язычества в современной жизни белорусов. Фото остатки язычества в современной жизни белорусов1. Назовите особенности язычества на белорусских землях.
2. Какие общие черты характерны для языческих верований народов — потомков индоевропейцев?
3. В чем проявлялась связь языческой веры с хозяйственной жизнью славян?
4. Какие элементы язычества сохранились в сознании белорусов до наших дней?
остатки язычества в современной жизни белорусов. Смотреть фото остатки язычества в современной жизни белорусов. Смотреть картинку остатки язычества в современной жизни белорусов. Картинка про остатки язычества в современной жизни белорусов. Фото остатки язычества в современной жизни белорусов5. При помощи историко-документальных хроник «Память» подготовьте сообщение либо презентацию об остатках языческих верований в вашем районе (городе, деревне).
остатки язычества в современной жизни белорусов. Смотреть фото остатки язычества в современной жизни белорусов. Смотреть картинку остатки язычества в современной жизни белорусов. Картинка про остатки язычества в современной жизни белорусов. Фото остатки язычества в современной жизни белорусов6. Подберите примеры вышивки, связанной с языческой символикой, на традиционной белорусской одежде и объясните ее смысл. Выясните, какие языческие суеверия у белорусов были связаны с одеждой.
остатки язычества в современной жизни белорусов. Смотреть фото остатки язычества в современной жизни белорусов. Смотреть картинку остатки язычества в современной жизни белорусов. Картинка про остатки язычества в современной жизни белорусов. Фото остатки язычества в современной жизни белорусов7. В 2018 г. в магазинах ТОО «Евроопт» проводилась рекламная акция BONSTICKS-5. В качестве подарков покупатели получали игрушки, представлявшие собой героев мифов и легенд Беларуси. Коллекция содержала 60 героев: домашние, полевые, водяные, лесные, темные. Проведите исследование и определите, какие из них на самом деле существовали в мифологии древних обитателей Беларуси, а каких никогда не было. По итогам работы составьте свой справочник существ низшей мифологии белорусов.
Герои игры: Хатник, Хут, Возила, Баган, Поветница, Огневик, Воструха, Гуменник, Пунник, Евник, Дамася, Будимир, Поднор, Лазник, Белун, Поляся, Скарбник, Житень, Лёля, Тетя, Жиж, Водяник, Озерница, Багник, Жевжик, Русалка, Свитязянка, Баламутень, Аржавенник, Лозовик, Цмок, Малимон, Хобёр, Лихтарка, Железный человек, Вужалка, Кук, Лесун, Гаюн, Туросик, Ужиный царь, Гаёвки, Зазовка, Волколака, Капелюшник, Зюзя, Злыдень, Упырек, Меша, Гарцук.

Для работы воспользуйтесь энциклопедическими справочниками.

Источник

Языческое наследие в духовной культуре современной Беларуси: обычаи, обряды, суеверия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Апреля 2014 в 00:43, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной курсовой работы является изучение языческого наследия в духовной культуре современной Беларуси.
Объект: духовная культура современной Беларуси
Предмет: влияние язычества на духовную культуру Беларуси

Содержание

Введение…………………………………………………………… 3
Глава I. Языческое наследие в культуре Беларуси….…………. 5
1.1. Духовная культура и её роль в развитии общества………. 5
1.2. Истоки языческих традиций в Беларуси …………………….11
Глава 2. Особенности влияния язычества на духовную культуру
современной Беларуси……………………………………………..21
2.1 Языческие обычаи, обряды и суеверия в современной
Беларуси…………………………………………………………….21
2.2. Современное языческое возрождение в Беларуси…………..30
Заключение…………………………………………………………37
Список использованной источников.….………………………….38

Прикрепленные файлы: 1 файл

Копия Копия курсовая1.doc

Традиционно культуру принято подразделять на материальную и духовную. Под материальной культурой понимают технику, производственный опыт, а также те материальные ценности, которые в своей совокупности составляют искусственную среду обитания человека. Подвидами материально-культурных феноменов являются:

1) природные объекты, которые подверглись некоторому воздействию со стороны человека и изменили свою первозданную форму (рубило первобытного человека);

2) искусственно-природные объекты, которые сохраняют свою природную форму, но существуют так, как не встречаются в естественных условиях (японский сад камней);

3) синтетически-природные объекты, т.е. такие объекты, которые синтезированы из встречающихся в природе материалов (пластмассы);

4) социально-культурные объекты, сооружение которых предполагает использование природных и искусственных материалов (шоссейные дороги);

5) социально-материальные объекты, обслуживающие общество в производственной сфере (компьютеры, машины).

Духовную культуру можно классифицировать так же, как и материальную, т. е. на основании степени творчески-преобразующей деятельности создавшего ее человека. Исходя из этого критерия выделяют следующие подвиды духовной культуры:

1) произведения монументального искусства, обладающие материальной формой, которую придал художник естественно-природным
или искусственным материалам (скульптура, объекты архитектуры);

2) театральное искусство (театральные образы);

3) произведение изобразительного искусства (живопись, графика);

4) музыкальное искусство (музыкальные образы);

5) различные формы общественного сознания (идеологические теории, философские, эстетические, нравственные и др. знания, научные
концепции и гипотезы и т. д.);

6) общественно-психологические явления (общественное мнение, идеалы, ценности, социальные привычки и обычаи, и т. д.).

Относительная самостоятельность материальной и духовной сфер общественной жизни в отношении друг друга иногда приводит к переоценке роли и места материальной культуры общества и недооценке его духовной культуры. В противовес подобному подходу в последние годы в социологии получает все большее распространение понятие социокультурной сферы жизни общества.

Социокулътурная сфера понимается как ведущая сфера развития общества, аккумулирующая опыт предшествующих поколений и обеспечивающая социальную стабильность в течение достаточно длительного исторического периода.

Ученые вычленяют следующие функции данной сферы:

1) трансляционную (передача социальных ценностей из прошлого в настоящее, а из настоящего — в будущее);

2) селекционную (оценка и классификация унаследованных ценностей, определение их места и роли в решении проблем общества на данном этапе);

3) инновационную (обновление социальных ценностей и норм) [5, С.35].

Духовная сфера жизни общества охватывает различные формы и уровни общественного сознания, которые будучи воплощены в реальном процессе жизни общества и образуют духовную культуру. Можно выделить несколько основных (весьма условных) хронологических вех первоначального формирования сфер духовной культуры:

Это рубежи, обозначающие значимые перемены в процессе, который последовательно ведет к оформлению нормативных сфер духовной культуры (объективные истины) и к становлению ценностных сфер духовной культуры (субъективные ценности).

1.2. Истоки языческих традиций в Беларуси

Язычество в Беларуси никогда не исчезало. Оно и до настоящего времени остаётся глубинным фактором духовной и культурной жизни белорусов. Сегодня в условиях отсутствия монополии на эту жизнь со стороны христианства, а также давления атеистической идеологии, появилась возможность не только заниматься объективным изучением древних верований, но и открыто дискутировать об актуальности дохристианского мировоззрения в настоящее временя [19].

Хорошей иллюстрацией этому может быть правление князя Всеслава Чародея, рожденного «от волхвования». Нельзя отрицать того, что в своей политике он учитывал фактор новой веры, например, об этом свидетельствует возведение полоцкой Софии, но другие прямые и косвенные факты указывают на его причастность к древней религии. Это и ряд мифологических черт, известных из «Слова о полку Игореве» и народного эпоса, которые позволяют соотнести его фигуру с языческим князем-волхвом; тесные, союзнические контакты с некрещеными балтскими и прибалтийско-финскими племенами, а также вероятная связь между языческими волнениями на Балтике (в землях ободритов в 1066 г. и в Швеции в 1067 г.) и войной Всеслава против Ярославичей, где он в этих событиях мог выступать как потенциальный союзник шведского и ободритского языческого движения.

Народные традиции вызывали живой сентимент и среди аристократии. Магнаты Радзивилы вели свою родословную от Криве, а выдающийся представитель этой высокородной фамилии Криштоф Николай за свои военные победы получил почетное прозвище «Перун». Михалон Литвин, автор трактата «Об обычаях татар, литвинов и московитов» гордился тем, что в Литве, как и когда-то в Риме, «почитаются и святые пенаты, моря, лары, лемуры, горы, пещеры и святые рощи», он ностальгирует по стародавним обычаям и говорит, что под волной крещения погас огонь. Романтичное вдохновение языческим прошлым белорусско-литовского фая поздней было характерно для творчества Адама Мицкевича, Яна Чечота, Яна Борщевского, Теодора Нарбута, Адама Киркора, Констанции Скирмунт и др.

При этом, Ластовский с очевидной симпатией относился к кривскому язычеству: писал статьи и художественные произведения, посвященные древним верованиям, собирал фольклорный материал и даже намеревался изложить местный народный эпос, наподобие латышского «Лачплесиса», или финской «Калевалы». Разумеется, нельзя утверждать, что Ластовский на самом деле исповедовал язычество, но можно согласиться с тезисом, что «в лице Вацлава Ластовского имеем зачинателя. замешанного на кривицкой идее белорусского фундаментализма как определенной системы идей и ценностей. Этот тип мировоззрения проявился в идеализации, даже апологетике древнего кривицко-белорусского язычества, в критике христианского универсализма и космополитизма, в интенсивной национальном мифотворчестве, наконец, в фундаменталистской концепции белорусской истории и культуры, согласно которой Беларусь, или Кривия, началась в дохристианские века» [6, С. 23]. Можно предполагать, что сам Ластовский наиболее оптимальной религией для белорусов считал не католичество, православие или униатство, а «национальное» христианство, которое органично включало бы и языческий элемент. Именно на эту мысль наводит его «Патриотический молитвенник», особенно «Десять заповедей народных», которые, по сути, являются декалогом белорусского (кривского) этнонационализма, весьма далеким от христианских заветов.

Источник

«Язычество – просто еще один способ напомнить человеку о том, что мир – священный»

остатки язычества в современной жизни белорусов. Смотреть фото остатки язычества в современной жизни белорусов. Смотреть картинку остатки язычества в современной жизни белорусов. Картинка про остатки язычества в современной жизни белорусов. Фото остатки язычества в современной жизни белорусов

24-летний гомельчанин Дитрий Киреенко называет себя «язычником информационной эпохи» и уверен, что белорусская традиция может быть современной, модной и актуальной.

Язычник — это не обязательно чудак в льняной рубахе, который танцует вокруг костра и кричит «Гой ты есі…». Современные сторонники «тутэйшай» традиции носят обычную одежду, понимают первичную сингулярность и энтропию, пользуются смартфоном и нормально реагируют на поздравления с Рождеством и Пасхой.

Кто такой «язычник информационной эпохи»?

Это современный приверженец традиционной веры, открытый миру и продолжающий благородную миссию своих предков по его изучению.

С чего началось ваше увлечение язычеством?

Моими первыми книгами были детские энциклопедии. Астрономия, зоология, палеонтология и прочие естественные науки занимали меня с детства. Класса с четвертого увлекся мифологическими системами различных народов: греко-римской, древнеегипетской, скандинавской. На этой волне закономерно возник вопрос: а как же свое? Неужели у нас нет ничего подобного? Более серьезно вернулся к этой теме.

Белорусское язычество — какое оно?

Во-первых, оно есть, и оно живое. Просто приспособленное к современной жизни. Среди старшего поколения в сельской местности много людей, которые хоть формально и считают себя христианами, во многих аспектах остаются язычниками. Прежде всего, это касается обрядовых практик и миропонимания. На моем родном Посожье до сих пор хоронят Стрелу, женят Комина и водят Сулу, а в некоторых местах иконы Красного угла так и зовут богами. Ильей ты зовешь бога или Перуном — какая разница, если он всё еще остается грозным богом, что высекает из жерновов гром и охотится на змея, как и тысячу лет назад?

Вместе с этим присутствует и новое поколение — неоязычники. Обращаясь к старой традиции, мы вдыхаем в нее новую жизнь. Изучаем, вычленяем главное и адаптируем к условиям современного мира. Я знаю многих людей, кто прямо не ассоциирует себя с язычеством, но духом и делом верен ему. Притом это люди совершенно разных слоев населения и разных профессий. Среди знакомых мне язычников довольно много людей, связанных с творчеством и наукой.

остатки язычества в современной жизни белорусов. Смотреть фото остатки язычества в современной жизни белорусов. Смотреть картинку остатки язычества в современной жизни белорусов. Картинка про остатки язычества в современной жизни белорусов. Фото остатки язычества в современной жизни белорусов

В каких богов вы верите?

Во всех. Но почитаю больше тех, которых могу ощутить, которых могу увидеть и почувствовать. Неба (Бог) и Зямля, Сонейка и Месяц, Зара-Заранiца, Грымотнік (он же Перун), Змей (он же Вялес, Чёрт), Доля… На самом деле язычество — весьма гибкая система: с течением времени боги поднимались и опускались в своей иерархии, обзаводились новыми именами, а их функции часто кочевали от одного к другому. И сегодня важно изучить, понять и почувствовать это движение. Наши изыскания — это расплата за то, что в свое время наши предки не позаботились сохранить и передать в должной мере это знание.

С какими стереотипами о язычниках чаще всего приходится сталкиваться?

Наверное, самый главный стереотип заключается в том, что язычество должно быть чем-то необычным, таинственным, загадочным. Такая себе экзотика в рунических рубахах и с фаерболами. На самом же деле язычество для обывателя достаточно обыденно и неинтересно. Магия заключается не в пассах руками, формулах и огненных шарах, а в достаточно простых манипуляциях с окружающим миром: угоститься кутьей, вспахать реку, поднять камень, поставить топор на порог. Но стоит тебе овладеть языком мифа, как всё меняется: каждое явление или действие ты видишь насквозь, понимаешь их смысл и место в этом мире. Учишься не только воспринимать этот язык, но и разговаривать на нем.

Что ответите тем, кто уверен, что язычество — это глупость и мракобесие?

Ничего. Я перерос тот момент, когда хотелось что-то доказывать. Но, впрочем, можно заметить, что науки и искусство зародились именно в языческом обществе, а среди современных язычников достаточно много ученых, художников, музыкантов и прочих интересных и уникальных людей. Первоначально искусство и магия были вовсе не разделимы.

К сожалению, в нашей среде хватает также и почитателей околорелигиозного фэнтези. Концепции собственного превосходства, богоизбранности, великого прошлого играют на стремлениях человека самоутвердиться. Кроме того, вся эта информация обычно систематизирована и укладывается в пару книг, в отличие от огромнейшего количества академической литературы, над которой к тому же нужно еще поработать своей головой, переварить, выбрать наиболее правдоподобные (на твой взгляд) концепции и решить, «что же теперь делать вот с этим вот всем».

остатки язычества в современной жизни белорусов. Смотреть фото остатки язычества в современной жизни белорусов. Смотреть картинку остатки язычества в современной жизни белорусов. Картинка про остатки язычества в современной жизни белорусов. Фото остатки язычества в современной жизни белорусов

Чем может быть полезно язычество современному человеку? Всё же эта система верований формировалась в абсолютно иную историческую эпоху…

Но наш мир с того времени принципиально не поменялся. Мы живем, растим потомство и заботимся о родителях. Мы преобразуем природное в культурное в соответствии со своими потребностями, занимаемся искусством, добываем еду. Зато во многом поменялось отношение к миру. Язычество — просто еще один способ напомнить человеку о том, что мир — священный и мы должны нести ответственность за свои действия в нем. В современном язычестве много внимания отводится вопросам экологии, ибо Земля нас растит, дает кров и пищу. Порой люди забывают, что их действия будут влиять не только на их конкретную жизнь, но и на жизнь их потомков, а также на память об их предках. Язычество подчеркивает природу человека как творца, который сам волен строить свою жизнь и делать этот мир лучше.

Какие знания предков помогают лично вам?

«Не боги горшки обжигают», пожалуй, главная мудрость, которая помогает мне в жизни.

Языческие обряды сегодня зачастую ассоциируются с чем-то мрачным, зловещим, кровавым…

Боги среди прочих жертв принимали и кровь. Кровь — это жизнь, ее нельзя проливать направо и налево, и тем эта жертва была ценна. И если бы вы жили каких-нибудь полторы тысячи лет назад, вам бы это показалось не мрачным, зловещим и кровавым, а вполне приемлемым и обыденным. Но мы с вами живем сегодня и оцениваем с позиции современного человека, с изменившейся моралью и системой ценностей. Мы полностью принимаем этот аспект современной морали. И мы не за то, чтобы вернуть отжившее, а за то, чтобы уважать и сохранять живое.

К слову, обряды, особенно приуроченные к определенным праздникам (более точным здесь всё же будет белорусское слово «свята»), почти всегда сопровождаются весельем, танцами, играми и песнями. Каляды, Гуканне вясны, Купалле — разве можно хоть один из них назвать мрачным или зловещим? Странно было бы думать, что боги создавали этот мир и нас, чтобы после любоваться нашими кислыми минами. Тем не менее нельзя забывать, что веселье при проведении обряда не цель, а лишь средство.

С какой целью проводите обряды вы?

Каждый конкретный обряд имеет конкретную цель. Но если обобщать, то обряд — это действие, направленное на упорядочивание мира вокруг себя и получение доброй доли. Чтобы узнать действо, его нужно изучить: приходится копаться в литературе, этнографических материалах, и в результате приходит понимание того, что делаешь и зачем.

Обряд можно сравнить с конфетой: когда смотришь на нее, завораживает фантик, но самое вкусное — под ним. Наша задача — привести дизайн «фантика» в соответствии с эпохой, не изменяя проверенного временем рецепта. К примеру, пару лет назад поднимался интересный вопрос: зачем, скажем, программисту, проводить обряд благодарности богам за урожай? Может, он в жизни ни одного огурца не вырастил. Но урожай не всегда меряется огурцами. Для программиста это может быть успешный проект, для строителя — качественно сделанный и вовремя введенный в эксплуатацию объект. И если ты чувствуешь, что тебе была оказана для этого поддержка — почему бы не отблагодарить и не заручиться помощью на будущее?

остатки язычества в современной жизни белорусов. Смотреть фото остатки язычества в современной жизни белорусов. Смотреть картинку остатки язычества в современной жизни белорусов. Картинка про остатки язычества в современной жизни белорусов. Фото остатки язычества в современной жизни белорусов

Как относитесь к моде на вышиванки? Не делает ли это народные традиции и сакральные символы некоторой бездумной попсой?

Признаюсь, сперва действительно думал, что это так. Орнамент до сих пор до конца не изучен, матерые исследователи занимаются им всю жизнь и всё равно не могут многое объяснить, и вот кто-то берет и бездумно лупит на станке вот это всё. Мужская орнаментация на девушках? Знаки с рушников? «Вышитрусы»? Пипл схавает! Однако, когда «бум» прошел, производители начали более бережно и грамотно относиться к орнаменту. Теперь он стал настоящим «маркером» белоруса, идущего вперед и не забывающего свои корни. Правда, до сих пор встречаются нелепые курьезы, но отношусь уже к ним спокойнее. Кроме того, повальное увлечение орнаментом и вправду подтолкнуло многих людей к изучению своей культуры.

Как реагируете на поздравления с Рождеством и Пасхой?

Поначалу немного вводило в ступор, когда получал подобные поздравления от друзей и семьи. Но после пришло понимание: чем их боги менее реальны, чем мои? Ни в коей мере не являюсь противником христианства — среди христиан множество замечательных людей, в том числе и моих друзей. Но нельзя отрицать, что христианство относится весьма предвзято к моей вере.

Самый известный памятник язычества в Беларуси?

Пожалуй, самым известным я бы назвал камень Дзед, что сегодня стоит в Парке валунов в Минске. Раньше он стоял в районе стадиона Динамо, где находилось последнее городское языческое святилище Европы, куда еще в начале прошлого века стекались местные люди за помощью и советом.

Дуб Волат спилили, огонь погас, последний Севастей (это был собственный жреческий род!) исчез, а Дзеда перевезли в нынешний Парк валунов. Но и по сей день люди обращаются к нему — возле него можно увидеть подношения в виде конфет, зерна и денег.

Думаю, что Дзед сегодня вполне может сойти за один из символов современного язычества в Беларуси. Конечно, есть множество других святых камней, криниц, курганов и т.д., но именно Дзед олицетворяет живую веру, что пережила все невзгоды на своем пути.

В чем видите конечную цель вашей деятельности?

Надеюсь, что конкретно моя деятельность сможет открыть для белорусов мир во всей его многогранности и подчеркнуть при этом «свое». Чтобы мне не было стыдно перед потомками за ту Беларусь, в которой они будут жить.

Интересно почитать

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *