особенности жизни крымского ханства
Особенности жизни крымского ханства
Крымское ханство в период расцвета занимало не только Крымский полуостров, его владения распространялись на земли Северного Причерноморья, Приазовья и Прикубанья.
Государственное управление
Хан назначался турецким султаном. Глава ханства был владельцем всех земель.
Все важнейшие государственные вопросы решались не только ханом, но и в диване (подобие современной государственной думы, где заседали беки, мурзы и другая знать). Диван решал финансовые, военные и государственно-политические вопросы.
Диван мог быть малым и большим. В первом участвовали только приближенные к хану знатные люди, во втором – вся знать страны.
Немаловажным политическим деятелем был и муфтий – глава духовенства и представитель законодательной власти. Также значительную роль в политике играли женщины султана. Его сестра, мать или старшая жена имели влияние, сравнимое по значимости с влиянием главных должностных лиц государства.
В основе всей жизни ханства – ислам и законы Ясы (древние традиции), что помогло избежать влияния соседних государств на устрой страны, ее культуру и жизненные принципы.
Наука, искусство, обучение
Как и все восточные государства, Крымское ханство огромное внимание уделяло наукам и искусству. В школах-медресе изучали историю, риторику, литературу, астрономию, основы права, арабский язык и др.
Престижно было развивать в себе задатки поэта или музыканта. Крымские ханы очень любили диалоги, с удовольствием состязались в поэзии, чтили мастеров слова. Для оформления дворцов хана и жилищ знати приглашались художники, архитекторы и скульпторы из Европы.
Население Крымского ханства
Особенности жизни крымского ханства
Государственное управление
Хан назначался турецким султаном. Глава ханства был владельцем всех земель.
Все важнейшие государственные вопросы решались не только ханом, но и в диване (подобие современной государственной думы, где заседали беки, мурзы и другая знать). Диван решал финансовые, военные и государственно-политические вопросы.
Диван мог быть малым и большим. В первом участвовали только приближенные к хану знатные люди, во втором – вся знать страны.
Немаловажным политическим деятелем был и муфтий – глава духовенства и представитель законодательной власти. Также значительную роль в политике играли женщины султана. Его сестра, мать или старшая жена имели влияние, сравнимое по значимости с влиянием главных должностных лиц государства.
В основе всей жизни ханства – ислам и законы Ясы (древние традиции), что помогло избежать влияния соседних государств на устрой страны, ее культуру и жизненные принципы.
Наука, искусство, обучение
Как и все восточные государства, Крымское ханство огромное внимание уделяло наукам и искусству. В школах-медресе изучали историю, риторику, литературу, астрономию, основы права, арабский язык и др.
Престижно было развивать в себе задатки поэта или музыканта. Крымские ханы очень любили диалоги, с удовольствием состязались в поэзии, чтили мастеров слова. Для оформления дворцов хана и жилищ знати приглашались художники, архитекторы и скульпторы из Европы.
Население Крымского ханства
Крым: хищное Крымское ханство
Золотая Орда. Генуя
В XIV столетии Орда переживала кризис, вызванный исламизацией. Орда утратила значительную часть наступательной мощи, и её силы были направлены на внутреннюю грызню, которая в итоге и погубила великую державу.
После очередной междоусобной резни в шестидесятых годах XIV века Золотая Орда была разделена на две части — восточную и западную (на Руси эту междоусобицу назвали «великой заметней»). В западной части — в Северном Причерноморье и Крыму — власть захватил темник Мамай, опиравшийся на половцев, которые в это время получили название «татары», ясов и касогов. Мамай был женат на дочери золотоордынского хана Бердибека и хотя не был из рода Чингисхана, но претендовал на ханскую власть. Его союзником была Генуя, создавшая колонии по всему южному побережью Крымского полуострова. Транзитная торговля и контроль над коммуникациями превратили Мамая в богатейшего вельможу, который мог содержать огромную армию и сажать на ханский престол своих марионеток.
Большое значение в этот период в Крыму приобрела Генуэзская республика. Генуя, торговый город-порт на берегу Лигурийского моря в Северной Италии, к началу XII столетия превратилась в крупную морскую державу. Победив своего конкурента Венецию, Генуя стала монопольным хозяином морских торговых путей, которые проходили вдоль Крыма. Византия во второй половине XII века предоставила Генуе исключительные права в Чёрном море. Венеция утратила свои владения в Крыму. В середине XIII века ордынцы передали во владение генуэзцам небольшой прибрежный поселок Феодосию. Генуэзцы назвали город Кафой и превратили его в свой главный опорный пункт в Крыму. Затем генуэзцы заключили договор и с Константинополем, который ранее владел южной частью Крыма. Византийцы в это время нуждались в помощи и постоянно уступали Генуе и Венеции, поэтому генуэзцы получили округ с Кафой во владение, и право монопольной торговли в Причерноморье было подтверждено.
В конце XIII века Венеция и Генуя снова вступили в войну за сферы влияния. Венецианская республика была разбита. 1299 году итальянские города-государства подписали «вечный мир». Генуя осталась единственной хозяйкой торговых коммуникаций Северного Причерноморья и Крыма. Ордынцы несколько раз пытались выжить наглых «гостей», но те уже хорошо укрепились и устояли. В итоге Орде пришлось смириться с наличием генуэзских земель в Крыму. Венецианцы в середине XIV века смогли проникнуть в Крым, но большого влияния не добились. Во время «замятни» в Орде генуэзцы расширили свои владения в Крыму. Они захватили Балаклаву и Судак. В дальнейшем в руках предприимчивых итальянцев оказалось все крымское побережье от Керчи до Балаклавской бухты под Севастополем. На южном берегу полуострова генуэзцы основали и новые укрепленные пункты, включая Воспоро, основанный на месте бывшего Корчева. В 1380 году ордынский хан Тохтамыш признал все территориальные захваты генуэзцев.
Время от времени ордынцы захватывали и разоряли опорные пункты генуэзцев. В 1299 году войска Ногая разорили Кафу, Судак, Керчь и Херсонес. Громил итальянские владения хан Тохта. В 1395 году Железный Хромец разгромил Кафу и Тану (современный Азов). В 1399 году властителем Золотой Орды стал главнокомандующий ее войсками эмир Едигей, в этом же году он совершил поход на Крым, во время которого разгромил и сжег многие его города. Херсонес поле этого погрома больше не восстановился и через несколько лет прекратил существование. Однако огромные прибыли от посреднической торговли позволяли генуэзцам вновь и вновь отстраивать свои опорные пункты. Кафа в конце XIV века была крупным городом и насчитывала около 70 тыс. человек.
Генуэзцы поддержали Мамая в походе на Русь, выставив наёмную пехоту. Однако в Куликовской битве армия Мамая потерпела сокрушительное поражение. После этого Мамай потерпел поражение от войск Тохтамыша. Он бежал в Кафу к своим союзникам. Однако они его предали. Мамая убили.
В начале XV столетия шла борьбе между Тохтамышем и Едигеем. После гибели Тохтамыша, борьбу продолжил его сын Джелал ад-Дин. Крым не раз становился ареной ожесточенных схваток. Различные претенденты на ордынский престол считали Крым, из-за его изолированного положения, наиболее надежным убежищем в случае поражения. Они охотно раздавали земли на полуострове своим сторонникам и приближенным. Сюда стекались остатки разбитых войск, отрядов различных ханов, претендентов на престол, военачальников. Поэтому тюркский элемент постепенно занял господствующее положение в Крыму и освоил не только степную часть полуострова, но и проник далее к гористому побережью.
Генуэзская крепость Кафа
Крымское ханство
В первой половине XV века Золотая Орда как единая держава прекратила существование. Появилось несколько государственных образований со своими династиями. Самым большим осколком была Большая Орда, занявшая степи между Волгой и Днепром. В междуречье Иртыша и Тобола образовалось Сибирское ханство. На средней Волге возникло Казанское царство, занявшее земли бывшей Волжской Булгарии. От Большой Орды отпали ногаи, кочевавшие по берегам Азовского и Черного морей. Крымский улус также стал самостоятельным.
Родоначальником крымской династии стал Хаджи I Гирей (Герай). Хаджи Гирей был из рода Чингиса и проживал в Великом княжестве Литовском и Русском. В 1428 году Хаджи Гирей при поддержке великого князя литовского Витовта захватил Крымский улус. Литве были выгодно поддерживать часть ордынской элиты, сея смуту в Орде и прибирая к рукам её области в бывшей Южной Руси. Кроме того, Крым имел важное экономическое значение. Однако войска Улу-Мухаммеда выгнали его. В 1431 году во главе нового войска, собранного в Литовском княжестве, Хаджи Гирей предпринял новый поход в Крым и занял город Солхат (Кырым, Старый Крым).
В 1434 году хан Золотой Орды Улу-Мухаммед снова разбил Хаджи Гирея, тот бежал в Литву. Тем временем в причерноморских степях продолжались усобицы ханов. Татарские войска несколько раз опустошали полуостров. Около 1440 года крымско-татарская знать во главе со знатными кланами Ширин и Барын попросила великого князя Казимира отпустить Хаджи Гирея в Крым. Хаджи Гирей был посажен на трон литовским маршалком Радзивиллом. С 1441 года Хаджи Гирей правил в Крыме. После нескольких лет борьбы с ханом Большой Орды Сеид-Ахмедом, Крымское ханство окончательно стало независимым. Хаджи Гирей заключил союз с Феодоро, направленный против генуэзской Кафы, помог отбить Каламиту. Кроме того, Крымское ханство было в союзе с Литвой в противостоянии с Большой Ордой. Хаджи Гирей нанес ряд тяжелых поражений ханам Большой Орды Сеид-Ахмеду и Махмуду, к нему перебежало большое количество воинов, что серьёзно увеличило военную мощь нового ханства. Действия Хаджи Гирея способствовали окончательному развалу Орды.
Столицей ханства стал город Крым-Солхат. Недалеко от Чуфут-Кале, на берегах реки Чуруксу Хаджи Гирей основал «Дворец в садах» — город Бахчисарай, который стал при его сыне Менгли Гирее новой столицей ханства. Большинство населения ханства составили крымские татары. Первое упоминание этого этнонима — «крымские татары» — отмечено в начале XVI века в работах С. Герберштейна и М. Броневского. До этого кочевое население Крыма называли «татарами». Крымские татары сформировались как народность в Крым в XV-XVII вв., то есть это очень молодой народ.
Основу «крымских татар» составили ассимилированные и издревле здесь жившие потомки арийцев — киммерийцев, тавров, скифов, сарматов, аланов, готов, славян, а также бежавших на полуостров обломков племен хазар, печенегов, половцев. Сыграли свою роль и волны миграции тюрков с Малой Азии. Ордынцы-«татары» объединили всех политически, а ислам — идеологически. В итоге тюркизация и исламизация привела к появлению крымско-татарской народности.
Последние генетические исследования это подтверждают. На основе наследования по Y-хромосоме большинство крымских татар относится к гаплогруппе R1a1 (арийская гаплогруппа, сформировавшаяся в Южной России). Затем значительную долю среди татар Крыма имеют носители гаплогрупп J1 (ближневосточная группа, характерная для евреев) и G (западнокавказская). Также имеет значительный процент гаплогруппа J2 (ближневосточная группа), уступает ей гаплогруппа C, характерная для Центральной Азии. Таким образом, этнографическая основа у крымских татар — арийская. Однако присутствует большой процент «хазар», «черкесов» и тюрков. Тюркизация и исламизация в течение нескольких столетий всех превратила в «крымских татар». Этому удивляться не стоит. Все процессы управляемы. Буквально на наших глазах из части русского народа с успехом создают отдельный этнос — «украинцев». А также конструируют «поморов», «казаков» и «сибиряков».
В южной части Крыма ассимиляция шла медленнее. Здесь в сельской местности преобладали христиане. Поэтому там довольно долго жили ещё греки, армяне, готы итальянцы, славяне, выходцы из Кавказа и др. Однако к моменту присоединения Крымского полуострова к Российской империи практически все были ассимилированы, устояли только общины греков и армян, но и они были обречены, если бы не вхождение состав России. Так последние готы исчезли в XVIII веке.
Паразитарный характер Крымского ханства
На территории Крымского ханства возникло несколько форм распределения земли: ханское землевладение, владения знати (бейлики) и мурзинские земли, земли османского султана, вакуфные земли, принадлежавшие духовенству и общинные земли. Крымской знати — родам Ширин, Барын, Аргын, Седжеут, Мангит и др., принадлежали довольно крупные земельные владения. Их владельцы беки были богаты и имели возможность содержать большие отряды. Они стояли во главе ведущих родов, объединявших племена. Беки владели землей, что обеспечивало их власть над скотоводами, т. н. «чёрным народом», они имели право суда, устанавливали размеры налогов и барщины. От беков зависели и военные дворяне. Именно беки определяли политику ханства, часто решали судьбу крымских ханов. Кроме того, в крымскую элиту входили огланы — царевичи-чингизиды, военные дворяне (мурзы), мусульманского духовенство (муллы) и богословы-улемы.
Официально вся власть принадлежала хану и ханскому совету (дивану), в который входили сам хан, калга-султан — второе по значимости лицо в ханстве (наследник, его назначал хан из числа братьев, сыновей или племянников), старшая жена или мать хана, муфтий — глава мусульманского духовенства, главные беки и огланы. Третьего по значимости после хана и калги лица в иерархии Крымского ханства, второго наследника престола называли нуррадином-султаном (нурэддин).
Надо отметить, что генуэзские купцы и потомки хазар на первых порах сыграли ведущую роль в становлении работорговли на полуострове. Крымские порты на долгие столетия превратились в ведущих поставщиков живого товара — русских, польских, черкесских (кавказских), татарских (в степи постоянно шли усобицы) девушек и детей. Мужчин продавали намного меньше: здоровые мужчины сопротивлялись до последнего, стоили меньше, да и были источником бунта и всяческого неповиновения. Женщин и детей было намного легче «выдрессировать». Живой товар в основном не оставался в Крыму, а вывозился в Османскую империю, Южную Европу, в Персию и Африку.
Большую роль в становлении хищническо-разбойного Крымского ханства (Разбойно-паразитическое Крымское ханство и борьба с ним) сыграла Османская империя. Период становления Крымского ханства совпал со временем становления могущественной османской державы, которую тогда боялись почти во всей Европе. Уже в 1475 году сын Хаджи-Гирея Менгли-Гирей признал себя зависимым от султанской власти. Крымское ханство стало вассалом империи османов. Практически одновременно в Крыму были ликвидированы другие государственные образования. Османский султан Мехмед II Завоеватель организовал экспедицию в Крым для борьбы с генуэзцами. Турецкий десант при поддержке крымских всадников осадил Кафу, крепость вскоре капитулировала. Пали и другие опорные пункты генуэзцев. Турки захватили столицу христианского княжества Феодоро — Мангуп. Всё население города было вырезано или продано в рабство. В дальнейшем все жители княжества были исламизированы и ассимилированы. Генуэзские земли, Феодоро, также ряд крупных городов и крепостей Причерноморья, Приазовья и Кубани непосредственно стали частью Османской империи. В стратегически важных местах османы построили сильные крепости или использовали уже имеющиеся. Таким образом, они превратились в реальных хозяев Крыма и всего Причерноморья. Ханы стали назначаться, смещаться по воле султанов. Многие крымские царевичи постоянно жили в Константинополе, чтобы понравиться султану и занять трон.
Константинополю было выгодно поощрять агрессию Крымского ханства против Русского государства и Польши. Удары крымских татар в основном приходились по южным и западным русским землям, бывшим в составе Речи Посполитой, хотя бывало, что захватчики прорывались и собственно польские земли. Крымское ханства должно было помочь Блистательной Порте в период её расцвета продвинуться дальше на восток. Кроме того, работорговля приносила большие барыши османским купцам. Позднее, когда Османская империя утратила большую часть наступательного потенциала, Крымское ханство позволяло удерживать контроль над Северным Причерноморьем. С другой стороны, военные гарнизоны, ударные отряды янычар, османская артиллерия усиливали военную мощь Крымского ханства, что позволяло ему долго сдерживать давление Русского государства.
Земледельческим трудов в Крыму занималось в основном зависимое население, которое подвергалось ассимиляции, исламизации и постепенно превращалось в «татар». Сами крымские татары предпочитали занятие «благородных людей» — разбойные набеги с целью захвата полона, что было весьма прибыльным делом. Понятно, что почти вся прибыль уходила в карманы знати, «чёрный народ» едва сводил концы с концами. В степных районах Крыма было развито животноводство, в первую очередь разведение овец и коней, но этим занимались нищие пастухи. Основой же экономики ханства на долгий период времени стала торговля живым товаром. С конца XV века крымские отряды стали совершать регулярные набеги и масштабные походы на соседей — Кавказ, Русское государство, земли подвластные Польше. Людей угоняли и во время конфликтов с другими степняками.
Посланник короля Польши Мартин Броневский, несколько месяцев живший в Крыму в 1578 году, отмечал: «Народ этот хищный и голодный, не дорожит никакими клятвами, ни союзами, ни дружбой, но имеет в виду только свои выгоды и живет грабежами и постоянной изменническою войною».
Набеги обычно устраивали летом, когда основная масса людей (крестьяне) участвовала в полевых работах и не могла быстро спрятаться в городах или лесах. Вперёд выслали разведку, если путь был свободен, выходили основные силы орды или набегового отряда. Обычно орда шла в поход не для ведения боевых действий. Если противник узнавал о противнике и успевал вывести на границу значительные силы, татары обычно не принимали боя и уходили, или старались обхитрить врага, обойти его, прорваться в тыл, быстро ограбить селения, захватить пленных и уйти от ответного удара. Легковооруженные всадники обычно успешно уходили от ударов тяжелых дружин и полков.
Прорвавшись в русские земли, всадники устраивали загонную охоту (облаву). Города и крепости обходили. Села брали с ходу или поджигали, а затем рубили тех, кто сопротивлялся, грабили и уводили в плен людей. Взрослых пленников и молодежь гнали как скот, расставляли в ряды по нескольку человек, связывали им назад руки сыромятными ремнями, сквозь эти ремни продевали деревянные шесты, а на шеи набрасывали веревки. Затем держа за концы веревок, окружали всех несчастных цепью всадников и гнали по степи, подхлестывая нагайками. Такой мучительный путь «отсеивал» слабых, больных. Их убивали. Наиболее ценный «товар» (детей, молоденьких девушек) везли. Достигнув относительно безопасных земель, где они уже не ждали погони, сортировали и делили «товар». Больных, пожилых сразу убивали или отдавали молодежи — для «тренировки» хищных навыков.
Находившийся в польско-татарской армии во время похода короля Яна Казимира на Левобережную Украину в 1663—1664 гг. герцог Антуан де Грамон оставил описание этого процесса. Разбойники убили всех стариков, которые были не способны к тяжелой работе, здоровых мужчин оставили для турецких галер (на них использовали рабов как гребцов). Молодых мальчиков оставили для «наслаждений», девушек и женщин — для насилия и продажи. Раздел пленных проходил по жребию.
Английский посланник в Русском государстве Д. Флетчер писал: «Главную добычу, которой татары домогаются во всех войнах своих, составляет большое количество пленных, особенно мальчиков и девочек, коих они продают туркам и другим соседям». Для перевозки детей крымские татары брали большие корзины, ослабевших или заболевших в дороге пленников безжалостно убивали, чтобы не задерживаться.
На полуострове полон продавался на невольничьих рынках. Крупные рынки были в Кафе, Карасубазаре, Бахчисарае и Гёзлеве. Купцы-перекупщики — турки, евреи, арабы, греки и др., скупали людей по минимальной цене. Некоторая часть людей оставлялась в Крыму. Мужчины использовались на тяжелых и грязных работах: добыча соли, рытье колодцев, сбор навоза и т. д. Женщины становились обслугой, в том числе сексуальными рабынями. Большую часть полона развозили по другим странам и регионам — в Порту, её многочисленные провинции — от Балкан и Малой Азии до Северной Африки, Персию. Славянские рабы попадали в Среднюю Азию, Индию. Во время перевозки морем с «товаром» не церемонились, более или менее нормальные условия создавались только для наиболее драгоценного «товара». Большое число рабов и «неистощимый» источник «товара», как и в торговле неграми из Африки, окупало все расходы. Поэтому смертность была ужасная.
После перевозки мужчин отправляли на галеры, где скудная пища, болезни, изнурительный труд и побои быстро их убивали. Часть отправляли на земледельческие и иные тяжелые работы. Некоторых превращали в евнухов, прислугу. Девушек и детей скупали в качестве прислуги и для плотских утех. Незначительное число красавиц имело шанс стать законной женой. Так, до сих пор у многих на слуху имя Роксоланы. Анастасия-Роксолана стала наложницей, а затем женой османского султана Сулеймана Великолепного, матерью султана Селима II. Она оказывала большое влияние на политику мужа. Однако это было редкое исключение из правил. Славянок-рабынь в Османской империи было так много, что многие турки стали их детьми и внуками, включая видных военных и государственных деятелей.
О современных крымских татарах
Присутствие татар заметно и на улицах города: татарские женщины обязательно покрывают голову, руки и плечи, когда выходят в город, и даже так они одеты дома. Они не носят никаких специальных видов одежды, как женщины-масульманки в многих арабских странах, просто волосы должны быть прикрыты, и не должно быть открытых частей тела. Многие крымские татарки имеют очень тонкие, удлиненные черты лица и вообще очень красивы.
Семья обязательно живет целым кланом: жена, муж, свекровь, свекр, сын, маленькие дети, а иногда еще и другие престарелые родственники. Для крымских татар огромную роль играет их история и национальная культура, традиции и обычаи: например, в в их поселке даже есть небольшой музей, посвященный репатриации татар в Крым. Многие из них прекрасно говорят на русском языке, но некоторые разговаривают с сильным акцентом. Без исключения все они владеют своим родным языком.
Крымские татары дружелюбны, особенно если вы сами демонстрируете позитивный настрой. Но, в свой личный внутрисемейный мир они предпочитают посторонних не допускать.
Крымские татары делятся на три субэтнические группы: степные татары или ногайцы (ногъай), предгорные и горные татары (таты) и южнобережные (ялыбойлю), относящиеся к переднеазиатской расе большой европеоидной расы. Степные татары имеют небольшую примесь монголоидной крови.
Основным занятием крымских татар все века являлось земледелие. На южном берегу, в горных и предгорных районах Крыма, они занимались садоводством, виноградарством, табаководством, сеяли пшеницу и лен. В степных районах Крыма было особенно развито животноводство, прежде всего — разведение овец и коней.
Обоз в степи. Акварель Карло Босолли (середина 19 века):
Передвижение крымских татар на верблюдах и лошадях по степи:
Гора Столовая (Ак-Кая) недалеко от Карасубазара (сегодня город Белогорск). К очередной годовщине восшествия Екатерины Второй на престол (28 июня 1793 года) было приурочено принятие присяги на верность императорскому дому. Беи, мурзы и священнослужители были собраны на плоской вершине горы Ак-Кая, где наместник России на Юге России Григорий Александрович Потемкин довел до их сведения приказ о принятии жителей Крыма в российское подданство:
На улицах Карасубазара, 1920-е годы:
Теперь поселок разросся. Над крышами гордо развевается татарский флаг. Официальное право собственности на землю и дома жители поселка получили совсем недавно, после 2014 года, уже во время российского правления.
О религии, о жилищах крымских татар
В это время в столице улуса начинают возводиться мечети, медресе (высшее мусульманское духовное училище). Здесь в 1314 г. (в Солхате) было начато сооружение мечети, названной в честь самого хана Узбека. «[1]
Татарские дома и их интерьер на старинных картинах, гравюрах и акварелях, фото.
Южный базар. Картина Премацци Луиджи, 1961 г:
Внутри крымскотатарского жилища. Картина Вильгельма Кизеветтера, 1845-1847 гг:
Крымскотатарский дом в деревне Алупка. Художник Карло Босолли, акварель (середина 19 века):
Татарский дворик в Крыму. Картина Никонора Чернецова:
Интерьер дома у приазовских татар – ногаев. Гравюра Даниеля Шлаттера. 1822-1828 гг:
Кухня приазовских татар – ногаев. Гравюра Даниеля Шлаттера. 1822-1828 гг:
Интерьер крымскотатарского дома в с. Капсихор. Картина Раффе 1837-1846 гг:
Комната в доме мирзы в Байдарской долине. 1856 г:
Внутреннее убранство крымскотатарского дома. 1893 г:
Внутренний вид крымскотатарского дома:
Спальня в доме богатого татарина. Деревня Кизилташ под Ялтой. Фото начала XX в:.
Крымская татарка в доме:
Спальня в крымскотатарском доме. Фото начала XX в.
Кухня (она же – столовая) на верхнем этаже крымскотатарского дома. Фото начала XX в:
Рабочая комната на нижнем этаже крымскотатарского дома. Фото начала XX в.:
Фото и картины крымскотатарских жилищ большей частью отсюда и из других открытых источников.
И еще две картины и один рисунок известных художников, представляющие скорее художественную ценность, чем описательную.
Крымский вид. В. М. Васнецов (брат А. М. Васнецова):
Сакля в Алупке. Исаак Левитан:
Сакля. Рисунок Ивана Шишкина:
Современный дом крымских татар:
Мечеть Коккоз Джами (село Коккоз – Соколиное)
Большая ханская мечеть (Бахчисарай)
Одно из самых ярких сооружений резиденции крымских ханов в Бахчисарае. Находится на территории Ханского дворца. Мечеть была построена в 1532 г. Сахибом I Гераем, чье имя она долгое время носила.
Мечеть Кебир Джами (Акмесджит – Симферополь)
Старейшее здание Акмесджита (Симферополя). Святыня была построена по заказу хана Менгли I Герая зодчим Хаджи Абдурахим-Беком в 1508 году. Об этом свидетельствует сохранившаяся надпись на портале мечети. На протяжении многих лет мечеть подверглась реконструкции несколько раз.
После Второй мировой войны Кебир Джами находилась в запущенном состоянии. В течение нескольких лет мечеть использовалась в качестве переплетной мастерской. После возвращения крымских татар из депортации началось возрождение старой мечети. В 1989 году Кебир Джами была возвращена мусульманской общине.
Мечеть Корбек Джами (с. Корбек – Изобильное)
Восстановленная соборная мечеть в селе Корбек (Изобильное) под Алуштой. Минарет мечети разрушили еще в начале ХХ века, а само здание мечети был сожжен в 1994 году. Культовый объект восстановил турецкий предприниматель Мурат Улькер – крымский татарин по происхождению, внук последнего имама Корбек Джами Девлета-хаджи Ислама, он в 1933 году уехал в Турцию. При строительстве мечети использовали редкие породы дерева. Все надписи арабской вязью, михраб и портал на входе в мечеть покрыты сусальным золотом.
Список использованной литературы будет приведен во 2-й части поста.