особенности экономической жизни арабских стран в xvi xvii вв
Особенности экономической жизни арабских стран в xvi xvii вв
XVI век ознаменовал важные изменения в политической ситуации на Ближнем Востоке и в Северной Африке. Арабские области, за исключением Марокко и некоторых районов Аравийского полуострова, были завоеваны и включены в состав Османской империи в качестве провинций с различным статусом. Прежние политические, экономические и культурные центры арабских стран стали терять свое былое значение.
«Революция цен» в Европе оказала также отрицательное влияние на экономическое состояние Османской империи. Ее последствиями были подорожание продовольствия, главным образом зерна, обесценение местной монеты, увеличение налогообложения податного населения, ухудшение в целом экономического положения империи.
В этих условиях развертывается деятельность крупного арабского мыслителя Абд ал-Ваххаба аш-Ша’рани (или Ша’равии) (1493-1565). Абд ал-Ваххаб изучал право и богословие, занимался у самых выдающихся правоведов своего времени, вступил на путь суфиев. В 1551 г. был учрежден вакф в пользу нового медресе, куда был приглашен Ша’рани. Доходами вакуфных земель мог пользоваться сам Ша’рани и его потомство. Тем не менее Ша’рани отличался большой скромностью в пище и в одежде. При медресе жили его последователи, к нему стекались толпы нищих и калек, которых он одевал и кормил.
Недоброжелатели из богословских кругов обвиняли Ша’рани во введении новшеств, которые не согласуются с Кораном и Сунной. Однако Абд ал-Ваххабу Ша’рани удалось отвергнуть эти обвинения. Помимо проповеднической деятельности он занимался научно-литературным творчеством. Известно, что он написал свыше 70 сочинений, часть которых не сохранилась.
Жизнь и деятельность аш-Ша’рани была тесно связана с простым народом, с крестьянами, ремесленниками, странствующими суфиями. Это обстоятельство наложило отпечаток на все его творчество. Он обличал тех богословов, которые пользовались своим влиянием для получения доходных должностей или совмещения нескольких должностей не только в разных мечетях, но и в разных городах. Выступал против незаконных поборов, которыми правители облагали земледельцев, ремесленников, купцов, против установления круговой поруки в деревне, против грабительской политики в отношении крестьян, когда помимо налогов они вынуждены правительственным агентам-чиновникам отдавать все: молоко, сало, птицу, скот. И «дело доходит до того, что им приходится продавать даже пряжу своих жен». Ша’рани рисует неприглядную картину жизни и в городах. Он пишет, что «купцы по три дня и более сидят без почина и с трудом добывают пропитание себе и своим семьям. Обремененные всякими обязательствами по уплате внаем торгового помещения и поборами в пользу должностных лиц, они в большинстве случаев живут за счет своего основного капитала».
* ( Шмидт А. Э. Абд-ал-Ваххаб-аш-Ша’рани (973/1565 г.) и его Книга рассыпанных жемчужин. СПб., 1914. С. 8; Kremer A. de. Notice sur Sha’rany // Journal Asiatique. Ser. 6. T. X. 1868. P. 253-271.)
Хотя Абд ал-Ваххаб аш-Ша’рани выступал с резкой критикой незаконных, на его взгляд, действий правительственных чиновников, он все же считал, что нужно с должным почтением относиться ко всяким представителям власти, так как признавал божественное происхождение власти.
Абд ал-Ваххаб аш-Ша’рани с большой симпатией относился к трудящимся, заявляя, что ремесленников и земледельцев ставит выше лицемерных и корыстолюбивых шейхов. Однако при всех своих симпатиях к угнетенным и обездоленным аш-Ша’рани косвенно выступает за неприкосновенность частной собственности, чужого имущества, в то же время считая грехом, если кто-либо желает улучшить свое экономическое положение.
* ( Шмидт А. Э. Абд-ал-Ваххаб-аш-Ша’рани (973/1565 г.) и его Книга рассыпанных жемчужин. СПб., 1914. С. 211, 224-225, 173, 199.)
Несомненной заслугой аш-Ша’рани является то, что состояние культурной жизни он связывал с условиями экономического развития страны, считая, что в условиях тяжелого экономического гнета, злоупотреблений и низведения крестьян и ремесленников до нищенского уровня не могут в полной мере развиваться науки и литература. Ша’рани в своих сочинениях сравнивает положение в Египте при турецком господстве с предшествующим временем и подчеркивает, что именно османское завоевание положило конец благополучию и открыло двери всякому злу. По его словам, ремесленников облагают такими налогами, которые превосходят доходы от ремесла, с крестьян взимают непомерные подати. С любой собственности, с домов, с земель могут взыскать налоги за год вперед, и в конце концов человек бывает вынужден воскликнуть: «Как счастлив тот, у кого нет никакого имущества!» Аш-Ша’рани показывает объективную действительность, однако он не в состоянии объяснить глубинные причины бедственного положения трудящихся.
При всей своей враждебности к угнетению, при своей симпатии и любви к угнетенным аш-Ша’рани все же остается на позициях пассивного протеста, советуя массам терпеть притеснения в надежде на царство небесное.
Особенности экономической жизни арабских стран в xvi xvii вв
1. Арабские страны в составе Османской империи на рубеже средневековья и нового времени.
2. Территория и границы расселения арабских народов.
3. Общественно-экономический строй и политический статус арабских стран в составе Османской империи.
4. Османское владычество в арабских странах и его влияние на их развитие.
1. Восток в новое время: экономика и государственный строй. М., 1968.
2. Государственная власть и общественно- политическая структура в арабских странах: история и современность. М., 1984
3. Данциг Б. К вопросу о капитуляциях на Ближнем Востоке // Ближний Восток. М., 1976.
4. Иванов Н. О типологических особенностях арабо- османского феодализма // Народы Азии и Африки. 1976. № 3.
5. История Востока. В 6-ти т. Т. 3: Восток на рубеже средневековья и нового времени. М., 1999.
6. Луцкий Б. В. Новая история арабских стран. М., 1965; 1966.
В начале XVI в. почти вcе арабские страны были завоёваны турками и вошли в состав Османской империи. В 1514 г. турецкая армия султана Селима Явуза (Грозного) завоевала Северный Ирак. В 1516 г. она отвоевала у египетских мамлюков Сирию и Палестину. В 1517 г. турки разгромили мамлюкскую армию и, уничтожив мамлюкское государство, покорили Египет и Хиджаз.
Завоевание арабских стран османами продолжалось и при преемнике Селима Явуза султане Сулеймане Кануни (Законодателе). В 1520 г. турецкий пират Хайраддин, по прозвищу Барбаросса (Рыжебородый), подчинил себе Алжир и объявил себя вассалом османкого султана. С 1533 г. в Алжир присылались из Стамбула наместники султана – бейлербеи. В 1534 г. турки сделали первую попытку подчинить себе соседний с Алжиром Тунис. Но отбитые испанцами, они окончательно завладели этой страной лишь в 1574 г. К 1551 г. относится захват Турцией Триполи.
Турецкая экспансия распространилась и на Аравийский полуостров. В 1532 г. османы завоевали Йемен, а вскоре подчинили себе сомалийское побережье Красного моря. Мосул послужил отправным пунктом для турецкого продвижения в сторону Южного Ирака. Вековая борьба между Османской Турцией и Сефевидским Ираном за Ирак закончилась в 1638 г. победой Турции. Вслед за Ираком турки подчинили себе Аль-Хасу на берегу Персидского залива.
Таким образом, всего за сто с небольшим лет почти все арабские страны, за исключением Марокко на западе, Внутренней Аравии и Омана на Аравийском полуострове, были включены в состав Османской империи. Марокко, Неджд и Оман так и остались независимыми от Турции. Все остальные арабские страны в течение трех-четырех веков испытывали на себе турецкий феодальный гнет, который в XIX и XX вв. сменится еще более тяжелым колониальным гнетом европейских капиталистических держав.
Что привлекало османских завоевателей в арабские страны? Прежде всего стремление к феодально-крепостнической эксплуатации арабских народных масс. Затем – выгодное положение арабских стран на мировых торговых путях. Укрепившись в Алжире, Тунисе и Триполи, османские феодалы могли не только вести обширную торговлю с европейскими странами, но и успешно, вытесняя европейцев, пиратствовать на Средиземном море. (Это была эпоха первоначального накопления капитала, когда пиратство было неотделимо от морской торговли). Наконец Египет, Сирия и Ирак были важнейшими узлами транзитной торговли между Европой и Востоком, которая хотя и несколько пришла в упадок после открытия прямого морского пути в Индию (вокруг мыса Доброй Надежды), но все еще приносила большие доходы.
Различные арабские страны находились в разной степени зависимости от Османской империи. Алжир, Тунис, Триполи формально считались османскими провинциями, но уже к началу XVII в. они добились фактической независимости от Порты. К середине XVII в. турки потеряли реальную власть в Йемене. Даже в Сирии, Палестине, Египте и Ираке, где сидели турецкие правители – паши, власть Порты нередко была чиста номинальной. То против султана устраивали заговоры паши, то местные арабские феодалы поднимались против турецких пашей, а время от времени могучие народные восстания потрясали из конца в конец Османскую империю.
Стремясь создать себе опору в арабских странах, турки, как правило, сохраняли общественный строй, который был у покоренных народов в момент завоевания. Земля и власть по-прежнему оставались в руках местных феодалов. Как и в любом феодальном обществе, система землевладения в арабских провинциях Османской империи была чрезвычайно сложной. Все земли делились на три основные группы: государственные земли (мамлекет или мири), верховным собственником которых считался султан. Земли религиозных учреждений (вакфы в Сирии и Ираке, вакфы или ризки в Египте, хабусы в Северной Африке), частновладельческие земли (мульк). Кроме того, в некоторых странах сохранялась общинная собственность на землю.
Частновладельческих земель было сравнительно немного. Их собственники могли распоряжаться ими по своему усмотрению: продавать, дарить и завещать. С мульковых земель государство взимало лишь земельный налог: ушр (десятину) или харадж, который достигал иногда половины урожая. Харадж исчислялся либо исходя из фактического урожая (аль-харадж аль-мукассам), либо был фиксированным, для единицы площади (аль-харадж аль-муваззаф). Немусульмане выплачивали также джизью. Мульковые земли принадлежали, как правило, крупным помещикам и обрабатывались крестьянами на основе издольщины.
В момент турецкого завоевания в некоторых арабских странах еще сохранялась общинная собственность на землю. В районах кочевого животноводства — в Северной Африке, в Ираке, в Аравии — пастбища представляли коллективную собственность бедуинских родов. Уничтожая общинную собственность на землю, турецкие завоеватели часто сохраняли арабскую феллахскую общину как придаток к системе феодальной эксплуатации. Община была связана круговой порукой за выплату феодальных податей и повинностей, а также обеспечивала обработку помещичьих земель.
Наиболее распространенной категорией земель в Османской империи были государственные земли, делившиеся па две группы: хассы и военные лены (зеаметы и тимары). Хассы — крупные поместья с годовым доходом не менее 100 тыс. акче – находились либо в личном пользовании султана и членов царствующей фамилии, либо предоставлялись на время отправления должности министрам и другим крупным сановникам. Военные лены выдавались в пожизненное владение рыцарям (сипахи). Последние полностью освобождались от государственных налогов. Взамен они обязаны были исправно нести военную службу, регулярно являться на смотры и участвовать в походах со своими ополченцами. Число ополченцев определялось размерами лена. Обычно с каждых 3 тыс. акче дохода выставлялся один всадник. В зависимости от дохода лены делились на две группы. Военные лены с доходом свыше 20 тыс. акче назывались зеаметами, а их владельцы – заимами; лены с доходами до 20 тыс. акче назывались тимарами, а их владельцы – тимарджи или тимариотами.
После смерти сипахи, если он добросовестно выполнял свои воинские обязанности, его владение обычно передавалось его сыновьям. Им выдавалась новая жалованная грамота, за которую они вносили в казну определенную выкупную сумму.
Военно-ленная система была широко распространена в Малой Азии и на Балканском полуострове. В арабских странах она не получила большого развития, за исключением северных частей Сирии и Ирака. В Египте в основном была сохранена та же система феодального землевладения, что и при мамлюкских султанах. Все земли принадлежали феодалам: мультазимам (землевладельцам-откупщикам), турецкому паше и мусульманскому духовенству.
В Сирии и Ливане, так же как в Египте, завоеватели сохранили феодальный строй. Вся земля осталась в руках местной арабской феодальной знати (за исключением Северной Сирии). Своеобразно складывались феодальные отношения в Ираке, где существовали резкие различия между севером и югом страны. На севере Ирака земли находились в руках курдских беков, возглавлявших аширетные племена. На юге Ирака сохранялись патриархальные отношения. Земли принадлежали арабским племенам и составляли их коллективную собственность. Примерно такое же положение сложилось в Северной Африке, где турки овладели частью земель в прибрежной полосе и вели бесконечную борьбу с арабскими и берберскими племенами, отстаивавшими свои земельные права.
Повсюду в арабских странах крупная феодальная собственность на землю сочеталась с мелким крестьянским хозяйством. Крупных хозяйств не было. Взимая огромные налоги и поборы, землевладельцы присваивали не только прибавочный, но часто и необходимый продукт и потребляли его непроизводительно. Хозяйство было застойным, в лучшем случае обеспечивавшим простое воспроизводство.
Голод, тяжелый труд, барщина, многочисленные налоги и повинности, прикрепление к земле, бесправие, издевательства помещика и его слуг – таков был удел арабского крестьянства. Часто феллахи, не выдержав гнета, восставали. Но тогда на них обрушивались банды янычар и их арабских приспешников. Расправа была свирепой. Кодекс султана-«законодателя» предписывал беспощадно расправляться с крестьянскими восстаниями.
Период османского господства в арабских странах совпал с оживлением и быстрым развитием международной торговли. Европейская промышленность испытывала потребность в дополнительных рынках.
Одним из таких рынков была безусловно обширная Османская империя. Турецкие и арабские феодалы покупали английские и голландские сукна, французские шелка и вина, русские меха, венецианское стекло, богемский хрусталь. В Европу вывозились зерновые, шелк-сырец, шкуры, сырая шерсть, плоды, орехи, оливковое масло, домашняя пряжа и ткани. По существу происходил обмен сырья, изымаемого феодалами у производителей в виде натуральной ренты, на чужеземные предметы роскоши. В роли посредников и контрагентов европейских купцов выступали армяне, греки и отчасти арабы, по сути дела представлявшие их агентуру.
Внутренняя торговля была развита довольно слабо, хотя постепенно росли центры локального обмена между городом и деревней. Изделия городских ремесленников обычно продавались здесь же, в городе, на еженедельных базарах и ежегодных ярмарках.
Преобладание европейцев в торговле Османской империи объяснялось двумя обстоятельствами. Во-первых, Европа к этому времени обогнала Турцию и в культурном и в экономическом отношениях. Европейские купцы обладали большими капиталами, а также значительно большим опытом торговли, лучшей организацией дела и транспортировки товаров – одним словом, лучшей «торговой культурой». Во-вторых, режимом капитуляций. «Капитуляциями» в Османской империи назывались грамоты, предоставлявшие европейским купцам особые права и привилегии.
Первоначально капитуляции были льготами, которые турецкий султан добровольно и в одностороннем порядке даровал иностранным купцам и в любое время мог взять назад. Первые капитуляции были даны итальянским купцам в XIV в. Они разрешали им селиться в османских городах, торговать и отправлять свой религиозный культ. В них содержались гарантии имущества и устанавливались размеры пошлин, взимаемых с купцов.
В XVI в. капитуляции приняли характер двусторонних договоров. Первый договор такого рода был заключен в 1535 г. между Сулейманом Законодателем и Франциском I. Французы получили не только право торговать, но также целый ряд привилегий (суда других наций могли заходить в османские порты только под французским флагом, свобода отправления культа, доступ к «святым местам» и «попечение» над ними). В 1604 г. аналогичные договоры были заключены с англичанами и венецианцами, которые стали торговать в Турции под своим флагом. Постепенно аналогичные права распространялись и на подданных других европейских держав.
Когда Османская империя стала слабеть, европейские державы стали рассматривать капитуляции как свои бесспорные привилегии, не подлежащие отмену. Они добились их расширения и распространения на своих местных контрагентов. Лица, пользовавшиеся капитуляционными правами, освобождались от налогов, были неподсудны турецким судам, их имущество не могло быть конфисковано.
Режим капитуляций сохранился до XX в. (в Египте, например, до 1937 г.) и был использован европейскими державами как одно из орудий колониального закабаления арабских стран. Он в корне подрывал развитие национального капитала и ставил местное купечество в неравноправное положение.
Исключительно важное место в жизни военно-феодальной Османской империи занимала армия. Ее основу составляло сипахийство. Рыцари (сипахи) должны были жить в пределах всех округов, где находились их тимары. Каждый из этих округов назывался «санджак» или «лива» («знамя»), а проживающие в них рыцари составляли боевую единицу османской конницы. В случае войны они собирались во главе своих ополченцев под «знамя» санджак-бея, правителя округа, одновременно командовавшего рыцарским ополчением своего санджака.
Османская пехота состояла из янычар (от турецкого «епни чери» новое войско). Это был привилегированный корпус профессиональной пехоты, созданный в XIV в. Первоначально он пополнялся за счет захваченных в плен славянских мальчиков, которых насильственно обращали в ислам и обучали военному делу. Они не имели семей, были оторваны от местного населения и ревностно служили турецкому султану.
Турки навязали арабским странам свое административное деление.
Сирия и Палестина были разделены на четыре пашалыка с центрами в Алеппо, Дамаске, Триполи и Сайде (с конца XVI11 в. в Акке). В особый санджак выделялся район г. Иерусалима. В Ираке было два пашалыка – Мосульский и Багдадский, в Аравии также два – Хиджаз и Йемен. Египет, Триполи, Тунис и Алжир составляли отдельные независимые друг от друга пашалыки. Наконец, сомалийское побережье с середины XVI в. до середины XVIII в. представляло самостоятельный пашалык Хабаш. Территория Ливана сохраняла автономию под управлением арабских эмиров.
Наместники султана пользовались в своих владениях неограниченной властью. Центральное правительство не докучало им мелочной опекой. По своему усмотрению они устанавливали и собирали налоги, распределяли поместья, творили суд и расправу, командовали войсками и вели войны с соседями или непокорными вассалами.
Никаких прочных связей между отдельными провинциями не существовало. При внешней централизации Османская империя по сути дела представляла собой децентрализованное государство. В нем не было ни внутренней экономической спайки, ни национального единства. По существу, это был конгломерат различных стран и народов, объединенных мечом завоевателя. Отсюда – центробежные силы, подтачивавшие империю.
Особенности экономической жизни арабских стран в XVI XVII вв
Турецких феодалов привлекали плодородные долины Южного Ирака и Египта, цветущие оазисы Сирии и Палестины. Не меньшей приманкой были богатые арабские города, все еще сохранявшие свое значение сравнительно крупных ремесленных и торговых центров. Хотя великие географические открытия вызвали перемещение основных мировых торговых путей через арабские страны, все же значительная часть товаров из Ирана… Читать ещё >
Турецких феодалов привлекали плодородные долины Южного Ирака и Египта, цветущие оазисы Сирии и Палестины. Не меньшей приманкой были богатые арабские города, все еще сохранявшие свое значение сравнительно крупных ремесленных и торговых центров. Хотя великие географические открытия вызвали перемещение основных мировых торговых путей через арабские страны, все же значительная часть товаров из Ирана и Индии в Западную Европу шла через Багдад, Дамаск, Халеб и Каир. В транзитной торговле особое место занимал Халеб, который служил воротами на багдадском торговом пути.
После завершения завоеваний в Ираке, Сирии, Египте турецкие власти предприняли некоторые меры, направленные на упорядочение управления захваченными областями и на укрепление своей власти. Были проведены переписи земель, причем самые плодородные земли были включены в султанский домен. Помимо переписи земель султанские власти провели учет всех отраслей хозяйства, которые подлежали обложению налогами. Результаты переписей вносились в особые книги — официальные документы определения размеров налогообложения.
В административном отношении арабские страны были разделены на большое число провинций (пашалыки, или эйалеты). Так, Сирия была разделена на три провинции — Дамасскую, Халебскую и Триполийскую. В Ираке были организованы Багдадский, Басорский и Мосульский эйалеты. В XVI в. при подчинении Египта и ряда других арабских стран были созданы так называемые эйалеты с сальяне (т.е. ежегодными выплатами в казну и на содержание аппарата бейлербея).Египет был выделен в отдельный пашалык. В Аравии были созданы пашалыки в Йемене, на Бахрейне. В Палестине был организован Аккский пашалык.
Во главе каждой из областей стояли вали (губернаторы) или турецкие правители с титулом паши. Паши осуществляли одновременно административную власть и функции главнокомандующего. В распоряжении пашей были местные вспомогательные отряды, а также части регулярных султанских войск. Например, в Багдадском эйалете в различных крепостях были размещены около 12 тыс. янычар и других солдат, а багдадский паша имел в своем распоряжении еще 3 тыс. вооруженных воинов. Пашей назначали обычно сроком на один — два года, но фактически они правили дольше.
Степень зависимости каждого пашалыка, или эйалета, была различной. Были провинции, обязанности населения которых ограничивались уплатой определенной ежегодной дани, в остальном они сохраняли свой внутренний строй. Такими были Багдад, Басра, Лахса в Азии, Египет, Триполи, Тунис, Алжир в Северной Африке. Здесь земли были оставлены местным феодалам, и турецкая система землевладения (тимары и зеаметы) на эти области не была распространена. Исключение составлял Багдадский эйалет, разделенный на 20 санджаков, из которых в 8 была установлена турецкая феодальная система землевладения. Ежегодная дань, собранная для султанской казны, частью оставалась в руках пашей для содержания местных гарнизонов и администрации, из Египта же дань полностью отсылалась в Стамбул. Провинции-данники фактически сохраняли полунезависимое положение.
Там, где турецкие завоеватели сравнительно твердо обосновались, они распространили свои феодальные институты и турецкую систему административного деления. В эйалетах Дамаска, Триполи (в Сирии), Халеба, Мосула многие земли были розданы турецким феодалам в качестве тимаров и зеаметов. Рядом с ними сохранились владения кочевых и полукочевых племен, которые обладали сравнительно высокой степенью автономии. В соответствующих канун-наме оговорены их права и обязанности (уплата налогов, охрана караванных путей, участие в военных походах).
В 1555 г. по мирному договору в Амасии Сефевиды признали власть турок над Ираком.
Сирийские и ливанские области управлялись турецкими пашами. В своей деятельности паши стремились опираться на поддержку местных феодалов, хотя первоначально были строго наказаны те феодалы, которые поддерживали власть мамлюков. В Сирии многие земли были розданы турецким феодалам в качестве тимаров и зеаметов. Наибольшее число тимаров было в Халебском округе. Здесь, как и в других областях, земля считалась собственностью государства и феодалы владели своими землями от имени государя как вассалы султана.
В сирийский эйалет входило 11 санджаков, в 7 была установлена система тимаров и зеаметов, с остальных доходы шли в казну. В эйалете Халеб было 6 санджаков, из них только один находился в наследственном владении местных эмиров, остальные — во владении османских эмиров.
В общей сложности оба эйалета должны были выставить свыше 10 тыс. воинов, кроме того, были войска, состоявшие на жалованье. Отдельно был выделен эйалет Триполи, который выставлял около 4 тыс. воинов (25, https://referat.bookap.info).
Самым обширным был сирийский эйалет, который включал округа Дамаска, Сафаде, Иерусалима, Наблуса, Сайды, Бейрута и др.
Для каждого эйалета были приняты специальные законоположения, в которых учитывались специфика хозяйственной деятельности населения, его национальный и религиозный состав, местные обычаи н традиции. И все это использовалось для лучшей организации налогообложения. Налогами облагались все обработанные земли, при этом строго учитывали характер посевов, качество земли, время созревания урожая.
Согласно данным «Законоположения ливы Халеб», здесь были отменены установленные во время мамлюков налоговые нововведения и введен единый поземельный налог. Крестьяне с каждого полного надела, обработанного и засеянного, платили 40 акче ежегодно. С тех, кто трудоспособен, но не имеет своего надела, — 12 акче, а с трудоспособных холостяков, не имеющих надела, — 6 акче в год.
В связи с тем, что «некоторые деревни не выдерживали записанной за ними в старом дефтере (реестре) десятины и превращались в развалины» и «что райаты слишком обременены обложением», по новому законоположению некоторым крестьянам было разрешено платить налог частями, а не сразу, как это было при мамлюках.
С оливковых деревьев сорта «ислами», инжирных, ореховых и других деревьев, если они еще не плодоносили, взимался харадж по 40 акче со ста деревьев. С каждого плодоносящего орехового дерева взимали харадж 2 акче, с четырех деревьев инжира — 1 акче, а с виноградников — по 40 акче с каждой тысячи лоз, с четырех тутовых деревьев — 1 акче. Помимо налога с поголовья скота существовали налоги на пастбища и стойла. Крестьяне должны были платить налоги со сбора коконов, с ульев, с мельниц. Взимались налоги также со свадеб. Если замуж выходила девушка, то в казну вносились 60 акче. если вдова — 30.
С туркменских племен, оставшихся на зимовку в данном округе, в год взимали по 12 акче с каждого дома.
Была упорядочена система вакфов и мульков, составлявшая важную часть землевладения в Османской империи.
Большие доходы турецкие султаны получали от торговых пошлин и обложения ремесленников и купцов. Города азиатских провинций Османской империи играли значительную роль в международной и внутриимперской торговле. Если морской торговле европейские пираты нанесли серьезный урон, то сухопутная торговля еще долгое время сохраняла свое значение. Через эти провинции проходили транзитные дороги, соединявшие Восток и Запад. Дамаск, Халеб, Триполи, Искандерун были крупными центрами ремесленного производства и славились своими рынками, где покупали и продавали изделия местных ремесленников, иранский и грузинский шелк, дальневосточные товары и европейские изделия. По сведениям путешественников, в Халебе насчитывалось 365 караван-сараев. Через Халеб проходили важнейшие караванные пути из Мосула, Багдада и Басры, которые соединяли этот город с иранскими городами и далее с Индией.