основы семейной жизни подготовка к браку и семейной жизни 9 класс

Урок в 9 классе на тему «Семья и брак»

в 9 классе по теме:

«Нравственные основы любви, брака и семьи»

(глава VII «Личность и мораль»

учебника «Обществознание 8 – 9 классы»

под редакцией Л.Н.Боголюбова «Просвещение»

В ходе урока учащиеся смогут:

Определить круг проблем, стоящих перед семьей в современном мире

Понять связь любви и морали, моральные основы брака

Назвать основные причины возникающих в семье конфликтов и предложить пути их преодоления

Понять собственную роль в семье, свои права и обязанности, а так же права и обязанности других членов семьи

Проблемы семейных отношений.

Причины семейного неблагополучия

Тенденции развития семьи

Семья и государство

Отношения родителей и детей

В чем состоят наиболее острые проблемы современной семьи?

Что служит основой взаимосвязи любви и морали?

Что служит моральной основой брака?

Является ли любовь основной ценностью современной семьи?

Каковы обязанности членов семьи?

карточки с проблемными заданиями для групп

листы ватмана и фломастеры для выполнения заданий

мультимедийный проектор с презентацией к уроку

Учебник «Обществознание» 8-9 классы под редакцией Л.Н.Боголюбова,-

М., «Просвещение» 2008год

«Дидактические материалы по курсу «Введение в обществознание» 8-9 классы под редакцией Л.Н.Боголюбова, А.Т.Кинкулькина – М., «Просвещение» 2004 год

Аристотель. Политика // Сочинения.— Т. 4.— М., 1983.— С. 377.

Руссо Ж.-Ж. Эмиль, или О воспита-нии//Избранные произведения.— М., 1961.— Т. 1.— С. 550—552.

Гегель Г. Философия права//Цит. по: Се­мья: Книга для чтения. В 2 кн.— Кн. 2.— М., 1991.— С. 149.

Юности честное зерцало//Цит. по: Семья: Книга для чтения. В 2 кн.— Кн. 1.— М., 1990.— С. 150.

« Любить – это значит смотреть не друг на друга, а смотреть вместе в одном направлении»

Библия. Книга Песни Песней, гл.8;6

«Все счастливые семьи счастливы одинаково, каждая несчастная семья несчастна по-своему»

Порядок проведения урока:

Учащиеся выходят на проблемы семейных отношений

Участие в обсуждении

Учащиеся опираются на собственный социальный опыт и предлагают варианты решения проблем

Оригинальность решений, понимание сути проблемы

3.Семья и государство

Учащиеся формулируют основные понятия темы.

Точность и четкость определений, умения выделять понятия из текста.

4.Изучение основной проблемы

Учащиеся формулируют правила взаимоотношений в семье, задумываются над распределением обязанностей в семье, определяя свою роль и свои обязанности в семье

Умение выделять основное. Иллюстрация своих мыслей примерами.

Участие в общей работе класса.

5.Закрепление полученных знаний

Учащиеся демонстрируют понимание изученного материала и умение сотрудничать при решении учебных задач.

Определение на основании документа жизненной позиции автора.

Учащиеся размышляют о своей жизненной позиции.

Умение формулировать свои мысли, участвовать в дискуссии.

Учащиеся выражают собственное отношение к утверждению, приведенному в романе Л.Н.Толстого «Анна Каренина»: «Все счастливые семьи счастливы одинаково, каждая несчастная семья несчастна по-своему»

В ходе «мозгового штурма» учащиеся определяют самые острые проблемы семейных отношений, предлагают возможные пути их решения.

2.Обсуждение выполнения задание для работы с родителями дома:

1)Обсудить – какие милосердные поступки совершали вы в своей жизни.

Ученики высказывают свою позицию.

2)Прочитать п.52 «Роль морали в жизни человека и общества» и письменно в тетради ответить на вопрос№1 на стр. 345

— каков смысл фразы «Мораль ставит оценки»? Как мораль это делает?

3. Анализ высказываний о семье, вынесенных как эпиграфы урока.

С какими высказваниями вы согласны?

Наиболее близкое вам выпишите себе в тетрадь.

Пусть каждый подумает о собственном понимании морали и попробует найти ключевые термины, характеризующие это чувство.

4.Работа с документами в группах.

Аристотель об основах семейной жизни

Аристотель (384—322 до н. э.) древнегреческий философ и ученый, ученик Платона, воспитатель А. Македонского, осно­ватель Ликея

Наука о домохозяйстве предполагает три элемента власти: во-пер­вых, власть господина по отношению к рабам; во-вторых, отношение отца к детям; в-третьих, отношение мужа к жене. Действительно, вла­ствуют и над женой и над детьми как существами свободными, но осу­ществляется эта власть неодинаковым образом. Власть мужа над же­ной можно сравнить с властью политического деятеля, власть отца над детьми — с властью царя. Ведь мужчина по своей природе, исключая лишь те или иные ненормальные отклонения, более призван к руково­дительству, чем женщина, а человек старший и зрелый может лучше руководить, чем человек молодой и незрелый.

Аристотель. Политика // Сочинения.— Т. 4.— М., 1983.— С. 377.

Вопросы и задания: 1. Какие основания Аристотель считает принципиально важными для построения семейных отношений? С какими его мыслями вы соглас­ны? Свой ответ аргументируйте. 2. Почему Аристотель видит основу домохозяйства в отношениях власти и подчинения? 3. С какими аргументами Аристотеля может не согласиться современный человек и почему? 4. В чем Аристотель вас убедил и по­чему?

Текст 2. Мораль двух полов

Жан-Жак Руссо (1712—1778) французский писатель и философ

При существующем различии морали двух полов в отношении женщины возникает новое требование, вытекающее из всех изложенных нами принципов, а именно — неуклонно соблюдать прили­чия, следить за своим поведением, за своими манерами и тоном. Утверждать, что оба пола равны и что обязанности их одинаковы, значит предаваться пустым словоизвержениям, значит говорить вздор, пользуясь тем, что никто не опровергнет эту болтовню.

Оба пола обладают одинаковыми способностями, но не в равной мере. Однако в каждом поле недостаток тех или иных качеств возме­щается противоположными. Когда женщина бывает до конца женщи­ной, она представляет больше ценности, нежели когда она играет роль мужчины; всякий раз как женщина заявляет о своих правах, она берет над нами верх; всякий раз как она хочет завладеть нашими пра­вами, она оказывается ниже нас. Это очевидная истина, и возразить против нее можно, лишь ссылаясь на исключения,— обычная аргу­ментация галантных поклонников прекрасного пола.

Руссо Ж.-Ж. Эмиль, или О воспита-нии//Избранные произведения.— М., 1961.— Т. 1.— С. 550—552.

Вопросы и задания: 1. Самостоятельно определите основную идею приведенных фрагментов сочинения Ж—Ж. Руссо. 2. Каково ваше мнение о существовании раз­личной морали разных полов? 3. Какие требования к моральным качествам жены, по вашему мнению, укрепляют семью? Ответ аргументируйте. 4. Какие моральные требования можно сформулировать применительно к мужчине? 5. Какие основания, по мысли Руссо, позволяют считать возможным различение ролей мужчины и жен­щины в семье? Согласны ли вы с данными основаниями?

Текст 3. Брак и его нравственные основы

Г. Гегель (1770—1831) немецкий философ, представи­тель классической философии

Связь двух лиц различного пола, называемая браком,— это не просто естественный, животный союз и не просто гражданский до­говор, а прежде всего моральный союз, возникающий на основе взаим­ной любви и доверия и превращающий супругов в одно лицо.

Долг родителей перед детьми — заботиться об их прокормле­нии и воспитании: долг детей — повиноваться, пока они не стали самостоятельными, и чтить родителей всю свою жизнь: долг братьев и сестер вообще — обходиться друг с другом с любовью и в высшей степени справедливо.

Брак мы должны поэтому ближе определить следующим образом: он есть правовая нравственная любовь; при таком определении из по­следней исключается все, что в ней преходяще, капризно и лишь субъективно.

Гегель Г. Философия права//Цит. по: Се­мья: Книга для чтения. В 2 кн.— Кн. 2.— М., 1991.— С. 149.

Вопросы и задания: 1. Как автор приведенного текста определяет сущность брака? 2. Какие основания существуют для подобного взгляда на брак? Как вы относитесь к такой точке зрения? Ответ аргументируйте. 3. Какое значение для пони­мания роли нравственности в браке имеет осознание неразрывной связи членов се­мьи? (См. 1-й абзац.) 4. Возможен ли, по мнению Гегеля, брак вне моральных от­ношений? В чем вы согласны с великим философом? Какие дополнительные аргу­менты можете привести? 5. Что такое, по вашему мнению, «брак как правовая нрав­ственная любовь»? Что в браке связано с нравственными основами, а что — с пра­вовыми? 6. Сопоставьте понимание семейного долга, приведенное в данном фрагмен­те, с текстом к уроку «Долг и совесть». Сделайте необходимые выводы.

Текст 4. О девическом смирении

Из книги «Юности честное зерцало». Сборник XVIII в., вклю­чавший тексты разных авторов, предназначенные для изучения в школах с целью приучить юношество «к приличным манерам в обществе»

Между другими добродетелями, которые честную даму или девицу украшают и от них требуются, есть смирение, начальнейшая и глав­нейшая добродетель, которая весьма много в себе содержит. И того не довольно, что токмо в простом одеянии ходить, и главу наклонять, и наружными поступками смиренна себя являть, сладкие слова испу-щать, сего еще гораздо не довольно, но имеет сердце человеческое Бога знать, любить и бояться. Потом должно свои собственные сла­бости, немощи и несовершенство признавать. И для того перед Богом себя смирять и ближнего своего больше себя почитать. Никого не унижать, себя ни для какого дарования не возвышать, но каждому в том служить, охотну и готову быть. Писание свидетельствует во многих местах, что воля Божия есть, дабы каждый себя пред ним сми­рил, и сие есть праведно. Ибо Он есть наш сотворитель, мы же тварь его. Но есть Отец наш, мы же чада его.

Юности честное зерцало//Цит. по: Семья: Книга для чтения. В 2 кн.— Кн. 1.— М., 1990.— С. 150.

Вопросы и задания: I. Какие добродетели женщин автор считает необходимым усло­вием счастливой семейной жизни? 2. Можно ли считать эти добродетели достаточным условием счастливого брака? Ответ аргументируйте. 3. Возможен ли, по вашему мне­нию, счастливый брак без смирения? Ответ аргументируйте. 4. Не является ли приве­денное толкование смирения как добродетели устаревшим? Докажите или опровергните такую точку зрения.

5.Задание для работы с родителями дома:

1)Обсудить – что может служить моральной основой брака?

2)Прочитать п.53 «Нравственные основы брака и семьи» и письменно в тетради ответить на вопрос№1 на стр. 352

Источник

ПОДГОТОВКА К СЕМЕЙНОЙ ЖИЗНИ

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

НАЦИОНАЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ ОБРАЗОВАНИЯ

ЧЕЛОВЕК В МИРЕ СЕМЕЙНЫХ ОТНОШЕНИЙ

Программа курса по выбору для 9 классов общеобразовательных учреждений

к.пед.н., доцент Смагина Л.И.

к.ист.н. Луговцова С.Л.

ст.н.сотр. Чернявская А.С.

Пояснительная записка

Современная демографическая ситуация в Республике Беларусь свидетельствует о том, что достаточно большое число семей оказываются не в состоянии выполнять одну из своих основных функций, т.е. рождения, содержания и воспитания детей. Происходит не только увеличение числа разводов, нарушение структуры семьи за счет появление неполных семей, но и сокращение детского населения в целом, а также вытеснение детей из семьи, превращение их в социальных сирот. Кроме того, в последние годы распространяются так называемые «гражданские браки» – совместное проживание юноши и девушки без регистрации брака. Причины перечисленных трансформаций кроются не только в материальных и жилищных трудностях, но и в недостатке у молодых людей знаний и умений, обеспечивающих как осознанное отношение к браку, так и готовность к решению ежедневно возникающих бытовых проблем.

С целью укрепления семьи в Республике Беларусь предпринимаются различные меры, в том числе разработка и введение в действие государственных программных и нормативных правовых актов. К важнейшим из них относятся Национальная программа демографической безопасности на 2007-2010 годы, Президентская программа “Дети Беларуси” на 2006-2010 годы, Национальный план действий по улучшению положения детей и охране их прав на 2004 – 2010 годы. В задачах этих документов значится повышение престижа семьи как наиболее благоприятной естественной среды для развития ребенка, оказание родителям и детям необходимой помощи, подготовка подрастающего поколения к браку и семье, в том числе посредством включения в учебно-воспитательный процесс учреждений образования соответствующих занятий, факультативов и программ.

Для учащихся 9-х классов предлагается специальный курс по выбору “Человек в мире семейных отношений”, в цели и задачи которого входят:

В ходе ведения курса по выбору «Человек в мире семейных отношений» рекомендуется применять активные формы занятий, позволяющие учащимся выражать собственное отношение к изучаемому материалу: дискуссии, деловые игры, «круглые столы», конференции, консультации специалистов, конкурсы рисунков, плакатов, девизов, сочинений и других творческих работ на тему «Моя будущая семья» («Какой я вижу свою будущую семью», «Каким бы я хотел(а) воспитать своего будущего ребенка», «Я – будущая мама (будущий отец)» и т.д. Формированию культуры семейных отношений будут способствовать тренинги, разбор конкретных ситуаций, различного рода упражнения с привлечением демонстрационных материалов, аудио-, видео- и компьютерных средств обучения, художественных текстов, исследовательских методик и пр. Некоторые виды практических работ можно предлагать для выполнения дома, однако это должны быть небольшие по объему задания творческого характера.

Для более полного освещения некоторых тем (например, темы «Правовая основа брачно-семейных отношений», «Психофизиологические особенности юношей и девушек») желательно при возможности привлекать специалистов из других сфер, например, юристов, психологов, медицинских и социальных работников.

Программа курса рассчитана на 34 часа (2–4 часа в месяц в течение года) с ориентацией на учащихся 9 классов общеобразовательных школ с 12-летним сроком обучения. Для проведения занятий рекомендуется выделять спаренные уроки.

II. ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№№ п/пТемыКоличество часов
1.Вводное занятие. Цель и содержание курса2
2.Семья и общество2
3.Психофизиологические особенности юношей и девушек2
4.Любовь как высшее человеческое чувство2
5.Ответственное отношение к выбору спутника жизни2
6.Интимные взаимоотношения между юношами и девушками2
7.Первые шаги молодой семьи2
8.Роль родственников в жизни семьи2
9.Распределение домашних обязанностей и организация досуга в семье4
10.Потребности и бюджет семьи2
11.Рождение и воспитание детей в семье4
12.Причины и последствия разлада семейных отношений4
13.Правовая база брачно-семейных отношений2
14.Заключительное занятие «Формула семейного счастья»2
Итого:34

III. Аннотированное содержание курса

Тема 1. Вводное занятие. Цель и содержание курса (2 час)

Ознакомление учащихся с предлагаемым курсом, его целями, задачами и темами занятий.

Проведение анкетирования учащихся для выявления знаний в области семейных отношений и установления предпочтений юношей и девушек относительно предлагаемых тем.

Тема 2. Семья и общество (2 часа)

Значение семьи в жизни отдельного человека и общества. Основные функции семьи и их трансформация в современном обществе. Структура и типология семей.

Нравственные ценности семьи и домашние реликвии. Традиции и обряды белорусской семьи.

Заинтересованность государства в укреплении семьи. Социальная помощь и поддержка семей с несовершеннолетними детьми в Республике Беларусь.

Тема 3. Психофизиологические особенности юношей и девушек (2 часа)

Особенности мужской и женской психики.

Психофизиологические особенности мужчины. Понятие о мужественности в разные эпохи и у разных народов. Искаженные представления о мужественности. Мужчина в современном мире.

Психофизиологические особенности женщины. Понятие о женственности в разные исторические периоды и у разных народов. Женщина в современном мире.

Проблема равенства и равноправия мужчины и женщины.

Тема 4. Любовь как высшее человеческое чувство (2 часа)

Товарищеские и дружеские отношения между юношами и девушками. Дружба как школа общения и преддверие романтических взаимоотношений.

Феномен любви, ее этапы. Любовь и влюбленность: сходство и различия.

Первая любовь. Проявления любви: нежность, внимание, забота, чуткость, ответственность, доверие, терпение в отношениях с избранником(цей). Признание в любви.

Взаимная любовь как основа брака и семьи. Любовь и разлука. Возрастные изменения в проявлении чувств.

Тема 5. Ответственное отношение к выбору спутника жизни (2 часа)

Брак. Мотивы вступления в брак. Готовность современных молодых людей к семейной жизни. Брачный возраст.

Представления молодых людей об идеальном (ой) супруге. Требования, предъявляемые к будущему (ей) супругу (е) (материальная обеспеченность, статус, занимаемая должность и пр.).

Понятие «неравный брак». Влияние возрастных, образовательных, финансовых и социальных различий супругов на их взаимную адаптацию в семье.

Церемония бракосочетания. Обручение и венчание. Официальная регистрация брака.

Практическая работа. 1. Изготовление плакатов, рисунков, коллажей и пр. желаемого(й) спутника(цы) жизни под девизом «Главное в муже (жене) – это….» с последующим обсуждением результатов.

Тема 6. Интимные взаимоотношения между юношами и девушками (Занятия проводятся отдельно для юношей и девушек врачами – специалистами – гинекологами и урологами) (1/1 час).

Специфика полового созревания юношей и девушек. Значение и возможности сохранения репродуктивного здоровья.

Половая близость. Культура интимных отношений между девушками и юношами. Ответственность юношей и девушек за свое сексуальное поведение. Риск ранней половой жизни.

Противозачаточные средства и механизм их действия.

Гармония половых отношений в браке.

Медицинские и реабилитационные учреждения, оказывающие помощь жертвам сексуального насилия.

Тема 7. Первые шаги молодой семьи (2 часа)

Влияние опыта жизни юношей и девушек в родительской семье на жизненный уклад их собственных семей.

Ожидания и притязания молодых супругов. Необходимость трансформации прежнего образа жизни. Первичная – материально-бытовая, нравственная, психологическая, интимно-личностная и пр. – адаптация молодоженов.

Профилактика семейных конфликтов. Критические ситуации в жизни молодой семьи. Пути и способы выхода из конфликтных ситуаций.

Тема 8. Роль родственников в жизни семьи (2 часа)

Близкородственные семейные связи и их значение для человека. Возникновение новых родственных отношений в связи со вступлением в брак.

Положительные и отрицательные стороны совместного проживания молодоженов со старшими поколениями. Взаимное уважение как важнейшее условие семейного благополучия в разнопоколенных семьях.

Кооперация и сотрудничество молодых супругов с семьями родителей и иными родственниками. Роль дедушек и бабушек в создании семейного уюта и воспитании детей.

Тема 9. Распределение домашних обязанностей и организация досуга в семье (4 часа)

Виды домашних работ. Необходимые умения и навыки по ведению домашнего хозяйства, способы создания и поддержания домашнего уюта.

Установление круга семейных обязанностей, их распределение между членами семьи. Включенность детей в домашнюю работу.

Проблемы организации семейного отдыха. Роль досуга в укреплении семейных связей. Семейные традиции и их роль в создание комфортной домашней атмосферы.

Семейные праздники, особенности их подготовки и проведения как один из путей сохранения и передачи традиций. Виды свадеб в зависимости от стажа супружеской жизни.

Прием гостей и выход «в гости». Соблюдение правил гостеприимства.

Тема 10. Потребности и бюджет семьи (2 часа)

Соотношение духовных и материальных потребностей человека, их иерархия (по А.Маслоу). Реальные нужды членов семьи и псевдопотребности, возникающие ситуативно в зависимости от моды, установок ближайшего окружения и пр.

Семейный бюджет: стабильные и разовые доходы членов семьи, обязательные расходы. Краткосрочное и долговременное планирование бюджета семьи, их значение. Необходимость выделения средств на правильное питание в соответствии с уровнем доходов семьи.

Испытание семьи бедностью и богатством. Бережливость и экономия, их отличие от скупости. Роскошь и ее разлагающее влияние.

Тема 11. Рождение и воспитание детей в семье (4 часа)

Планирование рождения детей в семье. Здоровый образ жизни как условие рождения здоровых детей.

Семья, ждущая ребенка. Подготовка к появлению ребенка в семье.

Первый ребенок в семье. Уход за новорожденным и младенцем. Особенности развития ребенка до года.

Ответственность родителей за воспитание детей. Основные принципы и закономерности семейного воспитания: уважение личности ребенка, ненасилие, активное включение детей в жизнедеятельность семьи. Условия сохранения и поддержания родительского авторитета.

Роль отца и матери в семье. Родительская любовь. Различия в проявлении отцовской и материнской любви.

Стили взаимоотношений родителей и детей. Трудности в общении родителей с детьми-подростками.

Показатели результативности воспитания детей.

Тема 12. Причины и последствия разлада семейных отношений (4 часа)

Проблемы современной семьи: падение ее общественного статуса, снижение семейных ценностей в глазах молодежи, сокращение числа браков и рост разводов, уменьшение рождаемости, увеличение количества внебрачных детей и пр.

Семьи, находящиеся в социально опасном положении. Понятие о неблагополучной семье. Организации и учреждения, оказывающие помощь и поддержку семьям, испытывающим трудности во взаимоотношениях между её членами.

Причины и последствия распада семей. Распространение вредных привычек (алкоголизация, употребление психоактивных веществ и пр.) и домашнего насилия. Одинокие матери и отцы.

Дети-сироты. Замещающие семьи (патронатные, опекунские, приемные). Государственные интернатные учреждения для детей-сирот и детей, лишившихся родительской опеки.

Практическая работа. Просмотр кинофильма о детях-сиротах с последующим его обсуждением.

Посещение детского дома, школы-интерната, детского социального приюта с целью налаживание длительных контактов и оказания моральной поддержки детям, находящимся в социально опасном положении.

Тема 13. Правовая база брачно-семейных отношений (2 часа).

Конституция Республики Беларусь и Кодекс Республики Беларусь о браке и семье (1999 г. с изменениями и дополнениями на 2007 г.).

Порядок и условия заключения и расторжения брака. Брачный договор. Единство супружеских прав и обязанностей. Права ребенка в семье.

Юридическая ответственность родителей за воспитание детей. Соглашение о детях. Алиментные обязанности супругов. Причины, основания и последствия лишения родителей прав на детей.

Тема 14. Заключительное занятие «Формула семейного счастья» (2 час)

Обобщение представлений юношей и девушек о счастливом браке. Слагаемые счастливого супружества.

Проведение повторного анкетирования для выявления уровня усвоения материала.

Организация различных конкурсов и викторин на семейную тематику.

Учащиеся должны знать о:

Учащиеся должны обладать

определенными навыками и умениями, в том числе:

РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА

1. Афанасьева, Т.М. и др. От Я до Мы: азбука семейной жизни / Т.М. Афанасьева, О.А. Дюжева, В.И. Камай и др.- 2-е изд., доп.- Москва: Педагогика, 1990.- 334 c.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *