основы семейной жизни подготовка к браку и семейной жизни 9 класс
Урок в 9 классе на тему «Семья и брак»
в 9 классе по теме:
«Нравственные основы любви, брака и семьи»
(глава VII «Личность и мораль»
учебника «Обществознание 8 – 9 классы»
под редакцией Л.Н.Боголюбова «Просвещение»
В ходе урока учащиеся смогут:
Определить круг проблем, стоящих перед семьей в современном мире
Понять связь любви и морали, моральные основы брака
Назвать основные причины возникающих в семье конфликтов и предложить пути их преодоления
Понять собственную роль в семье, свои права и обязанности, а так же права и обязанности других членов семьи
Проблемы семейных отношений.
Причины семейного неблагополучия
Тенденции развития семьи
Семья и государство
Отношения родителей и детей
В чем состоят наиболее острые проблемы современной семьи?
Что служит основой взаимосвязи любви и морали?
Что служит моральной основой брака?
Является ли любовь основной ценностью современной семьи?
Каковы обязанности членов семьи?
карточки с проблемными заданиями для групп
листы ватмана и фломастеры для выполнения заданий
мультимедийный проектор с презентацией к уроку
Учебник «Обществознание» 8-9 классы под редакцией Л.Н.Боголюбова,-
М., «Просвещение» 2008год
«Дидактические материалы по курсу «Введение в обществознание» 8-9 классы под редакцией Л.Н.Боголюбова, А.Т.Кинкулькина – М., «Просвещение» 2004 год
Аристотель. Политика // Сочинения.— Т. 4.— М., 1983.— С. 377.
Руссо Ж.-Ж. Эмиль, или О воспита-нии//Избранные произведения.— М., 1961.— Т. 1.— С. 550—552.
Гегель Г. Философия права//Цит. по: Семья: Книга для чтения. В 2 кн.— Кн. 2.— М., 1991.— С. 149.
Юности честное зерцало//Цит. по: Семья: Книга для чтения. В 2 кн.— Кн. 1.— М., 1990.— С. 150.
« Любить – это значит смотреть не друг на друга, а смотреть вместе в одном направлении»
Библия. Книга Песни Песней, гл.8;6
«Все счастливые семьи счастливы одинаково, каждая несчастная семья несчастна по-своему»
Порядок проведения урока:
Учащиеся выходят на проблемы семейных отношений
Участие в обсуждении
Учащиеся опираются на собственный социальный опыт и предлагают варианты решения проблем
Оригинальность решений, понимание сути проблемы
3.Семья и государство
Учащиеся формулируют основные понятия темы.
Точность и четкость определений, умения выделять понятия из текста.
4.Изучение основной проблемы
Учащиеся формулируют правила взаимоотношений в семье, задумываются над распределением обязанностей в семье, определяя свою роль и свои обязанности в семье
Умение выделять основное. Иллюстрация своих мыслей примерами.
Участие в общей работе класса.
5.Закрепление полученных знаний
Учащиеся демонстрируют понимание изученного материала и умение сотрудничать при решении учебных задач.
Определение на основании документа жизненной позиции автора.
Учащиеся размышляют о своей жизненной позиции.
Умение формулировать свои мысли, участвовать в дискуссии.
Учащиеся выражают собственное отношение к утверждению, приведенному в романе Л.Н.Толстого «Анна Каренина»: «Все счастливые семьи счастливы одинаково, каждая несчастная семья несчастна по-своему»
В ходе «мозгового штурма» учащиеся определяют самые острые проблемы семейных отношений, предлагают возможные пути их решения.
2.Обсуждение выполнения задание для работы с родителями дома:
1)Обсудить – какие милосердные поступки совершали вы в своей жизни.
Ученики высказывают свою позицию.
2)Прочитать п.52 «Роль морали в жизни человека и общества» и письменно в тетради ответить на вопрос№1 на стр. 345
— каков смысл фразы «Мораль ставит оценки»? Как мораль это делает?
3. Анализ высказываний о семье, вынесенных как эпиграфы урока.
С какими высказваниями вы согласны?
Наиболее близкое вам выпишите себе в тетрадь.
Пусть каждый подумает о собственном понимании морали и попробует найти ключевые термины, характеризующие это чувство.
4.Работа с документами в группах.
Аристотель об основах семейной жизни
Аристотель (384—322 до н. э.) — древнегреческий философ и ученый, ученик Платона, воспитатель А. Македонского, основатель Ликея
Наука о домохозяйстве предполагает три элемента власти: во-первых, власть господина по отношению к рабам; во-вторых, отношение отца к детям; в-третьих, отношение мужа к жене. Действительно, властвуют и над женой и над детьми как существами свободными, но осуществляется эта власть неодинаковым образом. Власть мужа над женой можно сравнить с властью политического деятеля, власть отца над детьми — с властью царя. Ведь мужчина по своей природе, исключая лишь те или иные ненормальные отклонения, более призван к руководительству, чем женщина, а человек старший и зрелый может лучше руководить, чем человек молодой и незрелый.
Аристотель. Политика // Сочинения.— Т. 4.— М., 1983.— С. 377.
Вопросы и задания: 1. Какие основания Аристотель считает принципиально важными для построения семейных отношений? С какими его мыслями вы согласны? Свой ответ аргументируйте. 2. Почему Аристотель видит основу домохозяйства в отношениях власти и подчинения? 3. С какими аргументами Аристотеля может не согласиться современный человек и почему? 4. В чем Аристотель вас убедил и почему?
Текст 2. Мораль двух полов
Жан-Жак Руссо (1712—1778) — французский писатель и философ
При существующем различии морали двух полов в отношении женщины возникает новое требование, вытекающее из всех изложенных нами принципов, а именно — неуклонно соблюдать приличия, следить за своим поведением, за своими манерами и тоном. Утверждать, что оба пола равны и что обязанности их одинаковы, значит предаваться пустым словоизвержениям, значит говорить вздор, пользуясь тем, что никто не опровергнет эту болтовню.
Оба пола обладают одинаковыми способностями, но не в равной мере. Однако в каждом поле недостаток тех или иных качеств возмещается противоположными. Когда женщина бывает до конца женщиной, она представляет больше ценности, нежели когда она играет роль мужчины; всякий раз как женщина заявляет о своих правах, она берет над нами верх; всякий раз как она хочет завладеть нашими правами, она оказывается ниже нас. Это очевидная истина, и возразить против нее можно, лишь ссылаясь на исключения,— обычная аргументация галантных поклонников прекрасного пола.
Руссо Ж.-Ж. Эмиль, или О воспита-нии//Избранные произведения.— М., 1961.— Т. 1.— С. 550—552.
Вопросы и задания: 1. Самостоятельно определите основную идею приведенных фрагментов сочинения Ж—Ж. Руссо. 2. Каково ваше мнение о существовании различной морали разных полов? 3. Какие требования к моральным качествам жены, по вашему мнению, укрепляют семью? Ответ аргументируйте. 4. Какие моральные требования можно сформулировать применительно к мужчине? 5. Какие основания, по мысли Руссо, позволяют считать возможным различение ролей мужчины и женщины в семье? Согласны ли вы с данными основаниями?
Текст 3. Брак и его нравственные основы
Г. Гегель (1770—1831) — немецкий философ, представитель классической философии
Связь двух лиц различного пола, называемая браком,— это не просто естественный, животный союз и не просто гражданский договор, а прежде всего моральный союз, возникающий на основе взаимной любви и доверия и превращающий супругов в одно лицо.
Долг родителей перед детьми — заботиться об их прокормлении и воспитании: долг детей — повиноваться, пока они не стали самостоятельными, и чтить родителей всю свою жизнь: долг братьев и сестер вообще — обходиться друг с другом с любовью и в высшей степени справедливо.
Брак мы должны поэтому ближе определить следующим образом: он есть правовая нравственная любовь; при таком определении из последней исключается все, что в ней преходяще, капризно и лишь субъективно.
Гегель Г. Философия права//Цит. по: Семья: Книга для чтения. В 2 кн.— Кн. 2.— М., 1991.— С. 149.
Вопросы и задания: 1. Как автор приведенного текста определяет сущность брака? 2. Какие основания существуют для подобного взгляда на брак? Как вы относитесь к такой точке зрения? Ответ аргументируйте. 3. Какое значение для понимания роли нравственности в браке имеет осознание неразрывной связи членов семьи? (См. 1-й абзац.) 4. Возможен ли, по мнению Гегеля, брак вне моральных отношений? В чем вы согласны с великим философом? Какие дополнительные аргументы можете привести? 5. Что такое, по вашему мнению, «брак как правовая нравственная любовь»? Что в браке связано с нравственными основами, а что — с правовыми? 6. Сопоставьте понимание семейного долга, приведенное в данном фрагменте, с текстом к уроку «Долг и совесть». Сделайте необходимые выводы.
Текст 4. О девическом смирении
Из книги «Юности честное зерцало». Сборник XVIII в., включавший тексты разных авторов, предназначенные для изучения в школах с целью приучить юношество «к приличным манерам в обществе»
Между другими добродетелями, которые честную даму или девицу украшают и от них требуются, есть смирение, начальнейшая и главнейшая добродетель, которая весьма много в себе содержит. И того не довольно, что токмо в простом одеянии ходить, и главу наклонять, и наружными поступками смиренна себя являть, сладкие слова испу-щать, сего еще гораздо не довольно, но имеет сердце человеческое Бога знать, любить и бояться. Потом должно свои собственные слабости, немощи и несовершенство признавать. И для того перед Богом себя смирять и ближнего своего больше себя почитать. Никого не унижать, себя ни для какого дарования не возвышать, но каждому в том служить, охотну и готову быть. Писание свидетельствует во многих местах, что воля Божия есть, дабы каждый себя пред ним смирил, и сие есть праведно. Ибо Он есть наш сотворитель, мы же тварь его. Но есть Отец наш, мы же чада его.
Юности честное зерцало//Цит. по: Семья: Книга для чтения. В 2 кн.— Кн. 1.— М., 1990.— С. 150.
Вопросы и задания: I. Какие добродетели женщин автор считает необходимым условием счастливой семейной жизни? 2. Можно ли считать эти добродетели достаточным условием счастливого брака? Ответ аргументируйте. 3. Возможен ли, по вашему мнению, счастливый брак без смирения? Ответ аргументируйте. 4. Не является ли приведенное толкование смирения как добродетели устаревшим? Докажите или опровергните такую точку зрения.
5.Задание для работы с родителями дома:
1)Обсудить – что может служить моральной основой брака?
2)Прочитать п.53 «Нравственные основы брака и семьи» и письменно в тетради ответить на вопрос№1 на стр. 352
ПОДГОТОВКА К СЕМЕЙНОЙ ЖИЗНИ
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
НАЦИОНАЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ ОБРАЗОВАНИЯ
ЧЕЛОВЕК В МИРЕ СЕМЕЙНЫХ ОТНОШЕНИЙ
Программа курса по выбору для 9 классов общеобразовательных учреждений
к.пед.н., доцент Смагина Л.И.
к.ист.н. Луговцова С.Л.
ст.н.сотр. Чернявская А.С.
Пояснительная записка
Современная демографическая ситуация в Республике Беларусь свидетельствует о том, что достаточно большое число семей оказываются не в состоянии выполнять одну из своих основных функций, т.е. рождения, содержания и воспитания детей. Происходит не только увеличение числа разводов, нарушение структуры семьи за счет появление неполных семей, но и сокращение детского населения в целом, а также вытеснение детей из семьи, превращение их в социальных сирот. Кроме того, в последние годы распространяются так называемые «гражданские браки» – совместное проживание юноши и девушки без регистрации брака. Причины перечисленных трансформаций кроются не только в материальных и жилищных трудностях, но и в недостатке у молодых людей знаний и умений, обеспечивающих как осознанное отношение к браку, так и готовность к решению ежедневно возникающих бытовых проблем.
С целью укрепления семьи в Республике Беларусь предпринимаются различные меры, в том числе разработка и введение в действие государственных программных и нормативных правовых актов. К важнейшим из них относятся Национальная программа демографической безопасности на 2007-2010 годы, Президентская программа “Дети Беларуси” на 2006-2010 годы, Национальный план действий по улучшению положения детей и охране их прав на 2004 – 2010 годы. В задачах этих документов значится повышение престижа семьи как наиболее благоприятной естественной среды для развития ребенка, оказание родителям и детям необходимой помощи, подготовка подрастающего поколения к браку и семье, в том числе посредством включения в учебно-воспитательный процесс учреждений образования соответствующих занятий, факультативов и программ.
Для учащихся 9-х классов предлагается специальный курс по выбору “Человек в мире семейных отношений”, в цели и задачи которого входят:
В ходе ведения курса по выбору «Человек в мире семейных отношений» рекомендуется применять активные формы занятий, позволяющие учащимся выражать собственное отношение к изучаемому материалу: дискуссии, деловые игры, «круглые столы», конференции, консультации специалистов, конкурсы рисунков, плакатов, девизов, сочинений и других творческих работ на тему «Моя будущая семья» («Какой я вижу свою будущую семью», «Каким бы я хотел(а) воспитать своего будущего ребенка», «Я – будущая мама (будущий отец)» и т.д. Формированию культуры семейных отношений будут способствовать тренинги, разбор конкретных ситуаций, различного рода упражнения с привлечением демонстрационных материалов, аудио-, видео- и компьютерных средств обучения, художественных текстов, исследовательских методик и пр. Некоторые виды практических работ можно предлагать для выполнения дома, однако это должны быть небольшие по объему задания творческого характера.
Для более полного освещения некоторых тем (например, темы «Правовая основа брачно-семейных отношений», «Психофизиологические особенности юношей и девушек») желательно при возможности привлекать специалистов из других сфер, например, юристов, психологов, медицинских и социальных работников.
Программа курса рассчитана на 34 часа (2–4 часа в месяц в течение года) с ориентацией на учащихся 9 классов общеобразовательных школ с 12-летним сроком обучения. Для проведения занятий рекомендуется выделять спаренные уроки.
II. ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№№ п/п | Темы | Количество часов |
1. | Вводное занятие. Цель и содержание курса | 2 |
2. | Семья и общество | 2 |
3. | Психофизиологические особенности юношей и девушек | 2 |
4. | Любовь как высшее человеческое чувство | 2 |
5. | Ответственное отношение к выбору спутника жизни | 2 |
6. | Интимные взаимоотношения между юношами и девушками | 2 |
7. | Первые шаги молодой семьи | 2 |
8. | Роль родственников в жизни семьи | 2 |
9. | Распределение домашних обязанностей и организация досуга в семье | 4 |
10. | Потребности и бюджет семьи | 2 |
11. | Рождение и воспитание детей в семье | 4 |
12. | Причины и последствия разлада семейных отношений | 4 |
13. | Правовая база брачно-семейных отношений | 2 |
14. | Заключительное занятие «Формула семейного счастья» | 2 |
Итого: | 34 |
III. Аннотированное содержание курса
Тема 1. Вводное занятие. Цель и содержание курса (2 час)
Ознакомление учащихся с предлагаемым курсом, его целями, задачами и темами занятий.
Проведение анкетирования учащихся для выявления знаний в области семейных отношений и установления предпочтений юношей и девушек относительно предлагаемых тем.
Тема 2. Семья и общество (2 часа)
Значение семьи в жизни отдельного человека и общества. Основные функции семьи и их трансформация в современном обществе. Структура и типология семей.
Нравственные ценности семьи и домашние реликвии. Традиции и обряды белорусской семьи.
Заинтересованность государства в укреплении семьи. Социальная помощь и поддержка семей с несовершеннолетними детьми в Республике Беларусь.
Тема 3. Психофизиологические особенности юношей и девушек (2 часа)
Особенности мужской и женской психики.
Психофизиологические особенности мужчины. Понятие о мужественности в разные эпохи и у разных народов. Искаженные представления о мужественности. Мужчина в современном мире.
Психофизиологические особенности женщины. Понятие о женственности в разные исторические периоды и у разных народов. Женщина в современном мире.
Проблема равенства и равноправия мужчины и женщины.
Тема 4. Любовь как высшее человеческое чувство (2 часа)
Товарищеские и дружеские отношения между юношами и девушками. Дружба как школа общения и преддверие романтических взаимоотношений.
Феномен любви, ее этапы. Любовь и влюбленность: сходство и различия.
Первая любовь. Проявления любви: нежность, внимание, забота, чуткость, ответственность, доверие, терпение в отношениях с избранником(цей). Признание в любви.
Взаимная любовь как основа брака и семьи. Любовь и разлука. Возрастные изменения в проявлении чувств.
Тема 5. Ответственное отношение к выбору спутника жизни (2 часа)
Брак. Мотивы вступления в брак. Готовность современных молодых людей к семейной жизни. Брачный возраст.
Представления молодых людей об идеальном (ой) супруге. Требования, предъявляемые к будущему (ей) супругу (е) (материальная обеспеченность, статус, занимаемая должность и пр.).
Понятие «неравный брак». Влияние возрастных, образовательных, финансовых и социальных различий супругов на их взаимную адаптацию в семье.
Церемония бракосочетания. Обручение и венчание. Официальная регистрация брака.
Практическая работа. 1. Изготовление плакатов, рисунков, коллажей и пр. желаемого(й) спутника(цы) жизни под девизом «Главное в муже (жене) – это….» с последующим обсуждением результатов.
Тема 6. Интимные взаимоотношения между юношами и девушками (Занятия проводятся отдельно для юношей и девушек врачами – специалистами – гинекологами и урологами) (1/1 час).
Специфика полового созревания юношей и девушек. Значение и возможности сохранения репродуктивного здоровья.
Половая близость. Культура интимных отношений между девушками и юношами. Ответственность юношей и девушек за свое сексуальное поведение. Риск ранней половой жизни.
Противозачаточные средства и механизм их действия.
Гармония половых отношений в браке.
Медицинские и реабилитационные учреждения, оказывающие помощь жертвам сексуального насилия.
Тема 7. Первые шаги молодой семьи (2 часа)
Влияние опыта жизни юношей и девушек в родительской семье на жизненный уклад их собственных семей.
Ожидания и притязания молодых супругов. Необходимость трансформации прежнего образа жизни. Первичная – материально-бытовая, нравственная, психологическая, интимно-личностная и пр. – адаптация молодоженов.
Профилактика семейных конфликтов. Критические ситуации в жизни молодой семьи. Пути и способы выхода из конфликтных ситуаций.
Тема 8. Роль родственников в жизни семьи (2 часа)
Близкородственные семейные связи и их значение для человека. Возникновение новых родственных отношений в связи со вступлением в брак.
Положительные и отрицательные стороны совместного проживания молодоженов со старшими поколениями. Взаимное уважение как важнейшее условие семейного благополучия в разнопоколенных семьях.
Кооперация и сотрудничество молодых супругов с семьями родителей и иными родственниками. Роль дедушек и бабушек в создании семейного уюта и воспитании детей.
Тема 9. Распределение домашних обязанностей и организация досуга в семье (4 часа)
Виды домашних работ. Необходимые умения и навыки по ведению домашнего хозяйства, способы создания и поддержания домашнего уюта.
Установление круга семейных обязанностей, их распределение между членами семьи. Включенность детей в домашнюю работу.
Проблемы организации семейного отдыха. Роль досуга в укреплении семейных связей. Семейные традиции и их роль в создание комфортной домашней атмосферы.
Семейные праздники, особенности их подготовки и проведения как один из путей сохранения и передачи традиций. Виды свадеб в зависимости от стажа супружеской жизни.
Прием гостей и выход «в гости». Соблюдение правил гостеприимства.
Тема 10. Потребности и бюджет семьи (2 часа)
Соотношение духовных и материальных потребностей человека, их иерархия (по А.Маслоу). Реальные нужды членов семьи и псевдопотребности, возникающие ситуативно в зависимости от моды, установок ближайшего окружения и пр.
Семейный бюджет: стабильные и разовые доходы членов семьи, обязательные расходы. Краткосрочное и долговременное планирование бюджета семьи, их значение. Необходимость выделения средств на правильное питание в соответствии с уровнем доходов семьи.
Испытание семьи бедностью и богатством. Бережливость и экономия, их отличие от скупости. Роскошь и ее разлагающее влияние.
Тема 11. Рождение и воспитание детей в семье (4 часа)
Планирование рождения детей в семье. Здоровый образ жизни как условие рождения здоровых детей.
Семья, ждущая ребенка. Подготовка к появлению ребенка в семье.
Первый ребенок в семье. Уход за новорожденным и младенцем. Особенности развития ребенка до года.
Ответственность родителей за воспитание детей. Основные принципы и закономерности семейного воспитания: уважение личности ребенка, ненасилие, активное включение детей в жизнедеятельность семьи. Условия сохранения и поддержания родительского авторитета.
Роль отца и матери в семье. Родительская любовь. Различия в проявлении отцовской и материнской любви.
Стили взаимоотношений родителей и детей. Трудности в общении родителей с детьми-подростками.
Показатели результативности воспитания детей.
Тема 12. Причины и последствия разлада семейных отношений (4 часа)
Проблемы современной семьи: падение ее общественного статуса, снижение семейных ценностей в глазах молодежи, сокращение числа браков и рост разводов, уменьшение рождаемости, увеличение количества внебрачных детей и пр.
Семьи, находящиеся в социально опасном положении. Понятие о неблагополучной семье. Организации и учреждения, оказывающие помощь и поддержку семьям, испытывающим трудности во взаимоотношениях между её членами.
Причины и последствия распада семей. Распространение вредных привычек (алкоголизация, употребление психоактивных веществ и пр.) и домашнего насилия. Одинокие матери и отцы.
Дети-сироты. Замещающие семьи (патронатные, опекунские, приемные). Государственные интернатные учреждения для детей-сирот и детей, лишившихся родительской опеки.
Практическая работа. Просмотр кинофильма о детях-сиротах с последующим его обсуждением.
Посещение детского дома, школы-интерната, детского социального приюта с целью налаживание длительных контактов и оказания моральной поддержки детям, находящимся в социально опасном положении.
Тема 13. Правовая база брачно-семейных отношений (2 часа).
Конституция Республики Беларусь и Кодекс Республики Беларусь о браке и семье (1999 г. с изменениями и дополнениями на 2007 г.).
Порядок и условия заключения и расторжения брака. Брачный договор. Единство супружеских прав и обязанностей. Права ребенка в семье.
Юридическая ответственность родителей за воспитание детей. Соглашение о детях. Алиментные обязанности супругов. Причины, основания и последствия лишения родителей прав на детей.
Тема 14. Заключительное занятие «Формула семейного счастья» (2 час)
Обобщение представлений юношей и девушек о счастливом браке. Слагаемые счастливого супружества.
Проведение повторного анкетирования для выявления уровня усвоения материала.
Организация различных конкурсов и викторин на семейную тематику.
Учащиеся должны знать о:
Учащиеся должны обладать
определенными навыками и умениями, в том числе:
РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА
1. Афанасьева, Т.М. и др. От Я до Мы: азбука семейной жизни / Т.М. Афанасьева, О.А. Дюжева, В.И. Камай и др.- 2-е изд., доп.- Москва: Педагогика, 1990.- 334 c.