основу духовной жизни человека составляет

Духовная жизнь

Духо́вная жизнь есть новая жизнь уве­ро­вав­шего в Иисуса Христа чело­века, порож­да­е­мая Боже­ствен­ной бла­го­да­тью Свя­того Духа при согла­сии сво­бод­ной чело­ве­че­ской воли.

Духов­ная жизнь названа духов­ной по двум при­чи­нам. Прежде всего, она появ­ля­ется, воз­рас­тает и совер­шен­ству­ется только через бла­го­дат­ное дей­ствие Свя­того Духа Божьего. Далее, потому что в ней при­ни­мает уча­стие дух чело­ве­че­ский. Из соеди­не­ния Духа Божьего и духа чело­ве­че­ского и про­ис­хо­дит духов­ная жизнь, в кото­рой Дух Божий подает саму жизнь, а дух чело­ве­че­ский вос­при­ем­лет.

Начало пол­но­цен­ной духов­ной жизни пола­га­ется в таин­стве кре­ще­ния, где чело­веку обильно пода­ется бла­го­дать для духов­ного воз­рож­де­ния. В таин­стве кре­ще­ния в хри­сти­а­нине закла­ды­ва­ется бла­го­дат­ное семя духов­ной жизни, раз­вить кото­рое зави­сит как от Бога, так и от про­из­во­ле­ния чело­века. Если чело­век «сво­бод­ным про­из­во­ле­нием посвя­тит себя Богу и жела­тель­ным, радост­ным и бла­го­дар­ным вос­при­я­тием усвоит себе обре­тен­ную в себе бла­го­дат­ную силу», то духов­ная жизнь «станет соб­ствен­ною чело­веку, явится в полном своем виде» (св. Феофан Затвор­ник).

Духов­ная жизнь чело­века сла­га­ется из Боже­ствен­ной бла­го­дати и чело­ве­че­ской сво­боды. От чело­века тре­бу­ются усилие воли в борьбе с грехом и стя­жа­нии доб­ро­де­те­лей. От бла­го­дат­ной помощи Бога при­хо­дит сама победа над грехом и сами доб­ро­де­тели. Духов­ная жизнь осу­ществ­ля­ется в сотруд­ни­че­стве Бога и чело­века. Духов­ная жизнь про­те­кает в Церкви, поскольку в ней (в ее таин­ствах и бого­слу­же­ниях) пре­бы­вает и пода­ется сама Боже­ствен­ная бла­го­дать.

Целью духов­ной жизни явля­ется соеди­не­ние с Богом (обо́жение), т.е. бес­стра­стие, свя­тость и совер­шен­ство.

Десять глав­ных ошибок в духов­ной жизни:

ОшибкаСлед­ствие этой ошибки
1Отсут­ствие кате­хи­за­ции.Бес­си­стем­ное пред­став­ле­ние о хри­сти­ан­стве и лакуны в базо­вых зна­ниях веро­уче­ния.
2Отсут­ствие духов­ника.Отсут­ствие объ­ек­тив­ной оценки своей духов­ной жизни, блуж­да­ние в иску­ше­ниях.
3Раз­де­ле­ние жизни на цер­ков­ную и обыч­ную.Попу­ще­ние себе грехов и стра­стей под маской их “есте­ствен­но­сти”.
4Иска­жён­ная иерар­хия цен­но­стей и авто­ри­те­тов.Место цели зани­мают сред­ства. Духов­ная жизнь в рамках “можно/нельзя” без бого­цен­трич­но­сти.
5Тол­ко­ва­ние Св. Писа­ние без опоры на святых отцов.Под­мена апо­столь­ской веры «розо­вым хри­сти­ан­ством», модер­низм.
6Оста­новка в тео­ре­ти­че­ском бого­по­зна­нии.Ослаб­ле­ние в теории при­во­дит к ослаб­ле­нию в прак­тике.
7Неупо­ря­до­чен­ная духов­ная жизнь.Оста­новка в духов­ном раз­ви­тии.
8Отсут­ствие навыка иметь кри­те­рием жизни запо­веди Бога.Фор­маль­ная, фари­сей­ская, теп­лохлад­ная вера. Внеш­няя цер­ков­ность без внут­рен­него содер­жа­ния.
9Отсут­ствие лич­ного обще­ния с Богом, личных вопро­сов к Богу.Пре­вра­ще­ние живой хри­сти­ан­ской жизни в схему.
10Инфор­ма­ци­он­ная все­яд­ность, отсут­ствие внут­рен­него духов­ного кон­троля, духов­ной гиги­ены.Склон­ность к осуж­де­нию, потеря внут­рен­него мира. Молит­вен­ная рас­се­ян­ность.

Святые всех веков хри­сти­ан­ской эры утвер­ждают: если вы хотите начать духов­ную жизнь, то должны пом­нить о четы­рех ее состав­ля­ю­щих и про­дви­гаться во всех четы­рех направ­ле­ниях, иначе все наши усилия будут тщетны. Эти четыре состав­ля­ю­щие духов­ного пути суть:

Совре­мен­ный подвиж­ник отец Алек­сандр Мень срав­ни­вал важ­ность сле­до­ва­ния этим прин­ци­пам для нашего духов­ного рав­но­ве­сия с важ­но­стью ножек для рав­но­ве­сия стола. Он гово­рил: если у стола одна ножка отсут­ствует, то стол кача­ется, но еще может кое-как стоять, но если убрать еще одну или более ножек, то стол непре­менно упадет. Так и в нашей жизни, если забы­ва­ется одна состав­ля­ю­щая духов­ного пути, то наша духов­ная жизнь начи­нает качаться и хро­мать, если забы­ва­ются и другие, то мы неиз­бежно теряем рав­но­ве­сие и наша духов­ная жизнь рушится. Под­ра­зу­ме­ва­ется не полное забве­ние какого-либо пункта духов­ной жизни, а мень­ший упор на нем, при­да­ние ему мень­шего зна­че­ния по срав­не­нию с дру­гими. В этой связи данный пример можно при­ве­сти и в несколько ином виде: пока стол нашей духов­ной жизни крепко стоит на забот­ливо при­спо­соб­лен­ных к нему равных ножках, все в порядке. Но если хотя бы одна из ножек ока­зы­ва­ется меньше других, то рав­но­ве­сие нару­ша­ется, стол начи­нает качаться и ста­но­вится непри­го­ден для исполь­зо­ва­ния.
свя­щен­ник Кон­стан­тин Пар­хо­менко

Пред­ставьте обще­ство, в кото­ром у боль­шин­ства людей не рабо­тает правая рука. К немно­гим здо­ро­вым людям будут отно­ситься как к мар­ги­на­лам, как к стран­ным чуда­кам. И лишь те, кто по-насто­я­щему вла­деет обеими руками, пони­мает, какое это сча­стье.
Цер­ковь в таком же ключе видит поло­же­ние обще­ства. Чело­век, не вла­де­ю­щий душой, инва­лид. Пусть даже таких людей боль­шин­ство и в самой церкви и в секу­ляр­ном обще­стве, это не глав­ное. Глав­ное, научиться понять необ­хо­ди­мость Бого­об­ще­ния, т. е. Церкви, и пра­вильно орга­ни­зо­вать жизнь одной из глав­ней­ших частей чело­века — духа.
игумен Силуан Тума­нов

Спа­се­ние чело­века, его духов­ное воз­рас­та­ние не про­ис­хо­дят одно­мо­ментно, вдруг. Ведь и дерево не сразу вырас­тает в свой полный рост, и дом сразу не стро­ится, и чело­век в один миг не взрос­леет. Поэтому каждый, кто при­сту­пает к духов­ной брани, должен пони­мать, что его ждет долгий путь и труд­ная работа, что нет такой вол­шеб­ной палочки, по мано­ве­нию кото­рой про­ис­хо­дят благие пере­мены в нашем духов­ном состо­я­нии.
пат­ри­арх Кирилл

Чело­веку для того, чтобы понять, верно ли он пре­успе­вает в отно­ше­нии духов­ном, нужно прежде всего испы­ты­вать себя, раду­ется ли он отда­вая, а не при­ни­мая. Пра­виль­ный духов­ный путь таков: забы­вать добро, сде­лан­ное тобой, и пом­нить добро, сде­лан­ное тебе дру­гими.
Добро явля­ется добром лишь в том случае, если дела­ю­щий его жерт­вует чем-то своим: сном, покоем и тому подоб­ным. Когда я делаю добро, отдох­нув, оно недо­рого стоит. Наи­выс­шая радость про­ис­хо­дит от жертвы. Только жерт­вуя, чело­век пре­бы­вает в род­стве со Хри­стом, потому, что Хри­стос есть Жертва.
Те, кто от чистой любви жерт­вуют своей жизнью ради ближ­него … нахо­дят под могиль­ной плитой ключ от веч­но­сти.
Просто любить кого-то – это ещё мало. Надо любить чело­века больше, чем себя самого.
старец Паисий Свя­то­го­рец

Источник

Обществознание. 10 класс

Конспект урока

Обществознание, 10 класс

Урок 4. Духовная культура и Духовная жизнь человека

Перечень вопросов, рассматриваемых на уроке:

Духовная культура, материальная культура, институты культуры, духовные ценности, духовная жизнь.

Основная и дополнительная литература по теме урока:

Учебник «Обществознание» для 10 класса авторов: Л.Н. Боголюбова, Ю.И. Аверьянова, А.В. Белявского. Москва. Издательство «Просвещение», 2014.

П.А. Баранов. Большой сборник тематических заданий. АСТ, 2017. Стр. 12-14; 20-24; 29-31.

Теоретический материал для самостоятельного изучения

Что такое духовная культура. Этот вопрос волновал многих философов. Согласно теории немецкого философа Вильгельма фон Гумбольдта, всемирная история есть результат деятельности духовной силы. Эта сила заключается в творческих способностях человека. Результаты этого творчества и представляют собой духовную культуру. Внутренний мир человека и его духовная деятельность, например, обычаи, традиции, созданные им законы, достижения науки все вместе являются духовными ценностями.

Разнообразные формы общественного сознания – правовое, нравственное, философское, политическое – это тоже проявление данной культуры. А также она реализуется через искусство, литературу, архитектуру. Кроме этого, духовную культуру составляют правила, ценности, символы, письменность, образование, язык. Духовная культура как результат деятельности людей, в отличие от материальной культуры, является творением разума, но не рук. Следовательно, духовная культура – это собрание духовных ценностей, которые называются «вечными», потому что составляют основу любой культуры, являясь представлением о добре, истине, справедливости и ориентиром для всех людей.

Основные духовные ценности:

Мировоззренческие – формируют взгляд на целостность картины мира. Это прошлое и настоящее, память. Это ценности, которые определяют место человека в мире и его отношение к нему. К ним относятся творчество, гуманизм, свобода. Они очень близки к нравственным ценностям, которые определяют поведение человека, предписывая ему как должно быть.

Эстетические ценности дают представление о прекрасном и безобразном, трагическом и комическом и связаны с гармонией жизни, стремлением к равновесию, совершенству.

Религиозные ценности связаны, прежде всего, с такими понятиями как вера, смирение, любовь к Богу, ближнему.

Для удовлетворения своих потребностей люди создают культурные институты, которые выполняют определенные функции. Это социальные институты, призванные удовлетворять потребности общества в новых знаниях и их передачи последующим поколениям, также потребности решения духовных вопросов. К институтам культуры относят созданные обществом формы организации духовной жизни людей: научную, художественную, религиозную, образовательную. Соответствующие им институты: наука, религия, мораль, образование, искусство.

Библиотеки, музеи, школы, телевидение, радио – это коммуникативные культурные институты. Через них распространяется информация.

Всеми социальными институтами, в том числе и культурными, осуществляется такая важная функция как социализация – усвоение норм и освоение социальных ролей.

Институты носят нормативный характер. Заставляют людей подчиняться принятым нормам, являясь совокупностью норм и образцов поведения. Следовательно, они выступают инструментами социального контроля.

Разбор типового тренировочного задания

1. Выберите верные суждения о функциях культуры и запишите цифры, под которыми они указаны:

1) Познавательная функция духовной культуры дает целостное представление о народе, стране.

2) Оценочная функция не имеет отношения к отбору ценностей, обогащению традиций

3) Функция социализации направлена на усвоение индивидом системы знаний, норм, ценностей.

4) Роль информационной функции в обмене знаниями, ценностями и опытом предшествующих поколений незначительна.

Правильный вариант/варианты: 1,3

2. Прочитайте и вставьте пропущенные слова.

Прекрасное и возвышенное, трагическое и комическое – вот основные ____________ ценности.

_________________ ценности, определяющие отношение к человеку и его месту в мире.

Правильный вариант/ варианты: эстетические; мировоззренческие.

Источник

Обществознание. Полный справочник для подготовки к ЕГЭ

основу духовной жизни человека составляет. Смотреть фото основу духовной жизни человека составляет. Смотреть картинку основу духовной жизни человека составляет. Картинка про основу духовной жизни человека составляет. Фото основу духовной жизни человека составляет

В справочнике, адресованном выпускникам и абитуриентам, в полном объеме дан материал курса «Обществознание», который проверяется на едином государственном экзамене. Структура книги соответствует кодификатору элементов содержания по предмету, на основе которого составлены экзаменационные задания – контрольно-измерительные материалы ЕГЭ. В справочнике представлены следующие разделы курса: «Общество», «Духовная жизнь общества», «Человек», «Познание», «Политика», «Экономика», «Социальные отношения», «Право». Краткая и наглядная – в виде схем и таблиц – форма изложения обеспечивает максимальную эффективность подготовки к экзамену. Образцы заданий и ответы к ним, завершающие каждую тему, помогут объективно оценить уровень знаний.

Оглавление

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Обществознание. Полный справочник для подготовки к ЕГЭ предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Раздел 2. Духовная жизнь общества

Тема 1. Культура и духовная жизнь

Культура представляет собой весьма сложное явление, что находит свое отражение в существующих на сегодняшний день сотнях ее определений и трактовок. Наиболее распространенными являются следующие подходы к пониманию культуры как явления общественной жизни:

— Технологический подход: культура — совокупность всех достижений в развитии материальной и духовной жизни общества.

— Деятельностный подход: культура — осуществляемая в сферах материальной и духовной жизни общества творческая деятельность.

— Ценностный подход: культура — практическая реализация общечеловеческих ценностей в делах и отношениях людей.

Начиная с I в. до н. э. под словом «культура» (от лат. cultura — уход, обработка, возделывание земли) понимали воспитание человека, развитие его души и образование. Оно окончательно вошло в употребление в качестве философского понятия в XVIII — начале XIX в. и обозначало эволюцию человечества, постепенное совершенствование языка, обычаев, государственного устройства, научного знания, искусства, религии. В это время оно было близко по значению к понятию «цивилизация». Понятие «культура» противопоставлялось понятию «природа», т. е. культура — это то, что создал человек, а природа — то, что существует независимо от него.

На основании многочисленных трудов различных ученых понятие «культура» в широком смысле слова можно определить как исторически обусловленный динамический комплекс постоянно обновляющихся во всех сферах общественной жизни форм, принципов, способов и результатов активной творческой деятельности людей.

Культура в узком смысле — процесс активной творческой деятельности, в ходе которой создаются, распределяются и потребляются духовные ценности.

В связи с существованием двух типов деятельности — материальной и духовной — можно выделить две основные сферы существования и развития культуры.

основу духовной жизни человека составляет. Смотреть фото основу духовной жизни человека составляет. Смотреть картинку основу духовной жизни человека составляет. Картинка про основу духовной жизни человека составляет. Фото основу духовной жизни человека составляет

Деление культуры на материальную и духовную весьма условно, так как провести грань между ними порой бывает очень сложно, потому что в «чистом» виде они просто не существуют: духовная культура может воплощаться и в материальных носителях (книгах, картинах, орудиях труда и т. д.). Понимая всю относительность различия между материальной и духовной культурой, большинство исследователей тем не менее полагают, что оно все же существует.

основу духовной жизни человека составляет. Смотреть фото основу духовной жизни человека составляет. Смотреть картинку основу духовной жизни человека составляет. Картинка про основу духовной жизни человека составляет. Фото основу духовной жизни человека составляет

Под духовной жизнью общества обычно понимают ту область бытия, в которой объективная реальность дается людям не в форме противостоящей предметной деятельности, а как реальность, присутствующая в самом человеке, являющаяся неотъемлемой частью его личности.

Духовная жизнь человека возникает на основе его практической деятельности, является особой формой отражения окружающего мира и средством взаимодействия с ним.

К духовной жизни относят, как правило, знания, веру, чувства, переживания, потребности, способности, стремления и цели людей. Взятые в единстве они составляют духовный мир личности.

Духовная жизнь тесно связана с другими сферами общества и представляет собой одну из его подсистем.

Элементы духовной сферы жизни общества: мораль, наука, искусство, религия, право.

Духовная жизнь общества охватывает различные формы и уровни общественного сознания: нравственное, научное, эстетическое, религиозное, политическое, правовое сознание.

основу духовной жизни человека составляет. Смотреть фото основу духовной жизни человека составляет. Смотреть картинку основу духовной жизни человека составляет. Картинка про основу духовной жизни человека составляет. Фото основу духовной жизни человека составляет

A1. Выберите правильный ответ. Верны ли следующие суждения о культуре?

А. Культура — совокупность ценностей, общий уровень интеллектуального, нравственного, эстетического развития людей.

Б. Культура — совокупность исторически сложившихся форм совместной деятельности людей.

3) верны оба суждения

4) оба суждения неверны

Тема 2. Формы и разновидности культуры: народная, массовая и элитарная; молодежная субкультура

Когда речь идет о многообразии культур, то оно понимается по-разному.

основу духовной жизни человека составляет. Смотреть фото основу духовной жизни человека составляет. Смотреть картинку основу духовной жизни человека составляет. Картинка про основу духовной жизни человека составляет. Фото основу духовной жизни человека составляет

Однако чаще всего, говоря о многообразии культур, подразумевают три формы культуры: элитарную, народную, массовую и две ее разновидности: субкультуру (от лат. sub — под) и контркультуру (от лат. contra — против).

основу духовной жизни человека составляет. Смотреть фото основу духовной жизни человека составляет. Смотреть картинку основу духовной жизни человека составляет. Картинка про основу духовной жизни человека составляет. Фото основу духовной жизни человека составляет основу духовной жизни человека составляет. Смотреть фото основу духовной жизни человека составляет. Смотреть картинку основу духовной жизни человека составляет. Картинка про основу духовной жизни человека составляет. Фото основу духовной жизни человека составляет основу духовной жизни человека составляет. Смотреть фото основу духовной жизни человека составляет. Смотреть картинку основу духовной жизни человека составляет. Картинка про основу духовной жизни человека составляет. Фото основу духовной жизни человека составляет

Критерием наличия и сформированности субкультуры является совокупность всех ее параметров.

Составляющие и признаки субкультуры, знание (картина мира в узком смысле слова); ценности; стиль и образ жизни; социальные институты как системы норм; навыки, умения, способы осуществления, методы; социальные роли и статусы; потребности и склонности.

Массовая и элитарная культуры не враждебны друг другу. Достижения, художественные приемы, идеи «элитарного искусства» через некоторое время перестают быть новаторскими и перенимаются массовой культурой, повышая ее уровень. В то же время массовая культура, приносящая прибыль, дает возможность кинокомпаниям, издательствам, домам моделей оказывать поддержку «творцам» элитарного искусства.

Молодежная субкультура часто рассматривается как девиантная (отклоняющаяся), выражающая некую степень оппозиции господствующей культуре. Она развивается чаще всего на основе своеобразных стилей в одежде и музыке и связана с развитием общества потребления, создающего все новые и новые рынки продукции, нацеленные прежде всего на молодежь. Молодежная культура — это культура демонстративного потребления. Ее возникновение связано также с повышением роли и значения свободного времени, досуга, вокруг которого и формируются все отношения. Молодежная субкультура сосредоточивается также в большей степени на дружбе в группе сверстников, а не на семье. Кроме того, рост жизненного уровня позволяет осуществлять масштабные эксперименты с образом жизни, поиск иных, отличных от культуры взрослых, культурных оснований своего существования.

B6. Прочитайте приведенный ниже текст, в котором пропущен ряд слов. Выберите из предлагаемого списка слова, которые необходимо вставить на место пропусков.

«Первоначально во взаимодействии инновации и ____________(1) в культуре доминирующую роль играет последняя, закрепляющая и удерживающая медленно накапливавшиеся новшества. Причем эта система на ранних стадиях развития общества по необходимости характеризуется крайней жестокостью, не допускает и тени ______________(2). Чем глубже в прошлое, тем более мы видим человека запеленутым в речевые и образные штампы и трафареты, в формулы оценок и ______________(3), в формулы житейской ____________(4), практического ____________(5), верований. Он разгружен от необходимости думать: почти на всякий случай жизни, почти на всякий вопрос есть изречение, пословица, цитата, стих, пропись, обобщенный художественный _____________(6)».

Слова в списке даны в именительном падеже, единственном числе. Выбирайте последовательно одно слово за другим, мысленно заполняя каждый пропуск. Обратите внимание на то, что в списке слов больше, чем вам потребуется для заполнения пропусков.

В данной ниже таблице указаны номера пропусков. Запишите под каждым номером букву, соответствующую выбранному вами слову.

Получившуюся последовательность букв перенесите в бланк ответов.

основу духовной жизни человека составляет. Смотреть фото основу духовной жизни человека составляет. Смотреть картинку основу духовной жизни человека составляет. Картинка про основу духовной жизни человека составляет. Фото основу духовной жизни человека составляет

Тема 3. Средства массовой информации

Огромное влияние на формирование духовных образцов (эталонов) массовой культуры оказывают средства массовой информации (СМИ).

Средства массовой информации представляют собой:

• Совокупность всех каналов передачи информации: печать (газеты, журналы, бюллетени, информационные листки и т. д.); радио; телевидение; кинематограф; видео; Интернет.

• Совокупность всех жанров, посредством которых реализуется все содержание массовой информации: заметка; интервью; репортаж; отчет; корреспонденция; комментарий; обозрение; беседа; ток-шоу; пресс-конференция; анкета; очерк; эссе; интерактивный опрос; фельетон; памфлет.

Средства массовой информации влияют не только на чувства, умонастроения, социальные установки, ценностные ориентации и т. д., но и на то, в какой форме и какими способами они распространяются среди различных социальных групп, как проявляются в деятельности и поведении последних. Их огромная роль станет особенно очевидной, если учесть, что инструменты коммуникации и знания, как таковые, являются одновременно инструментами власти.

Оперативность и динамичность, широкое использование документальных и художественных форм способствуют тому, что СМИ быстро и эффективно воздействуют на духовную жизнь общества, на сознание широчайших народных масс. Они могут достаточно оперативно и легко склонить общественное мнение в поддержку каких-то конкретных целей, кампаний, того или иного политического курса и т. п. СМИ способствуют восприятию и усвоению людьми господствующих ценностей, идеалов, идейно-политических установок и т. д. СМИ, характеризующиеся универсальностью, стандартизируют и формируют однородную культуру, унифицируют мнения, ориентации, установки, поведенческие ориентиры.

Словесное выражение информации, особенно для аудиовизуальных СМИ, не единственный и не всегда самый главный элемент информационной деятельности. Всевозрастающий поток образов, символов, сигналов отодвигает слово не только как средство передачи, но и как элемент культуры нашего времени. СМИ приобретают роль основного агента производства и распределения культуры.

основу духовной жизни человека составляет. Смотреть фото основу духовной жизни человека составляет. Смотреть картинку основу духовной жизни человека составляет. Картинка про основу духовной жизни человека составляет. Фото основу духовной жизни человека составляет

B3. Прочитайте приведенный ниже текст, каждое положение которого пронумеровано.

(1) На сегодняшний день пресса, радио и телевидение стали неотъемлемыми атрибутами современной жизни. (2) В советский период в массово-информационной сфере не было такого разнообразия изданий и передач, представляющих весь спектр мнений. (3) Среди исследователей массовой коммуникации существует мнение, утверждающее, что в советское время методы воздействия на аудиторию носили принудительный характер. (4) На наш взгляд, демократическое общество приносит с собой иные модели воздействия на население, поскольку теперь работает не армейская иерархия, а игра на равных.

Определите, какие положения текста носят:

А) фактический характер

Б) характер оценочных суждений

Запишите под номером положения букву, обозначающую его характер.

Получившуюся последовательность букв перенесите в бланк ответов.

основу духовной жизни человека составляет. Смотреть фото основу духовной жизни человека составляет. Смотреть картинку основу духовной жизни человека составляет. Картинка про основу духовной жизни человека составляет. Фото основу духовной жизни человека составляет

Тема 4. Искусство, его формы, основные направления

Искусство — центральное звено эстетической культуры, особая форма общественного сознания.

Существует ряд теорий происхождения искусства:

биологизаторская — происхождение искусства из потребности привлечения внимания противоположного пола. Искусство возникает из душевного волнения, психики, находящейся в состоянии конфликта, в моменты преобразования и переключения энергии элементарных влечений на цели высокой творческой деятельности;

игровая — причины возникновения искусства в потребности расходования человеком нерастраченной в трудовой деятельности энергии, в необходимости тренировки для усвоения социальных ролей;

магическая — искусство — форма различных видов магии, внедренной в повседневную деятельность еще первобытного человека;

трудовая — искусство — результат труда: полезные качества произведенных предметов становятся объектом художественного наслаждения.

Искусствопрактическая деятельность человека, направленная на освоение и создание эстетических ценностей. Искусство выражает эстетическое отношение к миру. Оно создает особую реальность — художественную, в которой эстетическое отражение мира, как правило, мало связано с утилитарными потребностями человека.

В обществе существуют разные взгляды на искусство: искусство — подражание природе; «природа — лучший мастер форм». Искусство — творческое самовыражение личности или знаково-символическая концепция.

Предмет искусствачеловек, его отношения с окружающим миром и другими индивидами, а также жизнь людей в определенных исторических условиях. Жизнь людей отражается в искусстве во всем многообразии в форме художественных образов, которые, будучи результатом вымысла, тем не менее являются отражением действительности и всегда несут на себе отпечаток реально существующих предметов, событий и явлений. С помощью художественного образа происходит процесс художественного обобщения, выделения существенных признаков познаваемых предметов.

Форма бытия искусствахудожественное произведение, имеющее видовую и жанровую определенность и осуществляющееся в качестве материального предмета — знака, который передает людям определенную художественную концепцию, обладающую эстетической ценностью.

Искусство как феномен культуры подразделяют на ряд видов, каждый из которых обладает специфическим языком, своей знаковой системой: архитектура (зодчество); живопись (жанры: портрет, натюрморт, пейзаж, бытовой жанр, анималистический жанр, исторический жанр); скульптура (станковая, декоративная, монументальная); декоративно-прикладное искусство; литература; музыка; театр; цирк; балет; кино; фотоискусство; эстрада.

Искусство как форма художественного познания обладает спецификой: является образным и наглядным; использует особые способы воспроизведения окружающей действительности, средства, при помощи которых происходит создание художественных образов (слово; звук; цвет и т. д.); играет большую роль в процессе познания, воображения и фантазии познающего субъекта.

Искусство выполняет в обществе множество разнообразных функций, по поводу содержания которых между сторонниками различных теорий ведутся споры.

основу духовной жизни человека составляет. Смотреть фото основу духовной жизни человека составляет. Смотреть картинку основу духовной жизни человека составляет. Картинка про основу духовной жизни человека составляет. Фото основу духовной жизни человека составляет основу духовной жизни человека составляет. Смотреть фото основу духовной жизни человека составляет. Смотреть картинку основу духовной жизни человека составляет. Картинка про основу духовной жизни человека составляет. Фото основу духовной жизни человека составляет

C8. Изложите свои мысли (свою точку зрения, отношение) по поводу поднятых в приведенных высказываниях проблем. Приведите необходимые аргументы для обоснования своей позиции.

Выполняя задание, используйте знания, полученные в курсе обществознания, соответствующие понятия, а также факты общественной жизни и собственный жизненный опыт.

«Цель искусства — не греза, а реальная жизнь» (Р. Роллан).

«Искусство любят те, кому не удалась жизнь» (В. Ключевский).

Комментарий: мини-сочинение (эссе) по обществознанию должно:

— соответствовать базовой обществоведческой науке (философии, социальной психологии, экономике, социологии и др.), к которой отнесена анализируемая проблема (высказывание мыслителя);

— содержать относительно узкий круг подлежащих рассмотрению вопросов, которые раскрываются с опорой на знания, полученные при изучении курса обществознания (отвечайте на вопросы типа: С какими основными компонентами обществоведческого знания связана рассматриваемая тема? Что я должен(на) знать, чтобы раскрыть ее?);

— включать ясно выраженное и аргументированное собственное понимание проблемы и отношение к ней (отвечайте на вопросы типа: Согласен(на) ли я с этим высказыванием? Или не согласен(на)? Или согласен(на) не во всем? Почему? В чем состоит моя собственная позиция по данной проблеме?);

— содержать термины, понятия, обобщения, факты, примеры, связанные с конкретной, ставшей предметом анализа проблемой (отвечайте на вопросы типа: Какие известные мне из курса обществознания понятия и термины я должен (на) привести? Какие теоретические обобщения мне следует учесть? Какими фактами, примерами я могу подтвердить свое мнение? Убедительны ли они?); отличаться корректностью в их использовании;

— характеризоваться свободной композицией, непринужденностью повествования, парадоксальностью, внутренним смысловым единством, небольшим объемом, продуманной структурой:

Начинать эссе следует с ясного и четкого определения личной позиции: «Я согласен(на) с данным мнением»; «Я не могу присоединиться к этому утверждению»; «В данном высказывании есть то, с чем я согласен(на), и то, что кажется мне спорным».

• Уже в следующем предложении уместно сформулировать понимание высказывания, ставшего темой эссе. Не стоит дословно повторять это утверждение. Важно так раскрыть его основную мысль, чтобы стал очевиден контекст, который определит ее содержание и сущность.

Основная часть эссе представляет собой относительно развернутое изложение вашего собственного мнения в отношении поставленной проблемы.

Каждый тезис необходимо аргументировать, используя факты и примеры из общественной жизни и личного социального опыта:

основу духовной жизни человека составляет. Смотреть фото основу духовной жизни человека составляет. Смотреть картинку основу духовной жизни человека составляет. Картинка про основу духовной жизни человека составляет. Фото основу духовной жизни человека составляет

Целесообразно, чтобы каждый абзац эссе содержал только одну основную мысль.

В заключительном предложении (абзаце) подводятся итоги работы.

Иногда бывает уместно перечислить вопросы, которые связаны с темой, но остались нераскрытыми, или указать на аспекты и связи, в которых рассмотренная проблема приобретает новое измерение. К достоинствам эссе можно отнести:

— наличие краткой информации об авторе высказывания, ставшего темой эссе (например, «политический деятель», «английский историк», «общественный деятель» и т. д.);

— включение имен его предшественников, последователей или научных противников;

— описание различных точек зрения на проблему или разных подходов к ее решению;

— наличие указания на многозначность используемых понятий и терминов с обоснованием того значения, в каком они применяются в эссе;

— присутствие указания на альтернативные варианты решения проблемы.

Наукаформа духовной деятельности людей, направленная на производство знаний о природе, обществе и о самом познании, имеющая непосредственную цель постижения истины и открытия объективных законов.

Современная наука — явление многогранное по своим основным признакам и характеристикам.

основу духовной жизни человека составляет. Смотреть фото основу духовной жизни человека составляет. Смотреть картинку основу духовной жизни человека составляет. Картинка про основу духовной жизни человека составляет. Фото основу духовной жизни человека составляет

Наука подразделяется на множество отраслей знания, которые различаются между собой тем, какую сторону действительности, форму материи они изучают.

основу духовной жизни человека составляет. Смотреть фото основу духовной жизни человека составляет. Смотреть картинку основу духовной жизни человека составляет. Картинка про основу духовной жизни человека составляет. Фото основу духовной жизни человека составляет основу духовной жизни человека составляет. Смотреть фото основу духовной жизни человека составляет. Смотреть картинку основу духовной жизни человека составляет. Картинка про основу духовной жизни человека составляет. Фото основу духовной жизни человека составляет

Границы между отдельными науками условны и подвижны. По мере накопления научных знаний, информации требуется все большая специализация ученых, дифференциация науки, ее дробление на более узкие области. В то же время идет противоположный процесс — интеграция научного знания.

Современные ученые предлагают несколько моделей развития научного знания.

основу духовной жизни человека составляет. Смотреть фото основу духовной жизни человека составляет. Смотреть картинку основу духовной жизни человека составляет. Картинка про основу духовной жизни человека составляет. Фото основу духовной жизни человека составляет

Являясь подсистемой более сложной системы — общества, наука испытывает на себе определенное воздействие последней, хотя она развивается по своим собственным законам.

основу духовной жизни человека составляет. Смотреть фото основу духовной жизни человека составляет. Смотреть картинку основу духовной жизни человека составляет. Картинка про основу духовной жизни человека составляет. Фото основу духовной жизни человека составляет

основу духовной жизни человека составляет. Смотреть фото основу духовной жизни человека составляет. Смотреть картинку основу духовной жизни человека составляет. Картинка про основу духовной жизни человека составляет. Фото основу духовной жизни человека составляет

B1. Запишите слово, пропущенное в схеме.

основу духовной жизни человека составляет. Смотреть фото основу духовной жизни человека составляет. Смотреть картинку основу духовной жизни человека составляет. Картинка про основу духовной жизни человека составляет. Фото основу духовной жизни человека составляет

Тема 6. Социальная и личностная значимость образования

Среди социальных институтов современного общества образование играет одну из важнейших ролей.

Образование — один из способов становления личности путем получения людьми знаний, приобретения умений и навыков развития умственно-познавательных и творческих способностей через систему таких социальных институтов, как семья, школа, средства массовой информации.

Цель образованияприобщение индивида к достижениям человеческой цивилизации, ретрансляция и сохранение ее культурного достояния.

Основной путь получения образования — обучение и самообразование, т. е. если знания, умения и навыки приобретаются человеком самостоятельно, без помощи других обучающих лиц.

основу духовной жизни человека составляет. Смотреть фото основу духовной жизни человека составляет. Смотреть картинку основу духовной жизни человека составляет. Картинка про основу духовной жизни человека составляет. Фото основу духовной жизни человека составляет

Социально-экономический и политический строй, культурно-исторические и национальные особенности определяют характер системы образования.

основу духовной жизни человека составляет. Смотреть фото основу духовной жизни человека составляет. Смотреть картинку основу духовной жизни человека составляет. Картинка про основу духовной жизни человека составляет. Фото основу духовной жизни человека составляет основу духовной жизни человека составляет. Смотреть фото основу духовной жизни человека составляет. Смотреть картинку основу духовной жизни человека составляет. Картинка про основу духовной жизни человека составляет. Фото основу духовной жизни человека составляет основу духовной жизни человека составляет. Смотреть фото основу духовной жизни человека составляет. Смотреть картинку основу духовной жизни человека составляет. Картинка про основу духовной жизни человека составляет. Фото основу духовной жизни человека составляет

B4. Найдите в приведенном ниже списке тенденции, характеризующие развитие современного образования, и обведите цифры, под которыми они указаны.

1) сокращение продолжительности образования

2) гуманизация образования

3) усиление сословного характера образования

4) гуманитаризация образования

5) отказ от преподавания общественных наук

6) создание единой системы образования для разных стран

Обведенные цифры запишите в порядке возрастания.

Тема 7. Религия. Роль религии в жизни общества. Мировые религии

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *