основные направления современной общественной жизни

Каковы основные направления современной общественной

основные направления современной общественной жизни. Смотреть фото основные направления современной общественной жизни. Смотреть картинку основные направления современной общественной жизни. Картинка про основные направления современной общественной жизни. Фото основные направления современной общественной жизни основные направления современной общественной жизни. Смотреть фото основные направления современной общественной жизни. Смотреть картинку основные направления современной общественной жизни. Картинка про основные направления современной общественной жизни. Фото основные направления современной общественной жизни основные направления современной общественной жизни. Смотреть фото основные направления современной общественной жизни. Смотреть картинку основные направления современной общественной жизни. Картинка про основные направления современной общественной жизни. Фото основные направления современной общественной жизни основные направления современной общественной жизни. Смотреть фото основные направления современной общественной жизни. Смотреть картинку основные направления современной общественной жизни. Картинка про основные направления современной общественной жизни. Фото основные направления современной общественной жизни

основные направления современной общественной жизни. Смотреть фото основные направления современной общественной жизни. Смотреть картинку основные направления современной общественной жизни. Картинка про основные направления современной общественной жизни. Фото основные направления современной общественной жизни

основные направления современной общественной жизни. Смотреть фото основные направления современной общественной жизни. Смотреть картинку основные направления современной общественной жизни. Картинка про основные направления современной общественной жизни. Фото основные направления современной общественной жизни

Мысли?

Современное обществознание характеризуется тем, что в отличие от прошлых времен в нем нет крупных фигур, внесших огромный вклад в науку. Но можно выделить три основных направления общественной мысли в современную эпоху: марксизм, постмодернизми неолиберализм.

Марксизм как теоретическое течение возник в XIX в. Его основопо­ложниками были К. Маркс и Ф. Энгельс. Но в XIX в. было много соци­альных теорий. Почему же они устарели, а марксизм нет? Почему мар­ксизм до сих пор занимает одно из центральных мест в обществознании? Почему по опросам читателей, ученых, вообще интеллектуалов Маркс был объявлен самым великим мыслителем второго тысячелетия? Дело в том, что фундаментальные положения любой теории — естественной или общественной — всегда актуальны и в этом смысле никогда не уста­ревают. Скажем, гелиоцентрическая система была открыта Коперником в XVI в. Но она никогда не устареет, потому что отражает природные реа­лии, на которых основываются все современные физические теории. Бо­лее того, благодаря открытию Коперника успешно осваивается космос. Примерно такую же роль играет для общественных наук и открытое Мар­ксом материалистическое понимание истории. До Маркса философы ис­ходили из решающей роли идей. Например, французский мыслитель

Другой фундаментальный тезис Маркса — это роль производитель­ных сил в истории человечества. Маркс считал производительные силы основой всемирной истории. Чем выше уровень производительных сил, тем больше продукции производится в единицу времени, следовательно, тем богаче общество. Этот тезис подтверждается на примере современ­ных развитых государств, достигших благодаря высокому уровню разви­тия производительных сил огромных успехов.

В связи с производительными силами Маркс писал о превращении науки в непосредственную производительную силу. Это утверждение Маркса тоже подтверждается современной ролью науки в общественной жизни. Те государства, которые обладают высоким научным ПОТенциа-

ЛЪи/я О. Курс положительной философии. СПб., 1900. Т. 1. С. 21. 2 Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 13. С. 6-7. 18

лом, стабильно развиваются, те же государства, которые не имеют такого потенциала, не имеют особых перспектив.

основные направления современной общественной жизни. Смотреть фото основные направления современной общественной жизни. Смотреть картинку основные направления современной общественной жизни. Картинка про основные направления современной общественной жизни. Фото основные направления современной общественной жизни

Если взять Марксов подход к изучению сущности человека как сово­купности всех общественных отношений, то и этот тезис актуален, как и сто лет назад. Благодаря такому подходу было доказано, что процесс антропогенеза, т. е. происхождения человека и социогенеза, т. е. происхо­ждения общества, есть единый процесс. Человек как человек формирует­ся только в обществе. Поэтому в качестве исходной категории нужно брать общество, а не человека. Общество — ключ к объяснению человека, а не наоборот.

Важную роль играет учение Маркса о социальном равенстве. Совре­менное общество развивается неравномерно. Сотни миллионов людей не в состоянии удовлетворить свои элементарные потребности, в то время как небольшая кучка людей имеет миллиардные состояния. Поэтому идет явная или скрытая борьба между богатыми и бедными и в этой борьбе бедным помогает марксистская теория. Ясно, что, пока не уста­новлено социальное равенство, марксизм будет актуален и современен.

Постмодернизмпоявляется в конце 60-х годов прошлого века во Франции, затем распространяется во всем мире. Можно сказать, что в со­временном обществознании решающую роль играет постмодернизм. В искусстве, в архитектуре, в философии, истории, политологии, художе­ственной литературе и других гуманитарных сферах главную скрипку иг­рает постмодернизм.

В философии крупнейшими постмодернистами являются Делёз, Гва-тари, Рорти, Лиотар, Серр, Бодрийар и другие.

Постмодернисты совершили «радикальный разрыв с Просвещени­ем, с верой в разум, в бесконечный прогресс, который пропагандирова­ли просветители XVIII в. Характерные черты постмодернизма: отказ от иерархического характера различий: все мифы, все истории, все куль­туры, все формы жизни имеют собственную ценность, и поэтому нет ие-рархизированных ценностей. Для постмодернистов все в мире относи­тельно. Нет ни добра, ни зла, ни гуманизма, ни антигуманизма, ни спра­ведливости, ни несправедливости. Постмодернизм отвергает иудео-хри­стианскую историю, философию Гегеля, позитивизм, теорию обществен­ного прогресса просветителей XVIII в., социализм, марксистскую тео­рию, эволюционистские концепции, которые якобы претендовали на то, чтобы привести человечеству к светлому будущему. Он также отвергает деление мировой истории на прошлое, настоящее и будущее. Это связа­но в основном с тем, что он отрицает какой-либо прогресс в движении человеческого общества. Настоящее представляется не как предвосхище­ние будущего, а как повторение одного и того же цикла.

Постмодернисты отвергают понятия классической философии — ра­зум, абсолют, истина, прогресс, противоречия, дискуссия и т. д. Они предла­гают, скажем, урегулирование тех или иных конфликтов путем перегово-

ров, консенсуса. Они выступают за толерантность, т. е. терпимость и вза­имное уважение. Здесь с ними нельзя не согласиться. Толерантность — это хорошо, консенсус — тоже хорошо, отсутствие конфликтов еще луч­ше. Но общество гораздо сложнее, чем это кажется постмодернистам. В нем действуют люди, преследующие свои цели. Эти цели не всегда сов­падают, более того, они нередко противоречат друг другу.

В эру постмодерна происходит переоценка ценностей. Если в эпоху модерна такие моральные ценности, как порядочность, героизм, любовь к труду, целомудрие, гуманность и др., высоко ставились людьми, то в эпоху постмодерна они потеряли свою значимость. Ныне героизм нико­го не трогает (молодые люди не выражают особого восторга, когда им рассказывают о героях Великой Отечественной войны), труд как созида­ние презирается, порядочность воспринимается как неудача, целомудрие представляется как комплекс неполноценности, продается естественная красота человека, а обладатель этой красоты становится богатым и ува­жаемым человеком, творцы же подлинных ценностей могут оказаться в маргиналах. Теперь пропагандируются антиценности: алчность, стрем­ление к беспредельному богатству, неуважение к униженным и оскорб­ленным, проституция, гомосексуализм, наглость и т. д. и т. п.

Эпоха постмодерна — это эпоха космополитизма и игнорирования патриотизма. Глобализация ведет не только к исчезновению националь­ных границ, но и к игнорированию патриотизма. Теперь, оказывается, не надо проявлять патриотические чувства, не надо любить Родину, не надо хранить и приумножать национальные культурные ценности, не надо со-20

блюдать национальные обычаи и традиции. Теперь неважно, где ты ро­дился, важно, где тебе больше платят, где ты комфортнее чувствуешь се­бя, где ты получаешь больше наслаждения. И если на твою историческую Родину совершена агрессия, то необязательно ее защищать, ведь ты — гражданин всего мира, а не какого-то отдельного государства.

Постмодернисты выступают с позиции нигилизма и релятивизма. Они критикуют почти все фундаментальные положения классической философии. Действительно, без критического анализа предшествующих философских течений и философских методов исследования нельзя ре­шать возникшие проблемы. Повторяю еще раз: без постоянного обновле­ния логического аппарата, философских категорий, без преодоления ус­таревших философских положений нельзя двигаться вперед, нельзя раз­вивать философию. Но критика критике рознь. Абсолютное отрицание, кроме вреда, ничего не дает для приращения философских знаний. Пост­модернистские словесные упражнения, игра в слова, переворачивание ис­торической действительности под видом ее новой интерпретации тянут философию не вперед, а назад. Поэтому постмодернистская филосо­фия — это философия, зовущая в никуда, она видит тупиковую ситуа­цию, критикует ее, но не предлагает выхода из нее.

Как уже отмечалось, постмодернизм охватил целый мир — от искусст­ва, гуманитарных дисциплин до естествознания. Он вытеснил рационали­стическое мышление и все превратил в пустой дискурс. Постмодернисты излагают свои мысли сумбурно и непонятно, а между тем все, что непо­нятно, не всегда глубоко. Но ведь не только краткость сестра таланта, но ясность тоже сестра таланта. Кроме того, не следует забывать, что ясно изложенные мысли способствуют росту знаний, тогда как туманно сфор­мулированные мысли могут бесконечно воспроизводиться и никакому росту знаний не способствуют.

Постмодернисты отвергают логику и реалии жизни. Они руковод­ствуются иррационализмом, ничего общего не имеющим с научными, ра­ционалистическими методами исследования объективного мира. С точки зрения постмодернистов, все духовные ценности относительны и равно­ценны. Скажем, картины Ван Гога ничуть не лучше картин уличного жи­вописца, или стихи гениального Пушкина ничуть не лучше стихов по­средственного поэта, или классические оперы ничуть не лучше уличных песен. Эти псевдомысли привлекают многие слои общества и, прежде всего, маргинальные группы, которые потеряли веру в идеалы равенства и справедливости. Они находят в постмодернизме благодатную почву, по­тому что он отвлекает от реальных проблем и главное внимание уделяет не рациональному объяснению существующих трудностей общественной жизни, а упражнениям ума и анализу различных текстов. «Левые» пост­модернисты, отказавшись от классического философского наследия и проповедующих иррационализм и релятивизм, фактически разоружают те социальные движения, которые к ним тянутся.

Распространение постмодернизма привело к тому, что вместо серьез­ного анализа социальных, экономических, политических, культурологиче­ских, исторических и иных проблем сегодня гуманитарные науки завязли в пустых дискурсах и спекулятивных рассуждениях. Историческая наука, в которой факты истории отвергаются и миф и научные данные объявля­ются синонимами, никому не нужна. Гуманитарные науки просто-напро­сто не развиваются, потому что в них нет роста знаний.

Постмодернистская философия фактически уничтожает филосо­фию. Постмодернисты лишают ее мировоззренческих и гносеологиче­ских функций. Они сводят ее к бесконечному дискурсу, к словесным уп­ражнениям и пустым разговорам. Постмодернизм в философии не дает новых знаний. Он может непрерывно воспроизводить одни и те же дис­курсы. Он не ставит проблем, без чего вообще немыслима никакая наука, никакая философия.

Неолиберализм— очень распространенное в современном мире теоре­тическое течение. Главные теоретики неолиберализма — Милтон Фрид-мен и Фридрих Хайек.

Истоки либерализма восходят к античной философии, когда свобода человека ставилась превыше всего. Но либеральные идеи как таковые возникли в XVII-XVIII вв., когда происходило бурное формирование буг> жуазных общественных отношений. Капитализм не может развиваться без личной инициативы, а это возможно только в условиях свободы. По­этому такие философы, как Локк, Вольтер, Гольбах, Руссо и другие, глав­ным условием жизни человека провозгласили личную свободу.

Либерализм исходит из того, что государство не должно вмешиваться в экономическую деятельность индивидов. По мнению либералов и не­олибералов, рынок решит все проблемы, стоящие перед обществом, и ни­какого государственного регулирования экономики не требуется. Госу­дарство также не должно вмешиваться в духовную и социальную сферы жизни людей. И там рынок отрегулирует все проблемы. Задача государст­ва заключается лишь в том, чтобы контролировать соблюдение общих правил поведения людей и защищать права личности. При этом либе­ральное понимание свободы не означает произвол. Свободы заслуживает лишь тот, кто действует в рамках общепринятых законов и кто чувствует свою ответственность.

Неолиберальные теории игнорируют национальные традиции разных народов и цивилизаций. Западные и восточные традиции отличаются друг от друга. На Востоке, например, государство всегда играло важную роль во всей жизни общества. В восточных странах, в том числе в Рос­сии, больше верят не правовым законам и нормам, а правителям, высту­пающим от имени государства. Неолибералы также абстрагируются от современной западной реальной действительности. Во всех западных странах правительства не выступают в роли пассивных наблюдателей за всем тем, что происходит в обществе. Они, когда надо, вмешиваются не только в экономическую жизнь, но и в духовную и социальную. Это осо­бенно наглядно проявляется в эпоху глобализации.

Источник

Глобальные тренды в бизнесе и социуме: чем живет современный мир

Гороскопы, каршеринг, ресейл, лысые барби, коллективный разум, уберизация госсектора и другое. Собрал основные актуальные тенденции нашего сумасшедшего мира, опустив тему онлайн-образования, потому что про нее в постэпидемию сказано и так много. Читайте и дополняйте.

Обусловлен поисками новых смыслов в периоды кризиса и отсутствия стабильности. Сеичас мы переживаем кризисы ценностей, традиций, социальных институтов. Красный диплом больше не гарантия хорошей работы, брак — вовсе не обязателен, чтобы счастливо жить с партнером. А еще добавьте к этому лавину информации, которая обрушивается на нас 24/7: тысячи людей погибли от коронавируса, школьник зарезал учителя, модель из окна выпала. Потоки информации льются на нас, хотим мы этого или нет. Сверх-требования к психическому метаболизму вынуждают нас искать дзен и стабильность в эзотерике, расширяющих сознание темах (и даже веществах). Вот почему выстреливают сумки YSL со знаками зодиака, астроэфир от Glamour (который вроде стебный, а вроде и нет), гороскоп-приложение Co-Star (которое нежно любят венчурные инвесторы) и мемы про львов.

Продиктован рамками, запретами и шеймингом меньшинств предшествующими поколениями. Generation Z (рожденные с 1997 по 2012 годы) активно (и кстати успешно) борется за то, чтобы на планете было место всем: белым, черным, геям, носителям синдрома витилиго, кошкам и инопланетянам. Новое финское правительство (из женщин), релиз Barbie на инвалидной коляске, последний бодипозитивный кампейн DG в стиле Рубенса и каталог Gucci – яркие показатели того, что дайверсити – новыи черный.

Источник

Козырь в рукаве: форсайт-радар «джокеров» и возможностей десятилетия

основные направления современной общественной жизни. Смотреть фото основные направления современной общественной жизни. Смотреть картинку основные направления современной общественной жизни. Картинка про основные направления современной общественной жизни. Фото основные направления современной общественной жизни

Анализ событий, способных повлиять на планы по освоению зарубежных рынков, выводу продуктов или привлечению инвестиций, уже стал обязательным не только для крупного бизнеса, но и для средних и даже малых компаний. Пандемия, резкие колебания цен на нефть, последствия тотальной цифровизации, изменение климата, растущие рынки синтетической и органической пищи, усиление роли экологических и этических стандартов — все это наглядно продемонстрировало, что заниматься изучением глобальных трендов необходимо серьезно, на научно обоснованной базе.

Авторитетные международные организации регулярно публикуют доклады о глобальных трендах в социальной, демографической, экономической и научно-технологической сферах. Но как генералы всегда готовятся к прошлой войне, так и подобные доклады всегда имеют временной лаг от идентификации тренда экспертами до появления его в печати. Выявлению трендов в реальном времени могут помочь предикативные системы интеллектуальной аналитики, использующие большие данные, такие как отечественная разработка iFORA, опирающаяся более чем на 450 млн документов и вошедшая в топ-5 мировых ИТ-систем в области стратегической аналитики (по версии Организации экономического сотрудничества и развития).

Необходимо учитывать, что тренд — это стабильно растущее направление, тенденция, которая заметна сейчас и сохранит свою динамику в будущем.

Часто даже глобальные тренды рассматривают в узком контексте, по принципу «кто в чем разбирается». Но на практике мы видим, что важно учитывать социальные, демографические, научно-технологические, экологические, политические, этические, ценностные и правовые тренды как по отдельности, так и вместе. Для такого исследования приглашаются эксперты с разными компетенциями, которые обсуждают глобальную повестку в рамках форсайт-сессий. Но определить тренд — это полдела, дальше надо оценить его эффект. Даже в рамках одного сектора один и тот же тренд для одних компаний может стать тотальной угрозой, для других — окном возможностей.

основные направления современной общественной жизни. Смотреть фото основные направления современной общественной жизни. Смотреть картинку основные направления современной общественной жизни. Картинка про основные направления современной общественной жизни. Фото основные направления современной общественной жизни

Прошедший год продемонстрировал несколько интересных изменений. Ключевые выводы вы найдете в таблице в конце материала.

Ускорение развития трендов и адаптации к новому

Глобальные тенденции, о которых многие знали, но относили их эффекты к долгосрочным («ну, когда еще до нас дойдет. »), стали проявляться буквально на глазах. Например, изменение климата, по разным оценкам, уже влияет на маржинальность агробизнеса на уровне 10–15%, причем как в сторону убытков, так и возможностей (расширение агроклиматических зон). На очереди — разворачивающаяся история с углеродным налогом, ускоренный отказ от пластика и нефтегазовых энергоресурсов (что, в свою очередь, может открыть колоссальные рынки для биоразлагаемых материалов, биоэтанола, в том числе на основе продуктов глубокой переработки зерна).

Возможно, восстановление биоразнообразия на планете станет следующей идеей мирового масштаба, а вслед за ней и регуляторные последствия — как в виде поддержки, так и наказаний и ограничений. «Зеленые» и ESG-стандарты, которые несколько лет назад приходилось расшифровывать и объяснять практически каждому бизнесмену, сейчас находятся в топовой повестке. Еврокомиссия провозгласила «зеленую» тему флагом восстановления экономики после пандемии. Рынки «зеленых» финансовых инструментов растут потрясающими темпами, заставляя ряд консервативных экспертов уже говорить о «зеленом» пузыре.

основные направления современной общественной жизни. Смотреть фото основные направления современной общественной жизни. Смотреть картинку основные направления современной общественной жизни. Картинка про основные направления современной общественной жизни. Фото основные направления современной общественной жизни

Та же роль уготована социальным и этическим стандартам: конечный потребитель стал гораздо чувствительнее и уже не только смотрит на товар или услугу сквозь призму «цена/качество», но и хочет прослеживать всю историю своей футболки, пакета молока или куска мяса. Благо цифровые технологии позволяют делать это с минимальными для него издержками. А вот бизнесу придется адаптироваться к новой реальности очень быстро.

Замена людей машинами и безусловный базовый доход

Ускоренное проникновение передовых технологий в промышленность и расширение цифровых практик населения бросили вызов незыблемому советскому правилу «быстро, качественно, дешево — выберите два из трех». Похоже, что мы переходим к возможности получить «все и сразу», по крайне мере в таких областях, как аналитика, мониторинг, ретейл.

У этих процессов есть и другая сторона. Развитие цифровых двойников, продвинутых систем мониторинга и аналитики ускоряют вытеснение человека из многих так называемых традиционных профессий.

По крайней мере ВЭФ, прогнозируя еще пару лет назад сокращение 78 млн рабочих мест в мире к 2022 году, обновил в 2020-м свой прогноз до 87 млн к 2025 году.

Будут ли готовы компании к быстрому росту производительности и безлюдному производству, а страховые, медицинские и пенсионные системы к резкому росту живущих на безусловный базовый доход — большой вопрос.

основные направления современной общественной жизни. Смотреть фото основные направления современной общественной жизни. Смотреть картинку основные направления современной общественной жизни. Картинка про основные направления современной общественной жизни. Фото основные направления современной общественной жизни

Человек подключенный и экосистемный подход

Концепция «человек в центре Вселенной» начинает обретать вполне приземленные очертания. Сам он становится подсоединенным к информационным системам и базам традиционным способом или в скором времени — с помощью биоэлектронных интерфейсов. Он пользуется предиктивной медициной, позволяющей выявлять заболевания на ранней стадии (в противовес принципу «вот заболеете, тогда и приходите») и лечить сложные заболевания, такие как онкология или — в отдаленном будущем — старость. Живет в «умных» доме, городе, деревне, регионе, которые раскрывают его креативный потенциал и обеспечивают устойчивую, дружественную природе инфраструктуру для того, чтобы каждый мог найти свой баланс «работа — частная жизнь» и, как следствие, иметь шансы дожить до 120 лет, ведя активный образ жизни, а не доживая свой век (в противовес депрессивному традиционному старению).

Вокруг такого человека, его привычек, ценностей, паттернов поведения компании и разворачивают свои экосистемы: сначала — из сфер, где накапливаются персональные данные: банки, ретейл, медицина, страхование; чуть в отдаленном будущем — из b2b-направлений, от металлургии до энергетики.

Экосистемный подход к ведению бизнеса, таким образом, становится не просто лозунгом или флагом развития компании, но условием для выживания и дальнейшего развития.

основные направления современной общественной жизни. Смотреть фото основные направления современной общественной жизни. Смотреть картинку основные направления современной общественной жизни. Картинка про основные направления современной общественной жизни. Фото основные направления современной общественной жизни

По каким принципам он будет организован, увидим ли мы битвы экосистем друг с другом или с государствами и сможем ли избежать экосистемного крепостничества — покажет будущее.

Переход от эпохи трендов к эпохе «джокеров»

Мы наблюдаем фундаментальную трансформацию: «джокеры» (события с низкой вероятностью, но масштабными эффектами) начинают играть ключевую роль в глобальной повестке. Пока ученые и футурологи спорили, можно ли к таким отнести пандемию, о которой многие из них предупреждали заранее, контейнеровоз перекрыл Суэцкий канал, показав миру, насколько чувствительны хорошо отлаженные транспортные потоки.

основные направления современной общественной жизни. Смотреть фото основные направления современной общественной жизни. Смотреть картинку основные направления современной общественной жизни. Картинка про основные направления современной общественной жизни. Фото основные направления современной общественной жизни

В очереди таких возможных «неожиданных» событий — бактерии, питающиеся пластиком или электричеством, природные и техногенные катастрофы, обнуление всех цифровых следов и данных и дискриминация по генетическому признаку или иммунному статусу.

Стоит ли в срочном порядке перечитывать всех фантастов XX века — решать каждому, но Еврокомиссия уже запустила специальный проект по идентификации мировых «джокеров» во всех сферах.

Основываясь на данных ведущих мировых прогнозов и форсайтов, прогнозе научно-технологического развития России до 2030 года, тренд-картах iFORA и экспертных интервью, мы отобрали 24 глобальных тренда, которые окажут наибольшее влияние на бизнес, науку, образование и управление в ближайшие 10–15 лет.

Источник

Основные направления современной общественной мысли

В обществознании как совокупности социальных наук в XX вв. сформировалось два подхода: сциентистско-технократическийигуманистический(антисциентистский).

Главной темойсовременного обществознания становится судьба капиталистического общества, а важнейшим предметом— постиндустриально­е, «мас­совое общество» и особенности его формирования.

Наиболее разработанной из современных социальных теорий яв­ляется концепция постиндустриального общества,основные прин­ципы которой сформулированы в трудах Д. Белла(1965). Идея постин­дустриального общества достаточно популярна в современном обще­ствознании, а сам термин объединяет целый ряд исследований, авторы которых стремятся определить ведущую тенденцию развития современного общества, рассматривая процесс производства в различных, в том числе и организационных, аспектах.

В истории человечества выделяются три фазы:

1. доиндустриальная(аграрная форма общества);

2. индустриальная(технологическая форма общества);

3. постиндустриальная(социальная стадия).

Основным ресурсом производства становится информация (в доиндустриальном обществе это сырье, в индустриальном — энергия). Наукоем­кие технологии сменяют трудоемкие и капиталоемкие. На основании этого различения можно выделить специфические особен­ности каждого общества: доиндустриальное общество основано на взаимодействии с природой, индустриальное — на взаимодействии общества с преобразованной природой, постиндустриальное — на взаимодействии между людьми. Общество, таким образом, предстает как динамическая, прогрессивно развивающаяся система, главные движущие тенденции которой находятся в сфере производства. В этом отношении наблюдается определенная близость между постиндустриаль­ной теорией и марксизмом, что определяется общими идейными пред­посылками обеих концепций — просветительскими мировоззренчес­кими ценностями.

В рамках постиндустриальной парадигмы кризис современно­го капиталистического общества предстает как разрыв между рационалистически ориентированной экономикой и гуманистически ориентированной культурой. Способом выхо­да из кризиса должен стать переход от господства капиталисти­ческих корпораций к научно-исследовательским организациям, от капитализма к обществу знаний.

Альтернативный путь предлагается в персоналистскихконцепциях общества,в которых современные технологии («машинизация», «ком­пьютеризация», «роботизация») оцениваются как средство углубляю­щегося самоотчуждения человекаотсвоей сущности.Так, антисциен­тизм и антитехницизм Э. Фроммапозволяет ему видеть глубокие проти­воречия постиндустриального общества, угрожающие самореализации личности. Потребительские ценности современного общества являются причиной деперсонализации и дегуманизации общественных отношений.

Основой общественных преобразований должна стать не техно­логическая, а персоналистская революция, революция в чело­веческих отношениях, сутью которой будет радикальная ценност­ная переориентация.

Целью и задачей личностного бытия является построение персоналистской (общностной) цивилизации,общества, где обычаи и образ жизни, общественные структуры и установления соот­ветствовали бы требованиям личностного общения.

В нем должны быть воплощены принципы свободы и творчества, согласия(при сохранении различия) и ответственности.Хозяйствен­ной основой подобного общества является экономика дарения. Пер­соналистская социальная утопия противостоит концепциям «обще­ства изобилия», «общества потребления», «правового общества», ос­новой которых являются различные виды насилия и принуждения.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *