основные направления современной общественной жизни
Каковы основные направления современной общественной
Мысли?
Современное обществознание характеризуется тем, что в отличие от прошлых времен в нем нет крупных фигур, внесших огромный вклад в науку. Но можно выделить три основных направления общественной мысли в современную эпоху: марксизм, постмодернизми неолиберализм.
Марксизм как теоретическое течение возник в XIX в. Его основоположниками были К. Маркс и Ф. Энгельс. Но в XIX в. было много социальных теорий. Почему же они устарели, а марксизм нет? Почему марксизм до сих пор занимает одно из центральных мест в обществознании? Почему по опросам читателей, ученых, вообще интеллектуалов Маркс был объявлен самым великим мыслителем второго тысячелетия? Дело в том, что фундаментальные положения любой теории — естественной или общественной — всегда актуальны и в этом смысле никогда не устаревают. Скажем, гелиоцентрическая система была открыта Коперником в XVI в. Но она никогда не устареет, потому что отражает природные реалии, на которых основываются все современные физические теории. Более того, благодаря открытию Коперника успешно осваивается космос. Примерно такую же роль играет для общественных наук и открытое Марксом материалистическое понимание истории. До Маркса философы исходили из решающей роли идей. Например, французский мыслитель
Другой фундаментальный тезис Маркса — это роль производительных сил в истории человечества. Маркс считал производительные силы основой всемирной истории. Чем выше уровень производительных сил, тем больше продукции производится в единицу времени, следовательно, тем богаче общество. Этот тезис подтверждается на примере современных развитых государств, достигших благодаря высокому уровню развития производительных сил огромных успехов.
В связи с производительными силами Маркс писал о превращении науки в непосредственную производительную силу. Это утверждение Маркса тоже подтверждается современной ролью науки в общественной жизни. Те государства, которые обладают высоким научным ПОТенциа-
ЛЪи/я О. Курс положительной философии. СПб., 1900. Т. 1. С. 21. 2 Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 13. С. 6-7. 18
лом, стабильно развиваются, те же государства, которые не имеют такого потенциала, не имеют особых перспектив.
Если взять Марксов подход к изучению сущности человека как совокупности всех общественных отношений, то и этот тезис актуален, как и сто лет назад. Благодаря такому подходу было доказано, что процесс антропогенеза, т. е. происхождения человека и социогенеза, т. е. происхождения общества, есть единый процесс. Человек как человек формируется только в обществе. Поэтому в качестве исходной категории нужно брать общество, а не человека. Общество — ключ к объяснению человека, а не наоборот.
Важную роль играет учение Маркса о социальном равенстве. Современное общество развивается неравномерно. Сотни миллионов людей не в состоянии удовлетворить свои элементарные потребности, в то время как небольшая кучка людей имеет миллиардные состояния. Поэтому идет явная или скрытая борьба между богатыми и бедными и в этой борьбе бедным помогает марксистская теория. Ясно, что, пока не установлено социальное равенство, марксизм будет актуален и современен.
Постмодернизмпоявляется в конце 60-х годов прошлого века во Франции, затем распространяется во всем мире. Можно сказать, что в современном обществознании решающую роль играет постмодернизм. В искусстве, в архитектуре, в философии, истории, политологии, художественной литературе и других гуманитарных сферах главную скрипку играет постмодернизм.
В философии крупнейшими постмодернистами являются Делёз, Гва-тари, Рорти, Лиотар, Серр, Бодрийар и другие.
Постмодернисты совершили «радикальный разрыв с Просвещением, с верой в разум, в бесконечный прогресс, который пропагандировали просветители XVIII в. Характерные черты постмодернизма: отказ от иерархического характера различий: все мифы, все истории, все культуры, все формы жизни имеют собственную ценность, и поэтому нет ие-рархизированных ценностей. Для постмодернистов все в мире относительно. Нет ни добра, ни зла, ни гуманизма, ни антигуманизма, ни справедливости, ни несправедливости. Постмодернизм отвергает иудео-христианскую историю, философию Гегеля, позитивизм, теорию общественного прогресса просветителей XVIII в., социализм, марксистскую теорию, эволюционистские концепции, которые якобы претендовали на то, чтобы привести человечеству к светлому будущему. Он также отвергает деление мировой истории на прошлое, настоящее и будущее. Это связано в основном с тем, что он отрицает какой-либо прогресс в движении человеческого общества. Настоящее представляется не как предвосхищение будущего, а как повторение одного и того же цикла.
Постмодернисты отвергают понятия классической философии — разум, абсолют, истина, прогресс, противоречия, дискуссия и т. д. Они предлагают, скажем, урегулирование тех или иных конфликтов путем перегово-
ров, консенсуса. Они выступают за толерантность, т. е. терпимость и взаимное уважение. Здесь с ними нельзя не согласиться. Толерантность — это хорошо, консенсус — тоже хорошо, отсутствие конфликтов еще лучше. Но общество гораздо сложнее, чем это кажется постмодернистам. В нем действуют люди, преследующие свои цели. Эти цели не всегда совпадают, более того, они нередко противоречат друг другу.
В эру постмодерна происходит переоценка ценностей. Если в эпоху модерна такие моральные ценности, как порядочность, героизм, любовь к труду, целомудрие, гуманность и др., высоко ставились людьми, то в эпоху постмодерна они потеряли свою значимость. Ныне героизм никого не трогает (молодые люди не выражают особого восторга, когда им рассказывают о героях Великой Отечественной войны), труд как созидание презирается, порядочность воспринимается как неудача, целомудрие представляется как комплекс неполноценности, продается естественная красота человека, а обладатель этой красоты становится богатым и уважаемым человеком, творцы же подлинных ценностей могут оказаться в маргиналах. Теперь пропагандируются антиценности: алчность, стремление к беспредельному богатству, неуважение к униженным и оскорбленным, проституция, гомосексуализм, наглость и т. д. и т. п.
Эпоха постмодерна — это эпоха космополитизма и игнорирования патриотизма. Глобализация ведет не только к исчезновению национальных границ, но и к игнорированию патриотизма. Теперь, оказывается, не надо проявлять патриотические чувства, не надо любить Родину, не надо хранить и приумножать национальные культурные ценности, не надо со-20
блюдать национальные обычаи и традиции. Теперь неважно, где ты родился, важно, где тебе больше платят, где ты комфортнее чувствуешь себя, где ты получаешь больше наслаждения. И если на твою историческую Родину совершена агрессия, то необязательно ее защищать, ведь ты — гражданин всего мира, а не какого-то отдельного государства.
Постмодернисты выступают с позиции нигилизма и релятивизма. Они критикуют почти все фундаментальные положения классической философии. Действительно, без критического анализа предшествующих философских течений и философских методов исследования нельзя решать возникшие проблемы. Повторяю еще раз: без постоянного обновления логического аппарата, философских категорий, без преодоления устаревших философских положений нельзя двигаться вперед, нельзя развивать философию. Но критика критике рознь. Абсолютное отрицание, кроме вреда, ничего не дает для приращения философских знаний. Постмодернистские словесные упражнения, игра в слова, переворачивание исторической действительности под видом ее новой интерпретации тянут философию не вперед, а назад. Поэтому постмодернистская философия — это философия, зовущая в никуда, она видит тупиковую ситуацию, критикует ее, но не предлагает выхода из нее.
Как уже отмечалось, постмодернизм охватил целый мир — от искусства, гуманитарных дисциплин до естествознания. Он вытеснил рационалистическое мышление и все превратил в пустой дискурс. Постмодернисты излагают свои мысли сумбурно и непонятно, а между тем все, что непонятно, не всегда глубоко. Но ведь не только краткость сестра таланта, но ясность тоже сестра таланта. Кроме того, не следует забывать, что ясно изложенные мысли способствуют росту знаний, тогда как туманно сформулированные мысли могут бесконечно воспроизводиться и никакому росту знаний не способствуют.
Постмодернисты отвергают логику и реалии жизни. Они руководствуются иррационализмом, ничего общего не имеющим с научными, рационалистическими методами исследования объективного мира. С точки зрения постмодернистов, все духовные ценности относительны и равноценны. Скажем, картины Ван Гога ничуть не лучше картин уличного живописца, или стихи гениального Пушкина ничуть не лучше стихов посредственного поэта, или классические оперы ничуть не лучше уличных песен. Эти псевдомысли привлекают многие слои общества и, прежде всего, маргинальные группы, которые потеряли веру в идеалы равенства и справедливости. Они находят в постмодернизме благодатную почву, потому что он отвлекает от реальных проблем и главное внимание уделяет не рациональному объяснению существующих трудностей общественной жизни, а упражнениям ума и анализу различных текстов. «Левые» постмодернисты, отказавшись от классического философского наследия и проповедующих иррационализм и релятивизм, фактически разоружают те социальные движения, которые к ним тянутся.
Распространение постмодернизма привело к тому, что вместо серьезного анализа социальных, экономических, политических, культурологических, исторических и иных проблем сегодня гуманитарные науки завязли в пустых дискурсах и спекулятивных рассуждениях. Историческая наука, в которой факты истории отвергаются и миф и научные данные объявляются синонимами, никому не нужна. Гуманитарные науки просто-напросто не развиваются, потому что в них нет роста знаний.
Постмодернистская философия фактически уничтожает философию. Постмодернисты лишают ее мировоззренческих и гносеологических функций. Они сводят ее к бесконечному дискурсу, к словесным упражнениям и пустым разговорам. Постмодернизм в философии не дает новых знаний. Он может непрерывно воспроизводить одни и те же дискурсы. Он не ставит проблем, без чего вообще немыслима никакая наука, никакая философия.
Неолиберализм— очень распространенное в современном мире теоретическое течение. Главные теоретики неолиберализма — Милтон Фрид-мен и Фридрих Хайек.
Истоки либерализма восходят к античной философии, когда свобода человека ставилась превыше всего. Но либеральные идеи как таковые возникли в XVII-XVIII вв., когда происходило бурное формирование буг> жуазных общественных отношений. Капитализм не может развиваться без личной инициативы, а это возможно только в условиях свободы. Поэтому такие философы, как Локк, Вольтер, Гольбах, Руссо и другие, главным условием жизни человека провозгласили личную свободу.
Либерализм исходит из того, что государство не должно вмешиваться в экономическую деятельность индивидов. По мнению либералов и неолибералов, рынок решит все проблемы, стоящие перед обществом, и никакого государственного регулирования экономики не требуется. Государство также не должно вмешиваться в духовную и социальную сферы жизни людей. И там рынок отрегулирует все проблемы. Задача государства заключается лишь в том, чтобы контролировать соблюдение общих правил поведения людей и защищать права личности. При этом либеральное понимание свободы не означает произвол. Свободы заслуживает лишь тот, кто действует в рамках общепринятых законов и кто чувствует свою ответственность.
Неолиберальные теории игнорируют национальные традиции разных народов и цивилизаций. Западные и восточные традиции отличаются друг от друга. На Востоке, например, государство всегда играло важную роль во всей жизни общества. В восточных странах, в том числе в России, больше верят не правовым законам и нормам, а правителям, выступающим от имени государства. Неолибералы также абстрагируются от современной западной реальной действительности. Во всех западных странах правительства не выступают в роли пассивных наблюдателей за всем тем, что происходит в обществе. Они, когда надо, вмешиваются не только в экономическую жизнь, но и в духовную и социальную. Это особенно наглядно проявляется в эпоху глобализации.
Глобальные тренды в бизнесе и социуме: чем живет современный мир
Гороскопы, каршеринг, ресейл, лысые барби, коллективный разум, уберизация госсектора и другое. Собрал основные актуальные тенденции нашего сумасшедшего мира, опустив тему онлайн-образования, потому что про нее в постэпидемию сказано и так много. Читайте и дополняйте.
Обусловлен поисками новых смыслов в периоды кризиса и отсутствия стабильности. Сеичас мы переживаем кризисы ценностей, традиций, социальных институтов. Красный диплом больше не гарантия хорошей работы, брак — вовсе не обязателен, чтобы счастливо жить с партнером. А еще добавьте к этому лавину информации, которая обрушивается на нас 24/7: тысячи людей погибли от коронавируса, школьник зарезал учителя, модель из окна выпала. Потоки информации льются на нас, хотим мы этого или нет. Сверх-требования к психическому метаболизму вынуждают нас искать дзен и стабильность в эзотерике, расширяющих сознание темах (и даже веществах). Вот почему выстреливают сумки YSL со знаками зодиака, астроэфир от Glamour (который вроде стебный, а вроде и нет), гороскоп-приложение Co-Star (которое нежно любят венчурные инвесторы) и мемы про львов.
Продиктован рамками, запретами и шеймингом меньшинств предшествующими поколениями. Generation Z (рожденные с 1997 по 2012 годы) активно (и кстати успешно) борется за то, чтобы на планете было место всем: белым, черным, геям, носителям синдрома витилиго, кошкам и инопланетянам. Новое финское правительство (из женщин), релиз Barbie на инвалидной коляске, последний бодипозитивный кампейн DG в стиле Рубенса и каталог Gucci – яркие показатели того, что дайверсити – новыи черный.
Козырь в рукаве: форсайт-радар «джокеров» и возможностей десятилетия
Анализ событий, способных повлиять на планы по освоению зарубежных рынков, выводу продуктов или привлечению инвестиций, уже стал обязательным не только для крупного бизнеса, но и для средних и даже малых компаний. Пандемия, резкие колебания цен на нефть, последствия тотальной цифровизации, изменение климата, растущие рынки синтетической и органической пищи, усиление роли экологических и этических стандартов — все это наглядно продемонстрировало, что заниматься изучением глобальных трендов необходимо серьезно, на научно обоснованной базе.
Авторитетные международные организации регулярно публикуют доклады о глобальных трендах в социальной, демографической, экономической и научно-технологической сферах. Но как генералы всегда готовятся к прошлой войне, так и подобные доклады всегда имеют временной лаг от идентификации тренда экспертами до появления его в печати. Выявлению трендов в реальном времени могут помочь предикативные системы интеллектуальной аналитики, использующие большие данные, такие как отечественная разработка iFORA, опирающаяся более чем на 450 млн документов и вошедшая в топ-5 мировых ИТ-систем в области стратегической аналитики (по версии Организации экономического сотрудничества и развития).
Необходимо учитывать, что тренд — это стабильно растущее направление, тенденция, которая заметна сейчас и сохранит свою динамику в будущем.
Часто даже глобальные тренды рассматривают в узком контексте, по принципу «кто в чем разбирается». Но на практике мы видим, что важно учитывать социальные, демографические, научно-технологические, экологические, политические, этические, ценностные и правовые тренды как по отдельности, так и вместе. Для такого исследования приглашаются эксперты с разными компетенциями, которые обсуждают глобальную повестку в рамках форсайт-сессий. Но определить тренд — это полдела, дальше надо оценить его эффект. Даже в рамках одного сектора один и тот же тренд для одних компаний может стать тотальной угрозой, для других — окном возможностей.
Прошедший год продемонстрировал несколько интересных изменений. Ключевые выводы вы найдете в таблице в конце материала.
Ускорение развития трендов и адаптации к новому
Глобальные тенденции, о которых многие знали, но относили их эффекты к долгосрочным («ну, когда еще до нас дойдет. »), стали проявляться буквально на глазах. Например, изменение климата, по разным оценкам, уже влияет на маржинальность агробизнеса на уровне 10–15%, причем как в сторону убытков, так и возможностей (расширение агроклиматических зон). На очереди — разворачивающаяся история с углеродным налогом, ускоренный отказ от пластика и нефтегазовых энергоресурсов (что, в свою очередь, может открыть колоссальные рынки для биоразлагаемых материалов, биоэтанола, в том числе на основе продуктов глубокой переработки зерна).
Возможно, восстановление биоразнообразия на планете станет следующей идеей мирового масштаба, а вслед за ней и регуляторные последствия — как в виде поддержки, так и наказаний и ограничений. «Зеленые» и ESG-стандарты, которые несколько лет назад приходилось расшифровывать и объяснять практически каждому бизнесмену, сейчас находятся в топовой повестке. Еврокомиссия провозгласила «зеленую» тему флагом восстановления экономики после пандемии. Рынки «зеленых» финансовых инструментов растут потрясающими темпами, заставляя ряд консервативных экспертов уже говорить о «зеленом» пузыре.
Та же роль уготована социальным и этическим стандартам: конечный потребитель стал гораздо чувствительнее и уже не только смотрит на товар или услугу сквозь призму «цена/качество», но и хочет прослеживать всю историю своей футболки, пакета молока или куска мяса. Благо цифровые технологии позволяют делать это с минимальными для него издержками. А вот бизнесу придется адаптироваться к новой реальности очень быстро.
Замена людей машинами и безусловный базовый доход
Ускоренное проникновение передовых технологий в промышленность и расширение цифровых практик населения бросили вызов незыблемому советскому правилу «быстро, качественно, дешево — выберите два из трех». Похоже, что мы переходим к возможности получить «все и сразу», по крайне мере в таких областях, как аналитика, мониторинг, ретейл.
У этих процессов есть и другая сторона. Развитие цифровых двойников, продвинутых систем мониторинга и аналитики ускоряют вытеснение человека из многих так называемых традиционных профессий.
По крайней мере ВЭФ, прогнозируя еще пару лет назад сокращение 78 млн рабочих мест в мире к 2022 году, обновил в 2020-м свой прогноз до 87 млн к 2025 году.
Будут ли готовы компании к быстрому росту производительности и безлюдному производству, а страховые, медицинские и пенсионные системы к резкому росту живущих на безусловный базовый доход — большой вопрос.
Человек подключенный и экосистемный подход
Концепция «человек в центре Вселенной» начинает обретать вполне приземленные очертания. Сам он становится подсоединенным к информационным системам и базам традиционным способом или в скором времени — с помощью биоэлектронных интерфейсов. Он пользуется предиктивной медициной, позволяющей выявлять заболевания на ранней стадии (в противовес принципу «вот заболеете, тогда и приходите») и лечить сложные заболевания, такие как онкология или — в отдаленном будущем — старость. Живет в «умных» доме, городе, деревне, регионе, которые раскрывают его креативный потенциал и обеспечивают устойчивую, дружественную природе инфраструктуру для того, чтобы каждый мог найти свой баланс «работа — частная жизнь» и, как следствие, иметь шансы дожить до 120 лет, ведя активный образ жизни, а не доживая свой век (в противовес депрессивному традиционному старению).
Вокруг такого человека, его привычек, ценностей, паттернов поведения компании и разворачивают свои экосистемы: сначала — из сфер, где накапливаются персональные данные: банки, ретейл, медицина, страхование; чуть в отдаленном будущем — из b2b-направлений, от металлургии до энергетики.
Экосистемный подход к ведению бизнеса, таким образом, становится не просто лозунгом или флагом развития компании, но условием для выживания и дальнейшего развития.
По каким принципам он будет организован, увидим ли мы битвы экосистем друг с другом или с государствами и сможем ли избежать экосистемного крепостничества — покажет будущее.
Переход от эпохи трендов к эпохе «джокеров»
Мы наблюдаем фундаментальную трансформацию: «джокеры» (события с низкой вероятностью, но масштабными эффектами) начинают играть ключевую роль в глобальной повестке. Пока ученые и футурологи спорили, можно ли к таким отнести пандемию, о которой многие из них предупреждали заранее, контейнеровоз перекрыл Суэцкий канал, показав миру, насколько чувствительны хорошо отлаженные транспортные потоки.
В очереди таких возможных «неожиданных» событий — бактерии, питающиеся пластиком или электричеством, природные и техногенные катастрофы, обнуление всех цифровых следов и данных и дискриминация по генетическому признаку или иммунному статусу.
Стоит ли в срочном порядке перечитывать всех фантастов XX века — решать каждому, но Еврокомиссия уже запустила специальный проект по идентификации мировых «джокеров» во всех сферах.
Основываясь на данных ведущих мировых прогнозов и форсайтов, прогнозе научно-технологического развития России до 2030 года, тренд-картах iFORA и экспертных интервью, мы отобрали 24 глобальных тренда, которые окажут наибольшее влияние на бизнес, науку, образование и управление в ближайшие 10–15 лет.
Основные направления современной общественной мысли
В обществознании как совокупности социальных наук в XX вв. сформировалось два подхода: сциентистско-технократическийигуманистический(антисциентистский).
Главной темойсовременного обществознания становится судьба капиталистического общества, а важнейшим предметом— постиндустриальное, «массовое общество» и особенности его формирования.
Наиболее разработанной из современных социальных теорий является концепция постиндустриального общества,основные принципы которой сформулированы в трудах Д. Белла(1965). Идея постиндустриального общества достаточно популярна в современном обществознании, а сам термин объединяет целый ряд исследований, авторы которых стремятся определить ведущую тенденцию развития современного общества, рассматривая процесс производства в различных, в том числе и организационных, аспектах.
В истории человечества выделяются три фазы:
1. доиндустриальная(аграрная форма общества);
2. индустриальная(технологическая форма общества);
3. постиндустриальная(социальная стадия).
Основным ресурсом производства становится информация (в доиндустриальном обществе это сырье, в индустриальном — энергия). Наукоемкие технологии сменяют трудоемкие и капиталоемкие. На основании этого различения можно выделить специфические особенности каждого общества: доиндустриальное общество основано на взаимодействии с природой, индустриальное — на взаимодействии общества с преобразованной природой, постиндустриальное — на взаимодействии между людьми. Общество, таким образом, предстает как динамическая, прогрессивно развивающаяся система, главные движущие тенденции которой находятся в сфере производства. В этом отношении наблюдается определенная близость между постиндустриальной теорией и марксизмом, что определяется общими идейными предпосылками обеих концепций — просветительскими мировоззренческими ценностями.
В рамках постиндустриальной парадигмы кризис современного капиталистического общества предстает как разрыв между рационалистически ориентированной экономикой и гуманистически ориентированной культурой. Способом выхода из кризиса должен стать переход от господства капиталистических корпораций к научно-исследовательским организациям, от капитализма к обществу знаний.
Альтернативный путь предлагается в персоналистскихконцепциях общества,в которых современные технологии («машинизация», «компьютеризация», «роботизация») оцениваются как средство углубляющегося самоотчуждения человекаотсвоей сущности.Так, антисциентизм и антитехницизм Э. Фроммапозволяет ему видеть глубокие противоречия постиндустриального общества, угрожающие самореализации личности. Потребительские ценности современного общества являются причиной деперсонализации и дегуманизации общественных отношений.
Основой общественных преобразований должна стать не технологическая, а персоналистская революция, революция в человеческих отношениях, сутью которой будет радикальная ценностная переориентация.
Целью и задачей личностного бытия является построение персоналистской (общностной) цивилизации,общества, где обычаи и образ жизни, общественные структуры и установления соответствовали бы требованиям личностного общения.
В нем должны быть воплощены принципы свободы и творчества, согласия(при сохранении различия) и ответственности.Хозяйственной основой подобного общества является экономика дарения. Персоналистская социальная утопия противостоит концепциям «общества изобилия», «общества потребления», «правового общества», основой которых являются различные виды насилия и принуждения.