основные компоненты общественной жизни в философии
Компоненты общественной жизни
Впервые материализм был распространен на социальную форму движения материи Марксом и Энгельсом (исторический материализм). Оказалось, что общественные отношения можно разделить на материальные и духовные. Кроме того, по своему генезису материальные отношения первичны, духовные – вторичны. Материальные отношения делятся на экономические и внеэкономические. Экономические детерминируют все остальные материальные и духовные. Такой принцип первичности общественного бытия над общественным сознанием является коренным в материалистическом понимании истории. Общественное бытие – это материальные условия жизни общества и материальные отношения между людьми и человечеством и природой. Главное свойство общественного бытия – объективность: они развиваются в процессе эволюции самого общества и не зависят от общественного сознания. Материальные условия жизни общества: А) материально-техническая база жизнедеятельности людей (орудия и предметы труда, средств общения, информация), Б) географические условия (флора, фауна, климат, ресурсы, место развития) делятся на экономико-географические условия (созданы человеком) и физико-географическая среда (естественная), В) демографические условия жизни общества (численность, плотность населения, темпы роста, здоровье). Материальные общественные отношения: А) производственные – отношения, в которые люди вступают в процессе производства, распределения, обмена и потребления материальных благ. Б) материальные стороны других общественных отношений (например, семейных), В) экологические – отношения людей к природе или отношение между людьми по поводу их отношения к природе. Общественное сознание – отношения людей в духовной сфере, система чувств, идей, теорий. Оно не сумма индивидуальных сознаний, а целостное духовное явление. В этом понятии мы отвлекаемся от личностного и фиксируем только те чувства и идеи, которые характерны для всего общества или для отдельной социальной группы. Функции общественного сознания: 1) отражение общественного бытия, 2) активное обратное воздействие на общественное бытие. История есть деятельность людей, преследующих свои цели. Общество – это часть природы, живущая по своим специфическим законам, это продукт взаимодействия людей в процессе их трудовой, производительной деятельности (Маркс).
Вопрос 3: Сущность и виды общественных отношений.
Сущность и виды общественных отношений.
Обще́ственные отноше́ния (социа́льные отноше́ния) — это различные социальные взаимосвязи, возникающие в социальном взаимодействии, связанные с положением людей и ролями, выполняемыми ими в обществе.
Общественные отношения представляют собой совокупность социально значимых связей между членами общества.
Социальные отношения проявляются лишь в определенных видах взаимодействий между людьми, а именно — социальных, в процессе которых эти люди воплощают свои социальные статусы и роли в жизнь, а сами статусы и роли имеют достаточно четкие границы и весьма жесткие регламентации. Общественные отношения придают взаимную определенность социальным позициям и статусам. Например, отношения в торговле между основными факторами – это взаимная определенность продавца и покупателя в процессе осуществления сделки (купли-продажи). Таким образом, социальные отношения тесно связаны с социальными взаимодействиями, хотя это не тождественные понятия, обозначающие одно и то же. С одной стороны, социальные отношения реализуются в социальных практиках (взаимодействиях) людей, с другой стороны, социальное отношение представляет собой предпосылку социальных практик — устойчивую, нормативно закрепленную социальную форму, через которую становится возможной реализация социальных взаимодействий. Социальные отношения определяющим образом воздействуют на индивидов — направляют и оформляют, подавляют или стимулируют практики и ожидания людей. В то же время социальные отношения являются «вчерашними» социальными взаимодействиями, «застывшей» социальной формой живой человеческой жизнедеятельности.
Особенностью социальных отношений является то, что по своему характеру они и не объект-объектны, подобно отношениям между объектами в природе, и не субъект-субъектны, подобно межличностным отношениям — когда человек взаимодействует с другим целостным человеком, а субъект-объектны, когда взаимодействие происходит лишь с социально отчужденной формой его субъективности (социальное Я) и сам он в них представлен частичным и нецелостным социально действующим субъектом (социальным агентом). Общественные отношения в «чистом виде» не существуют. Они воплощаются в социальных практиках и всегда опосредованы объектами — социальными формами (вещами, идеями, социальными явлениями, процессами).
Общественные отношения могут возникать между людьми, которые непосредственно не контактируют и даже могут не знать о существовании друг друга, а взаимодействия между ними будут осуществляться через систему институтов и организаций, но не благодаря субъективному ощущению обязанности или намерению поддерживать данные отношения.
Социальные отношения — это система многообразных устойчивых взаимозависимостей, возникающих между отдельными индивидами, их группами, организациями и общностями, а также внутри последних в процессе их экономической, политической, культурной и т. п. деятельности и реализации ими своих социальных статусов и социальных ролей.
Можно утверждать, что общественные отношения возникают:
Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого.
Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим.
Элементы общественной жизни
Задача: выделить простейшие и неделимые элементы общества.
Это простейшие образования совместной деятельности людей, необходимые для ее осуществления.
Вопрос: при каких минимальных условиях может быть построена египетская пирамида, сконструирован самолет или отражено нападение неприятеля?
Ответ на этот вопрос приводит нас к выделению четырех необходимых организационных элементов, без которых мы не сможем осуществить трудовой процесс и без труда обнаруживаемых в любом из видов совместной деятельности людей.
· Субъекты.
Необходимым условием любой деятельности является наличие осуществляющих ее людей., способных быть ее субъектами, т.е. носителями целенаправленной активности, с которыми связаны ее пусковые и регулятивные механизмами.
Субъект понимается не только как индивидуальный субъект, но группа лиц, коллективы.
При коллективных формах деятельности ситуация меняется лишь в плане увеличения числа осуществляющих ее людей – живых человеческих индивидов, которые представляют в совокупности первый необходимый ее элемент.
· Объекты. Наряду с субъектами необходимым элементом деятельности являются объекты, которые люди – в отличие от животных – создают и регулярно используют, многократно увеличивая тем самым эффект своей деятельности.
Весь мир социальных предметов делится на два различных класса, отличающиеся друг от друга своим назначением, социальной функцией. Человек создает не только вещи, но создаёт символы..
Ø Вещи :
В одном случае эта функция связана с обеспечением непосредственных адаптивных задач человеческой деятельности – приспособлением к природной и социальной среде путем ее вещественно-энергетической переработки, целенаправленного преобразования. Физическое воздействие.
В другом случае она связана с выполнением задач информационного обеспечения деятельности – выработкой символических программ поведения, которые могут транслироваться от субъекта к субъекту, т.е. циркулировать в обществе, храниться и накапливаться в нем, передаваясь от поколения к поколению. Именно символическое позволяет транслировать человеку опыт.
Например, сейчас проблема – скорость изменения. Футорошок – проблема адаптации человека к постоянно изменяющемуся миру. Человек оказывается в шоковом состоянии. Усиливается разрыв поколений.
Итак, первый класс это вещи.
В социальной теории используются и другие названия, в частности, термин «орудия», который употреблял Л.С. Выготский).
В любом случае речь идет о предметах, с помощью которых люди оказывают прямое воздействие на тот реальный мир, в котором живут, физически изменяя его в своих интересах.
Класс вещей имеет собственную структуру.
Маркс выделял в их составе как предметы непосредственного потребления, так и средства их создания или «средства производства».
В составе последних им выделялись:
1) «предметы труда», т.е. то, на что направлено механическое, химическое, биотехническое и прочее воздействие человека.
2) «орудия труда», с помощью которых человек осуществляет воздействие на предмет труда
3) средства транспортировки и хранения орудий и предметов труда – элементы «сосудистой системы производства», отличной от его «костно-мускульной системы» ( как Маркс образно называл предметы и орудия труда).
4) К этому списку следует добавить кибернетические средства регуляции производства, позволяющие хранить, перерабатывать и передавать технологическую информацию (различные ЭВМ и т.д.) Об этом Маркс даже думать не мог.
Следующий класс, без которого создание вещей не возможно, это
Ø Символы и знаки
Вопрос: какие физические изменения способны произвести в этом мире дорожные знаки, иконы, книги, картины(если использовать их, естественно, по прямому назначению, а не для топки печей или накрывания бочек с огурцами)?
Идея может быть сильнее самой вещи.
Они воздействуют на наше сознание, на наши стремления, желания, цели, и лишь через их воплощение в деятельности опосредованно воздействуют на отличную от сознания реальность.
Если вещи служат прямым орудием адаптации, то символы обеспечивают целеннаправленность человеческой деятельности, посредством которой эта адаптация осуществляется.
Любые идей, образы, чувства, призванные повлиять на поведение людей, могут сделать это лишь в том случае, если обретут некоторую «телесную оболочку».
Т.е. соединятся со звуком, печатными литерами, графическими изображениями и через подобные «материальные проводники» ( терминология П. Сорокина), служащие «перевозчиками смысла», достигнут сознания. Поэтому главное различие между вещами и символами связано только с их назначением, функцией и никак не связано с материалом, из которых они изготовлены.
Вещи могут становиться символами, а символы овеществляться. Не только книга может стать топливом, но и трактор вполне способен превратиться из орудия практической жизнедеятельности людей в символ, знак, носитель информации.
Например, автобус, люди на остановке. Символы там есть: номер автобуса, разметка, удостоверение класса С и Д для вождения автобусом. Если происходит авария – застрял в грязи. Все выходят и начинают толкать. Образовалась некая общность, получаем система – целое, которое больше чем сумма его частей, появляются устойчивые связи.
Поэтому пониманием, чтобы описать общество как систему нам не хватит только объектов, субъектов. Нам нужно понимание СВЯЗЕЙ. Например, Армия – важна дисциплина и связи.
Поэтому следующий элемент общественной жизни (субъект, вещь, символ):
· Отношения, связи.
Существует еще один своеобразный «элемент», который нельзя увидеть глазами, пощупать руками, но без которого ни люди, ни вещи, ни символы никогда не составят целостной социальной системы.
Речь идет о сложной совокупности организационных связей и отношений, существующих между уже названными элементами.
Механический набор людей, вещей и символов сам по себе не создает целостного системного образования, каковым является общество.
Для его существования необходим еще один организационный момент – сложная совокупность внутренних связей между всеми классами социальных элементов, означающая реальную соразмерность их изменений, наличие взаимоопосредований между ними.
Классы социальных связей:
· Субъект- объектные – связи между людьми и используемыми или предметами.
· Объект – объектных связей между социальными предметами.
Называть общественными отношениями можно только связи между людьми, но не технологическую связь между работником и используемым им средством труда или зависимость между различными компонентами поточных линий на автоматизированных производствах.
Общественные отношения – это отношения, складывающиеся между субъектами в процессе работы, группы людей выполняющую задачу и объединенные некими связями.
Социум – это над-органическая реальность (даже шестеренка это уже над- органическое – ее нет в природе натуральной). Это социальность вообще.
Пример, что надо чтобы провести экзамен: вещи: место где провести, кусок бумаги, субъект – студент и преподаватель, символы: зачетная книжка, допуск на экзамен, ведомость. Связи: преподаватель чтобы пришел, везение – положительная связь с ситуацией в результате которой получается хороший результат.
Что для оркестра: Субъект – музыканты, дирижёр, вещи – инструменты, символы – ноты, связи – сыгранность.
Основные компоненты общественной жизни.
Общество находится в изменении и развитии. Способом существования людей в обществе, формой их самоутверждения и развития является их общественно историческая практика
всемирной истории, выражающей бесконечно разнообразные взаимоотношения людей с природой и друг с другом в процессе различных видов их деятельности Всякая деятельность имеет цель, которая отражает объективную потребность людей,
в чем-либо, это то, что ему необходимо.
А.Маслоу: Есть базовая система потребностей
1. Физиологическая (еда, сон, дети. ).
‘З. Потребность общности (принадлежность к социальным группам).
5. Потребность в стремлении человека раскрыть заложенные в нем возможности к добру, истине, красоте.
— объединяет людей заставляет их действовать устремлено. Это такая особая потребность, которая характеризует отношение людей к предметам и явлениям действительности, имеющих важное для них общественное значение
Интерес- это смысл всех действий людей. индивидуальные,, групповые, государственные, партийные. экономические, политические, духовные материальные.
Материальное производство неразрывно связано с духовной деятельностью людей.
— система теоретических знаний, основное содержание которых составляет осознание II оценка отношения людей к действительности.
политические, правовые, правительственные, религиозные, философские, эстетические взгляды и идеи.
Индивидуальное сознание, как и общественное сознание, будет не только отражением бытия мира в целом или конкретной сферы жизнедеятельности людей, но и определенным отношением к миру и к этой конкретной среде (их оценкой).
В сознание человека может как бы поместиться весь мир: вселенная, история человечества и т.д. Нет предела возможностей развития сознания. Люди по разному оценивают действительность.
Общественное сознание: 1. Обыденное – возникает в процессе повседневной практики людей; 2. Теоритическое – отражение существенных связей и закономерностей, научный и профессиональный уровень развития; 3. Общественная идеология и психология – вся жизнь человека отражается в психике в виде чувств, настроений, мыслей и т.д.
Идеология – система теоретических знаний, основное содержание которых составляет осознание и оценка отношения людей к действительности.
Структурные элементы идеологии: политические, правовые, правительственные, религиозные, философские, эстетические взгляды и идеи.
Тема 3.2. «Общество в историческом развитии»
Вопросы:
Вопрос 1: Типология общества. Общество и мировая система.
Типологии обществ
В процессе развития социологического знания сложилось множество подходов к классификации обществ. Классификации наиболее типических обществ основаны на выделении их основных параметров. Самую первую типологию обществ предложили древнегреческие мыслители Платон и Аристотель. Согласно их воззрениям все общества можно разделить по формам государственного устройства на монархии, тирании, аристократии, олигархии, демократии.
На сегодняшний день классификация обществ на основе господствующих в них политических отношений не потеряла своей актуальности.
В современной социологии в рамках этого подхода выделяют тоталитарные (государство определяет все основные направления социальной жизни), демократические (население может влиять на государственные структуры) и авторитарные общества (сочетающих элементы тоталитаризма и демократии).
В рамках марксизма основой для классификации обществ является способ производства материальных благ. На этом основании выделяются шесть типов обществ:
1) первобытнообщинное общество, которое характеризуется примитивно-присваивающим способом производства;
2) азиатское общество, отличающееся особым видом коллективной собственности на землю;
3) рабовладельческое общество, специфической чертой которого является собственность на людей – рабов и продукты их труда;
4) феодальное общество, основанное на эксплуатации прикрепленных к земле крестьян;
5) буржуазное общество, в котором происходит переход к экономической зависимости формально свободных работников наемного труда;
6) коммунистическое общество, которое возникает в результате установления равного отношения всех к собственности на средства производства путем ликвидации частнособственнических отношений.
Согласно другой типологии, которая сегодня занимает ведущее место в социологии, можно выделить традиционное, индустриальное и постиндустриальное общества. Традиционное общество – это общество с аграрным укладом, малоподвижными структурами и способом социокультурной регуляции, основанным на традициях.
Поведение индивидов в нем основывается исключительно на обычаях, нормах традиционного поведения, устоявшихся социальных институтах (семья, община). Любые социальные преобразования в таком обществе невозможны.
Особенностью такого типа общества является низкий уровень темпов производства. Для современности характерно снижение количества традиционных обществ, однако они по-прежнему сохраняются в Африке, центральной части Австралии, индейских резервациях.
Термин «индустриальное общество» впервые ввел Анри Сен-Симон (1760–1825 гг.). Свою дальнейшую разработку это понятие получило в работах Р. Арона, У Ростоу, О. Тоффлера и др. исследователей.
В основе теории индустриального общества лежит идея о том, что в результате промышленной революции происходит трансформация традиционного общества в индустриальное. Для индустриального общества характерны следующие черты:
1) развитая и сложная система разделения труда и профессиональной специализации;
2) механизация и автоматизация производства и управления;
3) массовое производство товаров на широкий рынок;
4) высокая развитость средств коммуникации и транспорта;
5) рост урбанизации и социальной мобильности;
6) увеличение доходов на душу населения и качественные сдвиги в структуре потребления;
7) формирование гражданского общества.
В 60-е гг. XX в. в социологии формируется теория постиндустриального или информационного общества. Эта теория разрабатывалась такими исследователями, как Д. Белл, А. Турен, Ю. Хабермас.
Основой трансформации индустриального общества и превращения его в постиндустриальное принято считать развитие вычислительной и информационной техники. Основными чертами информационного общества являются:
1) глобальный характер информации, которая прорывает государственные границы и организационные барьеры;
2) рост возможностей сбора, обработки, хранения, передачи информации, доступа к ней;
3) рост влияния информации на различные сферы деятельности;
4) расширение демократии, децентрализация общества.
В обществе существуют различные подходы к оценке феномена информационного общества.
Следствием информационной революции и становлением информационного общества становится развитие наукоемких производств с минимальным использованием сырья и энергии. В информационном обществе жизнью правят интеллект, знания, высокоорганизованный труд, нет безработицы и национальных проблем, народ доволен жизнью.
Однако существуют и определенные опасения, связанные с наступлением эры информационного общества. Негативной стороной постиндустриального общества является опасность усиления социального контроля со стороны государства, правящей элиты через доступ к информации и электронным средствам массовой информации и коммуникации над людьми и обществом в целом. С другой стороны существует опасность формирования двухклассового общества: тех, кто владеет информацией и тех, кто не будет иметь доступ к ней в силу различных причин.
Еще одним распространенным подходом в современной социологии является цивилизационный подход. В рамках этой концепции также существует классификация обществ.
В основе цивилизованного подхода лежит идея своеобразия пути, пройденного народами. В рамках этой теории разными исследователями выделяются различные цивилизации, однако для всех характерно выделение Египетской, Китайской, Вавилонской, Европейской, Российской, Мусульманской, Греческой и других цивилизаций.
Любая цивилизация является уникальной. Уникальность каждой цивилизации обуславливается не только материальной базой и способом производства, но и соответствующей им культурой. Культура в данном случае определяется совокупностью определенного мировоззрения, образом жизни населения и моралью народа.
Все это в совокупности составляет, по определению последователей данного подхода, дух народа, обуславливающий определенное отношение к самому себе. Таким образом, можно говорить, что в рамках цивилизационного подхода в качестве основания для классификации обществ является складывающаяся в них культура.
Вопрос 2: Модернизация общества. Признаки современного информационного общества.
Дата добавления: 2016-09-20 ; просмотров: 1783 ; ЗАКАЗАТЬ НАПИСАНИЕ РАБОТЫ
Основные компоненты общественной жизни в философии
Представление о сущности общества появляются с зарождением философии.
Эпоха Возрождения отмечена возникновением нового взгляда на человеческое общество и его историю, на государство и права. Крупнейшие мыслители XVI в. (Н. Макиавелли, Ж. Воден) рассматривали общество как результат деятельности самих людей, поставили вопрос о закономерностях исторического развития. Так, Воден, подчеркивал влияние естественной сферы на формирование общества, Макиавелли считал политическую борьбу и материальный интерес главной движущей силой общественной жизни.
Концептуальное оформление представлений об обществе получают в XVII-XVIII вв. В это время философские проблемы общества выделяются в самостоятельный предмет исследования, формируется особая сфера философствования – социальная философия. Первые социально-философские теории создают Т. Гоббс, Дж. Локк, Ж.-Ж. Руссо, Ш. Монтескье, П. Гольбах, К. Гельвеций, Дж. Вико, И.Г. Гердер, др. философы. Какие же исторические, социально-экономические, культурные предпосылки способствовали появлению социальной философии? В XVII-XVIII вв. в Европе складывается и утверждается буржуазная цивилизация. Возникает объективная возможность и насущная необходимость накопления, обобщения, сравнения фактов исторического развития, проникновения в глубинные причины, закономерности общественной жизни, поиска исторических перспектив. Это эпоха освобождения человеческого разума от прежде незыблемых культурных традиций, главным образом, религиозных: эпоха активной деятельности разума, причём сфера его деятельности кажется неограниченной, а любой предмет изучения – принципиально подвластным его мощи. И человеческий разум притязает на выявление и познание открывшихся ему оснований общества. Так, в XVII-XVIII вв. в Европе складывается индустриальное общество и утверждается механистическое мировоззрение. В его рамках и общество, и человек представляются сложными механизмами, машинами, а главными проблемами социальной философии считают рациональное устройство общества и соответствующее воспитание человек. В условиях одной и той же исторической эпохи развиваются столь непохожие концепции общества и человека, что отражало многослойность общественной жизни и разнонаправленность общественного развития, своеобразие существования национальных культур, особенности истории и реальное богатство предшествующей философской мысли, каждой из системных теорий общества присущи вполне определенны общефилософские и социально-философские основания, это проявляется в исходных принципах теории, сети инструментов (идеальных объектов), категориях и законах, общей картине исторической жизнедеятельности. Рассмотрим системные теории общества, философские основания которых составляют натурализм, идеализм, материализм.
Суть натурализма многолика, но, так или иначе, проявляется в отождествлении общества с животным и растительным миром или отдельными популяциями, в распространении законов биологии, механики на общество, в объявлении тех или иных элементов природной среды определяющими факторами истории человечества.
Последователи Спенсера составили направление социальной философии, известное как органическая школа. Влияние ее во второй повинене XX века вряд ли можно оценить как значительное. Сказанное относится и к другим вульгарно-натуралистическим школам (социал-дарвинизм, неомальтузианство, геополитика и т.д.). Зато нельзя не заметить, что принципы натурализма в той или иной мере включены во многие социально-философские теории, весьма различные по своим основаниям. Натуралистическое объяснение общества, тем не менее, имело большое теоретико-философское значение, так как впервые была сделана попытка найти объективные, закономерные рациональные основания общества.
Вслед за Гегелем Маркс рассматривал гражданское общество как сферу материальной, экономическсой жизни и деятельности людей. Но в отличие от Гегеля, который основой всего развития считал “мировой дух”, “абсолютную идею”, Маркс показал, что сами имущественные, материальные отношения, лежащие в основе политической жизни общества, определяются не идеями людей, а достигнутым уровнем развития производительных сил, что в основе развития общества лежит способ производства материальных благ.
Маркс, таким образом, преодолел натурализм и идеализм тем, что социальную реальность представил в виде деятельности, практики, которой человек активно и целенаправленно (субъективно) преобразует материальные условия своего существования. Общественная жизнь является по существу практической. Если классическая философия сущность общества выводит из объективной духовной культуры, то Маркс апеллирует к общественной деятельности субъектов, то есть к материально-производственной практике.