основные этапы жизни гринева
Этапы духовного созревания Петра Гринева в повести А.С.Пушкина «Капитанская дочка»
| |||
Тип: Характеристика героев |
Образ Петра Гринёва занимает особое место в романе Пушкина. Это не только главное действующее лицо, но и «автор» записок, повествователь. В нём как бы совмещаются два образа: образ молодого офицера, раскрывающийся в истории по жизни, в поступках и образ старого помещика, офицера в отставке, уже умудрённого житейским опытом, теперь на досуге вспоминающего и рассказывающего историю своей молодости.
Именно поэтому образ Гринёва довольно сложный. В романе много событий и мало размышлений. Психология героя передаётся через поступки.
Петруша, как называет Пушкин своего героя в начале повести, проходит путь духовного созревания и к концу становится Петром Гриневым. Он испытывает на себе все тяготы пугачевского восстания, находит свою любовь и принимает благосклонность самой Екатерины II. Как же происходила эволюция образа главного героя?
В начале повести мы узнаем, что Гринев – сын помещика, получивший дворянское воспитание по обычаю того времени. Его отец, смотревший на военную службу как на долг дворянина, отправляет семнадцатилетнего юношу не в гвардию, а в армию, чтобы он «потянул лямку», стал дисциплинированным солдатом. Прощаясь с Петром, старик дал ему наставление: «Служи верно, кому присягнешь; на службу не напрашивайся, от службы не отговаривайся, и помни пословицу: береги платье снову, а честь смолоду».
Второй этап формирования характера героя начинается с момента отъезда из родного дома. Самостоятельная жизнь Гринёва – это путь утраты многих иллюзий, предрассудков, а также и обогащения его внутреннего мира. Но всё же до своего приезда в Белогородскую крепость главного героя можно смело называть Петрушей.
Жизнь в Белогородской крепости открывает перед юношей ранее незамеченную красоту простых, добрых людей и рождает общение с ними. Другого общества в крепости не было, Гринёв другого и не желал. Беседы с милыми простыми людьми, занятия литературой, любовные переживания – всё это доставляло ему истинное удовольствие. Над серьёзными общественными жизненными проблемами он не задумывался. Но кардинально меняет героя любовь к Маше, ради которой он даже сражается на шпагах со Швабриным. Не забудем, что перед этим Гринёв никогда ни с кем не ссорился и не затевал драк. А во время ссоры со Швабриным он не раздумывая вызывает оскорбившего его возлюбленную на дуэль. Это говорит о внутренней сильной воле героя, его способности защитить свою любовь, а не о горячности молодости.
Также следует отметить, что каждая встреча нашего героя с главой восставшего народа Пугачёвым является знаковой. Неслучайно Пушкин применяет в своём романе приём пророческого сна, который видит Гринёв по пути на постоялый двор, заснув в буран. В этом сне Пугачёв представляется отцом Гринёва.
Первая встреча героя с Пугачёвым показала главного героя как ещё очень молодого барчука, но уже с чётким осознанием того, что за добро платят добром. Дар Гринёва проводившему их мужику – заячий тулуп – позже спасёт его жизнь.
После второй встречи с Емельяном в Белогорской крепости, когда предводитель мятежников спас ему жизнь, Гринев становится более решительным и смелым. Происходит быстрое взросление героя.
Ради своей любви он просит генерала дать ему пятьдесят солдат и разрешение освободить захваченную крепость. Получив отказ, молодой человек не впадает в отчаяние, как раньше, а решительно отправляется в пугачевское логово. Петру хватило смелости вновь явиться перед предводителем восстания. Плененный, но не сломленный, Гринев безо лжи и лицемерия рассказывает Емельяну все, как есть, про Машу Миронову и Швабрина. Этот отчаянный поступок спас жизнь девушки.
Образ Гринёва дан в развитии. Черты его характера перед читателями раскрываются постепенно. Его поведение психологически мотивировано. Несмотря на ошибки героя романа, перед нами, читателями, вырастает образ честного, доброго, отважного человека. Он способен к большому чувству, верен в любви и, в конечном итоге, своему долгу. И в то же время Гринев легкомыслен по молодости, ограничен во взглядах и понимании истинного назначения тех событий, участником которых он стал.
0 человек просмотрели эту страницу. Зарегистрируйся или войди и узнай сколько человек из твоей школы уже списали это сочинение.
/ Сочинения / Пушкин А.С. / Капитанская дочка / Этапы духовного созревания Петра Гринева в повести А.С.Пушкина «Капитанская дочка»
Смотрите также по произведению «Капитанская дочка»:
этапы взросления гринёва
Этапы духовного созревания Петра Гринева в повести А. С. Пушкина «Капитанская дочка»
Образ Петра Гринёва занимает особое место в романе Пушкина. Это не только главное действующее лицо, но и «автор» записок, повествователь. В нём как бы совмещаются два образа: образ молодого офицера, раскрывающийся в истории по жизни, в поступках и образ старого помещика, офицера в отставке, уже умудрённого житейским опытом, теперь на досуге вспоминающего и рассказывающего историю своей молодости.
Именно поэтому образ Гринёва довольно сложный. В романе много событий и мало размышлений. Психология героя передаётся через поступки.
Петруша, как называет Пушкин своего героя в начале повести, проходит путь духовного созревания и к концу становится Петром Гриневым. Он испытывает на себе все тяготы пугачевского восстания, находит свою любовь и принимает благосклонность самой Екатерины II. Как же происходила эволюция образа главного героя?
Жизнь в Белогородской крепости открывает перед юношей ранее незамеченную красоту простых, добрых людей и рождает общение с ними. Другого общества в крепости не было, Гринёв другого и не желал. Беседы с милыми простыми людьми, занятия литературой, любовные переживания – всё это доставляло ему истинное удовольствие. Над серьёзными общественными жизненными проблемами он не задумывался. Но кардинально меняет героя любовь к Маше, ради которой он даже сражается на шпагах со Швабриным. Не забудем, что перед этим Гринёв никогда ни с кем не ссорился и не затевал драк. А во время ссоры со Швабриным он не раздумывая вызывает оскорбившего его возлюбленную на дуэль. Это говорит о внутренней сильной воле героя, его способности защитить свою любовь, а не о горячности молодости.
Становление личности Петра Гринева (путь становления, этапы формирования, истоки формирования)
Петр Гринев, главный герой романа «Капитанская дочка», был воспитан в семье помещиков. С детства Петруша был балованным ребенком. О себе он сам говорил, что в детстве «жил недорослем, гоняя голубей и играя в чехарду с дворовыми мальчишками».
В доме у Гриневых жил учитель-француз Бопре (на самом деле парикмахер) и дядька Савельич – именно они, в основном, и занимались воспитанием Петра. От француза Петр обучился языку и фехтованию, а от Савельича обогатился духовно – он научил его держать свое слово, быть добрым и справедливым, думать о последствиях своих поступков и быть верным близким людям. Это всё образование, которое получил герой (кроме грамоты).
Ещё до рождения отец записал его в Семеновский полк. Он готовился к службе в Петербурге, предвкушая раздольную жизнь. Но отец решил, что жизнь гвардейского офицера не сделает из Петра ничего хорошего, и его отправляют на службу в армию.
Он бы мог поспорить с отцом, но этого не пристало делать человеку, которому с ранних лет говорили, как постулат «Береги честь смолоду». Ему не позволило достоинство просить о перемене участи, и он отправляется в Оренбург с честью, гордо и смиренно приняв волю отца.
Взрослая жизнь Петра сопряжена с трудностями и легкомыслием. Он проиграл много денег, и тогда он сказал Савельичу уплатить долг, но для того была главной забота о благосостоянии хозяина, и Савельич платить отказался. Петр грубо сказал ему, что он его слуга. Потом Петру стало стыдно, что он обидел Савельича, почти родного человека. Его характер меняется, становится лучше.
В любви с Машей характер Петра преображается. Чтобы отстоять свою любовь, он сражается со Швабриным и выручает Машу из его плена, не боясь нарушить армейскую дисциплину и быть убитым.
При захвате Белгородской крепости в его характере появляется смелость и самоотверженность. Даже под страхом смерти он отказался присягать Пугачеву, потому что он верен императрице и своему слову – присяге, которую давал.
На суде Гринев отказался давать полноценные показания, чтобы не затрагивать имя Маши. Для него и её честь много значит, а сам он в этот момент висит на грани между жизнью и смертью.
Петр Гринев как герой на протяжении всего романа развивается, приобретая новые черты, которые необходимы настоящему мужчине. В итоге в конце герой получается идеальным, не совершившим плохих поступков и готовым к хорошим.
Этапы взросления Петра Андреевича Гринёва. Повесть А. С. Пушкина «Капитанская дочка» (Уроки по литературе)
Взросление героя от недоросля к человеку достойному и честному. Этапы взросления героя.
Рассмотрим этапы взросления одного из героев повести «Капитанская дочка», а именно Петра Андреевича Гринёва от чьего имени ведётся повествование в данном тексте. Попробуем выявить качества, преобладавшие в каждом из этапов, и приобретенные благодаря жизненному опыту.
Своё детство с пяти до двенадцати лет мальчик рос под надзором стремянного Савельича, который был пожалован ему в дядьки.
За это время Пётр «выучился русской грамоте и мог очень здраво судить о свойствах борзого кобеля». В 12 лет был отдан под надзор француза, мосье Бопре, выписанного из Москвы, но вскоре Бопре был прогнан, так как любил выпить и почти не занимался мальчиком. На этом закончилось воспитание младшего Гринёва и первый этап его взросления.
Но в 16 лет жизнь Гринёва изменилась. Ещё до рождения он был записан сержантом в Семёновский полк, однако его отец хотел чтобы из сына вырос достойный солдат и поэтому отправил того в Оренбург под начало своего давнего друга. Ещё по пути на место службы, остановившись в Симбирске (нынешний Ульяновск), Пётр Андреевич по своей глупости успел проиграть 100 рублей, не малые деньги для того времени, и выпить достаточно, чтобы опьянеть. Там же Гринёв сильно поругался с Савельичем, который был сильно расстроен и недоволен бездумностью своего юного господина.
Тем не менее, и после инцидента в Симбирске Гринёв сглупил, не прислушавшись к мнению знающих людей, по поводу погоды, и по этой причине вместе с Савельичем и ямщиком попал в буран. Будучи выведенным встречным мужиком к небольшому постоялому двору, юноша вновь ослушался своего наставника детства и отдал незнакомцу свой заячий тулуп.
Все эти случаи во время дороги к Оренбургу показывают нам, насколько неопытен и даже безрассуден был Пётр Андреевич в то время. Будучи ещё совсем юным и малоопытным он так же является довольно самовлюблённым, на что указывают не единичные споры с Савельичем.
В дальнейшем Гринёв, рискуя своей жизнью, защищал Оренбург, но никогда не забывал о любимой девушке, оставшейся в захваченной крепости. Не смотря опасность, он возвратился за любимой и хоть и принял очередную помощь Пугачёва, но всё также отказался помогать ему.
После одержанной над Пугачёвым победы, Пётр Андреевич попал в тюрьму по обвинению в предательстве и дружбе с Пугачёвым, но когда императрица узнала его историю из уст Марьи Ивановны Мироновой, то помиловала офицера. Я считаю, что это случилось, так как правительница признала Гринёва достойным и честным человеком. Вот так мальчишка – недоросль повзрослел и изменился в лучшую сторону.
(Работа выполнена с опорой на текст повести, использованием некоторых фраз из повести и высказыванием личного мнения автора работы.)
Становление личности Петра Гринева
Сочинение «Становление личности Петра Гринева» предполагает рассмотрение истории жизни главного героя повести А. С. Пушкина «Капитанская дочка» по следующему плану: детство, подростковый период, а также период службы, который раскрывает все положительные черты Петра Гринева.
Детство
Петр Гринев родился в семье отставного премьер-майора Андрея Петровича и бедной дворянки Авдотьи Васильевны. Детство героя прошло в Симбирской губернии. Отец Петра, человек с твердым и строгим характером, особое внимание уделял воспитанию сына. Еще до рождения главного героя он был записан в Семеновский полк. С пяти лет образованием Петра Гринева занимался Савельич.
Подростковый возраст
В двенадцать лет Гринев выучил грамоту и умел «здраво судить о свойствах борзого кобеля». В этом возрасте Петр стал упражняться с французом Бопре, который особо не занимался образованием Гринева. Каждый из них был занят своим делом. Гринев подтверждает, что его воспитание кончилось тогда, когда его отец выгнал француза-бездельника из дома.
Когда Петру было шестнадцать лет, Андрей Петрович решил, что сыну пора отправиться на службу. Гринев-младший ждал своей службы в Петербурге, стремился начать свою веселую и разгульную жизнь. Однако отец Петра отправляет его на службу в Оренбург.
Служба
Именно в шестнадцать лет, когда Петр Гринев отправляется служить, жизнь главного героя кардинально меняется. На мировоззрение Гринева оказывает огромное влияние отцовский наказ: «Береги платье снову, а честь смолоду».
А. С. Пушкин описывает, как Петр Гринев из недоросля, гонявшего до шестнадцати лет голубей, превращается в благородного и честолюбивого мужчину. Писатель демонстрирует развитие образа центрального персонажа. Причем процесс формирования личности Петра Гринева проходил постепенно: по дороге на службу Гринев проигрывается Зурину, что говорит о беспутстве героя. По дороге Петр совершает и милосердный поступок: отдает провожатому в знак благодарности заячий тулуп.
Уже в Белогорской крепости Петр начинает вести себя в соответствии с честью. Герой защищает Машу Миронову от клеветы Швабрина. Петр Гринев не способен предать Родину, как это делает Швабрин. Когда возлюбленная главного героя оказывается в плену у Швабрина, Гринев способствует ее освобождению. Оказавшись под арестом, Петр не выдает имя Маши Мироновой, чтобы она не оказалась ввязана в беззаконие. Главный герой романа «Капитанская дочка» ведет себя как благородный мужчина, готовый постоять за себя и своих близких.