осенние явления в жизни растений 5 класс

Осенние изменения в природе и характерные явления

осенние явления в жизни растений 5 класс. Смотреть фото осенние явления в жизни растений 5 класс. Смотреть картинку осенние явления в жизни растений 5 класс. Картинка про осенние явления в жизни растений 5 класс. Фото осенние явления в жизни растений 5 класс

Осенние изменения в природе: Pexels

Осень — период важных изменений в живой и неживой природе. Изменение погодных условий и температурного режима влияет на деревья, растения, птиц и животных. Какие явления происходят осенью и как это отражается на окружающем мире? Интересными фактами делятся авторы популярных книг о природе.

Какие изменения осенью происходят в живой природе?

Осень — период перехода от летней активности к процессам зимнего застоя. Для осени характерны такие изменения в живой природе:

Рассмотрим эти природные явления более подробно.

Пожелтение и опадание листьев

Первая примета осени — изменение окраски листьев на деревьях. Это явление природы связано с биологическими изменениями, происходящими у большинства деревьев при наступлении первых холодов.

Круговорот воды в природе: интересные факты

Почему листья на деревьях меняют окрас? Как объясняет Георгий Граубин в книге «Почему осенью — листопад?», зеленый цвет им придает особое вещество — хлорофилл. С наступлением осени солнце светит меньше, день становится короче, растения получают меньше света.

В таких условиях хлорофилл разрушается, а восстановиться не успевает. Зеленый цвет в листве убывает, и заметным становится желтый. Осенью листья могут быть желтыми, красными, багряными. Это зависит от того, какое красящее вещество находится в листе.

После изменения цвета в последние месяцы осени листва начинает опадать с деревьев. Это имеет для них большое физиологическое значение:

Как ухаживать за волосами летом: советы профессионала

осенние явления в жизни растений 5 класс. Смотреть фото осенние явления в жизни растений 5 класс. Смотреть картинку осенние явления в жизни растений 5 класс. Картинка про осенние явления в жизни растений 5 класс. Фото осенние явления в жизни растений 5 класс

Опавшие желтые листья: Pexels

Увядание трав

Осенью травы расстаются с надземной частью растения, чтобы спасти более важные части — корневище, клубень или луковицу.

В подземных структурных элементах трав за лето накапливаются питательные вещества, которые выполняют две важные функции:

Некоторые животные впадают в спячку

Зимняя спячка — особенное состояние растений и животных, когда в период холодов и отсутствия пищи снижается активность и жизнедеятельность организма, уменьшается обмен соками и потребность в пище.

Кто впадают в спячку с наступлением осени? Вот несколько видов:

Цветотип осень: характеристика, одежда и макияж

Звери делают запасы

Животные, которые не засыпают на зиму, активно готовятся к холодам. Для этого они:

осенние явления в жизни растений 5 класс. Смотреть фото осенние явления в жизни растений 5 класс. Смотреть картинку осенние явления в жизни растений 5 класс. Картинка про осенние явления в жизни растений 5 класс. Фото осенние явления в жизни растений 5 класс

Белка делает запасы на зиму: Pexels

Перелет птиц

Мигрирующие виды птиц готовятся к перелетам в теплые края с начала осени. Затем начинается их отлет. Как правило, птицы летят стаями в одни и те же места зимовки, а с наступлением весны возвращаются в родные края.

Как утверждает Соколов Леонид в книге «Почему перелетные птицы возвращаются домой», верность родине обнаружена у птиц, принадлежащих к разным группам, начиная от наиболее крупных и долгоживущих летающих птиц (альбатросов, буревестников, аистов, лебедей) и заканчивая самыми мелкими и маложивущими воробьиными (дрозды, крапивники, мухоловки, славки и др.).

Явления природы по временам года

Зимующие пернатые никуда не улетают и усиленно кормятся в осенних лесах.

Какие осенние изменения в неживой природе?

Не менее важные изменения происходят в неживой природе. Уже в сентябре–октябре можно наблюдать:

Сокращение светового дня, снижение температуры воздуха

Как известно из курса физики, наша планета вращается вокруг Солнца и за год делает полный круг. Во время вращения Северное полушарие Земли на несколько месяцев оказывается наклоненным к Солнцу (лето). В течение следующих нескольких месяцев отклоняется от него (зима). В это время наблюдается уменьшение дня и увеличение ночи.

Почему трава зеленая: пояснения из физики, биологии, химии

Осенью солнце поднимается над горизонтом не так высоко, как летом. Дни становятся короче, а солнечного света — меньше. В середине сентября‒начале октября наступает недолгий период потепления, который в народе называют бабье лето. Обычно он заканчивается в середине октября.

Похолодание, которое приходит вследствии уменьшения солнечного света и тепла, влияет на всю живую природу, поскольку уменьшение солнечного света напрямую связано с похолоданием. Как утверждает автор книги «Взламывая планету Земля» Том Джексон атмосфера Земли находится в постоянном движении. Это влияет на разнообразие метеорологических условий в разных географических точках. Такое непрерывно изменяющееся состояние называют погодой.

Погодные явления осени

Для осени наиболее характерны такие природные явления:

Почему необходима активная деятельность по охране природы: пояснение

осенние явления в жизни растений 5 класс. Смотреть фото осенние явления в жизни растений 5 класс. Смотреть картинку осенние явления в жизни растений 5 класс. Картинка про осенние явления в жизни растений 5 класс. Фото осенние явления в жизни растений 5 класс

Как зимуют лягушки в воде и на суше

Осень — невероятное время, когда окружающая природа меняется кардинальным образом. В живой и неживой природе происходят непрерывные изменения. Переход от теплых дней конца лета к первому снегу и заморозкам зимы в течение осени совершается постепенно.

Узнавайте обо всем первыми

Подпишитесь и узнавайте о свежих новостях Казахстана, фото, видео и других эксклюзивах.

Источник

Урок по биологии для 5 класса «Осенние явления в жизни растений»

Урок по биологии для 5 класса «Осенние явления в жизни растений»

сформировать знания об изменениях, происходящих в растениях в осенний период;

научить наблюдать за природными объектами, фиксировать результаты наблюдений.

формирование мотивации к познавательной деятельности, самообразованию;

становление экологического сознания;

развитие экологической культуры,;

развитие творческих способностей;

учить наблюдать, описывать и объяснять осенние явления в жизни растений.

Нарисовать и раскрасить осенние растения.

Принести плоды рябина, боярышника, каштана, дуба и др. растений, гербарий осенних листьев.

Подготовить пословицы, поговорки, стихи и рассказы о растениях осенью.

Вступительное слово учителя :

Наблюдать за природой интересно во все времена года. Не только летом и осенью, но и зимой, и весной происходит много необычного и интересного. Нужно только уметь увидеть это. Сегодня на уроке мы познакомимся с осенними явлениями в жизни растений.

В начале урока мы совершим с Вами виртуальную экскурсию в осенний лес. Затем мы прослушаем стихи, рассказы, пословицы и поговорки, которые Вы подготовили к уроку.

Просмотр фильма «Осень в лесу»(СССР).

Задание учащимся перед просмотром:

записать названия растений, которые можно встретить в лесу;

записать изменения, которые происходят с растениями осенью. Самостоятельная работа в тетрадях во время просмотра фильма. Обсуждение увиденного.

Завершается лето. Чисто светло-голубое небо. Падает лист. В парках и на бульварах стелется желтая дорожка. А листва все ярче румянится. Ярки деревья. Тихи задумчивые сентябрьские дни. На зелени хвои переливаются клены. Красивы оранжевые и золотистые березовые рощи. Под ногами шуршат ковры листопада.

Среди мелкорослых сосенок на моховых кочках созревает последняя ягода сентября – клюква.

Цветы сентября окрашены в желтые тона. Много еще трав в цвету.

Лес поблек, А как еще великолепна цветистая вянущая листва!

Зарумянилась красавица рябина. Под цвет ягод покраснел шиповник. А крушина стала как лимон.

Лес, точно терм расписной, лиловый, золотой багряный,

Веселой пестрою стеной стоит над светлою поляной.

Березы желтою резьбой блестят в лазури голубой,

Как вышки, елочки темнеют, а между кленами синеют

То там, то здесь в листве сквозной просветы в небо, что оконца.

Лес пахнет дубом и сосной.

Унылая пора! Очей очарованье! Приятна мне твоя прощальная краса.

Люблю я пышное природе увяданье, в багрец и золото одетые леса…

У дуба и осины самый поздний листопад.

Если в осень лист с березы опадает нечисто – жди суровой зимы.

Поздний листопад – к суровой и продолжительной зиме.

Вопросы учителя (фронтальная беседа):

Когда у деревьев начинают желтеть листья?

Когда листья начинают опадать?

Почему осенью листья желтеют?

Лист зелен потому, что в нем есть зеленое красящее вещество, Оно придает листу такую окраску.

А почему осенью листья становятся желтыми, красными, фиолетовыми? Зеленое красящее вещество разрушается. А летом оно быстро, легко восстанавливается, и листья остаются свежими, зелеными. Окраска листа не меняется, так как образование красящего вещества не отстает от его разрушения.

Но вот дни убывают. Света становится все меньше и меньше. Зерна хлорофилла продолжают все так же быстро разрушаться, а новые образуются медленнее, их становится меньше, и лист бледнеет.

Но в клетках листа есть и другие красящие вещества – желтые, только летом буйная зелень их заглушает, а теперь, когда зеленое красящее вещество постепенно разрушается, они выступают ярче. Листья желтеют.

Они не только желтеют. Становятся даже багряными, В листке осенью появляется еще одно красящее вещество, оно и придает ему такую окраску. Это вещество захватывает все больше места в листке, потому что для его образования нужно, чтобы стало прохладнее и чтобы замирала жизнь растения. Все это и происходит в природе осенью.

Вот почему листья меняют свою окраску.

Осенняя раскраска деревьев значительно опережает листопад.

Лето со снопами, осень с пирогами.

Октябрь землю покрыл где листком, где снежком.

От осени к лету поворота нету.

Вопросы учителя (фронтальная беседа):

Чем дерево отличается от кустарника?

Чем травы отличаются от деревьев и кустарников?

Дуб легко узнать даже поздней осенью или мощной зимой по его мощному стволу и толстым ветвям. На ветках расположены крупные желтые листья, которые долго остаются на дереве, иногда до самой зимы. Своими корнями дуб крепко держится в земле и хорошо противостоит ветру.

Дубы встречаются в более южных районах, чем березы. Они требуют больше тепла. Дуб хорошо себя чувствует, если окружен другими деревьями, задерживающими холодные ветры. При этом он нуждается в верхнем освещении. Лесоводы говорят: «Дуб хорошо растет в шубе (т. е. окруженный деревьями), но с открытой головой (т. е. освещенный сверху)».

Ежегодно дуб плодоносит. Плоды его – желуди – держатся на дереве до осени, а затем падают на землю. В каждом желуде находится одно крупное семя. Весной из семени вырастает новое деревце.

Дубы образуют красивые рощи – дубравы.

Рябина. По В. Михайловской.

Это ветвистое дерево растет почти повсюду в наших лесах.

Рябина любит свет. На опушках леса, солнечных полянах – везде, где рябина хорошо освещена, она вырастает в дерево и обильно плодоносит.

Летом на рябине начинают краснеть гроздья небольших круглых ягод. Они медленно созревают под лучами летнего солнца.

Поздней осенью листья рябины желтеют, становятся пурпурными и опадают, а оранжево-красные гроздья плодов остаются на деревьях на зиму. И если их не склевывают птицы, плоды висят до середины зимы.

Вопросы учителя (фронтальная беседа):

В какое время года рябина особенно красива?

Какие птицы любят ягоды рябины?

Как правильно называются плоды рябины?

Осина и без ветра шумит.

Осина. По И. Соколову-Микитову.

Красивы высокие стройные осины, их горьковатый запах, трепетание листвы на высоких вершинах.

Особенно хорош осиновый лес в осенние ясные дни. В пурпурно-красный и желтый цвет окрашена листва. Цветным чистым ковром расстилаются под деревьями опавшие листья. Там и тут видны под ними красноватые шляпки поздних грибов – подосиновиков. Еще цветут кое-где запоздалые лесные цветы. Шелестит под ногами высокий пожелтевший папоротник, и еще горче пахнет в осиновом лесу.

В дуплах старых толстых осин гнездятся ночные и дневные птицы, белки-проказницы складывают свои запасы.

Корою молодых осинок кормятся зайцы-беляки зимою. Горькою кору осин гложут лоси.

Редко можно увидеть сплошной осиновый лес. Обычно осины растут рядом с березами и темными елями.

В таких смешанных лесах особенно много грибов и лесных ягод. С дерева на дерево перелетают птицы. С шумом вспорхнет и засвистит рябчик. На моховых кочках под деревьями краснеет спелая брусника.

Поздней осенью на болотах поспевает клюква. Она растет на торфяных кочках, и ягоды лежат прямо на мху. Ягоды-то видны только издалека, а вот на чем они растут – не заметно. Только присмотревшись поближе, увидишь, что на моховой подушке протянуты тонкие, как нити, стебельки, на них – маленькие жесткие блестящие листики.

Для человека ягоды ландыша ядовиты.

Осенний букет. По Н. Плавильщикову.

В октябре уронили пожелтевшие листья почти все деревья и кустарники. Лес стал прозрачным. Издали видны красные ягоды калины, грозди рябины.

В мокрых низинках, по болотинкам иной раз увидишь и крупные желтые пятилепестковые цветы калужницы.

Их не так уж мало, осенних цветков. Среди них есть и такие, что цветут все лето. Есть также цветы, цветущие во второй раз.

Как растения готовятся к зиме. По Н. Надеждиной.

Ты идешь по осеннему лесу, и над твоей головой кружатся желтые листья, падают к твоим ногам.

Листья облетят, но на ветках останутся почки. Они зазеленеют будущей весной.

У ландыша веток нет, но ландыш надежно запрятал свой корень. В земле его не достанет мороз.

Разлетелись семена кислицы и других лесных трав.

Пустеет воздух, птиц не слышно боле,

Но далеко еще до первых зимних бурь –

И льется чистая и теплая лазурь на отдыхающее поле…

Фронтальная беседа по вопросам :

Назовите древесные, кустарниковые, листопадные и вечнозеленые растения нашего края.

Какие осенние явления можно наблюдать в мире растений?

Как называется раздел биологии, изучающий сезонные изменения в живой природе?

Что служит сигналом для начала сезонных изменений у живых организмов?

Работа учащихся в тетрадях, краткая запись ответов на вопросы.

Заключительное слово учителя :

Полыханье листопадных красок. Красный, желтый, пятнистый ложится на землю лист. Укрывает ее теплым лоскутным одеялом. Убранные поля. Серая щетина жнивья. Пришла осень. Сколько интересного в мире растений!

Сегодня вы узнали много нового, занимательного о растениях нашего края. Это поможет вам понять, как нужно заботиться о природе, полюбить свой край, стать друзьями природе.

Источник

Презентация по биологии «Экскурсия. Осенние явления в жизни растений»

осенние явления в жизни растений 5 класс. Смотреть фото осенние явления в жизни растений 5 класс. Смотреть картинку осенние явления в жизни растений 5 класс. Картинка про осенние явления в жизни растений 5 класс. Фото осенние явления в жизни растений 5 класс

Описание презентации по отдельным слайдам:

Осенние явления в жизни растений Кубанцева Е.Н. учитель биологии МБОУ Парамоновской ООШ Морозовского р-на Ростовской обл

Лес, точно терем расписной, Лиловый, золотой, багряный, Веселой, пестрою стеной Стоит над светлою поляной. Березы желтою резьбой Блестят в лазури голубой, Как вышки, елочки темнеют, А между кленами синеют То там, то здесь в листве сквозной Просветы в небо, что оконца. Лес пахнет дубом и сосной, За лето высох он от солнца, И Осень тихою вдовой Вступает в пестрый терем свой. И. Бунин

Осень в живописи русских художников Золотая осень. В. Поленов Золотая осень. И. Левитан

Е. Волков. Золотая осень. Тихая речка В. Софронов. Золотая осень

Погодные условия осенью «Уж небо осенью дышало, Уж реже солнышко блистало, Короче становился день …» (А. Пушкин ).

Осень — переходный сезон, когда заметно уменьшение светового дня, и постепенно понижается температура окружающей среды. Начало осени Начало осени характеризуется переходом среднесуточной температуры через +15 и сокращением светлого времени до 14 часов. В этот период увеличивается повторяемость облачных дней, и, хотя дождей больше не становится, выпадающая влага испаряется не так быстро, как летом. Лужи могут стоять значительно дольше. Утренники становятся прохладными, учащаются ночные туманы. Погода становится более неустойчивой, бывает то очень тепло, то очень холодно. Смена погоды сопровождается ненастьем, с сильными дождями и ветром. Как правило, на смену ненастью приходят похолодания, угрожающие первыми заморозками. Золотая осень После первых серьезных похолоданий нередко наступает продолжительное затишье и потепление. Как правило, в этот период отмечается большой суточный ход температуры: ночами свежо, днями тепло, на солнце воздух легко может прогреваться до +20. В этом случае мы говорим, что наступило бабье лето. Следующим поворотным моментом сезона является переход среднесуточной температуры через +10. Глубокая осень Каждый градус понижения температуры с +10 до +5, который продолжается с конца сентября до середины октября, является критерием для отлета определенного вида птиц Важной ступенькой периода является достижение среднесуточной температурой отметки +8, когда в домах включают отопление. Золотая осень завершается 14 октября ― на праздник Покров. Издавна народ примечал, что в этот день выпадает первый снег. Глубокой осенью, которая продолжается почти до конца месяца, ночные заморозки становятся регулярным явлением, а днем температура редко превышает +10.

Глубокая осень Каждый градус понижения температуры с +10 до +5, который продолжается с конца сентября до середины октября, является критерием для отлета определенного вида птиц Важной ступенькой периода является достижение среднесуточной температурой отметки +8, когда в домах включают отопление. Золотая осень завершается 14 октября ― на праздник Покров. Издавна народ примечал, что в этот день выпадает первый снег. Глубокой осенью, которая продолжается почти до конца месяца, ночные заморозки становятся регулярным явлением, а днем температура редко превышает +10. Предзимье Приметой этого времени является листопад. При переходе температуры через 0 влага, содержащаяся в черенке, замерзает, и он обламывается. Лист совершает тихий прощальный полет. По мере учащения снежных событий глубокая осень слагает свои полномочия. Средняя дата формирования временного снежного покрова приходится на ноябрь. Погода становится промозглой и ветреной. Снег выпадает, немного лежит, но все же тает. На улицах становится слякотно. Первозимье Завершается климатическая осень обычно 30 ноября, когда среднесуточная температура устойчиво переходит через 0. Первозимье ― время первых снегопадов и первых дневных «минусов». Снежный покров становится все более устойчивым. Однако бывали случаи, когда он оставался лежать до весны, а иногда появлялся только после Нового года.

Осенние явления «Поздняя осень, Грачи улетели Лес обнажился, Поля опустели ». (Н.А. Некрасов). «Падают, падают листья, В нашем саду листопад, Жёлтые, красные листья По ветру вьются, летят …» (М. Красев).

Отчёт по заданиям Первое задание. Выясните, какие древесные цветковые растения растут в данной местности. Соберите плоды, а также листья разной окраски, демонстрирующие постепенный переход от зеленой окраски к полному осеннему расцвечиванию. Понаблюдайте за изменением окраски листьев у разных деревьев. Установите, где больше окрашенных листьев – в верхней части кроны или в нижней, в наружной или внутренней? Результаты наблюдений оформите в виде таблицы, пользуясь терминами «больше», «меньше», «много», «мало».

3. Понаблюдайте за листопадом. Попытайтесь потянуть зеленый лист; лист, начавший менять окраску; лист, полностью изменивший окраску. Сделайте записи об особенностях отделения зеленых листьев, начавших менять окраску и полностью изменивших ее. Выясните, как опадают листья у березы бородавчатой, акации белой, каштана конского, клена обыкновенного. Сделайте записи. 4. Выясните, как влияют на внешний вид дерева (форма, размеры) разные условия его жизни. Найдите деревья одного вида, выросшие одиночно на открытом месте и в группе; сделайте схематический рисунок этих деревьев и соответствующие записи. 5. Выясните, у каких растений осенью листья опадают раньше, а у каких – позже.

Второе задание. 1. Выясните, какие кустарники растут в данной местности. Соберите плоды, сравните их с плодами деревьев. Почему у кустарников преобладают сочные плоды? Как распространяются плоды и семена кустарников? 2. Понаблюдайте за изменением окраски листьев. Данные внесите в таблицу (неизвестное название спросите у учителя). Название кустарника Окраска листьев

3. Определите, у кустарников или у деревьев раньше полностью расцвечиваются листья. С этой целью сравните степень расцвечивания листьев на одном участке деревьев и кустарников. Данные оформите в таблице; степень расцвечивания листьев обозначьте словами «больше», «меньше». Объясните наблюдаемые явления. 4. Из собранных на экскурсии листьев изготовить гербарий «Осеняя окраска листьев» Формы растений Степень расцвечивания листьев 1. Деревья. 2. Кустарники.

Отчёт по экскурсии. Осенние явления в жизни растений. Работу выполнил(а) ученик (ца) 6 класса Ф. И. 2015 – 2016 уч. год МБОУ Парамоновская ООШ Титульный лист

Форма отчета. Красота осенней природы(стихотворение или мини-сочинение) Погодные условия осенью Осенние явления Отчет по заданиям. Гербарий «Осенняя окраска листьев»

Источник

Экскурсия по биологии, в 5 классе, на тему: «Осенние явления в жизни растений»

Тема: Осенние явления в жизни растений

Цель: научиться проводить фенологические наблюдения в природе.

Место проведения _________________________________

Какую среду обитания занимают организмы, обитающие на территории школы? _____________________________________________________________________________

Перечислите тела неживой природы, встретившиеся во время экскурсии ____________________________________________________________________________

Перечислите тела живой природы, встретившиеся во время экскурсии ________________________________________________________________________________

Какие деревья растут на территории школы?

5. Какие кустарники встретились во время экскурсии?

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________6. Какие декоративные травянистые растения встретились во время экскурсии? __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Выясните, у каких растений опали почти все листья ___________________________________

Перечислите растения, у которых поменялась окраска листьев ________________________________________________________________________________

Каких животных вы встретили во время экскурсии?

Какие признаки, во внешнем виде растений и поведении животных, указывают на наступление осени?

11. Назовите причины, которые привели к осенним изменениям в жизни растений и животных _

12.Соберите листья разных растений для гербария.

Источник

Технологическая карта Экскурсия № 1 «Осенние явления в жизни растений» (5 класс)

Правила поведения в природе.

Сроки изменения окраски листьев.

Начало и конец листопада.

2. Знакомство с растениями и животными своей местности и условиями их обитания.

3. Самостоятельная групповая работа по заданиям.

4. Подведение итогов экскурсии.

Познакомить с осенними явлениями в жизни растений родного края, дать опережающие знания о листопадных и вечнозеленых растениях.

Выявить изменения, происходящие с растениями в осенний период;

Научить наблюдать за сезонными явлениями в природе, описывать результаты наблюдений.

Развивать умение проводить наблюдения в живой природе;

Способствовать приобретению навыков правильного поведения в природе;

Воспитывать бережное отношение к природе, чувство ответственности за нее.

Основные понятия и термины

Листопад, листопадные и вечнозеленые растения.

Формы и методы обучения

Метод: Комбинированный (словесный, практический, исследовательский)

Формы: групповая, фронтальная

Предметные: учащиеся имеют начальные представления об осенних явлениях в их жизни; о том, что живые организмы связаны со средой обитания и приспособлены для жизни в определенной среде; приобретают навыки правильного поведения в природе.

Метапредметные : развивается умение проводить наблюдения в живой природе, фиксировать и оформлять их результаты.

Личностные : формируются чувство любви к родной природе, бережное отношение к природе и элементы экологической культуру.

Организационная структура урока

Организовывает вводную беседу, формулирует задачи экскурсии.

Знакомит с правилами поведения в природе и правилами техники безопасности во время экскурсии.

Слушают, расписываются в журнале по технике безопасности.

Личностные: формирование элементов экологической культуры; осознание необходимости бережного отношения к здоровью.

Сроки изменения окраски листьев.

Сроки изменения окраски листьев у деревьев разные: самыми первыми начинают желтеть листья березы и абрикоса. А вот листья вишни долго остаются зелеными.

Начало и конец листопада.

Еще в середине лета на березах кое-где пестреют отдельные желтые листочки. В августе на иной березе издали видна целая желтая прядка: сплошь пожелтевшая ветка. Но это еще не осенние листья.

Листья начали желтеть. Чем сильнее пожелтел или покраснел лист, тем легче он обрывается, и тем чаще вы будете срывать его полностью — со всем черешком. И вот — вы лишь взяли лист пальцами, чуть шевельнули ими, даже не потянули,— и лист отделился от ветки. Вы только дотронулись до него.

“ Ничего удивительного,— скажете вы.— Уж если в тихий осенний день, когда даже легкого ветерка нет, желтые листья сами падают с дерева, то, конечно, сорвать такой лист нетрудно. Его и не рвешь, а просто снимаешь с ветки”.

А почему же не “снимался” тот же лист летом? Почему, когда вы пытались оторвать его, то разрывалась пластинка, разрывался черешок, но основание листа оставалось на ветке?

Посмотрите на то место, где черешок прикрепляется к ветке. Здесь видно маленькое утолщение — “листовая подушечка”. Она выглядит одинаково и среди лета у зеленого листа и осенью у листа пожелтевшего. Но одинаковой она выглядит только снаружи.

Оторвите черешок от ветки летом и рассмотрите в лупу конец его, место отрыва (основание подушечки). Конец неровный и скорее матовый, чем глянцевитый. Снимите с дерева желтый лист. Конец подушечки ровный и гладкий, глянцевитый. Летом конец выглядел поврежденным в месте отрыва, осенью — никаких следов повреждения не видно.

Осенью в основании черешка появился так называемый отделяющий — пробковый — слой. Он словно перегородкой отделил черешок от ветки, и только несколько сосудистых пучков прорезывают эту перегородку, соединяют черешок (а через него и лист) с древесиной ветки. На них, на этих тонких волоконцах, и держался в последние дни лист. Чуть заметный порыв ветерка, и волоконца обрываются, лист падает. Села на лист роса, он стал тяжелее — и волоконца оборвались, лист упал. При полной пробковой перегородке лист легко отделяется от ветки.

Очевидно, не внезапно теряет листья дерево: растение подготавливается к листопаду. Впрочем, эта подготовка заметна даже издали: как правило, постепенно изменяется окраска листа.

Береза и липа желтеют, розовеют листья бересклета, пунцово-красными становятся листья узорчатые рябины. Оранжевые и багровые листья осин, пурпуровые – черемухи, пунцовые – вишни… Много ярких красок у осенних растений: желтых, оранжевых, красных, пурпуровых, фиолетовых…

И все же не все листья желтеют. До снега зеленеет сирень: хоть ее листья давно убиты морозом, они зеленые. Зелеными опадают листья ольхи, чернеющие после заморозков. Да и у осины листопад начинается при зеленых листьях, и лишь позже, когда дерево наполовину облетело, осина багровеет.

Яркая окраска осенних листьев – результат ослабления деятельности листа, внешний признак затухания его жизни.

Перед тем, как погрузиться в зимний сон, сад вспыхивает прощальной красотой осенних красок. Под нежным солнцем сентября и октября расцветают самые разные цветы. К ним присоединяются декоративные злаки, придающие ярким клумбам особую прелесть. Пышно и нарядно одеваются в осенние дни поздноцветущие кустарники. Это всем известные растения, которые цветут на ваших приусадебных участках: розы, астры, хризантемы и др.

Вечнозеленые растения – растения, постоянно находящиеся в облиственном состоянии. Срок жизни отдельного листа превышает один год. Ель, сосна, можжевельник, брусника.

— Ребята, посмотрите на наш школьный участок и скажите, есть ли у нас вечнозеленые растения?

Проводит учащихся по маршруту от объекта к объекту. Знакомит с видами растений и животных данной местности, на данной территории и условиями их жизни.

Слушают, Наблюдают за растениями и животными, рассматривают семена и плоды, осенние листья, смотрят и любуются красотой природы, как падают листья, шум ветра и шуршание листьев. Составляют синквейн на слова «Осень», «Осенний лист».

Познавательные : формулируют ответы на вопросы учителя; воспроизводят по памяти ранее полученную информацию о растениях и животных, осенних явлениях в природе;

Дополняют и расширяют имеющиеся знания по данной теме.

Личностные : сохраняют мотивацию к учению, деятельности и проявляют интерес к новому учебному материалу.

Коммуникативные: слушают учителя и одноклассников.

Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу: контролируют свои действия.

Самостоятельная работа учащихся

Организовывает выполнение заданий. Распределяет

Первая пара – Осенние явления в жизни деревьев.

Вторая пара – Осенние явления в жизни кустарников.

Сообща – Осенние явления в жизни трав.

Игры с листьями «Чья группа выполнит быстрее (учитель даёт различные задания);

Дети выполняют задания, ищут листья по размерам, по цвету, по форме, по рисунку края, на ощупь, рассортируйте листочки

Коммуникативные: построение понятных для партнеров высказывания; умение слушать других; применяют правила сотрудничества.

Регулятивные: планирование своей деятельности; контроль последовательности действий, и согласовывают действия.

Познавательные : анализируют объекты, проводят сравнение, расширяют знания по изучаемой теме.

Личностные: проявляют интерес к изучаемому материалу.

Записи, рисунки в тетрадях (блокнотах), собранные листья

Задает вопросы: не было ли затруднений при выполнении заданий? Если имелись, то, какие были затруднения и почему?

Какие чувства вызвала у вас осень в природе?

Хотелось бы вам изучать природу нашего края?

Отвечают на вопросы.

Регулятивные: адекватно воспринимают замечания учителя, осуществляют само и взаимоконтроль; прогнозируют результат и качество выполнения задания

Коммуникативные: взаимодействуют в ходе беседы, сравнивают разные высказывания, допускают существование разных мнений.

Оценивание работы групп и отдельных учащихся на экскурсии.

Комментирует домашнее задание. Оформить отчет о выполнении заданий. В отчёте могут быть приведены стихи об осени.

Принимают к сведению учебную задачу и записывают в дневник.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *