осень в жизни растений

Межсезонье: почему осенью желтеют листья

Рассказываем про природные красители и коротко отвечаем на вопросы про межсезонные трансформации в природе

осень в жизни растений. Смотреть фото осень в жизни растений. Смотреть картинку осень в жизни растений. Картинка про осень в жизни растений. Фото осень в жизни растений

осень в жизни растений. Смотреть фото осень в жизни растений. Смотреть картинку осень в жизни растений. Картинка про осень в жизни растений. Фото осень в жизни растений

Зимой и летом одним цветом — только хвойные растения, а вот лиственные деревья меняют свой цвет раз в году. Разобрались с экспертом, откуда в листьях появляется цвет, почему он меняется именно осенью и зачем это происходит.

осень в жизни растений. Смотреть фото осень в жизни растений. Смотреть картинку осень в жизни растений. Картинка про осень в жизни растений. Фото осень в жизни растений

осень в жизни растений. Смотреть фото осень в жизни растений. Смотреть картинку осень в жизни растений. Картинка про осень в жизни растений. Фото осень в жизни растений

Откуда в природе цвет

осень в жизни растений. Смотреть фото осень в жизни растений. Смотреть картинку осень в жизни растений. Картинка про осень в жизни растений. Фото осень в жизни растений

За цвета в природе отвечает группа органических соединений, которые называются красителями. Они встречаются в окраске не только листьев растений, но и овощей, животных, птиц и рыб.

🌳 Хлорофилл — самый известный краситель в растениях, отвечает за зелёный цвет.

🌽 Каротиноиды — придают растениям жёлтый оттенок. Тыква, кукуруза, канарейки, фламинго, лосось, омары, креветки и нарциссы окрашены каротиноидами.

🍊 Флавоноиды — отвечают за оранжевый цвет. Их высокое содержание характерно для петрушки, лука, цитрусовых, облепихи, гречки и тёмного шоколада.

🍅 Антоцианы — это красный, пурпурный и фиолетовый цвета. Они дают окраску красным яблокам, помидорам, винограду и лепесткам многих цветков.

Как работают красители

Чтобы органическое соединение выглядело цветным, оно должно содержать цепочку сопряжённых двойных связей или присоединённых к ней поставляющих или принимающих электроны заместителей. Это следует из электронной теории цветности органических соединений. В листьях растений молекулы и соединения в них как раз такие, поэтому независимо от сезона сами листья не прозрачные, а цветные.

А, например, у большинства молекул, входящих в состав бензина, таких связей нет, поэтому он почти бесцветный.

Почему осенью желтеют листья

Это происходит из-за смены температуры и сокращения светового дня. Для производства хлорофилла, который отвечает за зелёный цвет в растениях, листьям требуется много тепла и света. Когда лето заканчивается, сокращается световой день, понижается средняя температура воздуха и, следовательно, производство хлорофилла замедляется, а существующий хлорофилл разлагается. В результате другие соединения, присутствующие в листьях, выходят на первый план и влияют на цвет листьев.

осень в жизни растений. Смотреть фото осень в жизни растений. Смотреть картинку осень в жизни растений. Картинка про осень в жизни растений. Фото осень в жизни растений

Какие деревья меняют цвет листьев

Из-за изменения светового дня все лиственные деревья меняют окраску. Не меняют окраску только хвойные деревья.

Почему осенью опадают листья

Это происходит из-за нехватки воды. Вода в грунте замерзает и не попадает в корни растений, в то же время с поверхности листа испаряется столько же воды, сколько и летом. Поэтому растения сбрасывают листву, чтобы не засохнуть.

Рассказываем школьную программу так, что хочется учиться

Источник

Детский час

для детей и родителей

осень в жизни растений. Смотреть фото осень в жизни растений. Смотреть картинку осень в жизни растений. Картинка про осень в жизни растений. Фото осень в жизни растений

Осенняя жизнь растений

осень в жизни растений. Смотреть фото осень в жизни растений. Смотреть картинку осень в жизни растений. Картинка про осень в жизни растений. Фото осень в жизни растенийОсенняя пора – особый период в жизни растений. Осенью растения, ориентируясь по длительности светового дня, узнают, что пора активного развития и роста закончилась и необходимо готовиться к длительной зимней спячке. Каким образом растения готовятся к зимнему периоду?

Основная задача растений, готовящихся пережить зиму – накопить и сохранить запас питательных веществ, которые зимой просто негде будет взять и без которых растение просто погибнет. Например, значительная часть влаги в летний период жизни растения испаряется через листья. Поэтому осенью деревья и кустарники, приспособленные к зимней спячке, начинают активно избавляться от своей листвы.

Осенняя жизнь растений требует от них определённых усилий. Чтобы сбросить листву, растение снижает уровень хлорофилла – особого вещества, которое помогает преобразовать углекислый газ и воду в глюкозу, основное питательное вещество растений. Хлорофилл, кстати, и придает листьям характерный зеленый цвет. Когда количество хлорофилла в листве снижается, цвет листьев начинает меняться за счет других веществ, влияющих на их окраску. К примеру, за осенний желтый цвет отвечает ксантофилл, а за оранжевый – каротин. Знаменитый багрянец листьев обеспечивает вещество под названием «антоциан». Хлорофилл активно разрушается под воздействием солнечного света. Поэтому именно в солнечные осенние дни деревья быстрее одеваются в свой праздничный осенний наряд. А если осень пасмурная, то листва может достаточно долго оставаться зеленой.

Питательные вещества растений содержат много воды. А вода, как известно, при отрицательных температурах превращается в лед. Если растение не предпримет каких-то защитных мер, то замерзшая жидкость просто погубит растение зимой. Поэтому растения либо прячут питательные вещества в корневой системе, как это делают травянистые виды, либо преобразуют накопленные питательные вещества в сахара или даже в масла, что препятствует их замерзанию. Такой способ защиты питательных веществ от замерзания используют многие виды деревьев.

Осенняя подготовка растений к длительным холодам и морозам способствует их выживанию, а людям природа дарит в этот период настоящий карнавал ярких и сочных красок.

Автор текста: Лев Поясникин

Эта запись защищена паролем. Введите пароль, чтобы посмотреть комментарии.

Источник

Осенние изменения в жизни растений

Класс: 3

Презентация к уроку

Задачи

1) формировать представления детей об осенних изменениях в жизни растений.

2) показать связь осенних изменений в мире растений с признаками осени в неживой природе;

3) развивать умения анализировать, сравнивать и находить необходимую информацию в тексте;

4) развивать умение устанавливать причинно-следственные связи, обобщать и систематизировать наблюдения, делать выводы;

5) развивать умение работать со схемой, пользоваться словарем;

6) развивать эмоциональное восприятие осенней природы;

7) воспитывать эстетические чувства, бережное отношение к природе.

8) формировать умение работать в группе

Презентации к уроку:

2. Авторская презентация к данному уроку.

Ход урока

1. Оргмомент.

— Прозвенел и смолк звонок, начинается урок.

2. Эмоциональный настрой.

Видеофильм “Осень в лесу” (Слайд №2)

— С каким настроением смотрели фильм? (Хорошее, радостное)

— Что создаёт хорошее настроение? (Очень яркие краски, хорошая музыка)

— С хорошим настроением мы гуляем по осеннему лесу.Слайд №3

Лес, точно терем расписной,
Лиловый, золотой, багряный
Весёлой, пёстрою стеной
Стоит над светлою поляной.
(И. Бунин)

— В своих замечательных стихах И.Бунин назвал лес расписным теремом. А кто же его расписал? (Осень)

3. Постановка темы урока.

— Кто догадался, о чём пойдёт речь сегодня на уроке? (Об осени в лесу, об осенних листьях)

— Верно, тема нашего урока “Осенние изменения в жизни растений”.

— Сегодня мы поговорим о том, как изменилась жизнь растений с приходом осени.(Слайд №4)

4. Актуализация знаний.

— Как вы поняли, что в лесу наступила осень? (Изменилась окраска листьев)

— Что же заставило осень изменить окраску листьев? Назовите причины.

2. Понижение температуры воздуха и воды, появление инея на земле. А дальше и первые заморозки.

3. Изменение осадков: туманы, затяжные дожди, первый снег

— Правильно. Именно эти причины заставили осень изменить жизнь растений.

5. Изучение нового.

1) Изменение окраски листьев-очень красивое явление в жизни растений. Давайте разберёмся, как это происходит?

(Слайд №7) Летом все деревья имеют одну окраску — зеленую. Зелёный цвет листьям придаёт хлорофилл. Конечно, зелёный цвет имеет разные оттенки, но кажется, что их покрасили одной кистью. А вот осенью те же самые листья приобретают разную окраску. Откуда берутся эти цвета?

— Почему осенью меняется окраска листьев? (Слайд №8)

— Учебник: с.46, 1обзац (ответы детей)

(Слайд №9) Летом день долгий. Хлорофилл успевает разрушиться и восстановиться. Поэтому листья всё время зелёные. Осенью дни короткие, света мало, и хлорофилл не успевает восстанавливаться. Другие красящие вещества становятся ярче.

— А какие вещества влияют на окраску листьев? Что ещё влияет на яркость красок?

Слайды № 10—16 (дополнительная информация-рассказ учителя)

Слайд №10 В листьях есть вещество “ксантофилл”, которое делает лист желтым.

Жёлтые пигменты довольно стойки, и осенью листья многих растений становятся жёлтыми. Однако у листьев некоторых деревьев жёлтые красящие вещества отсутствуют. Поэтому осенью, когда с понижением температуры деятельность листа замирает, проступают багряные, оранжевые и фиолетовые пигменты.

Слайд №11 Каротин придаёт листьям оранжевый оттенок.

Слайд №12 Существует еще антоцианин, придающий сахарному клену и красному дубу их яркие красные оттенки.

— Кроме того, осенью уменьшается отток органических веществ из листьев, и в них идёт образование разных веществ, меняющих окраску листьев.

— Слайд №13 Яркость и прочность окраски во многом зависят и от погоды. Сухая солнечная осень дарит нам не только хорошее настроение, но и сочно окрашенные листья.

— Слайд № 14 На яркость осенних тонов влияет и возраст дерева. Чем оно моложе, тем свежее у него листья, тем крепче они держатся на ветках.

— Слайд №15 Благоволит к ярким нарядам и теплая умеренно влажная осень.

— Слайд №16 Напротив, в дождливую, пасмурную осень изменение окраски листьев происходит медленнее. В холод и дождь краски леса не такие яркие и быстро исчезают.

— А теперь повторим причины изменения окраски листьев

— Назовите и впишите названия растений.

— Назовитеключевое слово (листопад)

— Что такое листопад? (Ответы детей)

К листопаду растения готовятся заранее. Сначала изменяется окраска листьев. Но не у всех деревьев и кустарников это происходит. Листья сирени, ольхи опадают зелёными. Половина листьев осины опадёт с дерева, пока побагровеют оставшиеся листья

Ответ в учебникена с.46-47.

(Для справки. Корни дерева всасывают воду из почвы. А через листья идёт испарение воды из растения. Стоит температуре воздуха чуть понизиться, как всасывание замедляется, а испарение идёт примерно с той же скоростью. Дерево начинает терять влаги больше, чем получает. Если так будет продолжаться долго, то дерево погибнет от обезвоживания – высохнет. Чтобы этого не случилось, дерево с самого начала похолодания начинает защищаться. Выделяет особые клетки, которые направляются в черешки листьев, заполняют их основания. Образуется плотная разъединительная ткань, которая прекращает доступ влаги к листу. Лист больше не связан с деревом,он мертвеет. Дереву это и надо – оно больше не дорожит листьями, они даже мешают ему. А опавшие листья ещё помогут ему в зимние морозы сохранить корни дерева, помогут пережить зиму.)

— Называем последовательность причин и следствий изменений:

1. Понижение температуры

2. Замедление движения соков

3) Слайд №21Зачем опадают листья?

Листопад (причина) — уменьшение испарения спасает от засухи (следствие)

— избавление от лишних минеральных солей (следствие)

— Почему? (Листопад у лиственных деревьев, а у хвойных его нет.)

Почему у хвойных деревьев нет листопада?

Ответ на этот вопрос есть в учебнике: с.47,2обзац.

Слайд №22 Называем ответы:

1. Восковой налёт хвоинок спасает от “зимней засухи”

2. Ненужные дереву вещества накапливаются медленно, смена хвои идёт постепенно

— Лиственница-исключение у хвойных деревьев.

— Почему хвоя лиственницы осенью опадает?

(У мягкой хвои лиственницы нет защитного слоя)

Ответ с.48. (Устные ответы детей)

6. Физминутка Слайд №25

7. Тест (графический диктант) Растения осенью Слайд №26

1. Листья клёна бывают и красные, и жёлтые. +

3. Листики осины постоянно дрожат, даже если нет ветра. +

5. У рябины листья краснеют. +

6. Дуб дольше других не сбрасывает листвы. +

7. У берёзы листья жёлтые. +

9. У клёна, как и берёзы, берут сладкий сок. +

10. Все хвойные деревья остаются зелёными. –

— Сравнили свои ответы с моим (появляется в презентации). Оцените свою работу по критериям оценивания.

— А теперь узнаем верные утверждения. (Учитель читает утверждения, ученики называют правильные ответы, где утверждения неверные.)

8. Работа в группах Слайд №27

— Каждая группа получила карточку, которая разделена на три части: картинка, название, текст. Текст уже напечатан. Это отрывок из рассказа об осени. Внимательно прочитайте его и определите о каком периоде осени рассказал писатель. Подберите и наклейте название текста и картинку-иллюстрацию к нему

1 группа

Тургенев Иван Сергеевич

Погода была непостоянная. То шёл мелкий дождик, то из-за раздвинутых туч показывалось солнышко. Роща то озарялась вся, словно вдруг в ней все улыбалось, то вдруг опять все кругом слегка синело: яркие краски мгновенно гасли и украдкой начинал сеяться и шептать по лесу мельчайший дождь.

Листья чуть шумели над моей головой; по одному их шуму можно было узнать, какое тогда стояло время года. То был не веселый, смеющийся трепет весны, не мягкое шушуканье, не долгий говор лета, не робкое и холодное лепетанье поздней осени, а едва слышная, дремотная болтовня.

2 группа

Скребицкий Георгий Алексеевич

Взяла Художник-Осень самые яркие краски и отправилась в лес рисовать свою картину.

Берёзы и клёны покрыла Осень лимонной желтизной. А листья осинок разрумянила.
Могучему дубу подарила медную кованую броню, а липам убор из золотой парчи. Остались сосны да ели по-летнему тёмно-зелёными. И от этого ещё ярче, ещё наряднее сделался лес в своём пёстром осеннем уборе.

3 группа

Паустовский Константин Георгиевич

Часто осенью я пристально следил за опадающими листьями, чтобы поймать ту долю секунды, когда лист отделяется от ветки и начинает падать на землю, но это мне долго не удавалось. Я хотел услышать, как шуршат падающие листья. Если листья и шуршали, то только на земле, под ногами человека.

Как-то поздним вечером я увидел, как осторожно и медленно отделился от ветки клёна красный лист, вздрогнул, на одно мгновение остановился в воздухе и косо начал падать к моим ногам, чуть шелестя и качаясь. Впервые услыхал я шелест падающего листа — неясный звук, похожий на детский шепот.

Выступление представителей каждой группы, показ страниц с иллюстрациями.

9. Итог урока Слайд №29

— О каких осенних изменениях в жизни растений вы узнали?

— О каких периодах осени шла речь на уроке? (Ранняя осень, золотая осень,поздняя осень)

— Чем они различаются?

10. Домашнее задание (слайд №30):

Творческое (по желанию):

— составить небольшие рассказы: “Осень в лесу”, “Осенняя пора”, “Листопад в нашем городе”;

— найти стихи об осени;

11. Рефлексия Слайд№31

— На доске берёза без листьев

— А теперь закрепите свои листики на берёзе.

— Посмотрите, какая нарядная стала наша берёза. Теперь мы все видим, что встретила берёза свою золотую осень.

12. В заключение. Слайд №32

— Любуясь осенней природой, я написала такое стихотворение:

Осень.

Снова осень взялась за краски
И вовсю золотит листву.
Прекратив на время осадки,
Она спешит показать красоту.
Красоту осенних деревьев,
Красоту тёплых дней осенних,
Чтоб в холодные дни у печки
Было что вспоминать о них.
Кнышова М.Е.
9.10.2013 г.

— Желаю и вам творческого осеннего вдохновения!

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *