орленев павел жизнь и творчество
Орленев павел жизнь и творчество
История Востряковского театра меня долго интересовала, и я стал собирать материалы о народном театре.
Весной 1913 года П.Н. Орленев начал строить театр, наняв десять плотников, среди которых четверо были мастерами по театру.
Когда театр был готов, из Москвы был приглашен декоратор и можно было уже ставить пьесы, исправник запретил в самой категоричной форме открывать театр в селе. Тогда Орленев бросился к своим влиятельным знакомым и высшим театральным чиновникам, но никто не мог или не хотел помочь ему. Выручил случай. На Павелецком вокзале Орленев встретил бывалого киноадминистратора Дранкова, и здесь же, в вокзальном буфете, он дал Орленеву совет вывесить у театра объявление о том, что в такой-то день в павильоне будет производиться бесплатно киносъемка. На киносъемку, необычайно популярное мероприятие в те годы, было сразу получено разрешение от исправника.
Когда в назначенный день и час собрались жители окрестных деревень, оператор с треском начал крутить огромный киноаппарат, и началось представление. Пришедшие на киносъемку повернули головы к сцене и как завороженные просмотрели весь спектакль, лишь изредка вспоминая о киноаппарате, который тихо потрескивал в стороне. Киноаппарат тот был фальшивый, а кинематографисты делали вид, что снимают. Таким образом Орленев провел местные власти и затем на собственный страх и риск ставил пьесы для народа.
Перед каждым спектаклем два наряженных мальчика верхом на лошадке, сидя друг к другу спинами и держа в руках красочные плакаты и объявления о спектакле, объезжали окрестные деревни. Например, одна из надписей гласила: «Собираться всем, всем бесплатно в Востряковский театр к часу дня. Пойдет «Горе-злосчастье», семейная драма из чиновничьей жизни с объяснениями для крестьян лектора В.В. Ермилова. (Этот лектор был отцом известного впоследствии литературного критика, писателя и редактора В.В. Ермилова.)
Некоторые старожилы помнили, как задолго до спектакля собирались зрители в театр Орленева.
Н.Т. Орлов вел торговлю с купцами из многих провинциальных городов России.
Н.Т. Орлов-театрал особенно любил ходить в Малый театр смотреть спектакли с великими артистами М.С. Щепкиным, П.М. Садовским, А.П. Ленским, а также с великими артистками М.Н. Ермоловой, Г.Н. Федотовой и другими.
Павел легко выучивал роли. Своей любовью к артистической деятельности Н.Т. Орлов особенно сильно повлиял на сына, на выбор им профессии артиста.
Павел Орлов был отдан в пансионат во 2-ю гимназию на Разгуляе (известном доме А.И. Мусина-Пушкина). Павел Орлов стремился к путешествиям всю жизнь, еще в гимназические годы он, будучи во втором классе, вместе с одним товарищем «бежал к индейцам в Южную Америку», но на одной подмосковной станции их вернули домой. Павел в детстве стал увлекаться спортом, тренировался в фехтовании. Он жил своими интересами, в своем мире, не задумываясь над теми драмами, которые назревали в его семье. Тяжело страдал старший брат Орлова, часто повторялись приступы меланхолии у матери. В минуты самых сердечных исповедей он не касался этой тяжелой темы.
Пансионером Павел Орлов во 2-й гимназии был всего два года, а по субботам и воскресеньям он вместе с отцом посещал Малый театр, где видел Ермолову, Ленского…
Однажды Орленев увидел Василия Николаевича Андреева-Бурлака в Летнем императорском театре в Петровском парке, которого он любил и впоследствии считал своим учителем.
Из 2-й гимназии Павла Орлова исключили, так как учитель латинского языка попросил его тетрадь по языку, а в ней был написан один монолог из пьесы.
Отец устроил сына в первую прогимназию, расположенную на углу Каретного Ряда и Оружейного переулка, хотя он умолял отца отдать его в театральную школу.
Товарищ по гимназии Григорий Молдавцев, который тоже хотел поступить в театральную школу, принес однажды Павлу Орлову газету с объявлением о приеме в драматическую школу. Обращаться следовало к Гликерии Николаевне Федотовой, и был указан адрес.
Два товарища ушли с уроков из гимназии и направились к Федотовой.
Через два месяца открылась драматическая школа. Преподавателями были И.А. Правдин и Г.Н. Федотова. На экзаменах присутствовал великий драматург Александр Николаевич Островский.
Вспоминая лето 1886 года много лет спустя, Орленев рассказал, что видел великого драматурга А.Н. Островского и что это повлияло на выбор его профессии.
Александр Николаевич Островский в протоколе испытаний, бывших на сцене Малого театра в марте 1886 года, записал: «. у очень молодого артиста (Орлова) хорошие задатки, хотя он и недостаточно подготовлен». Но сказал: «Этого надо взять».
Павел Орлов видел А.Н. Островского только раз, но это запомнилось ему на всю жизнь.
Со школой Павел Орлов выехал на постановки в село Сабурово, находившееся в нескольких верстах от Сергиева Посада. Там гимназисты узнали о внезапной кончине А.Н. Островского.
А через месяц театральная школа окончательно закрылась.
В юношеские годы Павел Орлов, прочитав брошюру под названием «Можно ли в Москве торговать честно?», бросил гимназию и отправился в скитания по России. Это было в 1886 году.
От отца Павел Орлов ушел, и ему стало негде ночевать. Однажды в шесть часов утра он дремал на скамье на Страстном бульваре. Откуда-то возвращался в это время актер Жариков, увидев Павла Орлова, удивился и спросил: «Орлов, что ты делаешь?» Павел рассказал про ситуацию, в которую он попал, и Жариков предложил ему отправиться к Пушкину-Чекрыгину, который набирал труппу для гастролей в Вологде. Антрепренер Пушкин-Чекрыгин предложил Орлову подписать контракт на 25 рублей в месяц. Для Орлова этот контракт был удачей. В Вологду Павел Орлов ехал вместе с Григорием Молдавцевым.
В Вологде П.Н. Орлов сыграл такие главные роли, как роли царя Федора в «Царе Федоре Иоанновиче» А.К. Толстого, Раскольникова и Дмитрия Карамзина по романам Ф.М. Достоевского, и многие другие.
Во второй половине сезона Орлов вернулся в Москву, наступил Великий пост. Вторая гастрольная поездка у Павла Орлова состоялась в Ригу, контракт был заключен с артистом-антрепренером М.И. Бабиковым.
Знаменитый в те годы фельетонист В.М. Дорошевич написал: «Орленев из сапожников попал в цари и стал пить как сапожник. »
Спектакль «Царь Федор Иоаннович» шел ежедневно, к Орленеву приезжали князья, генералы, министры, прося поставить автографы на фотокарточках, приглашали нарасхват.
Как признавался П.Н. Орленев: «Я любил бывать, так это у Николая Георгиевича Гарина-Михайловского. Он был другом нашего театра и ставил там свою пьесу «Орхидея».
После успехов в «Федоре» каждую неделю наша труппа артистов собиралась у Н.Г. Михайловского. Вокруг него всегда было много молодежи, студентов и курсисток. Все они его очень любили».
А.С. Суворин, очень хорошо относившийся к П.Н. Орленеву, говорил: «Что вы никогда не попросите меня написать о себе. »
В первые годы XX века на путях странствий Орленева Ялта была самым любимым местом пребывания.
Чаще всего Орленев бывал в Ялте ранней осенью, где можно было встретить знаменитых русских людей: Максима Горького, Леонида Андреева, Ивана Бунина, Марию Ермолову, Владимира Немировича-Данченко, Сергея Рахманина.. Орленев любил бывать в доме А.П. Чехова, с которым он дружил многие годы. Здесь он встречался с О.Л. Книппер и A.M. Горьким.
Павел Николаевич Орленев встречался со многими выдающимися деятелями литературы и искусства, знаменитыми писателями и артистами, художниками и учеными, политиками. Он встречался с Ф.И. Шаляпиным у известного артиста Мамонта Дальского. А Гиляровский бывал у Орленева в театре. Известно, что А.С. Суворин и К.С. Станиславский хлопотали о разрешении ставить «Царя Федора».
П.Н. Орленев писал: «Через несколько дней я пошел в Художественный театр к Тихомирову и встретился там со Станиславским. На прощание он сказал: «Хотите в мою труппу? Приходите ко мне сегодня вечером часов в восемь, и поговорим серьезно». Я обещал быть и находился целый день в каком-то тумане. Я боялся идти, боялся власти его гения. »
О пребывании в гостях у А.П. Чехова Орленев писал: «В Ялте я очень часто бывал у Антона Павловича Чехова, с ним чувствовал себя легко и свободно, несмотря на все мое перед ним преклонение».
Считая своим учителем В.И. Андреева-Бурлака, П.Н. Орленев о нем писал: «Это был талант глубокий, неведомый, одинокий и свободнейший художник, который из одного себя творит театр».
В Петербург Орленев приехал в начале 1901 года. До этого к нему в Кострому приезжал Набоков и по поручению Суворина предложил вернуться в его театр. Орленев ждал этого призвания, но вернулся на своих условиях.
Март 1901 года. Постоянной партнершей П.Н. Орленева с тех пор была Алла Назимова. Исследователь творчества Орленева А. Мацкин писал: «Я имею в виду крепнущее чувство Орленева к Алле Назимовой, к этому времени ставшей его постоянной партнершей. Орленев в затмении любви и шагу не делал без ее согласия».
В поездке на гастроли за границу в конце 1904 года Алла Назимова постоянно была в труппе Орленева.
П.Н. Орленев давно задумал о поездке своей труппы с гастролями в Западную Европу и Америку.
Сборы начались заранее, укомплектовали из артистов труппу, доставали деньги на поездку. Еще не закончились сборы, когда труппа Орленева в конце 1904 года ринулась в Европу. Первой остановкой на их пути был намечен Берлин.
Первый спектакль играла труппа в Берлине. На спектакле «Евреи» присутствовали видные берлинцы и среди них Август Бебель, который стоя долго аплодировал после каждого акта. Денежные дела труппы Орленева в Берлине не поправились, поэтому стали поговаривать о возвращении в Россию. Но труппа все-таки отправилась в Лондон.
Восемнадцатого января 1905 года труппа Орленева прибыла на вокзал в Лондоне.
В Лондоне труппа сыграла шесть спектаклей. Через несколько дней актеров Орленева пригласили в семью П. А. Кропоткина «на чашку чая». Петр Алексеевич был болен и лежал на диване. Семья просила подходить к Петру Алексеевичу по одному. У каждого приходящего Кропоткин спрашивал: «Вы не Орленев?»
Другой русский эмигрант, В. Г. Чертков, высланный в Англию за свои выступления в защиту духоборов, пригласил также П.Н. Орленева к себе домой. У Черткова гостил писатель СТ. Семенов, известный крестьянскими рассказами, которыми восхищался Л.Н. Толстой.
Среди лондонских знакомых Орленева был Лоуренс Ирвинг, сын знаменитого Генри Ирвинга. Лоуренс Ирвинг был драматургом, жил в России, интересовался русской историей и литературой.
Русский посланник в Лондоне Поклевский-Козелл повстречался с Орленевым в один из дней и пригласил его побывать у себя. На другой день Орленев посетил русского посланника, и он напомнил артисту о своем знакомстве с ним в Петербурге у его двоюродного брата Набокова, переводчика «Приведений» Ибсена и других его произведений. Орленев признался, что его труппа потерпела крушение и положение ее отчаянное. Поклевский-Козелл сказал твердо Орленеву: «Я русский посланник и обязан вас поддержать, когда вы поставлены в затруднительное положение». Русский посланник предложил Орленеву сказать сумму, необходимую, чтобы ликвидировать все дело и с труппой отправиться в Нью-Йорк.
П.Н. Орленев писал: «Я приблизительно назвал ему цифру, он тут же дал свое согласие устроить все наши материальные дела и отправиться в Нью-Йорк с запасом денег для каждого актера. Блаженное спокойствие наполнило все мое существо. Снабженный частью обещанной суммы, я приехал в гостиницу».
Основной состав труппы Орленева отбыл первым пароходом в Америку.
Орленев с труппой прибыл в Нью-Йорк в конце января 1905 года с рекомендательными письмами от П.А. Кропоткина, остановился у Золотаревых, почитателей Кропоткина.
П.Н. Орленев в своих «Воспоминаниях» писал: «И вот в одном из «матине» (утро) мы поставили на карту наших «Евреев». Успех был колоссальный, гораздо больший, чем в Лондоне и даже в Берлине. Пресса превозносила и пьесу, и каждого из исполнителей до небес, и многие предприниматели театров, находящихся в еврейских районах, сделали нам предложение играть у них «Евреев».
Орленев расплатился с труппой за девять месяцев гастролей.
Труппа Орленева играла в Нью-Йорке весь сезон «Царя Федора», «Преступление и наказание», «Братьев Карамазовых» и «Приведение».
Все пьесы давали огромные сборы. После Нью-Йорка был Чикаго.
На пароходе направлявшимся в Россию артистам Орленева 22 мая 1906 года принесли газету, в которой было сообщено о кончине Генриха Ибсена.
П.Н. Орленев в Норвегии. опять в роли Освальда в «Приведении» Ибсена.
Искусствовед А. Мацкин в тридцатые годы, когда Орленев уже ушел из жизни, спросил Ю.М. Юрьева, знавшего артиста, каким он запомнил голос молодого Орленева. Юрий Михайлович Юрьев ответил: «Несильный, чуть хрипловатый и в лучших ролях всегда тревожный, как будто что-то непоправимое вот-вот случится, а может быть, уже случилось».
О Востряковском театре Орленева в 1913-1915 годах много писалось в газетах.
Староста поехал за разрешением наших спектаклей в селе Востряково и привез нам от исправника полный отказ. Я постарался принять все меры к разрешению, посылал с моим письмом депутатов к губернатору. Я решил испробовать все пути. Я поехал искать помощи у своих поклонников, среди которых было много лиц, занимающих ответственное положение. И вдруг, приехав на Московский вокзал, встречаюсь с опытным человеком, умевшим выходить из всех затруднений. Это был известный киноадминистратор Дранков. »
В 1914 году Орленев вновь ставил спектакли в Востряковском театре. Спектаклями заинтересовался основатель театрального музея А.А. Бахрушин. П.Н. Орленев получил приглашение выступить в музее с рассказом о своих деревенских представлениях. Павел Николаевич решил сделать выступление как комментарий к документальному фильму, сняв то, что происходит на сцене, и зрителей. Бахрушин сам приехал на спектакль и просмотрел его до конца.
За неимением денег Орленев вынужден вскоре заложить свой хутор и немедленно уехать в гастрольную поездку по Уралу, Сибири и Закаспию.
Вернувшись в Москву, Орленев узнал, что заложенный хутор не будет ему возвращен из-за неуплаты в срок долга.
15 августа сильный ураган уничтожил Орленевский театр, и от него ничего не осталось.
Начало 1917 года. П.Н. Орленев о том времени писал: «У меня был в Одинцове телефон, и мне каждый час звонили и из всех театров просили играть «Павла I», так как всему театральному миру была известна монополия на эту пьесу до 1922 года, полученная мною у автора ее Д.С. Мережковского. Я от этих предложений отказывался, потому что революция подняла дух мой и мне захотелось высказаться в другом. »
25 ноября 1925 года Орленев вернулся в Москву.
Орленев писал: «Затем долгое время сидел без работы, страшно нуждаясь, и не находил уже больше никаких предпринимателей. Положение было опять ужасное, дело дошло до того, что преданная нам прислуга, жившая у нас пятый год, ходила по общежитию и у своих подруг, прислужниц соседей, занимала гроши ежедневно, чтобы кормить моих детей. »
Орленев разыскал Рахманову, и она посоветовала пойти к М.А. Чехову и заключить контракт для съемки в картине «Смерть Павла I».Но съемка картины была запрещена, и в работе было отказано. Дело кончилось тем, что Орленеву посоветовали отметить свой сорокалетний юбилей в Большом театре. Юбилей состоялся 8 марта 1926 года. В день юбилея в общежитие, где жил Орленев, пришел К.С. Станиславский и поздравил горячо юбиляра.
На сцену Большого театра П.Н. Орленева вывели А.А. Яблочкина и О.Л. Книппер-Чехова. Многие друзья-артисты выступили с поздравлениями юбиляру. Выступил с поздравлениями и А. В. Луначарский и зачитал текст «постановления Совнаркома о присвоении Орленеву звания Народного артиста республики».
После юбилейного вечера П.Н. Орленев играл на сцене недолго.
Около семи месяцев П.Н. Орленев пролежал вскоре в Сокольнической больнице из-за страшных головных болей. Это была расплата не за «грехи отцов», а за собственную свободную и буйную жизнь. Болезнь отступила, но, как писал Орленев: «Я опять остался безработным. Сижу со своей семьей, состоящей из жены и двух маленьких моих любимых девочек: Любочки и Наденьки. »
После присуждения Орленеву звания Народного артиста он стал получать государственную пенсию и был окружен почетом.
Прожив трудные годы скитаний и безработицы, П.Н. Орленев смог вести спокойную и обеспеченную жизнь.
С 1926 года П.Н. Орленев стал писать мемуары, которые закончил в 1928 году.
Он прожил жизнь в комнате на Каретном Ряду. Иногда Орленев играл свои старые роли, но новых ему играть не удавалось.
В конце жизни П.Н. Орленев с грустью говорил, что «молодая Россия ничего не знает об Орленеве. »
Павел Николаевич Орлов (Орленев) умер на шестьдесят четвертом году жизни в ночь на 31 августа 1932 года.
© краевед Николай Чулков. Из цикла «История края в лицах».
ЛитЛайф
Жанры
Авторы
Книги
Серии
Форум
Орленев Павел Николаевич
Книга » Жизнь и творчество русского актера Павла Орленева, описанные им самим»
Оглавление
Читать
Помогите нам сделать Литлайф лучше
Жизнь и творчество русского актера Павла Орленева, описанные им самим
Послесл. и примеч. Д. И. Золотницкого. Л.; М.: Искусство, 1961. 343 с. «Театральные мемуары»
Родители. — Первые увлечения театром. — В. Н. Андреев-Бурлак и его «Записки сумасшедшего». — В гимназии. — Первое выступление на сцене. — М. Т. Иванов-Козельский. — Исключение из гимназии. — На экзамене у Г. Н. Федотовой. — Поступление в театральную школу. — А. Н. Островский — Деревенские спектакли. — Начало скитальческой жизни. — Первый контракт.
1886 – 1887 гг. — Сезон в Вологде. — Первое разочарование. — Роль Тереньки в «Лесе». — Первый каламбур. — Неприятное происшествие. — А. А. Шимановский. — Его влияние на Орленева. — Бенефисный обычай. — Смешной случай во время спектакля — Первое выступление в дивертисменте. — Первый сценический успех.
Из Вологды в Москву. — Великопостный слет актеров. — Наем актеров антрепренером. — М. И. Бабиков. — Поиски актеров. — Зарок не пить. — Приглашение в Ригу. — Оригинальная личность. — Обучение приемам творчества. — Вместо Орлова — Орленев.
Жизнь в Риге. — Хитрые проделки. — «Охота» за дровами. — У спешные выступления. — Роль юродивого в трагедии Островского «Дмитрий Самозванец и Василий Шуйский». — Больной брат. — М. Т. Иванов-Козельский. — Его характер — Впечатление, произведенное Орленевым на Иванова-Козельского.
В Полоцке. — Неудовлетворенность работой. — Летом под Москвой. — «Мученики любви». — Удачное выступление. — Примирение с отцом. — В Нижегородском театре. — Г. Н. Федотова. — Возрождение. — Антреприза Бельского. — «С места в карьер». — Работа над ролью мальчика сапожника. — Черты актерского быта.
Снова в Москве. — Товарищ Молдавцев. — Мрачная жизнь. — Обобранные сундуки. — В Орле. — Спектакли на Нижегородской ярмарке. — М. Г. Савина. — Зима 1889 г. в Вильне. — В Бобруйске. — Поездка в Крым. — Зима 1890 г. в Минске. — Приезд в Москву. — Приглашение в поездку с М. Г. Савиной. — Освобождение от воинской повинности. — Женитьба. — Сезон 1891 г. в Ростове-на-Дону. — Роль гимназиста в «Школьной паре».
В Гродно. — Голод и водка. — Трудное положение. — Сезон 1892 г. в Вильно. — Гимназист Шверубович — Поступление к Коршу. — Приглашение в поездку с В. Н. Давыдовым. — «С места в карьер». — Похвала Давыдова. — Первый сезон у Корша 1893 г. — Успех в водевилях. — Отзыв А. В. Амфитеатрова. — Второй сезон у Корша 1894 г. — Неудача с бенефисом. — Приглашение в Петербург в театр Литературно-артистическою кружка.
Первый сезон в Петербурге. — Первые выступления. — Отзывы прессы. — Второй сезон. — В. П. Далматов. — А. С. Суворин. — Пьеса Г. Г. Ге «Трильби». — «Злая яма» Фоломеева. — Комический эпизод на спектакле — Поездка с В. П. Далматовым. — Мечты о деревенском театре. — Забавная проделка. — Актер Любский. — Знаменательная рецензия. — Знакомство с трагедией «Царь Федор Иоаннович».
Возвращение в Петербург. — Отсутствие работы — Репетиции пьесы «Ложь». — Решительный спектакль. — Разговоры о «Царе Федоре». — Суворин и Станиславский. — Разрешение «Царя Федора». — Претенденты на роль Федора — Мучительная работа. — Первое представление «Царя Федора». — Триумф. — Встреча с И. Е. Репиным. — Н. Г. Гарин-Михайловский. — Прижимистость театральной дирекции. — Хлопоты о разрешении постановки «Царя Федора» в провинции. — Совет А. Л. Волынского. — Цензор Соловьев — Разрешение. — Поездка с «Царем Федором» по провинции. — Эпизод с пропавшими деньгами.
Работа над ролью Раскольникова. — Сезон 1899 г. — Постановка «Преступления и наказания». — Отзыв В. М. Дорошевича. — Влияние роли Раскольникова на психику. — Кутежи и скандалы. — «Лорензаччио». — На Иматре. — Поездка по России с «Преступлением и наказанием». — Работа над ролью Дмитрия Карамазова. — Гастроли у Корша. — В Костроме. — Встреча с Аллой Назимовой. — В Вологде. — Ф. И. Шаляпин.
Знакомство с К. С. Станиславским. — Прерванные переговоры. — Приготовление к новой поездке — Отлучение от церкви Л. Н. Толстого. — «Орленок» Ростана. — Летние гастроли. — Новая пьеса А. С. Суворина. — Работа над ролью Самозванца. — А. П. Чехов. — Анекдоты из актерского быта. — М. Горький.
Пожар петербургского Малою театра. — Переделка «Петербургских трущоб». — В Керчи. — Гастроли по югу России — Неудачный спектакль. — Гастроли в Херсоне и Николаеве — история с коньяком, — В Екатеринодаре. — Антрепренер Шильдкрет. — Работа над пьесой «Ксения и Лжедимитрий». — Антрепренер-паук. — Счастливая встреча. — В деревне. — По дороге в Ялту.
В Ялте. — Пьеса Ибсена «Привидения». — В гостях у А. С. Суворина в Феодосии. — Свидание А. П. Чехова с А. С. Сувориным. — Знаменательный разговор. — Актер Любский. — Спектакль в Гурзуфе. — Скандал в Батуме. — Хлопоты о «Привидениях». Переговоры с В. А. Неметти. — Поездка за границу. — Смятение духа. — Возвращение в Россию. — Курьезная встреча. — Бегство от чествования — В Петербурге. — Б. В. Томашевский. — Работа над ролью Освальда. — Провал спектакля. — Встреча с политическими ссыльными в Вологде. — В Чернигове. — В Полоцке. — И. П. Артемьев. — Цензор Литвинов. — Ловкий трюк. — Разрешение к постановке «Привидений». — Гастроли у В. А. Неметти.
Приглашение в театр В. Ф. Комиссаржевской. — «Ради счастья» Пшибышевского. — Выезд на гастроли с «Привидениями». — Бешеная скачка. — Е. Н. Горева. — Карьера Кряжевой. — Свидание с А. П. Чеховым. — Покупка земельного участка в Ялте. — Снова в поездке. — Гастроли в Варшаве. — «Евреи» Чирикова. — Работа над ролью Нахмана. — Кутежи. — Забавный эпизод на вокзале в Оренбурге. — Организация труппы для американских гастролей. — Поиски денег. — У М. Горького. — Снова в поездке. — Поиски кассира с залогом. — Приезд в Берлин. — Подготовка к спектаклям. — Генеральная репетиция «Евреев». — У спех. — Крах предприятия. — Поиска денег.
Приезд в Лондон. — Первое впечатление. — Успех спектаклей. — П. А. Кропоткин. — В. Г. Чертков. — В «Толстовском скиту». — Воспоминания об Андрееве-Бурлаке. — Театр А. А. Бренко. — Неудачи. — Помощь русского посланника. — Отъезд в Нью-Йорк.
Прибытие в Нью-Йорк. — Подготовка к открытию спектаклей. — Огромный успех «Евреев». — Переход в другой театр. — Временные неудачи. — Проект создания постоянного русского театра. — На лоне природы. — Новая труппа. — Второй сезон. — Недоразумения с пайщиками. — На Ниагаре. — Гастроли в Чикаго. — Арест и водворение в тюрьму. — На допросе у прокурора. — Освобождение.
Павел Орленев
Павел Николаевич Орлов
Павел Николаевич Орленев (настоящая фамилия Орлов) (1869, Москва — 1932, Москва) — русский актёр, народный артист Республики (1926).
Содержание
Биография
Павел Николаевич Орлов родился 22 февраля (6 марта) 1869 года в Москве в семье мелкого купца.
В 1881 году втайне от родителей, которые не одобряли его увлечения театром, сыграл свою первую роль — брата невесты в драматическом представлении «Русская свадьба в исходе XVI века» П. П. Сухонина. По рекомендации Г. Н. Федотовой поступил на драматические курсы при московском Малом театре. В 1886 году впервые выступил на сцене Малого театра в роли Капитоши в пьесе «Наш друг Неклюжев» Пальма.
С 1886 по 1891 год играл в провинциальных театрах (Вологды, Риги, Нижнего Новгорода, Вильно, Минска, Ростова-на-Дону), в 1893—1895 — в московском Театре Корша, в 1895—1902 — по приглашению А. Суворина в Театре Литературно-художественного общества в Петербурге (Петербургском малом театре). Гастролировал с антрепризами в разных городах России.
Начинал с водевильных и характерных ролей, амплуа комического простака. Трагедийное дарование Орленева раскрыла сыгранная в 1898 году роль царя Фёдора Иоанновича (это было первое исполнение роли на сцене [1] ) в пьесе «Царь Фёдор Иоаннович» А. К. Толстого: актёр создал образ честного человека, который не может ни смириться с условиями жизни, ни преодолеть их.
Орленев возглавил собственную труппу, гастролировал по России и Европе (Германии, Великобритании, Швеции, Норвегии), а также США. В 1906 году он строит крестьянский театр в Сызранском уезде, организует здесь и позднее в Голицыно под Москвой бесплатные спектакли для крестьян.
В 1913—1915 годах снимался в кино.
Орленев оставил мемуары «Жизнь и творчество русского актера Павла Орленева, описанные им самим» (первое издание — 1931 год).