организация жизни вновь поступающих детей в дошкольное учреждение
Организация работы с детьми в первые дни пребывания в детском саду
Нина Егорова
Организация работы с детьми в первые дни пребывания в детском саду
1. Всем сотрудникам группы изучить анкеты детей, продумать методы и приёмы воспитания и обслуживания с учётом просьб родителей относительно сна, питания, одежды ребёнка.
2. Учитывать рекомендации медсестры, старшего воспитателя и психолога в работе с каждым ребёнком.
3. Тщательно вести адаптационный лист наблюдения.
4. Обязательно познакомить родителей с условиями группы, игровым оборудованием, оснащением мебелью, пособиями, условиями для сна и туалета, особенно отметить индивидуальность использования.
5. В первые дни пребывания ребёнка в группе обсудить с мамой данные анкеты и свои наблюдения, выбрать оптимальные пути облегчения течения адаптации.
6. Ежедневно воспитатели должны обмениваться информацией о самочувствии и поведении каждого ребёнка с целью выработки единых подходов.
7. В личной беседе с родителями ежедневно оповещать о самочувствии и поведении ребёнка в группе, стараясь найти в родителях единомышленников и вызвать у них доверие и желание обратиться за помощью и советом.
8. Тщательно продумывать советы и рекомендации родителям по вопросам воспитания и развития детей. Адресовать советы целенаправленно, с чувством такта и уважения.
9. В первые дни пребывания ребёнка в детском саду исключить травмирующие процедуры (уколы, прививки, обливания ног и т. д.).
10. Встречать каждого ребёнка ласково и приветливо. Создать в группе фон эмоционального и психологического благополучия.
11. Помните! Первые контакты с ребёнком- это контакты помощи и заботы.
Фотоотчет «Наши первые дни в детском саду» Время быстро пролетело, Для садика дитя созрело. Тебя поздравим с 1ым днем: Пусть интересно будет в нем! Пусть будут вкусными обеды,.
Фотозарисовка «Наши первые дни в детском саду» о жизни деток группы раннего возраста Здравствуйте, мои уважаемые коллеги и гости странички! С новым учебным годом всех! (В мае месяце мы выпустили своих деток из стен детсада.
Консультация для родителей «Первые дни ребенка в детском саду» Здравствуй, детский сад! Первые дни ребенка в детском саду Если вы все делали правильно, то к началу посещения садика малыш уже будет знать,.
Консультация для родителей «Первые дни ребенка в детском саду. Советы родителям» Первые дни в детском саду очень важны. Именно от них зависит, какое отношение к садику сложится у ребенка. А это влияет на то, как часто.
Консультация-практикум для педагогов «Первые дни ребенка в детском саду» Прежде чем начинать непосредственно работу с детьми по облегчению адаптационного периода, требуется провести предварительную работу с воспитывающими.
Организация и проведение работы по профориентационному направлению в детском саду Организация и проведение работы по «Профоринтационному направлению в детскому саду» Актуальность работы; Профессией называют такое дело,.
Семинар-практикум «Первые дни ребенка в детском саду» Ханеева Ольга Юрьевна, Шонтыбаева Айжан Нурмухамбетовна. Психология детского сада «Карлыгаш» Медицинского Центра Управления Делами Президента.
Первые шаги в детском саду. Эффективные формы работы в адаптационный период Эффективные формы работы в адаптационный период «ПЕРВЫЕ ШАГИ В ДЕТСКОМ САДУ» Мы педагоги осознаем важность для ребенка периода адаптации.
Консультация «Первые дни в детском саду» Первые дни в детском саду. В первый день мама с ребенком приходит в группу детского сада. Воспитатель доброжелательно встречает малыша.
Особенности организации адаптационного периода воспитателями и специалистами ДОУ для вновь поступивших детей
Образовательная область: социально-коммуникативное развитие.
Адаптация – это приспособление организма человека к условиям внешней среды. Говоря об адаптационном периоде вновь поступивших детей, мы подразумеваем процесс приспособления детского организма к новой обстановке, с которой неизбежно сталкивается ребенок, начиная посещать детский сад.
Несмотря на то, что проблема адаптации ребенка к условиям детского сада возникла с самого начала существования детских дошкольных учреждений, этот вопрос продолжает оставаться весьма актуальным и в наши дни. Безболезненное приспособление ребенка к новым условиям, с которыми он сталкивается в детском саду, невозможно без целенаправленной организации жизни детей раннего возраста при поступлении в дошкольное учреждение. В случае если адаптационный период организован должным образом, у ребенка достаточно быстро формируется положительное отношение к детскому саду, проявляются навыки общения со сверстниками и взрослыми.
Еще до начала посещения детского сада родители должны предварительно подготовить ребенка, научив его различным формам самообслуживания (самостоятельно одеваться/раздеваться, кушать, занимать себя игрушками). Кроме того, в этот подготовительный период родители должны создать у ребенка положительный образ воспитателя.
Продолжительность непосредственно адаптационного периода (когда ребенок уже начинает посещать детский сад) существенно варьируется в зависимости состояния здоровья воспитанника, умения общаться со взрослыми и сверстниками, сформированности предметной и игровой деятельности, и составляет в среднем 3 недели. В любом случае, длительность адаптации зависит от индивидуальных особенностей ребенка: если он активен, коммуникабелен и любознателен, его адаптация проходит сравнительно легко и быстро; если он медлителен, боится шума и громких разговоров, не имеет навыков самообслуживания, его адаптация занимает более длительный срок.
Адаптационный период состоит из нескольких этапов:
1-ый этап – начальный (первая неделя пребывания в ДОУ).
Наиболее рационально начинать адаптацию в летний оздоровительный период, когда дети большую часть времени проводят на прогулке. Желательно, чтобы продолжительность пребывания ребенка в детском саду постепенно увеличивалась, начиная от 1-2 часов в день до 4-5 часов в день. Если ребенок тяжело переносит разлуку с родителями, в первые дни его целесообразно приводить только на прогулку, а также смещать время его прихода в детский сад (чтобы ребенок не стал свидетелем слез других детей при расставании с родителями).
2-ой этап – основной (вторая неделя пребывания в ДОУ).
В этот период ребенок начинает привыкать к распорядку дня в детском саду, к общению с воспитателями и сверстниками, к простым коллективным играм и физическим упражнениям, приобретает навыки самообслуживания. Ребенок уже остается на послеобеденный сон, и его пребывание в детском саду составляет бльшую часть дня. В процессе привыкания у ребенка в первую очередь нормализуется настроение, самочувствие и аппетит, а в последнюю очередь – сон.
3-ий этап – заключительный (третья неделя пребывания в ДОУ).
В этот период ребенок в целом уже привык к распорядку дня в детском саду, активно и с удовольствием участвует во всех занятиях и играх, организуемых воспитателями. Ребенок уже может находиться в детском саду практически целый день, не испытывая дискомфорта.
Для того чтобы процесс адаптации ребенка к детскому саду протекал наиболее быстро и безболезненно, необходимо:
I) создать предметно-пространственную развивающую среду, направленную на обеспечение гармоничного развития личности и формирование эмоционально-положительной атмосферы в группе;
II) правильно организовать игровую деятельность, направив ее на формирование эмоциональных контактов «ребенок – взрослый» и «ребенок – ребенок».
I. Предметно-пространственная развивающая среда, согласно ФГОС, должна быть:
Практические примеры организации предметно-пространственной развивающей среды во второй группе раннего возраста «Карапузики»:
1. Для уголка природы совместно с родителями был изготовлен макет деревенской фермы с фигурками домашних животных и птиц. С помощью макета дети не только знакомятся с внешним видом домашних животных и птиц, но и строят для них заборчики, изучают их жилища. А у родителей формируется активная позиция по решению заданных проблем совместно со своими детьми.
2. В экспериментальном центре совместно с воспитанниками проводятся простейшие опыты с песком, водой, деревянными предметами и камнями. Экспериментируя с такими материалами, у детей закрепляются следующие понятия: «один – много», «больше – меньше», «тонет – не тонет», «жидкий – твердый», «мокрый – сухой», «тихо – громко», «длинный – короткий», «полная – пустая».
3. В музыкальном уголке воспитанники знакомятся с различными музыкальными звуками, извлекаемыми с помощью детских музыкальных инструментов (бубен, погремушки, металлофон). Кроме того, регулярное включение аудиозаписей со спокойной музыкой и веселыми детскими песнями создает в группе психологический комфорт и хорошее настроение в течение дня.
4. Полочка с народными игрушками и поделками дает возможность познакомить детей с изделиями традиционных народно-художественных промыслов России.
5. В книжном уголке представлена подборка богато иллюстрированных изданий для детей младшего возраста. Помимо книг, в занятиях с детьми широко используются наглядные тематические карточки (иллюстрация тем, изучаемых во время непосредственно-образовательной деятельности).
6. В театральном уголке представлены перчаточные и пальчиковые куклы. Театрализованная деятельность стимулирует развитие детской речи, благоприятно воздействует на формирование эмоциональной сферы.
7. В уголке ряжения представлены яркие костюмы персонажей русских народных сказок (ФГОС-оборудование).
8. В уголке безопасности воспитанники посредством игровой формы получают начальные представления о правилах дорожного движения и некоторых дорожных знаках.
9. В спортивном уголке представлен инвентарь для занятий физической культурой и проведения подвижных игр (разнообразные мячи, кегли, кольцебросы и т. д.).
10. В игровой зоне расположены «магазин» с муляжами овощей, фруктов и продуктов питания, а также «блок питания» (кухня и столовая: дети готовят игрушечный обед, накрывают игрушечной посудой стол и кормят кукол) и «спальня» (игрушечная кроватка с комплектом белья).
11. На полке с дидактическими играми представлены многочисленные развивающие игрушки, направленные на развитие у детей мелкой моторики и тактильных ощущений, формирование представлений о цвете, величине и форме предметов, координацию движений рук. Здесь же находится альбом по тематике «Домашние животные», который изготовили родители своими руками.
12. Игровой центр с крупными мягкими конструкциями-блоками (ФГОС-оборудование) позволяет пробудить у воспитанников любопытство и познавательный интерес.
Воспитанники имеют свободный доступ ко всем игрушкам и могут их брать во время, отведенное для игр.
В период адаптации ребенок имеет чрезвычайно острую потребность в эмоциональном контакте со взрослым, поэтому воспитателям необходимо уделять детям повышенное индивидуальное внимание (ласково разговаривать, брать на руки). Кроме того, хорошо иметь в группе альбом с фотографиями всех детей и их родителей, что позволяет ребенку в любой момент увидеть своих близких.
II. Правильная организация игровой деятельности позволяет сформировать доверие детей к воспитателю. Эмоциональные контакты должны сопровождаться улыбкой, ласковой интонацией, проявлением заботы воспитателей к каждому малышу. В играх должны участвовать все дети, чтобы ни один из них не чувствовал себя обделенным вниманием.
Примеры возможных игр:
— «Выдувание мыльных пузырьков»;
— «Пальчиковые игры» (особенно хороши для наиболее застенчивых детей).
Физические и самостоятельные упражнения (с каталками, с мячами, с кеглями, и т. п.) помогают «сглаживать» проблемы адаптационного периода. Если дети не расположены к подвижным играм, воспитатели могут поиграть с ними в спокойные игры, почитать им сказки и стихи или предложить рассмотреть иллюстрации в книгах.
Существенную помощь воспитателям в процессе адаптации детей к детскому саду оказывают различные специалисты ДОУ:
— психолог дает родителям советы не только о том, как готовить ребенка к поступлению в детский сад, но и рассказывает, как правильно вести себя родителям в период адаптации своих детей;
— музыкальный работник дает детям начальные представления о мире звуков посредством слушания детьми небольших музыкальных произведений, пения простейших песенок и выполнения музыкально-ритмических движений;
— физкультурный работник проводит с детьми занятия по профилактике плоскостопия (дополнительная услуга на платной основе);
— преподаватель танцев прививает детям начальные навыки ритмических движений и пластики (дополнительная услуга на платной основе);
— логопед помогает улучшить речевое развитие детей и ликвидировать проблемы, которые могут возникать у детей в этой области (дополнительная услуга на платной основе);
— методист оказывает воспитателям помощь в организации занятий по развитию речи, сенсорике, художественно-эстетическому развитию (лепке, рисованию).
Важнейшую роль в процессе адаптации детей к детскому саду играют и их родители, которые должны:
— не обсуждать при ребенке проблемы, связанные с детским садом, и не показывать свою тревогу перед поступлением ребенка в детский сад;
— подготовить ребенка к поступлению в детский сад (создать дома режим дня, приближенный к детсадовскому; привить ребенку первоначальные навыки самообслуживания; настроить ребенка на положительный лад; познакомить ребенка с воспитателями и группой, которую ему предстоит посещать);
— никогда не угрожать ребенку детским садом как наказанием за непослушание;
— не отправлять в сад заболевшего ребенка;
— по возможности, в первые дни как можно раньше забирать ребенка из сада домой;
— сообщать воспитателям и врачу о личностных особенностях ребенка;
— одевать ребенка «по погоде»;
— не забывать оставлять в саду комплект запасной одежды для ребенка;
— всячески укреплять здоровье ребенка;
— поддерживать для ребенка дома режим детского сада и в выходные дни;
— не делать за ребенка то, что он может сделать сам.
Заключение:
Предметно-пространственная развивающая среда, организованная согласно вышеуказанным требованиям, вкупе с заинтересованным участием родителей способствует развитию у детей чувства радости, положительного отношения к детскому саду, желания посещать его, обогащает воспитанников новыми впечатлениями и знаниями, способствует интеллектуальному развитию, побуждает к активной творческой деятельности, снимает конфликтность в общении детей друг с другом, что в конечном итоге позволяет детям пройти адаптационный период наименее безболезненно и достаточно быстро.
Анкета для родителей вновь прибывших детей в ДОУ Анкета для родителей. Уважаемые родители! Приглашаем Вас принять участие в анкетном опросе. Ваши ответы помогут сотрудникам детского сада.
Доклад «Особенности адаптационного периода» Особенности адаптационного периода. Почему одни дети ведут себя спокойно, а другие неутешно плачут, как только закроется дверь за мамой.
Фотоотчёт об организации летнего оздоровительного периода в первой половине лета (средняя группа) его же ждут мальчишки и девчонки от летнего отдыха? Чтобы вокруг кипела жизнь, чтобы некогда было скучать. Им нужны захватывающие приключения,.
Консультация для родителей «Выявление проблем адаптационного периода.» Целесообразно выявить целостную картину трудного адаптационного периода. Назовём проблемы с которыми сталкиваемся в период адаптации ребёнка:.
Мастер-класс для педагогов «Особенности организации детского экспериментирования» Тема: Особенности организации деятельности – детское экспериментирование. Подготовила: Нешина Ульяна Константиновна – воспитатель МАДОУ.
Мастер-класс с воспитателями «Обогащение сюжета при организации ролевой игры в старшем дошкольном возрасте» «Обогащение сюжета при организации ролевой игры в старшем дошкольном возрасте» Разработала и провела: старший воспитатель МДОУ «Детский.
Опыт работы с молодыми специалистами по разработке экологического проекта и организации работы по проекту Добрый день, уважаемые коллеги. Представляю вам опыт работы с молодыми специалистами по разработке и реализации экологического проекта в.
Особенности организации предметно-пространственной среды ДОУ Особенности организации предметно-пространственной среды МБДОУ. «Образовательная среда в детском саду предполагает специально созданные.
«Здравствуйте, я пришел». Фотоотчет адаптационного периода Все мы знаем, что в период адаптации ребенок может быть капризным, раздражительным. В этот период необходимо всем, включая педагогов проявить.
Организация адаптационного периода для вновь прибывших детей
Одна из проблем, которая решается в дошкольном учреждении – проблема адаптации.
С приходом ребенка в дошкольное учреждение его жизнь существенным образом изменяется: строгий режим дня, отсутствие родителей или других близких взрослых, новые требования к поведению, постоянный контакт со сверстниками, новое помещение, таящее в себе много неизвестного, а значит, потенциально опасного, другой стиль общения.
Все это обрушивается на ребенка одновременно, создавая для него стрессовую ситуацию, которая может привести к невротическим реакциям (капризы, страхи, отказ от еды, частые болезни, психическая регрессия и т. д.).
Адаптация, т. е. вхождение человека в новую для него среду и приспособление к ее условиям, является активным процессом, приводящим или к позитивным (адаптированность, т. е. совокупность всех полезных изменений организма и психики) результатам, или негативным (стресс). Выделяются два основных критерия успешной адаптации: внутренний комфорт (эмоциональная удовлетворенность) и внешняя адекватность поведения (способность легко и точно выполнять требования среды).
Период адаптации настолько серьезен в жизни ребенка, что требует решительных действий со стороны взрослых для его облегчения.
Решение этой задачи ложится, в первую очередь, на педагогов ДОУ.
Именно они должны так организовать жизнь ребенка в дошкольном учреждении, чтобы малыш наиболее адекватно, почти безболезненно приспосабливался к новым условиям, чтобы у него формировались положительное отношение к детскому саду и навыки общения, прежде всего со сверстниками.
Слагаемые успешной адаптации
Для успешной адаптации ребенка к детскому саду важны два момента:
Какие потребности должен удовлетворять детский сад?
Потребность в безопасном и предсказуемом мире.
Заранее готовьте ребенка к тому, что он пойдет в детский сад.
Лучше начинать вводить тему за год до реального посещения.
Старайтесь, чтобы образ детского сада, который возникает у ребенка был положительным.
Постарайтесь, чтобы в первые недели адаптации к садику не сопровождались такими обстоятельствами как переезд, рождение малыша, ремонт, развод и т.п.
Совмещайте домашний режим с режимом детского сада.
Обращайте внимание на детей, которые ходят в детский сад.
Потребность в заботе взрослого.
Найдите воспитателя, которому сможете доверить своего ребенка.
Будьте готовы к тому, что ребенку необходимо привыкнуть к воспитателю.
Какие навыки нужно развивать у ребенка, чтобы облегчить его привыкание к детскому саду?
— Ребенок должен уметь обратиться к взрослому понятным образом:
В первую очередь научите ребенка говорить о своем недомогании.
Если ребенок привык пользоваться нестандартными способами обращения к взрослым, сообщите о них воспитателям.
Почаще оставляйте ребенка со взрослыми, которых он знает и которые хорошо к нему относятся.
Поощряйте ребенка в вашем присутствии обращаться к другим взрослым (сначала членам семьи, затем к посторонним, например продавцу в магазине).
— Учите ребенка общаться и делиться своими игрушками с другими детьми:
— «Туалетные» навыки – научите ребенка сообщать о своих желаниях. Научите ребенка самостоятельно снимать штаны. Поддерживайте умение ребенка самостоятельно ходить в туалет под присмотром взрослых.
— Умение мыть и вытирать руки.
— Умение одевать и обуваться (в первую очередь речь идет о навыке помогать взрослому, который одевает и раздевает ребенка и навыке надевать чешки или тапочки).
Навыки самостоятельного приема пищи.
К ним относятся – умение пить из чашки, ничего не проливая; умение есть ложкой, ничего не теряя; умение справляться с разными консистенциями еды; спокойно относиться к нагруднику.
Воспитатель – человек, с которым вы и ваш ребенок будете взаимодействовать, решать возникающие вопросы на протяжении нескольких лет. С ним ваш ребенок будет проводить 10-12 часов в день, все самое активное время своей жизни, пять дней в неделю по 9-10 месяцев в году.
Скорость и легкость адаптации в детском саду зависят от того, как быстро воспитатель станет «заместителем» мамы на время её отсутствия. Чем активнее вы будете помогать воспитателю «включиться в судьбу» вашего ребенка, тем спокойнее вы будете себя чувствовать, оставляя малыша в саду.
В процессе привыкания к детскому саду расставание с мамой для ребенка – самое серьезное испытание.
Приемы, которые помогут малышу преодолеть трудности:
Литература по вопросу адаптации:
Организация адаптационного периода в ДОУ
Организация процесса адаптации детей раннего возраста в детском саду
И педагоги, и родители должны понимать, насколько ответственен момент адаптации ребенка к условиям детского сада и насколько серьезные последствия для здоровья ребенка он может спровоцировать.
Положения федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования акцент делают на создании наиболее благоприятных для ребенка психолого-педагогических условий, где особое внимание уделяется условиям взаимодействия педагога и ребенка.
Таким образом, привыкание ребенка к детскому саду будет максимально безболезненным, при использовании комплексного подхода к решению проблем адаптации каждого малыша.
Чтобы определить перечень задач, которые решает воспитатель в процессе организации успешной адаптации малышей раннего возраста к условиям детского сада, остановимся более подробно на определении понятия «Адаптация».
Согласно современным психолого-педагогическим исследованиям под адаптацией понимается приспособление или привыкание организма к новой обстановке. Вместе с тем, процесс адаптации у каждого малыша проходит по-разному, в зависимости от его индивидуально-типологических особенностей и той социальной обстановки, которая окружает ребенка.
Тем не менее, выделяют три степени адаптации детей раннего возраста к условиям детского сада – легкую, среднюю и тяжелую.В основе данной градации лежат такие показатели как:
· Быстрота нормализации эмоционального самочувствия ребенка;
· Проявление положительного отношения к педагогам и сверстникам;
· Наличие интереса к предметном миру;
· Частота и длительность острых вирусных заболеваний.
Легкая адаптация проходит в течение 1—2 недель. Переживания ребенка наблюдаются не более 14 дней.Малыш быстро начинает проявлять интерес к окружающим: воспитателям и детям, наблюдаются незначительные нарушения сна и аппетита. Ребенок не болеет, к концу второй недели он уже легко расстается с родителями, нормализуется его эмоциональное состояние.
При адаптации средней тяжести у детей наблюдаются значительные нарушения сна и аппетита, которые приходят в норму к концу месяца. Малыш обычно пассивен, капризничает, раздражителен, часто плачет, его не интересуют игрушки, он перестает пользоваться активным словарем. Часто происходят нарушения в работе вегетативной нервной системы – это выражается в появлении бледности кожных покровов, потливости, появляются тени под глазами, фиксируется изменение стула. Ребенок подвержен инфекционным заболеваниям, которые протекают в тяжелой форме. Обычно описанная симптоматика начинает проходить через месяц, после первого посещения детского сада.
Наиболее опасна для здоровья малыша тяжелая степень адаптации к дошкольному учреждению. Ребенок трудно привыкающий к детскому саду как правило подвержен длительным и тяжелым заболеваниям. Иммунная система малыша не справляется с инфекциями, и они начинают сменять одна другую. Он эмоционально истощен, капризничает, часто наблюдаются невротические состояния. Родителей и педагогов беспокоит аппетит крохи – он отказывается от еды, попытки накормить могут заканчиваться рвотой. Нарушается сон, ребенок спит очень чутко, часто просыпается, плачет во сне, долго не может заснуть. Малыша не радует окружающая обстановка. Он отказывается играть с любимыми игрушками, почти не общается с другими детьми, пассивен в общении с взрослыми. В зависимости от индивидуально-типологических особенностей (типа высшей нервной деятельности, вида темперамента) ребенок может быть или тихим и подавленным, или наоборот агрессивным и истеричным. Такое состояние может наблюдаться в течение нескольких месяцев, при этом угнетаются все жизненные силы малыша, замедляются темпы физического и психического развития.
Своеобразие адаптации малыша к новым условиям обусловлены специфическими особенностями раннего возраста. Этот период является наиболее ответственным периодом жизни человека, когда формируются основные умения малыша, так необходимые для его успешного развития. В это время складываются такие доминантные качества как познавательная активность, самостоятельность, инициативность, коммуникабельность, доверие к миру, уверенность в себе, доброжелательное отношение к людям, творческие возможности. Но их формирование требуют адекватных действий со стороны взрослых, определенных форм общения и активного взаимодействия с ребенком.Основными линиями развития детей раннего возраста являются:
— развитие предметной деятельности;
— развитие эмоционально-действенного общения с взрослыми.
Ведущая роль предметной деятельности в развитии малыша очевидна. Включение в предметную деятельность позволяет ребенку развивать культурно нормативные, специфические и орудийные действия. Использовать в своей повседневной деятельности окружающие предметы (есть ложкой, копать лопаткой, пользоваться расческой и т. д.) в соответствии с их социальным назначением.
В раннем детстве происходит интенсивное развитие наглядно-действенного мышления и познавательной активности, формирование целенаправленности и настойчивости действий ребенка. Для развития действий используют конструктивные игры и игрушки.
Главная задача, которую решают в это время работники детского сада и родители – сделать детский сад для ребёнка желанными. Необходимо чтобы отрыв от дома, от близких, встреча с новыми взрослыми, незнакомыми сверстниками не стали для ребёнка серьезной психологической травмой.
Успешно решить данную задачу позволяет организация группы кратковременного пребывания малышей. Такой тип групп часто называют «адаптационной» группой. В таких группах исчезает симбиотическая связь ребенка с мамой, что способствует развитию самостоятельности, независимости малышей, дети учатся общаться со взрослыми и сверстниками, развиваются познавательные процессы (внимание, память, мышление, жизнь ребенка насыщается новыми впечатлениями и положительными эмоциями, что способствует лучшей адаптации в детском саду.
И если индивидуальный подход педагога к каждому ребенку очевиден в любом возрасте, то здесь он имеет решающее значение, ведь специфичной особенностью возраста является готовность малыша воспринимать общение только в том случае, если коммуникативная реакция взрослого обращена лично к нему. Для детей раннего возраста неэффективными являются любые вербальные методы взаимодействия. Поэтому речь взрослых должна быть предельно выразительной, эмоциональной и только наша увлеченность может заинтересовать ребенка.
Как же успешно организовать процесс адаптации детей в 1младшей группе?
Опираясь на положения ФГОС ДО хочется выделить три группы необходимых условий:
1.Первая группа условий связана с созданием пространственной предметно-развивающей среды: важно отметить, что правильно организованная развивающая среда с точки зрения психолого-педагогических требований должна способствовать более быстрой адаптации ребенка, поддержанию эмоционального благополучия малыша и создавать условия для его развития. Для этого в адаптационнойгруппе важно выделить следующие содержательно-деятельностные зоны:
Констуктивно-игровая зона- конструирование,игра: все виды конструкторов «Строитель», мягкие модули, дуги для подлезания, столы и стулья, коробки большие и маленькие, ящички, детские полиэтиленовые тазики для стирки, бросовый материал.
Требования: для расположения материала необходимо удобное место и большое пространство, мелкий строительный материал – в корзинах, ящичках.
2. Вторая группа условий характеризует требования к профессиональной компетентности педагога.
Для успешной организации процесса адаптации малышей педагогу необходимо хорошо знать особенности развития ребенка раннего возраста, учитывать социальную ситуацию развития каждого малыша, ориентироваться на имеющийся опыт организации процесса адаптации детей, существующий в детском саду.Для решения выделенных задач воспитателю необходимо активно реализовывать процесс самообразования: знакомиться с новыми методическими разработками по проблеме адаптации детей до 3-х лет, принимать участие в методических мероприятиях, активно сотрудничать с психологом, педагогами, которые уже имеют опыт проведения адаптационной кампании в детском саду. Опыт работы в выделенном направлении показывает, что эффективность работы обеспечивается готовностью педагога планировать и реализовывать мероприятия, направленные на успешную адаптацию детей,а также осуществлять целенаправленную работу с семьями воспитанников: например, создание для родителей рекомендаций «Подготовка ребёнка к посещению детского сада»; привлечение к участию взрослых в совместных занятиях, играх, праздниках. Способствует получению положительных результатов и использование произведений устного народного творчества в работе с детьми, создание мини хрестоматийного сборника из произведений малых фольклорных форм.
Раскрывая требования к компетентности педагога важно остановиться на готовности воспитателя решать задачи педагогического мониторинга. Умение педагога получить полную и достоверную информацию об особенностях развития ребенка, о его интересах и потребностях неразрывно связано с возможностью обеспечить каждому малышу комфортные условия пребывания в детском саду, позволяет проектировать маршруты сопровождения малыша.
Эффективным диагностическим инструментом становится метод наблюдения за ребенком. Анализ результатов наблюдения предполагает обмен информацией между воспитателями и родителями ребенка, обсуждение полученной информации со специалистами. Сведения о развитии ребёнка, полученные в результате проведения систематических наблюдений, являются неотъемлемой основой для построения конструктивного взаимодействия между педагогами детского сада и семьями детей, что способствует активному вовлечению семьи и привлечению родителей к процессу принятия решений, касающихся всех аспектов развития их ребёнка.
Результаты наблюдений регулярно обсуждаются с родителями каждого ребёнка и используются для принятия совместных решений. В программах, ориентированных на ребёнка, родители получают регулярную и персональную информацию, которая основывается на результатах документальных систематических наблюдений за их детьми.Описанные выше положения позволяют логично перейти к третьей группе условий:
3. Организация работы с родителями. Взаимодействие детского сада и семьи, как показывают современные исследования, – двусторонний, циклический процесс. Силами действия и противодействия, находящимися то в гармонии, то в противоречии друг с другом, и тем самым задающими динамику, выступают семейная и внесемейная,общественная система детского сада: представляющие различные области социализации и воспитания малыша.
Взаимодействие педагогов и родителей длится в среднем 5 – 5, 5 лет, с момента поступления ребенком раннего возраста в детский сад и до поступления его в школу, и характеризуется целым рядом событий, детерминированных логикой прохождения детьми возрастных групп детского сада, в сопровождении педагогов и родителей.
И если рассматривать период адаптации, то взаимодействие детского сада и семьи всегда сопряжено с подъемом интереса к детскому саду. Объясняется это изменением образовательных потребностей и запросов семей. Глубокое переживание семьей поступления ребенка в детский сад (чаще всего в возрасте 1,5 – 2 лет) обуславливает потребность семьи в профессиональной психолого-педагогической поддержке специалистов детского сада. Условно процесс взаимодействия педагогов и родителей в период адаптацииребенка раннего возраста к детскому саду можно разделить на несколько этапов:
Знакомство; совместное изучение особенностей семейного и общественного воспитания, определение места и роли участников воспитательного процесса в становлении и развитии взаимодействия ребенка с окружающим миром. Обеспечение условий комфортной адаптации родителей и ребенка к детскому саду, создание совместными усилиями педагогов и родителей ситуаций успеха для каждого ребенка
Заполняют анкету, содержание которой позволяет выявить особенности готовности к детей детскому саду. (Приложение 1,2).
В случае согласия – посещают встречи-знакомства, активно включаясь во взаимодействие с другими семьями и педагогами. Помогают сыну/дочери выстраивать взаимодействие с чужими взрослыми и детьми в новой для него предметно-развивающей среде детского сада.
Встречи воспитывающих взрослых за круглым столом лучше проводить 2 раза в неделю, в течение часа, на протяжении одного месяца. Хорошо, если встречи-знакомства предваряют поступление ребенка в детский сад и его адаптацию. Если это невозможно, то встречи-знакомства воспитывающих взрослых могут проходить параллельно адаптации ребенка.
II этап. Прояснение ожиданий.
Обсуждение достижений и трудностей детей в ходе совместного с родителями посещения группы детского сада в период адаптации; выяснение ожиданий от дальнейшего сотрудничества взрослых в воспитании.
Семья. Родители. Участвуют в собрании-встрече; при поддержке педагогов развивают способность осознавать взаимодействие в триаде «родитель-ребенок-педагог», выделяя сферы заботы и влияния воспитывающих взрослых.
Детский сад. Педагоги. Готовят и проводят собрание-встречу, помогая родителям осознавать взаимодействие в триаде «родитель-ребенок-педагог», выделяя сферы заботы и влияния воспитывающих взрослых.
На первом этапе педагоги и родители много узнали друг о друге, научились доверять, благодаря чему сердца матери и отца не сжимает страх неопределенности; кризис перехода семьи в новое пространство жизни миновал.
III этап. Согласование.
Согласование точек зрения и прогнозирование развития взаимодействия детского сада и семьи, педагогов и родителей.
Семья. Родители. Участвуют в составлении текста соглашения о взаимодействии в воспитании детей.
Детский сад. Педагоги. Участвуют в составлении текста соглашения о взаимодействии в воспитании детей.
Когда ответы даны всеми партнерами и записаны, можно приступить к построению текста «Соглашения о воспитании детей». Ни одна прекрасная мысль не должна остаться незаписанной! Ни одно имя ребенка и воспитывающих взрослых не должно быть забыто! Каждое имя воспитанников записывается так, как оно звучит в семье из уст родителей.
Встреча. Согласование позиций в воспитании ребенка (проводится спустя месяц, после полученного опыта совместного с ребенком посещения группы).
IV этап. Созидание образа События
Обсуждение проекта взаимодействия детского сада и семьи в процессе воспитания детей, с учетом обнаруженных ранее достижений и трудностей, а также перспектив развития.
Семья. Родители. Участвуют в собраниях-встречах, обсуждают проект взаимодействия детского сада и семьи в воспитании детей, вносят предложения, на основании осознания ценности сотворчества с педагогами и имеющихся представлений о реализуемой в детском саду основной общеобразовательной программы.
Детский сад. Педагоги. Готовят и проводят собрания-встречи, организуютобсуждение проекта взаимодействия детского сада и семьи в воспитании детей: направлений, форм взаимодействия в соответствии с задачами и содержанием основной общеобразовательной программы дошкольного образования.
К проектированию будущего взаимодействия можно переходить вместе с родителями по окончании адаптационного периода, который традиционно завершается к началу учебного года. Если педагоги совместными усилиями с родителями создали благоприятную среду для развития детей, то малыши с успехом осваивают новое для себя пространство, людей, во взаимодействии с которыми познают другого и себя; по отношению к некоторым сверстникам начинают проявлять симпатию, на основе которой в дальнейшем развивается дружба.
В качестве примера проектирования взаимодействия взрослых и детей можно рассмотреть календарный план, представленный в приложении 3.
План позволяет поставить конкретные задачи работы с детьми. Задачами взаимодействия взрослых и ребенка в период адаптациик детском саду являются:
1. Снятие у детей раннего возраста психоэмоционального напряжения, поддержание нормализации мышечного тонуса, улучшение настроения.
2. Укрепление эмоциональных контактов между детьми и взрослыми в период адаптации.
3. Развитие доверия и взаимопонимания между детьми и взрослыми.
Данный календарный план рекомендован только на адаптационный период. В нем описаны игры разной тематики, содержания, подвижности. Они проводятся в совместной деятельности воспитателя с детьми (игры проводятся с одним, с двумя детьми, с небольшой подгруппой детей в зависимости от разных причин). Предлагается несколько названий игр, но не обязательно строго соблюдать последовательность и перечень игр, ниже можно добавить свои игры. Те игры, которые были проведены, отмечаются «галочкой». Картотеку можно дополнять.
В календарном плане предложена примерная программа прогулки. Она проводится с детьми от 1 года 6 мес. до 3 лет в солнечную и спокойную погоду.
В комментарии воспитатель отмечает активность детей в игровой деятельности в группе и на прогулке. Проводится небольшой анализ работы с детьми в течение дня.
План можно изменить, вписать свои игры, наблюдения в зависимости от психологических и возрастных особенностей детей, от экологической обстановки, погодных условий и т. д.
Для более эффективного наблюдения за периодом протекания процесса адаптации малышей можно использовать специальный адаптационный лист, представленный в приложении 4.
Полная адаптация ребенка к детскому саду возможна у некоторых малышей не раньше чем через2-3месяца.
С уверенностью можно сказать, что те условия, которые мы создаем в ходе адаптационного периода, помогут безболезненно приспособиться малышам к новым жизненным условиям и будут способствовать формированию положительного отношения детей и родителей к дошкольному учреждению.
Результаты работы в этом направлении позволяют говорить, что у ребёнка с легкой адаптацией быстро нормализуется сон, малыш с аппетитом ест, охотно идёт на контакт со сверстниками и взрослыми, настроение бодрое и спокойное. Умеет играть рядом с другими детьми.
Следует отметить, что возможность лёгкой адаптации ребёнка к детскому саду возможна при соблюдении следующих условий:
— родители заранее готовят малыша к посещению детского сада;
— узнают режим детского сада и начинают его внедрять в домашних условиях;
— знакомятся с организацией жизни малышей в детском саду, с образовательной программой, с особенностями адаптационного периода, показателями адаптации.
Можно рассматриватьдва основных критерия успешной адаптации: внутренний комфорт (эмоциональная удовлетворенность) и внешняя адекватность поведения (способность легко войти в новые жизненные условия).
Показателями успешной адаптации выступают: уменьшение заболеваний, их длительное отсутствие, положительная динамика нервно-психического развития.
Только тогда, когда и в группе, и дома ребёнок спокойно засыпает и спит положенное по режиму время, ест с аппетитом, спокойно общается с окружающими, действует с предметами, можно считать, что он адаптировался к новым условиям.
Создавая у ребёнка положительное отношение ко всем процессам, развивая различные умения в соответствии с возрастными возможностями детей, формируя потребность в общении с взрослыми и детьми, мы обеспечиваем эффективность решения образовательных задач уже в период привыкания ребёнка к новым условиям и тем самым ускоряя протекание адаптационного периода.
Организация социального партнерства ДОУ с учреждениями социума в условиях реализации ФГОС Выступление на тему «Детям о православных праздниках»«Организация социального партнерства ДОУ с учреждениями социума в условиях реализации.
Итоги адаптационного периода в группе раннего возраста С приходом ребенка в дошкольное учреждение его жизнь существенным образом меняется: строгий режим дня, отсутствие родителей, новые требования.
Организация фольклорной студии в ДОУ На сегодняшний день можно увидеть возрождение интереса к национальной культуре, к обрядам и обычаям наших предков, к их традициям. Если.
Организация методической работы в ДОУ Организация методической работы Работа с педагогическими кадрами 1 Аттестация педагогов ДОУ: 1. Быстрова И. П. – 1 кв. категория 2. Колисниченко.
Организация зимней прогулки в ДОУ Главной задачей ДОУ является сохранение и укрепление здоровья детей. Известно, что оптимальная двигательная активность и физическое воспитание.
Особенности адаптационного периода в первой младшей группе Адаптация – это процесс приспособления к изменяющимся условиям внешней среды. Каждому человеку попавшему в новую, непривычную обстановку.
Особенности организации адаптационного периода воспитателями и специалистами ДОУ для вновь поступивших детей (презентация) Адаптация – это приспособление организма человека к условиям внешней среды. Говоря об адаптационном периоде вновь поступивших детей, мы.
Организация инновационной деятельности в ДОУ Презентация «Инновации в ДОУ»ВведениеОбщая цель инновационной деятельности – улучшение способности педагогической системы образовательного.
Родительское собрание «Особенности адаптационного периода детей младшего возраста. Зaдaчи воспитания и обучения» 1. Адаптация детей раннего возраста 2. Задачи воспитания и обучения детей раннего возраста Цель: рассказать родителям, что важно знать,.