организация общественной жизни на правовых началах

Государство и его роль в жизни общества

организация общественной жизни на правовых началах. Смотреть фото организация общественной жизни на правовых началах. Смотреть картинку организация общественной жизни на правовых началах. Картинка про организация общественной жизни на правовых началах. Фото организация общественной жизни на правовых началах организация общественной жизни на правовых началах. Смотреть фото организация общественной жизни на правовых началах. Смотреть картинку организация общественной жизни на правовых началах. Картинка про организация общественной жизни на правовых началах. Фото организация общественной жизни на правовых началах организация общественной жизни на правовых началах. Смотреть фото организация общественной жизни на правовых началах. Смотреть картинку организация общественной жизни на правовых началах. Картинка про организация общественной жизни на правовых началах. Фото организация общественной жизни на правовых началах организация общественной жизни на правовых началах. Смотреть фото организация общественной жизни на правовых началах. Смотреть картинку организация общественной жизни на правовых началах. Картинка про организация общественной жизни на правовых началах. Фото организация общественной жизни на правовых началах

организация общественной жизни на правовых началах. Смотреть фото организация общественной жизни на правовых началах. Смотреть картинку организация общественной жизни на правовых началах. Картинка про организация общественной жизни на правовых началах. Фото организация общественной жизни на правовых началах

организация общественной жизни на правовых началах. Смотреть фото организация общественной жизни на правовых началах. Смотреть картинку организация общественной жизни на правовых началах. Картинка про организация общественной жизни на правовых началах. Фото организация общественной жизни на правовых началах

Организация должна определить с целью устранения причин потенциальных несоответствий для предупреждения их появления. Предупреждающие действия должны соответствовать возможным последствиям потенциальных проблем.

Для предупреждающих действий должна быть разработана документированная процедура для определения требований к

a) установлению потенциальных несоответствий и их причин,
b) оцениванию необходимости действий с целью предупреждения появления несоответствий,
c) определению и осуществлению необходимых действий,

d) записям результатов предпринятых действий,

e) анализу результативности предпринятых предупреждающих действий.

Кирюшкина Марина Сергеевна. Право.

Правоведение как наука и дисциплина

Правоведение –это общественная наука изучающая право, как особую систему социальных норм и различные аспекты правоприменительной деятельности. Правоведение имеет свой предмет исследования – это закономерности возникновения, развития и функционирования государства и права. Право исследует во взаимосвязи с государством дополняющие друг друга социальные институты, государство издаёт и охраняет право, в праве государство получает своё юридическое оформление и его деятельность осуществляется только на основе права.

Государство и его роль в жизни общества

В научных представлениях о возникновении общества до настоящего времени нет однозначного решения, однако все исследователи выделяют обязательный формальный признак общества – это совокупность индивидов обладающих сознанием и волей. Как доказывает историческая и социологическая науки объединение индивидов в человеческое общество происходит лишь на основе общего интереса. Без общих интересов общество немыслимо, в то же время интересы могут быть не только сходные, но и противоположные. Организованность общества зависит от гармоничного сочетания общих и индивидуальных интересов его членов. Несовместимость этих интересов ведёт к дестабилизации общественной жизни.

Обществом можно назвать только такую совокупность взаимодействующих индивидов, которые связанны между собой интересами, имеющими постоянный и объективный характер, и такие общественные связи обеспечивают нормальное функционирование общества, его воспроизводство и саморазвитие.

Образование общества предшествовало образованию государства. Было время, когда общество существовало, а государства не было. История человеческого общество начинается с образования первобытнообщинного строя. В основе жизни лежала общая собственность на средства производства, распределение продуктов труда осуществлялось на началах равенства. Основой организации была община, род или племя.

Род– это личный, а не территориальный союз. Люди в нём объединялись не по признаку территории, а по родственным связям. Могли перемещаться с одной территории на другую, но их организация при этом сохранялась. Власть носила сугубо общественный характер, властные функции осуществляли все взрослые члены рода. Важную роль в переходе от первобытного к новому обществу сыграло общественное разделение труда. Вызываемое им совершенствование орудий труда дали толчок к росту производительности труда. Общество стало деффиринцироваться по имущественному признаку, появились богатые и бедные, интересы которых противоречили друг другу. Одни стремились к упрочнению своего экономического преимущества, другие к изменению своего зависимого положения. В таких условиях родоплеменная организация власти оказалась бессильной. Требовался властный орган, который смог бы обеспечивать преимущество одних членов общества за счёт других. Такой организацией выделившейся из общества стало государство.

Все государства прошлого и настоящего характеризуются следующими признаками:

1) Территориальная организация населения – и население и территория выступают необходимыми материальными предпосылками возникновения и существования государства. Кровнородственные связи отступают на второй план, население становиться, как бы принадлежностью территории. Проживание на одной территории является фактором объединения населения и подчинения его государству. Следовательно, государство представляет собой единую территориальную организацию власти в его пространственных пределах;

организация общественной жизни на правовых началах. Смотреть фото организация общественной жизни на правовых началах. Смотреть картинку организация общественной жизни на правовых началах. Картинка про организация общественной жизни на правовых началах. Фото организация общественной жизни на правовых началах

2) Публичная государственная власть – это власть не всего общества, а лишь его части, она стоит над обществом и отделена от него. Такую власть, власть над обществом называют – публичной властью.В свою очередь публичная власть, является формой политической власти. Она характеризуется наличием особого аппарата управления и принуждения, наличием материальной базы (государственное и казённое имущество) и своих источников доходов налогов;

3) Организация государственной и общественной жизни на правовых началах. Среди множества политических организаций, только государство в лице уполномоченных им органов издаёт веления, которые имеют обязательную силу для всего его населения и для самого государства в том числе;

4) Суверенитет государства – это такое свойство государственной власти, которое выражается в её верховенстве и независимости от любой другой власти, как внутри, так и вне государства;

5) Сбор налогов, как необходимый атрибут публичной государственной власти. Государственная организация общества с неизбежностью предполагает сбор налогов для покрытия расходов на содержание и осуществление полномочий государственного аппарата.

1) Организацию верховной власти, источники её образования и принципы взаимоотношений органов власти между собой и населением;

2) Территориальную организацию государственной власти, соотношение государства, как целого с его составными частями;

3) Методы и способы осуществления государственной власти;

Форма правления раскрывает собой организацию верховной власти государства, порядок образования её органов, их взаимодействие между собой и с населением, степень участия населения в их формировании. По форме правления все государства подразделяются на республики и монархии.

Форма государственного устройства – это территориальная организация государственной власти, соотношение государства, как целого с его составными частями. По этому признаку государства делятся на унитарные и федеративные.

1) Авторитарный – антидемократический. Характеризуется ликвидацией или значительным ограничением прав и свобод граждан запрещением опазиционных партий. Ограничением роли выборных государственных органов. Усилением роли исполнительно-распорядительных органов. Сосредоточением огромных властных полномочий в руках главы государства или правительства, сведением роли парламента до положения сугубо формального института, логическим завершением и наиболее опасной формой авторитарного режима является фашизм;

2) Либеральный. Признаки демократического режима – это конституционное провозглашение и частичное осуществление социально-экономических и политических прав граждан. Существование ряда политических партий, в том числе оппозиционных, выборность и сменяемость центральных и местных органов государственной власти, официальное признание принципа демократической законности и конституционности, а так же принципа разделения властей.

Источник

Понятие правового государства

организация общественной жизни на правовых началах. Смотреть фото организация общественной жизни на правовых началах. Смотреть картинку организация общественной жизни на правовых началах. Картинка про организация общественной жизни на правовых началах. Фото организация общественной жизни на правовых началах

Теория правового государства

Правовое государство — это такая форма организации политической власти, в которой государство ограничено в своих действиях законом, подчинено воле народа и призвано обеспечить права и свободы граждан. Деятельность такого государства подчинена нормам права.

Правовое государство основывается на принципах:

закон — прежде всего, и все граждане обязаны ему следовать;

права граждан защищены государством;

держава и субъект права взаимно ответственны друг перед другом.

Другими словами, правовое государство — это государство, которое соблюдает нормы права: законы и решения судов.

Главная задача власти — защита прав и свобод своих граждан. То есть, если смотреть глобально, то цель правового государства — обеспечить верховенство закона.

Этапы формирования правового государства:

Государство, в которым сложились предпосылки для обеспечения верховенства права. Эти предпосылки не только экономического, но и социального, культурного характера, например, готовность граждан отстаивать свои права.

Государство, которое принимает меры, чтобы обеспечить верховенство права. При этом не важно, что стало мотивом — добрая воля власть предержащих или широкое гражданское неповиновение, острые социальные конфликты.

Государство, в котором достигнуто и поддерживается верховенство права.

Мы разобрались с определением и узнали принципы правового государства. Рассмотрим отличительные признаки правового государства, которые изучают на обществознании.

Основные характеристики правового государства

Выделяют несколько основных принципов правового государства:

верховенство закона на всей территории страны;

соблюдение принципа разделения властей;

взаимная ответственность личности и государства;

гарантии прав и свобод личности.

Разберем каждый из этих принципов более подробно.

Верховенство закона на всей территории страны

Требования закона распространяются на всех субъектов правоотношений в равной степени. То есть все органы государства и должностные лица, все граждане и социальные институты подчиняются государственным законам.

Наивысший закон — конституция, в ней закреплены основные права, свободы и обязанности граждан страны. Все остальные законы и правовые акты должны ей соответствовать.

Принципы верховенства закона:

Перед законом несут равную ответственность органы государственной власти, должностные лица и граждане.

Законы должны быть стабильными, ясными, вовремя оглашенными, применяться в равной мере ко всем членам общества, защищать основные права и свободы, безопасность и имущество граждан.

Процесс принятия и исполнения законов должен быть справедливым, доступным и эффективным.

Правосудие должно осуществляться своевременно и достаточным количеством независимых, компетентных и беспристрастных представителей, имеющих необходимые ресурсы и отражающих состав общества, которому они служат.

Соблюдение принципа разделения властей

Государственная власть разделяется на независимые друг от друга политические институты, у которых есть свои права и обязанности в определенной отрасли власти, а также своя система сдержек и противовесов. Таких ветвей власти — три:

Ветви власти не зависят друг от друга в рамках компетенции. Ни одна из них не должна сочетать в себе все полномочия по управлению государством.

Принцип разделения властей позволяет контролировать законность деятельности парламента, правительства и судебных инстанций. С помощью системы сдержек и противовесов законодательная и исполнительная ветви власти ограничивают друг друга и не позволяют выходить за рамки законных полномочий. Судебные органы контролируют соответствие принимаемых нормативно-правовых актов положениям конституции страны.

Разделение нужно, чтобы власть не концентрировалась в одних руках. Если разделения властей нет, это может привести к злоупотреблению политической силой — диктатуре, деспотизму, насилию, подавлению прав и свобод человека.

Соблюдение принципа разделения властей — основа правового государства, а также неотъемлемая часть демократического режима политической власти в любом правовом государстве.

Взаимная ответственность личности и государства

Граждане и властные структуры должны строго исполнять обязанности, которые возложены на них законом. Суть этого признака в том, что у каждой стороны правовых отношений есть как права, так и обязанности. Государство не только контролирует, насколько граждане законопослушны, но и само несет ответственность перед обществом за свою деятельность.

От каждого гражданина требуется соблюдение правовых предписаний и исполнение его обязанностей перед государством и обществом. Государство вправе требовать от него действия, которые установлены законом, и принуждать к ним — в рамках установленных норм.

При нарушении законодательства в действие приводятся механизмы, которые отвечают за соблюдение правопорядка, и наступает ряд последствий, который предусмотрен нормами права. Правовое государство должно, со своей стороны, исполнять обязанности по защите гражданских прав и свобод, неприкосновенности личности и имущества, обеспечивать общественную безопасность.

Принцип взаимной ответственности государства и личности проявляется

в установлении государством законодательных ограничений своей активности по отношению к личности;

в принятии государством конкретных обязательств, которые направлены на обеспечение интересов граждан;

в наличии реальной ответственности должностных лиц за неисполнение их обязанностей перед обществом и личностью.

Свобода личности при этом не может быть безграничной, так как она ограничена и регламентирована правом, интересами и правами других лиц.

Гарантии прав и свобод личности

Этот принцип означает, что интересы каждого конкретного гражданина занимают ведущее место в системе приоритетов общества.

В первую очередь речь идет о праве на свободу и независимость личности. Она означает признание гражданина свободным в выборе вида деятельности, территории для проживания, обустройства своей жизни. Свобода ограничивается самими гражданами, чтобы не ущемлять интересы других людей.

Принцип равенства всех жителей страны перед судом и законом позволяет гарантировать защиту интересов каждой личности, группы или организации, не причиняя при этом вреда или неудобства остальным членам общества. В правовом государстве должны быть созданы все условия, которые не ограничивают права человека: право на получение образования, право на получение квалифицированной медицинской помощи, обеспечение социальных слоев населения с низким уровнем жизни.

Организация власти в правовом государстве

У организации власти в правовом государстве есть свои особенности, основные из которых:

идеологический и политический плюрализм;

принцип выборности органов власти и должностных лиц;

стабильность законности и обеспечение общественного правопорядка;

недопущение монополизма в политике и экономике.

Раскроем суть каждого из этих принципов.

Идеологический и политический плюрализм

Плюрализм — это концепция, в которую включено множество различных взглядов, позиций, идей и интересов в одно и то же время. Этот принцип подразумевает обязательное наличие в органах власти противоположных точек зрения. В правовом государстве не может быть одной господствующей идеологии или политической партии. Даже внушительная победа на выборах какого-то конкретного движения не должна означать запрета на законную деятельность других партий.

Плюрализм мнений, независимость средств массовой информации, наличие оппозиционных сил — все это признаки правового общества. Допускается возможность свободно критиковать деятельность руководства исполнительной и законодательной власти, не прибегая при этом к насильственным методам свержения действующего политического строя.

Принцип выборности органов власти и должностных лиц

Все основные органы власти в правовом государстве избираются голосованием народа. Глава страны, депутаты, руководители региональных администраций и органов местного самоуправления занимают свои должности в течение определенного срока в рамках избирательного законодательства, таким образом власть не сосредотачивается в одних руках. Сменяемость и выборность лиц, наделенных властными полномочиями, обеспечивает соблюдение гражданских прав и свобод населения.

Стабильность законности и обеспечение общественного правопорядка

Правовое государство гарантирует своим гражданам правопорядок и безопасность. Все преступные посягательства на жизнь, здоровье, свободу и имущество людей должны пресекаться. А в своей работе правоохранительные органы обязаны руководствоваться исключительно принципами законности и равноправия всех граждан, вне зависимости от их социального положения или других различий.

Основные способы обеспечения законности и правопорядка:

контроль над законностью решений судов;

надзор специализированными органами власти за соблюдением прав и свобод граждан, которые прописаны в конституции;

создание соответствующего интересам граждан законодательства, которое регулирует общественные отношения на справедливом уровне;

надзор за законностью деятельности исполнительных органов власти;

предотвращение правонарушений органами защиты правопорядка, привлечение виновных к ответу и осуществление наказания, возрождение справедливости.

Недопущение монополизма в политике и экономике

Всякий монополизм вреден для правового государства, так как ограничивает свободу и независимость людей, например, право на отстаивание своего мнения в обществе или возможность заниматься предпринимательской деятельностью. Монополия способна замедлять экономическое развитие государства, способствует увеличению классового разрыва между бедными и богатыми. Она захватывает себе власть, и монополисты господствуют на территории страны, как короли.

Рейтинг правовых государств за 2012 год

Ограничение полномочий правительства

Борьба с коррупцией

Порядок и безопасность

1Швеция0,920,960,890,930,890,780,820,892Дания0,930,950,910,910,850,790,870,883Финляндия0,890,930,920,900,820,790,870,874Норвегия0,900,940,870,900,830,820,850,875Нидерланды0,860,930,860,840,830,800,800,856Новая Зеландия0,870,920,870,860,820,760,790,847Австралия0,880,900,860,840,830,720,720,838Япония0,80,840,890,780,870,770,680,819Австрия0,820,770,890,820,840,740,750,8110Сингапур0,730,910,930,730,800,790,870,8012Германия0,820,820,860,800,730,800,760,7613Китай0,730,890,930,710,750,710,760,7914Великобритания0,790,800,840,780,790,720,750,7815Франция0,800,800,840,790,760,680,690,7618США0,770,780,830,730,700,650,650,7385Россия0,310,390,490,470,450,500,400,43

Вопросы для самопроверки

Как называется признак правового государства, который объявляет права и свободы человека высшей ценностью?

Является ли развитая система правоохранительных органов признаком правового государства?

Статья 13 Конституции РФ гласит: «В Российской Федерации признается политическое многообразие, многопартийность». Какой принцип организации власти в правовом государстве здесь зафиксирован?

К каким последствиям может привести несоблюдение принципа разделения властей в государстве?

Что означает взаимная ответственность личности и государства?

Если вы не знаете ответа на какой-то из вопросов, вернитесь к содержанию статьи — все ответы в ней уже есть.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *