органичное вхождение в социальное окружение и плодотворное участие в жизни общества
Понятие «инклюзивного образования»
Т.Е. Поветкина, Е.В. Алехина, Д.С. Калишкина
ИНКЛЮЗИВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ: ТЕОРИЯ, НОРМАТИВНО-ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ, ПРАКТИКА
ВГПУ
2014
Т.Е. Поветкина, Е.В. Алехина, Д.С. Калишкина
доктор педагогических наук М.В. Шакурова
П42 Поветкина Т.Е. Инклюзивное образование: теория, нормативно-правовые основы, практика / Т.Е. Поветкина, Е.В. Алехина, Д.С. Калишкина. – Воронеж: Воронежский государственный педагогический университет, 2015. – 137 с.
Монография является результатом многолетних исследований и педагогического опыта в области организации инклюзивного образования.
Рекомендуется руководителям и работникам образовательных организаций, студентам педагогических вузов и колледжей, общественным деятелям и членам общественных организаций.
Монография подготовлена при поддержке гранта ВГПУ.
УДК 37.013(04)
ББК 74
©Поветкина Т.Е., Алехина Е.В., Калишкина Д.С., 2015
©Воронежский государственный педагогический университет,
ISBN 978-5-00044-111-4 редакционно-издательское оформление, 2015
Теория инклюзивного образования
Понятие «инклюзивного образования»
Система образования современного общества должна соответствовать индивидуальным потребностям личности, в том числе:
• потребности в полноценном и разнообразном личностном становлении и развитии, основанные на индивидуальных склонностях, интересах, мотивах и способностях, создающих личностную успешность;
• потребности в органичном вхождении личности в социальное окружение и плодотворном участии в жизни общества, сождающие социальную успешность;
• потребности в развитии у личности универсальных трудовых и практических умений, готовности к выбору профессии, удовлетворяющие профессиональная успешность.
Основой построения многих национальных систем обучения во всем мире становится создание в школах возможностей для удовлетворения этих индивидуальных образовательных потребностей. Образовательные потребности могут варьироваться от просто индивидуальных до особенно индивидуальных. Сегодня группа детей, обладающих особыми индивидуальными потребностями в сфере образования неуклонно растет.
Особые образовательные потребности возникают у детей тогда, когда в процессе их обучения возникают наличие несоответствия возможностей детей общепринятым социальным ожиданиям, нормативам образовательной успешности, установленным в обществе нормам поведения и общения. Эти особые образовательные потребности ребенка требуют от школы предоставления дополнительных или особых материалов, программ или услуг.
Особые образовательные потребности могут быть у детей с инвалидностью, детей с ограниченными возможностями здоровья, детей с особенностями развития. Включение их в образовательный процесс в школах общего типа по месту жительства – это новшество для российского образования. Такой подход называют инклюзивным, и, соответственно, образование в русле этого подхода – инклюзивное образование.
Инклюзивное образование– обеспечение равного доступа к получению того или иного вида образования и создание необходимых условий для достижения успеха в образовании всеми без исключения детьми независимо от их индивидуальных особенностей, прежних учебных достижений, родного языка, культуры, социального и экономического статуса родителей, психических и физических возможностей (из материалов ЮНИСЕФ).
Инклюзивное образование позволяет решать задачи своевременного включения детей с особенностями развития в образовательное пространство и создания благоприятных условий для академического и социального развития каждого ребенка. Получение образования детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми-инвалидами является одним из основных и неотъемлемых условий их успешной социализации, обеспечения их полноценного участия в жизни общества.
Инклюзивный подход в образовании стал утверждаться в связи с тем, что в современном обществе на смену «медицинской» модели, которая определяет инвалидность как нарушение здоровья и ограничивает поддержку людям с инвалидностью социальной защитой больных и неспособных, приходит «социальная» модель, которая утверждает:
• причина инвалидности находится не в заболевании, не в человеке, его имеющем;
• причина инвалидности в существующих в обществе физических («архитектурные») и организационных («отношенческие») барьерах.
Социальный подход к пониманию инвалидности закреплен в Конвенции о правах инвалидов (2006):
«Инвалидность является результатом взаимодействия, которое происходит между имеющими нарушения здоровья людьми и отношенческими и средовыми барьерами и которое мешает их полному и эффективному участию в жизни общества наравне с другими».
При социальной модели понимания инвалидности ребенок с инвалидностью или с другими особенностями развития не является «носителем проблемы», требующим специального обучения. Общество создает проблемы и барьеры в обучении такого ребенка. Несовершенство общественной системы образования, которая не может соответствовать разнообразным потребностям всех учащихся в условиях общей школы, является очевидным. Требуются изменения самой системы образования, которые приведут к успешному осуществлению инклюзии учащихся с особыми образовательными потребностями в общеобразовательный процесс и реализации социального подхода.
Общая система образования должна стать более гибкой и способной к обеспечению равных прав и возможностей обучения всех детей – без дискриминации и пренебрежения.
Обществу необходимо преодолеть негативные установки в отношении детской инвалидности, изжить их и предоставить детям с инвалидностью равные возможности полноценного участия во всех сферах школьной и внешкольной активности в системе общего образования. Только в этом случае можно говорить о переходе к социальной модели.
Необходимо разделять интеграцию и инклюзию детей с инвалидностью.
Различие интеграции и инклюзии состоит в том, кто или что является объектом изменений: система образования или ребенок. При интеграционном подходе ребенок с особыми образовательными потребностями адаптируется к системе образования, которая при этом остается неизменной, а при инклюзивном подходе система образования проходит цикл преобразований и приобретает возможность адаптироваться к особым образовательным потребностям учащихся.
Интеграционный подход, который имеющий давнюю историю развития в России, Европе, Северной Америке, ряде других стран, достигается методом перенесения элементов специального образования в систему общего образования.
Проблемой данного подхода является то, что только незначительная группа детей с инвалидностью, с ограниченными возможностями здоровья может быть полностью включена в среду общего образования. При этом ни программы, ни методики, ни стратегии обучения не подвергаются изменениям. Отсутствие таких организационных изменений при интеграции явилось основным барьером в широкой реализации политики и практики включения детей с инвалидностью в общеобразовательную среду. Переосмысление этого процесса привело к изменению концепции «особых образовательных потребностей» и появлению нового термина – «инклюзия».
Инклюзивный подход ставит во главу угла ребенка, с его особыми образовательными потребностями. А образовательная организация должна, если это требуется, провести качественные изменения учебного процесса, организации обучения, методов обучения и т.п. для максимального преодоления трудностей в обучении. При инклюзивном подходе необходимо не адаптировать учеников с теми или иными трудностями в обучении к существующим требованиям стандартной школы, а реформировать школы и искать иные педагогические подходы к обучению таким образом, чтобы было возможно наиболее полно учитывать особые образовательные потребности всех тех учащихся, у которых они возникают.
Принципами инклюзивного образования можно разбить на группы:
— этические – подчинение принципу уважения человеческого достоинства, а также основных нравственных норм;
— педагогически-нормативные – необходимо учитывать, что в России сложилась целостная система образования, основанная на едином Стандарте, включающий необходимый и обязательный минимум знаний, умений, навыков. В соответствии с этим аспектом педагог должен ставить перед ребенком общепризнанные и достижимые цели обучения;
— профессионально-дифференцированные– при котором происходит учет ндивидуальных потребностей в обучении и определении необходимой дозированной помощи со стороны педагога. Данный аспект актуален для большинства учащихся. Исследования показывают, что более 80% учащихся общеобразовательных школ нуждаются в как психологической, так и в коррекционной поддержке.[1]
К декларативным принципам инклюзии относятся:
· Ценность человека не зависит от его способностей и достижений;
· Каждый человек способен чувствовать и думать;
· Каждый человек имеет право на общение и на то, чтобы быть услышанным;
· Все люди нуждаются друг в друге;
· Образование осуществляется только в контексте реальных взаимоотношений;
· Все люди нуждаются в поддержке и дружбе ровесников;
· Для всех обучающихся достижение прогресса скорее может быть в том, что они могут делать, чем в том, что не могут;
· Разнообразие усиливает все стороны жизни.
Основными идеями инклюзия в образовании являются следующие постулаты.
· Признание равной ценности для общества всех учеников и педагогов.
· Повышение степени участия учеников в культурной жизни местных школ и одновременное уменьшение уровня изолированности части учащихся от общешкольной жизни.
· Реструктурирование методики работы в школе таким образом, чтобы она могла полностью отвечать разнообразным потребностям всех учеников, проживающих рядом со школой.
· Избавление от барьеров на пути получения знаний и полноценного участия в школьной жизни для всех учеников, а не только для тех, кто имеет инвалидность или относится к тем, у кого есть особые образовательные потребности.
· Анализ и изучение попыток преодоления барьеров и улучшения доступности школ для отдельных учеников. Проведение реформ и изменений, направленных на благо всех учеников школы в целом.
· Различия между учениками — это ресурсы, способствующие педагогическому процессу, а не препятствия, которые необходимо преодолевать.
· Признание права учеников на получение образования в школах, расположенных по месту жительства.
· Улучшение ситуации в школах в целом, как для учеников, так и для педагогов.
· Признание роли школ не только в повышении академических показателей учащихся, но и в развитии общественных ценностей местных сообществ.
· Развитие отношений поддержки и сотрудничества между школами и местными сообществами.
· Признание того, что инклюзия в образовании — это один из аспектов инклюзии в обществе.
Круглый стол для педагогов ДОУ «Концепция инклюзивного образования»
Ольга Исаченко
Круглый стол для педагогов ДОУ «Концепция инклюзивного образования»
Добрый день, уважаемые коллеги! Приглашаем вас поучаствовать в обсуждении темы «Концепция развития инклюзивного образования в Красноярском крае». Высказать свой взгляд, мнение по вопросу реализации Концепции в нашем муниципальном образовании.
Для работы нам нужно выбрать экспертов, которые выскажут свою точку зрения в определении основных понятий по данной теме.
Упражнение на создание благоприятного микроклимата для работы круглого стола
Упражнение №1 «Моя минута»
Предлагается учащимся провести небольшой эксперимент. Для этого необходимо сесть свободно, расслабиться, закрыть глаза и слушать педагога. По его сигналу все одновременно начинают отсчитывать про себя минуту, т. е. считать мысленно от 1 до 60. После того, как прозвучит команда «Закончили!», каждый из присутствующих запоминает полученное число. Если счет закончился на числах 57-60, то это свидетельствует о высокой работоспособности в данный момент времени.
Все участники садятся по кругу. «Я буду называть числа. Сразу же после того, как число будет названо, должны встать именно столько человек, какое число прозвучало (не больше и не меньше). Например, если я говорю „четыре», то как можно быстрее должны встать четверо из вас. Сесть они смогут только после того, как я скажу „спасибо». Выполнять задание надо молча. Тактику выполнения задания следует вырабатывать в процессе работы, ориентируясь на действия друг друга».
Учитель несколько раз называет группе разные числа. Вначале лучше назвать 5—7, в середине — 1—2. В ходе выполнения упражнения тренер блокирует попытки участников группы обсудить и принять какую-либо форму алгоритмизации работы.
При обсуждении учитель может задать группе несколько вопросов: «Что помогало нам справляться с поставленной задачей и что затрудняло ее выполнение?», «На что вы ориентировались, когда принимали решение вставать?», «Какая у вас была тактика?», «Как можно было организовать нашу работу, если бы у нас была возможность заранее обсудить способ решения этой задачи?»
Обсуждение позволяет участникам группы осознать, что для выполнения общей задачи необходимо быстро ориентироваться в намерениях, тактике, состоянии других людей, согласовывать свои действия с действиями других. В ходе более детализированного обсуждения можно говорить о проявлении инициативы и проблемы принятия на себя ответственности за то, что происходит в группе.
Каждое учреждение получило домашнее задание ознакомиться с Концепцией и составить проект дорожной карты по ее реализации.
Рассмотрим, что каждый из вас на данный момент вкладывает в понятие «Концепция инклюзивного образования». Для этого предлагаю разделиться на две (три) группы и составить кластер данного понятия. Т. е. в графической форме представить информацию по теме, выделить основные смыслы, обозначить связи между ними, т. о. переработать и систематизировать свои знания в этом вопросе. Участники каждой команды высказывают своё мнение по этому вопросу, представляя свой кластер, остальные являются оппонентами, критиками, задают вопросы.
Эксперты определяют, чье представление было наиболее полным и соответствовало содержанию Концепции. Сравнить кластеры, что их объединяет, а в чем мнения разошлись.
Концепция инклюзивного образования – это система взглядов на получение образования детьми с ОВЗ включение детей с особенностями развития в систему общего образования.
Срок реализации Концепции __2017-2025 гг
Цель Концепции- обеспечение равного доступа к получению качественного образования и создание необходимых условий для достижения успешности в образовании всеми без исключения детьми независимо от их индивидуальных особенностей, прежних учебных достижений, психических и физических возможностей, места жительства.
Задачи Концепции:
— создать условия для удовлетворения индивидуальных образовательных потребностей личности,в том числе: полноценное и разнообразное личностное становление и развитие- с учетом индивидуальных склонностей, интересов, мотивов и способностей (личностная успешность);
— органичное вхождение личности в социальное окружение и плодотворное участие в жизни общества (социальная успешность);
— развивать у личности трудовые и практические умения, готовность к выбору профессии (профессиональная успешность).
Принципы развития инклюзивного образования:
— признание ценности человека независимо от его индивидуальных возможностей и достижений;
— признание права обучающихся на получение образования в образовательных организациях расположенных по месту жительства;
— повышение уровня культуры в образовательной организации за счет формирования и укрепления толерантного сознания и поведения по отношению к детям с ОВЗ;
— индивидуализация целей и образовательных программ на основе учета индивидуальных способностей, создание условий для их успешной социализации;
— межведомственная интеграция при организации инклюзивного образования посредством координации действий различных ведомств, социальных институтов.
Этапы реализации Концепции инклюзивного образования:
самоопределение муниципальных образований края и ОО в выборе модели развития инклюзивного образования;
Внедрение и реализация модели инклюзивного образования.
Оценка результатов и эффектов реализации муниципальных моделей инклюзивного образования, корректировка и уточнение задач развития;
Модели инклюзивного образования:
— временная интеграция в доу, школы 1-2 раза в месяц
— частичная интеграция на отдельные занятия, во II пол. дня
— комбинированная интеграция- 1-2 реб. включ. в группу, класс с развитием близким к норме, с постоянной коррекционной помощью
— полная интеграция-1-2 реб. включ. в группу, класс с развитием близким к норме
— общеобразовательные классы
— психолого-педагогическое и медико-социальное сопровождение детей с ОВЗ
— служба ранней помощи
— домашнее визитирование детей с тяжелыми нарушениями здоровья.
Механизмы реализации Концепции:
-формирование инклюзивной культуры
-совершенствование нормативно-правовой базы
-создание универсальной безбарьерной среды
-обеспечение вариативности предоставления образования детям с ОВЗ
-обеспечение комплексного психолого-медико-педагогического сопровождения детей с ОВЗ
-развитие системы ранней помощи
-создание условий для социализации и трудовой занятости детей с ОВЗ
-формирование системы методического сопровождения инклюзивного образования
-совершенствование профессиональной компетентности руководителей, педагогов и специалистов ОО
-обеспечение поддержки гражданским инициативам, направленным на развитие инклюзивного образования
Основная идея инклюзивного образования не дети созданы для ОО, а ОО создана для детей, т. е. ОО приспосабливается к нуждам каждого ребенка, к его потребностям, а не ребенок к ОО.
Разработка дорожной карты в подгруппах.
Подведение итогов круглого стола. Резолюция.
Круглый стол для молодых и новых педагогов «Мой идеальный коллектив» Цель круглого стола: выявить предпочтения педагогов, ожидания от коллектива, тревоги. Теоретическая часть. Профессиональной деятельности.
Круглый стол для педагогов ДОУ «Как повысить мотивацию и профессиональную мобильность педагогов ДОУ» мотивацию и профессиональную мобильность педагогов ДОУ, необходимые для самореализации в профессии?» Подготовила и провела старший воспитатель.
Круглый стол для педагогов ДОУ «Секреты увлекательной непосредственно-образовательной деятельности» Цель: объединить усилия коллектива для повышения уровня организации непосредственно-образовательной деятельности в ДОУ. Задачи: 1. Повысить.
Круглый стол для воспитателей ДОУ «От разнообразных форм взаимодействия к качеству образования» Круглый стол для воспитателей ДОУ «От разнообразных форм взаимодействия к качеству образования» МБДОУ №152 г. Ульяновск То, что мы знаем,.
Круглый стол для воспитателей «Мотивация и мобильность педагогов в профессиональной самореализации» Цель: выяснить спектр мнений по поставленной проблеме с разных точек зрения; обсудить неясные или спорные моменты, связанные с проблемой;.
Круглый стол «Современные вызовы и проблемы инклюзивного образования» Круглый стол по теме: «Современные вызовы и проблемы инклюзивного образования». На сегодняшний день одной из самых тревожных проблем стало.
Презентация на тему «Инклюзивное образование»
Описание презентации по отдельным слайдам:
Инклюзивное образование Презентацию подготовила Григорьева Елена Леонидовна учитель МБОУ «СОШ № 1» пгт. Жешарт
Инклюзивное образование – это включение в образовательный процесс всех детей, независимо от пола, этнической или религиозной принадлежности, детей с особыми образовательными потребностями; при этом создаются специальные условия, обеспечивающие равное отношение ко всем учащимся.
Инклюзивное образование регулируется: Конституцией РФ; Федеральным законом «О социальной защите инвалидов РФ»; Конвенцией о правах ребёнка; Протоколом № 1 Европейской Конвенции о защите прав человека и основных свобод; Федеральным законом «Об образовании».
В 90-е годы в нашей стране появились первые инклюзивные образовательные учреждения. С осени 1992 года в России началась реализация проекта «Интеграция лиц с ОВЗ». В 1995 и 1998 годах проведены две международные конференции. 31 января 2001 года принята Конвенция интегрированного образования лиц с ОВЗ. С 1 сентября 1996 года в учебные планы педвузов введены курсы «Основы специальной (коррекционной) педагогики» и «Особенности психологии детей с ОВЗ». 10 июня 1994 года в Испании была принята Саламанкская Декларация.
Инклюзивное образование базируется на следующих принципах: Ценность человека не зависит от его способностей и достижений. Каждый человек способен чувствовать и думать. Каждый человек имеет право на общение и на то, чтобы быть услышанным. Все люди нуждаются друг в друге. Подлинное образование может осуществляться только в контексте реальных взаимоотношений. Все люди нуждаются в поддержке и дружбе ровесников. Для обучающихся достижение прогресса скорее может быть в том, что они могут делать, чем в том, что не могут. Разнообразие усиливает все стороны жизни человека. Все обучающиеся должны быть успешными. Внимание педагога фиксируется на возможностях и сильных сторонах ребёнка.
Принципы развития инклюзивного образования: научность; системность; коррекционная направленность; индивидуальный подход; семейно-ориентированное сопровождение, т.е. активное включение родителей в каждый этап педагогического процесса; самостоятельная активность ребёнка, а именно дополнительно развивающие программы; междисциплинарная интеграция и социальное партнёрство: совместная работа логопеда, психолога, дефектолога при составлении или изменении программы развития.
Некоторые барьеры для инклюзивного образования: отсутствие гибких образовательных стандартов; несоответствие учебных планов и содержания обучения массовой школы особым образовательным потребностям ребёнка; отсутствие специальной подготовки педагогического коллектива образовательного учреждения общего типа, незнание основ коррекционной педагогики и специальной психологии; отсутствие у педагогов массовых школ представлений об особенностях психофизического развития детей с ограниченными возможностями, методиках и технологии организации образовательного и коррекционного процесса для таких детей; Отсутствие в штатном расписании образовательных учреждений общего типа дополнительных ставок для медицинских работников, сурдопедагогов, логопедов, педагогов-психологов.
Основные принципы и задачи коррекционной работы с детьми, имеющими ОВЗ
Специальные дидактические принципы: Принцип педагогического оптимизма. Принцип ранней педагогической помощи. Принцип коррекционно-компенсирующей направленности образования. Принцип социально-адаптирующей направленности образования. Принцип развития мышления, языка и коммуникации как средств специального образования. Принцип деятельностного подхода в обучении и воспитании. Принцип дифференцированного и индивидуального подхода. Принцип необходимости специального педагогического руководства.
Коррекционно-развивающие задачи Преодоление трудностей в развитии внимания, всех его видов и свойств и определение компенсаторных возможностей внимания. Коррекция трудностей словесно-логического мышления и мыслительных процессов анализа, синтеза, классификация, обобщения. Увеличение объёма памяти и определение компенсаторных возможностей памяти. Развитие мелкой моторики, статики и динамики движений пальцев рук. Развитие и коррекция трудностей связной речи, включая монологическую и диалогическую речь, а также развитие словаря. Создание положительной мотивации на процесс обучения посредством похвалы, подбадривания, помощи, создание ситуаций успеха и конструктивной критики.
Современная система образования развитого демократического сообщества призвана соответствовать индивидуальным образовательным потребностям личности, в том числе: потребности в полноценном и разнообразном личностном становлении и развитии – с учётом индивидуальных склонностей, интересов, мотивов и способностей; потребности в органичном вхождении личности в социальное окружение и плодотворном участии в жизни общества; потребности в развитости у личности универсальных трудовых и практических умений, готовности к выбору профессии.
Требования к уроку в инклюзивном классе
3. Что должен учитывать и знать учитель при использовании средств наглядности учитывать роль наглядности в решении учебных задач; учитывать, будут ли понятны данные пособия учащимся; учитывать функции наглядных пособий в данном учебном процессе; знать возрастные и индивидуальные особенности учащихся; учитывать уровень знаний о познаваемом объекте; наглядный материал должен способствовать познанию, а не простому пассивному разглядыванию картин или предметов.
4. Разные виды деятельности: начинать урок лучше с заданий, которые тренируют память, внимание; сложные интеллектуальные задания использовать только в середине урока; чередовать задания, связанные с обучением, и задания, имеющие только коррекционную направленность; использовать сюрпризные, игровые моменты, моменты соревнования, интриги, ролевые игры, мини-постановки.
Основные формы занятий с учащимися, обучающимися в инклюзивных классах индивидуальное обучение; парное взаимообучение; групповая работа; фронтальное обучение всего класса.
В процессе инклюзивного обучения нужно: применять экспериментальные, стимулирующие активность методы обучения; применять активные методы обучения, включая дискуссии, общение; уделять больше внимания на усвоение ключевых понятий того или иного предмета; применять способы поэтапного усвоения нового материала; давать учащимся понять, что они ответственны за выполнение заданий; предоставлять учащимся большую свободу выбора; внедрять принципы демократических отношений в школе; уделять больше внимания эмоциональным потребностям и изменяющейся манере поведения каждого учащегося; использовать объединяющие виды деятельности, которые содействуют сплочению коллектива; исходить из индивидуальных потребностей учащихся, применяя индивидуализированных видов деятельности, но не делить коллектив на группы, например, исходя из способностей учащихся; оказывать специализированную помощь учащимся с особыми потребностями, которые обучаются с другими детьми; привлекать к сотрудничеству преподавателей, родителей, администрацию и другие заинтересованные организации и общественность; опираться на оценку педагогом успехов учащихся, включая оценку прогресса в обучении.
Рекомендации учителям Учебная программа: сокращённые задания, направленные на усвоение ключевых понятий; сокращённые тесты; чёткое разъяснение заданий, часто повторяющихся; акцентирование внимания на задании; предоставление альтернативы объёмным письменным заданиям.
Письменные задания: использование листов с заданиями, которые требуют минимального заполнения; обеспечение школьника с ограниченными возможностями копией конспекта других учащихся или записями учителя; дополнение печатных материалов видео и диафильмами; обеспечение учащихся печатными копиями заданий, написанных на доске; разрешение использовать диктофон для записи ответов учащимися.
Оценка знаний: использование индивидуальной шкалы оценок в соответствии с успехами и затраченными усилиями; ежедневная оценка с целью выведения четвертной отметки; оценка работы на уроке учащегося, который плохо справляется с тестовыми заданиями; акцентирование внимания на хороших оценках; разрешение переделать задание, с которым он не справился; оценка переделанных работ; использование системы оценок достижений учащихся.