опустела без тебя земля актриса
СПОЕМТЕ, ДРУЗЬЯ. «Опустела без тебя Земля»
Кому изначально посвящалась песня «Нежность» и почему Пахмутова не хотела, чтобы она прозвучала в кино, — в материале корреспондента агентства «Минск-Новости».
Движение души
Александра Пахмутова
Для многих слушателей «Нежность» Александры Пахмутовой и Николая Добронравова неразрывно связана с лентой Татьяны Лиозновой «Три тополя на Плющихе». Существуют журнальные статьи, в которых авторы пишут: «Фильм подарил советским меломанам замечательную музыкальную композицию». В кратком пересказе сюжет картины непримечателен. Замужняя деревенская женщина едет в Москву на несколько дней. С вокзала до дома родственницы ее подвозит таксист. В конце пути приглашает в кино. Ближе к времени сеанса заезжает за ней, но она не выходит из подъезда, а лишь украдкой смотрит в окно. Казалось бы, где тут любовь? Нет слов, поступков, подтверждающих факт ее зарождения. Но есть снятые крупным планом взгляды героев Нюры и Саши в исполнении Татьяны Дорониной и Олега Ефремова, их молчаливые актерские оценки друг друга, волнение и сомнения, не выражающиеся в словах. На деле, любовью, движением души пронизан весь фильм во многом благодаря песне и музыкальным вариациям, сделанным на ее основе. Песня звучит в момент зарождения чувств. Когда начинается сильный ливень, Саша вынужден остановить машину. По лобовому стеклу текут струи дождя, а Нюра, подперев щеку ладонью, поет «Нежность» с фольклорным придыханием «ой», под музыку, звучащую из радиоприемника. Она звучит в кульминации фильма с нарастающим темпом, когда Саша ждет и не дожидается Нюру у подъезда. Звучит она и в финальной развязке, когда, вернувшись в свое село, Нюра включает радиоточку. Сложно переоценить лирическую мощь произведения Пахмутовой. Но написано оно было совсем не для картины 1968 года.
Обвинения в плагиате
Николай Добронравов
Многие слушатели воспринимали слова песни «…а ты, ты летишь, и тебе дарят звезды свою нежность», как обычную метафору времен освоения космоса. Первая строчка «Опустела без тебя Земля» иносказательна. Земля-то не опустела. Поэтому остальной текст кажется аллегорией. Будто романтический герой в воображении влюбленной девушки — дар небес. Это было правдой в прямом смысле. Супруги Пахмутова и Добронравов дружили с семьями космонавтов и в 1965 году решили сделать им подарок. Во время дружеских бесед с женами Юрия Гагарина и Владимира Комарова Н. Добронравов четко себе представил, что может переживать женщина, отправляя мужа в смертельно опасную командировку, неизвестность. Первые полеты в космос были короткими, поэтому в песне есть строчки: «Как мне несколько часов прожить? Если можешь, прилетай скорей…» В создании стихов Добронравову способствовал поэт Гребенников.
Майя Кристалинская
Сначала «Нежность» предложили исполнить Эдите Пьехе. Но та усомнилась, что ее голосового диапазона хватит для этого произведения, и отказалась. Певица вспоминала, что Пахмутова откровенно обиделась на нее. В декабре 1965 года в Колонном зале Дома Союзов это произведение впервые спела Майя Кристалинская. По завершении исполнения раздались жидкие аплодисменты. Публика песню не приняла, в отличие от летчиков и космонавтов, которым она была близка. В 1966-м Добронравов и Гребенников под ту мелодию создали мужской вариант слов «Твоя нежность» от лица летчика. В том же году «Нежность» вышла на сольном 45-оборотном миньоне М. Кристалинской. Очевидцы записи на фирме «Мелодия» свидетельствовали, что во время дублей артистка рыдала, то ли так близко к сердцу воспринимая слова, то ли от того, что песня не имеет широкого успеха в ее исполнении.
Коллеги Пахмутовой в открытую заявляли, что композитор нота в ноту позаимствовала мелодию из «Простой симфонии» 1934-го британского маэстро Бенджамина Бриттена. Автор не скрывая ответила, что взяла лишь музыкальную фразу, которой дала развитие.
Вспомнили Экзюпери
Владимир Комаров
Юрий Гагарин
На первый взгляд, в тексте нет темы риска для жизни, предчувствия возможной опасности. Если бы авторы заявили о некой фатальности в лоб, то песню запретили бы. Поэты упомянули и завуалировали риск гибели пилотов в строчке «И когда летал Экзюпери, так же падала листва в садах». Произведения Антуана де Сент-Экзюпери пользовались популярностью в СССР в 1960-е. Повестью «Маленький принц» зачитывались подростки. Взрослым был более близок роман «Ночной полет». Литератор — военный летчик. 31 июля 1944 года с аэродрома Борго на острове Корсика отправился в разведывательный полет, из которого не вернулся. Строчка песни о погибшем французе словно стала предвестником других трагедий. По воспоминаниям А. Пахмутовой, в апреле 1967 года она отправилась на день рождения летчика-испытателя Георгия Мосолова. Позвонил Гагарин, поздравил друга и попросил ее к телефону. Сказал, что перед полетом космонавт Владимир Комаров, узнав, что Юрий будет говорить с ней, просил передать благодарность за песню «Нежность». На следующий день стало известно о гибели космонавта. Через год погиб и сам Юрий Алексеевич.
Дар убеждения
Татьяна Лиознова
Фильм «Три тополя на Плющихе» снимался в том же 1967 году. А. Пахмутова сначала наотрез отказалась отдать песню, посвященную ее друзьям. Прочитав сюжет о нежных чувствах между приехавшей торговать продуктами деревенской женщиной и московским таксистом, композитор даже возмутилась поступившим предложением. Режиссер Татьяна Лиознова проявила настойчивость, уговорила Александру Николаевну прийти в просмотровый зал «Мосфильма». Многие сцены ленты уже смонтировали, в том числе эпизод во время ливня в такси. Когда композитор увидела на экране глубокий, полный тоски и любви взгляд О. Ефремова, она растаяла и согласилась. Написала вариации мелодии и для других сцен. После премьеры песня стала всенародно любимым лирическим хитом. Персонажи музыкального произведения обрели лица Дорониной и Ефремова в сознании зрителей. Песня потеряла изначальный смысл, и теперь она о любви вне зависимости от профессии.
LiveInternetLiveInternet
—Рубрики
—Метки
Женский образ в живописи 18-20 веков часть 1
—Поиск по дневнику
—Подписка по e-mail
—Статистика
✨Старый, добрый шлягер. История песни «Нежность»
Изначально Александра Николаевна предлагала «Нежность» Эдите Пьехе. Слово легендарной певице:
Я была первой, кому Александра Николаевна предложила исполнить свою песню «Нежность». Но отказалась — сильно испугалась, что не потяну. Кажется, Пахмутова немного обиделась на меня тогда. А зря! Ведь так исполнить эту песню, как сделала это Кристалинская, вряд ли кому еще удастся.
В итоге, первым исполнителем песни «Нежность» стала Майя Кристалинская.
Как вспоминала Пахмутова, зрители не сразу оценили композицию:
Песню «Нежность» Кристалинская пела первый раз в Колонном зале с оркестром и ушла под шум своих шагов абсолютно. Песня не имела никакого успеха. Но Майя, видимо, верила в нее, она продолжала ее петь, что бы то ни было.
Общественное телевидение России
Но после того как «Нежность» прозвучала в фильме «Три тополя на Плющихе» в исполнении Татьяны Дорониной, песня стала всенародно любимым хитом.
Впоследствии она вошла в репертуар многих известных артистов, включая Людмилу Зыкину, Иосифа Кобзона, Анну Герман, Татьяну Буланову, Диану Арбенину и Нюшу.
Александра Пахмутова неоднозначно дала понять, чью версию она считает лучшей:
Кто бы из звезд, даже мировых оперных, поющих в Ла Скала и Гранд-опера, ни пришел и ни попросил у нас «Нежность», ее все равно будет петь Тамара Гвердцители, это ее песня, Тамара поет ее постоянно, и она лучшая исполнительница. Мы никогда ни ради кого не отберем у нее это право — исполнять «Нежность». У нас, кстати, однажды был концерт, а Тамара находилась в больнице, и она приехала. Бледная! Но спела «Нежность» и сама себе при этом аккомпанировала.
Об этом случае также рассказывала сам певица:
Я была удостоена великой чести исполнять песню «Нежность». И, где бы я ни была, один раз помню, что я просто из больницы приехала, вышла на сцену, и думала, что я упаду. Но я дошла до рояля и начала исполнять эту песню. Вот на эти три минуты для меня как бы прекратились все трудности, все, что тогда даже физически затронуло меня. Это действительно было очень сложно. Но я понимала, что если я не приду – я себя не прощу.
Посмотрим музыкальное видео к песне «Нежность», которую исполняет Тамара Гвердцители.
Великолепно исполнил песню «Нежность» Дмитрий Хворостовский.
Интересные факты
Текст песни Нежность
Опустела без тебя Земля…
Как мне несколько часов прожить?
Так же падает в садах листва,
И куда-то всё спешат такси…
Только пусто на Земле одной
Без тебя, а ты…
Ты летишь, и тебе
Дарят звёзды
Свою нежность…
Так же пусто было на Земле,
И когда летал Экзюпери,
Так же падала листва в садах,
И придумать не могла Земля.
Как прожить ей без него, пока
Он летал, летал,
И все звёзды ему
Отдавали
Свою нежность…
Опустела без тебя Земля…
Если можешь, прилетай скорей…
Цитата о песне
Конечно, после блистательного исполнения Майи Кристалинской тяжело себе представить, что кто-то другой может спеть «Нежность», но песня должна жить, и наша задача — чтобы продолжение было достойным.
Тамара Гвердцители, Труд
Рубрики: | Старый, добрый шлягер |
Метки: Александра Пахмутова Дмитрий Хворостовский Майя Кристалинская музыка из кино Сергей Гребенников Советская эстрада Тамара Гвердцители Татьяна Доронина
Процитировано 11 раз
Понравилось: 33 пользователям
Документальные фильмы 12+
«Людмила Зыкина. Опустела без тебя земля. ». Документальный фильм
Код для встраивания видео
Настройки
Плеер автоматически запустится (при технической возможности), если находится в поле видимости на странице
Размер плеера будет автоматически подстроен под размеры блока на странице. Соотношение сторон — 16×9
Плеер будет проигрывать видео в плейлисте после проигрывания выбранного видео
Людмила Зыкина — королева русской песни. Ее обожала добрая половина мужского населения страны., а она до конца жизни искала, ждала того единственного. Мы расскажем о глубоко одинокой женщине, которой катастрофически не везло в любви, с помощью близких людей, подруг и помощниц попытаемся заглянуть за кулисы жизни легендарной русской певицы.
Вторым супругом был фотокорреспондент Евгений Свалов, с которым они случайно познакомилась в трамвае. Через несколько месяцев они поженились. Но второй брак, также как и третий, с преподавателем иностранных языков Владимиром Котелкиным, — обернулся очередным предательством, изменой. Рядом со знаменитой Зыкиной мужьям было неуютно. Людмила Георгиевна не боролась за мужей, отпускала без скандалов и ссор, королева на сцене — королева в жизни. Но потребность в близком человеке с годами нарастала.
Когда в 50 лет Зыкина позвала в свой ансамбль «Россия» 36-летнего виртуоза-гармониста Виктора Гридина, многим показалось, что певица, наконец, обрела свою вторую половину. Они вместе работали, вместе выступали. Казалось, ничто не разрушит этот союз. Но и Гридин после 17 лет гражданского брака завел роман с хористкой Надеждой Крыгиной. Певица молча проглотила обиду и шла дальше — все драматичней и глубже звучали ее песни. Сама Крыгина в кадре рассказывает, как все было на самом деле.
У Зыкиной был фаворит, с которым ей приписывали романтические отношения. Михаил Кизин — солист ансамбля «Россия», которым руководила Зыкина, был моложе ее на 40 лет. Другим возлюбленным считался Виктор Константинов — психотерапевт и экстрасенс, в два раза моложе певицы. По словам подруги Зыкиной Татьяны Гавриловой, она собиралась за него замуж и обещала помочь открыть клинику. Но после внезапной смерти Зыкиной он тоже скоропостижно скончался.
После ухода легендарной певицы мистификации по поводу ее пропавших бриллиантов зашкаливали. В итоге выяснилось, да — они были, и да — самый проворный родственник — племянник певицы Сергей Зыкин выставил их на аукцион, продал за 31 миллион и все деньги забрал себе. По признанию близких, сама Зыкина «не чахла» над камешками, легко покупала, легко дарила, они не были смыслом ее жизни.
В одном из последних интервью Людмила Георгиевна призналась, что по-настоящему никого и не любила. Может, она так и не простила предательства, может, и правда не встретила своего человека. Но она нашла в себе силы не сломаться, в сущности, рассказала свои личные драмы в незабываемых песнях.
В фильме принимают участие:
Людмила Николаева (певица, н.а. РФ), Елена Лосева (подруга Зыкиной с детства), Татьяна Гаврилова (подруга), Элина Быстрицкая, Галина Аверкина (показала и прочитала письма Зыкиной к Аверкину), Надежда Крыгина, Тамара Синявская, Лев Лещенко, Евгений Балелин (адвокат Екатерины Зыкиной, племянницы певицы), Вера Сотникова и др.
История песни «Нежность»
Изначально «Нежность» входила в песенный цикл Пахмутовой «Обнимая небо», посвящённый советским лётчикам и космонавтам. Сначала родилась музыка и первая строчка «Опустела без тебя Земля», задавшая направление остальным строчкам. Несмотря на тревожный тон, песня всё-таки закончилась нотой надежды — «Если можешь, прилетай скорей…».
Выбор темы был не случаен — авторы «Нежности» были лично знакомы с семьями людей этой опасной профессии. Были среди них и такие, где мужчины не вернулись из полёта…
«Мы очень дружили с семьёй лётчика-испытателя Георгия Константиновича Мосолова. И мы пришли к нему на день рождения. Это был 1967 год. Мосолову позвонил Гагарин — поздравил с днём рождения и попросил меня к телефону. Я подошла к телефону, он говорит: „Алечка, я хочу сказать, что Володя Комаров перед полётом просил передать вам с Колей благодарность за песню „Нежность““. Это был последний полёт Комарова».
Сначала Пахмутова показала песню Эдите Пьехе, но та отказалась («сильно испугалась, что не потяну»). В итоге первой исполнительницей «Нежности» стала Майя Кристалинская. Говорят, первое прослушивание песни настолько тронуло певицу, что она не смогла сдержать слёз. Каково же было её удивление, когда, впервые исполнив песню в Колонном дворце Дома Союзов в декабре 1965-го, она снискала у публики несколько жидких хлопков и ушла со сцены под стук своих каблуков.
Коллеги Добронравова были уверены, что причина провала в том, что поэт упомянул в тексте Экзюпери (которого, мол, никто не знает), и советовали заменить француза на какого-нибудь нашего лётчика — например, Бахчиванджи, чья фамилия прекрасно укладывается в размер. Это, конечно, преувеличение — автор «Маленького принца» в СССР 1960-х годов был фигурой культовой и уж точно известнее Бахчиванджи.
Добронравов вспоминал, как на том же самом концерте Кристалинская с успехом исполнила песню «Аист» на стихи Аркадия Островского.
Н. Добронравов: «…я прекрасно помню, как в перерыве подбежал к нам замечательный композитор, очень любящий нас Аркадий Ильич Островский, и сказал: „Ну что ты пишешь, ну кому это нужно, этот твой Экзюпери. У меня вот „Аист“ — ты видишь, что делалось в зале? Каждая женщина хочет, чтобы у неё был ребенок, она ждёт этого, а ты — о каком-то Экзюпери…“»
Но и после этого Николай Николаевич менять свои стихи отказался, заявив: «Мне важен не сам лётчик, а человек, который глазами поэта смотрел оттуда на Землю, Вселенную, мне нужен был поэт, хотя он прозаик».
Кристалинская от «Нежности» тоже не отказалась и упорно продолжала исполнять её на каждом концерте. Постепенно публика «оттаяла», песня стала набирать популярность и крутиться по радио. Но, конечно, настоящий прорыв случился в 1967 году — после выхода к-ф «Три тополя на Плющихе». При этом Лиознова признавалась, что её картина была напрямую вдохновлена «Нежностью» (возможно, именно строчка «И куда-то всё спешат такси…» определила профессию главного героя).
Т. Лиознова: «Я услышала песню Пахмутовой „Нежность“, когда она ещё не была, как вы говорите, музыкальным хитом. Песня меня тогда захватила. Я стала придумывать разные истории, в контексте которых эта песня могла прозвучать. Делала какие-то наброски. Но это всё не попадало в тональность. Наконец, однажды я прочитала рассказ Александра Борщаговского „Три тополя на Шаболовке“. Сразу поняла — история найдена! Хотя потом я ещё долго допридумывала, что представляет собой главная героиня, какая у неё жизнь, дом…».
В. Шалевич, актёр: «В перерывах между дублями Лиознова прямо на съёмочной площадке постоянно слушала песню „Нежность“».
Однако когда Пахмутова ознакомилась со сценарием фильма, то выразила решительный протест: «Я не буду этого делать, эту песню знают лётчики, космонавты, там — небо, а тут приезжает какая-то тётка, на базаре мясо продает, ну что это такое?»
Лиознова не сдалась и стала объяснять, что у неё весь фильм строится на этой композиции. Решающую роль сыграл просмотр знаменитой сцены, где героиня Дорониной, подперев щёку, бесхитростно исполняет «Нежность» в жалостливой деревенской манере — со всеми этими «Ой!» и ремаркой «И когда летал Экз… ну, лётчик один французский».
Пахмутову тронуло пение актрисы, но ещё больше тронули глаза героя Ефремова — глаза человека, к которому пришла большая любовь.
А. Пахмутова: «И когда я вышла и пошла к такси, у меня уже вся музыка была написана. Лиознова… сказала, прослушав: „Не нужно. Вот есть „Нежность“, вот звучит её ритм, вот ваша опора, на которую нужно нанизать новую тему, больше не нужно ничего“… В конце картины по радио опять звучит песня; муж, его играет Шалевич, считает деньги, поездка была удачной, а она слышит эту песню и видит другого человека. И вот на такой растерянной ноте и кончается фильм. Такой подтекст у этой песни».
После выхода фильма песня стала очень востребованной. В 1967 году на международном песенном конкурсе в Сочи даже случился неприятный конфуз.
Там с «Нежностью» выступала молдавская певица Мария Кодряну и даже получила за это первую премию. Однако неожиданно певице сказали, что на финальном концерте эту песню будет петь Кристалинская (видимо, это была личная просьба Пахмутовой — своеобразная благодарность Майе). Расстроенная Кодряну вышла на сцену с другой композицией, но публика не хотела её отпускать, скандируя «Неж-ность! Неж-ность!». После того как зрителей поддержал сидевший в зале Марк Бернес, оркестру пришлось срочно импровизировать, и песню Мария всё-таки спела.
Сама Александра Николаевна официально отдала «Нежность» в репертуар Тамары Гвердцители.
Автор: Сергей Курий
Найдены дубликаты
Жаль, очень жаль что это песня теперь Тамары Гвердцители, не ее тема. Лучшее исполнение у Кристалинской, ИМХО.
Прекрасная песня, что удивительно, она продолжает вписываться в мир, не кажется реликтом ушедших дней. Мне ещё очень нравится исполнение Анны Герман.
А еще ж Анна Герман была.
О популярности этой песни говорит появившийся сиквел, ответ героя песни, к которому обращается героиня. Сказать по правде, я его раньше не слышал, до того момента, пока не попался ремикс в исполнении «Приключений электроников». Кстати, там тоже интересная осовременненная интерпретация. Стал рыться и нашел первоисточник:
Юрий Гуляев «Твоя нежность»
Есть и в исполнении Кобзона.
А вот ремиксы: Твоя нежность
Нежность от гитарных рифов, вроде бы, ушла, но что-то другое появилось))).
Был на концерте Томаса Андерса, который из Modern Talking, в прошлом году. Помимо основного репертуара, он спел и «Нежность» на английском и русском языках.
Имхо, конечно, но Т. Буланова эту песню тоже исполнила нормально
Может, даже получше других
Слабовато. Но вот «ещё одна осталась ночь» песня прямо для нее.
всё же из всех Майя Кристалинская пела не только душой но и сердцем
Как теперь избавиться от варианта с Бахчиванджи в голове? И Григорий Яковлевич был героической личностью, и песня гениальная, но вместе такая фигня получается.
Зашёл запостить ковёр Буча, а уже опередил, молодец.
Не знал, что там Приклютроников участвовали.
Лесбиянкина версия лучшая, я только её и слушаю последние лет 7.
спасибо автору за работу, ставлю плюс
спасибо Вам за подсказку
Очень сильные стихи и песня. Начинаю читать стихи- минимум рифмы, но максимум энергии.
Спасибо большое Автору за разъяснения по поводу рождения сего Шедевра.
В одной из книг серии «Дозоры», от Лукьяненко текст песни интерпретируется весьма своеобразно.
А что там такое? Читала однократно, но почему-то не помню упоминаний
Юрию Гагарину: «Опустела без тебя Земля… Если можешь, прилетай скорей…»
Майя Кристалинская «Нежность». Фрагмент к/пр. «Творческий вечер композитора А.Пахмутовой». 1975. Источник: канал на YouTube «Советское телевидение. Гостелерадиофонд России», www.youtube.com/c/gtrftv
В эпоху покорения космоса в СССР тема полётов к звёздам нашла отражение во многих сферах нашей жизни и, в том числе, конечно, в музыке. И поскольку мы сегодня вспоминаем нашего Юрия Гагарина, первого космонавта Земли, для меня память о нём связана, в первую очередь, с песней Александры Пахмутовой «Нежность» на слова Сергея Гребенникова и Николая Добронравова. Знаменитые авторы были дружны с семьями некоторых лётчиков-космонавтов, и поэтому неудивительно, что им удалось создать песни, которые полюбились и самим космонавтам, и всем слушателям.
В начале 60-х Александра Пахмутова работала над созданием цикла песен «Обнимая небо», посвящённого советским лётчикам. И вот что вспоминает об этом периоде советский поэт Евгений Долматовский: «В «Звёздном городке» — космическом центре под Москвой — в январе 1964 года встретились приехавшая в клуб космонавтов выступать композитор Александра Пахмутова и первый человек, шагнувший к звёздам, — Юрий Гагарин. (…) Запевала отряда первопроходцев звёздных дорог, Юрий Алексеевич увлечённо слушал песни комсомольского композитора, сам подпевал. (…) Композитор и космонавт подружились. Юрий Алексеевич часто рассказывал Александре Пахмутовой и её соавторам о своей жизни, о своих товарищах. (…) С судьбами лётчиков и космонавтов и знакомых всем по портретам и телевизионным передачам, и близких друзей, товарищей, соседей по кварталу связаны сюжеты многих песен Александры Пахмутовой. Самая известная из этих песен — «Нежность». «Нежность» — как заклинание женщины, подруги лётчика, отпустившей своего любимого к звёздам и ждущей его возвращения. Исток песни — те полтора часа, что понадобились Юрию Гагарину, чтобы облететь земной шар, те часы и минуты, которые провели в смелых полётах другие космонавты и Георгий Мосолов (кумир и товарищ Юрия Гагарина, лётчик, Герой Советского Союза, полковник). Не случайно поэты Гребенников и Добронравов вспомнили Экзюпери. Одним из первых талантливо рассказал о переживаниях и ощущениях человека, обретшего крылья, этот мечтатель и воин, и космонавты, в том числе Юрий Гагарин, часто говорили поэтам: напишите об Экзюпери!
Для того чтоб родилась и получилась песня, нужны многие обстоятельства, впечатления, находки. Важно вспомнить, что к песне «Нежность» подвёл авторов Юрий Гагарин. Он очень любил эту песню, пел её вместе с товарищами, специально ходил слушать — чтоб не по радио, не по телевизору, а вот здесь, рядом, она звучала.»
Как известно, первой «Нежность» исполнила Майя Кристалинская. И хотя сначала публика не приняла песню, Кристалинская пела её на каждом своём концерте, как будто старалась открыть слушателям глаза на её красоту и смысл.
Опустела без тебя земля… Памяти Майи Кристалинской
В ВИДЕО К ПОСТУ: программа памяти певицы Майи Кристалинской. В её исполнении звучат песни композиторов А.Эшпая, А.Пахмутовой, Э.Колмановского, А.Колкера и др. В программе принимают участие сестра певицы Анна Владимировна Кристалинская, поэт Роберт Рождественский, певица Радмила Караклаич, актриса Людмила Гурченко, концертмейстер М.Кристалинской Михаил Гусев, певица Роксана Бабаян, директор кинотеатра «Иллюзион» Зинаида Шатина, певец Иосиф Кобзон, лётчик-космонавт Борис Волынов, композитор Александра Пахмутова. Ведёт программу Мирослава Свердлова.
Сегодня исполняется 89 лет со дня рождения великолепной певицы Майи Кристалинской (1932-1985). Её особая манера исполнения, мягкость, элегантность, богатый обертонами голос, сочетавший бархатные нижние ноты и летящие верхние, очаровывают и влюбляют с первой встречи. Когда поёт Кристалинская, кажется, что она ведёт искренний разговор именно с тобой, что каждое её слово – только для тебя.
Есть какая-то несправедливость в том, что такой талантливой певице выпала столь непростая и короткая творческая и человеческая жизнь…
Майя родилась в Москве, в интеллигентной русско-еврейской семье. Первый ребёнок в семье, тоже девочка, умерла от тяжёлой врождённой болезни, и появление на свет Майи было для родителей огромной радостью. Отец Майи был неординарной личностью, работал во Всероссийском обществе слепых, был сочинителем игр, головоломок и кроссвордов для детей, которые печатались в газете «Пионерская правда», автором книги «Шутки-минутки», а её дядя, Павел Златогоров, занимал должность режиссёра музыкального театра. Родители старались дать Майе разностороннее образование, и действительно во взрослом возрасте Майя Кристалинская стала очень эрудированным человеком, безгранично любила театр, разбиралась в живописи, интересовалась проблемами психологии и знала литературу на уровне хорошего специалиста.
Ещё в школьные годы Майя занималась в детском хоре Центрального дворца детей железнодорожников под руководством Семёна Осиповича Дунаевского, брата знаменитого композитора. При этом у Майи, которая очень любила учёбу и одинаково хорошо успевала по гуманитарным и точным наукам, не было особенного стремления стать профессиональной певицей. Поэтому после школы она поступила в Московский авиационный институт (конечно, там она участвовала в художественной самодеятельности), после его окончания уехала по распределению в Новосибирск на авиационный завод имени В. П. Чкалова, а по возвращении в Москву стала сотрудницей опытно-конструкторского бюро А.С. Яковлева, известного советского авиаконструктора.
И хотя Майя была увлечена работой, она находила время для участия в самодеятельности – пела в труппе Центрального Дома работников искусств. Но, наконец, судьба начала подавать Майе Кристалинской сигналы, явственно указывавшие на её призвание. В 1957 году в Москве проходил Всемирный фестиваль молодёжи и студентов. В честь открытия праздника Комитет комсомола назначил замечательного композитора и дирижёра Юрия Саульского организатором джазового оркестра, что, конечно, стало большим культурным прорывом, поскольку до сих пор джаз в СССР находился под запретом. Вокалисткой в свой коллектив Саульский пригласил Кристалинскую. Как и можно было ожидать, увы, к окончанию всемирного праздника джазовый оркестр стали критиковать, работа Юрия Саульского получила отрицательную оценку, а коллектив оркестра был изгнан из Дома работников искусств. Но голос Майи Кристалинской уже зазвучал, и зрители его полюбили.
В течение ещё трёх лет Майя продолжала работать в конструкторском бюро, но за это время она приняла уверенное судьбоносное решение – посвятить свою жизнь музыке. Кристалинская стала ездить на гастроли вместе с оркестром Олега Лунгстрема, потом её пригласили работать в оркестр Эдди Рознера, и за несколько лет вместе с музыкантами молодая певица объехала весь Советский Союз.
А после 1960 года Майя Кристалинская записала песню «Два берега» для кинофильма «Жажда», и с выходом фильма началась её всесоюзная популярность. За пластинками с записью этой песни выстраивались очереди, несмотря на огромный тираж, их не хватало на всех желающих. Майя сотрудничала с самыми выдающимися композиторами и певцами того времени — Микаэлом Таривердиевым, Эдуардом Колмановским, Валентиной Толкуновой, Иосифом Кобзоном. Слушатели очень любили в её исполнении песни «А снег идёт», «А за окном то дождь, то снег» и, конечно, легендарную «Нежность» Александры Пахмутовой из кинофильма «Три тополя на Плющихе». По итогам проведённого в 1966 году всесоюзного опроса Майя Кристалинская была названа лучшей певицей года.
Но ещё до этого момента судьба, которая так долго вела Майю Кристалинскую к её счастью певицы, начала изменять траекторию её пути в сторону больших трудностей… Однажды Кристалинская исполнила в новогодней программе романс «В нашем городе дождь», однако песню признали несоответствующей весёлому празднику, а саму певицу окрестили пропагандисткой тоски и грусти и ощутимо сократили время её эфиров. И так и хочется сказать: пусть это будет её самой большой потерей, но, увы, после этих событий 29-летнюю девушку постигла настоящая беда: у неё обнаружили онкологическое заболевание лимфатических узлов. Лимфогранулематоз затронул лимфоузлы на шее, болезнь грозила потерей речевой функции. Майя прошла тяжёлый курс лечения, много времени проводила в стационаре. Болезнь лишь отступила, сильно ослабив организм Кристалинской, а на гастроли она выезжала с полным чемоданом сильнодействующих лекарств. С тех пор, чтобы скрывать от зрителей следы ожога от лучевой терапии, Кристалинская выходила на сцену с косынкой на шее. Но даже эта деталь была подхвачена её поклонницами и стала непременным атрибутом подражательниц «фирменного» стиля певицы.
С тех пор звезда советской эстрады выступала в сельских клубах, в райцентрах Тульской, Рязанской, Орловской областей. Добиться разрешения на концерты в областных центрах, не говоря уже о Москве, было по-прежнему очень сложно. Доступ на большую сцену Майя Кристалинская получала только в исключительных случаях – например, когда её приглашали участвовать в своих творческих вечерах в Колонном зале Дома Союзов такие мэтры, как Александра Пахмутова, Эдуард Колмановский, Ян Френкель и др. Певица всегда выступала в сопровождении оркестра под управлением бессменного Юрия Силантьева.
Что касается личной жизни, то первый союз (1957) – с Аркадием Аркановым – продлился около года. По-настоящему счастливым стал для певицы второй брак – с Эдуардом Барклаем, архитектором, скульптором и дизайнером, который искренне любил свою супругу. Рассказывают, что, когда Барклай скончался от диабета в 1984 году, от горя Майя полностью лишилась дара речи. Сама Майя Кристалинская умерла через год.
Эпитафия на её могиле гласит: «Ты не ушла, ты просто вышла, вернёшься — и опять споёшь».