опросник качества жизни и удовлетворенности рассказова
публикации/авторы/Рассказова Е.И.
// Проблема смысла в науках о человеке (к 100-летию Виктора Франкла): материалы международной конференции / под ред. Д.А.Леонтьева. М.: Смысл, 2005. С. 176-179.
// Известия Таганрогского государственного радиотехнического университета, 2005, № 7
// Известия ТРТУ No 7. Тематический выпуск. ГУМАНИТАРНЫЕ ПРОБЛЕМЫ СОВРЕМЕННОЙ ПСИХОЛОГИИ
Несмотря на большой интерес психологов и социологов к проблеме идентичности, на настоящий момент не достигнуто единого подхода к определению, структуре, механизмам формирования и особенностям функционирования идентичности. Обсуждаются возможности использования модели телесной идентичности, предложенной в рамках психологии телесности, для интерпретации других форм идентичности и объяснения самого механизма идентификации. В качестве универсального феноменологического переживания идентичности рассматривается ощущение управления / авторства и принадлежности. Ключевые слова: идентичность, механизмы формирования идентичности, нарушения идентичности, психология телесности
Работа посвящена разработке и апробации краткой русскоязычной версии Опросника качества жизни и удовлетворенности (Quality of Life Enjoyment and Satisfaction Questionnaire), позволяющего диагностировать и сопоставить удов- летворенность и качество жизни в сфере здоровья, эмоциональной сфере, актив- ности в свободное время и социальной сфере. На материале четырех исследова- ний взрослых работающих испытуемых и студентов различных специальностей (всего 440 человек) были показаны достаточные надежность-согласованность, ретестовая надежность и конвергентная валидность методики, а также соответствие факторной структуры методики теоретической модели. Качество жизни и удовлетворенность в различных сферах тесно связаны с оценками счастья и удовлетворенности жизнью, а также такими психологическими факторами субъективного благополучия, как жизнестойкость и оптимизм. Ключевые слова: Опросник качества жизни и удовлетворенности, диагностика качества жизни, психометрические показатели, удовлетворенность жизнью.
// Психология. Журнал Высшей школы экономики, 2012. Т. 9, № 4. С. 3-33.
// // Личность в экстремальных условиях. Материалы международной научно-практической конференции. Часть 1. Петропавловск-Камчатский: Изд-во КамГУ, 2005. С. 100-103.
Диагностика качества жизни в психотерапии: апробация русскоязычной версии методики М. Фриша 2185
Рассказова Е.И.
кандидат психологических наук, доцент кафедры нейро- и патопсихологии факультета психологии, Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова (ФГБОУ ВО МГУ им. М.В. Ломоносова), Москва, Россия
ORCID: https://orcid.org/0000-0002-9648-5238
e-mail: e.i.rasskazova@gmail.com
Неяскина Ю.Ю.
кандидат психологических наук, доцент кафедры теоретической и практической психологии, декан психолого-педагогического факультета, Камчатский государственный университет имени Витуса Беринга, Петропавловск-Камчатский, Россия
e-mail: neyaskinaju@yandex.ru
Леонтьев Д.А.
доктор психологических наук, заведующий международной лабораторией позитивной психологии личности и мотивации, Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики» (ФГБОУ ВО НИУ ВШЭ), Москва, Россия
ORCID: https://orcid.org/0000-0003-2252-9805
e-mail: dmleont@gmail.com
Ширяева О.С.
кандидат психологических наук, доцент кафедры теоретической и практической психологии, ФГБОУ ВО «Камчатский государственный университет имени Витуса Беринга», Петропавловск-Камчатский, Россия
e-mail: Ola49@yandex.ru
Аннотация
В терапии качества жизни М. Фриша ключевые цели работы выстраиваются вокруг тех жизненных сфер человека, которые важны для него, но в которых он чувствует себя неудовлетворенным и нереализованным. Цель данной работы — апробация русскоязычной версии методики диагностики качества жизни М. Фриша. Исследование включало две выборки — студентов психологического факультета (N=91) и взрослых жителей Камчатского края (N=826). Надежность—согласованность методики составила 0,72 у студентов и 0,95 у взрослых, а общий показатель был связан с удовлетворенностью жизнью, субъективным счастьем, позитивным и низким уровнем негативных эмоций, вовлеченностью, осмысленностью жизни, ориентацией на будущее, удовлетворением базовых потребностей, в том числе в учебе, а также внутренней, идентифицированной и позитивной интроецированной учебной мотивацией. В разных выборках разные жизненные сферы выходят на первый план, детерминируя общую удовлетворенность, а «коррекция» показателя с учетом субъективной важности сфер способствует лучшему предсказанию удовлетворенности эмоциональным состоянием и общением, ориентации на будущее, отказа от фатализма, вовлеченности, а у студентов — внутренней учебной мотивации. В терапии качества жизни М. Фриша ключевые цели работы выстраиваются вокруг тех жизненных сфер человека, которые важны для него, но в которых он чувствует себя неудовлетворенным и нереализованным. Цель данной работы — апробация русскоязычной версии методики диагностики качества жизни М. Фриша. Исследование включало две выборки — студентов психологического факультета (N=91) и взрослых жителей Камчатского края (N=826). Надежность—согласованность методики составила 0,72 у студентов и 0,95 у взрослых, а общий показатель был связан с удовлетворенностью жизнью, субъективным счастьем, позитивным и низким уровнем негативных эмоций, вовлеченностью, осмысленностью жизни, ориентацией на будущее, удовлетворением базовых потребностей, в том числе в учебе, а также внутренней, идентифицированной и позитивной интроецированной учебной мотивацией. В разных выборках разные жизненные сферы выходят на первый план, детерминируя общую удовлетворенность, а «коррекция» показателя с учетом субъективной важности сфер способствует лучшему предсказанию удовлетворенности эмоциональным состоянием и общением, ориентации на будущее, отказа от фатализма, вовлеченности, а у студентов — внутренней учебной мотивации.
Тип: научная статья
Ссылка для цитирования
Развитие психологии здоровья и впоследствии позитивной психологии акцентировало внимание на таких задачах психотерапевтической практики, как улучшение качества жизни, психологическое благополучие, достижение или стремление к счастью. Пользуясь метафорой позитивной психологии, за исключительным вниманием психологии к движению личности от «отрицательного» состояния к «нулю», часто упускалась из виду не менее важная задача — улучшение позитивного состояния в дальнейшем.
Опросник качества жизни и удовлетворенности рассказова
В когнитивной теории А.Бека под когнитивным инсайтом подразумевается возможность оценки и коррекции ошибочных или не соответствующих ситуации убеждений и ложных интерпретаций. Данная работа посвящена разработке и апробации русскоязычной версии шкалы когнитивного инсайта. Выборка: 1029 человек в возрасте от 16 до 77 лет. Показано, что русскоязычная версия шкалы когнитивного инсайта полностью соответствует англоязычной версии в отношении надежности–согласованности и внутренней структуры пунктов, а также характеризуется высокой ретестовой надежностью. Внешняя валидность методики подтверждается значимыми связями уровня когнитивного инсайта с выраженностью психопатологической симптоматики, поиском социальной поддержки, рефлексивностью и жизнестойкостью. По результатам регрессионного анализа уровень когнитивного инсайта позволяет независимо от выраженности психопатологической симптоматики предсказать готовность обращения за психотерапевтической помощью.
Ключевые слова: когнитивный инсайт, метакогнитивные функции, шкала когнитивного инсайта А.Бека, психодиагностика, психометрическая проверка
Представления о рефлексии и критичности к собственному опыту являются одними из центральных для современной когнитивной психологии, где они часто описываются в структуре метакогниций. В самом общем виде под метакогнитивными функциями (или процессами) понимается познавательная активность субъекта, направленная на собственную психику. Речь идет о таких феноменах, как мышление о мышлении, память о памяти, эмоциональный интеллект и др. Как указывает А.В.Карпов [Карпов, 2004, с. 75], «метакогнитивные процессы двуедины по своей психологической природе: являясь когнитивными по механизмам, они регулятивны по направленности, то есть по функциональному предназначению». Понятие метакогнитивных процессов открывает возможность интегративной характеристики регуляторных функций человека с учетом различных субъективных критериев оценки ситуации, что и обусловливает интерес исследователей к данной проблематике. Особую актуальность исследования метакогниций приобретают в ситуации болезни, где произвольная регуляция деятельности субъекта в значительной степени подчинена адаптационным задачам, что приводит к актуализации особой познавательной активности – познания себя в болезни. Интегративные представления и переживания в отношении симптомов и причин болезни («инсайт болезни» [Тхостов и соавт, 2007; Иржевская, 2009]), которые формируются в результате, начинают выполнять регулирующую функцию, определяя мотивацию лечения, готовность к лечению и поведение больного. В свою очередь, эти психологические и поведенческие составляющие являются ключевыми для эффективности лечения психических заболеваний [там же]. Иными словами, инсайт болезни является центральным метакогнитивным новообразованием, выполняющим функцию регуляции деятельности субъекта в особых условиях ограниченной адаптации.
Несмотря на интерес психологов к проблеме метакогнитивных функций, на настоящий момент можно выделить два существенных ограничения в этой области. Первое ограничение связано с отсутствием единых представлений об их критериях и структуре, что сужает возможности эмпирических исследований в норме [Orfei et al., 2011]. Второе касается изучения рефлексивности и критичности у больных психическими заболеваниями, которое, как правило, основывается на диагностике уже упомянутого инсайта болезни. Нарушения регуляторных и познавательных процессов при психических заболеваниях проявляются во всей деятельности человека, а не только в отношении его к болезни. Соответственно, понятие инсайта болезни характеризует лишь узкую область изменений в системе познавательных процессов, не позволяя выявить закономерности нарушений умозаключений в целом [Beck et al., 2004]. Для преодоления этих затруднений А.Бек предложил понятие когнитивного инсайта.
В когнитивной теории А.Бека под когнитивным инсайтом подразумевается возможность оценки и коррекции ошибочных или не соответствующих ситуации убеждений и ложных интерпретаций. А.Бек рассматривает когнитивные процессы, необходимые для оценки и переоценки собственного опыта: дистанцирование, объективация, рассмотрение в перспективе, самокоррекция [Beck et al., 2004]. Ошибки и трудности интерпретации реальности распространены и в норме, нередко являясь причиной так называемых автоматических мыслей [Бек, 2006]. Однако особую актуальность они приобретают при психических заболеваниях. С точки зрения А.Бека, способность пересмотреть свои умозаключения в наибольшей степени нарушается при психотических состояниях, где является одной из ключевых причин нарушения осознания собственного психического заболевания и необходимости лечения [Beck et al., 2004]. Для диагностики когнитивного инсайта была предложена шкала когнитивного инсайта А.Бека, включающая две субшкалы: саморефлексивности и самоуверенности. В целом когнитивный инсайт характеризует отношение человека к своему опыту, являясь мерой возможности сопоставить свое мнение и ситуацию (в том числе мнение окружающих людей). Если в отношении психических заболеваний, где восприятие, представления и переживания могут быть искажены, важность таких сопоставлений очевидна, содержание и функции когнитивного инсайта в норме могут отличаться от его содержания и функций в патологии [Orfei et al., 2011]. Так, частые «проверки» себя могут свидетельствовать не только о рефлексивности, но и о высоком уровне тревоги и неуверенности в себе. В связи с этим ниже приведен обзор клинико-психологических исследований когнитивного инсайта, а затем рассматриваются особенности когнитивного инсайта в норме.
Соотношение клинического и когнитивного инсайта. Исторически понятие когнитивного инсайта противопоставляется так называемому клиническому инсайту: осознанию наличия психического заболевания и его симптомов, а также необходимости лечения [Иржевская, 2009], что и определило основной фокус внимания исследователей. С позиций модели А.Бека нарушение когнитивного инсайта (невозможность отстраниться от своего опыта и нечувствительность к корректирующей обратной связи) в этом понимании тесно связано с искажением восприятия и мышления и составляет центральное звено патогенеза психотического состояния. Неспособность осознать наличие психического заболевания является закономерным следствием этот процесса.
Соответственно, основной интерес исследователей привлекали особенности когнитивного инсайта в норме и патологии, его соотношение с «клиническим» инсайтом, а также его динамика при психотерапии. В норме уровень когнитивного инсайта выше, чем при психических заболеваниях [Martin et al., 2010; Kao et al., 2011]. Было показано, что у страдающих психотическими заболеваниями по сравнению с больными психическими заболеваниями, не переживающими психоза, уровень когнитивного инсайта снижен (Beck et al., 2004). Более детальные исследования установили, что уровень когнитивного инсайта при шизофрении и биполярном аффективном расстройстве не различается и ниже по сравнению с депрессивным расстройством [Colis et al., 2006]. Интересно, что если при биполярном расстройстве последний эпизод был эпизодом мании, уровень когнитивного инсайта был ниже, чем если последний эпизод был депрессивным или смешанным. При шизофрении как саморефлексивность, так и самоуверенность были ниже у больных в психотическом состоянии по сравнению с больными без актуальной психотической симптоматики [Bora et al., 2007]. За время госпитализации несколько улучшались показатели саморефлексивности, тогда как самоуверенность оставалась стабильной.
В целом когнитивный инсайт был связан с осознанием факта заболевания и наличия бредовых расстройств [Beck et al., 2004; Uchida et al., 2009]. Данные о связи когнитивного инсайта с депрессивной симптоматикой неоднозначны: так, в исследовании А.Бека с соавторами нарушение когнитивного инсайта было связано с выраженностью депрессивной симптоматики только у больных с депрессивным расстройством, чего не отмечалось при шизофрении и шизоаффективных расстройствах [Beck et al., 2004], тогда как по другим данным депрессия связана с уровнем когнитивного инсайта и при шизофрении, но не связана в норме [Kao et al., 2011].
Изменения в уровне когнитивного инсайта были связаны с изменениями в уровне позитивной и негативной симптоматики [Beck et al., 2004]. Высокий уровень когнитивного инсайта в начале когнитивно-бихевиоральной терапии психозов предсказывал меньшую выраженность бредовых расстройств к концу лечения [Perivoliotis et al., 2010]. Кроме того, улучшение когнитивного инсайта в процессе психотерапии было связано с клинически достоверным снижением выраженности бредовых расстройств и вербальных галлюцинаций.
Приведенные данные свидетельствуют об актуальности оценки и коррекции когнитивного инсайта в клинической практике, а также о важности его роли в формировании представлений о болезни и переживаний больных.
Когнитивный инсайт в структуре метакогнитивных функций. Данные о когнитивном инсайте в норме не столь однозначны. С одной стороны, способность к дистанцированию от собственного опыта, переоценке ситуации и учету мнения других важны как для эффективности деятельности, так и для психологического благополучия человека. С другой стороны, остается неясным, кто может быть в человеческой ситуации (и может ли быть вообще) экспертом, разбирающимся лучше, чем сам человек. Насколько позитивной в этом случае является склонность доверять мнению других, а не своему мнению? Помимо этого, чрезмерная неуверенность в своих мыслях и чувствах в норме может быть обусловлена тревогой и низкой самооценкой, что отрицательно сказывается на благополучии. Для ответа на эти вопросы необходимы как дальнейшая методологическая разработка понятия когнитивного инсайта, определяющая его место среди регуляторных и метакогнитивных функций, так и дальнейшие исследования, посвященные когнитивному инсайту у психически здоровых испытуемых [Orfei et al., 2011]. В ряде исследований были предприняты попытки выявить связь когнитивного инсайта с нейрокогнитивным функционированием, в первую очередь, регуляторными процессами, однако эти сравнения проводились, в основном, на модели психических заболеваний. Так, было показано, что при шизофрении самоуверенность связана (хотя и в средней степени) с нарушением регуляторных функций по данным нейропсихологического обследования, тогда как в отношении саморефлексивности такой связи не выявлено [Cooke et al., 2010]. Согласно другим данным, самоуверенность у больных шизофренией связана со снижением зрительной и вербальной рабочей памяти, а также с трудностями исправления собственных ошибок, то есть с дефицитом произвольной регуляции [Orfei et al., 2010].
Недавние исследования здоровых лиц подтверждают предположение о неоднозначности функций когнитивного инсайта в норме, позволяя пересмотреть предположения о том, что низкий уровень когнитивного инсайта является обязательным атрибутом нарушения регуляторных функций [Orfei et al., 2011]. Так, было показано, что у психически здоровых испытуемых уровень когнитивного инсайта положительно коррелирует с персевераторными ошибками при нейропсихологическом обследовании. Авторы делают вывод о том, что высокий уровень самоуверенности и низкий уровень саморефлексивности, будучи дисфункциональными особенностями при психических заболеваниях, могут способствовать успешной адаптации в норме.
Таким образом, если при психотических нарушениях когнитивный инсайт является важнейшей способностью, определяющей осознание болезни и имеющий положительное прогностическое значение в отношении течения болезни, в норме его влияние на деятельность и благополучие неоднозначно. Можно предположить, что высокий уровень инсайта отражает не только рефлексивные процессы, но и неуверенность и тревогу. В этом случае при возникновении трудностей когнитивный инсайт способствует быстрому их выявлению и обращению за помощью, тогда как в «спокойной» ситуации он связан со снижением психологического благополучия и эффективности деятельности вследствие тревоги.
В целом, несмотря на описанные методологические и эмпирические трудности, понятие когнитивного инсайта является на настоящий день одной из наиболее разработанных попыток интегративной оценки рефлексивных процессов и критичности к собственному опыту. Задачей дальнейших исследований является выявление места когнитивного инсайта в структуре метакогнитивных функций, в особенности у психически здоровых лиц.
Целью данной работы является апробация русскоязычной версии шкалы когнитивного инсайта А.Бека, а также выявление связи когнитивного инсайта с особенностями саморегуляции, совладания со стрессом и качества жизни у здоровых испытуемых.
Выборка и схема исследования
В исследовании приняли участие 1029 человек в возрасте от 16 до 77 лет, студенты вузов различных специальностей (первое и второе высшее образование) и сотрудники предприятий г. Москвы, не имеющие (по данным самоотчета) психических, неврологических и тяжелых соматических заболеваний на момент обследования (табл. 1). Среди испытуемых со средним и средним специальным образованием было меньше мужчин, чем среди испытуемых с неоконченным высшим и высшим образованием (χ² = 6,8, df = 2, p Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.
Плужников Илья Валерьевич. Кандидат психологических наук, доцент, факультет психологии, Московский государственный университет имени М.В.Ломоносова, ул. Моховая, д. 11, стр. 9, 125009 Москва, Россия
E-mail: Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.
Мещерякова Э.И., Ларионова А.В., Богомаз С.А. Оценка конвергентной и дискриминантной валидности русскоязычной версии методики MMPI-2: первые итоги. // Национальный психологический журнал. – 2015. – № 2(18). – С. 115-122.
Аннотация
В статье представлены результаты проведения проверки конструктной валидности новой версии методики Миннесотского мультифакторного исследования личности (MMPI-2), рестандартизация которой была начата в 1982 г. (J.N. Butcher, W.G. Dahlstrom, J.R. Graham, A. Tellegen, B. Kaemmer) и продолжается по настоящее время. Интерес профессионального сообщества к новой версии методики обусловлен ее преимуществом перед старой версией, заключающемся в реструктуризации и включении новых шкал, которые открывают дополнительные возможности психодиагностики личности. Проверка конструктной валидности проводилась с помощью трех современных методик: «Опросник качества жизни и удовлетворенности» (краткий вариант М. Рицнера и др. в адаптации Е.И. Рассказовой), «Шкала базисных убеждений личности» Р. Янофф-Бульман (перевод и адаптация О. Кравцовой) и «Оценка личных достоинств», разработанная Е.Н. Осиным на основе Values-In-Action К. Петерсона и М. Селигмана. Выбор психодиагностических методик осуществлялся в соответствии с тенденциями современной психологии к ориентации на позитивные феномены, расшифровки потенциалов субъектности как потребности и способности к самодетерминируемому, самоорганизуемому, саморегулируемому и самоконтролируемому поведению. Авторы провели процедуру конструктной валидности на респондентах группы «норма», выборку составили 205 человек (62% женщин, 38% мужчин). В процессе проведения процедуры конструктной валидности анализировались дополненные и расширенные проверочные шкалы (FI, BF, FP, S и К) и шесть из десяти основных шкал методики (D, Pd, Pa, Pt, Sc, Si) методики MMPI-2. Полученные результаты позволяют сделать выводы о конструктной валидности рассматриваемых шкал и о возможностях использования методики для системного изучения потенциала личности, что облегчит задачу исследователя, избавит его от применения батареи тестовых методик. Данная статья представляет собой первый этап проверки конструктной валидности, следующий этап предполагает рассмотрение факторной структуры проверяемых шкал.
Принята к публикации: 07.05.2015
Разделы журнала: Экспериментальная психология
Ключевые слова: психодиагностика; тест MMPI-2; конвергентная валидность; дискриминантная валидность; конструктная валидность; психопатология; позитивная психология
Доступно в on-line версии с 30.08.2015
Необходимость рестандартизации методики MMPI и создания ее новой версии – MMPI-2 была обусловлена, во-первых, тенденцией современной постнеклассической психологии к использованию антропного принципа со смещением акцентов от патоцентрических, клинических феноменов к «проблеморазрешающим», саноцентрическим; во-вторых, появлением в психопатологии новых данных, «размывающих» границы нормы и патологии; в-третьих, разработкой новых теорий личности. Все это требовало современное обновления теоретического и эмпирического фундамента методики. Кроме того, некой сверхзадачей была необходимость «реабилитировать» методику MMPI как только клиническую, психопатологическую, «узурпированную» психиатрами и клиническими психологами, расшифровать в ней потенциал субъектности как потребности и способности к самодетерминируемому, самоорганизуемому, саморегулируемому и самоконтролируемому поведению. Подобные исследования картирования реструктурированных клинических шкал новой версии методики на нормативной выборке проводятся и на Западе (Sellbom, Ben-Porath, 2005; Sellbom, Ben-Porath, Graham, 2006; Forbey, Ben-Porath, 2008).
Рестандартизационный проект начался в 1982 г. и был опубликован J.N. Butcher, W. G. Dahlstrom, J. R. Graham A. Tellegen, B. Kaemmer под названием MMPI-2 в 1989 г. В Позднее, в начале 2000-х годов была предложена новая усовершенствованная версия методики – MMPI-2 (Butcher, Graham, Ben- Porath, Tellegen, Dahlstrom, Kaemmer, 2001; Tellegen, Ben-Porath, McNulty, Arbisi, Graham, Kaemmer, 2003). Создатели новой версии подчеркивают ее преимущества перед старой.
Несмотря на то, что исследования новой версии MMPI длятся более 20 лет, в научных кругах все еще идут споры о целесообразности рестандартизации методики. Опросник MMPI-2 разработывался с использованием строгих статистических методов, которые были недоступны при создании первой версии, добавлены новые индикаторы и шкалы, пересмотрен способ преобразования сырых оценок в стандартные показатели. Были устранены неоднозначные диагностические показатели, учтено влияние гендерных различий. Новая версия опросника содержит 567 вопросов, процедура ответов на вопросы осталась прежней. MMPI-2 включает 10 основных шкал и 3 проверочных, заимствованных из старой версии. Кроме того, авторы модификации разбили на три шкалы проверочную шкалу F, добавили проверочную шкалу S, 15 дополнительных и 15 содержательных шкал (Рассказова, 2013).
В России в 2012 г. группа ученых-психологов (Е.И. Рассказова, Д.А. Леонтьев, С.А. Богомаз, Л.Я. Дорфман, Ю.Ю. Неяскина, О.В. Сулимина, Е.В. Четошникова) осуществила первичную апробацию MMPI-2 в шести регионах России с центрами в Москве, Твери, Перми, Барнауле, Томске и Петропавловске-Камчатском. Выборку исследования составили 1237 человек. Полученные результаты позволили исследователям сделать вывод о функциональной, метрической эквивалентности русскоязычной версии MMPI- 2 американскому оригиналу. В шкальной эквивалентности нормативных показателей российских испытуемых, по сравнению с американскими, были обнаружены различия, которые могут быть обусловлены влиянием культуры и принятых в ней представлений (Рассказова, 2013). Поэтому продолжаются исследования, направленные на адаптацию новой версии применительно к российской действительности, валидизацию методики и сопоставимость ее интерпретационных схем.
Тот факт, что в новой версии были реструктурированы клинические шкалы, модифицированы и заменены вопросы, содержательно определены единые конструкты, позволившие выявить специфические черты каждой нозологической единицы, обуславливает необходимость проведения процедуры конструктной валидности шкал новой версии методики. Эту необходимость усиливает изменение стандартных оценок, обусловивших различия в подъеме профиля по клиническим шкалам. Представляемая статья описывает результаты проведения процедуры конструктной валидности отдельных шкал MMPI-2.
Понятие «конструктная валидность» как «некий постулированный атрибут человека, предположительно отражаемый в выполнении теста», определили в первой версии MMPI L. Cronbach, P. Meehl при отборе критериев классификации психопатологии (Cronbach, Meehl, 1955). Конструктная валидность отражает степень репрезентации исследуемого психологического конструкта в результатах теста (Шмелев, 2013). D.T. Campbell, D.W. Fiske в 1959 году ввели понятие двух видов конструктной валидности: конвергентной и дискриминантной. Конвергентная валидность определяет, в какой степени конструкты, которые должны быть взаимосвязаны, согласно теоретическим соображениям, действительно имеют прямую или обратную связь релевантных переменных c измеряемым конструктом. Дискриминантная валидность, напротив, означает установление отсутствия связи иррелевантных показателей (Campbell, Fiske, 1959). Таким образом, процедура проверки конструктной валидности заключается в сопоставлении связей проверяемого теста как с близкородственными показателями (конвергентная валидность), так и с теми, где значимых связей наблюдаться не должно (дискриминантная валидность).
Сложность проведения проверки конструктной валидности MMPI-2 обусловлена большим объемом переменных методики (количество выделяемых шкал), поэтому для реализации процедуры валидизации с соблюдением всех правил проведения необходимо было разбить процедуру на несколько этапов. На первом этапе исследования (описанном в данной статье) процедуре проверки конструктной валидности были подвергнуты: дополненные и расширенные проверочные и основные шкалы. Это шкала F (аггравация), включающая три шкалы: FI (шкала редких ответов), BF (back F – шкала редких ответов на вторую половину методики), FP (она более чувствительна, чем FI к редким ответам на психопатологию и представляет собой «чистую» аггравацию). А также – шкала S (superlative self-presentation – шкала приукрашающей самопрезентации), шкала К (коррекция), шесть из десяти основных (клинических) шкал: 2 (D), 4 (Pd), 6 (Pa), 7 (Pt), 8 (Sc), 0 (Si). Все они отражены в таблице 1.
Представим подробнее теоретические конструкты только новых шкал, поскольку конструкты основных шкал остались прежними и соответствуют психологическому содержанию релевантных им феноменов.
Шкала F (аггравации) – ключевой функцией шкалы является выявление субъективного преувеличения тяжести реально существующего заболевания или психологических проблем. Утверждения, включенные в шкалу F, касаются необычных мыслей, желаний и ощущений, существование которых в нормативной выборке не признается испытуемыми. В старой версии методики шкала F не позволяла исследователю сделать однозначное заключение о причинах повышения показателей – является ли повышение технической ошибкой (случайное заполнение, невнимательность испытуемого) или намеренным преувеличением выраженности симптомов. Разработчики новой версии попытались преодолеть эту неоднозначность интерпретации, разбив шкалу F на три: FI, BF и FP. Шкала редких ответов FI позволяет определить качество заполнения методики (случайный порядок, непонимание вопросов). Симуляция симптоматики или грубая патология сопровождается подъемом по шкале FP. BF (back F) – шкала редких ответов на вторую половину методики дает возможность оценить, как меняется стратегия испытуемого к концу теста. Причем, наблюдается следующая закономерность – если повышение баллов по шкале BF не сопровождается повышением по шкалам FI и FP, то это интерпретируется или как стратегия случайного заполнения, или как симуляция, проявившаяся во второй половине теста, или как грубая патология, выявившаяся на фоне истощения. Таким образом, шкала FP более чувствительна, чем FI к редким ответам о психопатологии и представляет собой «чистую» аггравацию.
Шкала S (superlative self-presentation – приукрашающей самопрезентации) оценивает выраженность попыток испытуемых создать лучшее впечатления о себе и их тенденцию давать социально желательные (приемлемые) ответы. Повышенные показатели по шкале S положительно коррелируют с теми признаками, которые в обществе принято расценивать как позитивные (социально желательные): положительная самооценка, общительность, активность, здоровье (физическое и психическое), оптимизм, доброта и т.д. (Butcher, Graham, Ben-Porath, Tellegen, Dahlstrom, Kaemmer, 2001).
Выборка и методы исследования
В исследовании конструктной валидности методики MMPI-2 приняли участие 205 человек. Возраст участников исследования от 18 до 66 лет (средний возраст 28,3 года). Группа участников в возрасте до 25 лет – 112 человек (54,3%), группа в возрасте 25-39 лет – 60 человек (29,3%), группа в возрасте 40 лет и старше – 30 человек (14,6%), не указали свой возраст – 3 человека (1,5%). В выборке 78 представителей мужского пола и 127 –женского пола (38% и 62%, соответственно). Перевес женщин в выборке обусловлен тем, что мужчины значительно чаще, чем женщины отказывались от тестирования либо на предварительном этапе, либо по ходу тестирования Средний возраст мужчин составил 29,0±11,2 года, женщин – 27,9±10,0 лет. Среднее образование имели 18 человек (8,8%), среднее специальное – 47 человек (18,8%), неоконченное высшее – 84 человека (50,0%), высшее – 43 человека (21,0%), не указали свое образование 13 человек (6,3%). Отбор респондентов для исследования был осуществлен с учетом результатов предварительного анкетирования, которое позволило отобрать группу испытуемых по заданным критериям (отсутствие психических и соматических заболеваний). Все испытуемые являются жителями Сибирского федерального округа.
Процедура проведения исследования. Тестирование в бланковом режиме проводилось в групповой и индивидуальной форме авторами статьи и специально подготовленными тестостировщиками (магистранты, обучающиеся по направлению «Психология»). У респондентов предварительно устно спрашивали о согласии участвовать в тестировании, информировали участников о том, что они могут завершить тестирование в любой момент, и просили сообщать о любом дискомфорте во время тестирования. Участникам исследования объяснялась процедура тестирования, кратко освещалась цель исследования и выдавался пакет психодиагностических методик. Время выполнения тестовых методик не ограничивалось.
Выбор психодиагностических методик осуществлялся в соответствии с задачами исследования, теоретическими конструктами проверяемых шкал и современной тенденцией психологии к ориентации на позитивные феномены. Наибольший интерес в рамках нашего исследования представляет изучение позитивных черт в качестве психологической структуры, обеспечивающей человеку профилактическую, «буферную» функцию при воздействии на него неблагоприятных факторов, снижающей риск возникновения у него заболеваний, препятствующей развитию психической патологии и отклоняющегося поведения и повышающей его адаптивный потенциал (Ryff, Singer, 1998; Keyes, Schmotkin, Ryff, 2002; Seligman, Csikszentmihalyi, 2000; Seligman, 2002; Peterson, Seligman, 2004; Леонтьев, 2011).
Таким образом, отбор методик для проведения первого этапа проверки конструктной валидности методики MMPI-2 базировался, во-первых, на одной из новейших тенденций психологии к смещению акцентов с клинических на позитивные, «проблеморазрешающие» феномены, во-вторых, на потребности расширения диагностического поля методики MMPI-2 в направлении раскрытия ее потенциала диагностики субъектности, способности к самодетерминируемому, самоорганизуемому, саморегулируемому и самоконтролируемому поведению. Возможность измерения личностного профиля испытуемого с помощью методики MMPI уже давно используется Л.Н. Собчик для психодиагностики нормы. Был осуществлен перевод названия шкал на язык нормы (например, «паранояльность» – «ригидность»). Поэтому вполне допустимо осуществлять валидизацию с использованием методик, направленных на диагностику тех нормативных показателей личности, которые находятся в современном психологическом тезаурусе. В связи с этим предполагаем, что методики, отобранные в нашем исследовании для проверки валидности MMPI-2, определяют взаимосвязи, большинство из которых должны иметь обратный характер.
Приводим краткое описание психодиагностических методик для определения конструктной валидности MMPI-2.
Опросник качества жизни и удовлетворенности (КЖУ) – краткий вариант М. Рицнера и др. (Ritsner, Kurs, Gibel, Ratner, Endicott, 2005) в адаптации Е.И. Рассказовой (Рассказова, 2012). Методика позволяет диагностировать и сопоставлять удовлетворенность и качество жизни в четырех сферах: физическое здоровье, эмоциональная сфера, социальная сфера и активность в свободное время. На основе вычисляемого суммарного индекса КЖУ, как среднеарифметического всех показателей методики, можно судить об итоговой субъективной оценке испытуемым качества своей жизни и удовлетворенности ею. Методика широко используется психологами во многих социальных и клинических практиках, поскольку позволяет оценивать различные аспекты жизни, как на нормативном, так и на психопатологическом уровне.
Шкала базисных убеждений личности, разработанная американским психологом Р. Янофф-Бульман (перевод и адаптация О. Кравцовой), направлена на оценку психической стабильности и успешности в повседневной жизни, личностной безопасности человека. Методика позволяет оценить восемь базисных убеждений: благосклонность мира, доброта людей, справедливость мира, контролируемость мира, случайность как принцип распределения происходящих событий, ценность собственного Я, степень самоконтроля происходящих событий, степень удачи или везения. На их основе вычисляются три категории базисных убеждений (Солдатова, Шайгерова, 2003). С.А. Богомаз и А. Гладких, исследовав различия в степени выраженности базисных убеждений жителей Сибири (выборка 1445 человек), предложили вычислять дополнительные индексы «Мир и Я» (позитивное убеждение относительно природы мира и себя в нем) и «Индекс психологической безопасности» (Богомаз, Гладких, 2009). Выделяемые категории и индексы позволяют соотнести убеждения испытуемого относительно окружающего мира, убеждения о себе самом и о том, в какой степени можно контролировать и влиять на какие-либо процессы и события в этом мире.
«Анкета 24 добродетели», разработанная Е.Н. Осиным (Буровихина, 2007; Кошелева, 2012) на основе опросника Values-In-Action К. Петерсона и М. Селигмана (Peterson, Seligman, 2004). Методика позволяет определить идеальные представления испытуемого о значимости для него 24-х достоинств и степень их выраженности у каждого (идеальное и реальное Я), а также самооценку испытуемого, которая проявляется в степени «разрыва» Я реального и Я идеального.
С целью установления конвергентной и дискриминантной валидности с использованием программы STATISTICA 6.0. был проведен корреляционный анализ между шкалами FI, BF, FP, S, К, D, Pd, Pa, Pt, Sc, Si методики MMPI-2 со шкалами «Опросника качества жизни и удовлетворенности», субшкалами и категориями Шкалы базисных убеждений личности, переменными «Анкета 24 добродетели». Результаты корреляционного анализа предъявлены в таблице 1.
В таблице 1 представлены корреляционные связи, отражающие как конвергентную валидность (значимые корреляции) так и дивергентную (отсутствие корреляционных связей). Для оценки конвергентной валидности в процессе интерпретации учитывались наиболее значимые корреляционные связи (0,4 и выше) при уровне значимости р Показатели