опросник качества жизни и удовлетворенности рассказова

публикации/авторы/Рассказова Е.И.

опросник качества жизни и удовлетворенности рассказова. Смотреть фото опросник качества жизни и удовлетворенности рассказова. Смотреть картинку опросник качества жизни и удовлетворенности рассказова. Картинка про опросник качества жизни и удовлетворенности рассказова. Фото опросник качества жизни и удовлетворенности рассказова

// Проблема смысла в науках о человеке (к 100-летию Виктора Франкла): материалы международной конференции / под ред. Д.А.Леонтьева. М.: Смысл, 2005. С. 176-179.

// Известия Таганрогского государственного радиотехнического университета, 2005, № 7

// Известия ТРТУ No 7. Тематический выпуск. ГУМАНИТАРНЫЕ ПРОБЛЕМЫ СОВРЕМЕННОЙ ПСИХОЛОГИИ

Несмотря на большой интерес психологов и социологов к проблеме идентичности, на настоящий момент не достигнуто единого подхода к определению, структуре, механизмам формирования и особенностям функционирования идентичности. Обсуждаются возможности использования модели телесной идентичности, предложенной в рамках психологии телесности, для интерпретации других форм идентичности и объяснения самого механизма идентификации. В качестве универсального феноменологического переживания идентичности рассматривается ощущение управления / авторства и принадлежности. Ключевые слова: идентичность, механизмы формирования идентичности, нарушения идентичности, психология телесности

Работа посвящена разработке и апробации краткой русскоязычной версии Опросника качества жизни и удовлетворенности (Quality of Life Enjoyment and Satisfaction Questionnaire), позволяющего диагностировать и сопоставить удов- летворенность и качество жизни в сфере здоровья, эмоциональной сфере, актив- ности в свободное время и социальной сфере. На материале четырех исследова- ний взрослых работающих испытуемых и студентов различных специальностей (всего 440 человек) были показаны достаточные надежность-согласованность, ретестовая надежность и конвергентная валидность методики, а также соответствие факторной структуры методики теоретической модели. Качество жизни и удовлетворенность в различных сферах тесно связаны с оценками счастья и удовлетворенности жизнью, а также такими психологическими факторами субъективного благополучия, как жизнестойкость и оптимизм. Ключевые слова: Опросник качества жизни и удовлетворенности, диагностика качества жизни, психометрические показатели, удовлетворенность жизнью.

// Психология. Журнал Высшей школы экономики, 2012. Т. 9, № 4. С. 3-33.

// // Личность в экстремальных условиях. Материалы международной научно-практической конференции. Часть 1. Петропавловск-Камчатский: Изд-во КамГУ, 2005. С. 100-103.

Источник

Диагностика качества жизни в психотерапии: апробация русскоязычной версии методики М. Фриша 2185

Рассказова Е.И.
кандидат психологических наук, доцент кафедры нейро- и патопсихологии факультета психологии, Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова (ФГБОУ ВО МГУ им. М.В. Ломоносова), Москва, Россия
ORCID: https://orcid.org/0000-0002-9648-5238
e-mail: e.i.rasskazova@gmail.com

Неяскина Ю.Ю.
кандидат психологических наук, доцент кафедры теоретической и практической психологии, декан психолого-педагогического факультета, Камчатский государственный университет имени Витуса Беринга, Петропавловск-Камчатский, Россия
e-mail: neyaskinaju@yandex.ru

Леонтьев Д.А.
доктор психологических наук, заведующий международной лабораторией позитивной психологии личности и мотивации, Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики» (ФГБОУ ВО НИУ ВШЭ), Москва, Россия
ORCID: https://orcid.org/0000-0003-2252-9805
e-mail: dmleont@gmail.com

Ширяева О.С.
кандидат психологических наук, доцент кафедры теоретической и практической психологии, ФГБОУ ВО «Камчатский государственный университет имени Витуса Беринга», Петропавловск-Камчатский, Россия
e-mail: Ola49@yandex.ru

Аннотация

В терапии качества жизни М. Фриша ключевые цели работы выстраиваются вокруг тех жизненных сфер человека, которые важны для него, но в которых он чувствует себя неудовлетворенным и нереализованным. Цель данной работы — апробация русскоязычной версии методики диагностики качества жизни М. Фриша. Исследование включало две выборки — студентов психологического факультета (N=91) и взрослых жителей Камчатского края (N=826). Надежность—согласованность методики составила 0,72 у студентов и 0,95 у взрослых, а общий показатель был связан с удовлетворенностью жизнью, субъективным счастьем, позитивным и низким уровнем негативных эмоций, вовлеченностью, осмысленностью жизни, ориентацией на будущее, удовлетворением базовых потребностей, в том числе в учебе, а также внутренней, идентифицированной и позитивной интроецированной учебной мотивацией. В разных выборках разные жизненные сферы выходят на первый план, детерминируя общую удовлетворенность, а «коррекция» показателя с учетом субъективной важности сфер способствует лучшему предсказанию удовлетворенности эмоциональным состоянием и общением, ориентации на будущее, отказа от фатализма, вовлеченности, а у студентов — внутренней учебной мотивации. В терапии качества жизни М. Фриша ключевые цели работы выстраиваются вокруг тех жизненных сфер человека, которые важны для него, но в которых он чувствует себя неудовлетворенным и нереализованным. Цель данной работы — апробация русскоязычной версии методики диагностики качества жизни М. Фриша. Исследование включало две выборки — студентов психологического факультета (N=91) и взрослых жителей Камчатского края (N=826). Надежность—согласованность методики составила 0,72 у студентов и 0,95 у взрослых, а общий показатель был связан с удовлетворенностью жизнью, субъективным счастьем, позитивным и низким уровнем негативных эмоций, вовлеченностью, осмысленностью жизни, ориентацией на будущее, удовлетворением базовых потребностей, в том числе в учебе, а также внутренней, идентифицированной и позитивной интроецированной учебной мотивацией. В разных выборках разные жизненные сферы выходят на первый план, детерминируя общую удовлетворенность, а «коррекция» показателя с учетом субъективной важности сфер способствует лучшему предсказанию удовлетворенности эмоциональным состоянием и общением, ориентации на будущее, отказа от фатализма, вовлеченности, а у студентов — внутренней учебной мотивации.

Тип: научная статья

Ссылка для цитирования

Развитие психологии здоровья и впоследствии позитивной психологии акцентировало внимание на таких задачах психотерапевтической практики, как улучшение качества жизни, психологическое благополучие, достижение или стремление к счастью. Пользуясь метафорой позитивной психологии, за исключительным вниманием психологии к движению личности от «отрицательного» состояния к «нулю», часто упускалась из виду не менее важная задача — улучшение позитивного состояния в дальнейшем.

Источник

Опросник качества жизни и удовлетворенности рассказова

В когнитивной теории А.Бека под когнитивным инсайтом подразумевается возможность оценки и коррекции ошибочных или не соответствующих ситуации убеждений и ложных интерпретаций. Данная работа посвящена разработке и апробации русскоязычной версии шкалы когнитивного инсайта. Выборка: 1029 человек в возрасте от 16 до 77 лет. Показано, что русскоязычная версия шкалы когнитивного инсайта полностью соответствует англоязычной версии в отношении надежности–согласованности и внутренней структуры пунктов, а также характеризуется высокой ретестовой надежностью. Внешняя валидность методики подтверждается значимыми связями уровня когнитивного инсайта с выраженностью психопатологической симптоматики, поиском социальной поддержки, рефлексивностью и жизнестойкостью. По результатам регрессионного анализа уровень когнитивного инсайта позволяет независимо от выраженности психопатологической симптоматики предсказать готовность обращения за психотерапевтической помощью.

Ключевые слова: когнитивный инсайт, метакогнитивные функции, шкала когнитивного инсайта А.Бека, психодиагностика, психометрическая проверка

Представления о рефлексии и критичности к собственному опыту являются одними из центральных для современной когнитивной психологии, где они часто описываются в структуре метакогниций. В самом общем виде под метакогнитивными функциями (или процессами) понимается познавательная активность субъекта, направленная на собственную психику. Речь идет о таких феноменах, как мышление о мышлении, память о памяти, эмоциональный интеллект и др. Как указывает А.В.Карпов [Карпов, 2004, с. 75], «метакогнитивные процессы двуедины по своей психологической природе: являясь когнитивными по механизмам, они регулятивны по направленности, то есть по функциональному предназначению». Понятие метакогнитивных процессов открывает возможность интегративной характеристики регуляторных функций человека с учетом различных субъективных критериев оценки ситуации, что и обусловливает интерес исследователей к данной проблематике. Особую актуальность исследования метакогниций приобретают в ситуации болезни, где произвольная регуляция деятельности субъекта в значительной степени подчинена адаптационным задачам, что приводит к актуализации особой познавательной активности – познания себя в болезни. Интегративные представления и переживания в отношении симптомов и причин болезни («инсайт болезни» [Тхостов и соавт, 2007; Иржевская, 2009]), которые формируются в результате, начинают выполнять регулирующую функцию, определяя мотивацию лечения, готовность к лечению и поведение больного. В свою очередь, эти психологические и поведенческие составляющие являются ключевыми для эффективности лечения психических заболеваний [там же]. Иными словами, инсайт болезни является центральным метакогнитивным новообразованием, выполняющим функцию регуляции деятельности субъекта в особых условиях ограниченной адаптации.

Несмотря на интерес психологов к проблеме метакогнитивных функций, на настоящий момент можно выделить два существенных ограничения в этой области. Первое ограничение связано с отсутствием единых представлений об их критериях и структуре, что сужает возможности эмпирических исследований в норме [Orfei et al., 2011]. Второе касается изучения рефлексивности и критичности у больных психическими заболеваниями, которое, как правило, основывается на диагностике уже упомянутого инсайта болезни. Нарушения регуляторных и познавательных процессов при психических заболеваниях проявляются во всей деятельности человека, а не только в отношении его к болезни. Соответственно, понятие инсайта болезни характеризует лишь узкую область изменений в системе познавательных процессов, не позволяя выявить закономерности нарушений умозаключений в целом [Beck et al., 2004]. Для преодоления этих затруднений А.Бек предложил понятие когнитивного инсайта.

В когнитивной теории А.Бека под когнитивным инсайтом подразумевается возможность оценки и коррекции ошибочных или не соответствующих ситуации убеждений и ложных интерпретаций. А.Бек рассматривает когнитивные процессы, необходимые для оценки и переоценки собственного опыта: дистанцирование, объективация, рассмотрение в перспективе, самокоррекция [Beck et al., 2004]. Ошибки и трудности интерпретации реальности распространены и в норме, нередко являясь причиной так называемых автоматических мыслей [Бек, 2006]. Однако особую актуальность они приобретают при психических заболеваниях. С точки зрения А.Бека, способность пересмотреть свои умозаключения в наибольшей степени нарушается при психотических состояниях, где является одной из ключевых причин нарушения осознания собственного психического заболевания и необходимости лечения [Beck et al., 2004]. Для диагностики когнитивного инсайта была предложена шкала когнитивного инсайта А.Бека, включающая две субшкалы: саморефлексивности и самоуверенности. В целом когнитивный инсайт характеризует отношение человека к своему опыту, являясь мерой возможности сопоставить свое мнение и ситуацию (в том числе мнение окружающих людей). Если в отношении психических заболеваний, где восприятие, представления и переживания могут быть искажены, важность таких сопоставлений очевидна, содержание и функции когнитивного инсайта в норме могут отличаться от его содержания и функций в патологии [Orfei et al., 2011]. Так, частые «проверки» себя могут свидетельствовать не только о рефлексивности, но и о высоком уровне тревоги и неуверенности в себе. В связи с этим ниже приведен обзор клинико-психологических исследований когнитивного инсайта, а затем рассматриваются особенности когнитивного инсайта в норме.

Соотношение клинического и когнитивного инсайта. Исторически понятие когнитивного инсайта противопоставляется так называемому клиническому инсайту: осознанию наличия психического заболевания и его симптомов, а также необходимости лечения [Иржевская, 2009], что и определило основной фокус внимания исследователей. С позиций модели А.Бека нарушение когнитивного инсайта (невозможность отстраниться от своего опыта и нечувствительность к корректирующей обратной связи) в этом понимании тесно связано с искажением восприятия и мышления и составляет центральное звено патогенеза психотического состояния. Неспособность осознать наличие психического заболевания является закономерным следствием этот процесса.

Соответственно, основной интерес исследователей привлекали особенности когнитивного инсайта в норме и патологии, его соотношение с «клиническим» инсайтом, а также его динамика при психотерапии. В норме уровень когнитивного инсайта выше, чем при психических заболеваниях [Martin et al., 2010; Kao et al., 2011]. Было показано, что у страдающих психотическими заболеваниями по сравнению с больными психическими заболеваниями, не переживающими психоза, уровень когнитивного инсайта снижен (Beck et al., 2004). Более детальные исследования установили, что уровень когнитивного инсайта при шизофрении и биполярном аффективном расстройстве не различается и ниже по сравнению с депрессивным расстройством [Colis et al., 2006]. Интересно, что если при биполярном расстройстве последний эпизод был эпизодом мании, уровень когнитивного инсайта был ниже, чем если последний эпизод был депрессивным или смешанным. При шизофрении как саморефлексивность, так и самоуверенность были ниже у больных в психотическом состоянии по сравнению с больными без актуальной психотической симптоматики [Bora et al., 2007]. За время госпитализации несколько улучшались показатели саморефлексивности, тогда как самоуверенность оставалась стабильной.

В целом когнитивный инсайт был связан с осознанием факта заболевания и наличия бредовых расстройств [Beck et al., 2004; Uchida et al., 2009]. Данные о связи когнитивного инсайта с депрессивной симптоматикой неоднозначны: так, в исследовании А.Бека с соавторами нарушение когнитивного инсайта было связано с выраженностью депрессивной симптоматики только у больных с депрессивным расстройством, чего не отмечалось при шизофрении и шизоаффективных расстройствах [Beck et al., 2004], тогда как по другим данным депрессия связана с уровнем когнитивного инсайта и при шизофрении, но не связана в норме [Kao et al., 2011].

Изменения в уровне когнитивного инсайта были связаны с изменениями в уровне позитивной и негативной симптоматики [Beck et al., 2004]. Высокий уровень когнитивного инсайта в начале когнитивно-бихевиоральной терапии психозов предсказывал меньшую выраженность бредовых расстройств к концу лечения [Perivoliotis et al., 2010]. Кроме того, улучшение когнитивного инсайта в процессе психотерапии было связано с клинически достоверным снижением выраженности бредовых расстройств и вербальных галлюцинаций.

Приведенные данные свидетельствуют об актуальности оценки и коррекции когнитивного инсайта в клинической практике, а также о важности его роли в формировании представлений о болезни и переживаний больных.

Когнитивный инсайт в структуре метакогнитивных функций. Данные о когнитивном инсайте в норме не столь однозначны. С одной стороны, способность к дистанцированию от собственного опыта, переоценке ситуации и учету мнения других важны как для эффективности деятельности, так и для психологического благополучия человека. С другой стороны, остается неясным, кто может быть в человеческой ситуации (и может ли быть вообще) экспертом, разбирающимся лучше, чем сам человек. Насколько позитивной в этом случае является склонность доверять мнению других, а не своему мнению? Помимо этого, чрезмерная неуверенность в своих мыслях и чувствах в норме может быть обусловлена тревогой и низкой самооценкой, что отрицательно сказывается на благополучии. Для ответа на эти вопросы необходимы как дальнейшая методологическая разработка понятия когнитивного инсайта, определяющая его место среди регуляторных и метакогнитивных функций, так и дальнейшие исследования, посвященные когнитивному инсайту у психически здоровых испытуемых [Orfei et al., 2011]. В ряде исследований были предприняты попытки выявить связь когнитивного инсайта с нейрокогнитивным функционированием, в первую очередь, регуляторными процессами, однако эти сравнения проводились, в основном, на модели психических заболеваний. Так, было показано, что при шизофрении самоуверенность связана (хотя и в средней степени) с нарушением регуляторных функций по данным нейропсихологического обследования, тогда как в отношении саморефлексивности такой связи не выявлено [Cooke et al., 2010]. Согласно другим данным, самоуверенность у больных шизофренией связана со снижением зрительной и вербальной рабочей памяти, а также с трудностями исправления собственных ошибок, то есть с дефицитом произвольной регуляции [Orfei et al., 2010].

Недавние исследования здоровых лиц подтверждают предположение о неоднозначности функций когнитивного инсайта в норме, позволяя пересмотреть предположения о том, что низкий уровень когнитивного инсайта является обязательным атрибутом нарушения регуляторных функций [Orfei et al., 2011]. Так, было показано, что у психически здоровых испытуемых уровень когнитивного инсайта положительно коррелирует с персевераторными ошибками при нейропсихологическом обследовании. Авторы делают вывод о том, что высокий уровень самоуверенности и низкий уровень саморефлексивности, будучи дисфункциональными особенностями при психических заболеваниях, могут способствовать успешной адаптации в норме.

Таким образом, если при психотических нарушениях когнитивный инсайт является важнейшей способностью, определяющей осознание болезни и имеющий положительное прогностическое значение в отношении течения болезни, в норме его влияние на деятельность и благополучие неоднозначно. Можно предположить, что высокий уровень инсайта отражает не только рефлексивные процессы, но и неуверенность и тревогу. В этом случае при возникновении трудностей когнитивный инсайт способствует быстрому их выявлению и обращению за помощью, тогда как в «спокойной» ситуации он связан со снижением психологического благополучия и эффективности деятельности вследствие тревоги.

В целом, несмотря на описанные методологические и эмпирические трудности, понятие когнитивного инсайта является на настоящий день одной из наиболее разработанных попыток интегративной оценки рефлексивных процессов и критичности к собственному опыту. Задачей дальнейших исследований является выявление места когнитивного инсайта в структуре метакогнитивных функций, в особенности у психически здоровых лиц.

Целью данной работы является апробация русскоязычной версии шкалы когнитивного инсайта А.Бека, а также выявление связи когнитивного инсайта с особенностями саморегуляции, совладания со стрессом и качества жизни у здоровых испытуемых.

Выборка и схема исследования

В исследовании приняли участие 1029 человек в возрасте от 16 до 77 лет, студенты вузов различных специальностей (первое и второе высшее образование) и сотрудники предприятий г. Москвы, не имеющие (по данным самоотчета) психических, неврологических и тяжелых соматических заболеваний на момент обследования (табл. 1). Среди испытуемых со средним и средним специальным образованием было меньше мужчин, чем среди испытуемых с неоконченным высшим и высшим образованием (χ² = 6,8, df = 2, p Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Плужников Илья Валерьевич. Кандидат психологических наук, доцент, факультет психологии, Московский государственный университет имени М.В.Ломоносова, ул. Моховая, д. 11, стр. 9, 125009 Москва, Россия
E-mail: Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Источник

Мещерякова Э.И., Ларионова А.В., Богомаз С.А. Оценка конвергентной и дискриминантной валидности русскоязычной версии методики MMPI-2: первые итоги. // Национальный психологический журнал. – 2015. – № 2(18). – С. 115-122.

Аннотация

В статье представлены результаты проведения проверки конструктной валидности новой версии методики Миннесотского мультифакторного исследования личности (MMPI-2), рестандартизация которой была начата в 1982 г. (J.N. Butcher, W.G. Dahlstrom, J.R. Graham, A. Tellegen, B. Kaemmer) и продолжается по настоящее время. Интерес профессионального сообщества к новой версии методики обусловлен ее преимуществом перед старой версией, заключающемся в реструктуризации и включении новых шкал, которые открывают дополнительные возможности психодиагностики личности. Проверка конструктной валидности проводилась с помощью трех современных методик: «Опросник качества жизни и удовлетворенности» (краткий вариант М. Рицнера и др. в адаптации Е.И. Рассказовой), «Шкала базисных убеждений личности» Р. Янофф-Бульман (перевод и адаптация О. Кравцовой) и «Оценка личных достоинств», разработанная Е.Н. Осиным на основе Values-In-Action К. Петерсона и М. Селигмана. Выбор психодиагностических методик осуществлялся в соответствии с тенденциями современной психологии к ориентации на позитивные феномены, расшифровки потенциалов субъектности как потребности и способности к самодетерминируемому, самоорганизуемому, саморегулируемому и самоконтролируемому поведению. Авторы провели процедуру конструктной валидности на респондентах группы «норма», выборку составили 205 человек (62% женщин, 38% мужчин). В процессе проведения процедуры конструктной валидности анализировались дополненные и расширенные проверочные шкалы (FI, BF, FP, S и К) и шесть из десяти основных шкал методики (D, Pd, Pa, Pt, Sc, Si) методики MMPI-2. Полученные результаты позволяют сделать выводы о конструктной валидности рассматриваемых шкал и о возможностях использования методики для системного изучения потенциала личности, что облегчит задачу исследователя, избавит его от применения батареи тестовых методик. Данная статья представляет собой первый этап проверки конструктной валидности, следующий этап предполагает рассмотрение факторной структуры проверяемых шкал.

Принята к публикации: 07.05.2015

Разделы журнала: Экспериментальная психология

Ключевые слова: психодиагностика; тест MMPI-2; конвергентная валидность; дискриминантная валидность; конструктная валидность; психопатология; позитивная психология

Доступно в on-line версии с 30.08.2015

Необходимость рестандартизации ме­тодики MMPI и создания ее новой версии – MMPI-2 была обусловлена, во-первых, тенденцией современной постнеклас­сической психологии к использованию антропного принципа со смещением ак­центов от патоцентрических, клиниче­ских феноменов к «проблеморазреша­ющим», саноцентрическим; во-вторых, появлением в психопатологии новых данных, «размывающих» границы нормы и патологии; в-третьих, разработкой но­вых теорий личности. Все это требовало современное обновления теоретического и эмпирического фундамента методики. Кроме того, некой сверхзадачей была необходимость «реабилитировать» методику MMPI как только клиническую, психопа­тологическую, «узурпированную» психиа­трами и клиническими психологами, рас­шифровать в ней потенциал субъектности как потребности и способности к само­детерминируемому, самоорганизуемому, саморегулируемому и самоконтролиру­емому поведению. Подобные исследова­ния картирования реструктурированных клинических шкал новой версии мето­дики на нормативной выборке проводят­ся и на Западе (Sellbom, Ben-Porath, 2005; Sellbom, Ben-Porath, Graham, 2006; Forbey, Ben-Porath, 2008).

Рестандартизационный проект на­чался в 1982 г. и был опубликован J.N. Butcher, W. G. Dahlstrom, J. R. Graham A. Tellegen, B. Kaemmer под названи­ем MMPI-2 в 1989 г. В Позднее, в на­чале 2000-х годов была предложена новая усовершенствованная версия ме­тодики – MMPI-2 (Butcher, Graham, Ben- Porath, Tellegen, Dahlstrom, Kaemmer, 2001; Tellegen, Ben-Porath, McNulty, Arbisi, Graham, Kaemmer, 2003). Создатели но­вой версии подчеркивают ее преимуще­ства перед старой.

Несмотря на то, что исследования но­вой версии MMPI длятся более 20 лет, в научных кругах все еще идут споры о целесообразности рестандартизации методики. Опросник MMPI-2 разработывался с использованием строгих ста­тистических методов, которые были не­доступны при создании первой версии, добавлены новые индикаторы и шкалы, пересмотрен способ преобразования сы­рых оценок в стандартные показатели. Были устранены неоднозначные диагностические показатели, учтено влияние гендерных различий. Новая версия опро­сника содержит 567 вопросов, процеду­ра ответов на вопросы осталась прежней. MMPI-2 включает 10 основных шкал и 3 проверочных, заимствованных из старой версии. Кроме того, авторы модификации разбили на три шкалы прове­рочную шкалу F, добавили проверочную шкалу S, 15 дополнительных и 15 содер­жательных шкал (Рассказова, 2013).

В России в 2012 г. группа ученых-пси­хологов (Е.И. Рассказова, Д.А. Леонтьев, С.А. Богомаз, Л.Я. Дорфман, Ю.Ю. Нея­скина, О.В. Сулимина, Е.В. Четошнико­ва) осуществила первичную апробацию MMPI-2 в шести регионах России с цен­трами в Москве, Твери, Перми, Барнауле, Томске и Петропавловске-Камчатском. Выборку исследования составили 1237 человек. Полученные результаты позво­лили исследователям сделать вывод о функциональной, метрической эквивалентности русскоязычной версии MMPI- 2 американскому оригиналу. В шкальной эквивалентности нормативных показа­телей российских испытуемых, по срав­нению с американскими, были обна­ружены различия, которые могут быть обусловлены влиянием культуры и при­нятых в ней представлений (Рассказова, 2013). Поэтому продолжаются исследования, направленные на адаптацию но­вой версии применительно к россий­ской действительности, валидизацию методики и сопоставимость ее интер­претационных схем.

Тот факт, что в новой версии были ре­структурированы клинические шкалы, модифицированы и заменены вопросы, содержательно определены единые кон­структы, позволившие выявить специфические черты каждой нозологической единицы, обуславливает необходимость проведения процедуры конструктной валидности шкал новой версии методики. Эту необходимость усиливает измене­ние стандартных оценок, обусловивших различия в подъеме профиля по клини­ческим шкалам. Представляемая статья описывает результаты проведения процедуры конструктной валидности от­дельных шкал MMPI-2.

Понятие «конструктная валидность» как «некий постулированный атрибут человека, предположительно отража­емый в выполнении теста», определи­ли в первой версии MMPI L. Cronbach, P. Meehl при отборе критериев класси­фикации психопатологии (Cronbach, Meehl, 1955). Конструктная валидность отражает степень репрезентации иссле­дуемого психологического конструк­та в результатах теста (Шмелев, 2013). D.T. Campbell, D.W. Fiske в 1959 году вве­ли понятие двух видов конструктной валидности: конвергентной и дискри­минантной. Конвергентная валидность определяет, в какой степени конструк­ты, которые должны быть взаимосвяза­ны, согласно теоретическим соображе­ниям, действительно имеют прямую или обратную связь релевантных перемен­ных c измеряемым конструктом. Дис­криминантная валидность, напротив, означает установление отсутствия связи иррелевантных показателей (Campbell, Fiske, 1959). Таким образом, процедура проверки конструктной валидности заключается в сопоставлении связей проверяемого теста как с близкородст­венными показателями (конвергентная валидность), так и с теми, где значимых связей наблюдаться не должно (дискри­минантная валидность).

Сложность проведения проверки конструктной валидности MMPI-2 об­условлена большим объемом переменных методики (количество выделяемых шкал), поэтому для реализации процедуры валидизации с соблюдением всех правил проведения необходимо было разбить процедуру на несколько этапов. На первом этапе исследования (описан­ном в данной статье) процедуре провер­ки конструктной валидности были подвергнуты: дополненные и расширенные проверочные и основные шкалы. Это шкала F (аггравация), включающая три шкалы: FI (шкала редких ответов), BF (back F – шкала редких ответов на вто­рую половину методики), FP (она бо­лее чувствительна, чем FI к редким отве­там на психопатологию и представляет собой «чистую» аггравацию). А также – шкала S (superlative self-presentation – шкала приукрашающей самопрезентации), шкала К (коррекция), шесть из десяти основных (клинических) шкал: 2 (D), 4 (Pd), 6 (Pa), 7 (Pt), 8 (Sc), 0 (Si). Все они отражены в таблице 1.

Представим подробнее теоретиче­ские конструкты только новых шкал, поскольку конструкты основных шкал остались прежними и соответствуют психологическому содержанию реле­вантных им феноменов.

Шкала F (аггравации) – ключевой функцией шкалы является выявление субъективного преувеличения тяжести реально существующего заболевания или психологических проблем. Утверждения, включенные в шкалу F, касаются необыч­ных мыслей, желаний и ощущений, существование которых в нормативной выборке не признается испытуемыми. В старой версии методики шкала F не по­зволяла исследователю сделать однознач­ное заключение о причинах повышения показателей – является ли повышение технической ошибкой (случайное запол­нение, невнимательность испытуемого) или намеренным преувеличением выраженности симптомов. Разработчики но­вой версии попытались преодолеть эту неоднозначность интерпретации, раз­бив шкалу F на три: FI, BF и FP. Шкала ред­ких ответов FI позволяет определить ка­чество заполнения методики (случайный порядок, непонимание вопросов). Симу­ляция симптоматики или грубая патоло­гия сопровождается подъемом по шкале FP. BF (back F) – шкала редких ответов на вторую половину методики дает воз­можность оценить, как меняется страте­гия испытуемого к концу теста. Причем, наблюдается следующая закономерность – если повышение баллов по шкале BF не сопровождается повышением по шка­лам FI и FP, то это интерпретируется или как стратегия случайного заполнения, или как симуляция, проявившаяся во вто­рой половине теста, или как грубая пато­логия, выявившаяся на фоне истощения. Таким образом, шкала FP более чувствительна, чем FI к редким ответам о пси­хопатологии и представляет собой «чи­стую» аггравацию.

Шкала S (superlative self-presentation – приукрашающей самопрезентации) оце­нивает выраженность попыток испытуе­мых создать лучшее впечатления о себе и их тенденцию давать социально жела­тельные (приемлемые) ответы. Повышен­ные показатели по шкале S положительно коррелируют с теми признаками, кото­рые в обществе принято расценивать как позитивные (социально желательные): положительная самооценка, общитель­ность, активность, здоровье (физическое и психическое), оптимизм, доброта и т.д. (Butcher, Graham, Ben-Porath, Tellegen, Dahlstrom, Kaemmer, 2001).

Выборка и методы исследования

В исследовании конструктной валид­ности методики MMPI-2 приняли участие 205 человек. Возраст участников иссле­дования от 18 до 66 лет (средний возраст 28,3 года). Группа участников в возрасте до 25 лет – 112 человек (54,3%), группа в возрасте 25-39 лет – 60 человек (29,3%), группа в возрасте 40 лет и старше – 30 че­ловек (14,6%), не указали свой возраст – 3 человека (1,5%). В выборке 78 предста­вителей мужского пола и 127 –женского пола (38% и 62%, соответственно). Пере­вес женщин в выборке обусловлен тем, что мужчины значительно чаще, чем женщи­ны отказывались от тестирования либо на предварительном этапе, либо по ходу те­стирования Средний возраст мужчин со­ставил 29,0±11,2 года, женщин – 27,9±10,0 лет. Среднее образование имели 18 человек (8,8%), среднее специальное – 47 человек (18,8%), неоконченное высшее – 84 чело­века (50,0%), высшее – 43 человека (21,0%), не указали свое образование 13 человек (6,3%). Отбор респондентов для исследова­ния был осуществлен с учетом результатов предварительного анкетирования, которое позволило отобрать группу испытуемых по заданным критериям (отсутствие психиче­ских и соматических заболеваний). Все ис­пытуемые являются жителями Сибирского федерального округа.

Процедура проведения исследования. Тестирование в бланковом режиме про­водилось в групповой и индивидуаль­ной форме авторами статьи и специаль­но подготовленными тестостировщиками (магистранты, обучающиеся по направле­нию «Психология»). У респондентов пред­варительно устно спрашивали о согласии участвовать в тестировании, информиро­вали участников о том, что они могут за­вершить тестирование в любой момент, и просили сообщать о любом дискомфор­те во время тестирования. Участникам исследования объяснялась процедура те­стирования, кратко освещалась цель ис­следования и выдавался пакет психодиаг­ностических методик. Время выполнения тестовых методик не ограничивалось.

Выбор психодиагностических мето­дик осуществлялся в соответствии с за­дачами исследования, теоретически­ми конструктами проверяемых шкал и современной тенденцией психологии к ориентации на позитивные феномены. Наибольший интерес в рамках наше­го исследования представляет изучение позитивных черт в качестве психологи­ческой структуры, обеспечивающей че­ловеку профилактическую, «буферную» функцию при воздействии на него не­благоприятных факторов, снижающей риск возникновения у него заболеваний, препятствующей развитию психической патологии и отклоняющегося поведения и повышающей его адаптивный потен­циал (Ryff, Singer, 1998; Keyes, Schmotkin, Ryff, 2002; Seligman, Csikszentmihalyi, 2000; Seligman, 2002; Peterson, Seligman, 2004; Леонтьев, 2011).

Таким образом, отбор методик для проведения первого этапа провер­ки конструктной валидности методи­ки MMPI-2 базировался, во-первых, на одной из новейших тенденций психо­логии к смещению акцентов с клинических на позитивные, «проблемораз­решающие» феномены, во-вторых, на потребности расширения диагностиче­ского поля методики MMPI-2 в направ­лении раскрытия ее потенциала диаг­ностики субъектности, способности к самодетерминируемому, самооргани­зуемому, саморегулируемому и самокон­тролируемому поведению. Возможность измерения личностного профиля испытуемого с помощью методики MMPI уже давно используется Л.Н. Собчик для психодиагно­стики нормы. Был осуществлен перевод названия шкал на язык нормы (напри­мер, «паранояльность» – «ригидность»). Поэтому вполне допустимо осуществ­лять валидизацию с использованием ме­тодик, направленных на диагностику тех нормативных показателей личности, ко­торые находятся в современном пси­хологическом тезаурусе. В связи с этим предполагаем, что методики, отобранные в нашем исследовании для проверки ва­лидности MMPI-2, определяют взаимос­вязи, большинство из которых должны иметь обратный характер.

Приводим краткое описание психо­диагностических методик для определе­ния конструктной валидности MMPI-2.

Опросник качества жизни и удовлет­воренности (КЖУ) – краткий вариант М. Рицнера и др. (Ritsner, Kurs, Gibel, Ratner, Endicott, 2005) в адаптации Е.И. Рассказовой (Рассказова, 2012). Методика позволяет диагностировать и сопоставлять удовлетворенность и качество жизни в четырех сферах: физическое здоровье, эмоциональная сфера, социальная сфера и активность в свободное время. На основе вычи­сляемого суммарного индекса КЖУ, как среднеарифметического всех по­казателей методики, можно судить об итоговой субъективной оценке испы­туемым качества своей жизни и удов­летворенности ею. Методика широко используется психологами во многих социальных и клинических практиках, поскольку позволяет оценивать различные аспекты жизни, как на нормативном, так и на психопатологиче­ском уровне.

Шкала базисных убеждений лично­сти, разработанная американским психологом Р. Янофф-Бульман (пе­ревод и адаптация О. Кравцовой), направлена на оценку психической стабильности и успешности в повсед­невной жизни, личностной безопа­сности человека. Методика позволяет оценить восемь базисных убеждений: благосклонность мира, доброта лю­дей, справедливость мира, контроли­руемость мира, случайность как прин­цип распределения происходящих событий, ценность собственного Я, степень самоконтроля происходя­щих событий, степень удачи или ве­зения. На их основе вычисляются три категории базисных убеждений (Сол­датова, Шайгерова, 2003). С.А. Бого­маз и А. Гладких, исследовав различия в степени выраженности базисных убеждений жителей Сибири (выбор­ка 1445 человек), предложили вычи­слять дополнительные индексы «Мир и Я» (позитивное убеждение относительно природы мира и себя в нем) и «Индекс психологической безопа­сности» (Богомаз, Гладких, 2009). Выде­ляемые категории и индексы позволя­ют соотнести убеждения испытуемого относительно окружающего мира, убеждения о себе самом и о том, в ка­кой степени можно контролировать и влиять на какие-либо процессы и события в этом мире.

«Анкета 24 добродетели», разработан­ная Е.Н. Осиным (Буровихина, 2007; Кошелева, 2012) на основе опросни­ка Values-In-Action К. Петерсона и М. Селигмана (Peterson, Seligman, 2004). Методика позволяет определить иде­альные представления испытуемого о значимости для него 24-х достоинств и степень их выраженности у каждого (идеальное и реальное Я), а также са­мооценку испытуемого, которая про­является в степени «разрыва» Я реаль­ного и Я идеального.

С целью установления конверген­тной и дискриминантной валидности с использованием программы STATISTICA 6.0. был проведен корреляционный ана­лиз между шкалами FI, BF, FP, S, К, D, Pd, Pa, Pt, Sc, Si методики MMPI-2 со шкала­ми «Опросника качества жизни и удов­летворенности», субшкалами и кате­гориями Шкалы базисных убеждений личности, переменными «Анкета 24 до­бродетели». Результаты корреляционного анализа предъявлены в таблице 1.

В таблице 1 представлены корреляци­онные связи, отражающие как конвер­гентную валидность (значимые корре­ляции) так и дивергентную (отсутствие корреляционных связей). Для оценки конвергентной валидности в процессе интерпретации учитывались наиболее значимые корреляционные связи (0,4 и выше) при уровне значимости р Показатели

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *