опросник индекс стиля жизни
Индекс жизненного стиля, LSI
Результат теста
Расчеты ▾
Шкала | Сырой балл | Т-Балл |
---|---|---|
Отрицание | 6 | 79 |
Подавление | 6 | 87 |
Регрессия | 5 | 70 |
Компенсация | 5 | 88 |
Проекция | 8 | 46 |
Замещение | 9 | 98 |
Интеллектуализация | 6 | 59 |
Реактивные образования | 8 | 99 |
Содержательная интерпретация
Интерпретация полученных данных производится в соответствии с описанными ниже определениями исследуемых видов механизмов психологической защиты. По утверждению некоторых ученых, наиболее конструктивными психологическими защитами являются компенсация и рационализация, а наиболее деструктивными – проекция и вытеснение. Использование конструктивных защит снижает риск возникновения конфликта или его обострения.
Механизм психологической защиты, посредством которого личность либо отрицает некоторые фрустрирующие, вызывающие тревогу обстоятельства, либо какой-либо внутренний импульс или сторона отрицает самое себя. Как правило, действие этого механизма проявляется в отрицании тех аспектов внешней реальности, которые, будучи очевидными для окружающих, тем не менее не принимаются, не признаются самой личностью. Иными словами, информация, которая тревожит и может привести к конфликту, не воспринимается. Имеется в виду конфликт, возникающий при проявлении мотивов, противоречащих основным установкам личности, или информация, которая угрожает ее самосохранению, самоуважению или социальному престижу. Как процесс, направленный вовне, отрицание часто противопоставляется вытеснению как психологической защите против внутренних, инстинктивных требований и побуждений.
При высоких оценках по шкале: Внимание окружающих привлекается любыми средствами, воспринимается как только позитивное. Критика и неприятие игнорируются. Вы самолюбивы и априорно уверены в своих достоинствах. Вы невосприимчивы к отрицательным, темным сторонам жизни. Рассматриваете новых людей как потенциальных поклонников своей персоны, а себя считаете безусловно достойным объектом их внимания. Не допускаете и мысли о наличии у себя врагов, а на самом деле кого-то опасаетесь. Видите в людях только хорошее до тех пор, пока они обращают на вас внимание. В противном случае этих людей для вас не существует. Уверены, что в глазах людей выглядите интересным и загадочным человеком. Не замечаете вокруг себя то, что вам не нравится. Отрицаете наличие трудностей, сложностей в своей жизни. Всегда оптимистичны. Вы сознательно не желаете видеть проблемы, которыми озабочено большинство людей. Имеете завышенную самооценку. Невосприимчивы к негативному мнению о себе со стороны окружающих. Считаете себя человеком без проблем.
Вытеснение – механизм защиты, посредством которого неприемлемые для личности импульсы: желания, мысли, чувства, вызывающие тревогу, становятся бессознательными. По мнению большинства исследователей, этот механизм лежит в основе действия и других защитных механизмов личности. Вытесненные (подавленные) импульсы, не находя разрешения в поведении, тем не менее сохраняют свои эмоциональные и психо-вегетативные компоненты. Например, типична ситуация, когда содержательная сторона психотравмирующей ситуации не осознается, и человек вытесняет сам факт какого-либо неблаговидного поступка, но интрапсихический конфликт сохраняется, а вызванное им эмоциональное напряжение субъективно воспринимается как внешне немотивированная тревога. Именно поэтому вытесненные влечения могут проявляться в невротических и психофизиологических симптомах.
При высоких оценках по шкале. Защитное подавление сдерживает чувство страха путем забывания обстоятельств, в которых пришлось его испытать. Избегание сходных ситуации и мыслей о них. Вы стараетесь бесследно забыть психотравмируюшие события недавнего прошлого. Лица многих людей внушают нам беспокойство, смутное опасение. Не сосредоточиваете внимание на них. Предпочитаете не смотреть людям в глаза. Предательство, непорядочность близких людей предпочитаете прочно забыть. Вы избегаете новых знакомств как источника потенциального беспокойства. В детстве возможна психотравма, которую вы стараетесь забыть. Отстраненное восприятие происшедшего помогает вам дистанцироваться от события. Сознательно разделяете все события на происходящие «со мной» и «не со мной». Забываете обстоятельства и сам факт собственного негативного опыта. Не слышите раздражающих звуков. В детстве или подростковом возрасте вы были панически испуганы, что впоследствии постарались забыть. Возможно наличие психотравмы в первые школьные годы, которую вы активно стараетесь забыть. Облегченно воспринимаете чужую боль как абстрактную для себя.
Регрессия рассматривается как механизм психологической защиты, посредством которого личность в своих поведенческих реакциях стремится избежать тревоги путем перехода на более ранние стадии развития либидо. При этой форме защитной реакции личность, подвергающаяся действию фрустрирующих факторов, заменяет решение субъективно более сложных задач на относительно более простые и доступные в сложившихся ситуациях. Использование более простых и привычных поведенческих стереотипов существенно обедняет общий (потенциально возможный) арсенал преобладания конфликтных ситуаций. Импульсивность и слабость эмоционально-волевого контроля, свойственная психопатическим личностям, определяются актуализацией именно этого механизма защиты на общем фоне изменения мотивационно-потребностной сферы в сторону их большей упрощенности и доступности.
При высоких оценках по шкале. В стрессовой ситуации для вас характерен возврат к детским стереотипам поведения, что сдерживает чувство неуверенности в себе и страх неудачи. Не терпите ожидания желаемого, бываете в этом случае раздражены, капризны, беспокойны. Злитесь по пустякам, но быстро отходите, чувствуя неадекватность объекта агрессии или своих к нему притязаний. Получаете удовлетворение от беспричинного упрямства, регрессируя до уровня ребенка трех-семилетнего возраста. Испытываете удовлетворение от реакции людей на свои перепады настроения. Склонны к регрессии на оральную фазу психосексуального развития, т. е. на получение успокоения от еды, питья, курения, сосания чего-либо и т. д. Культивируете в себе реакции наподобие детских обид, если реальность не удовлетворяет вашим сиюминутным желаниям. Стремитесь вовлечь близких, окружающих людей в решение своих проблем, хотите переложить ответственность за это на них как на более старших. Характерна истерическая слезливость в случае неудачи. В отсутствие внимания к своей особе чувствуете себя покинутым ребенком. Падаете духом в случае любого несоответствия реальности вашим требованиям. В условиях психотравмирующей ситуации характерно отключение самоконтроля и проявление «детского поведения». Склонны к ностальгии, желаете приобрести посредством этого понимание, сочувствие и чувство покоя. Стремитесь вызвать у окружающих активное к себе сочувствие. Неприятности стремитесь «заспать».
Этот механизм психологической защиты проявляется в попытках найти подходящую замену реального или воображаемого недостатка, дефекта нестерпимого чувства другим качеством, чаще всего с помощью фантазирования или присвоения себе свойств, достоинств, ценностей, поведенческих характеристик другой личности. Часто это происходит при необходимости избежать конфликта с этой личностью и повышения чувства самодостаточности. При этом заимствованные ценности, установки или мысли принимаются без анализа и переструктурирования и поэтому не становятся частью самой личности. Люди, для которых компенсация является наиболее характерным типом психологической защиты, часто оказываются мечтателями, ищущими идеалы в различных сферах жизнедеятельности.
При высоких оценках по шкале. Сдерживаете чувство неполноценности от реальных или мнимых утрат, недостатков (в том числе физических), организуете их замену. Вы склонны к идентификации себя с конкретными или абстрактным идеалом, получая от этого удовлетворение. Реализуете комплекс несостоятельности в мечтах о славе, силе, богатстве, значительности. Испытываете сверхкомпенсаторное желание доказать всем свою значительность в определенном виде деятельности. Локальный комплекс неполноценности. Чувствуете беспокойство по поводу отражения своей внешности или поведения в глазах окружающих. Характерна латентная (скрытая) мания величия. Нуждаетесь в подтверждении со стороны окружающих своих реальных или мнимых достоинств, сами в них априорно убеждены. Имеете реальные или мнимые недостатки фигуры, телесные особенности. Скрываете их с помощью одежды. Стремитесь обрести устойчивость в настоящем за счет прошлого. В настоящем чувствуете себя не в своей тарелке. Очень любите любыми способами обращать на себя внимание.
В основе проекции лежит процесс, посредством которого неосознаваемые и неприемлемые для личности чувства и мысли локализуются вовне, приписывается другим людям и таким образом становятся как бы вторичными. Негативный, социально не одобряемый оттенок испытываемых чувств и свойств, например, агрессивность нередко приписывается окружающим, чтобы оправдать свою собственную агрессивность или недоброжелательность, которая проявляется как бы в защитных целях. Реже встречается другой вид проекции, при котором значимым лицам (чаще из микросоциального окружения) приписываются позитивные, социально одобряемые чувства, мысли или действия, которые способны возвысить.
При высоких оценках по шкале. Защитная проекция – приписывание окружающим негативных качеств, в том числе собственных, для самопринятия на этом фоне. Нетерпимы к реальной или мнимой демонстрации чужого превосходства, поскольку сами не чужды этому. Не любите самоуверенных, самовлюбленных, рисующихся людей – как конкурентов. Сами по контрасту скромны и строги. Приписываете неприятным вам людям враждебность и намерения строить тайные козни. Нетерпимы к эксплуатации человеческого сочувствия. Считаете себя гораздо более его достойным, но слишком гордым, чтобы о нем просить. Характерна бессознательная враждебность к проявлениям чужой эгоистичности как маскировка собственного скрываемого эгоизма и эгоцентризма. Убеждены в чужой непорядочности, сами тайно склонны к этому. Склонны к супружеским изменам. Нетерпимы к людям, находящимся в центре внимания, поскольку сами стремитесь к тому же. Чувством ревности маскируете скрываемую, иногда от самого себя, готовность к измене. Жалеете, что не обманывали людей, когда была такая возможность. Характерно скрытое желание иметь противников для самоутверждения. Имеете желание противостоять реальным или мнимым врагам. Склонны к зависти, к поиску негативных причин успеха окружающих.
Действие этого защитного механизма проявляется в разрядке подавленных эмоций (как правило, враждебности, гнева), которые направляются на объекты, представляющие меньшую опасность или более доступные, чем те, что вызвали отрицательные эмоции и чувства. Например, открытое проявление ненависти к человеку, которое может вызвать нежелательный конфликт с ним, переносится на другого, более доступного и неопасного. В большинстве случаев замещение разрешает эмоциональное напряжение, возникшее под влиянием фрустрирующей ситуации, но не приводит к облегчению или достижению поставленной цели. В этой ситуации субъект может совершать неожиданные, подчас бессмысленные действия, которые разрешают внутреннее напряжение.
Этот защитный механизм часто обозначают понятием «рационализация». Авторы методики объединили эти два понятия, хотя их сущностное значение несколько отличается. Так, действие интеллектуализации проявляется в основанном на фактах чрезмерно «умственном» способе преодоления конфликтной или фрустрирующей ситуации без переживаний. Иными словами, личность пресекает переживания, вызванные неприятной или субъективно неприемлемой ситуацией при помощи логических установок и манипуляций даже при наличии убедительных доказательств в пользу противоположного. При рационализации личность создает логические (псевдоразумные), но благовидные обоснования своего или чужого поведения, действий или переживаний, вызванных причинами, которые она (личность) не может признать из-за угрозы потери самоуважения.
При высоких оценках по шкале. Произвольная схематизация и рациональное истолкование событий для ощущения спокойствия и контроля над ситуацией. Вы пытаетесь избежать беспокойства путем рационального рассуждения. Убеждаете в существовании такой возможности себя и окружающих. Стараетесь на основании различных точек зрения построить свою концепцию как панацею от беспокойства. Беспокойство и тревожность контролируются педантичностью, стремлением все предусмотреть. Во избежание негативной оценки себя, людей или событий используете их псевдологичное объяснение или оправдание. Уходите от субъективных переживаний путем обращения ко всеобщему. Предпочитаете рациональное осмысление конфликта для поддержания чувства собственного спокойствия. Культивируете отстраненный взгляд на вещи как способ избежать беспокойства. Стремитесь к эмоциональной устойчивости путем нахождения положительных сторон в любой неудаче. С интересом наблюдаете чужие страсти и радуетесь, что это не ваша жизнь. Стремитесь сохранить душевное равновесие при любых обстоятельствах. Заранее продумываете все варианты своего поведения и их последствия. Эмоциональные переживания маскируются усиленными попытками рационального истолкования событий.
Личность предотвращает выражение неприятных или неприемлемых для нее мыслей, чувств или поступков путем преувеличенного развития противоположных стремлений. Иными словами, происходит как бы трансформация внутренних импульсов в субъективно понимаемую их противоположность. Например, жалость или заботливость могут рассматриваться как реактивные образования по отношению к бессознательной черствости, жестокости или эмоционального безразличия.
SOWY.RU
Для кадровиков, психологов…
Опросник Плутчика-Келлермана-Конте «Индекс жизненного стиля» (Life Style Index, LSI)
Инструкция: Внимательно прочитайте приведенные ниже утверждения, описывающие чувства, поведение и реакции людей в определенных жизненных ситуациях, и если они имеют к Вам отношение, то отметьте соответствующие номера знаком «+».
C помощью опросника Плутчика–Келлермана–Конте можно исследовать уровень напряженности 8 основных психологичеcких защит, изучить иерархию системы психологической защиты и оценить общую напряженность всех измеряемых защит (ОНЗ), т.е. среднего арифметического из всех измерений 8 защитных механизмов. С помощью ключа определяется напряженность защиты, которая равна n/N х 100%, где n – число положительных ответов по шкале данной защиты, N – число всех утверждений, относящихся к шкале. Тогда ОНЗ в целом равна Sn/92 х 100 %, где Sn – сумма всех положительных ответов по опроснику. С помощью данной методики можно подсчитать наиболее высокий индекс напряженности каждой из защит у респондентов однородной группы, определить наличие или отсутствие корреляции между напряженностью отдельных защит и ОНЗ, а также сравнить данные показатели с показателями другой независимой группы.
По утверждению некоторых ученых (В.Г. Каменская, Р.М. Грановская и др.), наиболее конструктивными психологическими защитами являются компенсация и рационализация, а наиболее деструктивными – проекция и вытеснение. Использование конструктивных защит снижает риск возникновения конфликта или его обострения.
№ | Название шкал | Номера утверждений | n |
1 | Вытеснение | 6, 11, 31, 34, 36, 41, 55, 73, 77, 92 | 10 |
2 | Регрессия | 2, 5, 9, 13, 27, 32, 35, 40, 50, 54, 62, 64, 68, 70, 72, 75, 84 | 17 |
3 | Замещение | 8, 10, 19, 21, 25, 37, 49, 58, 76, 89 | 10 |
4 | Отрицание | 1, 20, 23, 26, 39, 42, 44, 46, 47, 63, 90 | 11 |
5 | Проекция | 12, 22, 28, 29, 45, 59, 67, 71, 78, 79, 82, 88 | 12 |
6 | Компенсация | 3, 15, 16, 18, 24, 33, 52, 57, 83, 85 | 10 |
7 | Гиперкомпенсация | 17, 53, 61, 65, 66, 69, 74, 80, 81, 86 | 10 |
8 | Рационализация | 4, 7, 14, 30, 38, 43, 48, 51, 56, 60, 87, 91 | 12 |
Методику Life Style Index (LSI), описанную в 1979 г. на основе психоэволюционной теории R. Plutchik и структурной теории личности H. Kellerman, следует признать наиболее удачным диагностическим средством, позволяющим диагностировать всю систему МПЗ (механизмы психологической защиты), выявить как ведущие, основные механизмы, так и оценить степень напряженности каждого.
При составлении опросника авторами использовались несколько источников, включая психоаналитические труды и работы по общей психопатологии и психологии. Из этих источников выделили предполагаемые характеристики 16 механизмов защиты, которые и составили основу защиты «Я». Затем был предложен ряд утверждений с целью конструирования шкал. Предполагалось, что испытуемый, выбирая для себя приемлемые утверждения опросника, описывающие привычное для него поведение, отразит определенную модель защиты. Например, заявление: «Если я сержусь на своего товарища, я, вероятно, сорву злобу на ком-нибудь другом» отражает МПЗ «замещение». Пункты опросника были сгруппированы таким образом, чтобы выявить каждый из 16 перечисленных механизмов защиты, и в сумме составили 224 утверждения. После первого обследования и статистической обработки результатов основной текст был сокращен до 184 наиболее репрезентативных пунктов. В результате факторного анализа оказалось возможным сократить число МПЗ до 8. Некоторые из них теперь представляли совокупность нескольких МПЗ (так, например, компенсация включала утверждения, представляющие идентификацию и фантазирование). Окончательный вариант опросника включил в себя 92 пункта, измеряющих 8 видов МПЗ: отрицание, вытеснение, замещающие, компенсацию, реактивное образование («гиперкомпенсация»), проекцию, рационализацию и регрессию. После завершения работы по психометрическим данным теста были проведены исследования по получению нормативных данных и различий на разных клинических группах испытуемых, подтвердившие диагностические возможности методики.
Данные были подвергнуты статистической обработке с использованием метода корреляционного анализа и t-теста Стьюдента для выявления достоверности различий.
Методика «Индекс жизненного стиля»
Содержание
Назначение методики
Опросник предназначен для диагностики механизмов психологической защиты «Я» и включает 97 утверждения, требующих ответа по типу «верно – неверно». Измеряются восемь видов защитных механизмов: вытеснение, отрицание, замещение, компенсация, реактивное образование, проекция, интеллектуализация (рационализация) и регрессия. Каждому из этих защитных механизмов соответствуют от 10 до 14 утверждений, описывающих личностные реакции человека, возникающие в различных ситуациях. На основе ответов строится профиль защитной структуры обследуемого.
Теоретические основы
Методику Life Style Index (LSI), описанную в 1979 г. на основе психоэволюционной теории Р.Плутчик и структурной теории личности Х.Келлермана, следует признать наиболее удачным диагностическим средством, позволяющим диагностировать всю систему МПЗ (механизмы психологической защиты), выявить как ведущие, основные механизмы, так и оценить степень напряженности каждого.
Теория эмоций, на которой построена данная методика, разрабатывалась в виде монографического исследования в 1962 году. Она получила международное признание и использовалась в раскрытии инфраструктуры групповых процессов, позволяла сформировать представление о внутриличностных процессах личности и механизмах психологических защит. В настоящее время основные постулаты теории включены в известные психотерапевтические направления и психодиагностические системы. Основы теории эмоции изложены шестью постулатами:
Нежелательная для психики информация на пути к сознанию искажается. Искажение реальности по средствам защит может происходить следующим образом:
Первыми возникают механизмы, в основе которых перцептивные процессы (ощущения, восприятия и внимания). Именно перцепция несет ответственность за защиты, связанные с неведением, непониманием информации. К ним относят отрицание и регрессию, являются наиболее примитивными и характеризуют «злоупотребляющую» ими личность как эмоционально незрелую.
Далее возникают защиты, связанные с памятью, а именно с забыванием информации, это вытеснение и подавление. По мере развития процессов мышления и воображения, формируются наиболее сложные и зрелые виды защит, связанные с переработкой и переоценкой информации, это рационализация.
Механизм психологической защиты, играет роль регулятора внутриличностного баланса, за счет гашения доминирующей эмоции.
При составлении опросника авторами использовались несколько источников, включая психоаналитические труды и работы по общей психопатологии и психологии. Из этих источников выделили предполагаемые характеристики 16 механизмов защиты, которые и составили основу защиты «Я». Затем был предложен ряд утверждений с целью конструирования шкал. Предполагалось, что испытуемый, выбирая для себя приемлемые утверждения опросника, описывающие привычное для него поведение, отразит определенную модель защиты. Например, заявление: «Если я сержусь на своего товарища, я, вероятно, сорву злобу на ком-нибудь другом» отражает МПЗ «замещение». Пункты опросника были сгруппированы таким образом, чтобы выявить каждый из 16 перечисленных механизмов защиты, и в сумме составили 224 утверждения. После первого обследования и статистической обработки результатов основной текст был сокращен до 184 наиболее репрезентативных пунктов. В результате факторного анализа оказалось возможным сократить число МПЗ до 8.
Некоторые из них теперь представляли совокупность нескольких МПЗ (так, например, компенсация включала утверждения, представляющие идентификацию и фантазирование). Окончательный вариант опросника включил в себя 92 пункта, измеряющих 8 видов МПЗ: отрицание, вытеснение, замещающие, компенсацию, реактивное образование («гиперкомпенсация»), проекцию, рационализацию и регрессию. После завершения работы по психометрическим данным теста были проведены исследования по получению нормативных данных и различий на разных клинических группах испытуемых, подтвердившие диагностические возможности методики.
Данные были подвергнуты статистической обработке с использованием метода корреляционного анализа и t-критерия Стьюдента для выявления достоверности различий.
Валидизация
На первом этапе работы был изучен ряд публикаций авторов теста, касающихся исходных теоретических положений и эмпирических процедур, на базе которых была разработана данная методика. Структурная теория защит, включающая круговую модель взаимоотношений между ними, представлена в этих работах как раздел общей психоэволюционной теории эмоций. Обосновывается и эмпирически подтверждается положение о том, что основные принципы измерения и оценивания могут быть приложены к эмоциям и их производным, таким как черты характера, диагнозы и механизмы защиты. Детально описана разработка новых тестов-опросников для измерения этих индивидуальных особенностей личности.
Второй этап работы заключался в переводе теста и инструкций к нему на русский язык. Для проверки и уточнения перевода были приглашены 6 экспертов специалистов по грамматике и стилистике русского и английского языков, а также психологи, все кандидаты наук или аспиранты МПГУ. Перед экспертами ставилась задача оценить перевод с позиций соответствия оригиналу, общей и стилистической грамотности, адекватности лексики в новых условиях применения (наличие нежелательных коннотативных значений, лингвистические проявления социокультурных различий и т.п.). Примером может служить утверждение из шкалы «замещение», которое, единственное из всех заданий теста, было на этом этапе полностью заменено: «Когда я веду машину, у меня иногда возникает желание задеть другую машину». Новый вариант: «Когда я иду в толпе, у меня иногда возникает желание задеть кого-нибудь плечом». В окончательном варианте перевода теста все замечания экспертов были учтены.
Первая версия теста была предложена 108 испытуемым, студентам МПГУ, из которых 30 были мужчины (ср.возраст 21,9; ст. откл. = 2,47) и 78 женщины (ср. возраст 20,13; ст. откл. = 1,81). Помимо ответов «да» и «нет» испытуемые в данном исследовании могли давать ответ «не знаю». Это предпринималось для установления тех стимульных утверждений, понимание которых затруднено по причине их неясности, неопределенности, двусмысленности, а также бессознательного нежелания отвечать. В результате от 1 до 15 ответов «не знаю» было дано на каждое из утверждений теста, т.е. максимально непонятные задания были оценены как таковые не более чем 13,8% испытуемых. Несмотря на то, что результат отражает удовлетворительное понимание испытуемыми заданий теста, некоторые из них, набравшие наибольшее количество отказов, были переформулированы, конкретизированы или сокращены.
Данные обследования 108 студентов университета были затем введены в компьютер, их дальнейшая обработка осуществлялась по программе My Test В.Скрнпкнна (ИПАН), предназначенной для разработки и адаптации тестов-опросников. Для определения дискриминативности заданий теста были вычислены процентные доли индивидов, ответивших «да» и «нет» на каждое из стимульных утверждений, и уровень значимости, отражающий степень вероятности случайного смещения относительно идеально дискриминативного задания на данной выборке.
В результате из 97 стимульных утверждений теста 29 были признаны недискриминативными (более 70% одинаковых ответов; ур. знач. Процедура проведения
Инструкция
Обработка результатов
Подсчитывается количество положительных ответов по каждой из 8 шкал, в соответствии с ключом. Затем сырые баллы переводятся в проценты. На основе процентных показателей составляется профиль эго-защит.
Существует и другой вариант обработки результатов:
Восемь эгозащитных механизмов формируют восемь отдельных шкал, численные значения которых выводятся из числа положительных ответов на определенные, указанные ниже утверждения, разделенные на число утверждений в каждой шкале. Напряженность каждой психологической защиты подсчитывается по формуле
где n – число положительных ответов по шкале этой защиты, N – число всех утверждений, относящихся к этой шкале.
Тогда общая напряженность всех защит (ОНЗ) подсчитывается по формуле
где n – сумма всех положительных ответов по опроснику.
По данным В.Г. Каменской (1999), нормативные значения этой величины для городского населения России равны 40 – 50 %. ОНЗ, превышающий 50-процентный рубеж, отражает реально существующие, но неразрешенные внешние и внутренние конфликты.
№ > | Название шкал | Номера утверждений | n |
---|---|---|---|
А | Отрицание | 1, 16, 22, 28, 34, 42, 51, 61, 68, 77, 82, 90, 94 | 12 |
B | Подавление | 6, 11, 19, 25, 35, 43, 49, 59, 66, 75, 85, 89 | 12 |
C | Регрессия | 2, 14, 18, 26, 33, 48, 50, 58, 69, 78, 86, 88, 93, 95 | 14 |
D | Компенсация | 3, 10, 24, 29, 37, 45, 52, 64, 65, 74 | 10 |
E | Проекция | 7, 9, 23, 27, 38, 41, 55, 63, 71, 73, 84, 92, 96 | 13 |
F | Замещение | 8, 15, 20, 31, 40, 47, 54, 60, 67, 76, 83, 91, 97 | 13 |
G | Интеллектуализация | 4, 13, 17, 30, 36, 44, 56, 62, 70, 80, 81, 87 | 12 |
H | Реактивное образование | 5, 12, 21, 32, 39, 46, 53, 57, 72, 79, | 10 |
Средние величины нормативных данных
Средние величины нормативных данных по 8 вариантам (Вассерман Л. И с соавт., 1999).
Механизмы защиты | Данные авторов при | Данные авторов методики | ||||
---|---|---|---|---|---|---|
M | S | +- m | M | S | +- m | |
Отрицание | 4, 5 | 2, 96 | 0, 25 | 3, 81 | 2, 07 | 0, 20 |
Вытеснение | 4, 0 | 2, 97 | 0, 20 | 2, 59 | 1, 77 | 0, 17 |
Регрессия | 4, 7 | 2, 96 | 0, 25 | 5, 12 | 3, 09 | 0, 30 |
Компенсация | 3, 1 | 2, 13 | 0, 18 | 4, 38 | 1, 86 | 0, 18 |
Проекция | 8, 2 | 3, 55 | 0, 30 | 5, 51 | 3, 01 | 0, 30 |
Замещение | 3, 8 | 2, 96 | 0, 25 | 3, 12 | 2, 01 | 0, 20 |
Интеллектуализация | 5, 9 | 2, 60 | 0, 22 | 6, 32 | 1, 95 | 0, 19 |
Реактивное образование | 3, 1 | 2, 13 | 0, 18 | 2, 80 | 2, 35 | 0, 23 |
Шкалы перевода сырых балов в процентили
Шкала перевода сырых балов в процентили (при апробации)
Сырые очки | отрицание | вытеснение | регрессия | компенсация | проекция | замещение | >интеллектуализация | Реактивное образование |
---|---|---|---|---|---|---|---|---|
A | B | C | D | E | F | G | H | |
0 | 0 | 2 | 1 | 2 | 2 | 4 | 13 | |
1 | 2 | 15 | 6 | 5 | 2 | 15 | 0 | 38 |
2 | 8 | 34 | 15 | 16 | 4 | 27 | 3 | 56 |
3 | 19 | 54 | 30 | 29 | 9 | 40 | 16 | 71 |
4 | 33 | 71 | 47 | 45 | 16 | 53 | 32 | 81 |
5 | 52 | 83 | 61 | 62 | 26 | 69 | 51 | 88 |
6 | 70 | 91 | 73 | 79 | 39 | 83 | 74 | 93 |
7 | 83 | 96 | 82 | 90 | 53 | 90 | 87 | 95 |
8 | 91 | 99 | 89 | 97 | 68 | 94 | 95 | 98 |
9 | 97 | 93 | 99 | 70 | 96 | 99 | 99 | |
10 | 99 | 97 | 88 | 99 | ||||
11 | 99 | 94 | ||||||
12 | 98 |
Шкала перевода сырых баллов в процентили (авторы)
Сырые очки | отрицание | вытеснение | регрессия | компенсация | проекция | замещение | интеллектуализация | Реактивное образование |
---|---|---|---|---|---|---|---|---|
A | B | C | D | E | F | G | H | |
0 | 3 | 2 | 2 | 5 | 1 | 6 | 0 | 7 |
1 | 13 | 8 | 6 | 20 | 5 | 23 | 3 | 19 |
2 | 27 | 25 | 19 | 37 | 6 | 37 | 6 | 39 |
3 | 39 | 42 | 35 | 63 | 7 | 48 | 17 | 61 |
4 | 50 | 63 | 53 | 78 | 12 | 65 | 28 | 76 |
5 | 61 | 76 | 70 | 88 | 20 | 77 | 42 | 91 |
6 | 79 | 87 | 80 | 95 | 27 | 86 | 59 | 97 |
7 | 84 | 92 | 85 | 97 | 36 | 93 | 76 | 98 |
8 | 90 | 97 | 88 | 99 | 46 | 97 | 87 | 99 |
9 | 97 | 98 | 95 | 64 | 98 | 92 | ||
10 | 98 | 99 | 97 | 72 | 99 | 97 | ||
11 | 99 | 99 | 90 | 99 | ||||
12 | 96 | |||||||
13 | 99 |
Интерпретация результатов
С помощью опросника Плутчика–Келлермана–Конте можно исследовать уровень напряженности 8 основных психологических защит, изучить иерархию системы психологической защиты и оценить общую напряженность всех измеряемых защит (ОНЗ), т.е. среднего арифметического из всех измерений 8 защитных механизмов. С помощью данной методики можно подсчитать наиболее высокий индекс напряженности каждой из защит у респондентов однородной группы, определить наличие или отсутствие корреляции между напряженностью отдельных защит и ОНЗ, а также сравнить данные показатели с показателями другой независимой группы.
По утверждению некоторых ученых, наиболее конструктивными психологическими защитами являются компенсация и рационализация, а наиболее деструктивными – проекция и вытеснение. Использование конструктивных защит снижает риск возникновения конфликта или его обострения.
Содержательные характеристики типологий психологической защиты
Отрицание
Механизм психологической защиты, посредством которого личность либо отрицает некоторые фрустрирующие, вызывающие тревогу обстоятельства, либо какой-либо внутренний импульс или сторона отрицает самое себя. Как правило, действие этого механизма проявляется в отрицании тех аспектов внешней реальности, которые, будучи очевидными для окружающих, тем не менее не принимаются, не признаются самой личностью. Иными словами, информация, которая тревожит и может привести к конфликту, не воспринимается. Имеется в виду конфликт, возникающий при проявлении мотивов, противоречащих основным установкам личности, или информация, которая угрожает ее самосохранению, самоуважению или социальному престижу.
Как процесс, направленный вовне, отрицание часто противопоставляется вытеснению как психологической защите против внутренних, инстинктивных требований и побуждений. Примечательно, что авторы методики ИЖС объясняют наличие повышенной внушаемости и доверчивости у истероидных личностей действием именно механизма отрицания, с помощью которого у социального окружения отрицаются нежелательные, внутренне неприемлемые черты, свойства или негативные чувства к субъекту переживания. Как показывает опыт, отрицание как механизм психологической защиты реализуется при конфликтах любого рода и характеризуется внешне отчетливым искажением восприятия действительности.
Вытеснение
Регрессия
В классических представлениях регрессия рассматривается как механизм психологической защиты, посредством которого личность в своих поведенческих реакциях стремится избежать тревоги путем перехода на более ранние стадии развития либидо. При этой форме защитной реакции личность, подвергающаяся действию фрустрирующих факторов, заменяет решение субъективно более сложных задач на относительно более простые и доступные в сложившихся ситуациях. Использование более простых и привычных поведенческих стереотипов существенно обедняет общий (потенциально возможный) арсенал преобладания конфликтных ситуаций. К этому механизму относится и упоминаемая в литературе защита по типу «реализация в действии», при которой неосознаваемые желания или конфликты прямо выражаются в действиях, препятствующих их осознаванию. Импульсивность и слабость эмоционально-волевого контроля, свойственная психопатическим личностям, определяются актуализацией именно этого механизма защиты на общем фоне изменения мотивационно-потребно-стной сферы в сторону их большей упрощенности и доступности.
Компенсация
Этот механизм психологической защиты нередко объединяют с идентификацией. Он проявляется в попытках найти подходящую замену реального или воображаемого недостатка, дефекта нестерпимого чувства другим качеством, чаще всего с помощью фантазирования или присвоения себе свойств, достоинств, ценностей, поведенческих характеристик другой личности. Часто это происходит при необходимости избежать конфликта с этой личностью и повышения чувства самодостаточности. При этом заимствованные ценности, установки или мысли принимаются без анализа и переструктурирования и поэтому не становятся частью самой личности.
Ряд авторов обоснованно считают, что компенсацию можно рассматривать как одну из форм защиты от комплекса неполноценности, например, у подростков с асоциальным поведением, с агрессивными и преступными действиями, направленными против личности. Вероятно, здесь речь идет о гиперкомпенсации или близкой по содержанию регрессии с общей незрелостью МПЗ.
Другим проявлением компенсаторных защитных механизмов может быть ситуация преодоления фрустрирующих обстоятельств или сверхудовлетворения в других сферах. Например, физически слабый или робкий человек, неспособный ответить на угрозу расправы, находит удовлетворение в унижении обидчика с помощью изощренного ума или хитрости. Люди, для которых компенсация является наиболее характерным типом психологической защиты, часто оказываются мечтателями, ищущими идеалы в различных сферах жизнедеятельности.
Проекция
В основе проекции лежит процесс, посредством которого неосознаваемые и неприемлемые для личности чувства и мысли локализуются вовне, приписывается другим людям и таким образом становятся как бы вторичными. Негативный, социально малоодобряемый оттенок испытываемых чувств и свойств, например, агрессивность нередко приписывается окружающим, чтобы оправдать свою собственную агрессивность или недоброжелательность, которая проявляется как бы в защитных целях. Хорошо известны примеры ханжества, когда человек постоянно приписывает другим собственные аморальные стремления,
Реже встречается другой вид проекции, при котором значимым лицам (чаще из микросоциального окружения) приписываются позитивные, социально одобряемые чувства, мысли или действия, которые способны возвысить. Например, учитель, не проявивший особых способностей в профессиональной деятельности, склонен наделять любимого ученика талантом именно в этой области, неосознанно возвышая тем самым и себя («победителю ученику от побежденного учителя»).
Замещение
Распространенная форма психологической защиты, которая в литературе нередко обозначается понятием «смещение». Действие этого защитного механизма проявляется в разрядке подавленных эмоций (как правило, враждебности, гнева), которые направляются на объекты, представляющие меньшую опасность или более доступные, чем те, что вызвали отрицательные эмоции и чувства. Например, открытое проявление ненависти к человеку, которое может вызвать нежелательный конфликт с ним, переносится на другого, более доступного и неопасного. В большинстве случаев замещение разрешает эмоциональное напряжение, возникшее под влиянием фрустрирующей ситуации, но не приводит к облегчению или достижению поставленной цели, В этой ситуации субъект может совершать неожиданные, подчас бессмысленные действия, которые разрешают внутреннее напряжение.
Интеллектуализация
Реактивные образования
Этот вид психологической защиты нередко отождествляют с гиперкомпенсацией. Личность предотвращает выражение неприятных или неприемлемых для нее мыслей, чувств или поступков путем преувеличенного развития противоположных стремлений. Иными словами, происходит как бы трансформация внутренних импульсов в субъективно понимаемую их противоположность. Например, жалость или заботливость могут рассматриваться как реактивные образования по отношению к бессознательной черствости, жестокости или эмоционального безразличия.
Результаты клинических исследований
Методика показала свою эффективность как составляюшая комплексной психодиагностики в клинике. Так, в НИПНИ им. Бехтерева была предложена комплексная психодиагностическая методика для больных эндогенными психозами, включая в себя обследование по опросникам копинг-тест Лазаруса, ТОБОЛ и ИЖС. Результаты, полученные в ходе этого исследования, представлены ниже и на страницах соответствующих методик.
Обследование проводилось на выборке из 410 больных: шизотипическим расстройством (82 человека), параноидной шизофренией (93 человека), шизоаффективным расстройством (26 человек) и биполярным расстройством (73 человека), проходивших лечение в отделении внебольничной психиатрии клиники НИПНИ им. Бехтерева.
Тип совладающего поведения | Диагноз | |||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Шизопическое расстройство | Параноидная шизофрения | Шизоаффективное расстройство | Биполярное аффективное расстройство | |||||
χ ср | σ | χ ср | σ | χ ср | σ | χ ср | σ | |
Отрицание | 52.40 | 22.56 | 55.64 | 21.17 | 54.76 | 27.24 | 49.17 | 19.43 |
Вытеснение | 64.14 | 25.31. | 62.75 | 20.03 | 54.23 | 19.24 | 56.16 | 23.08 |
Регрессия | 73.92 | 20.54 | 72.05 | 20.25 | 73.15 | 24.64 | 68.32 | 19.52 |
Компенсация | 62.06 | 25.81 | 66.38 | 24.11 | 73.53 | 23.14 | 62.00 | 19.16 |
Проекция | 44.36 | 15.90 | 54.42 | 23.58 | 38.76 | 14.08 | 52.83 | 23.81 |
Замещение | 55.98 | 23.20 | 57.24 | 21.20 | 60.23 | 18.25 | 54.77 | 20.40 |
Рационализация | 55.58 | 23.78 | 56.35 | 20.01 | 49.38 | 18.09 | 69.08 | 18.87 |
Реактивное образование | 55.07 | 26.07 | 62.07 | 25.60 | 56.53 | 26.52 | 67.88 | 21.36 |
Индекс напряженности защит | 57.13 | 4.00 | 52.76 | 8.63 | 63.52 | 7.12 | 55.13 | 5.22 |
Жирным выделены значения, по которым были получены достоверные различия.