опишите начало жизни алеши в нижнем новгороде

Первый вопрос опишите начало жизни Алёши в нижнем Новгороде

опишите начало жизни алеши в нижнем новгороде. Смотреть фото опишите начало жизни алеши в нижнем новгороде. Смотреть картинку опишите начало жизни алеши в нижнем новгороде. Картинка про опишите начало жизни алеши в нижнем новгороде. Фото опишите начало жизни алеши в нижнем новгороде

Для Алёши это был очень сложный период. Он переехал в Нижний Новгород с мамой к бабушке и дедушке, потому что у него погиб отец и мама была так подавлена горем, что просто не могла оставаться одна с Алёшей. Бабушка с дедушкой приняли его хорошо, однако остальные отнеслись к нему настороженно, Циганок по началу не обращал на него внимания, а дети пытались всячески подставить. У его бабушки была своя красильня с бочками красивых ярких красок, Алексею захотелось узнать как это работает и он решил макнуть кусок простыни в один из бочков, один из детей увидел это и нажаловался его деду. Алёшу выпороли за это до крови, он несколько недель пролежал в кровати, так как спина у него очень болела и была вся в шрамах, но после этого всё наладилось и ему понравилось жить в новом и ещё в не изведанном для него городе.

опишите начало жизни алеши в нижнем новгороде. Смотреть фото опишите начало жизни алеши в нижнем новгороде. Смотреть картинку опишите начало жизни алеши в нижнем новгороде. Картинка про опишите начало жизни алеши в нижнем новгороде. Фото опишите начало жизни алеши в нижнем новгороде

Объяснение:

опишите начало жизни алеши в нижнем новгороде. Смотреть фото опишите начало жизни алеши в нижнем новгороде. Смотреть картинку опишите начало жизни алеши в нижнем новгороде. Картинка про опишите начало жизни алеши в нижнем новгороде. Фото опишите начало жизни алеши в нижнем новгороде

опишите начало жизни алеши в нижнем новгороде. Смотреть фото опишите начало жизни алеши в нижнем новгороде. Смотреть картинку опишите начало жизни алеши в нижнем новгороде. Картинка про опишите начало жизни алеши в нижнем новгороде. Фото опишите начало жизни алеши в нижнем новгороде

4)Первый диалог раскрыл характер и взаимопонимание между рассказчиком и Асей. Помог лучше узнать друг друга.
5)Н. Н. метался по городу в поисках Аси. Его грызла досада на себя. Подумав, он направился к дому Гагиных. Навстречу ему вышел Гагин, обеспокоенный тем, что Аси все нет. Н. Н. искал Асю по всему городу, он сто раз повторял, что любит её, но нигде не мог её найти. Однако, подойдя к дому Гагиных, он увидел свет в Асиной комнате и успокоился. Он принял твердое решение — завтра идти и просить Асиной руки. Н. Н. был снова счастлив.

На другой день Н. Н. увидел у дома служанку, которая сказала, что хозяева уехали, и передала ему записку Гагина, где тот писал, что убежден в необходимости разлуки. Когда Н. Н. шел мимо дома фрау Луизе, она передала ему записку от Аси, где та писала, что если бы Н. Н. сказал одно слово — она бы осталась. Но, видно, так лучше…

Н. Н. всюду искал Гагиных, но не нашел. Он знал многих женщин, но чувство, разбуженное в нем Асей, не повторилось больше никогда. Тоска по ней осталась у Н. Н. на всю жизнь.
6)Размышление мировозрение героя.

Источник

М. М. Горький «Детство»: анализ произведения

опишите начало жизни алеши в нижнем новгороде. Смотреть фото опишите начало жизни алеши в нижнем новгороде. Смотреть картинку опишите начало жизни алеши в нижнем новгороде. Картинка про опишите начало жизни алеши в нижнем новгороде. Фото опишите начало жизни алеши в нижнем новгороде

История создания

Писатель Максим Горький являлся представителем обычного народа, из низов, без чужой помощи смог выучиться и развить свой талант писателя и стать знаменитым на весь мир. В повести «Детство» он повествовал о своей детской поре жизни, с той поры, как помнил себя. Это произведение стало знаменитым образцом среди всех автобиографий русских писателей.

Максим Горький принял решение о написании повести, которая бы открыла миру историю его жизни и его чувства, и при этом обнажала бы истинный образ жизни простого народа, в конце 19 века, когда он еще только начинал свою карьеру писателя. Но работать конкретно над ней он начал уже в новом столетии, за 5 лет до революции 1917 года.

опишите начало жизни алеши в нижнем новгороде. Смотреть фото опишите начало жизни алеши в нижнем новгороде. Смотреть картинку опишите начало жизни алеши в нижнем новгороде. Картинка про опишите начало жизни алеши в нижнем новгороде. Фото опишите начало жизни алеши в нижнем новгороде

Так, это произведение являлось началом целой трилогии, которая состояла еще из двух повестей: «Мои университеты» и «В людях». Работал над ними автор до 1913 года. Сюжеты всех трех повестей основаны на реальных событиях и представляют собой историю его жизни, начинающуюся с событий, происходящих после смерти его отца.

Также весьма примечательно то, что Горький словно подражал Толстому – тоже назвал свою повесть «Детство», однако, в отличие от Толстого, описал в ней жизнь представителя нищего сословия, а не дворянского. Таким образом, мы видим резкий контраст между двумя сторонами одной жизни, точнее, одной эпохи.

Повесть «Детство» является произведением реалистического направления – автор максимально правдиво описывает царившую тогда атмосферу, а прообразами персонажей были реальные люди.

Помимо этого, указаны реальные места, где происходили те события, что позволяет нам предполагать, что все обстояло именно так, как написано в книге.

Жанрово эта повесть является автобиографическим произведением. Рассказывается о весьма продолжительных жизненных эпизодах, причем, не радикально меняющих саму жизнь, а об обычных, что случались каждый день. И все это очень детально описано, он в точности пересказал историю своей жизни.

опишите начало жизни алеши в нижнем новгороде. Смотреть фото опишите начало жизни алеши в нижнем новгороде. Смотреть картинку опишите начало жизни алеши в нижнем новгороде. Картинка про опишите начало жизни алеши в нижнем новгороде. Фото опишите начало жизни алеши в нижнем новгороде

Композиция

Композиция произведения типична для его жанра – она линейна и в ней нет ничего необычного. Сюжет образован ровно поставленными моментами из жизни главного героя в хронологической последовательности. Ведется рассказ от лица писателя, чтобы заострить внимание читателя на том, что все в произведении писатель пережил лично, а не выдумал.

Конфликт в повести образовался в противоборстве, которое возникло между мальчиком и жестоким, озлобленным миром. Горький показывает нам, как его сломала жизнь в детстве, лишив этого самого детства и заставив быстро повзрослеть не по годам.

Сюжет набирает обороты с эпизода, когда мать писателя, тогда еще маленького мальчика Алеши Пешкова, везла его в Нижний Новгород к своим родителям. Женщина овдовела и нуждалась в поддержке, поэтому поехала вместе с ребенком к своим родным.

Атмосфера враждебности и неприятия воцарилась сразу же по прибытию в дом ее отца, работавшего красильщиком и владевшего красильной мастерской. В доме также проживали его двое сыновей и паренек-подкидыш Цыганок.

Василий Каширин ясно выражает свое недовольство дочерью за то, что она вышла замуж вопреки его требованиям, но, тем не менее, позволяет ей вернуться домой.

опишите начало жизни алеши в нижнем новгороде. Смотреть фото опишите начало жизни алеши в нижнем новгороде. Смотреть картинку опишите начало жизни алеши в нижнем новгороде. Картинка про опишите начало жизни алеши в нижнем новгороде. Фото опишите начало жизни алеши в нижнем новгороде

После этого описывается тяжелая и жесткая жизнь Алеши в семье, где отношения между ее членами не обходились без ссор, скандалов и даже потасовок. Помимо этого его впервые побьют, он станет погорельцем, ему придется жить на улице и терпеть жестокость этого мира.

Но были в его жизни и светлые моменты. Так, для него самым добрым и положительным человеком являлась бабушка Акулина, ставшая отрадой и отдушиной. Да и деспотичный дед научил его читать, кроме того, поведал о своей жизни в пору, когда он был бурлаком.

Мать мальчика выходит замуж повторно и уезжает к новому мужу с сыном. Однако этому браку не суждено было стать счастливым – отчим начинает поднимать руку на мать Алеши, за что он однажды набросился на отчима с ножом и ранил его. После чего его отправляют к деду обратно, в это время Василий Каширин стал полностью одержим скупостью и жадностью настолько, что даже жене своей не хочет давать деньги.

В такой обстановке Алеша живет до окончания третьего класса, когда умирает его мать, брат и бабушка. И вскоре после похорон Василий Каширин прогоняет своего осиротевшего внука, говорит ему, чтоб он пошел в люди.

Главные герои

В повести имеется несколько центральных героев, это сам рассказчик, мальчик Алеша Пешков, его дед Каширин Василий Васильевич, бабушка Акулина Ивановна Каширина, мать рассказчика Варвара Васильевна Саватеева, дядья, сирота подмастерье Иван Цыганок Есть также интересные второстепенные персонажи.

опишите начало жизни алеши в нижнем новгороде. Смотреть фото опишите начало жизни алеши в нижнем новгороде. Смотреть картинку опишите начало жизни алеши в нижнем новгороде. Картинка про опишите начало жизни алеши в нижнем новгороде. Фото опишите начало жизни алеши в нижнем новгороде

Дед Алеши – скупой и жестокий старик, имеющий красильную мастерскую. Он является главой семейства Кашириных, занимается домашней тиранией, наказывает поркой детей, все финансы откладывает себе, не заботясь об остальных членах семьи, даже вещи жены распродает. Его жизнь была такой же тяжелой, как и других бедняков, в молодости он работал в артели бурлаков на Волге.

Акулина Ивановна, бабушка Алеши, была его отдушиной и почти единственным из немногих светлым человеком в семье деда. На ней все держалось, она была надеждой и опорой семьи, обладала бесстрашием, но даже она была вынуждена слушаться и выполнять причуды мужа.

Варвара, мать Алеши, молодая женщина, попавшая в трудную ситуацию, была вынуждена вернуться к родным, но от этого ей легче не стало. Она была волевой, решительной, но также боялась деда и не смогла защитить сына от порки.

Когда-то она вышла замуж, вопреки воле отца, за Максима Саватеева и до смерти мужа была любящей и любимой женой. У них была счастливая семья и Алешу они очень любили.

Варвара не может жить в такой семье и выходит замуж второй раз, но неудачно. Ее дети умирают в раннем детстве, остается только один Алеша. Да и сама она, надломленная тяжестью жизни, умирает рано.

Алеша Пешков, рассказчик, попадает в семью своего деда после смерти отца и в отличие от добрых и ласковых отношений в своей семье сталкивается здесь с мошенничеством, подлостью, жадностью, эгоизмом, циничностью.

Ему приходится выживать в семье деда в прямом смысле, это откладывает отпечаток на его психику, но Алеше удается устоять и после смерти матери и бабушки он «идет в люди». Дед выгоняет осиротевшего мальчика.

Иван Цыганок – это подкидыш, выросший в доме Кашириных, молодой подающий надежды талантливый подмастерье. Добрый, веселый, открытый молодой человек, цыганской наружности. Он хорошо относится к Алеше и помогает ему. Но Цыганок рано умирает, раздавленный крестом, в муках, истекая кровью. В его смерти виноваты сыны Каширина, дядья Алеши.

опишите начало жизни алеши в нижнем новгороде. Смотреть фото опишите начало жизни алеши в нижнем новгороде. Смотреть картинку опишите начало жизни алеши в нижнем новгороде. Картинка про опишите начало жизни алеши в нижнем новгороде. Фото опишите начало жизни алеши в нижнем новгороде

Дядья, такие же склочные и циничные, как и их отец. В своих семьях они также тиранят детей и жен, придумывают жестокие шутки, требуют у отца раздела имущества, также хотят получить имущество их сестры, устраивают ссоры. Потасовки. Писатель изображает их такими же эгоистичными и жадными людьми, как и их отец.

Эти перечисленные герои наиболее часто встречаются в книге М. Горького. Автор показывает читателям, как нельзя жить, что семья не должна быть стаей, что нужно заботиться о своих родных и о людях, оказавшихся в трудной житейской ситуации.

В произведении обнажено много тем жизни той эпохи, а некоторые подняты, например, воспитание – в повести оно граничит со средневековыми техниками обращения и детского воспитания. Но что еще более плохо в этом, так это то, что такая проблема устоялась в России и существовала даже в начале 20 века.

Тема детства в повести освещена подробно и детально – мальчик не живет, а выживает в жестокости и бедности, преодолевая тяжелые преграды на своем пути. Писатель таким образом дает нам понять, что не у его одного детства не было – его не было у миллионов детей, которые выживали так же.

Тема семьи. В повести семья мальчика показана как образец неблагополучия и порочности – в ней царит корысть и зависть, тирания и жесткость, строгость и враждебность. Члены семьи регулярно скандалят между собой и не понимают друг друга, не помогают остальным членам семьи, если не видят в этом выгоды. Все, чего они хотят – деньги.

Проблемы

Главной проблемой в произведении является нищета и бедность, в которой не одному ему довелось выживать. Все это порождение социального неравенства. Аналогичное неравенство царит в семье Василия Каширина, потому что он один имеет финансовые запасы, но, ни с кем не делится, а все остальные члены семьи должны сами себя снабжать.

опишите начало жизни алеши в нижнем новгороде. Смотреть фото опишите начало жизни алеши в нижнем новгороде. Смотреть картинку опишите начало жизни алеши в нижнем новгороде. Картинка про опишите начало жизни алеши в нижнем новгороде. Фото опишите начало жизни алеши в нижнем новгороде

Не менее важным периодом является детство в жизни людей, ведь писатель начал свою жизнь в нищей среде, которой было присуще пьянство и мошенничество, а в иных вопросах семья Кашириных была несведуща. Психика ребенка из-за этого сломалась, и он вбирает в себя часть этой среды – ворует и может даже зарезать.

Фоном ко всему выступает проблема простого народа, который угнетен и страдает от бедности, став озлобленным и жестоким. Но автор считает, что виной тому не сам народ, а порядок вещей, который сложился в обществе.

Впрочем, он нам показывает и хороших представителей этого народа – бабушку Акулину, сохранившую человечность.

Основная идея

Произведение является описанием быта простых людей в период смены столетия. Автор прямо и открыто обнажил всю дикость нравов народа и негативные стороны его жизни. Суть повести – показать, что у бедняков нет детства, и они страдают от жизни до тех пор, пока сами не становятся озлобленными.

Помимо того, писатель старается понять свою судьбу. Он переосмысливает, занося в черновик описание различных эпизодов из своей жизни, насколько они важны были для становления его личности и формирования характера, и думает о том, каким бы он стал, если бы жил по-другому.

Смысл произведения таков – народ будет жестоким и темным, нищим и жадным, пока его дети будут воспитываться в такой атмосфере.

Чему учит

Произведение учит читателей как нужно и как нельзя жить – писатель отрицательно относится к таким порокам, как скупость и воровство, и раскрывает нам, насколько низко способен пасть человек под влиянием этих пороков. Так, он показал, что под влиянием зацикленности на деньгах семья Кашириных являлась стаей.

Впрочем, эта повесть говорит о том, что в любом, самом беспросветном и темном мире есть лучи света – среди озлобленного и жестокого народа встречаются люди заботливые и добрые.

Источник

Дом Каширина в Нижнем Новгороде

опишите начало жизни алеши в нижнем новгороде. Смотреть фото опишите начало жизни алеши в нижнем новгороде. Смотреть картинку опишите начало жизни алеши в нижнем новгороде. Картинка про опишите начало жизни алеши в нижнем новгороде. Фото опишите начало жизни алеши в нижнем новгороде

Детство Алеши Пешкова в доме на Почтовом съезде

Алеша появился на свет в семье столяра М. С. Пешкова и дочери владельца красильни В. В. Кашириной. Когда мальчику было 3 года, он заболел холерой, но болезнь быстро отступила. Отец, Максим Савватьевич, заразившись от ребенка, выжить не смог. Овдовев, Варвара Каширина вместе с Алешей вернулась в Нижний Новгород к родителям. В это время дела у деда мальчика шли гораздо хуже, чем раньше. Пришлось поменять жилье на более дешевое, и вся семья переехала в дом на Почтовом съезде.

В скором времени Варвара Васильевна вышла замуж, и будущий писатель провел несколько лет с матерью и отчимом в Канавине. Но радости эта жизнь не приносила. Отчим был жесток и деспотичен. В результате Алеша переехал в дом деда и бабушки, где жизнь тоже была не особенно радостной.

Мальчику никто не уделял внимания, он рос на улице с такими же одинокими подростками, как и он. Единственным человеком, который старался окутать ребенка теплом и заботой, была бабушка — Акулина Ивановна. Она дала первые уроки доброты будущему писателю.

В 11-летнем возрасте Алеша потерял мать. Она умерла от чахотки. А дед, не раздумывая, отправил мальчика «в люди». Ребенку приходилось работать посудником, пекарем, учиться в чертежной мастерской, чтобы заработать на жизнь.

Упорство, работоспособность и талант позволили Алеше Пешкову стать знаменитым писателем — Максимом Горьким. Автор посвятил своему трудному детству и отрочеству несколько произведений. Повесть «Детство» как раз рассказывает о жизни мальчика в доме деда, где 1 января 1938 г. был открыт музей «Домик Каширина».

Обстановка «Домика Каширина»

Все убранство дома точно отображает жизнь небогатого мещанина XIX в. и переносит нас во времена дореволюционной России.

В здании насчитывается 5 комнат:

Кухня занимает большую часть дома. Здесь можно увидеть длинный стол, покрытый самоткаными скатертями, низкие деревянные скамейки, различную утварь того времени (деревянную посуду, ухват, кочергу и т. д.). Центральное место отведено русской печи.

По соседству с кухней находится комната деда. Горка посуды для праздников, сундук, в котором хранятся дорогие вещи, предметы одежды на вешалках и большая связка ключей на стене — все это указывает на жесткий характер бывшего владельца.

Иначе выглядит комната бабушки. Можно увидеть посуду, сундук, материалы для рукоделия. Высокая кровать с пуховой периной, на которой лежит множество подушек, покрыта стеганым одеялом. Стену украшают старинные часы.

В комнате Михаила находятся небольшой диван с резной спинкой, стол, на котором стоит самовар, и комод. На стене большое количество семейных фотографий. Как и в других экспозициях, здесь можно увидеть предметы одежды (рубаху-косоворотку, сюртук, тканый пояс).

Через сени можно попасть в подвальное помещение — подклеть. Здесь первоначально поселились Варвара Васильевна и маленький Алеша, о чем свидетельствует детский стульчик. Во дворе находятся хозяйственные постройки: сарай, красильня и пр.

На заднем дворе можно увидеть деревянный намогильный крест, напоминающий о трагической участи Вани Цыганка.

Большая часть представленных экспонатов принадлежала семье Кашириных.

Стоимость билетов

Для одиночных посетителей стоимость билета составляет:

Одиночные посетители также могут приобрести абонемент, стоимость которого равна:

Для групп от 15 человек стоимость билета составляет (для каждого):

В музее действует экскурсионное обслуживание (до 30 минут), стоимость которого равна:

Работники музея проводят тематические экскурсии стоимостью:

Дни бесплатного посещения «Домика Каширина» для всех категорий посетителей: 28 марта, 1, 9 и 18 мая, 1 и 12 июня, 1 сентября, 4 ноября.

Режим работы

В понедельник и с четверга по воскресенье музей работает с 09:00 до 17:00. Выходные дни — вторник, среда.

В праздники «Домик Каширина» принимает гостей с 09:00 до 19:00.

Более подробную информацию можно получить на официальном сайте музея.

Адрес и как добраться до музея

«Домик Каширина» находится по адресу: г. Нижний Новгород, Почтовый съезд, 21.

Доехать до музея можно на метро до станции «Горьковская». Недалеко остановка трамваев №1, 2, 21. Также можно доехать на автобусе или маршрутном такси до пл. Максима Горького или пл. Минина и Пожарского.

Источник

Урок по литературе «Нижний Новгород глазами Алёши Пешкова»

Технологическая карта урока

Учитель : Малинкина Е.В.

Учебник : Литература. 7 класс. Учебник-хрестоматия для общеобразовательных учреждений. В 2 ч./ Автор-составитель: В. Я. Коровина и др. – Москва: Просвещение, 2017 г

Тема урока: « Нижний Новгород глазами Алёши Пешкова». ( По повести М.Горького «Детство»).

Тип урока: урок «открытия» нового знания.

Регулятивные : уметь принимать учебную цель и задачи, планировать их реализацию, прогнозировать; критически мыслить, анализировать, оценивать прочитанное.

Познавательные : уметь искать и выделять необходимую информацию в предложенном тексте, анализировать литературное произведение.

Коммуникативные : уметь строить монологическое высказывание, формулировать свою точку зрения, адекватно использовать различные речевые средства для разрешения коммуникативных задач

Предметные: осознавать значимость чтения и изучения литературы для своего дальнейшего развития; формирование потребности в систематическом чтении как средстве познания мира и себя в этом мире, участвовать в обсуждении прочитанного, уметь воспринимать, интерпретировать прочитанное

Оборудование: повесть М.Горького «Детство», компьютер, проектор, презентация, видеоролик о Нижнем Новгороде.

1.Чтение повести М.Горького «Детство».

2. Задание группам: выписать из текста цитаты, которые могли бы помочь представить Нижний Новгород в детские годы М.Горького, подготовить презентацию (виртуальную экскурсию) : «Город храмов и церквей» (1 группа); «Город улиц и площадей» (2группа); «Домик Каширина» (3 группа).

3. Самостоятельная работа, консультации для учащихся.

4.Репетиция защиты мини-проектов каждой группы.

Мотивация к учебной деятельности

Приветствует детей, проверяет их готовность к уроку. Настраивает на активную работу. Создаёт позитивное настроение.

Снова прозвенел звонок

Не шумите, не кричите,

Лучше другу помогите.

И тогда у нас всё с вами

Организовывают рабочее место.

Здороваются с учителем.

Личностные: управление своим настроением, умение выражать эмоции.

Познавательные: осознают познавательную задачу

организовывать рабочее место, настраиваться на познавательную деятельность.

Демонстрирует видеоролик. Проводит беседу.

Контролирует правильность ответов учеников.

— О каком городе идёт речь в видеоролике?

_ Почему он нам особенно дорог?

А как он назывался совсем недавно? Почему?

-Как вы думаете, повлияла ли жизнь в городе на формирование характера писателя?

Смотрят видеоролик. Читают автобиографию. Дают ответы на вопросы.

Личностные: самооценивание, положительно относятся к учению, познавательной деятельности

Регулятивные : уметь критически мыслить, анализировать.

Познавательные: осознают познавательную задачу.

Формулирование темы и цели урока

Готовит детей к формулированию темы и цели урока.

Ребята, учитывая всё сказанное, как бы вы определили тему нашего урока? ( Нижний Новгород и М. Горький в детстве)

-Правильно. Тема нашего урока «Нижний Новгород глазами Алёши Пешкова

-Какова цель урока? (Посмотреть, как жизнь в Нижнем Новгороде повлияла на становление характера писателя).

— Правильно. Поможет нам в этом повесть «Детство», которая является одной из трёх частей автобиографической трилогии, ваши мини- исследования.

Автобиографическая повесть – это повесть, в основу которой положены достоверные события и факты, сохранившиеся в памяти автора.

-Запишите число, тему нашего урока и определение в тетрадь.

Отвечают на вопросы.

Формулируют тему и цель урока, записывают тему и определение в тетрадь

Личностные : положительно относятся к учению, познавательной деятельности, желают приобретать новые знания, умения.

Познавательные: осознают познавательную задачу.

Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу.

Первичное усвоение знаний

Работа с учебником.

Организует обсуждение, обмен мнениями, настраивает на самостоятельную работу с книгой, контролирует выполнение.

— С чем у вас ассоциируется слово «Детство»?

– Таким ли было детство у писателя. Об этом мы узнаем, почитав строчки из биографии М.Горького в учебнике на стр. 20-21. Прочитайте, составьте план.

-Посмотрите внимательно на портрет М.Горького и посчитайте, сколько лет бы исполнилось писателю в 2018 году?

— Как вы думаете, таким же как и сейчас был город, в котором он жил?

Отвечают на вопросы, читают текст, осмысливают, составляют план, зачитывают пункты плана.

Регулятивные : уметь критически мыслить, анализировать, оценивать прочитанное.

Познавательные: осознают познавательную задачу.

(защита мини- проектов)

-Согласны ли вы со словами Евгения Замятина?

-Таким ли вы увидели Нижний Новгород, прочитав повесть «Детство»?

— На эти вопросы мы попытаемся ответить, просмотрев ваши мини- проекты.

Слушают, делают выводы. Формулируют собственные мысли,

Личностные: проявляют умение слушать и слышать собеседника, умение правильно излагать свою точку зрения, свою оценку прочитанного произведения.

Познавательные : читают и слушают, извлекая нужную информацию, а также самостоятельно находят
ее.

Регулятивные : контролируют учебные действия.

Коммуникативные : развивавают умение работать с информацией на уроке, связно излагать мысли; сохранять и развивать умение сотрудничать в группе, слушать и слышать; формулировать, высказывать и обосновывать свою точку зрения

Учитель контролирует, слушает, оценивает, организует обсуждение.

— Вы просмотрели презентации, послушали экскурсии о городе детства М.Горького.

— Что нового вы узнали о городе и о жизни героя в нём?

-Согласны ли вы со словами Евгения Замятина?

Итоговое слово учителя

— Детство, изображенное Горьким, далеко не прекрасный период его жизни. Это не только история души ребенка, но и широкая картина русской жизни в определенную эпоху.

-Чем же был Нижний Новгород для М. Горького? Составьте с этим словом синквейн, отразив в нем тему и цель урока. (Нижний Новгород. Родной, одинокий. Любить, ненавидеть, изменить.. Нижний Новгород и писатель тесно связаны. Начало.)

Анализируют, делают выводы Формулируют собственные мысли,.

Личностные: проявляют умение слушать и слышать собеседника, умение правильно излагать свою точку зрения, свою оценку прочитанного произведения.

Познавательные : читают и слушают, извлекая нужную информацию, а также самостоятельно находят
ее..

Регулятивные : контролируют учебные действия.

Коммуникативные : развивавают умение работать с информацией на уроке, связно излагать мысли; сохранять и развивать умение сотрудничать в группе, слушать и слышать; формулировать, высказывать и обосновывать свою точку зрения

Разъясняет, предлагает задания на выбор

2. Рассказать о дедушке, используя цитаты из произведения.

3. Ответить на вопросы 1,3. стр.84.

Слушают учителя, выбирают домашнее задание в соответствии со своими предпочтениями и записывают.

Личностные : положительно относятся к учению, познавательной деятельности,.

Регулятивные : уметь критически мыслить, анализировать, оценивать.

Познавательные: осознают познавательную задачу.

Учитель контролирует, слушает, оценивает, организует обсуждение.

Наш урок подходит к концу. Мне с вами было интересно работать. Было ли интересно вам? Получили ли вы ответы на вопросы, поставленные вами в начале урока?

— Оцените сами свою работу и одноклассников на уроке.

Личностные : приобретают мотивацию к процессу образования.

Познавательные: устанавливают взаимосвязь между объемом приобретенных знаний, умений, навыков
и исследовательских, аналитических умений; приобретают умение мотивированно организовывать деятельность.

Регулятивные: оценивают свою работу и одноклассников.

Город храмов и церквей

Мы побываем с вами сейчас в Нижнем Новгороде, в котором 16 марта 1868 года в семье столяра-краснодеревщика родился А.М.Горький. Уже в те годы Нижний Новгород был одним из крупнейших промышленных центров России. Расположен он у слияния Волги и Оки. Сюда со всего Поволжья плыли баржи с зерном. Сотни пароходов, принадлежащих купцам-миллионерам, бороздили волжские просторы. Известна народная поговорка XIX века: Петербург – голова России, Москва – ее сердце, а Нижний Новгород – ее карман. В самом начале повести мы читаем: « Помню детскую радость бабушки при виде Нижнего. Дергая за руку, она толкала меня к борту и кричала:— Гляди, гляди, как хорошо! Вот он, батюшка, Нижний-то! Вот он какой, богов! Церкви-те, гляди-ка ты, летят будто!»

Православные храмы – особая ценность Нижнего Новгорода. Они являются мостом между прошлым и настоящим города. До революции в Нижнем насчитывалось 52 церкви и четыре собора, в настоящее время сохранилось около 30 православных храмов, из тридцати домовых церквей – около десяти.

В повести говорится о двух церквях: Успенской ( дважды) и Трёх святителей.

Храм Успения Божией Матери. Одно из преданий говорит, что на месте каменного Успенского храма был монастырь, неизвестно кем и когда основанный, но упоминаемый в грамоте царя Василия Ивановича Шуйского в 1606 году. В этом монастыре была и деревянная церковь в честь Успения Божией Матери. Но монастырь вскоре был упразднен и в сотной грамоте 1621 года церковь эта названа уже приходскою.

Каменный Успенский храм был построен купцом Афанасием Фирсовичем Олисовым. Он происходил из рода исконных нижегородцев, известия о котором восходят к XVI веку.

Церковь Успения на Ильинской горе по-своему уникальна. Как отмечает профессор Н. Ф. Филатов, Успенская церковь – «…единственный сохранившийся в нашей стране каменный храм с покрытием главного объема » крещатой бочкой в четыре лица «, широко распространенной в древнерусском деревянном зодчестве, но редкой для каменного.

Первоначально церковь представляла собой наиболее распространенный тогда в Нижнем Новгороде храмовый тип «корабль» со строго осевым расположением объемов: алтарь, молельный зал, трапезная и колокольня над главным входом с западной стороны. Вытянутый с севера на юг молельный зал (9,5х7,1 м) перекрыт сомкнутым сводом, снаружи скрытым килевидной формы фронтонами, создающими вверху крещатую бочку в четыре лица.

На коньках кровли поставлены на небольших постаментах, также оформленных в виде крещатых бочек, глухие барабаны с вытянутыми луковичными главками».

Особое внимание строитель обратил на декоративно-художественное убранство храма. Главы церкви в течение долгого времени были покрыты серебристым осиновым лемехом и увенчаны золочеными коваными крестами хорошей кузнечной работы.

Храм был отреставрирован в рамках проекта «Ильинская слобода» в 2004 году. К Успенской церкви была пристроена трапезная и колокольня. Торжественное освящение церкви Успение на Ильинской горе совершил епископ Нижегородский и Арзамасский Георгий 29 июля 2004 года.

В центре площади перед Успенской церковью установлен памятный знак изобретателю Ивану Кулибину, поскольку раньше около деревянной церкви Успения Божией Матери находилась усадьба родителей нижегородского самоучки.

Церковь Трех святителей на пересечении ул. Славянской и Короленко была построена в русско-византийском стиле в 1860 году и реконструирована в 2004 году.

Храм во имя святителей Московских находится на территории подворья Свято-Троицкого Серафимо-Дивеевского монастыря в Нижнем Новгороде, которое открылось в 1997 году. Район Крестовоздвиженской площади (современная площадь Лядова) и улицы Полевой (современная улица Горького) начал активно застраиваться с середины XIX столетия. Жители вновь застроенной части города стали настойчиво требовать от духовных властей возведения в этом районе храма, ибо ближайшей оставалась одна Покровская церковь, куда из-за глубоких оврагов и бурных проток в весенне-осеннее время добраться было непросто.

Желание прихожан поддержал епископ Иеремия (1851-1857), в свою очередь обратившийся к военному губернатору Ф.В. Анненкову с просьбой об определении места строительства для нового храма. Церковь решили строить на пересечении Канатной и Немецкой улиц. Епископ же Иеремия определил посвящение будущего храма с тем, «чтобы местность сия и храм на ней Господень были посвящены имени празднуемых здесь Первопрестольников Российских, хранителей апостольских преданий, православия наставников и заступников любезнейшаго Отечества нашего Петра, Алексия и Ионы».

Архитектором церкви стал Н.И. Ужумедский-Грицевич, в апреле 1859 года состоялась закладка фундаментов храма. На следующий год каменная церковь была полностью построена: внутри здания пол был выстлан белым камнем, поставлены три резных иконостаса, своды расписаны фресками, а стены затянуты холстами с написанными на них ликами святых. Семь колоколов на колокольне церкви Московских святителей радовали жителей Нижнего Новгорода своим звоном. К исходу 1860 года в Синод сообщалось, что каменная Трехсвятская церковь в Нижнем Новгороде возведена «во всех частях прочно, стройно и чисто».

В XX веке Трехсвятскую церковь постигла судьба большинства храмов России. После революции 1917 года храм был разорен, а в молельном зале устроено общежитие. В 1998 году на средства Свято-Троицкого Серафимо-Дивеевского монастыря началась реставрация храма.

11 июня 2004 года епископ Нижегородский и Арзамасский Георгий совершил чин освящения главного придела во имя святителей Петра, Алексия, Ионы, Филиппа и Ермогена, Московских и всея России чудотворцев, день памяти которых празднуется 18 октября.

Город улиц и площадей

Конец XVIII века. В Нижний Новгород был прислан столичный землемер, который уж очень хотел поправить свое материальное положение за счет горожан. Но нижегородцы держались стойко и взятки ему не дали. Разочарованный и раздосадованный землемер перепланировал город, как бог на душу положит. Улицы получились зигзагообразными, многие кончались тупиками или упирались в овраги. Тогда-то в конце Большой Покровки, главной улицы города, начала формироваться Новая площадь – будущая площадь Горького.

В то время это была самая граница Нижнего, местность вся изрезана оврагами, да к тому же большую ее часть занимали Покровские пруды. Здесь, на окраине города, стали строить ткацко-прядильные и канатные заводы предприимчивые купцы, не желавшие платить государственные подати и вынужденные перебраться на выгонные земли. Собственно, «заводами» их назвать было трудно. Они представляли собой рубленные сараи с примыкающими к ним «полями», на которых сушилась намотанная на козлы бельная бечева и смолились судовые канаты. Вид у них был крайне неприглядный. В 1839 по приказу Николая первого началась реконструкция города. году был утвержден план реконструкции Нижнего Новгорода. Но переустройство города заняло не одно десятилетие. Как обычно, очень быстро перестраивалась территория кремля, центральные улицы, а до окраин руки долго не доходили.

По плану 1839 года Большая Покровская была выпрямлена В 60-х годах XIX века для засыпки неровностей площади предписывалось застройщикам с окрестных улиц свозить мусор и землю. Из казны выделялось до 2 тыс. рублей серебром ежегодно. Постепенно овраги были засыпаны.Тогда же площадь замостили булыжником и сделали базарной. Правда, горожане долго противились нововведению: мощеные площади и улицы не нравились нижегородцам, стук колес проезжающих экипажей мешал спать. Особую роль в закреплении границ площади сыграло строительство на ней корпусов тюремного острога (ныне Высшая школа милиции) с арестантской ротой (поэтому площадь нередко называли Арестантской) и Кутайсовского детского приюта (в районе нынешней Новой улицы).

Описание площади той поры мы можем найти в повести «Детство»: «И вот я, гордый поручением, возложенным на меня, торчу в окне, осматривая улицу; широкая, она покрыта густым слоем пыли, сквозь пыль высовывается опухолями»

В повести «Детство» упоминается и Острожная площадь, и Сенная площадь, что вся «изрезана оврагами», и «тухлый Дюков пруд», и улицы перед ярмаркой, которые «были обильно засеяны упившимися мастеровыми, извозчиками и всяким рабочим людом», улица Полевая, Канатная, Новая, Суетинский съезд, Прядильный переулок, Кунавино, Песчаная улица, Покровка, Ямская.

Интересна история названия Сенной площади. Первоначально торговля сеном и зерном проходила вдоль кремлевских стен на Благовещенской площади. Здесь оставались горы мусора, поэтому в 1828 г. базар перенесли на городскую окраину (рядом с Казанской заставой). Новую площадь назвали Сенной (сейчас здесь корпуса НГЛУ им. Н. А. Добролюбова). Современная Сенная площадь находится еще дальше от центра. На ней уже не торговали сеном, но историческое название сохранилось. Базар здесь существовал до середины 1960-х Между Большой Покровской и улицей Горького скромно примостилась Звездинка. Глядя на заполненную транспортом улицу Звездинка, сегодня трудно представить, что когда-то на этом месте был глубокий овраг с двумя большими прудами. Из-за причудливо расходящихся в стороны глубоких «водомоин», похожих по форме на звезду, территория вокруг оврага именовалась Звездинкой. Овраг проходил по линии современной улицы Звездинки на всем ее протяжении. По оврагу струилась небольшая речка Ковалиха, сильные родники в ответвлениях оврага создали два больших пруда – Дюков и Звездин. Дюков пруд находился около пересечения улиц Студеной и Звездинки.

Он имел нехорошую славу в городе: «В окружавшем его густом лозняке и под дамбой, перекинутой здесь через овраг, находили постоянный приют городские воры и мошенники».
Суетинский съезд

Участок склона в районе ныне существующего Суетинского съезда с давних времен густо застраивался жилыми домами.

Однако до 1872 года здесь не было и признаков какого-либо благоустройства.

Пешеходы вынуждены были обходиться без дорожек и лестниц, жители носили воду из Оки ведрами.
В 1874 году на этом месте произошел крупный пожар. Сгорело много домов, так как не было ни воды, ни подъездов к домам. Пожар послужил поводом к строительству Суетинского съезда, предусмотренному планом реконструкции города еще в 1838 году. За время своего существования съезд неоднократно уполаживался. В 1963-1966 годах он был полностью реконструирован. Здесь проведены планировочные работы с одернованием откосов, созданы водосборные и отводящие системы, дорожки и сходы

Пригородное поселение Кунавино известно с XVII в. Нижегородские легенды толкуют по-разному происхождение этого названия, связывая его то с мордовской княжной Кунавой, то с веселой кумой, державшей у перевоза питейное заведение (ей кричали: «Кума, вина!», и постепенно эти два слова слились в одно), то со старинной денежной единицей «куна», которой расплачивались при переправе через Оку.

В 1940-х гг. принятое написание Кунавино окончательно сменилось на Канавино. Его объясняют наличием множества канав, служивших для осушения этой низменной части города, постоянно страдавшей от весенних паводков.

На улице Нижнего Новгорода герой взрослел, « хмелел от ее впечатлений и почти всегда становился виновником скандалов и буйств », учился различать добро и зло, становился защитником униженных и обиженных.

Когда дед Василий Каширин решил разделить наследство между сыновьями, в домике на Почтовом съезде в отдельной комнате жила семья Михаила.. Многие вещи в музей принесли потомки Михаила Каширина. Так сюда вернулась почти вся посуда, круглый стол и бархатная скатерть. Сохранились даже бабушкины перина и стёганое одеяло, ложки и вилки, которыми пользовались Каширины. Красивая сахарница-домик и маслёнка с цыплятами тоже были в доме, когда сюда приехал маленький Алёша Пешков.

Енотовая шуба деда, которой сейчас больше 200 лет, висит в музее в его комнате. Василий Каширин гордился этим нарядом. В те времена такие шубы в основном носили купцы. Дед Каширин был старшиной красильного цеха, выбирался в Думу, но купцом так и не стал.. Вот как об этой шубе писал Горький в повести «Детство»: «Вечером старики, празднично одевшись, пошли ко всенощной, бабушка весело подмигнула на деда, в мундире цехового старшины, в енотовой шубе и брюках навыпуск, подмигнула и сказала матери:

– Ты гляди, каков отец-то, – козленок чистенький!»

Спал Алёша в комнате бабушки на сундуке, а напротив его постели была печка с изразцами. Они прекрасно сохранились. Сюжеты картинок на каждом разные. Они, можно сказать, и были первыми иллюстрациями к сказкам для будущего писателя.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *