openaire specific metadata что это

Невидимая угроза: что нужно знать о метаданных

Мы регулярно делимся фотографиями в соцсетях, создаем плейлисты, оформляем покупки онлайн или отвечаем на email. Однако не все знают, что с каждым новым сообщением или постом, с каждым заказом в интернет-магазине мы оставляем всё больше цифровых следов. Этому способствуют метаданные.

Метаданные — это невидимая информация, или «данные о данных», важная составляющая любого документа, музыкального файла, видеозаписи или фотографии. Они присваиваются автоматически и включают в себя описание самого файла, заголовки и подзаголовки, автора и редактора, дату и время создания, версию и технические характеристики программы, в которой был создан файл, местоположение и т.п.

Метаданные помогают установить лицензионные ограничения на распространение информации, указывая на автора контента.

Провайдеры интернет-услуг и правительственные организации могут использовать метаданные с веб-страниц, электронных писем, телефонных звонков для мониторинга активности в интернете (вспоминаем закон Яровой).

Встроенные в веб-сайты метаданные включают описание ресурса, ключевые слова, метатеги и т.д. Они позволяют систематизировать информацию для поиска, а также идентифицировать контент.

Сайты интернет-магазинов активно используют метаданные для отслеживания привычек, потребностей, изменений вкусов пользователей. Сохраняя такую информацию, как тип устройства, геолокацию и т.д., маркетологи могут формировать актуальные для вас предложения (ну, или пугать излишней осведомлённостью, здесь как посмотреть).

Однако не всегда метаданные используются в благих целях. Эксперты Digital Security изучили вопрос и рассказали о потенциальной опасности от метаданных, попавших в руки к злоумышленникам.

Примечательно, что многие помнят о важности скрытия IP-адреса, знают способы его замены, но при этом даже не слышали о метаданных, которые могут предоставить больше личной информации, чем тот же IP-адрес.

Пользователи отправляют по Сети миллиарды файлов: документов, фото и видео. Только через один WhatsApp — около миллиарда фотографий ежедневно.

Специалисты Digital Security проанализировали популярные мессенджеры, почтовые сервисы, фотостоки и облачные хранилища, чтобы выяснить, как эти сервисы ведут себя с метаданными. Передают ли они файлы с существующими метаданными и личной информацией пользователей или изменяют и удаляют их?

Нам понадобились фотографии, видео и текстовые документы форматов DOCX, JPG, MP4, выборка из 16 популярных сервисов и ресурс Jeffrey’s Image Metadata Viewer. Вы можете ознакомиться с исследованием подробнее. Далее же приводим краткие выводы.

Вот что удалось выяснить:

При отправке любых файлов, будь то фото, видео или текстовый документ по Gmail, Mail или Яндекс.Почте метаданные остаются в целости и сохранности и содержат всю информацию о файле;

При загрузке файлов в облачные хранилища Яндекс.Диск, Google Drive и Mega.nz метаданные также остаются на месте;

В случае пересылки фото через функцию “Камера” (или из “Галереи”) данные убираются полностью, но при этом снижается качество отправляемого материала;

При передаче видеофайла таким же образом Viber оставляет данные нетронутыми; WhatsApp убирает геометку, а Telegram частично удаляет данные;

Метаданные обычно игнорируются как угроза цифровой безопасности, поскольку мы фокусируемся на содержании файла. Но иногда они могут оказаться полезнее, чем сам файл, и послужить источником информации о потенциальной жертве на первом этапе работы социального инженера. (Подробнее о социальной инженерии можете прочитать здесь).

По метаданным фотографий, опубликованных вами в соцсетях, можно вычислить основные маршруты передвижения по городу: место проживания и работы, любимые кафе и магазины. Если вы передаёте фотографии через мессенджеры вложенным файлом, то с ними передаётся и “дополнительная информация” — технические характеристики и модель устройства, на которое было сделано фото, дата съёмки и геолокация. Таким образом, имея ряд изображений одного и того же автора, можно судить о наличии определённых гаджетов, о распорядке дня, маршрутах передвижений и других деталях частной жизни.

Полученную информацию злоумышленник может использовать для подготовки сценария действий и необходимых средств атаки социальной инженерии (фишинговые ресурсы, вредоносные вложения и др.), а также для завоевания доверия пользователя.

Метаданные могут использоваться и при атаках на организации. Например, злоумышленник может подготовить эксплойт, узнав версию ПО. Более того, как мы уже выяснили (стр.8 исследования), в метаданных документов MS Office можно увидеть автора файла, обычно это ФИО или текущий логин операционной системы. Соответственно, неосторожно опубликованные документы компании могут послужить источником для словарей логинов. Мошенники охотно используют их в процессе перебора учетных данных на доступных ресурсах компании.

С точки зрения злоумышленника метаданные полезнее, чем сам файл. Особенно велика вероятность их использования при атаках социальной инженерии. Аналитики Digital Security советуют избавляться от метаданных, это можно сделать через раздел «Свойства». Для этого необходимо кликнуть на вкладку «Подробно» и отредактировать или удалить метаданные, нажав на ссылку «Удаление свойств и личной информации» и выбрав нужные пункты.

В мессенджерах и по почте пользователи отправляют несчетное количество документов и фотографий, и лишь немногие помнят о том, что отправляемые файлы содержат автоматически присвоенные данные о них: дату и время создания, имя автора, версию и технические характеристики программы или устройства и, конечно, отметку местоположения, которая заслуживает отдельного внимания.

Эти цифровые следы способны сыграть злую шутку. Поэтому если вы не хотите делиться личной информацией с третьими лицами — удаляйте метаданные. А чтобы скрыть свое местоположение, стоит отключить геолокацию в настройках камеры.

Наличие у каждого файла метаданных – это лишь еще одно напоминание о том, что сами пользователи могут становиться виновниками утечки своей же личной информации или чувствительной информации своей компании.

Следите за информацией, которой делитесь в Сети и сделайте свое цифровое пространство более безопасным!

Источник

Openaire specific metadata что это

It launched in 2013, allowing researchers in any subject area to upload files up to 50 GB.

OpenAIRE is a European project supporting Open Science. On the one hand OpenAIRE is an network of dedicated Open Science experts promoting and providing training on Open Science.

On the other hand OpenAIRE is a technical infrastructure harvesting research output from connected data providers. OpenAIRE aims to establish an open and sustainable scholarly communication infrastructure responsible for the overall management, analysis, manipulation, provision, monitoring and cross-linking of all research outcomes.

This combination of knowledge and a pan-European Research Information platform enables us to provide services to researchers, research support organisations, funders and content providers such as:

General

You can find an overview of trusted open access journals in the Directory of Open Access Journals.

A persistent identifier (PID) is a long-lasting reference to a resource. That resource might be a publication, dataset or person. Equally it could be a scientific sample, funding body, set of geographical coordinates, unpublished report or piece of software. Whatever it is, the primary purpose of the PID is to provide the information required to reliably identify, verify and locate it. A PID may be connected to a set of metadata describing an item rather than to the item itself.

There are different PID types for different kinds of resources. In the current research environment we most commonly see two varieties: those for objects (publications, data, software, such as URNs, DOIs, ARKs, Handle) and those for people (researchers, authors, contributors, such as ORCIDs, ISNIs). Many repositories will assign a PID of the former type when an object is deposited.

In FP7, the European Commission had two Open Access policies: the EC Open Access Pilot and the ERC Guidelines for Open Access. These initiatives required that researchers provide open access to publications resulting from EC-funded research within a specified time period. The Open Access Pilot for publications applied for approximately 20% of the budget and 7 dedicated research areas.

In Horizon 2020, open access to scientific peer-reviewed publications has been anchored as an ‘underlying principle’, making it obligatory for all projects. In addition, as of 2017 H2020 projects are by default part of the Open Research Data Pilot, although it remains possible to opt-out.

Open Access is not an infringement on copyright, in fact making your work open access is perfectly legal.

Authors (or their institutions) own the original copyright to their research, but when publishing the original rights holders are often asked to transfer these rights to the publisher, so that the publisher sets the terms for providing open access. OpenAIRE encourages researchers to choose publishers who let them retain their author rights, so that immediate access can be provided. Ideally, an open license is applied to the work, so that access and reuse rights are clearly defined for every end-user. Creative Commons (such as CC BY 4.0 for publications and CC0 for data) or GNU (for software and code) are very suitable for this purpose. If the publisher does not standardly allow you to retain your rights, please consider negotiating this using with an addendum to the publication agreement.

Some publishers of Open Access journals ask for a transfer of copyrights but still provide immediate open access via the journal home page. If you have transferred your rights to the publisher and the article is published in a closed access journal but you still want to provide open access, you can do this through self-archiving. Sherpa/RoMEO offers a journal-by-journal overview of publisher self-archiving policies.

Making your research open access does not have to cost anything. By depositing your articles in a repository or finding an open access journal that does not charge APCs, you can provide open access for free.

However, under H2020 APCs are eligible costs for reimbursement for the duration of the grant agreement. You should already include costs for open access publishing in the budget of your project proposal.

APCs for finalized FP7 projects might also be eligible for funding through the FP7 post-grant Open Access publishing funds pilot.

Predatory publishers exploit the Open Access publishing model for their own profit. In some cases, predatory journals offer little or no peer review.

Generally, the same factors apply for selecting an Open Access journal as when choosing a traditional journal to publish your article.

It is not enough to add the publications to Dropbox, project websites, or academic social networks such as ResearchGate. It is recommended to choose an institutional or subject repository, as these have dedicated infrastructure allowing for long-term archiving and interoperability (for example, with OpenAIRE services). If you have trouble locating a suitable repository, contact your institutional librarian or your National Open Access Desk. You can also use the Zenodo repository, hosted by CERN, to deposit your publications and datasets free of charge.

To comply with the H2020 OA requirements, it is mandatory to ensure Open Access to all peer-reviewed publications resulting from H2020 funding. There are two ways you can provide Open Access:

4 simple steps to Open Access

Step 1.

Submit a paper to a journal of your choice (you are not restricted to Open Access journals). Publishing costs (article processing charges) are eligible costs and can be reimbursed within the project period.

Step 2.

Deposit either the published manuscript or the final peer-reviewed version in an Open Access repository as soon as possible and at the latest upon publication. It is not enough to add the publications to Dropbox, project websites, or academic social networks such as ResearchGate. You could find a repository via registries: ROAR, OpenDOAR or via OpenAIRE. If you have trouble locating a suitable repository, contact your institutional librarian or your National Open Access Desk.

Step 3.

Acknowledge project funding in the metadata when uploading your article. This can be done by filling in the name of the action, project acronym, and/or grant number.

Step 4.

Ensure open access to the deposited publication — via the repository — at the latest: on publication if an electronic version is available for free via the publisher, or within six months of publication (twelve months for publications in the social sciences and humanities) in any other case. Check the publisher’s policy to determine which version you can upload and if an embargo period applies, see the Sherpa/Romeo database. An embargo period of 6 months (or 12 months for the social sciences and humanities) is acceptable. Ideally, as an author, you keep your author rights and apply a suitable open license. There are many options, such as Creative Commons. Please find more information about copyright and open access.

In a nutshell, Open Science describes an on-going movement in the way research is performed, researchers collaborate, knowledge is shared, and science is organised. It affects the whole research cycle and its stakeholders, enhances science by facilitating more transparency, openness, networking and collaboration.

Open Science opens up scientific processes and products from all levels to everyone. As such it includes Open Access, Open Research Data, Open Methodology, Open Evaluation, Citizen Science.

openaire specific metadata что это. Смотреть фото openaire specific metadata что это. Смотреть картинку openaire specific metadata что это. Картинка про openaire specific metadata что это. Фото openaire specific metadata что это

See also Foster OS Taxonomy Tree (latest version here)

openaire specific metadata что это. Смотреть фото openaire specific metadata что это. Смотреть картинку openaire specific metadata что это. Картинка про openaire specific metadata что это. Фото openaire specific metadata что это

Research Data Management

“How to License Research Data” guide from the DCC can helps you understand data licensing. This guide outlines the pros and cons of each approach e.g. the limitations of some Creative Commons licenses options.

«The Guidelines to the Rules on Open Access to Scientific Publications and Open Access to Research Data in Horizon 2020» point to CC-0 or CC-BY as a straightforward and effective way to make it possible for others to mine, exploit and reproduce the data (see p. 10).

You could also use the EUDAT licensing tool, more information on how to use it is here.

Under Horizon 2020, research data management costs are eligible for reimbursement for the duration of the grant agreement. To estimate RDM costs the University of Utrecht compiled a Data Management Cost Guide.

Making data FAIR ensures it can be found, understood and reused – by the creator as well as others.

Metadata is data providing information about data that makes findable, trackable and (re)usable.

Metadata formats and standards

Metadata can take many different forms, from free text to standardized, structured, machine-readable, extensible content. It is recommended to use a standard metadata format used in your field.

The concept of the free use of research data within the Pilot may conflict with data protection rules if such data contain personal data. Data protection rules are always applicable when personal data is processed. The term ‘processed’ is all-encompassing and any operation with personal data not qualifying as processing is almost unthinkable. Anonymisation of personal research data is the only effective solution to comply with both the data protection legislation and the requirements of the Open Research Data Pilot.

Οbtaining the consent of the data subject to use and exchange their data may seem an alternative. However, the Pilot demands that data be made openly available to the broad public and for all forms of reuse, whereas Directive 95/46/EC demands that the purpose for processing must be defined as precise as possible.

Remember that opting out of the Pilot is possible, provided that you justify in the Data Management Plan why the data or part of the data can’t be shared openly.

To make your research data open, you can deposit it in dedicated data repositories. Some repositories, such as Zenodo, accept both publications and datasets.

Data repositories allow you to provide persistent links to your datasets, so that they can be cited, linked and tracked. Just like other publications, you can license your data to define what level of reuse you allow.

OpenAIRE recommends to use the Creative Commons CC0 Waiver or CC BY licence for open access to data, as they allow maximum reusability and interoperability.

The first version of the DMP has to be delivered within the first 6 months of the project.

The DMP should be updated whenever significant changes occur, but as a minimum in time with the periodic evaluation/assessment and at the final review of the project. The project consortium can define a timetable for review in the DMP itself.

A Data Management Plan (DMP) is a formal document that specifies how research data will be handled both during and after a research project. It identifies key actions and strategies to ensure that research data are of a high quality, safe, sustainable and – where possible – accessible and reusable. More and more research funders require a DMP as part of the grant proposal process, or after funding has been approved. Creating a Data Management Plan for your project is always a good idea, even if it is not mandatory or if you will not be able to provide access to your data!

DMP Templates

The DMP template for H2020 projects provided by the EC includes:

DMPonline is an online tool that provides a number of templates representing the requirements of different funders and institutions, such as Horizon 2020. It also provides further guidance to understand and answer template-specific questions. Plans created with DMPonline can be easily shared with collaborators and exported in various formats.

Check out other DMPonline installations in Australia, Belgium, Canada, Denmark, Finland, France, Germany, South Africa and Spain here.

If you have trouble getting started with a DMP, ask your NOAD or your librarian.

There are three steps to comply with the Open Research Data Pilot:

Step 1:
Write a DMP

The first version of your DMP has to be submitted within six months. You should update your DMP whenever significant changes occur, but at a minimum for periodic evaluation and at the final review. See our faq on creating a DMP for more tips.Step 2:
Find a research data repository
Find a data repository that matches your data needs and discipline. An overview of repositories can be found at Re3data. If there is no subject-specific data repository available, catch-all repositories such as Zenodo, provide a good alternative. If you have trouble locating a suitable data repository, contact your local NOAD.Step 3:
Deposit your data
Deposit the data and the information necessary to access and use it, i.e. metadata and tools/instruments, in the data repository. Attach an open licence, such as a creative commons license, to the datasets that can be made openly available.

(Partially) Opting-out

Each project proposal will need to consider taking part in the Pilot, but it remains possible to opt-out of at any stage: during the application phase or the grant agreement preparation (GAP) phase or after signing the grant agreement.

Moreover, projects individually define which data the Pilot covers for their specific context. A project can choose to only make a subset of the data available, or they can initially plan to make certain data available but then change their decision mid-project, for example if they discover there’s a commercial application and plan to file for a patent.
The key principle to bear in mind is to be «as open as possible, as closed as necessary.» If you plan to keep some datasets closed, you need to justify these decisions in your Data Management Plan.

As of 2017, participating in the pilot is the default option for all Horizon 2020 projects, though opting out remains possible. If your project started before that date, check Article 29.3 in your grant agreement.

Projects started in 2014-2016From 2017
Limited ORD PilotExtended ORD Pilot
Limited ORD pilot: some areas participate: Check Article 29.3Participating is default option for all projects
Possibility to opt-out but also to opt-in on voluntary basis for other areasPossibility to opt-out

The Open Research Data Pilot of the European Commission enables open access and reuse of research data generated by Horizon 2020 projects. There are two main pillars to the Pilot: developing a Data Management Plan (DMP) and providing open access to research data, if possible.

The conditions you have to adhere to, are:

The Pilot applies to:

Data management costs are eligible for reimbursement during the duration of the project, and can be claimed under the conditions defined in the grant agreement.

You can find more detailed informations in the EC’s Guidelines on FAIR Data Management in Horizon 2020.

Open access to research data fits within the Open Science paradigm, situated within a context of ever greater transparency, accessibility and accountability. The main goals of these developments are to lower access barriers to research outputs, to speed up the research process and to increase the quality, integrity and longevity of the scholarly record.

Reporting and statistics

Use a repository that is compliant with OpenAIRE to deposit your research results (Find them here).
Linking your results to a project is very easy. Be sure that:

OpenAIRE also performs Text and Data Mining Algorithms that are able to extract the information contained in the Acknowledgment session of your paper in order to link it to the correct funding grants.

The Research Result (Peer-reviewed articles, Dataset, Software, or Other research products) should be only linked to the project that actually funded the research work behind the specific findings.

When linking a research object to a specific project (learn here how to do it!) you should be aware that the information about connection will be sent to the Participant Portal and will be seen by your Project Officer and Reviewers. One of the main aims of OpenAIRE is indeed to measure the impact of the research carried out by means of public fundings. You will therefore be asked to justify in the Review process both scientifically and financially the results that you have linked to your grant.

OpenAIRE uses a ‘very limited’ set of funder-related metadata, no personal details are needed, e.g. no personal names or budget details. The information will be picked up automatically when funders provide the following:

OpenAIRE provides a publication reporting tool that is available on the project landing page in the portal. For each project, OpenAIRE compiles a list of scientific outputs (publications and data) that can be viewed and exported in csv or html format.

Using this aggregated project output – identifying title, author, year, access mode and permanent link – you can easily fill the corresponding information in the progress or final report of your project.

If you can’t find all your publications in the list, you can easily claim and link them to your projects manually.

OpenAIRE Technical

If you want to use OpenAIRE’s data, please find the OpenAIRE API Documentation: there you will find all necessary information on how to reuse our content.

OpenAIRE does not host content itself, but aggregates publications and data from third-party sources.

If you have deposited your publication or dataset in a repository, you should contact the administrator to update metadata.

If you haven’t deposited the publication or dataset yourself, or if you don’t know how the record ended up on the OpenAIRE portal, please contact the OpenAIRE helpdesk.

Источник

NFT-Библия (перевод статьи OpenSea)

Содержание статьи:

Incrypted совместно с @gryazin специально для вас перевели статью OpenSea об NFT. Для более глубокого понимания темы NFT, мы решили переводить статью не «слово в слово»: мы заменили несколько английских идиом на русскоязычные, а некоторые обобщенные моменты сделали более детальными. Ну и еще добавили ссылок на контент от Incrypted. Приятного чтения!

Невзаимозаменяемый Токен (англ. Non-Fungible Token) или NFT – это токен на блокчейне. Он представляет собой уникальный вид актива. Примеры: игровые и коллекционные предметы, цифровое искусство, билеты на мероприятия, имена доменов и даже права собственности.

Если вы живете в мире криптовалют какое-то время, то вы, вероятно, уже слышали о термине «Невзаимозаменяемый Токен» или «NFT». Совершенно все равно, являетесь ли вы поклонником NFT или ничегошеньки о них не слышали. Этот пост будет полезен как ярым фанатам, так и абсолютно ничего незнающим о мире NFT людям.

Являясь маркетплейсом NFT, OPENSEA повидал многое. Площадка знает почти каждый NFT-проект, появившийся в интернете с конца 2017 года. Как раз тогда и появился первый стандарт NFT. Спросите OpenSea о любом NFT-проекте. С большой вероятностью ребята знают про этот проект и даже разговаривали с его разработчиками. Экосистема NFT – это группа новаторов: от энтузиастов до разработчиков, от геймеров до предпринимателей и художников. Быть частью этого сообщества – огромная честь.

Этот пост написан для детального обзора NFT: технической анатомии ERC721, истории NFT, распространенных ошибочных представлений о NFT, а также текущего состояния рынка. OpenSea надеются, что он будет актуален как для новичков, так и для разбирающихся в данной сфере людей.

Что такое NFT?

Невзаимозаменяемый Токен (NFT) – это обычная вещь. Взаимозаменяемый актив (англ. fungible asset) – это необычная вещь!

Большинство дискуссий о NFT начинаются с идеи о возможности замещения, которая определяется как «способность заменить или быть замененным другим идентичным предметом». Звучит очень сложно, не так ли? Чтобы получить представление о том, что может представлять собой NFT, просто подумайте о большинстве вещей, которыми вы владеете. Стул, на котором вы сидите, ваш телефон, ваш ноутбук: все, что вы можете пойти и продать на eBay. Все эти вещи подпадают под категорию NFT.

Оказывается, взаимозаменяемые активы на самом деле являются необычными. Валюта – классический образец заменимого имущества. Пять долларов – это всегда пять долларов, независимо от серийного номера на конкретной пятидолларовой купюре, или от того, находятся ли эти пять долларов на вашей банковской карточке. Возможность заменить пятидолларовую купюру другой пятидолларовой (ну или пятидолларовой, если пошла такая пьянка) – вот что делает валюту взаимозаменяемой.

Обратите внимание, что взаимозаменяемость является относительной: на самом деле она применяется только при сравнении определенных вещей. Рассмотрим билеты бизнес-класса, эконом-класса и первого класса. Каждый билет взаимозаменяем в пределах своего класса, но вы не можете также поменять билет первого класса на билет бизнес-класса. Даже кресло, в котором вы сидите, взаимозаменяемо с креслом той же модели, если только вы не прикрепили к нему какую-то особенную спинку.

Любопытно, что взаимозаменяемость может быть субъективной. Возвращаясь к примеру авиабилета. Человек, которому небезразлично где он сядет: у окна или у прохода, не согласится, что два билета эконом-класса являются взаимозаменяемыми.

Примерно так же редкий пенни может стоить для меня 1 цент, но для коллекционера он будет стоить гораздо дороже. Далее мы увидим, что подобные нюансы становятся крайне важными при представлении перечисленных вещей на блокчейне.

NFT на блокчейне

Задолго до появления криптовалют, у нас уже были цифровые валюты (“милли” в Аэрофлоте, внутриигровые деньги). Точно также у нас были и невзаимозаменяемые активы. Например, доменные имена, билеты на мероприятия, внутриигровые предметы, юзернеймы в социальных сетях типа Twitter или Facebook. Все эти предметы мы можем назвать невзаимозаменяемыми цифровыми активами. Их можно различить по типам пригодности для торговли, ликвидности или способа использования. Многие из них невероятно ценны: только в 2018 году компания Epic Games заработала 2,4 миллиарда долларов на продаже костюмов в своей бесплатной игре Fortnite. По прогнозам, в 2025 году рынок билетов на мероприятия достигнет 68 миллиардов долларов, а рынок доменных имен продолжает уверенно развиваться.

У нас есть тонны цифровых вещей, мы просто никогда им не владели.

Теперь мы поняли, что имеем целые тонны цифровых вещей. Но в какой степени мы «владеем» ими? Если цифровое владение означает, что вещь принадлежит вам, а не кому-то еще, то в каком-то смысле она действительно принадлежит вам. Но если цифровое владение больше похоже на физическое владение (свобода владеть вещью и передавать ее кому-либо), то в случае с цифровыми активами дела обстоят иначе. Грубо говоря, вы владеете этими цифровыми активами в конкретных условиях. Например, попробуйте продать вещь из игры Fortnite на eBay. Вы обнаружите, что передачу цифровых активов от одного человека к другому вызовет массу трудностей.

И наконец на помощь приходит блокчейн! Блокчейн обеспечивает координационный слой (англ. coordination layer) для цифровых активов, давая пользователям право собственности и управления. Блокчейн добавляет в невзаимозаменяемые активы несколько уникальных свойств, которые в корне меняют отношения пользователя и разработчика с данным типом активов.

Стандартизация

Традиционные цифровые активы: от билетов на мероприятия до доменных имен не имеют единого лица в цифровом мире. Игра, скорее всего, представляет свои внутриигровые коллекционные предметы совершенно иначе, чем система продажи билетов в театр. Размещая NFT на блокчейне, разработчики могут создавать общие и пригодные для повторного использования, наследуемые стандарты, относящиеся ко всем NFT.

К ним относятся такие базовые примитивы, как право собственности, передача и контроль доступа. Дополнительные стандарты (например, особый вид NFT) могут быть наложены сверху для красивого отображения внутри приложений.

Они аналогичны другим блокам цифрового мира, таким как формат файлов JPEG или PNG для изображений, HTTP для запросов между компьютерами и HTML / CSS для отображения контента в Интернете. Блокчейн добавляет слой сверху, что дает разработчикам совершенно новый набор примитивов с контролем состояния, на основе которых строятся приложения.

Совместимость (англ. interoperability)

Стандарты NFT позволяют токенам легко перемещаться сразу в нескольких экосистемах. Когда разработчик запускает новый NFT-проект, NFT сразу же становятся доступны для просмотра в десятках кошельков, они продаются на маркетплейсах и даже отображаются в виртуальных мирах. Это возможно благодаря тому, что открытые стандарты обеспечивают понятный, последовательный, надежный и разрешенный API для чтения и записи данных.

Возможность торговли

Наиболее привлекательной функцией, предоставляемой совместимостью, является свободная торговля на открытых маркетплейсах. Впервые пользователи могут размещать товары на маркетплейсах и пользоваться инструментами торговли: например, аукционами в стиле eBay. Также, пользователи могут продавать NFT за любую валюту. Например, за стейблкоины.

Для разработчиков игр возможность торговли активами является переходом от закрытой экономики к открытой, свободной рыночной экономике. Разработчикам игр больше не нужно управлять каждой частью своей экономики: от предложения ресурсов до ценообразования и контроля над капиталом. Вместо этого они могут позволить свободным рынкам делать тяжелую работу!

Ликвидность

Моментальная торговля (англ.instant tradeability) NFT приводит к повышению ликвидности. Рынки NFT могут обслуживать разнообразную аудиторию: от прожженных трейдеров до начинающих игроков. Такой подход позволяет охватить наибольшую аудиторию. Как бум ICO в 2017 году породил новый класс активов, управляемых мгновенно ликвидными токенами, NFT расширяют рынок уникальных цифровых активов.

Неизбежная и доказуемая ограниченность (англ. Immutability and provable scarcity)

Смарт-контракты позволяют разработчикам устанавливать жесткие ограничения на размещение NFT и обеспечивать соблюдение правил, которые не могут быть изменены после выпуска NFT. Например, разработчик может запрограммировать создание определенного количества редких предметов, сохраняя при этом бесконечный запас более распространенных. Разработчики также могут прописать, чтобы эти правила не изменялись со временем. Это особенно интересно для искусства, которое в значительной степени опирается на жесткую ограниченность произведений.

Программируемость

Как и традиционные цифровые активы, NFT полностью программируемы. CryptoKitties (о которых мы поговорим позже) размещены в контракте, который содержит цифровых кошек. Многие из сегодняшних NFT имеют более сложную механику, такую как форжинг, крафтинг, случайная генерация и т.д.

Стандарты NFT

Стандарты NFT дают разработчикам гарантию, что активы будут вести себя определенным образом, и точно описывают, как взаимодействовать с базовой функциональностью активов.

ERC721

Впервые внедренный CryptoKitties, ERC721 стал первым стандартом для размещения NFT. ERC721 является наследственным стандартом контрактов Solidity smart. Это означает, что разработчики могут легко создавать новые контракты, совместимые с ERC721, импортируя их из библиотеки OpenZeppelin (прочитайте англоязычное полезное руководство по созданию вашего первого контракта на ERC721). На практике ERC721 относительно прост: он отображает уникальные идентификаторы, каждый из которых представляет собой один актив. А также адреса, которые отображают владельца этого идентификатора. ERC721 также предоставляет разрешенный способ передачи этих активов, используя метод transferFrom.

Если подумать, то эти два метода на самом деле все, что нужно для размещения NFT: способ узнать о принадлежности, и способ перемещения. Есть еще несколько других классных штуковин у этого стандарта, некоторые из них крайне важны для рынка NFT. Но ядро ERC721 является базовым.

ERC1155

ERC1155, разработанный командой Enjin, привнес в мир NFT идею “полувзаимозаменяемости”. В ERC1155 идентификаторы представляют не отдельные активы, а классы активов. Например, идентификатор может представлять собой «мечи», а кошелек может владеть тысячами таких “мечей”. В этом случае метод balanceOf вернет количество мечей, принадлежащих кошельку, и пользователь может переслать кому угодно любое количество этих мечей через transferFrom, используя идентификатор «меч».

Эффективность – это один из козырей ERC1155. С ERC721, если бы пользователь хотел передать 1000 мечей, ему пришлось бы изменять смарт-контракт через вызов transferFrom на 1000 уникальных токенов. С ERC1155 разработчику нужно всего лишь перевести от 1000 токенов. Такая эффективность, конечно же, сопровождается потерей информации: мы больше не можем проследить историю отдельного “меча”.

Обратите внимание, что ERC1155 предоставляет расширенный набор функций ERC721. Это означает, что актив ERC721 может быть построен с использованием ERC1155. У вас просто будет отдельный идентификатор и единичное количество для каждого устройства. Благодаря этим преимуществам, в последнее время мы стали свидетелями растущего внедрения стандарта ERC1155. Недавно в OpenSea был разработан репозиторий на Github для начала работы со стандартом ERC1155.

Составные компоненты

Составные компоненты, возглавляемые стандартом ERC-998, обеспечивают шаблон, по которому NFT могут владеть как невзаимозаменяемыми, так и взаимозаменяемыми активами. В мейннете было развернуто всего несколько компонентов NFT, но мы считаем, что есть невероятно захватывающие возможности для их использования!

…у cryptokitty может быть когтеточка и миска; блюдо может содержать в себе NFT «еда». Если я продаю cryptokitty, я продаю и все имущество моего котика.

Не-Ethereumn стандарты

В то время как Ethereum – это место, где в настоящее время происходит наибольшая часть действий, есть несколько других стандартов NFT, которые появляются в других цепочках. DGoods, разработанный командой Mythical Games, сосредоточен на создании многофункционального кроссчейн стандарта, начиная с EOS. Проект Cosmos также разрабатывает модуль NFT, который может быть использован как часть Cosmos SDK.

Метаданные NFT

Как мы говорили ранее, метод ownerOf может помочь найти владельца NFT. Например, запросив ownerOf(1500718) по смарт-контракту CryptoKitties, мы можем увидеть, что владельцем CryptoKitty #1500718 на момент написания статьи является аккаунт с адресом 0x6452… Это можно проверить, посетив их аккаунт CryptoKitty на OpenSea или вебсайт CryptoKitties.co.

Но как OpenSea и CryptoKitties понимают, как именно выглядит CryptoKitty #1500718? И что насчет его уникальных атрибутов и названия?

Вот здесь и появляются метаданные. Метаданные предоставляют описательную информацию для конкретного идентификатора токена. В случае с CryptoKittty метаданные – это имя кошки, изображение кошки, описание и любые другие признаки (называемые «cattributes», в случае с CryptoKitty). Например, билет на концерт, помимо имени и описания, в метаданных будет иметь дату мероприятия и тип. А вот метаданные для вышеуказанной кошки могут выглядеть примерно так:

Вопрос заключается в том, как и где хранить эти данные так, чтобы к ним могли получить доступ NFT-приложения.

On-chain vs off-chain

Сначала разработчики должны решить, какие метаданные представлять в on-chain, а какие поместить в off-chain. То есть, помещаете ли вы метаданные непосредственно в смарт-контракт, представляющий токены, или размещаете их отдельно?

Преимущества представления метаданных on-chain:

Первый пункт важен, если активы предназначены для того, чтобы иметь долгосрочную ценность, выходящую далеко за пределы их родного приложения. Например, произведение цифрового искусства будет сохраняться на протяжении веков, независимо от того, существует ли родной веб-сайт, который использовался для создания такого произведения. Поэтому важно, чтобы такие метаданные сохранялись на протяжении всей жизни идентификатора токена.

Кроме того, логика on-chain может потребовать взаимодействия с метаданными. В случае с CryptoKitty, например, «поколение» CryptoKitty влияет на то, насколько быстро CryptoKitty может размножаться. А размножение происходит по on-chain: кошки более высокого поколения размножаются медленнее. Поэтому логика внутри смарт-контракта должна уметь читать его метаданные.

Несмотря на все эти преимущества, в большинстве проектов метаданные хранятся в off-chain из-за текущих ограничений по хранению блока Ethereum. Поэтому стандарт ERC721 включает метод под названием tokenURI, который разработчики могут реализовать, чтобы указать приложениям, где искать метаданные для данного элемента.

Метод tokenURI вызывает публичный URL. А URL вызывает JSON словарь данных, что-то вроде примера словаря для CryptoKitty, приведенного выше. Эти метаданные должны соответствовать официальному стандарту метаданных ERC721, чтобы их могли получать такие приложения, как OpenSea. В OpenSea хотят дать разработчикам возможность создавать разнообразные метаданные, которые смогут отображаться внутри маркетплейса. Поэтому OpenSea добавили расширения к стандарту метаданных ERC721, которые позволяют разработчикам прописывать особенности NFT, анимацию и цвет фона.

Решения по хранению данных off-chain

Если вы будете хранить метаданные off-chain, вы можете выбрать следующие варианты:

Самый простой способ хранения метаданных – это где-нибудь на централизованном сервере или в облачном хранилище вроде AWS. Конечно, у такого метода есть свои недостатки:

Чтобы уменьшить вероятность возникновения проблемы из пункта 2, существуют несколько сервисов (в том числе и OpenSea), которые будут кэшировать метаданные на собственных серверах. Такой подход будет гарантировать, что они могут эффективно обслуживаться пользователями, даже если оригинальное хостинговое решение выйдет из строя.

Все больше разработчиков, особенно из цифрового искусства, используют межпланетную транспортную сеть (IPFS) для хранения метаданных off-chain. IPFS представляет собой P2P-систему хранения файлов. Она позволяет размещать контент на компьютерах таким образом, что файл дублируется сразу во многих местах.

IPPS гарантирует, что:

Сегодня есть такие службы, как Pinata. Они упрощают процесс для разработчиков, управляя инфраструктурой для развертывания и управления IPFS-узлами, а долгожданная сеть Filecoin (теоретически) добавит слой поверх IPFS, чтобы стимулировать узлы к размещению файлов.

История NFT (2017 — 2020)

Теперь, когда мы понимаем, что такое NFT и как их можно создать, давайте погрузимся в их историю.

Время до нашей эры: задолго до CryptoKitties

Эксперименты в NFT начались с появления цветных монет (англ. colored coins) в сети Bitcoin. Редкие Пепе, изображения персонажа ЛягушонкаПепе были одними из первых.

Некоторые из них были размещены на eBay, а набор редких Пепе позже продавался на аукционе в прямом эфире в Нью-Йорке.

Первым экспериментом NFT на базе Ethereum стал CryptoPunks. Он состоял из 10 000 уникальных коллекционных панков, каждый из которых обладал набором уникальных характеристик. Созданный Larva Labs, проект CryptoPunks имел on-chain маркетплейс, на который можно зайти через кошельки типа MetaMask. Это снижало порог вхождения в мир NFT для пользователей. Сегодня, учитывая их ограниченное предложение и сильный бренд, CryptoPunks, вероятно, являются лучшими кандидатами на роль настоящего цифрового антиквариата. Кроме того, тот факт, что панки живут в сети Ethereum, делает их совместимыми с маркетплейсами и кошельками (хотя и немного менее совместимыми, чем новые активы, так как они предшествовали стандарту ERC721).

Наша Эра: Рождение CryptoKitties

CryptoKitties был первым проектом, который вывел NFT в мейнстрим. Запущенный в конце 2017 года на ETH Waterloo hackathon, CryptoKitties отличался от остальных примитивной онлайн игрой. В ней пользователи могли разводить цифровых кошек, чтобы затем создавать новых кошек различной редкости. Первые кошки «Поколения 0» выставлялись на голландский аукцион, а новые кошки могли быть проданы на вторичном рынке.

Некоторые члены игрового сообщества позже назвали CryptoKitties «ненастоящей игрой», но на самом деле команда проекта много сделала для пионеров игровой on-chain механики, учитывая ограничения дизайна в блокчейне.

Во-первых, они построили алгоритм on-chain выращивания, скрытый внутри закрытого смарт-контракта, который определял генетический код кошки. Команда CryptoKitties даже обеспечила случайность разведения

Именно CryptoKitties дали NFT большой толчок, первые кусочки хайпа. Мы считаем, что вирусность CryptoKitties можно разобрать по пунктам:

Спекулятивная механика

«Разводческая» и торговая механика CryptoKitties дала четкий и понятный путь для заработка: скупить пару кошек, разводить их, чтобы сделать более редкую кошку, а затем повторить. Ну или просто купить редкую кошку и надеяться, что кто-нибудь придет и перекупит ее. Такая механика послужила толчком для роста сообщества. И пока игра привлекает все больше и больше новых пользователей, цены на кошек будут расти.

Вирусная история

Эти факторы привели к «пузырю CryptoKitties»: в мир CryptoKitties входит новый спрос, а цены растут. Растущие цены ведут к растущему спросу. Но любой пузырь рано или поздно лопнет… В начале декабря цены на CryptoKitties начали падать, а объемы стали меньше. Многие поняли, что геймплей CryptoKitty, который был примитивен по сравнению с «реальными играми», не сможет удержать широкую аудиторию. Как только новаторство стало обыденностью, произошел коллапс рынка. Сегодня CryptoKitties делает около 50 ETH объема в неделю.

2018: Хайп, горячая картошка (англ. hot potatoes) и Layer 2

Несмотря на спад рынка, первые дни CryptoKitties стали волшебным моментом для многих. Впервые команда развернула нефинансовое приложение на блокчейне, которое пробилось в технологический мейнстрим. Пусть и на несколько недель. После CryptoKitties, NFT прошли второй небольшой цикл хайпа в начале 2018 года, когда инвесторы и предприниматели начали думать о новом способе владения цифровыми вещами.

Игры Layer 2 и опыт

После CryptoKitties появились инновационные игры типа Layer 2. Игры, которые создали разработчики не из команды CryptoKitties. Волшебство CryptoKitties заключалось в том, что игры такого рода можно было разрабатывать «без ограничений»: разработчики могли просто накладывать свои собственные приложения поверх публичного смарт-контракта CryptoKitty. Например, Kitty Race дала пользователям возможность устраивать забеги между котиками из CryptoKitties и награждала победителей коинами ETH. А KittyHats позволяла пользователям обвешивать котиков аксессуарами, например, шляпами. Позже Wrapped Kitties объединили Kitties и DeFi, позволив превратить котиков во взаимозаменяемые ERC20 токены, которыми можно торговать на децентрализованных биржах.

Dapper Labs (компания, стоящая за CryptoKitties) взяла проекты под свое крыло и создала KittyVerse.

Горячая картошка (англ. hot potato)

Тогда же появляется игры в стиле горячая картошка. Если вы знаете, что такое горячая картошка, вы – настоящий NFT-бродяга (англ. NFT OG). В январе 2018 года была запущена игра под названием CryptoCelebrities. Механика игры крайне проста. Сначала нужно купить коллекционную NFT со знаменитостью. Затем NFT стоимость NFT повышается. Когда кто-то покупает вашу NFT со знаменитостью, вы зарабатываете разницу между первоначальной ценой покупки и новой ценой покупки (за вычетом гонорара разработчика). Пока есть кто-то, кто готов купить вашу NFT, вы получите прибыль. Однако, если вы оказались последним держателем NFT, вы останетесь в убытке.

Венчурный капитал

2018 — 2019: Назад в Билдинг!

После небольшого цикла хайпа в начале 2018 года, проекты NFT успокоились, и люди вернулись к билдингу. Такие команды, как Axie Infinity и Neon District, которые получили свой старт вскоре после CryptoKitties, удвоили сообщества энтузиастов.

NonFungible.com запустили платформу трекинга рынка NFT и закрепили термин «невзаимозаменяемый» в качестве основного для описания нового класса активов.

Цифровое искусство

Примерно в это же время мир NFT начал будоражить деятелей искусства. Цифровое искусство оказалось естественным образом подходящим для NFT. Главная ценность физического искусства – это способность надежно доказать право собственности на произведение и выставить его где-нибудь. В итоге группа восторженных цифровых художников начала экспериментировать.

Начали появляться платформы для размещения цифрового искусства: SuperRare, Known Origin, MakersPlace и Rare Art Labs. Художники, такие как JOY и Josie, разворачивали собственные контракты, создавая настоящие бренды в пространстве. Cent. Эта социальная сеть с уникальной системой микроплатежей, стала популярным сообществом, где люди могут делиться и обсуждать крипто арт.

Минтинг площадки NFT (англ. NFT Minting Platforms)

Минтинг площадки NFT упростили жизнь для всех пользователей. Вне зависимости, имеют ли они навыки разработки для развертывания смарт-контракта.

В середине 2018 года была запущена Digital Art Chain, позволяющая пользователям создавать NFT из любого загруженного цифрового изображения: первый проект в своем роде. В том же году проект под названием Marble Cards добавил интересную фичу, позволив пользователям создавать уникальные цифровые карты на основе любого URL в процессе, называемом «мраморность» (англ “marbling”). Это позволило автоматически генерировать уникальный дизайн и изображение, основанное на содержании URL.

В 2019 году минтинг инструменты набирали обороты, хотя все еще сталкивались с трудностями. Mintbase и Mintable создали сайты, на которых обычные люди могли легко создавать свои собственные NFT. Например, платформа Kred облегчила создание визитных карточек. Kred также стали партнером конференции CoinDesk’s Consensus и сделали NFT «Swag Bag» для участников. А OpenSea создали простой менеджер витрины магазина для развертывания смарт-контракта и встраивания в него NFT.

UPDATE: В 2020 году перечисленные выше платформы претерпели эволюцию, наряду с Rarible и Cargo: появилось больше функций для создания NFT и других интересных фитч. Это позволило художникам, цифровым создателям и даже музыкантам создавать NFT без необходимости написания смарт-контракта. К концу года, OpenSea устранила необходимость платить за газ (комиссии), сделав создание NFT бесплатным.

Традиционный IP приходит в игру

Вслед за CryptoKitties, традиционные владельцы IP (интеллектуальная собственность) начали входить в NFT пространство. В апреле 2018 года компания MLB в партнерстве с Lucid Sight запустила игру MLB Crypto: бейсбол на блокчейне. Формула-1 в партнерстве с Animoca Brands запустила F1DeltaTime. Позже в этой игре продали машину 1-1-1 за 100 тыс. долларов, при поддержке OpenSea. Star Trek запустила набор кораблей внутри игры Lucid Sight под названием CryptoSpaceCommanders. Несколько лицензированных компаний, занимающихся торговлей футбольных карточек, также зашли в NFT. Среди них были Stryking и Sorare. Совсем недавно компания Panini America объявила о выпуске коллекционных карточек на блокчейне. MotoGP также сотрудничает с Animoca в и разрабатывает игры на блокчейне.

Япония лидирует

Японские игры привнесли более продвинутый геймплей на рынок. MyCryptoHeroes, ролевая игра со сложной внутриигровой экономикой, вышла на сцену и продолжает занимать верхние строчки в чартах DappRadar. MyCryptoHeroes была одной из первых игр, в которой сочетались игровая on-chain со сложным геймплеем. Пользователи могли использовать своих героев внутри игры, а затем переносить их в Ethereum, если хотели продать их на вторичном рынке.

Here are some «secrets» about why My Crypto Heroes has such high volume on OpenSea.

The My Crypto Heroes Playbook — Episode 2: NFT Economics: https://t.co/Jvuu3etuob@mycryptoheroes_ #.

— Michael Arnold | akzent.eth (@marnold_mch) November 15, 2019

Виртуальные миры расширяются

NFT Crypto News Tower in Decentraland — Top Dapps on OpenSea with recent sales!

В Cryptovoxels, еще одном проекте с виртуальным миром, был применен несколько более бережливый подход. Запустив в середине 2018 года очень простой webVR, компания CryptoVoxels постепенно расширила свою вселенную, стараясь не продавать больше игровой земли, чем того требует спрос. Сегодня CryptoVoxels превысила 1700 ETH в объеме, и средняя цена земли неуклонно растет.

Самым захватывающим элементом CryptoVoxels (так же как и Decentraland) является возможность показать свои NFT внутри мира. Энтузиасты создали музеи CryptoKitty, художественные галереи киберпанка, календарь приключений NFT, башни с лучшими NFT-проектами, а также магазины с аватарами. Среда CrypoVoxels быстро растет в комьюнити цифровых художников. Особенно среди пользователей Cent. Некоторые художники даже создают свои собственные валюты, или «социальные деньги», используя Roll. Roll – приложение, которое облегчает развертывание нового ERC20 токена и выставляет предмет цифрового искусства на продажу за собственную социальную валюту.

Далее на сцену NFT мира вышли и другие проекты. Например, Somnium Space. А также High Fidelity от создателей Second Life. Недавно The Sandbox объявила о продаже земли в своей вселенной в стиле Roblox, призванной расширить возможности строителей и создателей контента. Это одна из самых ожидаемых игр на блокчейне.

Карточные игры

Карточные игры с самого начала казались естественным подспорьем для NFT. Физическая карточная игра типа Magic the Gathering – это гораздо больше, чем просто игра. Это целая экономика, с десятками сайтов для покупки, продажи и бартера. Цифровые аналоги Magic, такие, как Hearthstone, теоретически могли бы создать внутриигровой маркетплейс. Но подобная идея была бы трудозатратна и могла бы не совпадать с бизнес-моделью продажи новых упаковок карточек Magic. Блокчейн же позволяет мгновенно создавать вторичные маркетплейсы, которые могут работать вне игры.

После предварительной продажи своих карт за 5 миллионов долларов Immutable запустили игру Gods Unchained. Пожалуй, самую разрекламированную игру на блокчейне на сегодняшний день. Когда Hearthstone запретила одному из своих профессиональных игроков участвовать в политическом протесте в Гонконге. Gods Unchained сделали следующее объявление:

Команда Gods Unchained «заблокировала» карты (допустимое отклонение от основной функциональности ERC721) на длительный период времени до начала игры. В течение этого времени сторонние торговые площадки позволяли пользователям выставлять карты на продажу, но на самом деле их нельзя было купить, так как их нельзя было передавать. Когда карты были разблокированы в ноябре, рынок Gods Unchained лопнул, ведь более 1,3 млн. долларов этого рынка пользователи “слили” во вторичной торговле.

Идем дальше. Компания Skyweaver by Horizon Games собрала 3,75 млн. долларов от Initialized и выпустила публичную бета-версию. Epics стала первой спортивной карточной игрой на основе блокчейна. А CryptoSpells, карточная игра из Японии, заняла лидирующее место на японском рынке карточной торговли.

Децентрализованные нейминг сервисы

Третьим по величине классом активов NFT (после игр и цифрового искусства) являются услуги по неймингу (наименованию), аналогичные доменным именам типа «.com», но основанные на децентрализованной технологии. Услуга Ethereum Name Service, запущенная в мае 2017 года и финансируемая Фондом Ethereum, с 2017 по 2018 год имела 170 000 ETH, залоченных в именах. В мае 2019 года команда обновила смарт-контракт ENS до совместимости с ERC721. Это означает, что имена могут свободно продаваться на открытых рынках NFT.

В октябре Opensea сотрудничали с ENS для проведения аукционов по 3-6-символьным именам с использованием механизма английского аукциона. Всего было подано 50 355 заявок на 7670 имен. Общая стоимость всех выигравших заявок составила 5 698,97 ETH. О некоторых интересных статистических данных с аукциона можно прочитать здесь.

Many of the best projects this year grew because of standardization

The best example of this was @ensdomains becoming ERC721 compatible so they can auction names using @opensea in Q4 pic.twitter.com/mN1K8FuEJn

Недавно в игру ворвались Unstoppable Domains с более рискованным подходом к децентрализованным системам именования, в результате чего компания Draper Associates и Boost VC получили 4 миллиона долларов США за серию A. Изначально построенный на блокчейне Zilliqa, Unstopable Domains недавно выпустили домен “.crypto” в лице актива ERC721.

Команда Kred работает над NFT, которые совместимы с ENS и DNS. Держа в кошельке Kred Domain Token, вы получаете доступ к управлению этим именем как в системе DNS (ссылка на веб-сайт), так и в системе ENS (ссылка на кошелек или контракт).

Иной опыт

В то время как большинство проектов в NFT были завязаны на коллекционировании и играх, разработчики внедряют NFT и в другие области. NYC и Token Summit продавали билеты на мероприятия, используя NFT. Команда Coin.Kred выпустила «NFT swag bag», который расценивался как полноценный билет. А вот команда BINANCE выпустила праздничные коллекционные вещи. Следом Microsoft выпустила Azure Heroes, значки для участников экосистемы Azure.

На первом крупном мероприятии, которое было посвящено NFT и проводилось в Северной Америке, NFT.NYC 2019, собралось почти 500 участников. Более 80 спикеров вышли на культовую Таймс-сквер в Нью-Йорке, чтобы обсудить зарождающуюся экосистему NFT.

Crypto Stamp – проект австрийской почтовой службы, предлагающий покупателям физических марок удобный путь в мир цифровых коллекционных изделий. Каждая физическая марка имеет участок с защитным слоем. Под ним покупатели находили частный ключ с небольшим количеством ETH и цифровую копию физической марки, которую они могли затем выставить на продажу в OpenSea. Проект был особенно интересен тем, что он связал нехватку цифрового актива с полезным физическим активом и завлек в мир NFT уже существующее сообщество коллекционеров.

Dapper Labs, создатели CryptoKitties, запустили турнирную игру под названием CheezeWizards. Отметим, что в игре был хард форк. Он привел к появлению как непастеризованных (англ. unpasteurized”), так и «пастеризованных» (англ. pasteurized) волшебников, из-за первоначальной ошибки в смарт-контракте. Обладая сложным on-chain игровым процессом, проект подчеркнул необходимость большей стандартизации вокруг метаданных NFT, возможность обновления контрактов, а также способность обеспечить надлежащее обновление аукционов при изменении основных атрибутов предметов.

Ушибы, переломы и реанимация

Годы NFT прошли не без жертв. Почти все игры типа горячей картошки начала 2018 года сейчас мертвы. Хотя их активы все еще живут на OpenSea. Удивительно, но некоторые из этих проектов были реанимированы членами сообщества. Например, CryptoAssault, так и Etheremon (ныне Ermon) были возрождены именно комьюнити. Также была неудачная попытка оживить CryptoCelebrities.

Мифы и заблуждения мира NFT

Теперь, когда мы сделали обзор мира NFT, давайте поговорим о заблуждениях и мифах.

Лишь ограниченность стимулирует спрос

В первые годы существования экосистемы NFT была уверенность, что пользователей будет волновать дефицит NFT. И что они будут спешить покупать NFT просто потому, что они находятся на блокчейне. Вместо этого мы считаем, что спрос определяется более традиционными силами: полезностью и происхождением. Полезность является очевидной: Я готов купить NFT-билт, потому что он позволяет мне участвовать в конференциях. Я готов купить произведение искусства, если я могу увидеть его в виртуальном мире. Я готов купить предмет, если он дает мне особые способности в игре. Понятие происхождения отображает историю NFT. Откуда взялся токен NFT? Кто владел им в прошлом? С ростом рынка истории некоторых NFT становятся все более сложными и начинают значимо влиять на ценность токенов.

Смарт-контракты обеспечивают вечное существование NFT

Было мнение, что смарт-контракт обеспечивает бесконечную жизнь токенов. При этом не учитывался тот факт, что существуют и другие платформы (веб-сайты, мобильные приложения и тд), которые служат для взаимодействия обычных пользователей с NFT. Если они выйдут из строя, активы потеряют значительную часть своей стоимости. Конечно, в будущем децентрализованные приложения могут быть развернуты в полностью распределенном виде и никогда не столкнуться с подобными проблемами. Но пока мы живем в очень сильно зависимом друг от друга обществе.

Отсутствие цепи решит все наши проблемы

В 2018 и 2019 годах в некоторых проектах использовался подход «абстрагирования от блокчейна», скрывающий всю механику NFT для пользователей. Он предоставлял хостинговый кошелек с аутентификацией по имени пользователя и паролю. Это был интересный подход, потому что он позволял использовать тот же оптимизированный опыт загрузки, что и централизованные приложения. Проблема заключалась в том, что функциональная совместимость с экосистемой NFT (виртуальные миры, кошельки, рынки) была потеряна. Проекты, которые подключаются к существующей экосистеме NFT и, возможно, приносят в жертву некоторые части удобства использования в краткосрочной перспективе, как правило, более привлекательны для нынешнего сообщества.

Рынок NFT

Текущий размер рынка

Рынок NFT все еще довольно мал, и его несколько сложнее измерить, чем криптовалютный рынок. Особенно учитывая отсутствие спотовых цен на активы. Чтобы провести данный анализ, мы ориентируемся на объем вторичных торгов (т.е. продаж NFT по P2P-схеме) как на индикатор размера рынка. Используя данный показатель, мы оцениваем текущий вторичный рынок примерно в 2-3 млн долларов США в месяц. В течение последних шести месяцев в качестве основных индикаторов были выбраны следующие проекты:

Рост рынка

После пузыря CryptoKitties в конце 2018 года, количество уникальных пользователей, взаимодействующих с NFT, медленно, но неуклонно росло. С

8 500 в феврале 2018 года до более чем 20 000 в декабре 2019 года. Видимо, движущей силой рынка является группа влиятельных пользователей (англ. power sellers).

Обратите внимание, что «большие» аккаунты, например, официальные игровые аккаунты, повышают среднее значение. В среднем покупатель OpenSea купил вещей на 943,81 доллара, при этом медианное значение покупки составило 42,72 доллара.

Учитывая заблаговременность, возможно, лучший способ измерить рост рынка – это посмотреть на опережающий индикатор: интерес разработчиков к миру NFT. За последний год количество контрактов с мейннетом ERC721 выросло в геометрической прогрессии по мере выхода на рынок новых разработчиков, достигнув 1000 в июне 2019 года.

СтатистикаОбъем
Количество еженедельных покупателей (оценочное)1500
Количество еженедельных покупок18 000
Среднее количество покупок на пользователем12

Механизмы продажи

В настоящее время NFT продаются в основном за ETH на децентрализованных биржах. Удивительно мало сделок происходит со стейблкоинами, такими как DAI или USDC. Вероятно, из-за комиссий при приобретении стейблкоинов. Голландские аукционы и торговля по фиксированной цене часто используются для продажи предметов с низкими ценами, в то время как английские аукционы (в стиле eBay) часто используются для продажи предметов с большими ценами, таких как ультра-ценные карты Gods Unchained или легендарные игровые предметы. Бандл также является очень популярным механизмом продажи.

Распределение NFT

Вопрос, который можно задать: какие параллели есть у NFT-проектов? Являются ли сообщества вокруг проектов относительно изолированными (игроки, играющие только в Gods Unchained, играют только в Gods Unchained), или же между сообществами происходят коммуникации и войны? Является ли энтузиаст CryptoKitties владельцем домена ENS и участником экосистемы цифрового искусства?

Takens Theorem, анонимный, но очень дружелюбный аккаунт в Твиттере провел анализ параллелей между различными сообществами NFT. Выше приведена диаграмма, основанная на необработанных данных примерно с 400 000 адресов на OpenSea. На внешнем кольце каждая сеть состоит из адресов, которые уникальным образом владеют одним типом NFT. Количество соединений, изображенных на рисунке, представляет собой количество фактическое владение. Например, тысячи адресов принадлежат только CryptoKitties. Соединения на этих графах имеют размер, равный их количеству.

В Gods Unchained видно, что многим адресам принадлежит много карточек (колода!). Светло-серые узлы, которые соединяют NFT проекты, представляют совместное владение. Есть тысячи адресов, которые владеют NFT от двух игровых проектов. Они видны на правой стороне картинки. Но есть и другие, более мелкие совместные владения. Например, между Cryptovoxels и Decentraland. А также между ENS и многими другими проектами, на что указывают связи, «раздувающиеся» между разными проектами.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *