open banking что это

Open Banking для конечного потребителя: рассматриваем примеры его использования

В европейской банковской среде только и разговоров, что про Open Banking, однако конечные потребители в большинстве случаев смутно понимают, о чем речь и зачем им это надо. Информация в духе “открытый банк” и “доступ к вашей информации” звучит, мягко говоря, пугающе. Поэтому, пока банки дорабатывают свои Open API, рассказываем простым языком о том, что нужно знать каждому потребителю банковских услуг и приводим примеры.

Сначала представимся: Advapay предоставляет ИТ-решения и консалтинг для финтех-компаний и дигитальных банков.

Итак, самое главное, что надо оговорить: что никакая ваша информация без вашего разрешения никому не передается. Вы и только вы решаете, какие приложения и сервисы и к какой конкретно информации могут получать доступ. И могут ли вообще.

Для начала: что такое Open Banking? Это когда банки «открывают» доступ к данным клиентов для третьих сторон. Осуществляется это с помощью Open API исключительно по запросу клиентов, а «третьей стороной» в данном случае являются сторонние сервисы. По сути «открытый банкинг» должен сформировать среду для идеального симбиоза банков (у которых есть гигантская клиентская база и нет новейших технологий) и финтеха (у которого есть технологии, но нет такой большой клиентской базы). Цель всей этой истории — повысить конкуренцию среди поставщиков финансовых услуг и стимулировать инновации в банковской среде. Зачем это надо лично вам? Как правило, среднестатистический потребитель пользуется несколькими банковскими счетами и не вникает, сколько он переплачивает за услугу, сколько услуга может стоить у других и что вообще полезного он может получить. “Открытый банкинг” сможет ускорить, упростить все процессы, а также сэкономить на банковских услугах (выбирая более дешевые).

Как это будет работать? Финтех-компании, другие банки, ритейлеры или мессинджеры будут получать доступ к данным клиента или к осуществлению транзакций. Чем больше участников в этой системе, тем выше конкуренция, а значит качество и разнообразие сервисов будут расти, а цены снижаться. Все это в конечном итоге принесет вам, как конечному потребителю, реальную пользу.

Вот лишь несколько преимуществ и примеров, в которых конечный потребитель выиграет от внедрения Open Banking.

● Допустим, у вас есть три счета в трех различных банках. Сегодня, чтобы совершить ту или иную операцию или посмотреть баланс, вам надо зайти в три разных интернет-банка или открыть три разных мобильных приложения. Система Open Banking позволит «собрать» всю эту информацию в одном приложении стороннего провайдера — т.е. фактическивы сможете пользоваться всеми своими счетами в одном интерфейсе.

● Далее, это даст возможность оплачивать товары и услуги с разных счетов разных банков, не выходя из одного и того же приложения. Вы сможете создавать готовые платежные шаблоны и использовать их для оплаты через любой банк.

● То же приложение сможет анализировать все ваши расходы, доходы, платежи и давать полезные советы по управлению личными финансами. Здесь важно отметить, что эта аналитика и советы по управлению распространятся на ваши коммунальные услуги, телекоммуникационные услуги, ипотеку и сбережения — программа сможет подсказывать, как лучше диверсифицировать средства, учитывая все ваши источники доходов и расходов. Это как мудрая жена, только лучше.

● Кроме того, есть аппликации, которые, используя сложные алгоритмы, рассчитывают, сколько клиент может позволить себе сэкономить, и автоматически откладывает средства в учетную запись вашего банка через установленный вами промежуток времени. Такие программы также позволят зарабатывать бонусы за каждого привлеченного друга.

Например, вам необходимо предоставить информацию о своих расходах компании, которая занимается оценкой рисков клиента для дальнейшего получения кредита или лизинга. Open Banking позволит передавать эти данные в один клик, а не стоять в очереди «в окошко», чтобы выпрашивать справку. Это значительно ускорит все процессы (в данном примере — процессы, связанные с получением кредита).

Предположим, вы вошли в аппликацию своего любимого банка, а там – новая кнопка инвестиционного фонда. Нужно только кликнуть и выбрать сумму и срок – и вот, ваши деньги уже “зарабатывают”. Приложение может вам “подсказывать” – сколько денег вы можете инвестировать в этом месяце. Например, Santander, HSBS, Monzo и еще несколько других банков предлагают просмотреть свой счет, а также онлайн-сбережения, ипотечные кредиты и карты, хранящиеся в любом другом банке из этого списка. Приложение способно сгруппировать общие расходы клиентов по 30 категориям, включая покупки продуктов и коммунальные услуги.

Пожалуй, самый продвинутый из всех, Starling Bank предоставляет клиентам доступ к своей «торговой площадке», где они могут выбирать из целого ряда продуктов и услуг именно те, которые могут быть интегрированы с их учетной записью. На данный момент, в предложение входят ипотечный брокер Habito, пенсионные планы PensionBee, страхования путешествий Kasko (AXA), сберегательные счета Wealthify и много других услуг. В своей предыдущей статье мы уже писали про будущее мультисервисных аппликаций.

В конечном счете Open Banking может вырасти в глобальный маркетплейс любых услуг, которые требуют вашей финансовой информации. Это избавит от необходимости заходить во все приложения всех ваших банков и сэкономит много времени и усилий. Однако впереди еще много вопросов: хочет ли клиент такую «открытость», насколько это безопасно и многое другое.

Финансовые организации Европы все еще в процессе тестирования своих Open API, в России Open Banking еще не на законодательном уровне. Конечные потребители, во благо которых эта система задумана, либо не знают о ней, либо относятся настороженно и с опаской. Надеемся, что в краткосрочной перспективе ситуация будет улучшаться: термин “Открытый банкинг” не будет вызывать недоверия, а потребители смогут пользоваться более удобными и качественными услугами.

Источник

Несколько вещей, которые разработчику стоит знать об Open Banking

open banking что это. Смотреть фото open banking что это. Смотреть картинку open banking что это. Картинка про open banking что это. Фото open banking что это

Меня зовут Роланд Местерс, я СЕО и сооснователь компании Nordigen. Сегодня хотелось бы поговорить о некоторых нюансах Open API (Open Application Programming Interface) в отношении разработчиков. Они могут пригодиться тем специалистам, которые работают в банковской и финансовой отрасли. Поскольку я непосредственно занимаюсь вопросом открытого банкинга, то и поделиться есть чем.

Что это такое?

Одной из первых стран, которая предложила концепцию открытого банкинга, стала Великобритания. Так, в 2012 году был создан Open Data Institute, который занимался изучением открытой технологии передачи данных. В 2014 году эта организация выпустила отчет, где рассказывалось о возможностях API для data sharing. Ну а еще год спустя была основана организация Open Banking Working Group, которая занималась изучением того, как «данные могут быть использованы, чтобы помогать людям платить, экономить, давать и брать взаймы и инвестировать деньги, и обеспечивать стандарты для защиты этих данных».

В сентябре 2018 года технология open banking использовалась 6,5 млн раз. Всего через два месяца, в ноябре, насчитывалось уже 17,5 млн использований.

В РФ open banking тоже развивается, хотя и не особенно быстро. Важную роль в развитии технологии влияет регулятор, то есть Центробанк, который отвечает на запросы рынка, вовлекая в обсуждение технологии представителей отрасли.

О самой технологии можно рассказывать долго, но формат статьи вряд ли позволит добавить всю ту информацию, которую хотелось бы. Поэтому поговорим о нюансах banking API, причем не «в вакууме», а в отношении к разработке и разработчикам.

Так вот, важно знать, что API открытого банкинга, в отличие от модульного подхода, сравнительно просто адаптируются для разных приложений. Это позволяет банкам предлагать клиентам широкий спектр платежных сервисов, интегрированных в единое целое.

Наконец, open banking обеспечивает безопасность интернет-магазинов, нивелируя угрозу компрометации данных и мошенничества. Дело в том, что у open banking весьма серьезная система аутентификации клиентов, разработанная согласно требованиям регуляторов. Также стоит отметить, что требования регуляторов в области безопасности способствуют развитию технологии биометрической аутентификации. Таким образом, у мошенников остается меньше возможностей для перехвата транзакций и использования платежей в своих интересах.

Что там слышно про open banking API в РФ?

В целом, Центробанк активно действует в направлении развития технологий Open Banking. Так, регулятор разработал уже два стандарта безопасности, которые направлены на работу с API. Эти стандарты рекомендованы к использованию для:

Участников получения информации о банковском счете (банков и их клиентов, а также сторонних поставщиков);

Участников перевода денежных средств (банков и их клиентов, а также сторонних поставщиков);

Разработчиков информационного обеспечения и ПО, информационных систем.

В целом, open banking — прямой путь к развитию банковских и финансовых сервисов и услуг. Концепция задумывалась как инструмент для взаимодействия банков — не в одной стране, а по всему миру, а также для интеграции новых технологий финтех индустрии. Эта идея постепенно реализуется, так что в ближайшем будущем open banking позволит упростить жизнь как банкам, так и их клиентам.

Источник

Открытый банкинг по-русски

О развитии открытого банкинга в России говорят много, но из участников у всех на слуху только ЦБ и крупные банки. А где же финтех-стартапы с крутыми новыми проектами, как в США и Европе? Где все эти единороги и другие удивительные животные? И почему из российских необанков мы слышим только про «Тинькофф»?

В предыдущей статье мы рассказали, как развивается открытый банкинг за рубежом. Сегодня предлагаем рассмотреть отечественную ситуацию. И порассуждать, случится ли в России бум финтех-стартапов или крупные банки окончательно перейдут в разряд технологичных компаний и вытеснят более мелких игроков?

Мы в Surf уже более 10 лет занимаемся разработкой мобильных приложений, в том числе банковских. Среди наших клиентов такие банки, как Росбанк, Зенит, ЮниКредит Банк, ПСБ. За 2020-2021 годы мы внедрили систему быстрых платежей для UniCredit банка, банка «Зенит» и SBI, сейчас реализуем её для СМП. Больше узнать о нас и наших проектах можно на сайте.

В России применение открытого банкинга добровольно. Регулятором выступает Центральный Банк, а Ассоциация ФинТех разрабатывает и пилотирует банковские стандарты Open API. Есть утвержденный План мероприятий («дорожная карта»). В конце 2020 года появились стандарты открытых банковских интерфейсов. Они вводят единые правила, по которым банки и финтех-компании взаимодействуют и настраивают обмен данными о клиенте. Стандарты тоже применяются добровольно.

На то, как развивается открытый банкинг в России, влияют три фактора.

Под влиянием этих факторов сформировалось несколько направлений развития открытого банкинга в РФ.

Создание банком экосистемы сервисов — одна из наиболее быстро развивающихся форм открытого банкинга в России. В экосистеме клиент может через единый интерфейс получить множество услуг как самого банка, так и его партнёров — например, заказать цветы, купить билеты на самолёт, воспользоваться услугами юриста и т.д. Чтобы подключить партнёра к экосистеме, банк использует открытый API.

Самые крупные и популярные экосистемы создали Сбер и Тинькофф Банк. Другие российские банки начали работать в этом направлении относительно недавно, поэтому тренд будет только набирать обороты в ближайшие 2-3 года. К примеру, ВТБ уже предлагает клиентам услуги собственного мобильного оператора ВТБ Мобайл, добавляет в приложение лояльности Магнита свои финансовые сервисы и оплату по QR-коду.

Тинькофф банк — один из немногих российских необанков, чьё развитие похоже на западные проекты. Большинство российских необанков идут по другому пути.

Многие зарубежные необанки начинают как партнёры традиционного банка, использующие его лицензию. Потом они, как правило, получают свою банковскую лицензию и уже под ней продолжают оказывать банковские услуги. В числе таких проектов Chime, N26, Revolut, Monzo, Nubank и др.

В нашей стране необанки часто начинают развиваться как собственные проекты традиционных банков (банк Сфера от БКС Банка и Делобанк от СКБ-банка). Кроме того, большинство российских необанков, в отличие от зарубежных, работает только с юридическими лицами — это Банк 131, Модульбанк, Делобанк.

Один из самых интересных российских необанков — TalkBank. Свои услуги он предоставляет через мессенджеры. Никакие приложения при этом не нужны. Вы получаете удобный доступ ко всем типовым банковским операциям — проверке счёта, денежным переводам, сканированию QR-кодов. Аналогичный проект на западе реализует необанк Zelf.

Интересный факт. В России необанки, кроме разве что Тинькоффа, не стали сильными конкурентами для крупных традиционных банков. Это связано с выбранной стратегией развития: чтобы привлечь больше клиентов, необанки начали предлагать свои услуги бесплатно или за минимальную комиссию. Но лавинообразного роста не случилось.

Кроме того, многие клиенты стали пользоваться только теми услугами необанка, которые он «демпинговал» по цене. То есть, накопительные счета оставили в крупных банках, а к услугам необанков прибегали для разовых операций — перевода денег небольшими суммами или оплаты покупок, чтобы получить кешбэк. В итоге, в среднем необанк терял на одном клиенте 11 долларов.

Ещё один фактор, который сдерживает рост числа необанков в России — это недоверие пользователей к банковской отрасли. Только за последний год ЦБ отозвал лицензии у более 100 кредитных организаций. Опасаясь такого развития событий, люди предпочитают идти в крупные банки и не доверяют новым проектам.

Однако необанки всё равно сильно изменили финтех-индустрию. Глядя на их удобные сервисы, другие участники финансового рынка начали развивать мобильный банкинг, расширять банковские услуги, совершенствовать UX и дизайн мобильных приложений.

Сервисы по инициации платежей очень востребованы за рубежом. У клиента есть удобный интерфейс от партнёра банка, где можно оформить платёжное поручение и отправить его на исполнение в банк.

В России такие платёжные агенты востребованы всё меньше, что видно на графике. Это связано с тем, что банки сами предлагают клиентам удобные инструменты для этой задачи.

Зато в нашей стране растёт популярность проекта, запущенного Центробанком, — Системы быстрых платежей (СБП). За год доля СБП выросла на 15%. У некоторых банков до 25% денежных переводов проходят через СБП.

В СБП можно переводить деньги по идентификатору — номеру телефона, даже если участники операции имеют счета в разных банках. Ещё с помощью системы можно оплатить товары, услуги или работы юридических лиц по QR-коду.

Все российские банки обязаны внедрить СБП до 1 апреля 2022 года. К ней уже подключилось большинство крупных банков. Например, мы в Surf внедряли СБП для ЮниКредит банка, банка «Зенит» и SBI. Сейчас реализуем её для СМП. В ближайшем будущем число участников СБП ещё вырастет, что, несомненно, увеличит долю платежей, проходящих через систему.

Ещё одно развивающееся направление, связанное с платежами, — платёжные агрегаторы, предлагающие услуги электронных платежей: RBK.Money, «Яндекс Деньги», «Qiwi Кошелек». Они через API интегрируются с банками и предоставляют клиентам доступ к эквайрингу, денежным переводам, а также дают возможность выпустить виртуальную карту.

В России развивается концепция предоставления банковских услуг как сервиса (BaaS, banking-as-a-service). В ней банки заинтересованы сами, так как в этом случае они не отдают клиента «на сторону», а просто переходят к более удобной форме работы. Клиент получает доступ к инфраструктуре банка через открытое API. У него появляется больше свободы для управления счетами: можно интегрировать нужные ему системы с банковской, например, настроить выгрузку платёжных поручений напрямую. BaaS используется как финтех-компаниями, так и корпоративными клиентами банка.

Один из примеров BaaS — сервис Distributed Treasury and Cash Management (DTCM) Альфа-Банка и X5 Retail Group. Корпоративные клиенты банка получат доступ к виртуальному рабочему месту казначея. Там они смогут выбирать и настраивать те сервисы и услуги банка, которые им нужны. Клиент может сам настраивать логику построения расчётов и менять её под потребности компании.

API-платформа предоставляет техническую инфраструктуру, через которую можно интегрировать новые сервисы в инфраструктуру банка или подключиться к уже существующим.

В России свои API-платформы развивают «Qiwi Платформа», API Bank, Seeneco, VR_Bank. Так как крупные банки развивают свои API-платформы самостоятельно, этим разработчикам приходится ориентировать свои продукты на другую целевую аудиторию.

Только API Bank и Qiwi Платформа развивают платформы для банков. Другие разработчики в большей степени нацелены на финтех-компании, МФО или бизнес. Эта ситуация тоже косвенно указывает на неготовность крупных российских банков сотрудничать с финтех-компаниями и совместно развивать инструменты открытого банкинга.

Сервисы учёта финансов — ещё одно популярное на западе направление открытого банкинга. Они собирают и визуализируют данные обо всех операциях клиента в разных банках. В России популярность таких сервисов относительно невысокая, это связано с достаточно низким уровнем финансовой грамотности населения. Хотя есть и успешно работающие компании.

Примеры. EasyFinance позволяет импортировать и синхронизировать операции из разных банков (сейчас в системе есть возможность импорта из более 200 банков в 10 странах). Программа помогает вести учёт личных финансов, в том числе планировать доходы и расходы, выплаты по долгам и кредитам. При этом вы не тратите время на ввод операций по разным картам и счетам.

Сервис Cashoff работает для нескольких целевых групп. Банки могут организовать с его помощью импорт и анализ данных из разных финансовых систем, в том числе других банков и финансовых организаций. Так они могут оценивать финансовое состояние клиента. Также они могут воспользоваться технологиями лояльности — например, у сервиса есть набор готовых акций с повышенным кешбэком от известных брендов для клиентов банка. Кстати, Surf интегрировал эти возможности Cashoff в приложение SBI. Бренды могут подключиться к системе и выводить рекламу своих товаров в банковских приложениях. А обычные пользователи могут использовать сервис как финансового помощника.

Ещё один проект ЦБ РФ в сфере открытого банкинга — это создание маркетплейса. Он позволит выбирать разные финансовые услуги на единой платформе-агрегаторе.

Участниками маркетплейса станут

Пока маркетплейс находится в стадии разработки. 15 октября 2020 года была запущена платформа личных финансов «Финуслуги». На ней можно открыть депозит онлайн в банках-участниках платформы.

Развитие финтех-стартапов в России отличается от других стран. У нас слабо развита венчурная индустрия, нет сильных фондов, поэтому при развитии стартап может рассчитывать только на свои силы и средства. С другой стороны, развитие финтех-индустрии определяют и ограничивают регулятор и крупные банки. Последние постепенно переходят в разряд высокотехнологичных компаний и закрывают для стартапов многие ниши, в которых те развиваются на западе.

ЦБ не требует от российских банков отдавать развитие сервисов финтех-стартапам. Поэтому они делают всё, чтобы удержать свои позиции в банковской отрасли. Например, создают все сервисы своими силами или заказывают разработку проверенным вендорам, даже если её стоимость значительно выше такой же услуги у стартапа. В итоге, стартапу очень тяжело «пробиться» в систему банка.

Финам так характеризует ситуацию в отрасли:

Особенностью российской финтех-индустрии является концентрация технологических компетенций непосредственно в банковской системе, что объясняет, почему сегмент самостоятельных финтех-проектов пока слабо развит по сравнению с другими зарубежными рынками, например, США, Великобритании, Сингапура и др. Банки же (например, Сбер, ВТБ, АК Барс и др.) сами активно внедряют финансовые технологии, покупают перспективные стартапы или заключают стратегические партнерства, реализуют акселерационные и инкубаторские программы. Ключевая причина сложившейся ситуации — отсутствие интереса зарубежных и российских инвесторов к отечественным стартапам, а у традиционных игроков есть мощная ресурсная база.

Хотя можно отметить, что у крупных участников финансового рынка есть интерес к сотрудничеству со стартапами в «сложных» узкоспециализированных областях. Это могут быть:

Отметим ещё одну особенность российского открытого банкинга.

В нашей стране стартапы в основном реализуют решения для B2B-сектора. Чаще всего это сервисы для банков, МФО и страховых компаний, интегрированные с их инфраструктурой. B2C-проекты не получают развития из-за низкой платёжеспособности населения и жесткого регулирования этого сектора.

За рубежом ситуация обратная. Наиболее крупные зарубежные финтех-стартапы создают сервисы для физических лиц. Это видно в списке ниже.

Что это значит? При текущих правилах регулирования открытого банкинга и отсутствии венчурной политики в нашей стране стремительного роста финтех-индустрии, скорей всего, не будет. Хотя, возможно, будут появляться единичные новые решения финтех-компаний в секторе b2b в узкоспециализированных технологичных отраслях.

Крупные банки, развивающиеся как технологичные компании, вряд ли отдадут часть своей ниши стартапам. Вся надежда на небольшие банки, у которых нет таких бюджетов на развитие, но есть интерес к созданию своих экосистем. Им могут потребоваться технологичные решения и сервисы, разрабатываемые финтех-компаниями, но так ли это — мы увидим в течение ближайших двух-трёх лет.

Развитие концепции открытого банкинга меняет мобильные приложения банков.

Во-первых, приход необанков заставил традиционные банки серьёзно перерабатывать свои мобильные приложения, улучшая интерфейс и добавляя новые возможности

Во-вторых, появляются банковские экосистемы сервисов. Они требуют большой доработки, а то и полной переделки мобильного приложения. С технической точки зрения экосистема может быть реализована двумя способами.

В-третьих, все банки обязаны реализовать в мобильном приложении Систему быстрых платежей. Внедрение системы — сложный процесс с огромным количеством требований регулятора. Мы в Surf прошли его уже с несколькими банками.

В России на открытый банкинг влияют 3 фактора: российские банки технологически развиты и могут внедрять инструменты без помощи стартапов, потребителям интересны сложные сервисы (поэтому банки создают экосистемы), банки готовы открывать API только в обмен на выгодные условия.

Необанки застопорились в развитии, так как даже демпинг не привел толп клиентов. Клиенты пользуются дешёвыми или бесплатными услугами необанков, а хранить деньги предпочитают в крупных банках.

Два самых активно развивающихся проекта в сфере открытого банкинга инициированы ЦБ — это Система быстрых платежей и маркетплейс.

Так как крупные банки развивают свои API-платформы, разработчикам сторонних API-платформ приходится ориентировать свои продукты на другую целевую аудиторию — небольшие банки, финтех-компании, МФО или бизнес.

При текущих правилах регулирования открытого банкинга и отсутствии венчурной политики в нашей стране стремительного роста финтех-индустрии не будет. Возможно, будут появляться новые решения для b2b в узкоспециализированных отраслях.

Ещё больше о банках и их продуктах в наших статьях:

Источник

Открытый банкинг в Европе, США и Азиатско-Тихоокеанском регионе. Ищем отличия

Мы то и дело слышим об интересных западных стартапах и необанках, предлагающих новые инструменты. И почти ничего о российских, кроме разве что «Тинькофф-банка». Почему отечественные проекты в банковской отрасли буксуют?

Плохой венчурный климат, небанковские организации без лицензии не могут обслуживать клиентов банков, технологические ограничения… Можно скатать целый снежный ком причин. Но часть этих проблем решилась с появлением открытого банкинга.

Открытый банкинг — крутая инициатива, которая развивает банковскую отрасль и делает её более клиентоориентированной. В разных странах эта концепция развивается по-разному. Поэтому где-то финтех-стартапы и необанки оставляют далеко позади консервативные традиционные банки. А в других странах банки сами переходят в разряд технологичных компаний и строят масштабные экосистемы.

Давайте разберёмся, почему открытый банкинг в мире идет разными путями и стоит ли ждать появления интересных российских финтех-стартапов в сфере открытого банкинга.

Surf уже более 10 лет занимается разработкой мобильных приложений, в том числе банковских. Среди наших клиентов такие банки, как Росбанк, Зенит, ЮниКредит Банк, ПСБ. За 2020-2021 годы мы внедрили систему быстрых платежей для UniCredit банка, банка «Зенит» и SBI, сейчас реализуем её для СМП. Больше узнать о нас и нашей работе можно на сайте.

Концепция открытого банкинга подразумевает сотрудничество традиционных банков и финтех-компаний. При этом они делят функции — банк ведёт счёт клиента и предоставляет свою инфраструктуру. Финтех-компания создаёт пользовательский интерфейс и новые продукты, обслуживает клиентов. Таким образом последняя может заключить партнёрское соглашение с банком, оказывать финансовые услуги и получать доступ к счетам его клиентов, используя лицензию и инфраструктуру этого банка.

Для такого взаимодействия нужны специальные программные интерфейсы — Open API — которые интегрируют между собой разные информационные системы при помощи стандартных протоколов взаимодействия.

С точки зрения клиента открытый банкинг обеспечивает следующие преимущества:

Для банков и финтех-компаний концепция тоже даёт ряд преимуществ:

При широком применении открытого банкинга в финансовом секторе ожидаемо растёт конкуренция и ослабевает роль банков. А это помогает достичь основной цели концепции — развития новых финансовых сервисов и повышения их доступности для людей. Но это в теории. На практике в разных уголках мира развитие открытого банкинга пошло разными путями.

В разных странах финансовые регуляторы по-разному участвуют в развитии открытого банкинга. Где-то они только стимулируют его, а где-то — директивно прописывают, что банки обязаны предоставлять финтех-компаниям доступ к клиентским данным.

Ассоциация ФинТех, которая разрабатывает банковские стандарты Open API в нашей стране, выделяет несколько подходов к регулированию открытого банкинга. Их можно увидеть на схеме ниже. Подходы отличаются тем, используется ли в стране стандартизированный API и как внедряется концепция открытого банкинга — добровольно или принудительно.

Россия относится к типу Адвокат — с добровольным внедрением открытого банкинга и применением стандартизированного API.

Отдел исследований и анализа британской компании Economist Group составил наглядную карту, на которой видно, какой подход к регулированию открытого банкинга применяет каждая страна мира и какой нормативный документ его регламентирует.

Европейский подход к регулированию открытого банкинга самый известный. Его регламентирующий документ — платежная директива PSD2 (Payment Services Directive). Первая версия документа появилась ещё в 2007 году. Но вскоре её стало недостаточно для гарантии безопасности клиента, предоставляющего свои данные. Тогда появилась PSD2, которая ввела новые требования к банкам:

Признанный лидер в сфере развития открытого банкинга — Великобритания. Ещё в 2016 году в стране приняли акт, согласно которому девять крупнейших банков должны были внедрить Open API и дать доступ к своим данным небольшим банкам или финтех-стартапам. Контролирует внедрение открытых API организация Open Banking Implementation Entity (OBIE, openbanking.org.uk), существующая на взносы этих банков.

Кроме того, была прописана дорожная карта.и регламентированы сроки создания необходимой инфраструктуры для крупнейших банков. Этот комплекс мер ускорил развитие открытого банкинга в Великобритании.

В отчёте за 2020 год OBIE подсчитала, что в Великобритании более 3 миллионов пользователей используют Open Banking и более 700 компаний (банков, сервисов и финтех-стартапов) предоставляют услуги в рамках концепции. И эти цифры неуклонно растут. Так, для своего отчёта компания Tenemos опросила руководителей высшего звена. 29% респондентов сказали, что развитие открытого банкинга является частью их инновационной стратегии. 45% заявили, что хотят, чтобы их компании превратились в «цифровые экосистемы», где применяется открытый банкинг.

2020 год и пандемия ускорили переход пользователей к инструментам открытого банкинга. В своём отчете Tenemos и Economist Intelligence Unit подсчитали, что база пользователей британской платформы Open Banking удвоилась в период с апреля по сентябрь 2020 года. В других странах также возрос спрос на решения открытого банкинга, так как потребители хотят получать максимальный спектр услуг, не выходя из дома.

Что в итоге? Регламентирующие документы, готовность рынка к повсеместному распространению открытого банкинга и привычки, приобретённые в пандемию, подстёгивают развитие концепции.

Активно развивается шведская платформа открытого банкинга Tink. Она через единый интерфейс интегрирует платёжные решения по всей Европе и предоставляет доступ к данным и возможностям множества банков (в 2020 году Tink увеличила покрытие с 2 500 до 3 400 банков). Обслуживает более 300 финансовых организаций мира (среди них — Klarna, Nordea и PayPal). По собственным данным компании, каждый месяц она обрабатывает более 1 млн транзакций.

Plaid и британский Atom Bank создали инструмент, который позволяет банку очень быстро анализировать данные о клиенте и выносить решение о кредите практически моментально.

Правительства стран Азиатско-Тихоокеанского региона заняли разные позиции по отношению к концепции открытого банкинга. В Гонконге выпустили документ Open API Framework, близкий к европейской директиве, но с существенными различиями в стандартах и обязательствах. Сингапур и другие страны Юго-Восточной Азии придерживаются более либерального подхода и жёстко развитие открытого банкинга не регламентируют.

В Австралии закон «О праве на данные потребителей» вступил в силу только 1 июля 2020 года. Он предусматривает два этапа внедрения Open Banking:

На втором этапе передаются данные об ипотечных, инвестиционных и потребительских кредитах, а также совместных счетах.

Регулированием и аккредитацией новых финтех-компаний будет заниматься Австралийская комиссия по конкуренции и защите прав потребителей.

До этого момента на банки большой четверки — ANZ, NAB, Westpac, and Commonwealth Bank (CommBank) — приходилось 95% вкладов в стране. После внедрения открытого банкинга это соотношение должно поменяться, а процесс банковского обслуживания станет быстрей и удобней. Так, в феврале 2021 года ANZ, Commonwealth Bank, Westpac, Scentre Groupи IBM сообщили о создании блокчейн-платформы Lygon, которая сократит срок выдачи банковских гарантий с 30 дней до одного.

Что в итоге? Азия — за либеральный подход, Австралия создаёт регламентирующие документы и идёт путем Европы. Основное развитие открытого банкинга в регионе ещё впереди.

Законодательство США долго не регламентировало внедрение открытого банкинга.

Регулирующие органы придерживались политики невмешательства, что позволило отрасли развиваться и выбирать пути стандартизации самостоятельно. Развитие концепции в стране определял сам рынок и рост технологий. Однако в 2020 Consumer Financial Protection Bureau выпустило предварительное уведомление о предлагаемых нормативных актах (ANPR). Обычно такие уведомления являются предшественником нового этапа федерального регулирования. Так что в ближайшее время ситуация в сфере регламентирования открытого банкинга в США может измениться.

Американский подход к развитию открытого банкинга выглядит так. Крупные банки разрабатывают собственные нестандартизированные API и выстраивают вокруг них экосистему из финтех-стартапов и небольших банков. Более мелкие игроки могут подключиться к одному крупному банку или ко всем существующим API, если у них есть для этого ресурс. Кроме того, многие американские банки сотрудничают с такими финтех-компаниями, как Plaid, PayPal, Intuit и Zelle.

Развитие открытого банкинга в США и постоянное появление новых интересных проектов в этой сфере тесно связано с работой венчурных фондов и акселераторов, которые стимулируют постоянное развитие новых технологичных стартапов.

Что в итоге? В США — самая благоприятная обстановка для развития открытого банкинга. Концепция органично развивается в русле требований рынка технологий, ей помогает активная венчурная политика.

Отдельно остановимся на таком интересном проекте открытого банкинга, как необанки.

Необанки — это digital-first-бизнес. У них нет офлайн-подразделений, а большинство сервисов они предоставляют в режиме одного окна и одного клика (источник — banki.ru).

Их распространение связано с уровнем развития открытого банкинга в регионе. Так, в мире около 250 необанков, ещё несколько готовятся к запуску.

Большая их часть находится в Европе, лидером является Великобритания, за ней следуют Швеция и Франция. Всего в Европе счета в необанках есть более, чем у 50 миллионов человек. Следом по числу необанков идут Южная Корея, Бразилия и США. На Азиатско-Тихоокеанский регион приходится 34 компании. В 2020 году запустился первый на Филиппинах необанк Tonik. В России порядка 10 необанков, но не все они самостоятельные проекты (например, ДелоБанк — филиал СКБ Банка).

Необанки предлагают пользователям возможности, которых нет у традиционных банков, и удобные интерфейсы, за счёт чего увеличивают число клиентов.

Например, обеспечивают более высокий уровень безопасности карты. Так, на физической карте банка из Гонконга MOX из всех реквизитов указаны только ФИО держателя. Другие данные можно найти в приложении. Это гарантирует, что посторонний человек не использует вашу карту для онлайн-оплаты.

У Revolut можно завести ребёнку счёт учёта расходов. В приложении он может создавать цели для накопления, следить за расходами и выполнять задания родителей.

Эксперты считают, что модель, которую предлагают необанки, — услуги в удобном виртуальном формате — становится стандартом в финансовой отрасли.

Важной особенностью необанков является их гибкость и адаптивность, что помогает им опережать традиционные банки. Например, стартап из США Chime выявил, что клиенты используют дебетовые карты, а не кредитки, но при этом им важен кредитный рейтинг. Эта информация позволила ему запустить продукт-гибрид, в котором он совместил дебетовые и кредитные функции.

Развитие открытого банкинга в мире идет разными путями. Это связано с двумя факторами:

В следующей статье разберём, как развивается ситуация с открытым банкингом в нашей стране, какова роль регулятора и чем российская модель отличается от зарубежных.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *