опасные гастроли актеры и роли
Опасные гастроли (фильм)
Опасные гастроли (фильм)
Содержание
Сюжет
В основу сценария положены реальные события, описанные Александрой Михайловной Коллонтай в ее дневниках:
Из интервью Г. Юнгвальд-Хилькевича:
По сюжету фильма, действие происходит в Одессе в 1910 году, когда по заданию загранбюро РСДРП в город приехал под видом французского лесопромышленника видный большевик-подпольщик, который должен организовать доставку в Россию через Одесский порт нелегальной литературы. Задание удается выполнить. В Одессе был создан театр варьете, который, получив известность, гастролировал по России и получал из Франции «театральный реквизит».
Чиновники Госкино долго не хотели утверждать Высоцкого на главную роль. Но режиссер был непреклонен: роль изначально писалась на Высоцкого. И все актеры, приглашаемые на эту роль, не решаясь напрямую отказаться в пользу Высоцкого, выдавали на пробах «киксу». Из интервью Г. Юнгвальд-Хилькевича:
В “Опасных гастролях” на роль, которую сыграл Володя, пробовались еще Юра Каморный, Слава Шалевич и Рома Громадский. Но они знали, что я хочу видеть в кадре только Высоцкого, и поэтому всячески мне в этом помогали. Да, мне дали список, кого надо попробовать, и заявили, что Высоцкий сниматься не будет. Но я уперся рогами. Володю я обожал. Картина делалась ради него. [3]
В результате режиссер победил, решено было утвердить на роль Высоцкого.
Фильм был встречен официальными цензорами крайне враждебно: святое дело революции в головах номенклатурных партийных работников не совмещалось с канканом и эстрадными куплетами. «Так вот как Георгий Юнгвальд-Хилькевич представляет себе Октябрьскую революцию», — возмущался Дзиган на страницах журнала «Искусство кино». [4]
Тем не менее кассовый сбор был огромен – фильм посмотрело 87 миллионов зрителей.
В ролях
В эпизодах
Виктор ПАВЛОВСКИЙ, Владимир ГУЛЯЕВ, Валентин КУЛИК, Н. РОЖКОВ, И. МАКСИМОВ, В. ПЕРЕПЛЕТЧИКОВ, Виктор МЯГКИЙ, Б. ДИКАНСКИЙ, В. ДРАНОВСКИЙ, Н. КАХОВ, Сергей СИБЕЛЬ, Б. МОЛОДАН, С. ПОТАПЕНКО, А. СОЛОВЬЕВА, М. БАРАБОЛЬКО, Дмитрий ОРЛОВСКИЙ, В. ПЛОТНИКОВ, Дмитрий ПОНОМАРЕНКО, Георгиос СОВЧИС, Владимир КОСТИН, Василий ЛЕВИН, М. ТОЛМАЧЕВ, К. ЯКУЛОВ. Кира МУРАТОВА (вне титров).
Революция с цыганами и канканом: «Опасные гастроли» 40 лет спустя
Прочитав эту публикацию, молодой одесский кинорежиссёр Георгий Эмильевич Юнгвальд-Хилькевич загорелся создать по её мотивам историко-приключенческий мюзикл. В апреле 1967 на экраны вышла и собрала 54,5 млн зрителей мосфильмовская лента «Неуловимые мстители». Почему бы не сделать что-либо подобное на Одесской киностудии?
Следующие проблемы начались при утверждении актёров. Георгий Эмильевич дружил с Высоцким ещё со времён гастролей театра на Таганке в Ташкенте: на главную роль он хотел только его… а Худсовет не хотел. Режиссёра обязали подобрать другую кандидатуру, и ему пришлось рассказать навязанным ему Москвой актёрам-кандидатам Юрию Каморному, Вячеславу Шалевичу, Роману Громадскому, всю подноготную. Они тоже (как практически и вся страна) любили Высоцкого, его роли и песни, и на пробах откровенно валяли дурака, поэтому, когда Хилькевич в следующий раз приехал в Москву, Худсовету не оставалось ничего иного, как сдаться.
Правда за это от режиссёра потребовали, чтобы в фильме главную женскую роль Софи (Коллонтай) вместо Маргариты Тереховой исполнила звезда недавно вышедших «Братьев Карамазовых» Лионелла Пырьева. Хилькевичу очень хотелось снять Терехову, но в данном случае он этим желанием пожертвовал, реализовав его только десять лет спустя в «Д’Артаньяне и трёх мушкетёрах».
Целая история приключилась с «выбиванием» Ефима Захаровича Копеляна. Он был очень плотно занят в репертуаре ленинградского театра БДТ, и главный режиссёр театра — Георгий Товстоногов мог его просто не отпустить. Второй режиссёр и директор картины Сергей Цивилько — огромный по размерам человек — а также выпивоха, балагур и известный трепач, наплёл Хилькевичу, что с «Гогой Товстоноговым» они большие приятели. Как ни странно, тот ему поверил, и они полетели в Ленинград. Только когда в конце длинного коридора театра БДТ показались Копелян и идущий рядом с ним Товстоногов, Хилькевич понял, что Цивилько, как и он, видит главрежа БДТ первый раз в жизни, и что никому никогда Георгий Александрович называть себя Гогой не позволял.
Тем не менее Цивилько, хоть и вспотел от волнения, но смело бросился к Товстоногову: «Здравствуй, Гога! Ну что, вспомнил?! Гога, ты же мне обещал, если обращусь к тебе, то ты отпустишь актёра. Мне надо Фиму освободить. Всего на девять дней. Ну, помогай теперь». Товстоногов обернулся к Копеляну: «Ефим Захарович, что-нибудь интересное?» Совершенно смущённый ситуацией, Копелян едва выдавил из себя: «Да». Все расступились. Товстоногов обратился к человеку из режиссёрского управления: «Сделайте для…». Цивилько подсказал: «Серёжи». «Сделайте для Сергея», — когда Товстоногов проходил мимо так и не подошедшего к нему Хилькевича, у него было лицо человека, пытающегося вспомнить что-то неведомое. Сделав своё «чёрное» дело, оба одессита полетели обратно, запускать съёмочный процесс.
Хилькевич знал, что Высоцкий запойный, что он может сорвать график съёмок, но сознательно шёл на риск. Первые два месяца он не снимал фильм, а, как тогда говорили, «отдавал метраж» — делал вид, будто снимает. Высоцкий лежал в больнице. Если бы он умер, за очковтирательство и растрату бюджетных денег режиссёр рисковал сесть на 5-7 лет. Сам Георгий Эмильевич, тоже страдавший от алкоголизма, на время съёмок ушёл в сухую завязку. Когда исполнитель главной роли всё-таки «пришёл в себя», процесс пошёл по-настоящему.
Высоцкий приехал в Одессу, и Хилькевич поселил его в гостинице «Аркадия», где жили все актёры, прибывавшие на съёмки фильма. Получилось так, что одновременно в Одессе собрались и Рада и Николай Волшаниновы, известнейшие в то время актёры театра «Ромэн» (в фильме — Грановские), и Лионелла Пырьева, и Иван Переверзев (по фильму — одесский губернатор), и Ефим Копелян, и Бронислав Брондуков, другие актёры. Все спустились в ресторан гостиницы, немного посидели. А потом Высоцкий взял гитару, вышел на сцену… и началось. Однажды на «Мосфильме». Как знаменитая одесская подпольщица стала врагом народа
Сначала он спел «Охоту на волков», затем «Протопи ты мне баньку по-белому». Народ на улице услышал его голос, в ресторане стремительно начал скапливаться народ. Уже через несколько минут людей набралось столько, что выдавили витринное стекло ресторана. Не сговариваясь, люди скинулись и отдали деньги администрации заведения. Та сделала вид, что ничего не случилось. Через разбитое стекло звук полился на улицу. Трамваи с двух сторон остановились, народ из вагонов повалил к «Аркадии». Затем выступили Волошины, потом снова Высоцкий. Толпившийся на улице народ завороженно слушал. Сейчас сложно представить, какой популярностью в СССР пользовался тогда опальный Высоцкий: если бы ему разрешили собрать стадион, он собрал бы — и не один.
После банкета трезвый Хилькевич пошёл проводить слегка захмелевшую Лионеллу Пырьеву в её номер. У гостиничной стойки они столкнулись с польскими офицерами, приехавшими в Одесский военный округ на совещание стран-участниц Варшавского договора. Когда актриса брала ключи, один из них позволил себе фамильярность — обхватил за талию, да так, что пальцами подпёр под грудь. Пырьева тут же влепила ему наотмашь пощёчину, от чего у бравого вояки отлетела фуражка. Хилькевич подхватил актрису, затолкал в номер, запер, а ключ положил себе в карман. Подтянулись другие члены съёмочной группы, началась драка.
Милиция скрутила Хилькевича и повезла в участок. Отъехав несколько сот метров, милицейский «бобик» остановился. Один из милиционеров повернулся к задержанному: «Вы меня не узнаёте?» Оказалось, что молодой блюститель порядка когда-то работал на одной из картин Хилькевича в оцеплении. Дверь машины распахнулась…
Начались съёмки. Группа, чтобы нагнать сроки, была вынуждена снимать по огромному музыкальному номеру в день. Все танцевальные номера исполнил Ансамбль хореографических миниатюр. В группе посмеивались, что Хилькевич любит Высоцкого больше собственной жены. Один раз даже было такое, Владимир Семёнович высказался, что ему не нравится дробление эпизода: «Что мы снимаем какую-то мельтешню?» Хилькевич: «Всё. Стоп. Снимаем длинными планами».
Однажды актёры случайно нанесли побои Брониславу Брондукову. У него была эпизодическая роль сторожа Антипа, который, заметив на театральном складе подпольщиков-революционеров, принимает их за грабителей и пытается остановить. Когда его в один из дублей, дёрнув за двустволку, случайно обрушили вниз по лестнице, он разбил себе нос. Именно этот кадр вошёл в фильм: видно, как актёры играют в кадре, но при этом озабоченно оглядываются. Брондуков самоотверженно дождался окончания съёмки, после чего буквально чуть не плача выполз из полуподвала по лестнице со словами: «Ну что же вы, мужики, делаете!» Актёр этот за свой мягкий характер, простоту в общении и ответственный подход к работе пользовался у съёмочной группы большим уважением.
Высоцкий выступал без дублёров, несмотря на то, что в фильме есть и сцена сумасшедшей погони со скачками, и сцена ухода от начальника полиции по крышам. В одном из кадров Высоцкий прыгал с крыши из-под балкона прямо в пролётку с высоты 4-5 метров. Дом с балконом находится на пересечении улиц Сабанеев мост и Гоголя. Высоцкий безупречно отработал несколько дублей, но сам прыжок, к сожалению, в фильм не вошёл: вот он собирается прыгать… и вот он уже в пролётке. Момент, когда Высоцкий находится в воздухе, в целях сохранения динамики сцены, вырезали.
В Одессу в марте 1969-го приехала Марина Влади. Роман у них с Высоцким только начинался, в перерывах между съёмками они целовались за перегородкой в тонвагене — специально оборудованный автомобиль для звуко- и кинозаписи. Все на следующий день поприносили фотоаппараты… но вскоре присутствие на съёмочной площадке известной французской актрисы стало привычным делом. Влади одевалась неброско, сидела сбоку на стульчике и наблюдала, как идут съёмки. Миша-одессит, который не одессит. 95 лет Михаилу Водяному
Как-то раз возле операторского собралась часть съёмочной группы, в том числе актёры Георгий Юматов и Владимир Шубарин, игравшие подпольщиков. И тут появился грязный замызганный нищий, который стал просить подаяния. Долго никто не мог понять, как он сюда прошёл через охрану. Когда наконец выяснилось, что это Высоцкий «обкатывает» свой образ, Юматов только смог восхищённо произнести свою фразу из роли: «Ну, в Петербурге ты явишься в костюме турецкого султана или что-то в этом роде». Сцену, где нищий встречается с героем Юматова, снимали возле старой проходной Одесской киностудии.
Фильм «Опасные гастроли» был первым, где появилась фирменная заставка Одесской киностудии — отчеканенная бригантина на синем морском фоне и звук корабельных склянок. Эмблему студии создали в честь её 50-летнего юбилея. Во время съёмок группе, и Высоцкому тоже, раздали медальки и значки с бригантиной.
Последнюю сцену, в которой Высоцкий дерётся с Ефимом Копеляном в образе шефа одесских жандармов Бобруйского-Думбадзе, снимали ночью во дворе киностудии, прямо над обрывом. Актёры в кадре успешно «убили» друг друга, стены «склада» догорали. Наконец, прозвучали слова режиссёра «Стоп! Снято! Спасибо всем!». Ввысоцкий оглянулся на море, в предрассветном тумане он заметил кораблик местного яхт-клуба «Экватор» и закричал: «Глядите, «Святая Елена» причалила!» Это были слова его роли к одной из сцен. Хилькевич скомандовал оператору Фёдору Сильченко включить камеру. Так благодаря Высоцкому родился финал фильма, которого в сценарии не было. Съёмки были завершены, началась озвучка.
Композитор в титрах фильма указан только один — Александр Билаш, хотя на самом деле музыку и слова «Куплетов Бенгальского» написал Владимир Высоцкий. У «Романса при свечах» («Было так, я любил и страдал…») получилось два варианта мелодии: вариант Билаша вошёл в фильм, а свою версию Владимир Семёнович исполнял на концертах. К цыганскому романсу «Камнем грусть висит на мне» и к песне о «Розе-гимназистке» он придумал только слова.
Песен для фильма Высоцкий придумал гораздо больше. Туда не вошла знаковая для его творчества песня «Я не люблю», Жорж Бенгальский пел её в сцене пикника, снятой на берегу Днестровского лимана, около села Николаевка. В фильме после слов Высоцкого, держащего гитару, кадр обрывается и начинается следующая сцена. «Цыганочку» («Эх, раз, да ещё раз…» — её слушает Иван Грозный в гайдаевской комедии «Иван Васильевич меняет профессию») Худсовет запретил ещё на стадии утверждения сценария. Главная советская новогодняя сказка от Одесской киностудии
И вот, материал готов и передан в Госкино на приёмку. Официальные цензоры встретили ленту в штыки. Нет, там ожидали увидеть лёгкий приключенческий фильм о героях революции, но не с канканом и цыганами. В журнале «Искусство кино» вышла разгромная статья. Некий лауреат Сталинской премии Ефим Дзиган возмущённо вещал: «Так вот как Георгий Юнгвальд-Хилькевич представляет себе Октябрьскую революцию». Режиссёра обвиняли в том, что он перенял от тлетворного Запада голливудский подход к синематографу. Что его фильм чёрным пятном ложится на светлое имя советского кино.
Журнал, кстати, смели в считаные часы, но не из-за статьи. Дело в том, что в нём опубликовали несколько фотографий Высоцкого, а их в то время было не достать.
5 января 1970 года «Опасные гастроли» вышли в советский прокат, и народ валом повалил в кинотеатры. Всего фильм посмотрели 37 миллионов человек, он стал самым кассовым в истории Одесской киностудии и признанной классикой авантюрной комедии. Те, кто его критиковал, уже практически ушли в небытие, их имена сегодня может потому ещё только и вспоминают, что они как-то были связаны с «Опасными гастролями», а фильм продолжает регулярно выходить на экраны и радует зрителей, и, даст Бог, ещё долго будет радовать.
Как при помощи Высоцкого и фиги в кармане советская интеллигенция фрондой в кино занималась
Примечательно, что годом раньше Геннадий Полока, автор талантливой «Республики ШКИД» снял картину очень и очень похожую на «Опасные гастроли» — теперь уже всем известную, а тогда положенную «на полку» «Интервенцию».
Кино, битком набитое талантами советского кино — Штиль, Хуциев, Нифонтова, Золотухин, Высоцкий, Копелян, Аросева, Гафт, Сичкин, Катин-Ярцев, Юрский — не удовлетворило своей театральщиной, балаганностью, буффонадой не только партийных кураторов, но и автора пьесы «Интервенция» Льва Славина, с блеском прошедшая в театрах Москвы.
Так что режиссер «Опасных гастролей» Георгий Юнгвальд-Халькевич рисковал. Музыкальная комедия будущего автора «Трех мушкетеров» строилась на тех же китах, что и «Интервенция» — Одесса, легкая музычка, полублатной колорит «города у моря», большевистское подполье, харизматичный Высоцкий в главной роли. Последний, кстати, даже одет в обоих фильмах похоже.
Ах, Одесса, жемчужина у моря!
Что выручило Юнгвальд-Хилькевича? Во-первых, у него вышел фильм не совсем про большевистское подполье, а про Одессу. Снимался-то фильма на Одесской киностудии, в Русской Пальмире.
Как ни крути, а она здесь главная, вид ее улиц, площадей, здание оперы, Потемкинская лестница, узкие проулки и арки сквози которые несутся повозки биндюжников — романтика, подхлестываемая вслед романсом Жоржа Бенгальского/Высоцкого, ставшего вмиг безумно знаменитым.
Не знаю, как сейчас, но во времена моей юности и молодости слова «Если был он с гонором, так будет без, шаг пройдя по улицам Одессы» или «Здесь когда-то побывала королева из Непала и какой важный лорд из Эдинбурга», «Сотвори Господь хоть пятьдесят Одесс, все равно в Одессе будет тесно» распевали по дворам и домам поголовно.
Кроме того, «Опасные гастроли» не несли в себе никаких философских и политических обобщений, которых полно в «Интервенции». Чиновники любых стран, времен и общественных формаций не любят идеи, любая идеология видится и прокрустовым ложем для их прокрустовой лажи бюрократического мирка.
«Опасные гастроли» — чистой воды мюзикл. Как и почти все фильмы Юнгвальд-Хилькевича. Вспомним и самый знаменитый его шедевр «Три мушкетера», и «Ах, водевиль, водевиль», и «Двое под одним зонтом», и «Куда он денется», и «Выше радуги».
Да и последний значительный его фильм «Как это делается в Одессе» тоже поставлен в манере мюзикла слов. Жестов, движения, мимики.
Самое интересное, что первоисточник у мюзикла про большевиков (это ж надо было в 1969-ом набраться наглости так снимать про них!) — книга воспоминаний самой знаменитой до Валентины Титовой советской женщины — революционерки и дипломатэссы Александры Колонтай.
Продать революцию: как это делалось в Одессе
У «Опасных гастролей» получилась замечательная прокатная история — ленту посмотрело более 36 миллионов зрителей. При тогдашней цене бензина и газировки в 2 копейки, потратить 20 копеек на билет в кинотеатр было мелким расточительством.
Но умножьте 20 копеек на 36 миллионов, и вы поймете, что мюзикл, в котором были и нестандартные песни Высоцкого, и погони, и прекрасные дамы, очаровашка Копелян, только-только выстреливший в «Неуловимых» и «Ошибке резидента», по окупаемости бил и классом, и кассой любой голливудский фильм.
К чему, впрочем, многие советские фильмы привыкли, хотя и мысли о соревновательности, конечно, не могло быть. Просто уровень был такой высокий, что могли себе позволить шедевры вроде полокинской «Интервенции» откладывать в сторону.
Думается, что успех мюзикла, предпочтение, которое он получил перед серьезной сатирой «Интервенции», заключен был еще и в понимании зрительских предпочтений.
И режиссер, и худсовет Госкино, и партийные органы, их контролировавшие, рассуждали примерно так, как «виконт» из «Опасных гастролей» в исполнении Николая Гринько: «Русские любят веселиться». Ну, так вот вам — героизм, преподнесенный в обложке представления варьете.
Кино с двойным дном
Кстати, о варьете. Люди, знавшие Георгия Юнгвальд-Хилькевича отмечали, что он не терпит границ и любит творческое хулиганство. Игра! Ну, к примеру, когда смотрите «Опасные гастроли», вы должны отдавать себе отчет, что всего за два года до их выхода на экран увидел свет журнальный вариант романа Михаила Булгакова «Мастер и Маргарита». Поняли, о чем речь?
Вижу, что поняли — варьете, а в нем склонный к преувеличениям и казенному пафосу конферансье Жорж Бенгальский. Этот, которому кот Бегемот оторвал голову, а Коровьев-Фагот крикнул ушедшую в народ фразу: «Поздравляю вас, соврамши!».
А теперь представьте, как тонко улыбались друг другу фрондирующие интеллигенты, когда на экране видели на сцене варьете конферансье Жоржа Бенгальского в исполнении Высоцкого. Хотя, конечно, массы всего этого не заметили, так что все это было мимо кассы, для личного удовлетворения узкого круга понимавших.
Был еще один момент в картине, который перекликается и с несчастным своим «систер-шипом» «Интервенцией», и еще одним гениальным образчиком советской фронды — «Покровскими воротами».
Есть мнение, что сценарий фильма «про ящики и ящики с нелегальной литературой» спас Владимир Высоцкий. Сам он вспоминал об этом так: «Весь смысл в этом сценарии заключался в том, что там отвлекали полицейских вот так вот, а в это время куда-то уносили ящики.
Потом с другой стороны отвлекали полицейских, — тогда ящики спускались сверху. В общем, фильм был про ящики, про тару. Вот. А хотелось, чтоб этот фильм был про людей… Так как он актёр, то, совершенно естественно, я предложил им, чтобы он действовал такими способами, которые доступны актёру.
А именно, чтоб он много переодевался, обманывал, там, так сказать, загримировавшись, играл других людей. Если он хороший актёр — перевоплощался в разных людей».
Мемуары Высоцкого подтверждал в свое время и Юнгваль-Хилькевич: «Он предложил эпизод с переодеванием в нищего, когда тот говорит: «Подайте одну копеечку!» — Потом ещё была его идея, что он переодевается в богатого буржуа, и когда он видит, что за ним идут сыщики, — резко поворачивается и кричит: «Стоять!» И отправляет их в другую сторону.
Как же интересно мы жили
Можно смело предположить, что Михаил Казаков, который за право снимать «Покровские ворота» сыграл не очень симпатичного столичной богеме Феликса Дзержинского, кое-что перенял в «Опасных гастролях».
В частности, идею о том, что актер должен постоянно переодеваться, который в «Покровских воротах» звучит рефреном на протяжение всего фильма.
Актер, переодевание, смена личин, чтобы выжить, фига в кармане — все эти инструменты из арсенала творческой нашей интеллигенции есть у Высоцкого практически во всех его фильмах, но в особенности в этой одесской дилогии — «Интервенция» — «Опасные гастроли», есть в «Покровских воротах», есть в пьесах Шварца и фильмах Марка Захарова.
Искренность — не та черта, которая присуща актеру. Но подпольщику она нужна. Будь он актер в стане царской бюрократии, хоть актер в стане Советской власти.
Эта двусмысленность вкупе с вышеперечисленным сделала «Опасные гастроли» действительно опасными гастролями советской фронды в период, когда хрущевская «оттепель» уже уходила в прошлое, а сталинское «закручивание гаек» еще помнилось очень хорошо. Потому и смотреть-пересматривать картину можно много раз.
Революция с цыганами и канканом: «Опасные гастроли» 41 год спустя
Прочитав эту публикацию, молодой одесский кинорежиссёр Георгий Эмильевич Юнгвальд-Хилькевич загорелся создать по её мотивам историко-приключенческий мюзикл. В апреле 1967 на экраны вышла и собрала 54,5 млн зрителей мосфильмовская лента «Неуловимые мстители». Почему бы не сделать что-либо подобное на Одесской киностудии?
Директор варьете большевик Николай Коваленко, по вечерам выступает на сцене в качестве шансонье Жоржа Бенгальского, а в остальное время — принимает на хранение винтовки. патроны и револьверы. Во время гастролей в ящиках с театральным реквизитом они путешествуют по городам России, где их уже ждут местные подпольные ячейки. Как потом оказалось, эта работа для Мелкумова стала самой значимой. «Д’Артаньян и три мушкетёра» – сорок лет спустя
Следующие проблемы начались при утверждении актёров. Георгий Эмильевич дружил с Высоцким ещё со времён гастролей театра на Таганке в Ташкенте: на главную роль он хотел только его… а Худсовет не хотел. Режиссёра обязали подобрать другую кандидатуру, и ему пришлось рассказать навязанным ему Москвой актёрам-кандидатам Юрию Каморному, Вячеславу Шалевичу, Роману Громадскому, всю подноготную. Они тоже (как практически и вся страна) любили Высоцкого, его роли и песни, и на пробах откровенно валяли дурака, поэтому, когда Хилькевич в следующий раз приехал в Москву, Худсовету не оставалось ничего иного, как сдаться.
Правда за это от режиссёра потребовали, чтобы в фильме главную женскую роль Софи (Коллонтай) вместо Маргариты Тереховой исполнила звезда недавно вышедших «Братьев Карамазовых» Лионелла Пырьева. Хилькевичу очень хотелось снять Терехову, но в данном случае он этим желанием пожертвовал, реализовав его только десять лет спустя в «Д’Артаньяне и трёх мушкетёрах».
Целая история приключилась с «выбиванием» Ефима Захаровича Копеляна. Он был очень плотно занят в репертуаре ленинградского театра БДТ, и главный режиссёр театра — Георгий Товстоногов мог его просто не отпустить. Второй режиссёр и директор картины Сергей Цивилько — огромный по размерам человек — а также выпивоха, балагур и известный трепач, наплёл Хилькевичу, что с «Гогой Товстоноговым» они большие приятели. Как ни странно, тот ему поверил, и они полетели в Ленинград. Только когда в конце длинного коридора театра БДТ показались Копелян и идущий рядом с ним Товстоногов, Хилькевич понял, что Цивилько, как и он, видит главрежа БДТ первый раз в жизни, и что никому никогда Георгий Александрович называть себя Гогой не позволял.
Тем не менее Цивилько, хоть и вспотел от волнения, но смело бросился к Товстоногову: «Здравствуй, Гога! Ну что, вспомнил?! Гога, ты же мне обещал, если обращусь к тебе, то ты отпустишь актёра. Мне надо Фиму освободить. Всего на девять дней. Ну, помогай теперь». Товстоногов обернулся к Копеляну: «Ефим Захарович, что-нибудь интересное?» Совершенно смущённый ситуацией, Копелян едва выдавил из себя: «Да». Все расступились. Товстоногов обратился к человеку из режиссёрского управления: «Сделайте для…». Цивилько подсказал: «Серёжи». «Сделайте для Сергея», — когда Товстоногов проходил мимо так и не подошедшего к нему Хилькевича, у него было лицо человека, пытающегося вспомнить что-то неведомое. Сделав своё «чёрное» дело, оба одессита полетели обратно, запускать съёмочный процесс.
Хилькевич знал, что Высоцкий запойный, что он может сорвать график съёмок, но сознательно шёл на риск. Первые два месяца он не снимал фильм, а, как тогда говорили, «отдавал метраж» — делал вид, будто снимает. Высоцкий лежал в больнице. Если бы он умер, за очковтирательство и растрату бюджетных денег режиссёр рисковал сесть на 5-7 лет. Сам Георгий Эмильевич, тоже страдавший от алкоголизма, на время съёмок ушёл в сухую завязку. Когда исполнитель главной роли всё-таки «пришёл в себя», процесс пошёл по-настоящему.
Высоцкий приехал в Одессу, и Хилькевич поселил его в гостинице «Аркадия», где жили все актёры, прибывавшие на съёмки фильма. Получилось так, что одновременно в Одессе собрались и Рада и Николай Волшаниновы, известнейшие в то время актёры театра «Ромэн» (в фильме — Грановские), и Лионелла Пырьева, и Иван Переверзев (по фильму — одесский губернатор), и Ефим Копелян, и Бронислав Брондуков, другие актёры. Все спустились в ресторан гостиницы, немного посидели. А потом Высоцкий взял гитару, вышел на сцену… и началось. Главная советская новогодняя сказка от Одесской киностудии
Сначала он спел «Охоту на волков», затем «Протопи ты мне баньку по-белому». Народ на улице услышал его голос, в ресторане стремительно начал скапливаться народ. Уже через несколько минут людей набралось столько, что выдавили витринное стекло ресторана. Не сговариваясь, люди скинулись и отдали деньги администрации заведения. Та сделала вид, что ничего не случилось. Через разбитое стекло звук полился на улицу. Трамваи с двух сторон остановились, народ из вагонов повалил к «Аркадии». Затем выступили Волошины, потом снова Высоцкий. Толпившийся на улице народ завороженно слушал. Сейчас сложно представить, какой популярностью в СССР пользовался тогда опальный Высоцкий: если бы ему разрешили собрать стадион, он собрал бы — и не один.
После банкета трезвый Хилькевич пошёл проводить слегка захмелевшую Лионеллу Пырьеву в её номер. У гостиничной стойки они столкнулись с польскими офицерами, приехавшими в Одесский военный округ на совещание стран-участниц Варшавского договора. Когда актриса брала ключи, один из них позволил себе фамильярность — обхватил за талию, да так, что пальцами подпёр под грудь. Пырьева тут же влепила ему наотмашь пощёчину, от чего у бравого вояки отлетела фуражка. Хилькевич подхватил актрису, затолкал в номер, запер, а ключ положил себе в карман. Подтянулись другие члены съёмочной группы, началась драка.
Милиция скрутила Хилькевича и повезла в участок. Отъехав несколько сот метров, милицейский «бобик» остановился. Один из милиционеров повернулся к задержанному: «Вы меня не узнаёте?» Оказалось, что молодой блюститель порядка когда-то работал на одной из картин Хилькевича в оцеплении. Дверь машины распахнулась…
Начались съёмки. Группа, чтобы нагнать сроки, была вынуждена снимать по огромному музыкальному номеру в день. Все танцевальные номера исполнил Ансамбль хореографических миниатюр. В группе посмеивались, что Хилькевич любит Высоцкого больше собственной жены. Один раз даже было такое, Владимир Семёнович высказался, что ему не нравится дробление эпизода: «Что мы снимаем какую-то мельтешню?» Хилькевич: «Всё. Стоп. Снимаем длинными планами».
Однажды актёры случайно нанесли побои Брониславу Брондукову. У него была эпизодическая роль сторожа Антипа, который, заметив на театральном складе подпольщиков-революционеров, принимает их за грабителей и пытается остановить. Когда его в один из дублей, дёрнув за двустволку, случайно обрушили вниз по лестнице, он разбил себе нос. Именно этот кадр вошёл в фильм: видно, как актёры играют в кадре, но при этом озабоченно оглядываются. Брондуков самоотверженно дождался окончания съёмки, после чего буквально чуть не плача выполз из полуподвала по лестнице со словами: «Ну что же вы, мужики, делаете!» Актёр этот за свой мягкий характер, простоту в общении и ответственный подход к работе пользовался у съёмочной группы большим уважением.
Высоцкий выступал без дублёров, несмотря на то, что в фильме есть и сцена сумасшедшей погони со скачками, и сцена ухода от начальника полиции по крышам. В одном из кадров Высоцкий прыгал с крыши из-под балкона прямо в пролётку с высоты 4-5 метров. Дом с балконом находится на пересечении улиц Сабанеев мост и Гоголя. Высоцкий безупречно отработал несколько дублей, но сам прыжок, к сожалению, в фильм не вошёл: вот он собирается прыгать… и вот он уже в пролётке. Момент, когда Высоцкий находится в воздухе, в целях сохранения динамики сцены, вырезали.
В Одессу в марте 1969-го приехала Марина Влади. Роман у них с Высоцким только начинался, в перерывах между съёмками они целовались за перегородкой в тонвагене — специально оборудованный автомобиль для звуко- и кинозаписи. Все на следующий день поприносили фотоаппараты… но вскоре присутствие на съёмочной площадке известной французской актрисы стало привычным делом. Влади одевалась неброско, сидела сбоку на стульчике и наблюдала, как идут съёмки. Миша-одессит, который не одессит. 95 лет Михаилу Водяному
Как-то раз возле операторского собралась часть съёмочной группы, в том числе актёры Георгий Юматов и Владимир Шубарин, игравшие подпольщиков. И тут появился грязный замызганный нищий, который стал просить подаяния. Долго никто не мог понять, как он сюда прошёл через охрану. Когда наконец выяснилось, что это Высоцкий «обкатывает» свой образ, Юматов только смог восхищённо произнести свою фразу из роли: «Ну, в Петербурге ты явишься в костюме турецкого султана или что-то в этом роде». Сцену, где нищий встречается с героем Юматова, снимали возле старой проходной Одесской киностудии.
Фильм «Опасные гастроли» был первым, где появилась фирменная заставка Одесской киностудии — отчеканенная бригантина на синем морском фоне и звук корабельных склянок. Эмблему студии создали в честь её 50-летнего юбилея. Во время съёмок группе, и Высоцкому тоже, раздали медальки и значки с бригантиной.
Последнюю сцену, в которой Высоцкий дерётся с Ефимом Копеляном в образе шефа одесских жандармов Бобруйского-Думбадзе, снимали ночью во дворе киностудии, прямо над обрывом. Актёры в кадре успешно «убили» друг друга, стены «склада» догорали. Наконец, прозвучали слова режиссёра «Стоп! Снято! Спасибо всем!». Ввысоцкий оглянулся на море, в предрассветном тумане он заметил кораблик местного яхт-клуба «Экватор» и закричал: «Глядите, «Святая Елена» причалила!» Это были слова его роли к одной из сцен. Хилькевич скомандовал оператору Фёдору Сильченко включить камеру. Так благодаря Высоцкому родился финал фильма, которого в сценарии не было. Съёмки были завершены, началась озвучка.
Композитор в титрах фильма указан только один — Александр Билаш, хотя на самом деле музыку и слова «Куплетов Бенгальского» написал Владимир Высоцкий. У «Романса при свечах» («Было так, я любил и страдал…») получилось два варианта мелодии: вариант Билаша вошёл в фильм, а свою версию Владимир Семёнович исполнял на концертах. К цыганскому романсу «Камнем грусть висит на мне» и к песне о «Розе-гимназистке» он придумал только слова.
Песен для фильма Высоцкий придумал гораздо больше. Туда не вошла знаковая для его творчества песня «Я не люблю», Жорж Бенгальский пел её в сцене пикника, снятой на берегу Днестровского лимана, около села Николаевка. В фильме после слов Высоцкого, держащего гитару, кадр обрывается и начинается следующая сцена. «Цыганочку» («Эх, раз, да ещё раз…» — её слушает Иван Грозный в гайдаевской комедии «Иван Васильевич меняет профессию») Худсовет запретил ещё на стадии утверждения сценария. Однажды на «Мосфильме». Как знаменитая одесская подпольщица стала врагом народа
И вот, материал готов и передан в Госкино на приёмку. Официальные цензоры встретили ленту в штыки. Нет, там ожидали увидеть лёгкий приключенческий фильм о героях революции, но не с канканом и цыганами. В журнале «Искусство кино» вышла разгромная статья. Некий лауреат Сталинской премии Ефим Дзиган возмущённо вещал: «Так вот как Георгий Юнгвальд-Хилькевич представляет себе Октябрьскую революцию». Режиссёра обвиняли в том, что он перенял от тлетворного Запада голливудский подход к синематографу. Что его фильм чёрным пятном ложится на светлое имя советского кино.
Журнал, кстати, смели в считаные часы, но не из-за статьи. Дело в том, что в нём опубликовали несколько фотографий Высоцкого, а их в то время было не достать.
5 января 1970 года «Опасные гастроли» вышли в советский прокат, и народ валом повалил в кинотеатры. Всего фильм посмотрели 37 миллионов человек, он стал самым кассовым в истории Одесской киностудии и признанной классикой авантюрной комедии. Те, кто его критиковал, уже практически ушли в небытие, их имена сегодня может потому ещё только и вспоминают, что они как-то были связаны с «Опасными гастролями», а фильм продолжает регулярно выходить на экраны и радует зрителей, и, даст Бог, ещё долго будет радовать.