опасная жизнь джин сиберг
Прослушка новой волны
Михаил Трофименков об «Опасной роли Джин Сиберг»
В прокат выходит байопик Джин Сиберг, звезды фильма «На последнем дыхании» Жан-Люка Годара, ставшей символом французской новой волны. Перебирая и местами присочиняя детали ее биографии, режиссер Бенедикт Эндрюс и исполнительница главной роли Кристен Стюарт так и не нашли ключ к образу настоящей Джин Сиберг, чья жизнь была полна ужаса и чудес
Фото: Russian World Vision
Фото: Russian World Vision
За сорок лет никто из тех, кто воздавал долг памяти Джин Сиберг (1938–1979), не избежал ловушки эффектных параллелей между ослепительным дебютом девочки из Айовы в роли Жанны д’Арк («Святая Иоанна», Отто Преминджер, 1957) и страшным финалом. Завернутое в одеяло обнаженное тело актрисы, десять дней как пропавшей без вести, нашли на заднем сиденье белого «рено», припаркованного в 16-м округе Парижа: адская доза алкоголя в крови, прощальная записка. Дескать, взойдя в 17 лет на костер, она в конце концов сгорела на костре, хворост в который подбрасывали как ее ненавистники, так и она сама. Метафора тем более убедительная и ничтожная, что на съемках «Иоанны» — этот момент сохранился на пленке — Сиберг получила ожоги, оставившие на теле шрамы на всю ее короткую вечность.
От Бенедикта Эндрюса смешно было бы ожидать иного зачина: фильм, само собой, начинается с Жанны на костре, а происхождение шрама под грудью сама Сиберг (Кристен Стюарт) объяснит зрителям и своему любовнику, чернокожему радикалу Хакиму Джемалю (Энтони Маки).
Обвинять сценаристов в банальной и пошлой эффектности язык не повернется: как еще говорить о Сиберг? Нет в мире актрисы с более ирреальной судьбой, раскачивавшейся между волшебным сном и ледяным кошмаром. Провал «Иоанны» в США — и тут же триумф во Франции. В Сиберг буквально влюбляется поколение новой волны. Сняв ее в роли любовницы-предательницы героя Бельмондо («На последнем дыхании», 1960), Жан-Люк Годар превращает ее сразу в икону молодого кино, современного «гения чистой красоты» и символ смертельной опасности, которую несут в себе молодость и красота.
С тех пор ее карьера металась между быстро забытыми голливудскими постановками и фильмами на грани и за гранью «подпольного кино». Творческую нереализованность компенсировала огнеопасная личная жизнь. Четыре брака, включая страстный союз с удивительным писателем и рыцарем Роменом Гари. Множество связей — и с великими людьми вроде мексиканского романиста Карлоса Фуэнтеса, и с революционными мальчишками, и черт знает с кем.
Эрнест Хемингуэй, Элвис Пресли, Марлен Дитрих и другие глазами ФБР
Фильм Эндрюса — конспект двух роковых для Сиберг лет, с 1968-го по 1970-й. Прилетев в Калифорнию на съемки вестерна «Раскрась свой вагон», она спутывается с Джемалем. Именно роман девушки-янки из образцовой протестантской семьи с «ниггером» — а вовсе не то, что Сиберг финансировала «Черных пантер», — вызвал лютую ненависть у «американского Берии» Джона Эдгара Гувера. Никто не подвергался такой грязной и неотступной — даже после смерти Гувера — травле, как Сиберг. Гари, остававшийся ее лучшим другом после развода, был прав, обвинив ФБР в ее убийстве. Возможно, даже не «косвенном», но буквальном, исполненном руками ее последнего мужа, юного подонка Ахмеда Хасни, бесследно исчезнувшего после гибели Сиберг. На протяжении двух часов экранного времени ФБР методично доводит Сиберг до первой из многих попыток самоубийства: агенты проникают к ней в дом, убивают любимую собачку, прослушивают всю ее жизнь, вплоть до постельного трепа. И — главное — полощут в продажной прессе, сообщают о ее «позорной» беременности от Джемаля (на самом деле от какого-то юного мексиканца) — доводят до выкидыша и, чего на экране нет, страшных похорон ребенка в стеклянном гробу.
Обожженная натура
На экране фильм «Опасная роль Джин Сиберг»
В прокат выходит «Опасная роль Джин Сиберг» Бенедикта Эндрюса — байопик культовой актрисы французской новой волны, на родине ставшей мишенью спецслужб. Биография Джин Сиберг действительно была яркой и по-настоящему трагичной, однако на экране, по мнению Юлии Шагельман, она выглядит блеклым пересказом колонки сплетен про тайную жизнь знаменитостей.
Разглядеть в фильме прямое отражение реальных творческих и личных драм актрисы Сиберг (Кристен Стюарт) затруднительно
Фото: Russian World Vision
Разглядеть в фильме прямое отражение реальных творческих и личных драм актрисы Сиберг (Кристен Стюарт) затруднительно
Фото: Russian World Vision
В 1956 году режиссер Отто Преминджер устроил общенациональный кастинг на главную роль в своей «Святой Жанне» — фильме о Жанне д’Арк, основанном на пьесе Бернарда Шоу. Из 18 тыс. претенденток он выбрал восемнадцатилетнюю Джин Сиберг из Айовы, не имевшую никакого опыта, кроме школьных спектаклей и любительских постановок в летнем театре. Съемки получились сложными, а во время сцены казни Жанны на костре и вовсе произошел несчастный случай: пламя подобралось слишком близко к Сиберг, и она получила серьезные ожоги. Жертвы эти были напрасными — фильм провалился в прокате. Свой звездный билет Джин вытащила только в 1960-м, переехав во Францию и сыграв у Годара в «На последнем дыхании». Она мгновенно превратилась в икону молодых французских кинематографистов (и вообще всех молодых, непокорных и прогрессивных), вышла замуж за писателя Ромена Гари и в Америку вернулась уже на волне славы. Впрочем, Голливуд предлагал ей банальные партии в проходных картинах, никогда не имевших такого успеха, как ее французские фильмы.
Создатели «Опасной роли Джин Сиберг» (в оригинале просто «Сиберг») не надеются на то, что зрители знакомы с этими фактами, поэтому начинают свою ленту с любимой подпорки изготовителей байопиков — закадрового текста. Они не забывают сообщить, что Преминджер был та еще скотина и что костер Жанны д’Арк оставил следы не только на теле Сиберг, но и в ее душе. Да, особой тонкостью метафор фильм не отличается, и толстый намек понятен любому: Джин была обречена стать жертвой — мужчин, властей, толпы, которой так нравится наблюдать, как сгорают ее кумиры. И если эти слова звучат слишком мелодраматично и, чего уж там, пошловато, то это потому, что именно с такой интонацией Бенедикт Эндрюс и сценаристы Джо Шрэпнел и Анна Уотерхаус преподносят биографию Сиберг.
Как это нынче принято, авторы не стремятся изложить всю историю своей героини от рождения до смерти. Они выбирают период с 1968 по 1971 год, когда Джин (Кристен Стюарт), поддерживавшая движение за гражданские права и закрутившая недолгий роман с чернокожим активистом Хакимом Джамалем (Энтони Маки), обратила на себя внимание ФБР. Бюро установило за ней круглосуточную слежку, подслушивало ее разговоры и развернуло против актрисы персональную травлю, слив в желтую прессу информацию, что она якобы беременна от Джамаля (на самом деле отец ребенка был другой, хотя все равно не законный муж).
«Опасная роль» Кристен Стюарт в основном заключается в том, чтобы ходить по экрану туда-сюда в небольшом количестве одежды (ни один шанс показать ее в белье или без оного не будет упущен), много пить, время от времени сообщать, что она хочет заниматься в жизни чем-то более серьезным, чем кино, и переживать не слишком убедительные приступы паранойи. Несмотря на все прогрессивные речи, образ главной героини остается поверхностным, а ее гражданский активизм кажется просто капризом белой «хорошей девочки», увлекшейся горячим черным мужчиной, а потом продолжающей играть с огнем уже из чистого упрямства.
Михаил Трофименков об «Опасной роли Джин Сиберг»
Едва ли не больше внимания уделяется выдуманному персонажу — агенту ФБР Джеку Соломону (Джек О’Коннелл), приставленному следить за актрисой. Характер у него, впрочем, такой же плоский, как и у всех остальных, а сюжетная линия подозрительно напоминает другой фильм про спецслужбы и прослушку — оскароносную немецкую «Жизнь других» (2006). Джек с первого взгляда становится одержим Сиберг и даже пытается укоротить чрезмерно ретивых коллег, но главное, под влиянием надломленной красоты Джин и ненормированных рабочих дней проникается идеей, что антиконституционное вторжение государства в личную жизнь граждан — это как-то не очень хорошо. Мог ли подумать Хаким Джамаль, говоря свое «изменить одно сознание — значит изменить мир», что менять он будет, сам того не зная, сознание федерального агента при исполнении? Это уж вряд ли.
Опасная роль Джин Сиберг
составлен из 0
отзывов с оценкой
составлен по 11
рецензиям критиков
Трейлер
Видеообзоры
Просмотр
Описание о чём фильм
Фильм Опасная роль Джин Сиберг это британско-американский биографический триллер об успешной актрисе, чья карьера рискует пойти под откос из-за того, что на её возлюбленного ведёт охоту ФБР. Режиссёром картины-биографии выступил Бенедикт Эндрюс, а сценарий сочинили Джо Шрэпнел (Последствия) и Анна Уотерхаус. Среди продюсеров проекта также числится Фред Бергер (Гретель и Гензель, Время возмездия, Ла-Ла Ленд). Рейтинг возрастного ограничения в прокате РФ для этого кино присвоен 16+
Актёрский состав фильма возглавляет Кристен Стюарт (Под водой, Ангелы Чарли, Персональный покупатель, На дороге). Компанию ей в этом драматическом триллере составляют Джек О’Коннелл (Тюльпанная лихорадка, Финансовый монстр, 300 спартанцев: Расцвет империи), Маргарет Куэлли (Однажды в Голливуде, Славные парни), Зази Битц (Джокер, Дэдпул 2), Винс Вон (По соображениям совести, Между делом, Отец-молодец), Энтони Маки (Три девятки, Сердце вдребезги, Пятая власть), Стивен Рут (Прочь, Свадебный угар, Все любят китов), Иван Атталь (Вечно молодой, Влечение), Колм Мини (Пеле: Рождение легенды, Рука Дьявола, Солдаты удачи) и другие. Музыку к биографической картине о 60-ых годах сочинил Джед Курзель (Оверлорд, Чужой: Завет, Кредо убийцы, Бабадук). Дата премьеры в России назначена прокатчиком «Russian World Vision» на двадцать седьмое февраля 2020 года.
«Опасная роль Джин Сиберг»: Рецензия Киноафиши
Байопик, совмещающий в себе все плюсы и минусы подобного кино.
Джин Сиберг — американская актриса, получившая большую популярность в Европе. Сначала она засветилась в фильме Отто Пермингера «Святая Ионна», пройдя кастинг на роль Жанны Д’Арк, опередив тысячи конкуренток, после снималась у Шаброля, Годара, став одной из главных актрис французской новой волны. Но фильм Бенедикта Эндрюса рассказывает не о кинокарьере Сиберг, а о её поддержке группировки Чёрных пантер. ФБР во главе с Эдгаром Гувером увидели в Сиберг угрозу, следили за ней и позже оклеветали в прессе.
У Сиберг, конечно, очень киногеничная жизнь: связь с леворадикальными группировками, роли у гениев кино, многочисленные браки с видными деятелями своей эпохи (фильм показывает только период конца шестидесятых — начала семидесятых, поэтому из мужей показан только эксцентричный интеллектуал Ромен Гари в ярком исполнении Ивана Атталя). «Опасная роль Джин Сиберг» в меньшей степени получается фильмом о киноактрисе и её работе в кино, а в большей — о женщине-знаменитости, любое решение и слово которой имеет большое влияние на дальнейшую жизнь.
Опасная роль Джин Сиберг
Фильм поверхностно, но достаточно ярко изображает реалии того времени: темнокожего пассажира не пускают в сектор для белых, офицер ФБР ведёт себя во время семейного застолья как типичный патриархальный абьюзер, желание женщины стать не медсестрой, а аж врачом встречается с недоумением, — по части фактурности и объемности мира шестидесятых особых претензий нет. Проблема только в том, что фильм Эндрюса не может соревноваться в этом критерии с совсем недавно смотренными тяжеловесами; конечно, в сравнении с «Чёрным клановцем» или «Однажды в… Голливуде» и атмосферой шестидесятых годов в них эта лента выглядит проще.
В фильме очень достойные актёрские работы. Особое внимание на заглавной роли — Кристен Стюарт не та актриса, за которой многие будут видеть не её, а образ, ею играемый, но она очень старается. Проблема её персонажа не столько в исполнении роли, сколько в сценарии. Например, как-то транспарентно показаны её политические взгляды, а ведь она была активисткой всегда, что, в общем-то, и стало причиной её интереса к Чёрным пантерам. В фильме же зарождение этого интереса мотивировано не столько политически, сколько личностно, как симпатия к одному из организаторов движения.
Опасная роль Джин Сиберг
Отличный второй план состоит из небольших, но ярких ролей: здесь и авторитарный Винс Вон, и сочувствующий ФБРовец Джек О’Коннелл, и Маргарет Куэлли на пару минут (ещё одна связь с фильмом Тарантино). В разнообразии ролей второго плана явственнее и понятнее становится и рассказанная история, и эпоха, в которую эта история произошла.
Несколько обескураживает жанровая принадлежность картины — фильм странным образом лавирует между триллером про слежку и нарастающую паранойю объекта этой слежки (сцены, наиболее удавшиеся Стюарт) и мелодрамой. Впрочем, кому-то такая неоднозначность будет по душе.
Опасная роль Джин Сиберг
Для кого этот фильм? В первую очередь для тех, кому небезразлична эта эпоха, кто смотрит фильмы о шестидесятых с особым трепетом. И конечно, для тех, кто без ума от Кристен Стюарт, пока это одна из самых заметных ролей в её фильмографии.
СТИЛЬ В ФИЛЬМЕ «ОПАСНАЯ РОЛЬ ДЖИН СИБЕРГ»
27 февраля в российский прокат выходит картина «Опасная роль Джин Сиберг» с Кристен Стюарт в главной роли. Фильм рассказывает о жизни кинозвезды во второй половине 1960-х, когда за ее жизнью пристально, но не слишком деликатно следили агенты ФБР. Мы выяснили, как режиссеру и художнику по костюмам удалось воссоздать на экране дух времени и образ одной из важнейших актрис французской «новой волны».
Ранним утром 30 августа 1979 года Джин Сиберг — всемирно известная актриса, звезда «На последнем дыхании», главного фильма «новой волны» — пропала в Париже. Муж Сиберг, актер алжирского происхождения Ахмед Хасни, заявил полиции, что накануне вечером они вдвоем были в кино и с Джин «вроде бы все было хорошо». Но проснувшись утром в 6 часов, Асни не обнаружил жены рядом — исчезли также ее сумочка с документами и барбитураты, которые она принимала по предписанию врача.
Поиски продолжались десять дней, пока внезапно, в переулке в фешенебельном XVI округе, неподалеку от квартиры, где жили Джин и Ахмед, не был обнаружен белый «рено» актрисы, а внутри — ее тело, завернутое в голубой плед. Рядом нашли семь пустых упаковок из-под таблеток и пустую бутылку минеральной воды, а в бардачке — сумку с документами и запиской на французском, адресованной сыну Диего, которому на тот момент было 17 лет. «Прости, я больше не могу жить со своими нервами», — говорилось в послании.
Как молодость стала модной : культура после майских демонстраций 1968-го
Некоторые обстоятельства случившегося так и остались непроясненными. Например, в крови Джин обнаружили алкоголь, но в машине бутылок не было. А сам автомобиль кто-то предположительно подогнал к месту, где его нашли. Многое указывало на то, что перед смертью актриса была не одна, но ни полиция, ни близкие не сомневались в том, что ушла из жизни Джин Сиберг — на момент смерти ей было всего 40 лет — все-таки по собственной воле.
Бывший муж актрисы и отец ее сына, французский писатель Ромен Гари, созвал после смерти Сиберг пресс-конференцию, на которой без обиняков заявил, что Джин хотела наложить на себя руки много раз и что виновато в этом ФБР, которое травило кинозвезду в конце 1960-х за то, что Сиберг поддержала движение за гражданские права. «После всего этого у нее началась душевная болезнь», — сказал журналистам Гари.
Судьба человека
Именно о тех трагических месяцах, когда Джин Сиберг находилась под неусыпным контролем спецслужб — о месяцах, которые она, вероятно, так никогда и не смогла забыть и которые наложили такой серьезный отпечаток на всю ее жизнь, — и рассказывает новый фильм «Опасная роль Джин Сиберг», в котором саму Джин играет Кристен Стюарт. «Все наследие Джин оказалось будто в тени, — говорит режиссер картины, австралиец Бенедикт Эндрюс. — И, вполне возможно, произошло это из-за тех событий, о которых мы рассказываем. Я чувствовал, что просто обязан пролить свет на эту часть жизни Джин, показать, как несправедливо с ней поступили. И с политической, и с культурной точки зрения это невероятно важная история, и она к тому же очень перекликается с тем, что в происходит с миром и с нами сейчас».
По сюжету фильма Сиберг, кинозвезда с мировым именем, известная по роли Жанны д’Арк в исторической драме конца 1950-х «Святая Жанна» и по французским картинам «Здравствуй, грусть» и «На последнем дыхании», живет между Лос-Анджелесом и Парижем. Во Франции у нее маленький сын и муж (роль Гари сыграл Иван Атталь), чувства к которому, кажется, охладели. За океаном — большой дом с бассейном и Голливуд — его Джин надеется покорить так же легко, как французских режиссеров. На рейсе в Калифорнию, по дороге на очередные пробы, актриса знакомится с активистами, борющимися за права чернокожих в США, в частности, с бывшим участником «Нации ислама» Хакимом Джамалом, основавшим движение за права чернокожих под названием United Slaves. В Лос-Анджелесе у них завязывается роман, Джин начинает близко общаться как с соратниками Джамала, так и с «Черными пантерами». И мгновенно попадает в поле зрения ФБР, подписав себе тем самым и психиатрический диагноз, и в конечном итоге смертный приговор.