онегин как энциклопедия русской жизни
Почему «Евгений Онегин» — энциклопедия русской жизни?
Александр Сергеевич Пушкин вошел в историю отечественной и мировой литературы как великий писатель первой половины 19 века. Заслуженное признание он получил не только благодаря интересным сюжетам и ярким образам своих героев: Александр Сергеевич зафиксировал во всей полноте русский быт первой четверти 19 века, емко, красочно и лаконично. Свои наблюдения, размышления и поражающие свой точности характеристики писатель включил в повествование «Евгения Онегина», романа в стихах, написанного в период с 1823 по 1830 год.
Данное произведение в силу своего объема и глубины мысли не раз подвергалось анализу и критике, и на сегодняшний день за всю историю его существования оставлено множество отзывов и рецензий, часть которых написана известными и популярными в свое врем деятелями, внесшими вклад в развитие культуры и искусства. Среди них и Виссарион Григорьевич Белинский, известнейший русский литературный критик. В своих критических статьях он называл «Евгения Онегина» «энциклопедией русской жизни и в высшей степени народным произведением», в котором «отразился «век и современный человек». Действительно, роман изобилует описаниями быта, причем не только столичного, но и поместного дворянства, а также простых крестьян.
Описания А.С. Пушкина с полной уверенностью можно назвать энциклопедическими. Словно на страницах справочного издания, автор представляет информацию коротко, но в полном объеме, детально и четко. В его строках нет ни одного лишнего слова, что преумножает ценность данного произведения. Сам автор свои лирические отступления и изображения быта в повествовательной части называет «болтовней», воспринимает скорее как заметки, но не самостоятельные отрывки, имеющие огромную ценность.
Подобные описания встречаются уже в первой главе романа и содержат в себе информацию о воспитании юных дворян в начале 19 века:
Monsieur l’Abbe, француз убогой,
Чтоб не измучилось дитя,
Учил его всему шутя,
Не докучал моралью строгой,
Слегка за шалости бранил
И в Летний сад гулять водил
Через описание жизни Онегина писатель продолжает знакомство с нравами светского Петербурга своего времени:
Он по-французски совершенно
Мог изъясняться и писал;
Легко мазурку танцевал
И кланялся непринужденно;
Чего ж вам больше? Свет решил,
Что он умен и очень мил
Становится ясно, что в подобных обществах дворян царит леность, скука и поверхностность. Несмотря на то, что по-прежнему существуют люди, стремящиеся к развитию и просвещению, дворян первого типа куда больше, как бы печально это не было. Александр Сергеевич характеризует не только нравственные ориентиры общества, но и богатое убранство бальных помещений, описывает излюбленные блюда и напитки, в общих чертах упоминает моду и идеалы красоты.
Помимо этого, большое внимание автор уделяет театру и подробно останавливается на постановках, актерах и общей атмосфере, царящей как на сцене, так и среди зрительских рядов:
Театр уж полон; ложи блещут;
Партер и кресла, всё кипит;
В райке нетерпеливо плещут,
И, взвившись, занавес шумит.
Блистательна, полувоздушна,
Смычку волшебному послушна,
Толпою нимф окружена,
Стоит Истомина; она
Вместе с героем читатель путешествует по самым изысканным местам Петербурга, а после совершает путешествие в деревню, в имение покойного дяди Евгения, где также знакомится с местными привычками и бытом. Ярким пример поместного дворянства становится семья Лариных, в частности отец Татьяны и Ольги:
Отец ее был добрый малый,
В прошедшем веке запоздалый,
Но в книгах не видал вреда;
Он, не читая никогда,
Их почитал простой игрушкой
Также Александр Сергеевич описывает местный быт, с которым хорошо знаком:
У них на масленице жирной
Водились русские блины;
Два раза в год они говели;
Любили круглые качели,
Подблюдны песни, хоровод
А.С. Пушкин приводит лаконичные характеристики не только Петербурга и деревенской жизни, но и барской Москвы со всеми ее традиционными нравами и устоями, а не вошедшая в произведение глава о путешествиях Евгения Онегина включает в себя описания различных мест, в которых за несколько лет странствий успел побывать главный герой.
Статьи в тему:
Пожалуйста, поддержите этот проект, расказав о нем друзьям:
«Евгений Онегин» как «энциклопедия русской жизни»
«Евгений Онегин» как «энциклопедия русской жизни»
Роман в стихах «Евгений Онегин» был написан в 20—30-е годы прошлого столетия. Работал над ним Пушкин в течение нескольких лет. Этот роман явился важнейшим событием в истории русской литературы. Он был первым произведением, в котором автору удалось создать широчайшую панораму русской действительности, раскрыть важнейшие проблемы своего времени. За широкий охват современной Пушкину жизни, за глубину вскрытых в романе ее проблем великий русский критик назвал роман «Евгений Онегин» «энциклопедией русской жизни и в высшей степени народным произведением», ведь энциклопедия – это справочное издание по всем или отдельным отраслям знания.
Действительно, в романе, как в истинной энциклопедии, отражены все стороны русской жизни начала XIX века. Время десятых-двадцатых годов прошлого столетия было временем подъема национального самосознания. В эти годы лучшая часть русского дворянства выступала против крепостного права и абсолютной монархии. В русском обществе усиливается интерес к прогрессивным мыслителям и философам Запада. Например, Онегин читает Адама Смита, Руссо — любимый автор Татьяны.
В романе “Евгений Онегин” Пушкин развивает несколько сюжетных линий, которые проходят на фоне жизни России начала 19 в, в которой читателю благодаря искусству автора, все ясно, понятно и узнаваемо. Знаменитый критик XIX в назвал роман Пушкина “энциклопедией русской жизни”. Это определение изумительно верно, ведь поэт находит самые убедительные слова и картина русской действительности, как живая, открывается перед нами.
Действительно, прочтя лишь первые 20 глав “Евгения Онегина” мы уже знаем необычайно много из жизни людей той эпохи: как воспитывали молодых дворян, где они гуляли в детстве, куда ездили развлекаться, когда становились взрослей, что было важно для молодых дворян, что ели и что пили; что было модно смотреть в театре, для чего люди ходили в театр. На страницах романа можно найти даже такие подробности из жизни России 19 в. как особенности экспорта и импорта (“за лес и сало” и пеньку ввозили предметы роскоши: “Янтарь на трубах Цареграда, Фарфор и бронза. Духи в граненом хрустале” и многое другое “для забав, для неги модной”).
Однако глупо было бы думать, что этим и ограничивается “ЕО” как роман-энциклопедия. Ведь роман был написан скорее для соотечественников Пушкина, чем для нас, его потомков через 200 лет, и вряд ли ему хотелось нам показать жизнь России начала 18 столетия (действия романа происходят гг.). Скорее приходит на ум, когда читаешь роман, что Пушкин хотел показать с новой стороны те события и явления жизни, которые были свойственны русскому дворянству и народу в те годы.
На протяжении романа и в лирических отступлениях показаны все слои русского общества: высший свет Петербурга, дворянская Москва, поместное дворянство, крестьянство. Как же Пушкин преподносит нам, читателям эти слои?
Высший свет Петербурга выступает на первый план в начале романа, в первой главе, а также в последней VIII главе романа. Прежде всего, бросается в глаза авторское отношение к высшему свету Петербурга – саркастическая насмешка над их жизнью и поведением. Например, про воспитание Евгения:
Он по-французски совершенно
Мог изъясняться и писал;
Легко мазурку танцевал
И кланялся непринужденно;
Чего ж вам больше? Свет решил,
Что он умен и очень мил.
Сразу видно, что для света ничего кроме хороших манер не требуется и для того, чтобы иметь успех, надо лишь уметь кланяться “непринужденно”. Или такая деталь, как разговор светских дам:
. Но вообще их разговор
Несносный, хоть невинный вздор;
К тому ж они так непорочны,
Так величавы, так умны,
Так благочестия полны,
Так осмотрительны, точны,
Так неприступны для мужчин,
Что вид их уж рождает сплин.
Однако под этой насмешкой невольно (скорее даже специально) видно авторская грусть и неприятие подобным положением дел. И уже не удивительным становится признание “довольно скучен высший тон”.
Далее в серединных главах перед нами предстает поместное дворянство и жизнь деревенской России (о том, что современная ему Россия деревенская подчеркивается также игрой слов в эпиграфе ко второй главе). Когда начинаешь рассматривать помещиков, показанных Пушкиным, то невольно в голову приходит сравнение с Гоголевскими помещиками из “Мертвых душ” (особенно на эту мысль наводит описание сна Татьяны и ее именин):
С своей супругою дородной
Приехал толстый Пустяков;
Гвоздин, хозяин превосходный,
Владелец нищих мужиков;
Скотинины, чета седая.
Уездный франтик Петушков,
. И отставной советник Флянов,
Тяжелый сплетник, старый плут,
Пушкин не щадит никого. От его сарказма не скрывается ни один типический персонаж. Однако следует заметить, с каким мастерством ему удается добиться той золотой середины между злой насмешкой и обычным описанием. Пушкин говорит просто и без злости.
Особый интерес как представитель определенного класса представляет Ленский. Он родился в России, но воспитывался и получил образование в свободолюбивой Германии:
. От хладного разврата света
Но такому человеку нет места в той России, которую описал Пушкин в своем романе. Не погибни на дуэли, он мог бы, по мнению автора, стать поэтом или превратиться в этакого Манилова и закончить жизнь как дядя Онегина (также интересно, что Пушкин хотел, но по соображениям цензуры не смог включить еще одну строфу, где говориться, что Ленский мог бы быть “повешен как Рылеев”).
Судьба матери Татьяны также типична для женщин того времени – она была выдана замуж за нелюбимого ей человека, но вскоре привыкла и смирилась, занялась хозяйством:
Вела расходы, брила лбы.
То есть заменила счастье привычкой. Этот образ очень напоминает Коробочку из “Мертвых душ”.
Только лишь в описании простого народа, Татьяны (поскольку она была “русская душою”) и Евгения (поскольку именно о нем ведется повествование) Пушкин отказывается от своей постоянной насмешки. Только к ним он относится с уважением и не пытается разоблачить подобно другим образам.
Далее в седьмой главе перед нами предстает московское дворянство, или, как сразу определяет Пушкин – “ярмарка невест”. Описывая московское дворянство, Пушкин также саркастичен: в гостиных он подмечает “бессвязный пошлый вздор”, но вместе с тем, поэт любит Москву, и всем запомнились его знаменитые необычайно красивые строки: “Москва. Как много в этом звуке для сердца русского слилось. ”. Он гордится Москвой 1812 года: “Напрасно ждал Наполеон, / последним счастьем опоенный, / Москвы коленопреклоненной / с ключами старого Кремля. ”.
Как видно, “ЕО” – действительно “энциклопедия русской жизни”, энциклопедия, в которой заново объясняется и раскрывается смысл тех явлений и той жизни, которая окружала людей эпохи Пушкина. Автор смог с помощью авторской иронии, лирических отступлений и необычайно красочных и исторически верных образов рассказать в своей “энциклопедии” о главном в жизни людей.
Произведение Пушкина А.С. – роман в стихах, в котором поэту удалось воссоздать картину действительности начала XIX века и раскрыть перед читателем проблемы того исторического периода. Известный критик Белинский В.Г. в своих трудах окрестил роман Пушкина энциклопедией русской жизни.
Автор правдоподобно описал жизнь всех слоев тогдашнего русского общества, его нравы и культурные особенности, начиная с великосветского дворянства и заканчивая крестьянским людом. Пушкин аккуратно изложил и свое личное отношение к каждому сословию.
Так, представители петербургской аристократии на примере главного героя Онегина изображена поэтом в неприглядном виде их бессмысленного образа жизни, который исключает стремление к труду, а приводит лишь к хандре и душевной опустошенности. Немудрено, что Онегин разочарован в светском обществе, ведь его окружают эгоистичные, лишенные высоких помыслов люди.
Используя приемы сатиры, поэт показывает и московское дворянство с его застойными традициями и бледными устоями, главными чертами которого являются глупость и низость души.
Пушкин, в обычной жизни симпатизируя провинциальным дворянам за их простоту и хлебосольное радушие, в романе все же раскрывает их во сне Татьяны в образе существ, оскудевших умом и опустившихся до уровня животных. Автор показывает узость интересов русских помещиков, разговоры которых ограничиваются сенокосом, вином и псарней. Фамилии уездных дворян говорят сами за себя: Скотинин, Пустяков, Буянов.
Крепостных крестьян поэт описывает через рассказ няни Татьяны о неудачном замужестве, раскрывая безграничное терпение и смирение русского народа. Пушкин не повествует о крепостном гнете и жестоких порядках, царивших в российской глубинке. Одним лишь эпизодом поэт освещает горькую долю крестьян.
Отправляя главного героя в путешествия по разным городам Руси, Пушкин не только описывает архитектурный и природный облик тех мест, но и отражает все аспекты жизни людей той эпохи.
Лаконично и ненавязчиво поэт освещает культурно-экономическую сферу тех лет, показывая интерес русского человека к западным философам и мыслителям (Адам Смит, Руссо). Демонстрирует любовь к театральной и балетной жизни, а также мимоходом упоминает и об экспортно-импортных отношениях России, когда за лес и сало в страну ввозились различные декоративные безделушки (духи, пилочки, гребни для волос).
Роман «Евгений Онегин» олицетворяет новый этап в творчестве Пушкина, его переход от романтизма к реализму, его признание повседневной простоты обычной человеческой жизни.
Вариант 2
В романе перед нами предстает реальное, живое общество того времени. Пушкину мастерски удалось нарисовать портреты людей начала 19 века в России, благодаря этому мы можем понять, что двигало людьми того века, какие их характерные черты и т.д.
Из этого произведения можно сделать заключения о том, как одевались люди того времени, что они ели, какие спектакли шли в театре, кто выступал в то время на сцене, можно узнать о распорядке дня типичного молодого человека того времени.
Пушкин в своем произведении обрисовал все слои русского общества начала 19 века. Все блестящие умы России в то время находились в Петербурге, талантливейшие люди искусства были там же.
«Золотая молодежь» того времени показана в романе не в самом выгодном свете. Они ведут праздный образ жизни, у них нет каких-либо четких целей, какой-то труд им чужд, они просто весело влачат свое существование. Пушкин подчеркивает, что такое существование просто бессмысленно, оно ни к чему не приводит, лишь к пустоте. Из-за отсутствия пищи для ума и сердца приходит хандра и развивается душевная опустошенность.
Пушкин очень едко и сатирически описывает Москву того времени, где царят традиции, закостенелые устои, однообразие и скука.
Образ русской женщины Пушкин воплощает в Татьяне Лариной. Она верит в сны, предания и гадания, следует традициям, беспрекословно несет свою ношу, не уходит от мужа, несмотря на свою любовь к Онегину.
Также мы узнаем о воспитании того времени. Детям было все дозволено, ими занимались няни, их баловали, обучение проходило шутя. Все знания сходились к необходимости владеть иностранными языками, умению танцевать, вовремя кланяться и т.п.
Роман А.С. Пушкина – это книга, которая открывает нам Россию начала 19 века, в ней мы видим не только портрет населения, но и образ современного человека того времени.
Евгений Онегин как энциклопедия русской жизни
Роман Пушкина «Евгений Онегин» это великое произведение русской литературы XIX века. За всестороннее изображение действительности и правдивый показ социально – политических проблем, критик Белинский называл роман «энциклопедией русской жизни». Талантливо и лаконично, автор в своей «энциклопедии» изобразил представителей всех слоёв общества, образ мыслей, нравы и традиции своих современников. В лирических отступлениях, он признаёт, что настало время подъёма самосознания передовой, просвещённой части дворян. Но они были далеки от нужд и интересов народа и обречены на нравственные страдания.
Из романа читатель узнаёт, во что были одеты, чем питались, какие были предпочтения в литературе, в культурной и хозяйственной жизни. С иронией автор сообщает, что из России вывозили «лес и сало», а ввозили красивые вещички: пилочки, щёточки «для забав, для неги модной». В ресторане подавали французские трюфели, бифштексы, в театре смотрели балеты с грациозной Истоминой.
Из романа читатель узнаёт о жизни светского общества Петербурга и Москвы. Он критикует пустое и бездушное общество «накрахмаленных нахалов», но ему дорог Петербург. Там жили декабристы, люди искусства и передовые литераторы России. С сарказмом он описывает нравы московских дворян, критикует их «за пошлый вздор», но любит Москву за исторические подвиги и непокорность в 1812 году.
Провинциальное дворянство представлено семейством Лариных. Хоть они и чтили традиции «милой старины», но помещица била служанок, при сборе ягод заставляла их петь «чтоб барской ягоды уста лукавые не ели». Также читатель видит карикатурные портреты «поместных владетелей»: Скотинина, Пустякова, Буянова, отставного советника Флянова. Жадные плуты, сплетники и обманщики, они являлись вершителями судеб крепостных.
Жизнь угнетённого народа показана на примере бурлаков, когда Онегин плывёт по Волге. Также он видит нищую страну с серыми избами и жестокие порядки крепостничества.
Пушкин, рисуя образы своих главных героев – Онегина, Татьяны, Ленского, вскрывает противоречия между просвещённой личностью и отсталым крепостническим обществом. С горечью и разочарованием он говорит о трагедии русской интеллигенции, которая стремилась быть полезной обществу, но оказалась ему ненужной. Пушкин в своём романе, впервые показал предпосылки появления людей», которые не смогли найти себя в этом обществе. Это дало начало появлению в русской литературе понятия «лишние люди».
Также читают:
Популярные сегодня темы
Комедия Дениса Фонвизина «Недоросль» имеет сатирическую направленность и высмеивать многие пороки современного ему общества.
Образ Гриши Добросклонова является одним из заступников народных масс, мечтающих о народном благополучии и всеобщем счастье.
Сохранность природы затронули многие писатели 20 века. Одним из таких авторов является Астафьев. Поэт в своем творении «Царь-рыба» описал могущество и красоту природы.
Жанровая направленность произведения представляется в качестве литературной авторской сказки. Главным героем сказки становится двенадцатилетний мальчик по имени Яков, являющийся сыном сапожника и торговки овощами на рынке.
Главным героем произведения можно назвать Холдена Колфилда. Учитывая его весьма юный возраст (16 лет), парню присущи такие качества, как максимализм, перфекционизм, искренность и честность.
«Евгений Онегин» как энциклопедия русской жизни
сочинение по литературе 9 класса
Введение
«Энциклопедией русской жизни» назвал роман «Евгений Онегин» знаменитый критик В. Г. Белинский. В этой меткой характеристике нет никакого преувеличения. Пушкин действительно смог изобразить общую картину всего русского общества в определенный исторический период. О многом поэт лишь намекнул, но этих намеков вполне достаточно, чтобы «дорисовать» недостающие детали.
Глубокий смысл произведения намного шире его содержания. Сам Пушкин снабдил роман комментариями, поясняющими возможные непонятные места. На сегодняшний день количество всевозможных «комментариев» к «Евгению Онегину» и посвященных ему трудов в сотни раз превосходит объем произведения.
Детали
Трудность понимания романа современным читателем без специальных объяснений заключается в том, что Пушкин упоминает огромное количество бытовых деталей, использует вышедшие из обращения слова, делает неясные намеки. Это максимально приближает роман к конкретной эпохе. Белинский отмечал, что «Евгений Онегин» — «поэма историческая… хотя в числе ее героев нет ни одного исторического лица».
Достаточно привести лишь несколько случайно взятых примеров, подтверждающих неразрывную связь произведения с живой русской жизнью. Онегин отправляется на прогулку, «надев широкий боливар». Боливаром в России называли цилиндр с широкими полями, названный в честь латиноамериканского вождя национально-освободительного движения Симона Боливара. Онегин едет на бал в «ямской карете», т. е. наемном экипаже. Отсутствие собственной кареты («выезда») означает расстроенное финансовое состояние главного героя. «С кувшином охтинка спешит», т. е. жительница окраинной части Петербурга Охты несет молоко. Такими примерами изобилует весь роман и в очередной раз свидетельствует об «энциклопедическом» охвате автором всего русского общества.
«Евгений Онегин» стал первым действительно национальным романом (к тому же стихотворным) как по форме, так и по содержанию. До него русская литература носила по преимуществу подражательный характер. Герои произведений, весь их внутренний мир, чувства и переживания были напрямую списаны из классических западных романов. К тому же русское дворянство находилось под абсолютным влиянием европейской культуры. Для высшего общества было характерно: обязательное знание французского языка (в ущерб русскому), европейская мода и обычаи, пренебрежительное отношение к «простонародным» национальным традициям и т. д.
Дворянство и простой народ
В «Евгении Онегине» четко прослеживается связь русского дворянства с простым народом. Назвав главную женскую героиню Татьяна, Пушкин нарушил негласное общепринятое правило. После «прорубленного» в Европу Петром I окна имена в России делились на благородные и «низкие». Имя Татьяна было распространено среди крестьянства. В романе есть еще немало мест, позволивших критикам обвинять Пушкина в поэтизации грубой жизни простолюдинов. Например, в журнале «Санкт-Петербургский зритель» Б. Федоров возмущался тем, что автор назвал девою простую крестьянку («в избушке распевая, дева прядет…).
Поэтически изображая жизнь простого народа, беря из нее примеры, Пушкин в то же время критиковал бездумное подражание европейской культуре. Самый яркий пример — письмо Татьяны к Онегину, написанное по-французски. «Она по-русски плохо знала», — словно бы извиняется автор. Пушкин имеет в виду не разговорную, а письменную речь. Вплоть до падения самодержавия имел место печальный факт: многих дворянских детей сперва учили иностранным, а только потом — русскому языку.
Старшая Ларина также в молодости не избежала повального увлечения: «звала Полиною Прасковью», «русский Н как N французский произносить умела в нос». Пушкин уверен, что все это — всего лишь внешняя форма, шелуха, не затрагивающая национальных корней. Постепенно мать Татьяны и Ольги забыла «корсет, альбом, княжну Алину», «стала звать Акулькой прежнюю Селину».
Используя широкий общенародный фон, Пушкин сосредоточивает внимание на двух главных героях — Евгении Онегине и Татьяне Лариной. На основании романа можно с детальной точностью восстановить образ жизни, занятия, привычки столичного и провинциального дворянства.
Образ жизни дворян в провинции имеет существенные отличия. Семья Лариных также отдает внешнее предпочтение европейской культуре, но при этом близко соприкасается с народом и невольно поддерживает национальные традиции: «Они хранили в жизни мирной привычки милой старины». Татьяна доверяет все свои сердечные тайны преданной старушке-няне, с волнением слушает песни крестьянских девушек, участвует в святочном гадании и т. д.
Автор явно отдает предпочтение патриархальному укладу жизни. Вынужденный переезд в Москву и вхождение в высший свет становятся трагедией для Татьяны. Деревенская уютная горница сменяется модными гостиными, где целыми днями раздается «бессвязный, пошлый вздор». Брак по расчету Татьяны с «толстым генералом» — еще одно типичное для высшего света явление. Главная героиня покоряется необходимости, но в душе остается до конца преданной своему родному очагу: «отдать я рада… весь этот блеск, и шум, и чад… за наше бедное жилище».
Заключение
В заключение можно вновь привести слова Белинского о «Евгении Онегине». Оценивая масштабы романа и его значение для русской литературы, критик отмечал, что это — «в высшей степени народное произведение», один из первых «актов сознания», богатырский «великий шаг вперед» для русского общества.
«Энциклопедия русской жизни» и сегодня не утратила своего значения. Художественные достоинства романа очевидны, но при этом он может помочь понять и почувствовать сам дух пушкинской эпохи.