one life rally что это

У мирового автоспорта новый босс – богатый араб-реформатор. Сменил бывшего шефа «Феррари» и Шумахера, обещает дешевые гонки

Победил заместителя бывшего президента.

Гоночный мир никогда не спит: на следующий день после официального закрытия сезона и раздачи трофеев на ФИА Гала состоялись выборы президента Международной автомобильной федерации. Событие эпохальное и многообещающее: у бывшего шефа мировых автогонок Жана Тодта – менеджера той самой «Феррари» Михаэля Шумахера, Кими Райкконена и Фелипе Массы – после 12 лет правления закончились полномочия и возможности баллотироваться на новый срок.

one life rally что это. Смотреть фото one life rally что это. Смотреть картинку one life rally что это. Картинка про one life rally что это. Фото one life rally что это

В битва за его место сошлись два реформатора: бывший раллист с Ближнего Востока Мохаммед Бен Сулайем (14-кратный чемпион региона, между прочим) и заместитель федерации Грэм Стокер. Оба предлагали революционные программы: представитель ОАЭ обещал дешевизну в гонках, а британец – максимальное проникновение на ключевой американский рынок и участие в мировой политике. Напряжение достигло таких масштабов, что глава комитета ФИА по этике за несколько месяцев до выборов разослал предупредительное письмо против возможных махинаций и давления на избирателей.

Автогонки мира меняют босса: сошлись радикальные реформаторы. Федерация даже подозревает подкуп и давление на избирателей

Но опасения оказались чрезмерными: голосование на Генеральной ассамблее ФИА прошло без подозрений на вбросы и признано состоявшимся. Победил Бен Сулайем – он набрал 61,6% голосов, а бывший заместитель Тодта – только 36,6%. Вполне внушительный разрыв – и впервые президентом мировых автогонок станет делегат из-за пределов Европы.

Кто такой Бен Сулайем: звезда ралли из богатой семьи и реформатор со стремлением к расширению популярности гонок в регионах

В спорте Мохаммед – звезда арабских ралли: за 20 лет гоночной карьеры он 14 раз выиграл чемпионат Ближнего Востока. А еще он – президент автогоночной федерации ОАЭ, а с 2008 года – вице-президент ФИА по спорту во Всемирном совете автомобильной организации. В 2013-м он уже пробовал выдвигаться против Тодта, но в итоге снял кандидатуру.

one life rally что это. Смотреть фото one life rally что это. Смотреть картинку one life rally что это. Картинка про one life rally что это. Фото one life rally что это

Сулайем вышел на выборы с необычной программой FIA for Members («ФИА для клубов-членов»; клубы-члены – локальные организации по типу Российской автомобильной федерации). Хотя он и призывает «бережно относиться» к традициям и истории автоспорта, его планы – это большая внутренняя реформа.

В целом его планы описываются тремя пунктами:

Революционная программа: дешевые гонки, открытые расходы, корпоративное управление, равенство

Но в первую очередь – реформа управления федерацией: Мохаммед собирается внедрить новую для ФИА должность – исполнительного директора (по аналогии из бизнеса). Сейчас президент полностью отвечает за работу организации, а за направлениями спорта и автопромышленности следит генеральный секретарь – арабский экс-пилот считает, что это тормозит ФИА.

«Повседневные обязанности – не для президента, – говорит Сулайем. – Я не хочу заниматься микроменеджментом. Я хочу быть президентом, а все рутинные дела предоставить исполнительному директору: он объединит спорт с автомобильным сегментом».

Чем же тогда займется президент? Развитием гонок. Аргументы у арабского кандидата весьма интересные: он сравнил ситуацию в Финляндии с Китаем и Индией – в финском государстве при населении 5,5 млн человек выдано примерно 11000 гоночных лицензий, а Индия и Китай могут суммарно похвастаться лишь 8000 профессиональными пилотами (и это при общем населении в 2,8 млрд человек). Потому Сулайем активно призывает развивать автоспорт путем создания множества местных недорогих чемпионатов.

Тем не менее, мы готовы составить полноценный план серии, взять на себя контроль за безопасностью и наконец-то дать гонщикам [из тех же Китая и Индии] участвовать в местном чемпионате. При этом за четыре года вполне возможно удвоить количество подобных региональных соревнований.

one life rally что это. Смотреть фото one life rally что это. Смотреть картинку one life rally что это. Картинка про one life rally что это. Фото one life rally что это

«Формула-1» и чемпионат мира по ралли в хорошей форме. Но миру нужно больше. Я говорю о региональном уровне, нужно больше местных мероприятий, событий, участников. А это произойдет, только если мы всерьез этим займемся».

Вдобавок Мохаммед собирается поменять финансовую политику – по его мнению, сейчас ФИА в кризисе, и для выхода нужно следовать новым тенденциям:

«Финансовый вопрос в ФИА полностью не проработан, – заявил Сулайем. – Мы хотим взглянуть на него по-новому и вернуть ФИА в бизнес в хорошем смысле этого слова. Прозрачность и подотчетность – главное, если вы хотите, чтобы вас принимали всерьез. К примеру, когда мы хотели взглянуть на счета ФИА, достать их оказалось очень трудно. Поэтому я уверен, что нужно последовать за ведущими федерациями мира, вроде МОК (Международный олимпийский комитет). Вы увидите на их сайте отчеты обо всех финансовых операциях».

Программа по расширению представительства меньшинств у Бен Сулайема полностью перекликается с намерениями «Формулы-1»: привлечение людей из непредставленных категорий, реклама возможностей в STEM-науках (инжениринг и математика), расширение возможностей для локальных промоутеров для превращения зрителей в участников соревнований.

Среди сторонников Сулайема стоит выделить претендента на роль заместителя президента в делах спорта Роберта Райда и бывшего штурмана чемпиона ралли 2001 года Ричарда Бернса. Но куда больший интерес вызывает Фабиана Экклстоун – жена бывшего босса «Формулы-1» Берни. Ее выдвинули на пост ответственного за Южную Америку вице-президента. Это не блат (ну, может, не совсем) – до замужества Фабиана отвечала за маркетинг на Гран-при Бразилии, а ушла после свадьбы для исключения обвинений в конфликте интересов.

Новый президент начал реформы еще в апреле

Бен Сулайем взялся за воплощение программы еще до избрания: в апреле запустил Университет ФИА и Электронную библиотеку – онлайн-ресурс с архивом всех обучающих материалов за всю историю Федерации. Заявленная цель – повышение доступности профильного образования, тренингов и исследований в автоспорте.

one life rally что это. Смотреть фото one life rally что это. Смотреть картинку one life rally что это. Картинка про one life rally что это. Фото one life rally что это

Более того, по его же инициативе автоклубы-члены федерации (включая и российский, кстати) получили права на номинацию отдельных слушателей для обучающих программ – Бен Сулайем пообещал им полное покрытие стоимости образования и даже стипендии.

По предположению авторитетного издания Racefans, Мохаммед не остановится и продолжит пользоваться большими финансовыми возможностями ОАЭ для внедрения задуманных инициатив.

Означает ли это широкую мировую экспансию ралли на арабские деньги и продвижение мягкой силы Дубая? Или ФИА просто возьмется за «корни» в автоклубах, сняв основной фокус внимания с «Формулы-1» впервые за долгие годы? Узнаем уже в ближайшие 4 года! Ясно только одно: автоспорт планеты однозначно изменится.

Источник

Райкконен: В WRC я почти научился пилотировать вслепую

one life rally что это. Смотреть фото one life rally что это. Смотреть картинку one life rally что это. Картинка про one life rally что это. Фото one life rally что это

Кими Райкконен завершил карьеру в Формуле 1, и пока все его планы на ближайшее будущее связаны только с желанием проводить побольше времени с семьёй.

Впрочем, учитывая его любовь к гонкам, можно предположить, что долго он дома не высидит и в обозримом будущем вернётся за руль гоночного автомобиля. Не исключено, что это вновь будет ралли-кар, ведь в 2010-2011 гг. после первого расставания с Формулой 1 Кими уже выступал в WRC.

Этот вид автоспорта ему тоже нравится, и вот как в недавнем интервью Auto Motor und Sport Кими ответил на вопрос, стал бы он чемпионом мира по ралли, если бы в своё время выбрал не гонки на одноместных машинах, а другую, не менее популярную в Финляндии категорию.

«Всё было бы именно так, – сказал он. – В 2009 году, когда я впервые вне зачёта участвовал в Rally Finland, я ехал на третьем месте в своём классе, пока не перевернулся на последнем скоростном участке. Я тогда даже легенду трассы не стал составлять.

Я считаю, что в ралли опыт ещё более важен, чем в Формуле 1, где ты знаешь все трассы. Но в ралли всё всегда новое: конфигурация трасс, условия, уровень сцепления. И ты должен ориентироваться только по легенде.

Во время раллийных тестов ты успеваешь изучить трассу вдоль и поперёк, и там проще показывать время на уровне лучших мастеров. Но в реальных соревнованиях всё по-другому.

Я тогда почти достиг уровня, на котором, составив легенду трассы, ты уже можешь пилотировать почти вслепую. Это ключевой момент. Когда я был новичком в ралли, то всегда начинал соображать только после того, как штурман мне продиктует очередную строчку из наших записей. А наказание за ошибки в ралли тоже иное: ты либо врезаешься в какое-нибудь препятствие, либо твоя машина лежит на крыше.

Кстати, в ралли выступает множество классных гонщиков, которые никогда не становились чемпионами мира. В тот период, когда я гонялся в WRC, я многому научился, прежде всего усвоил, что самое важное в ралли – это концентрация.

За рулём ралли-кара приходится работать намного более интенсивно, ведь ты всегда должен реагировать на что-то новое. Впрочем, максимальная собранность важна в любом техническом виде спорта, от картинга до мотокросса. Умение концентрироваться всегда полезно. Правда, когда выступаешь в Формуле 1, то гонок, к сожалению, так много, что у тебя просто нет времени заниматься чем-то ещё».

Но теперь у Кими будет и время, и возможность – вопрос только в том, когда ему захочется ею воспользоваться.

Его дебют в ралли состоялся почти 12 лет назад: 23 января 2009-го он вышел на старт Arctic Lapland Rally. Это та самая гонка, в которой в последние три года неплохо выступает Валттери Боттас, заменивший Кими в команде Alfa Romeo.

В следующем году это ралли пройдёт в середине января, и заявки от экипажей принимаются до 3 января. Скоро узнаем, окажутся ли в списке участников знакомые фамилии.

Источник

Фондовый рынок входит в стадию сезонного роста. Как на этом заработать

one life rally что это. Смотреть фото one life rally что это. Смотреть картинку one life rally что это. Картинка про one life rally что это. Фото one life rally что это

В этом тексте вы узнаете:

one life rally что это. Смотреть фото one life rally что это. Смотреть картинку one life rally что это. Картинка про one life rally что это. Фото one life rally что это

Когда происходит «ралли Санта-Клауса» и могут ли ему помешать «омикрон» и инфляция

Исторические данные показывают, что в конце декабря рынок обычно растет

Для инвесторов декабрь часто становится одним из лучших месяцев в году. Потребители закупаются на праздники, а компании тратят деньги, которые остались в их годовых бюджетах. Обычно это приводит к тому, что компании получают хорошую прибыль в четвертом квартале. Инвесторы часто пытаются опередить события, закупаясь акциями до выхода отчетностей в январе и феврале, отмечает CNN.

Обычно в предновогодний период на фондовых рынках происходит «ралли Санта-Клауса» — в последние пять дней декабря и первые две торговые сессии января. В этот период индексы чаще показывали хорошие результаты, чем снижались.

«Здесь сказываются, скорее, сезонные моменты инвестирования рождественских бонусов, некоторой балансировки портфелей фондов — покупка лидеров, продажа аутсайдеров», — объясняет начальник отдела экспертов «БКС Мир инвестиций» Альберт Короев.

Согласно данным инвесткомпании Schroders, акции США показали положительную доходность в декабре в 77,9% случаев с 1926 года. По данным Stock Trader’s Almanac, с 1950 года в декабре индекс S&P 500 в среднем рос на 1,5%. По словам главного рыночного стратега LPL Financial Райана Детрика, декабрьский рост S&P 500 обычно бывает еще более внушительным, когда индекс хорошо себя показывает за первые 11 месяцев года.

По словам инвестиционного стратега «ВТБ Мои Инвестиции» Станислава Клещева, на российском рынке акций декабрь тоже один из самых удачных месяцев — среднемесячная доходность индекса РТС в последний месяц года превышает 4%. В последние пять сессий декабря и первые две сессии января индекс РТС рос в 21 случае из 26, в среднем на 6,4%, индекс Dow Jones — 18 раз против 26, в среднем на 2,3%, отмечает аналитик финансовой группы «Финам» Юлия Афанасьева.

one life rally что это. Смотреть фото one life rally что это. Смотреть картинку one life rally что это. Картинка про one life rally что это. Фото one life rally что это

Будет ли ралли в конце 2021 года?

Влияние «омикрона»

Ноябрь 2021 года закончился снижением S&P 500 на 0,8%. Главные причины — новый штамм коронавируса «омикрон» и заявление главы ФРС США Джерома Пауэлла о том, что в декабре регулятор рассмотрит вопрос об ускорении сворачивания программы стимулирования экономики. Снижение индекса в ноябре случается не так часто — в этом году оно стало десятым в истории S&P 500. При этом исторически, когда индекс падал в ноябре, в декабре он рос, отметили в Bespoke Investment Group. Однако в Bank of America считают, что «ралли Санта-Клауса» в 2021 году может и не быть.

Эксперты пока не уверены, насколько серьезным окажется влияние «омикрона», отмечает CNN. По словам старшего экономиста AllianceBernstein Эрика Винограда, распространение коронавируса до сих пор имеет значение, однако, согласно базовому сценарию, его влияние на рынки будет ограниченным.

«Есть надежда, что мы не вернемся к шатдаунам (прекращение работы предприятий. — РБК) марта 2020 года. Как общество мы научились жить с вирусом, и благодаря этому рынок и экономика стали более устойчивыми. Я не думаю, что новый штамм сведет на нет достигнутый прогресс», — добавил эксперт.

После ноябрьского снижения индексы стали расти в начале декабря, так как опасения относительно нового штамма коронавируса снизились, писал The Wall Street Journal. Инвесторы ставят на то, что «омикрон» может вызывать более легкое течение болезни, чем предполагалось. Тем не менее ученые и производители вакцин пока не пришли к единому мнению, насколько хорошо существующие вакцины могут противостоять новому штамму. Во Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) заявляли, что понадобится несколько недель для его изучения.

В инвесткомпании «Атон» считают, что снижение на рынке из-за «омикрона» носит, скорее, временный, чем фундаментальный характер. По словам ведущего стратега по глобальным рынкам «Атона» Алексея Камицкого, с каждой новой волной любой эпидемии вирус мутирует, становится более заразным, но менее летальным. Если так будет и с «омикроном», то новый штамм может стать «последним гвоздем в крышку гроба пандемии» и коронавирус перейдет в сезонную болезнь. Это может в итоге оказаться позитивным для рискованных рынков и для акций в частности.

По данным ВОЗ, «омикрон» пока ведет себя не очень агрессивно, отметил директор центра Глобальной вирусологической сети, советник ВОЗ, профессор Университета Джорджа Вашингтона Константин Чумаков в эфире телеканала РБК. «Те случаи, которые зафиксированы, они достаточно мягкие», — говорил он. Вирусолог предположил, что это связано с эволюцией коронавируса — заболевание приобретает более мягкие формы и может стать сезонным.

one life rally что это. Смотреть фото one life rally что это. Смотреть картинку one life rally что это. Картинка про one life rally что это. Фото one life rally что это

Давление инфляции и политика ФРС

Инвесторов все больше беспокоит инфляция и планы ФРС сократить стимулирование экономики. По мнению главного инвестиционного директора Rockefeller Global Family Office Джимми Чанга, позиция регулятора может быть менее благоприятной для рынка, в частности для «мемных» акций — например, бумаг GameStop и AMC. Ожидания более агрессивной политики ФРС может негативно сказаться и на акциях технологических компаний.

Если ФРС сократит стимулы, то рост экономики вернется к нормальным значениям — около 2% в год. Но такое замедление может сказаться и на рынке акций. «Едва ли есть сомнения, что акции не вырастут еще на 25% в следующем году», — говорит Эрик Виноград из AllianceBernstein.

«Пандемия и ужесточение политики Федрезерва США — несомненно, факторы риска. Однако и в прошлые годы мы наблюдали бюджетные кризисы в США, действия центробанков, резкие движения на сырьевых рынках. Но индексы в декабре демонстрировали традиционный рост», — отмечает Клещев из «ВТБ Мои Инвестиции».

В инвесткомпании «Атон» прогнозируют, что глобальная инфляция достигнет пика в конце 2021 и первом квартале 2022 года, но замедлится к концу следующего года. Однако в этом десятилетии она все равно будет выше, чем в 2010-х годах. «Центробанки, по всей видимости, будут гораздо спокойнее относиться к краткосрочным всплескам инфляции, помня о чрезмерном ужесточении политики после финансового кризиса 2007–2008 годов — тогда рост цен затормозили до неприемлемо низкого уровня, создав риск дефляции по японскому сценарию», — говорится в стратегии инвесткомпании на 2022 год. Рынки и инвесторы должны будут привыкать работать в условиях повышенной инфляции, отметили в «Атоне».

Дефляция — это снижение общего уровня цен, противоположное инфляции. Она может приводить к падению спроса на товары, снижению прибыли компаний, стоимости акций и заработной платы, росту безработицы.

one life rally что это. Смотреть фото one life rally что это. Смотреть картинку one life rally что это. Картинка про one life rally что это. Фото one life rally что это

Что такое «эффект января» и как он работает

Кроме декабря, удачным для инвесторов может быть и январь. В этом месяце акции тоже обычно растут, и называется это явление «эффектом января». В конце года инвесторы распродают бумаги, чтобы оптимизировать налоги. Потом они снова покупают активы, и акции растут в цене. Чаще всего «эффект января» проявляется в акциях компаний малой капитализации, так как они менее ликвидны.

По словам начальника управления торговых операций на российском фондовом рынке инвесткомпании «Фридом Финанс» Георгия Ващенко, чаще акции растут в начале года, чем в конце, но бурный рост наблюдался нечасто. Он отметил, что в январе рынок растет охотнее, если до этого он падал. Тогда инвесторы будут приносить новые деньги и покупать подешевевшие акции. Юлия Афанасьева из «Финама» отметила, что если бумаги не растут во время «ралли Санта-Клауса», то они отыгрываются в январе.

one life rally что это. Смотреть фото one life rally что это. Смотреть картинку one life rally что это. Картинка про one life rally что это. Фото one life rally что это

Стоит ли инвестировать в декабре и январе

По мнению Станислава Клещева из «ВТБ Мои Инвестиции», если доверять статистике, то следует покупать акции сейчас и держать их до весны, когда компании будут представлять годовую отчетность и у рынка появится понимание по финальным дивидендам.

Долгосрочные инвесторы вообще не должны думать о том, как заработать на новогодних праздниках, уверена Юлия Афанасьева. «Ни одно из зимних ралли не совпадает с инвестиционным горизонтом инвестора. Ралли зимы — это драйвер для поиска торговых идей у позиционных трейдеров, которые открывают позиции на несколько недель-месяцев», — отмечает эксперт. При этом и позиционные трейдеры должны совершать сделки на основании плана, на какие события и явления реагировать в течение года, а не на основе сезонных ралли.

one life rally что это. Смотреть фото one life rally что это. Смотреть картинку one life rally что это. Картинка про one life rally что это. Фото one life rally что это

У каких акций есть потенциал?

Индексы

Юлия Афанасьева считает, что с учетом дополнительных рисков из-за нового штамма коронавируса не нужно выбирать какую-то конкретную отрасль для инвестиций. Лучше сделать ставку на индексы. Например, по индексу РТС было десять убыточных январей против 15 прибыльных, по индексу Мосбиржи — семь против 16 прибыльных, по индексу Dow Jones — шесть убыточных январей против 19 прибыльных.

В «Атоне» оценивают недавнее снижение индекса РТС с максимумов из-за «ковидных рисков» как хорошее условие для роста. В инвесткомпании считают, что у индекса есть потенциал роста на 20–30%, к 2000 пунктам в 2022 году.

По мнению Станислава Клещева, один из лучших способов участвовать в сезонном росте рынка — покупка фондов на индекс Мосбиржи.

«Магнит»

Что касается отдельных бумаг, то есть шанс на небольшое краткосрочное ралли у акций «Магнита», если не учитывать риски со сменой собственника, полагает Афанасьева. Бумаги ретейлера участвовали в «ралли Санта-Клауса» 12 раз из 15 со средним результатом 6,6%. «Но даже в случае развития позитивного сценария по акциям «Магнита» лучше успеть реализовать «бычьи» амбиции по ним до конца года», — сказала аналитик.

Акции «Магнита» попали в список наиболее привлекательных бумаг потребительского сектора на 2022 год по версии «Атона». В инвесткомпании отметили, что ретейлер планомерно увеличивает выручку и постепенно догоняет X5 — отставание по выручке сократилось с 21% в третьем квартале 2020 года до 10% в третьем квартале 2021 года. В «Атоне» также ждут, что в следующем году «Магнит» включит в свою отчетность результаты сети «Дикси», которую он купил в июле.

one life rally что это. Смотреть фото one life rally что это. Смотреть картинку one life rally что это. Картинка про one life rally что это. Фото one life rally что это

Банки, нефть, газ и промышленность

Еще один хороший способ поучаствовать в сезонном ралли — покупка в портфель «основных индексных тяжеловесов», считает Клещев. Среди них — акции «Газпрома», «Сбера», ЛУКОЙЛа и «Яндекса». Другой стратегией может стать покупка акций, по которым в ближайшее время будут дивидендные выплаты за девять месяцев. На растущем рынке они могут показать опережающую динамику.

В «Атоне» считают, что в 2022 году основными бенефициарами в контексте высоких цен на товарных рынках и ускорения инфляции будут сырьевые и финансовые компании, на которые приходится более 70% капитализации российского рынка. Эксперты компании отметили в сырьевом секторе «Газпром», ЛУКОЙЛ, НОВАТЭК и «Роснефть», а в финансовом — «Сбер» и ВТБ. «Все эти компании в 2022 году будут увеличивать доходы и выплачивать солидные дивиденды, оставаясь сильно недооцененными относительно мировых аналогов», — прогнозирует «Атон».

По словам аналитика «Альфа-Капитала» Юлии Мельниковой, из-за нового штамма коронавируса вновь стали популярны компании, которые разрабатывают вакцины. С другой стороны, она отметила довольно хороший сезон корпоративных отчетностей за третий квартал. По ее мнению, хорошо смотрятся компании, которые могут перекладывать рост себестоимости в цены на конечные товары без ущерба рентабельности бизнеса — показателя, который определяет эффективность использования ресурсов. В компании позитивно оценивают перспективы промышленной отрасли при условии улучшения ситуации с цепочками поставок в ближайшее время.

Источник

Утопить в грязи €1 000 000: ралли-рейды — один из самых дорогих видов спорта

Изначально ралли были задуманы для популяризации автомобилей. Поэтому первые маршруты в начале прошлого века прокладывали по достаточно населенным городам, и на промежуточных финишах собравшиеся автомобили представляли собой своеобразный выездной автосалон. Когда задача была успешно выполнена, и продажи автомобилей пошли в гору, ралли стали исчезать: проезд по и без того загруженным дорогам спортивных машин, хотя и обязанных соблюдать все правила, не всегда радует как местных жителей, так и самих спортсменов. Со временем самыми важными и зрелищными стали необычные участки, которые надо проехать за определенное время — не медленнее и не быстрее.

Самой длительный и самый дорогой

Ралли-рейды — особая разновидность ралли. Они проходят преимущественно по бездорожью, в пустынях, степях или лесах. В них входит очень много скоростных участков, до 500 км в день. Задачу усложняет то, что дорожные книги выдают в ночь перед стартом. Самый знаменитый из проводимых сегодня рейдов — знаменитый «Дакар», который длится две недели и проходит по Южной Америке. Это самое дорогое ралли для участников.

Ралли-рейд по маршруту Париж–Дакар впервые прошел в конце декабря 1978 года. Его организовал Тьерри Сабин, французский автогонщик. В 1977 году во время ралли Абиджан-Ницца он заблудился в пустыне и решил, что гонка по Африке будет увлекательным мероприятием. По традиции ралли стартует в самом конце года, но большая часть мероприятия проходит уже в следующем, по которому его и называют. Маршрут неоднократно менялся: из-за нестабильной политической обстановки некоторые страны приходилось объезжать. Хотя в 1992 году рейд прошел через всю Африку, конечной точкой тогда был Кейптаун. В 2008 году гонку пришлось отменить из-за невозможности гарантировать безопасность в Мавритании, и тогда «Дакар» пригласили к себе Чили и Аргентина. Ралли-рейд сохранил свое название, но к столице Сенегала он теперь отношения не имеет.

Для мотоциклов стартовый взнос на «Дакаре-2018» — €16 500, для легкового автомобиля — €28 000, для грузовика — €41 400

Доставка автомобиля из Европы в Южную Америку и обратно входит в стартовый взнос — вместе со страховкой, питанием на бивуаках и вообще практически всеми расходами. Для мотоциклов стартовый взнос на «Дакаре-2018» — €16 500, для легкового автомобиля — €28 000, для грузовика — €41 400. Постоянным участникам скидки.

Стоимость автомобиля, подходящего для ралли-рейда мирового уровня, — около €1 000 000. Примерно такую сумму надо отдать за Mini ALL4 Racing от немецкой компании X-Raid. Конечно, гоночный автомобиль не просто доработанная серийная машина, здесь меняется все: подвеска, тормоза, трансмиссия и, конечно, двигатель — трехлитровая «шестерка» выдает 320 «лошадей». Максимальная скорость достигает 180 км/ч. Но покупка автомобиля или мотоцикла для гонок — тем более нового — инвестиция для профессиональных спортсменов. Любителям же проще арендовать машину — это обойдется в несколько десятков тысяч евро.

Еще нужны расходные материалы (в первую очередь шины), несколько комплектов запчастей, техничка, которая будет их возить, и механики… Ночлег на бивуаках – тоже проблема самих участников, организаторы обеспечат только питание. В 2012 году Павел Логинов, который участвовал во множестве ралли-рейдов по всему миру, и в 2006 году стал обладателем кубка России, рассказал Forbes, что «затраты на участие в «Дакаре» составляют €170 000–200 000. Удачей считается, когда есть спонсоры, которые могут покрыть хотя бы часть бюджета». Инфляция внесла поправки, и теперь вряд ли удастся уложиться менее чем в €300 000.

На этом фоне расходы на доставку самих участников выглядят малозначительной суммой. Перелет на «Дакар» из Москвы и обратно обойдется примерно в €1500 в эконом-классе и в €3500 в бизнес-классе. Это специальный тариф, который предусматривает возможность бесплатного изменения даты возврата в случае схода с дистанции.

Российский вариант

В России проходят несколько ралли-рейдов: «Россия – Северный лес», «Золото Кагана», «Шелковый путь», «Великая степь», «Крым». Участие в них существенно дешевле, хотя бы из-за того, что значительно меньше расходы на переезд. Да и стартовый взнос, например, на «Северный лес» в этом году был в пределах 35 000 рублей, а для участников Чемпионата мира €2600 евро. «Шелковый путь» в силу своей известности и престижа обойдется дороже: стартовый взнос за каждого участника €8000. Правда, от него освобождены полностью женские экипажи. В стартовый взнос входят страховка, аренда необходимых приборов, питание на бивуаках, но не включается топливо и транспортировка автомобиля.

Существенно меньшие затраты сделали «родные» гонки привлекательными для российских спортсменов-любителей.

«Здесь почти все — любители, гоняют в свое удовольствие и за свои деньги», — говорит Вячеслав Субботин, пилот и спортивный директор команды «ГАЗ Рейд Спорт», которая принимает участие в чемпионате России по ралли-рейдам. Это одна из двух профессиональных российских команд — участниц. Вторая — «КАМАЗ-Мастер».

«Планировали арендовать машину, но поняли что возвращать, возможно, будет нечего, и решили купить»

Принять участие в ралли-рейдах действительно может любой желающий. Правда, стоимость участия в соревнованиях даже в России такова, что желание должно быть очень сильным. Как у Александра Бочкарева, который выступает в качестве пилота в классе «Рейд-спорт» на собственном автомобиле. «Я с детства интересовался моторными видами спорта: картинг во Дворце пионеров, потом водномоторный спорт, снегоходы, квадрики. Чем быстрее тем лучше. Есть права пилота-любителя вертолета. Но одному грустно, а тут в компании. Когда народу много и все на одной волне, это гораздо интереснее», — рассказывает Александр. Он участвует в ралли-рейдах с 2015 года. Сначала проехал с другом в качестве пассажира ралли «Россия — Северный лес», а потом решил заняться сам. Это получилось довольно быстро: в январе проехал «Северный лес», а в апреле того же года уже отправился на «Золото Кагана» в составе команды «ПЭК: спорт».

«Планировали арендовать машину, но поняли что возвращать, возможно, будет нечего, и решили купить», — рассказывает Александр. Аренда автомобиля подходящего для чемпионата России, стоит примерно 350 000 рублей за этап. Купить тот же самый автомобиль можно примерно за 700 000 рублей. Речь, конечно, о подержанной машине, новая стоит как минимум вдвое дороже. Автомобили для профессиональных команд обходятся не дешевле, чем серийная Ferrari, а многие и дороже — если считать в миллионах рублей, то число будет двузначным.

Машину можно подготовить и самостоятельно. Ориентировочная стоимость превращения серийного внедорожника в гоночный равна его цене или превышает ее. То есть если у вас есть, например, Toyota Land Cruiser стоимостью 4 000 000 рублей, то на его доработку понадобится примерно столько же. Для гоночных машин разработаны подробные требования — надо приобретать детали, которые им соответствуют, и работы должен делать сертифицированный специалист.

Каждый выезд на этап стоит примерно 200 000 рублей. В эту сумму входит стартовый взнос, доставка, оплата работы механика и минимальные расходы на проживание команды. В российском чемпионате пять-шесть этапов ежегодно. А еще машину надо приводить в порядок после каждого этапа — автомобиль приходится восстанавливать едва ли не полностью. Скажем, двигатели редко живут больше одного сезона.

Часть затрат можно компенсировать привлечением спонсора. Размещение логотипа на автомобиле стоит денег. Иногда спонсоры расплачиваются «натурой»: предоставляют шины или другие расходные материалы. Для таких компаний гонки позволяют не только «засветить» свой бренд, но и метод тестирования своей продукции. Ведь для двигателя и других агрегатов это работа в экстремальных условиях.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *