ольги вайнштейн денди мода литература стиль жизни
Денди: мода, литература, стиль жизни
Слово «денди» до сих пор сохраняет неизъяснимый оттенок таинственного шарма, а сами денди видятся нам эксцентричными эстетами, творцами гениальных причуд. Но кого можно назвать современным денди? Как возник современный канон мужской элегантности? Зачем денди выводили на прогулку черепашек? Об этих серьезных, а порой и забавных вещах Вы узнаете, прочитав книгу Ольги Вайнштейн «Денди». Среди главных героев книги – знаменитый британский денди Джордж Браммелл, французские щеголи граф д’Орсе, Барбе Д’Оревильи и Шарль Бодлер, декаденты Оскар Уайльд и граф Робер де Монтескье. Европейский дендизм впервые предстает как отчетливая культурная традиция, подразумевающая не только модный костюм, но и повседневный стиль жизни, изысканную манеру поведения, специальные техники тела и тайную харизму. В книге подробно рассказывается об английских клубах и джентльменских розыгрышах, о городском фланировании и «оптических дуэлях», о светских приемах и виртуальном аристократизме. Особый раздел посвящен истории российского дендизма и отечественным стилягам.
Эта книга – об истории дендизма, ее главный герой – денди, харизматический модник со всеми своими причудами и обыкновениями. Территория поиска – мода, литература и стиль жизни. Пространства не столь уж раздельные, как может показаться на первый взгляд, – в них то и дело проступают неожиданные связи. Скажем, слово «гламур» происходит от слова… «грамматика». Дело в том, что в Средние века ученые, владевшие премудростями грамматики, считались чуть ли не чародеями, волшебниками, как доктор Фаустус. В XVIII веке в Шотландии «grammar» стали произносить как «glamour», и так возникло новое слово, означающее магическое заклинание, чудо, таинственную силу[1]
Денди: мода, литература, стиль жизни
Слово «денди» до сих пор сохраняет неизъяснимый оттенок таинственного шарма, а сами денди видятся нам эксцентричными эстетами, творцами гениальных причуд. Но кого можно назвать современным денди? Как возник современный канон мужской элегантности? Зачем денди выводили на прогулку черепашек? Об этих серьезных, а порой и забавных вещах Вы узнаете, прочитав книгу Ольги Вайнштейн «Денди». Среди главных героев книги – знаменитый британский денди Джордж Браммелл, французские щеголи граф д’Орсе, Барбе Д’Оревильи и Шарль Бодлер, декаденты Оскар Уайльд и граф Робер де Монтескье. Европейский дендизм впервые предстает как отчетливая культурная традиция, подразумевающая не только модный костюм, но и повседневный стиль жизни, изысканную манеру поведения, специальные техники тела и тайную харизму. В книге подробно рассказывается об английских клубах и джентльменских розыгрышах, о городском фланировании и «оптических дуэлях», о светских приемах и виртуальном аристократизме. Особый раздел посвящен истории российского дендизма и отечественным стилягам.
Гламур и грамматика: предисловие 1
I. Денди: слово и понятие 2
II. Модники былых времен 7
III. В начале был Джордж Браммелл: легенда и биография 13
IV. Дендизм и неоклассическая мода 28
V. Дендистская телесность 34
VI. Дендистский кодекс общения 45
VII. Нарушители конвенций 64
VIII. Гендерные игры 73
IX. Дендизм и стратегии модерна 78
X. Дендизм и литература 96
XI. Французские денди 100
XII. Дендизм в Англии: «Кэнт» и «Кэмп» 124
XIII. Дендизм в России 136
XIV. Теория и практика моды 152
XV. В поисках современного денди 157
Библиография: что почитать и посмотреть в Интернете 170
Именной указатель 174
Ольга Вайнштейн
Денди. Мода, литература, стиль жизни
Гламур и грамматика: предисловие
«Всеобщее искусство одеваться, или Путь к элегантности и моде, с колоссальной скидкой 30 %. Трактат о существенном и необходимом атрибуте современности – костюме джентльмена. Посредством превосходных иллюстраций четко определяет самые подходящие сочетания цветов, многообразные стили формальной и неформальной одежды; изъясняет, что носить людям разных возрастов и различного цвета лица, чтобы представить фигуру наиболее симметрической и приятной для глаза. Советы по приобретению разнообразных предметов одежды, сопровождаемые рекомендациями по туалету, содержащими ценные и оригинальные рецепты, а также указания, как исправить недостатки внешности и осанки. С прибавлением рассуждения о форменной одежде и о выборе изящного платья «.
Ольги вайнштейн денди мода литература стиль жизни
Денди. Мода, литература, стиль жизни
Гламур и грамматика: предисловие
Эта книга – об истории дендизма, ее главный герой – денди, харизматический модник со всеми своими причудами и обыкновениями. Территория поиска – мода, литература и стиль жизни. Пространства не столь уж раздельные, как может показаться на первый взгляд, – в них то и дело проступают неожиданные связи. Скажем, слово «гламур» происходит от слова… «грамматика». Дело в том, что в Средние века ученые, владевшие премудростями грамматики, считались чуть ли не чародеями, волшебниками, как доктор Фаустус. В XVIII веке в Шотландии «grammar» стали произносить как «glamour», и так возникло новое слово, означающее магическое заклинание, чудо, таинственную силу[1]. И отсюда уже пошел современный смысл гламура – пленительный шик, дивное сияние шарма. Но чтобы понять секреты великих денди, полезно проделать обратный путь: расшифровать исходную грамматику, скрытую за модным блеском. А тогда для начала придется спросить: откуда брать достоверные сведения об этом эфемерном и притягательном мире?
Самые ценные и редкие источники для изучения истории моды – документальные. К ним относятся костюмные коллекции, портновские трактаты, журналы мод, дневники денди, альбомы модников и модниц. Особенно любопытны специальные альбомы, в которых хранились образцы тканей и фиксировались варианты туалета. Раньше это был достаточно распространенный жанр, гибрид дневника и хозяйственной книги. В музее Виктории и Альберта сохранился альбом Барбары Джонсон, относящийся ко второй половине XVIII века. Эта дама наклеивала в свой альбом лоскутки тканей, кратко отмечая фасон платья, расход материала и стоимость шитья, а попутно записывала туда и события своей жизни[2]. Текст здесь с легкостью перетекаетв текстиль – кстати, еще одна неслучайная пара, хитросплетение слов и нитей[3]… Есть упоминания об альбоме князя Куракина, щеголя екатерининского времени. В нем на каждой странице имелись образцы материй, из которых были сшиты его великолепные наряды, и к ним прилагались описания удачных ансамблей, включающих шпагу, пряжки, перстень и табакерку[4]. Куракин использовал альбом для того, чтобы добиться максимально эффектного сочетания костюма и аксессуаров, это был своего рода рабочий инструмент для его изощренного вкуса, учебник гламурной грамматики.
Особый случай – трактаты о моде. Порой это чисто технические руководства для портных с выкройками и указаниями, как снимать мерки[5], порой обстоятельные наставления, как завязывать шейный платок, написанные в приятном игровом ключе[6]. Но нередко эти трактаты создавались с глобальным размахом – как универсальная энциклопедия для желающих хорошо выглядеть. Типичный пример – английский трактат 1830 года «The Whole art of dress or, the road to elegance and fashion», написанный неким кавалерийским офицером. Его полное название звучит весьма внушительно:
«Всеобщее искусство одеваться, или Путь к элегантности и моде, с колоссальной скидкой 30 %. Трактат о существенном и необходимом атрибуте современности – костюме джентльмена. Посредством превосходных иллюстраций четко определяет самые подходящие сочетания цветов, многообразные стили формальной и неформальной одежды; изъясняет, что носить людям разных возрастов и различного цвета лица, чтобы представить фигуру наиболее симметрической и приятной для глаза. Советы по приобретению разнообразных предметов одежды, сопровождаемые рекомендациями по туалету, содержащими ценные и оригинальные рецепты, а также указания, как исправить недостатки внешности и осанки. С прибавлением рассуждения о форменной одежде и о выборе изящного платья[7]».
Такие трактаты, по сути, во многом представляют собой очерки нравов и позволяют в полной мере ощутить атмосферу эпохи. Еще больше этот оттенок субъективности чувствуется в биографиях, письмах и мемуарах, дневниках и путевых заметках: мы полагаемся на них, хотя тут неизбежна авторская пристрастность. Сплошь и рядом основу текста составляет молва, зафиксированная внимательным современником. Иной раз срабатывает эффект многократного повторения, создающий иллюзию фактической точности. Вот, допустим, дотошный исследователь Питер Макнил, изучая историю макарони, английских щеголей XVIII столетия, долго старался установить местоположение их клуба, о котором упоминают источники того времени. В итоге он выяснил, что этот гипотетический клуб – или ироническое название реального клуба Олмакс, или, что скорее всего, просто обозначение модного сообщества[8]. Апокрифический статус отличает и некоторые дендистские легенды. Вполне вероятно, что история о трех портных, шивших одну перчатку, – вымысел. Но разве это означает, что к этому рассказу надо относиться пренебрежительно?
Городские легенды составляют существенный слой тонкой материи культурного жизнетворчества. Филологи научились анализировать их как разновидность фольклорных текстов[9]. Филологические методы оказываются особенно полезными, если вдобавок вспомнить о литературной родословной дендизма. Известно, что многие писатели были денди: Байрон, Бульвер-Литтон и Оскар Уайльд в Англии; Пушкин и Лермонтов в России; Стендаль, Бальзак, Барбе д’Оревильи, Шарль Бодлер, Гюисманс, Марсель Пруст во Франции. Они изображали героев-денди в своих романах (классика жанра – «Наоборот» Гюисманса и «Портрет Дориана Грея» Оскара Уайльда); сочиняли прочувствованные трактаты о дендизме (особенно отличились на этом поприще Бальзак, Барбе д’Оревильи и Бодлер) и, наконец, сами любили блеснуть импозантными туалетами. И оттого желающим разобраться в дендизме практически невозможно обойтись без литературных материалов.
Так расширяется диапазон наших источников, закономерно захватывая и художественную словесность. В свое время М.М. Бахтин назвал смешение литературы с жизнью в иных критических трудах «наивным реализмом», но он же заметил, что некоторым людским судьбам свойственна «завершенность», роднящая их с литературным произведением… И уж лучше, на наш взгляд, занять позицию сознательного простодушия, чем пройти мимо романных денди или выразительных деталей в описаниях костюмов, которые тонко передают теплоту и прелесть пестрых живых вещей. Порою эффект возвеличивания просто удивителен: предмет, запечатленный в слове, весом и роскошен, а когда видишь ту же вещь в музее, рискуешь невзначай разочароваться.
Противоположный вариант – сатирические образы денди. Как только не издевались над любителями щегольнуть затейливыми одежками! Издавали иронические поэмы[10], высмеивали в романах, рисовали безжалостные шаржи. Ведь и сейчас о моде «денди-бабочка» мы судим во многом по гравюрам Д. Крукшенка, точно так же как о наших стилягах – по карикатурам в журнале «Крокодил». К счастью, обычно находятся и другие источники, помогающие сохранить баланс: те же стиляги пока еще могут рассказать о своих приключениях в юности.
Дендистской культурной традиции посвящено немало критических работ как научного, так и популярного плана, однако далеко не все модники удостоились должного внимания. Явно недооцененным персонажем остается граф Робер де Монтескью, парадоксальным образом не хватает специальных трудов по теории дендизма.
Breward С. Fashioning London. Clothing and the modern Metropolis. Oxford; N.Y.: Berg, 2004.
Breward C. The hidden consumer. Masculinities, fashion and city life 1860–1914. Manchester U.P., 1999.
Breward C. The culture of Fashion: a new history of fashionable dress. Manchester U.P., 1995.
Bronfen E. Over her dead body. Manchester U.P., 1992.
Brooks D. Bobos in paradise. The new upper class and how they got there. N.Y.: Simon and Shuster, 2000.
Campbell K. Beau Brummell. L.: Hammond & Hammond, 1948.
Carassus E. Le Mythe du dandy. P.: A. Colin, 1971.
Carré J. L’Espace du club londonien au XIX siècle // Les espaces de la civilité. Editions InterUniversitaires, 1995.
Chenoune F. A History of man’s fashion. Paris; New York: Flammarion, 1993.
Classen C., Howes D., Synnott A. Aroma. The cultural history of smell. L.: Routledge, 1994.
Coblence F. Le Dandysme, obligation d’incertitude. P.: Presses Universitaires de la France, collection «Recherches politiques», 1988.
Cole H. Beau Brummell. L.: Granada publishing, 1977.
Corbin A. The foul and the fragrant: odor and the french social imagination. Harvard U.P., 1986.
Crary J. Techniques of the observer: on vision and modernity in the XIX century. Cambridge, London: MIT Press, 1996.
Curtius E.R. European Literature and the Latin Middle Ages. L.: Routledge and Kegan Paul, 1979.
Dandies. Fashion and Finesse in Art and Literature / Ed. S. Fillin-Yeh. New York U.P., 2001.
Delbourg-Delphis M. Masculin singulier. Le dandysme et son histoire. P.: Hachette, 1985.
Derrida J. De l’hospitalité. Anne Dufourmantelle invite Jacques Derrida à répondre sur l’hospitalité. P.: Calmann Levy, 1997.
Derrida J. Donner le temps. I. La fausse monnaie. P.: Galilée, 1991.
Driver S. Pushkin: literature and social ideas. Columbia U.P., 1989.
Edwards T. Men in the Mirror: Men’s Fashion, Masculinity and Consumer Society. L.: Cassell, 1997.
Elias N. The civilizing process: the history of manners. New York: Pantheon, 1982.
Espagne M. Werner M. Vom «Passagen-Werk» zum «Baudelaire». Neue Handschriften zum Sptäwerk Walter Benjamins // Deutsche Vierteljahrschrift 58 (1984). P. 593–657.
Favardin P., Bouxiere L. Le dandysme. P.: La manufacture, 1988.
Feldman J. Gender on the divide. Ithaca; N.Y.: Cornell U.P., 1993.
Flügel J.C. Psychology of clothes. L.: Hogarth Press, 1930.
Fortassier R. Les écrivains français et la mode. P.: PUF, 1978.
Forty A. Objects of desire. L.: Thames and Hudson, Cameron books, 1992. Foucault M. Moi, Pierre Rivière, ayant egorgé ma mère, ma soeur et mon frère… P.: Gallimard, 1973.
Foulkes N. Last of the dandies: The scandalous life and escapades of Count d’Orsay. L.: Little Brown, 2003.
Frisby D. Fragments of Modernity: Theories of Modernity in the work of Simmel, Kracauer and Benjamin. Cambridge: Polity Press, 1985.
Fyvel T.R. The Insecure Offenders: Rebellious Youth in the Welfare State. L.: Chatto & Windus, 1961.
Gagnier R. Idylls of the Marketplace: Oscar Wilde and the Victorian Public. Stanford: Stanford University Press, 1986.
Garber M. Vested interests. L.: Penguin, 1993.
Garelick R. Rising star: dandyism, gender and performance in the fin de siècle. Princenon: Princenon U.P., 1998.
Goldstein L. (ed.). The Male Body: Features, Destinies, Exposures. University of Michigan Press, 1995.
Harvey J. Men in black. University of Chicago press, 1995.
Horrocks R. Male Myths and Icons: Masculinity in Popular Culture. N.Y.: St.Martin’s press, 1995.
Johnson P. The birth of the modern. N.Y.: Harper Collins, 1992.
Jullian Ph. Prince of aesthetes: count Robert de Montesquiou. N.Y.: The Viking press, 1968.
Kempf R. Dandies. Baudelaire et compagnie. P.: Seuil, 1977.
Kroeber A.L., Richardson J. Three centuries of women’s dress fashion. University of California press, 1940.
Langlade J. Brummell, ou le prince des dandys. P.: Presses de la Renaissance, 1985.
Laver J. Costume and fashion. L.: Thames and Hudson, 1988.
Laver J. Dandies. L.: Weidenfeld & Nicolson, 1968.
Lecercle J. – H. Mallarmé et la mode. P.: Librarie Seguire, 1989.
Lemaire M. Le Dandysme de Baudelaire à Mallarmé. Montréal: Presses de l’Universitité de Montréal, 1978.
Lestringuez P. Le chevalier d’Orsay. Montrouge, 1944.
Levillain H. L’esprit dandy – de Brummell à Baudelaire. P: José Corti, 1991.
Lewenhaupt T., Lewenhaupt C. Crosscurrents: art – fashion – design. New York: Rizzoli, 1989.
Lurie A. The language of clothes. L.: Bloomsbury, 1992.
McDowell C. The man of Fashion. L.: Thames and Hudson, 1997.
McNeil P. «That doubtful gender»: macaroni dress and male sexualities // Fashion Theory. 1999. Vol. 3, issue 4. P. 411–449.
McNeil P. Macaroni Masculinities // Fashion Theory. 2000. Vol. 4, issue 4. P. 373–405.
Melville L. The Beaux of the Regency. L.: 1908, 2 vols.
Melville L. Beau Brummell. New York: G.H. Doran, 1925.
Merleau-Ponty M. Le visible et l’invisible. P.: Gallimard, Tel, 1964.
Mirzoeff N. Bodyscape: art, modernity and the ideal figure. L.: Routledge, 1995.
Moers E. The Dandy. New York: The Viking Press, 1960.
Montandon A. Sociopoétique de la promenade. Clermont-Ferrand: Presses Universitaires Blaise Pascal, 2000.
Munhall E. Whistler et Montesquiou. P.: Flammarion, New York: The Frick Collection, 1995.
Natta M. – C. La Grandeur sans convictions: essai sur le dandysme. Paris:
Editions du Félin, 1991.
Nixon S. Hard Looks: masculinities, spectatorship and contemporary consumption. UCL Press & St. Martin’s Press, 1996.
Perrot Ph. Les dessus et les dessous de la bourgeoisie. Bruxelles: Editions Complexe, 1984.
Pointon M. The case of the dirty beau: symmetry, disorder and the politics of masculinity // The body imaged / Ed. Adler K., Pointon M. Cambridge U.P., 1993. P. 175–189.
Polhemus T. Street style. L.: Thames and Hudson, 1997.
Pool D. What Jane Austen ate and Charles Dickens knew. N.Y.: Touchstone, 1993.
Poovey M. «Scenes of an indelicate character»: the medical «treatment» of victorian women // The making of the modern body. California U.P., 1987. P. 137–169.
Roche D. La culture des apparences. Une histoire du vêtement XVII–XVIII siècle. P.: Fayard, 1989.
Sadleir M. Blessington – d’Orsay: a masquerade. L.: Constable, 1933.
Scaraffìa, G. Le petit dictionnaire du dandy. P.: Sand, 1981.
Simone F. Le dandysme et Marcel Proust: de Brummel au Baron de Charlus. Bruxelles: Palais des académies, 1956.
Simpson M. Here come the mirror men // The Independent. 1994. November 15.
Simpson M. Male Impersonators: Men Performing Masculinity. L.: Cassell, 1994.
Sontag S. Notes on camp // Sontag S. Against Interpretation and other essays. N.Y.: Noonday, 1966.
Stafford B. Body criticism. MIT Press, 1993.
Stafford B. Artful science. MIT Press, 1994.
Stanton D. The aristocrat as art. Columbia U.P., 1980.
Steele-Perkins. Smith R. The Teds. L.: Dewi Lewis Publishing, 2002. Teignmouth Shore W. D’Orsay or the complete dandy. L., 1912.
Tester K., ed. The flaneur. L.; N.Y.: Routledge, 1994.
Timbs J. Clubs and club life in London. L.: Chatto and Windus. 1872.
Tomes N. The Gospel of germs: Men, Women and the Microbe in American Life. Harvard U.P., 1998.
Vainchtein O. La subversion de l’hospitalité et les jeux visuels dans le dandysme // Mythes et représentations de l’hospitalité / Ed. A. Montandon. Université Blaise Pascal, 1999. P. 267–281.
Vainshtein O. Fashioning women: dressmaker as cultural producer // Late Editions, issue 7. Para-sites. A casebook against cynical reason / Ed. G. Marcus. The University of Chicago Press, 2000. P. 195–225.
Vainshtein O. Female Fashion, soviet style: bodies of ideology // Russia – women – culture / Ed. H. Goscilo, B. Holmgren. Indiana: Indiana UP., 1996. P. 64–94.
Vainshtein O. Russian dandyism: Constructing a man of fashion // Russian Masculinities in history and culture / Ed. B. Evans Clements, R. Friedman and D. Healey. L.: Routledge, 2002. P. 51–76.
Vigarello G. Le propre et le sale: l’hygiene du corps depuis le Moyen Age. P.: Editions du Seuil, 1985.
Walden G. Who is a Dandy? // Barbey d’Aurevilly J. On dandyism and George Brummell (translated by George Walden). Gibson Square books, 2002.
Wedgewood А. The Athenaeum // The romantic age in Britain. The Cambridge cultural history of England / Ed. Boris Ford. Vol. 6. Cambridge U.P., 1992. P. 254–262.
Werner M. L’élaboration d’un plan: les manuscrits parisiens de Walter Benjamin: du projet des «Passages» à «Charles Baudelaire» // Walter Benjamin et Paris / Ed. H. Wismann. P.: Ed. du Cerf, 1986. P. 849–867.
White E. The flaneur: A stroll through the paradoxes of Paris. L.: Bloomsbury, 2001.
Whitehead, S.M. Men and Masculinities: Key Themes and New Directions. Cambridge: Polity, 2002.
Wilson E., Taylor L. Through the looking glass. L.: BBC Books, 1989.
Wolf J. The invisible Flaneuse: women and the literature of modernity // Theory, Culture and Society. 1985. Vol. 2. № 3. 37–46.
Woolf V. Beau Brummell //Common Reader. Second series. L.: Hogarth Press, 1935. 148–156.
Рецензии на книгу « Денди: мода, литература, стиль жизни » Ольга Вайнштейн
Крутая книга. Правда я ожидал от неё немножко иного, но все равно остался доволен покупкой и после прочтения оставил у себя в библиотеке, а не выставил на продажу.
Большое исследование на достаточно узкую тему – это то что нужно для понимания сути. Данная книга – справочник дендизма или даже энциклопедия.
Быть может, вам покажется что в ней слишком много цитирования художественной литературы, так оно и есть. Правда, все относительно и кому-то покажется что его, наоборот, мало.
С одной стороны это надоедает, с другой – раскрывает множество мельчайших деталей и при перечитывании того или иного романа, он, скорее всего, покажется вам насыщеннее, чем прежде. Хотя, быть может, вам это и не надо.
По качеству печати вопросов нет, все на уровне.
Данное исследование показалось мне очень интересным. Впервые о покупке книги задумалась, услышав курс лекций О. Вайнштейн. Особое внимание привлек тот факт, что такое явление общественной жизни, как «дендизм» не сводился лишь к внешнему образу, а предполагал определенные ритуалы и, своего рода, философию жизни.. Как мне кажется, многим, даже далеким от моды и истории, людям было бы очень интересно узнать об этом побольше. Оформление прекрасное: белая бумага, черно-белые иллюстрации на каждой странице + вклейки с цветными иллюстрациями на мелованной бумаге. В целом, работа профессиональная, серьезная, но не занудная, присутствует библиография и источники, как после каждого раздела, так и в конце самого исследования. Очень рекомендую к прочтению.