окей вкус хорошей жизни

«Окей»: еще один продуктовый ретейлер на Московской бирже

14 декабря на Московской бирже произошел вторичный листинг глобальных депозитарных расписок люксембургской компании O’Key Group SA (LSE, MOEX: OKEY) — холдинговой компании продуктового ретейлера «Окей». На Лондонской бирже компания торгуется с ноября 2010 года.

О компании

ГК «Окей» — седьмой по выручке продуктовый ретейлер на российском рынке. Основана в 2002 году. На конец 2020 года в сети было 77 гипермаркетов под брендом «Окей» и 118 дискаунтеров под брендом «Да!». Магазины компании представлены по всей стране, большая часть находится в Северо-Западном и Центральном регионах России.

Сеть гипермаркетов «Окей». Общая торговая площадь — почти 520 тысяч квадратных метров. Чуть больше половины магазинов находится в крупных торговых центрах, остальные — отдельно стоящие.

«Окей» позиционирует себя как сеть современных комфортных магазинов с высококачественными продуктами по приемлемым ценам. Основная ставка делается на продукты категорий fresh и ultra fresh и продукты собственных торговых марок. Суммарная доля продуктов fresh, ultra fresh, овощей и фруктов в объеме продаж — более 40%, а продуктов собственных торговых марок — 8,1%.

Fresh: молочная продукция, хлеб, яйца, овощи и фрукты, охлажденное мясо и рыба, полуфабрикаты, кулинария.

Ultra fresh: зелень, ягоды, экзотические фрукты

В октябре 2020 года компания запустила новую концепцию гипермаркетов. Основные изменения: увеличение на 50% торговой площади под продукты категорий fresh и ultra fresh, уменьшение на 80% площади под непродовольственные товары, обустройство комфортабельных зон кафе, переосмысление ассортимента и принципов выкладки товаров.

Также в сети активно используются цифровые технологии: самостоятельная система сканирования, программа лояльности, персонализированные предложения, цифровой сомелье. Компания запустила мобильное приложение еще в 2016 году. Естественно, в 2020 году оно стало особенно актуальным: за 9 месяцев рост онлайн-продаж год к году составил 30%, а суммарно доля онлайн-продаж достигла 45%. У «Окея» есть собственная служба доставки, а в 2020 году также заключили соглашения с сервисами iGooods и «Сбермаркет».

По итогам 9 месяцев 2020 года выручка выросла на 2,8%, трафик упал на 13,7%, но зато средний чек вырос на 19,1%.

Как победить выгорание

Сеть дискаунтеров «Да!». Общая торговая площадь — около 80 тысяч квадратных метров. Три четверти магазинов находятся в Московском регионе, остальные — в соседних областях.

«Да!» делает упор на продукты собственных торговых марок и высококачественные продукты категории fresh — 50 и 40% в объеме продаж. За счет сравнительно небольшого ассортимента, собственной логистической инфраструктуры и отлаженных процессов получается снижать операционные затраты.

Сеть активно расширяется, и за ней растет доля в выручке группы компаний: если в 2018 году она составляла 8,4%, то за 9 месяцев 2020 года поднялась уже до 15,2%. Компания планирует даже увеличить темпы и открывать по 30—50 дискаунтеров в год, чтобы через несколько лет достигнуть своей цели по доле 40% от общей выручки группы.

По итогам 9 месяцев 2020 года выручка существенно выросла — на 29,6%, при этом трафик вырос всего лишь на 3,4%, а вот средний чек — на целых 25,4%.

Выручка крупнейших продуктовых ретейлеров России в 2019 году в миллиардах рублей

X5 Retail Group: «Пятерочка», «Перекресток», «Карусель», «Чижик»1734
«Магнит»1369
«ДКБР Мега Ритейл Групп Лимитед»: «Дикси», «Бристоль», «Красное и белое», «Виктория», «Мегамарт», «Первым делом»805
«Лента»418
«Ашан ритейл Россия»254
Metro Cash & Carry208
ГК «Окей»: «Окей», «Да!»165

Источник: финансовые данные компаний

Количество магазинов сети

«Окей»«Да!»
20167454
20177867
20187882
201978100
202077118

Финансовые показатели

Выручка в последние годы стагнирует, прибыль сменяется убытком. Если конкретнее посмотреть финансовые результаты, то окажется, что во многом причина убытков в курсовых разницах, которые образуются при девальвации рубля из-за переоценки — помимо прочего, по договорам аренды — той части долга, который номинирован в валюте.

Компания ежегодно платит дивиденды со времен IPO на Лондонской бирже. Около четверти акций находятся в свободном обращении, остальными владеет трио сооснователей, при этом ни у кого из них нет контрольного пакета.

Выручка и прибыль компании в миллиардах рублей

ВыручкаЧистая прибыль
2016175,5−0,14
2017177,53,17
2018161,3−0,60
2019165,10,75
2020, 6 месяцев85,1−0,90

Выплаченные дивиденды и дивидендная доходность

Выплаченные дивиденды, млн долларовДивидендная доходность
201623,03,8%
201724,73,7%
201833,34,7%
201915,23,6%
20207,63,2%

Структура акционерного капитала

АкционерДоля владения
Nisemax Co Limited. Бенефициары — сооснователи компании Дмитрий Коржев и Дмитрий Троицкий44,8%
Gsu Limited. Бенефициар — сооснователь компании Борис Волчек29,5%
Free float25,7%

Почему акции могут вырасти

Участие в возможной консолидации. На рынке продуктового ретейла есть два ярко выраженных лидера: X5 Retail Group и «Магнит». Возможно, кто-то из них решит еще больше укрепить свои позиции, купив весь бизнес ГК «Окей» или его часть. Такое уже случалось: в 2017 году ГК «Окей» продала свою сеть супермаркетов X5 Retail Group.

Еще более вероятным покупателем видится компания «Лента». В 2019 году у нее сменился крупнейший акционер — теперь им стал один из богатейших людей России Алексей Мордашов. Вполне вероятно, что у него есть большие амбиции относительно развития своего нового бизнеса. «Лента» — крупнейшая сеть гипермаркетов в стране, так что магазины «Окей» органично вольются в основную сеть. Также возможен вариант не с поглощением, а с объединением, как, например, сделали в том же 2019 году «Красное и белое», «Дикси» и «Бристоль».

Успехи сети дискаунтеров. Из-за пандемии и последовавшего за этим кризиса доходы населения упали, и это способствует росту популярности формата дискаунтеров, так что для сети «Да!» сейчас хорошая конъюнктура. Хорошие результаты сети по росту количества магазинов и выручки и увеличивающаяся доля в финансовых показателях группы делают значительный вклад в развитие бизнеса. Сеть «Да!» — это основной драйвер роста группы.

Защитный сектор. Продуктовый ретейл — это защитный сектор, так что, если в ближайшем будущем нас ждет какой-нибудь очередной биржевой кризис, представители именно этого сектора — одни из тех немногих, кто должен в меньшей степени почувствовать кризис на своих котировках. Возможно, инвесторы, которые боятся биржевого кризиса, заранее начнут скупать акции компаний из защитных секторов.

Инвестиции — это несложно

Почему акции могут упасть

Высококонкурентный сектор. Кроме традиционных продуктовых ретейлеров, среди которых ГК «Окей» далеко не самый крупный, есть мультикатегорийные онлайн-ретейлеры: Ozon, Wildberries, — которые торгуют и продуктами питания, сервисы доставки продуктов «Яндекс-лавка», «Самокат» и другие. А где высокая конкуренция — там большие капитальные и операционные затраты и низкая итоговая маржа.

Проблемы сети гипермаркетов. Выручка сети гипермаркетов «Окей» стагнирует, и это вряд ли можно списать на неэффективность конкретной сети: это проблемы самого сегмента, потому как гипермаркеты выходят из моды. Большое количество магазинов шаговой доступности и онлайн-игроков в последние годы активно перетягивали покупателей на себя, и они перестали так же охотно ездить в огромные гипермаркеты. Как итог — трафик в них упал.

Это заметили все основные игроки — и стали закрывать, переоборудовать в супермаркеты или просто перестали открывать новые гипермаркеты, и их количество начало уменьшаться. Если в первой половине десятилетия в России прибавлялось около 100 гипермаркетов в год, то далее темп прироста замедлился — и в итоге перешел к стагнации и убыванию. Ну а уж во времена пандемии тенденции преимущественных походов в ближайшие к дому магазины и заказа онлайн-доставки еще более усилились.

Не очень хорошие мультипликаторы. У компании не самые привлекательные мультипликаторы: довольно существенная долговая нагрузка, небольшая рентабельность собственного капитала, недешевая оценка. При этом неплохие показатели за 2017 год — во многом из-за прибыли от продажи супермаркетов X5 Retail Group. Ну а уж в сравнении с публичными конкурентами по сектору мультипликаторы выглядят еще менее привлекательными.

Отсутствие дивидендной политики. Несмотря на то что компания ежегодно на протяжении многих лет платит дивиденды, четкой и понятной дивидендной политики, которая давала бы некоторую определенность насчет размера дивидендов, нет.

Источник

Нескучный ретейл: зачем «О’КЕЙ» обновляет свои гипермаркеты

Если омниканальность — это следование рыночному тренду, то трансформация гипермаркетов — ответ на вызов времени, то есть на конкуренцию со стороны магазинов у дома, а также онлайн-ретейла. «Формат во всем мире теряет популярность, — констатирует партнер Bain & Company Евгений Белащенко. — Ритм жизни существенно ускорился, и многие покупатели больше не готовы тратить несколько часов на покупки впрок каждые выходные».

Первый обновленный гипермаркет «О’КЕЙ» открылся в московском ТРЦ «Европолис». Компания рассматривает его как экспериментальную площадку, которая позволит протестировать разные решения. Самые удачные из них сделают основой новой концепции. «Нам важно увеличить эффективность продаж с каждого квадратного метра. Но мы еще и хотим сделать так, чтобы поездка в наши гипермаркеты стоила потраченного времени», — говорит генеральный директор группы компаний «О’КЕЙ» Армин Бургер. Ставки довольно высоки: хотя группа также развивает сеть дискаунтеров «Да!» и онлайн-платформу, гипермаркеты пока генерируют почти 85% выручки.

Свежее решение

Гипермаркетам аналитики предсказывают самые большие изменения в ближайшие годы. Однако на российском рынке, по мнению генерального директора «INFOLine-Аналитики» Михаила Бурмистрова, ситуация будет не столь драматичной, как, например, в США: «Там магазины столкнулись с более серьезным оттоком покупателей, поскольку расположены в нескольких километрах от крупных городов. В России операторы предпочитали площади в крупных ТЦ, что гарантировало дополнительные покупательские потоки. Но думать о перезагрузке придется, прежнего трафика уже не будет».

В чем проигрывает формат? Непродовольственные товары, которые составляют почти половину его ассортимента, современные потребители предпочитают покупать в интернет-магазинах. Широкий выбор товаров повседневного спроса продается в магазинах у дома, которые провели большую работу и предложили приемлемые цены. Поэтому первое, что сделали в сети «О’КЕЙ», — пересмотрели ассортиментную матрицу. Одежду, обувь, спортивные товары покупатели приобретут в специализированных сетях или интернет-магазинах. Противопоставить что-то этому мощному тренду невозможно, поэтому почти 80% товаров non food решили сократить. В матрице оставили лишь то, что пользуется наибольшим повседневным спросом. Несколько категорий — товары для дома, детей, средства по уходу за внешностью, сезонные товары — напротив, расширили и пересмотрели требования к поставляемым брендам.

«Мы поставили на первое место качество, а не количество, — поясняет Армин Бургер. — Новая цель — наполнить полки продукцией, которую любая хозяйка захочет приобрести для украшения своего дома».

Самые значительные изменения коснулись свежих товаров. Ставку сделали на трафикообразующие категории фреш, ультрафреш и продукцию собственного производства. Торговые площади под их выкладку увеличили в 1,5 раза. В результате в гипермаркетах «О’КЕЙ» можно купить более 5000 наименований охлажденного мяса, птицы, рыбы, морепродуктов, сыров, овощей и фруктов. В группе уверены, что широкий ассортимент свежих товаров, который не сможет предложить ни один магазин у дома, — важный для потребителей аргумент. Эту категорию товаров даже лидеры мирового онлайн-ретейла продают преимущественно в офлайн-точках: многим важно выбрать стейк или рыбу в торговом зале, а не на экране компьютера. «Работа со свежими товарами требует открытых дисплеев, поддержания привлекательной выкладки. Если добавить к этому доступные цены, получится весьма интересное предложение», — считает Евгений Белащенко.

Покупателям предложат также дополнительные услуги. Помимо чистки рыбы и нарезки сыров и мясных изделий, в магазине есть сервис по приготовлению блюд и выпечки на заказ. Бизнес-процессы выстроили таким образом, чтобы была возможность выполнить практически любой заказ. «Мы не готовим из продуктов, представленных в магазине. У производственного подразделения свой пул поставщиков», — рассказывает Армин Бургер. Порадовать обещают не только любителей блюд ресторанного уровня, но и ценителей вина.

Ассортимент винного отдела формировал специалист «О’КЕЙ», получивший международную квалификацию Master of Wine.

Цель — ответить на разные запросы, будь то добротное вино для обычного семейного ужина или нечто особенное для торжественного события. Чтобы облегчить покупателям выбор, в гипермаркете заработал сервис «цифровой сомелье». Достаточно поднести штрихкод к сканеру, и система выведет на экране полную информацию о выбранном вине: сорт винограда, регион производства, оптимальная температура подачи, сочетаемость с блюдами.

В уютной атмосфере

Сокращение площадей — общий тренд для гипермаркетов. Обновленный «О’КЕЙ» не стал исключением: вместо 11 000 кв. м осталось 5500 кв. м. Торговое пространство при этом кардинально изменилось.

Для создания уютной неформальной атмосферы пригласили итальянское дизайн-бюро Paolo Lucchetta+Retail Design. Основной цветовой гаммой его специалисты сделали теплые бежевые оттенки. Предпочтение в отделке отдали декору из дерева, оригинальным принтам и ярким информационным баннерам. Торговый зал разделили на несколько самостоятельных товарных зон, дизайн которых транслирует ключевые для продаваемых товаров идеи. Отдел овощей и фруктов выполнили в стилистике фермерского рынка, отдел детских товаров — в виде игровой комнаты. В отделе товаров для дома представили коллекции товаров. «Shop in shop — хорошее концептуальное решение, открывающее новые возможности для эффективного использования площадей», — считает Михаил Бурмистров. Изменились и принципы выкладки: связанные группы товаров теперь размещают на едином компактном пространстве. К примеру, рядом со стейками разместили не только разные виды соусов и вина, но и сковороды и посуду. Это экономит время на совершение покупок.

Эмоциональный опыт — важная составляющая для современных потребителей. В некоторых сетях пытаются развлечь покупателей, демонстрируя процесс приготовления блюд. В «О’КЕЙ» решили добавить приятных гастрономических впечатлений.

На входе в обновленном гипермаркете разместили кофейню, на стеллажах которой выложили выпечку, сэндвичи и напитки. Площадь проектировали так, чтобы осталось пространство для нескольких посадочных мест — для желающих перекусить прямо на месте. Эффективность решения еще предстоит проверить, но уже сейчас видно, что кофейня привлекла совершенно новую аудиторию: ее посетителями стали сотрудники других магазинов и ТЦ. Ресторанная зона в отделе кулинарии была значительно расширена. Посетители смогут не только купить блюда домой, но и попробовать их на месте. В посадочной зоне установили микроволновку и станции для зарядки гаджетов.

Широкий диапазон

Российские инвесторы выдали «О’КЕЙ» большой кредит доверия: объем торгов на Московской бирже в первый день составил около 2,5 млн GDR, что в 40 раз превышает средний дневной объем торгов теми же бумагами на Лондонской фондовой бирже за последние три месяца.

За январь–сентябрь 2020 года группа показала рост чистой розничной выручки на 5,8%, почти до 124 млрд рублей, так что может позволить себе довольно серьезные вложения в трансформацию.

В гипермаркет в «Европолисе» было инвестировано более 300 млн рублей. Уже в первые недели выручка с квадратного метра и средний чек заметно выросли. В следующем году планируется открыть 5–7 гипермаркетов в новой концепции. Бюджет на переоборудование каждого из них будет скромнее — примерно по 100–200 млн рублей. «Какие-то идеи мы, вероятно, доработаем. Кроме того, не стоит забывать про гибкость подхода. Ретейл — это всегда соответствие запросам конкретной аудитории и конкурентному окружению», — говорит Армин Бургер.

В пандемию гипермаркеты получили тактическое преимущество. Обеспокоенные потребители выбирали для покупок просторные магазины, где полностью соблюдают все санитарные нормы, а отсутствие очередей гарантировано портативными сканерами и кассами самообслуживания, позволяющими оплачивать товары бесконтактно и быстро. Плюс гипермаркеты напомнили о своем «родовом отличии» — возможности выбора благодаря широкому ассортименту, что немаловажно для семейных или индивидуальных закупок в крупном объеме на длительный срок. По итогам девяти месяцев 2020 года чистая выручка гипермаркетов «О’КЕЙ» увеличилась на 0,8%, до 105 млрд рублей. Теперь стратегическая цель группы — создать долгосрочные преимущества. Без мощного онлайн-направления ее не достичь. «О’КЕЙ» первым среди продуктовых ретейлеров запустил онлайн-сервис okeydostavka.ru, доставляющий товары как на дом, так и в пункты выдачи в гипермаркетах. Воспользоваться им могут жители Москвы и Санкт-Петербурга (сейчас в этих городах сервис приносит сети 3,6% и 1,9% чистой выручки соответственно). Чтобы предложить оперативную доставку жителям других регионов, группа «О’КЕЙ» подписала в этом году соглашение о доставке продуктов с онлайн-сервисами «СберМаркет» и iGooods.

По словам Армина Бургера, сочетание и развитие трех форматов обеспечивает финансовую устойчивость группы. Онлайн-направление за девять месяцев показало рост продаж на 30%, а сеть дискаунтеров «Да!» — на 46,6%. «Современные потребители ценят выбор. Чем больше форматов покупки мы предложим, тем проще нам будет поддерживать свою конкурентоспособность», — резюмирует генеральный директор «О’КЕЙ».

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *