охотники за привидениями в реальной жизни дом с призраками
Что делают настоящие охотники за привидениями?
Автор фото, Sony Pictures
Ожидается, что новый фильм «Охотники за привидениями» вызовет волну интереса к духам
Когда люди, работавшие в итальянском ресторане Nido, решили, что в их здании завелось привидение, они точно знали к кому обратиться за помощью.
Через несколько дней в городок Фредерик, штат Мэриленд, прибыла команда из компании Dead of Night Paranormal Investigations («Исследования паранормальных явлений «Глубокая ночь»).
Охотники были одеты в одинаковые черные футболки с логотипом компании. Они установили по всему ресторану видео- и термовидеокамеры, в надежде заснять передвижения привидения. А затем включили главный аппарат, называющийся «звуковой ящик».
Вскоре после этого аппарат зафиксировал, как привидение (которое якобы звали Малколм) произнесло: «Помогите!»
Dead of Night использует всевозможную аппаратуру для того, чтобы обнаружить потусторонних пришельцев
«Серьезное дело»
Автор фото, Ghosts Of Shepherdstown
Охотники за привидениями серьезно относятся к своему делу
Для того чтобы стать охотником за привидениями, не требуется никакого специализированного образования или лицензии. Вам даже не обязательно верить в существование привидений.
Автор фото, Dawn Till Dusk Events
Dawn Till Dusk организует туры по заброшенным зданиям
Но прежде чем вы решите превратить свой автомобиль в фургон для охоты на привидений или начнете разрабатывать дизайн униформы, следует помнить, что практически все настоящие охотники за привидениями работают бесплатно.
Они не берут денег потому, что результаты их исследований можно интерпретировать как угодно (либо вы верите в привидений, либо нет), а они хотят оправдать ожидания клиента.
Поскольку они не требуют денег за свои услуги, подобные организации могут утверждать, что работают скрупулезно и используют сугубо научные методы.
Деньги в телевизоре
Леанн Баур и остальные члены команды Dead of Night уже полтора года водят туристов по улицам старого города Элликотт-Сити.
Автор фото, Sony Pictures
Настоящие охотники за привидениями выглядят гораздо более обыденно, а не так, как на экране
Билет стоит 15 долларов, и в среднем в каждой группе набирается около 10 человек или даже больше.
По словам Баур, она и ее коллеги пытаются как развеселить туристов, так и рассказать им о паранормальных явлениях.
В Англии такие туры проводит ноттингемская компания Dusk Till Dawn Events («От заката до рассвета»).
Основатель и хозяин компании Джессика Глэдуин говорит, что к ним приходят разные люди: «Среди завсегдатаев немало тех, что сам охотится за привидениями. Других приводят друзья и знакомые, но сами они в привидений не верят. Третьим просто очень хочется что-то увидеть».
Автор фото, Ghosts of Shepherdstown
Охотница за привидениями Элизабет Сейнт (в центре) начала телевизионную карьеру
Кроме того, некоторые исследователи паранормальных явлений в Америке зарабатывают, открывая свои собственные телевизионные шоу. Именно это и сделала Элизабет Сейнт, которая утверждает, что в детстве часто видела привидения.
В прошлом году она снялась в роли одного из трех исследователей паранормальных явлений в сериале «Привидения Шепердстауна».
«Профессия»
Хотя охотники за привидениями готовы помогать людям или компаниям понять, не завелось ли у них привидения, они не занимаются «очисткой» и не изгоняют духов.
Помочь избавиться от привидений обещают ясновидящие или духовидцы, которые утверждают, что могут общаться с потусторонним миром. И эти люди обычно работают за деньги.
Автор фото, Marjorie Rivera
За 150 долларов Марджори Ривера изгонит привидение из вашего дома
47-летняя Марджори Ривера из Питтсбурга родом из семьи ясновидящих.
Согласно опросам общественного мнения, примерно треть населения США и Великобритании верит в существование привидений.
«Я не знаю, что это за хрень!» Они выискивают призраков и ужасают зрителей. Дешевые трюки работают
Отдельный поджанр дешевых фильмов ужасов о поиске потусторонних сил в заброшенных помещениях постепенно обрел вторую жизнь на YouTube. Видеоблогеры нашли идеальный формат, который не требует больших финансовых затрат, но приносит миллионы просмотров и сотни тысяч новых подписчиков. «Лента.ру» ознакомилась с творчеством самых популярных охотников за привидениями.
Дом с нормальными явлениями
Мо Сарджи (Moe Sargi) — популярный американский охотник за привидениями, который начал карьеру на YouTube в 2013 году. Тогда молодой парень решил не придумывать ничего нового и идти по проторенной дорожке: делать пранки и другой контент, который был популярен у молодежи несколько лет назад. Однако социальные эксперименты в исполнении Сарджи почему-то не срабатывали: даже ролик «Кормим людей едой из помойки» набрал всего 12 тысяч просмотров за два года.
Популярность к мужчине пришла лишь в конце 2016 года, когда они с другом записали ролик из заброшенного здания. Приятели пообещали зрителям выполнить челлендж: просидеть в помещении «с призраками» целые сутки. По классике жанра, ролик начинается вечером, когда вокруг невозможно ничего разглядеть без фонаря. Чтобы придать происходящему более устрашающей эффект, на видео наложили музыку из настоящих ужастиков, которая заглушалась только в самые напряженные моменты.
Молодые люди были в ужасе буквально от всего происходящего. Их пугал вид здания снаружи, дыры в стенах и даже лестница в подвал, который они почему-то сравнили с помещением из фильма «Техасская резня бензопилой». Однако уже скоро Сарджи нашел реальный повод для паники. Сначала он услышал шум за спиной, а затем увидел на стене нарисованный баллончиком таинственный символ.
«Что это за демоническое дерьмо? Мужик, что это за сраный шум? Откуда взялся этот рисунок на стене? Его не было, когда мы проходили сюда. Я не знаю, что это за хрень», — едва сдерживая ужас в голосе спрашивал блогер у товарища по несчастью. Однако парни продолжили исследовать дом. Спустя несколько минут они услышали чьи-то шаги на лестнице над ними, поэтому перепугались и решили убежать из заброшенного жилища, не выключая камеру.
Хотя блогеры даже близко не справились с челленджем, ролик набрал четыре миллиона просмотров и обеспечил каналу огромный прирост подписчиков. В результате тема призраков и заброшек стала для канала основополагающей: Сарджи уже около двух лет штампует однотипные ролики, пытаясь запечатлеть паранормальные явления. Схема отлично работала до конца октября 2018 года, когда блогер случайно разоблачил свой же обман.
Ролик по традиции был снят в заброшенном доме. Сначала Сарджи с фонариком прогуливался по жилищу и отмечал различные аномалии: то кто-то якобы схватил его за плечо, то он слышал странные звуки из подвала. В один момент перед ним открылась дверь, но молодого человека это почему-то не испугало. Как выяснилось, ее держал сообщник блогера, который и был источником всех паранормальных явлений.
«Нет, подожди, слишком рано. Открывай, когда я скажу «психиатрическая лечебница»», — посоветовал Сарджи и отправился на исходную точку. Видимо, эту сцену забыли вырезать при монтаже, поэтому несколько миллионов зрителей увидели правдивый влог из заброшенного здания. Позднее ролик удалили с канала, но главный его фрагмент быстро завирусился в соцсетях.
Несмотря на глупое разоблачение, зрители продолжили наблюдать за челленджами Сарджи и следить за его каналом. Недавно количество подписчиков перевалило за 1,5 миллиона человек.
Битва экстрасексов
Группа американских охотников за привидениями решила, что ловить обычных призраков — удел неудачников. Поэтому в 2016 году команда запустила на YouTube собственное документальное шоу Queer Ghost Hunters, в рамках которого пыталась отыскать в США духов с нетрадиционной сексуальной моделью поведения и идентичности — так называемых квиров.
Материалы по теме
«Я перегнала рак в другое место»
В первых роликах Queer Ghost Hunters отправились на поиски призраков монашек-лесбиянок в старый монастырь, который не так давно хипстеры превратили в арт-пространство. Сначала охотники попытались разговорить духов на местном кладбище и даже позвали их сесть в машину, но у экспертов ничего не вышло: видимо, привидения не захотели ютиться на заднем сиденье с живыми квирами.
История настоящего охотника за привидениями (9 фото)
Если вы думаете, что охотники за привидениями существуют только в кино, то вы глубоко заблуждаетесь. Они есть на самом деле. И №1 из них — это, конечно же, Гарри Прайс – английский писатель и исследователь паранормальных явлений. Ловле призраков он отдал 40 из 67 лет своей жизни.
От своих коллег Прайс отличался практическим подходом к делу. Никакой мистики и слепой веры в потусторонние силы. Все аномальные явления он старался проверять на подлинность с помощью научной аппаратуры и приборов.
Но где взять необходимое оборудование и, главное, полномочия для исследований? И тогда Прайс отправил официальный запрос в Лондонский Университет с просьбой о создании и финансировании Отделения Парапсихологии, а также разрешении проката оборудования Национальной лаборатории Университета. Просьбу Прайса удовлетворили.
В 1934 году был основан Комитет по исследованию Парапсихологии, в котором Гарри стал Почетным секретарем и редактором. Он рьяно взялся за дело. Правда, куда лучше у него получалось разоблачать шарлатанов, чем ловить настоящих духов.
Он вывел на чистую воду немало «чревовещателей», поймал на «ловкости рук» австрийского медиума Руди Шнайдера, объяснил с научной точки зрения возможность хождения человека по горящим углям. Гарри Прайс фактически лишил работы известного фотографа духов Уильяма Хоупа, доказав, что его снимки — подделка. Подобных случаев в биографии Прайса было множество.
И все же иногда ему по-настоящему везло, и тогда объектами его изучения становились целые дома, населенные призраками. Такие, например, как дом Борли в Великобритании, построенный в 1863 году. Еще первый владелец дома, священник, утверждал, будто в здании обитает беспокойный дух. И основания для подобных заявлений у него были.
Дело в том, что в XVII веке на месте дома Борли стоял женский монастырь, в стенах которого разыгралась трагедия, классическая для заведений такого рода: одна из монашек влюбилась в юношу, молодые люди решили бежать. Но, когда лошади уже били копытами, ожидая беглецов, девушка была схвачена. Ее возлюбленного повесили, а ее живой замуровали в стене.
Прошли века. Обитель снесли, а на ее месте построили дом, где и поселился преподобный Генри Доусон Элис Булл. Напрасно. Священник не знал ни одной спокойной ночи: с наступлением темноты дом наполнялся потусторонними звуками – играл орган, слышались шаги, вздохи, чье-то пение.
Сам призрак бедной монахини еженощно разгуливал по парку по одной и той же алее, которую впоследствии назвали «аллеей монахини». Дети священника видели людей, одетых в старинные одежды, а одному из них призрак даже отвесил пощечину. Но семейство Булл оказалось не из робкого десятка. 28 июля 1890 года одна из дочерей священника спросила призрак монахини, не нужно ли ей чего-нибудь. Привидение тут же исчезло.
В 1928 году жильцами странного здания стала супружеская чета Смит. Их отношения с призраком не заладились с самого начала: монахиня за что-то невзлюбила Смитов и донимала по ночам звонками в дверь и регулярными променадами по аллее. Кроме того, в доме появились и другие странности — сами собой терялись ключи, летала и билась посуда.
Измучившиеся вконец Смиты в 1929 году обратились за помощью в газету, а та, в свою очередь, подключила к исследованиям директора Национальной лаборатории психических исследований Гарри Прайса. Охотник за призраками приехал в беспокойный дом, но помочь ничем не смог, агрессия духов лишь усилилась. Расстроенные Смиты попросили Прайса с вещами на выход, а вскоре съехали и сами.
Следом за ними обладателями поместья с приведениями стали некие Фойстеры. Этим досталось еще больше — руки призрака душили хозяйку, выкидывали ее из постели. Не мудрено, что в 1935 году несчастные владельцы здания покинули его, оставив Гарри Прайсу для исследований.
Гарри Прайс (слева), Марианна и Лайонел Фойстер (в центре) и Молли Голдни (справа)
Целый год Прайс изучал злополучный дом, фотографируя и снимая на кинопленку его аномальные явления. Перечень гостей из потустороннего мира оказался очень широк. Кроме замученной монахини, Прайс и его помощники зафиксировали безголовых людей, некую фигуру в зеленом, девушку в белом, а также призраков лошадей, запряженных в карету.
Все эти сущности оказались на редкость разговорчивы и шумны. Прайс слышал женский голос, топот лошадей, лай собак, звон колоколов, а также различные скрипы, шорохи и скрежет. Иногда на стенах сами собой появлялись надписи, содержащие просьбы о молитве.
Когда исследователь входил в дом, там снижалась температура, появлялся запах ладана, самопроизвольно летали предметы. И чем дольше Прайс находился в поместье, тем агрессивнее вели себя призраки. В итоге они объявили исследователю и его помощникам тотальную войну, кидаясь различными предметами и пугая по ночам.
Переписка с призраком
Прайсу ничего не оставалось делать, как пойти с духами на переговоры. В 1938 он провел спиритический сеанс, во время которого ему удалось пообщаться с бедной монахиней – главарем беспокойных призраков. Оказалось, что девушку при жизни звали Мари Лейр. Легенда не врала, она действительно была замурована в 1667 году в стене монастыря. Помимо печальных обстоятельств своей смерти дух также сообщил, что сам дом скоро сгорит.
И действительно, спустя год, в феврале 1939 года, в здании произошел пожар, и оно сгорело дотла. Считалось, что причиной пожара стала разбившаяся керосиновая лампа. Вот только упала она, по свидетельству последнего обладателя дома капитана Грегсона, сама собой, а случайные свидетели видели выходящих из горящего здания мужчину и женщину, одетых в одежды прошлых веков.
Дом Борли после пожара
Последние исследования в доме Борли Прайс провел спустя четыре года после пожара. На этот раз он привлек к работе археологов, которые и обнаружили под фундаментом женские останки. По косвенным признакам выходило, что это и есть та самая неугомонная монахиня, погибшая из-за несчастной любви. Прах предали земле.
Гарри Прайс и семья Хеннинг. Захоронение останков, найденных под фундаментом дома Борли
Казалось бы, после этого все аномалии должны были прекратиться. Не тут-то было. В 1944 году 58 добровольцев провели ночь на развалинах дома. И что же? 19 из них видели призраков. Чтобы покончить с мистикой, власти города снесли развалины дома с привидениями. Но и эта, последняя, мера не помогла. Призраки продолжали появляться на том самом месте, где стоял беспокойный дом. Во всяком случае, монахиня все так же прогуливалась по своей любимой алее. Последний раз ее видели в 1951 году, уже после смерти самого Прайса.
Гарри Прайс умер в 1948 году. И после смерти сам стал приведением, причем с очень своеобразным чувством юмора. Неизвестно почему, но объектом своих нападок он избрал некоего шведа. Тот не помышлял ни о каком потустороннем мире вообще и призраках в частности, поэтому, впервые увидев размытый силуэт пожилого полноватого мужчины, застучал зубами от страха.
Прайс выждал, покуда тот успокоится, после чего завел с ним пространную речь, из которой швед не понял ни слова, потому как не знал английского языка. Он разобрал только имя своего таинственного визитера – Гарри Прайс. Видно, бывшему ловцу призраков хватило и этого — он зачастил с визитами.
Швед не раз пытался его сфотографировать, но тщетно: всякий раз после проявки пленка оказывалась пустой. Этот факт очень смешил дух Прайса. В конце концов, шведу надоели эти издевательства, и он сообщил о них куда следует — в Великобританию. Так призрачная жизнь Гарри Прайса стала достоянием общественности. После этого он перестал навещать шведа и теперь, говорят, является исключено коллегам по цеху, наверное, делится опытом.
Настоящие охотники за привидениями
Охотники за привидениями существуют! Только в Англии их несколько десятков тысяч: вооружённые приборами и окрылённые идеями научных экспериментов, они неустанно ищут доказательства паранормальных явлений по замкам, пабам и особнякам. Лайф рассказывает об удачах и провалах в их «научном» поиске призраков.
Вопрос о духах, призраках и других паранормальных явлениях в современной науке обычно объявляется малозначимым и проходит по ведомству предрассудков и борьбы с лженаукой. Исключением тут являются антропологи — исследователи, которые пытаются описать уникальные особенности человеческих культур (будь то мир каннибалов из амазонской сельвы или челябинских гопников). Антропологи выносят вопрос о реальности «духов» за скобки, их интересует скорее то, как сверхъестественные существа воспринимаются человеком, как их встраивают в политику и экономику, что они значат в жизни людей?
Один из таких антропологов, Мишель Хэнкс, много лет проводила исследования среди «охотников за привидениями» северной Англии. Она посещала многочисленные сеансы в домах, музеях и пабах «с призраками», следы которых охотники пытались уловить лично и с помощью приборов. Однако учёную интересовали не духи, а сами «исследователи паранормального» — их сомнения, поиск объективных критериев, споры о вере и знании и другие чисто научные проблемы, которые они вынуждены решать.
Но сначала немного истории. Средневековые народные представления о духах, ведьмах и привидениях к XIX веку постепенно умирали, благодаря образованию и энергичной работе национальных элит по «расколдовыванию» мира. Затем благодаря новой религии — спиритизму — даже в высшем обществе вырос интерес к вызыванию духов умерших и якобы реальным доказательствам жизни после смерти (видным спиритистом был, например, Артур Конан Дойл, проповедующий в рассказах о Шерлоке Холмсе рационализм, материализм и дедуктивный метод). Многочисленные организации спиритистов, а также становление парапсихологии в 1930-е годы навлекли на себя критику со стороны скептиков и просветителей, разоблачающих медиумов и парапсихологов как мошенников.
Параллельно в Британии и США развивалось низовое, народное движение исследователей паранормальных явлений — только в 2006 году в Англии их организаций насчитывалось 1200. Обычно такие исследователи сами пережили встречу с «призраком» или стремятся вступить в контакт с безвременно умершими близкими. Им не нравится позиция скептиков, отрицающих реальность паранормальных явлений, но и спиритистов они считают слишком наивными и легковерными. Они недаром называют себя исследователями: ведь они ищут объективные доказательства присутствия или отсутствия призраков, запротоколированные специальными приборами. Как и учёные, они не хотят принимать свидетельства очевидцев на веру. Как и среди учёных, в их сообществе кипят бурные споры по вопросам методологии исследований.
Например, только в городе Сандерленд на северо-востоке Англии действуют две исследовательские группы: «Детекторы призраков» (Specter Detectors, SD) и «Дознаватели Восточного побережья» (East Coast Investigators, ECD). В SD паранормальные явления «ловят» с помощью автоматического письма и гадания на магическом кристалле — в ECD эти методы критикуются как ненаучные и непригодные для верификации. Члены SD в ответ на это ругают ECD (где инфразвуковые следы считаются основным индикатором паранормальных явлений) за предвзятость и догматизм.
Но всех исследователей призраков объединяет убежденность в том, что интересующие их явления относятся к природному миру. «Паранормальное надо называть нормальным… Оно ничем не отличается от силы тяготения или электричества», — рассказала автору статьи одна из исследовательниц. И поэтому же они высмеивают тех, кто наивно «верит» в привидения: нет, исследователи паранормального хотят действовать рационально и получить научные доказательства существования призраков — и этим же доказать, что они не безумцы и не шарлатаны.
Именно сбор информации и составляет главную цель «охотников». Иногда речь идёт о свидетельствах медиумов и личном опыте встречи с призраками, иногда о видеозаписях и фиксации изменений в окружающей среде, осуществляемых с помощью цифровых термометров и датчиков электромагнитного поля. Последние пользуются наибольшим престижем: «охотники за привидениями» с подозрением относятся к субъективному опыту, подозревая тех, кто якобы лично встречался с паранормальными феноменами, в недобросовестном желании славы. Как и в классической науке, приборы внушают надежду на отсутствие махинаций со стороны человека.
В поисках объективных следов привидений особую роль играет «энергия». Дело в том, что исторически энергию электромагнитного поля ещё в XIX веке связывали с феноменами духовного мира. А в 1985 году канадский нейрофизиолог Майкл Персингер предположил, что изменения магнитного поля Земли, воздействуя на височные доли головного мозга, вызывают ощущение присутствия сверхъестественных существ. Парапсихологи ухватились за эту идею и связали «странные» звуки и образы с высоким уровнем магнитной активности и колебаниями электромагнитного поля.
Более научно ориентированные «охотники за привидениями» северной Англии, попадая в замок или паб, первым делом обходят все помещения, измеряя «фоновую электромагнитную энергию». Комнаты, где фиксируется относительно высокий уровень, считаются более благоприятными для паранормального опыта. Далее, когда один из исследователей вдруг начинает вслух рассказывать о контакте со «странной силой» или непосредственно с «призраком», другие сразу начинают замерять электромагнитную энергию вокруг него — чтобы «объективно» удостовериться, не являются ли его слова чистой фантазией.
Одновременно понятие «энергия» употребляют в менее точном смысле — как аналог «души». «Мы все состоим из энергии. Энергию нельзя уничтожить. И когда мы умираем, должна же эта энергия куда-то идти, не так ли?» — спросил антрополога один из его собеседников. Сторонники этой точки зрения используют датчики электромагнитного поля не в продуманных экспериментах, а просто для поиска привидений. «Призраки общаются с нами с помощью электромагнитной энергии», — заявил один из исследователей паранормального.
Столкновение этих позиций приводит к неразрешимым конфликтам. Например, летом 2009 года в Ньюкаслском замке для совместного исследования паранормальных явлений собрались две группы — «Наука тёмной ночи» (Dark Night Research, DNR) и «Искатели привидений» (Ghost Seekers, GS). Джо из DNR хотел провести эксперимент и выяснить, не ощущают ли люди паранормальные явления из-за энергии электромагнитного поля. Он попросил членов обеих групп полчаса посидеть в одной из комнат замка. Джо включил радиочастотные передатчики (для создания повышенного электромагнитного фона) и попросил участников эксперимента записывать всё, что с ними происходит.
При этом «охотники» из GS проявили непонятный для Джо энтузиазм и окрестили его аппарат «машиной призраков». Одна из участниц GS, Мэри, сказала после эксперимента: «Это было круто! Аппарат на самом деле помог. Я подхватила эту теплую, игривую, дружелюбную энергию. Я ощущала её на своём лице». Потом она обратилась к другому исследователю: «Машина Джо правда позволяет схватывать вещи. Он пропускает через аппарат энергию, и это позволяет энергии проявить себя». Видно, что в восприятии Мэри «техническая» электромагнитная энергия прибора смешивалась с антропоморфной энергией — игривой и дружелюбной.
Джо же выслушивал эти излияния с каменным лицом. Эксперимент явно не задался: вместо проверки (объективным прибором) влияния фактора А на фактор B получились какие-то экстазы от «машины привидений». Вот что он сказал антропологу: «Ну, было интересно. Честно говоря, не знаю. Я всё ещё изучаю результаты, но мало в чём уверен. Все [участники] ощущали присутствие чего-то дружелюбного, счастливой энергии. Чёрт, я был счастлив, когда проводил этот [эксперимент]. Я направил на них потоки электромагнитной энергии — и они что-то испытали. Не знаю, что я доказал или не доказал. Так что результаты интересные, но я не знаю, что с ними делать… Было ли там что-то паранормальное? Или всё это в наших головах? Чёрт его знает».
Впрочем, спустя несколько дней и у Мэри энтузиазм угас. «Честно говоря, я не знаю, что и думать. Да, в замке я что-то почувствовала. Правда очень милое что-то. Но я вот не знаю, что я ощутила и что это значит. Это машина сделала? Был ли там призрак? Кажется, мне хочется лучших доказательств, хотя бы для себя». Джо и Мэри, при исходно различном отношении к «присутствию духа», объединяет одно — глубинное сомнение. Даже Джо, сторонник строгих экспериментов, не исключил вероятности того, что ощущение паранормальных явлений породила не электромагнитная энергия его аппарата, а сами духи. «Как я могу точно доказать, что это не призрак?!» — жаловался он антропологу.
Неуловимый призрак науки
Кадр из фильма “Охотники за привидениями”/kinopoisk.ru
Важно, что при всём восторге и энтузиазме во время «контактов» с паранормальными явлениями главной эмоцией и движущей силой деятельности британских «охотников за привидениями» было сомнение. Оно фрустрирует исследователей и заставляет маниакально пересматривать и повторять эксперименты, критиковать свой опыт, ставить под вопрос свою квалификацию, действия друзей и соратников и вообще осмысленность их деятельности.
Зато сомнение, со всей сопровождающей его фрустрацией, укрепляет в «исследователях паранормального» верность научному, рациональному мышлению. Оно позволяет накапливать личный опыт контактов с «духами», выделяя «охотников» из числа обычных легковерных обывателей, которые «верят в привидения». Но, в отличие от нормальной науки (в понимании философа Томаса Куна), где сообщество учёных достигает консенсуса по спорным вопросам, среди исследователей сверхъестественного не останавливаются дискуссии.
Достижение согласия в главном (реальны ли паранормальные явления и что их вызывает) требует, чтобы люди доверяли опытам друг друга и методике их проведения. Парадокс в том, что «охотники за привидениями», подражая «правильной» науке, попали в порочный круг: они ставят эксперимент за экспериментом, выдвигают гипотезы и контргипотезы, но окончательное доказательство реальности призраков бесконечно отодвигается в будущее. Остаётся получать удовольствие от процесса – что они и делают.