охота на минотавра актеры
Любите советские детективы? «Визит к минотавру»
Многосерийный телевизионный фильм — жанр в СССР почитаемый и уважаемый. Крупнобюджетный — «В поисках капитана Гранта». Культовый — «Место встречи изменить нельзя». Культовый, даже если детский — «Гостья из будущего». И не надо путать с современными российскими мыльными оргиями на телевидении, размазывающими безынтересные истории на десятки и сотни серий.
Многосерийный советский телефильм — явление не оригинальное (вспомните хотя бы итальянский «Спрут»), но особенное и любимое. И один из лучших теледетективов — «Визит к минотавру» по одноименному роману братьев Вайнеров — тому наглядное подтверждение.
…Из квартиры Льва Осиповича Полякова (Лаймонас Норейка), прославленного советского скрипача, украли самое ценное — музыкальный инструмент. Знаменитую скрипку Страдивари под названием «Санта Мария». Скрипку с неповторимым, уникальным голосом. Второй такой нет и не может быть. «Санта Мария», как и все инструменты итальянских мастеров Амати, Страдивари и Гварнери, бесценна.
Так как скрипка — вещь государственная, расследование проводится под чутким руководством Прокуратуры. Следователь по особо важным делам Станислав Тихонов (Сергей Шакуров) обладает необходимым чутьем и хваткой, но улик и свидетелей отчаянно мало. Подозрение падает то на соседа-алкоголика (по совместительству слесаря) Обольникова (Лев Борисов), то на заклятого друга Полякова, несостоявшегося гения и скрипача Павла Иконникова (Валентин Гафт). Первый слишком глуп и жаден для подобной операции, второй — слишком утончен и бескорыстен.
Времени у Тихонова практически нет. Абсолютно ясно, что скрипку похитили не с целью продажи на рынке или тайного любования на кухне. Очень скоро ее попытаются вывезти за границу, за пределы юрисдикции советских сыщиков. Вооружившись интуицией и дедукцией, заручившись поддержкой своего начальника (Владимир Самойлов) и сотрудницы Лены (Анна Каменкова), Тихонов медленно, мучительно, но верно, распутывает дело, в котором каждая мелочь, каждая деталь неимоверно важна… Фото: kinopoisk.ru
Всё так и было. Я не про дело с похищением Страдивари, я про самого Страдивари, которому, между прочим, в пятисерийном фильме Эльдора Уразбаева уделено приличное количество экранного времени. Ученик Николо Амати, Антонио Страдивари стал одним из самых известных создателей струнных музыкальных инструментов. Не только в Италии восемнадцатого века, но в мире и навсегда.
Те, кто смотрел «Визит к минотавру», прекрасно помнят, что вся структура повествования фильма разделена на две составляющие: большая часть происходит в наше время и посвящена процессу поиска похитителей скрипки, меньшая — историческому экскурсу в глубь веков. Безусловно, вся интрига и напряжение приходятся на современность, вся мораль и лиричность — на историю почти трехвековой давности.
Не знаю, насколько точно и грамотно создателям, к коим я отношу и авторов сценария, братьев Вайнеров, удалось соблюсти все исторические факты, но, судя по всему, если они и приврали, то совсем немножко. По крайней мере, все основные персонажи и их поступки соответствуют принятой исторической действительности. Фото: kinopoisk.ru
Николо Амати и вправду был учителем Страдивари, который, в свою очередь, поимел от первой жены четырех сыновей, ни один из которых так и не стал продолжателем его дела. Джузеппе Гварнери, он же Дель Джезу, также реально существовал и приходился внуком Андреа Гварнери, неудавшегося скрипичного мастера и ученика всё того же Николо Амати.
Что же отличает «Визит к минотавру» от десятков других советских детективных кинокартин, в том числе и от произведений самих Вайнеров, которые, напомню, также имеют непосредственное отношение к таким картинам, как «Место встречи изменить нельзя», «Город принял», «Гонки по вертикали» и «Вход в лабиринт»? Начнем с главного.
Актеры. Вообще, «Визит к минотавру» можно считать личным бенефисом Сергея Шакурова. Особенно, учитывая, что ему в картине достались сразу два центральных персонажа — следователь Тихонов и Антонио Страдивари. Фото: kinopoisk.ru
Сыщик из Шакурова получился рассудительный и ироничный, но не боевитый. Подобно советскому Шерлоку Холмсу, Тихонов вступает в контакт с преступниками только при крайней необходимости. А вот Страдивари — это, несмотря на омолаживающий грим в первых сериях (из 45-летнего актера делали 20-летнего юношу), просто блеск. Итальянский мастер из Шакурова вышел самый что ни на есть натуральный, хотя мне, если честно, сравнить не с кем.
Вторым, не по силе характера, но по сюжету, в фильме является Ростислав Плятт. Великий актер. Очень знаменательно, хотя я не верю в совпадения, то, что роль Николо Амати стала в карьере и жизни Плятта последней ролью в кино. Это очень символично, особенно учитывая его диалоги и монологи в картине. Плятт ушел от нас в июне 1989, спустя два года после выхода ленты на телеэкраны, и возможно, он сам посчитал, что этот персонаж лучше всего очертит невидимую грань в его творчестве.
На этом список великолепных актерских работ в фильме отнюдь не заканчивается. Я перечислю только имена: Владимир Самойлов, Лаймонас Норейка, Михаил Пуговкин, Валентин Гафт, Александр Филиппенко, Лев Борисов, Валентин Смирнитский, Валентин Никулин, Юрий Катин-Ярцев. Многих из них уже давно с нами нет. Ушел Самойлов. Норейка. Пуговкин. Трагически погибла в 40 лет Марина Левтова, исполнившая в ленте роль первой жены Страдивари. Фото: kinopoisk.ru
Гафт в фильме фактически играет самого себя, ибо известно, что его в актерской среде далеко не все любят за остроту ума и особенно за остроту языка. Пуговкин выступил в необычной для себя роли резко отрицательного персонажа. Как правило, раньше он играл пускай и прохиндеев, но обаятельных.
Великолепен и ослепителен Александр Филиппенко. Его монолог про «автобусного контролера» — это мини-шедевр. Неповторимо. Порадовал крошечный эпизод со Смирнитским. Казалось бы, 7 минут в кадре, а сколько шарма и обаяния. И персонаж-то гаденький, а всё равно нравится.
Закончив превозносить актеров, а они того стоят, вспомним и о сценарии и прочих нюансах. Фото: kinopoisk.ru
Спецэффекты. Нет, вам смешно, а представьте себе, сколько рублей ушло на воссоздание, пускай и скупое, в рамках рижских улиц и интерьеров, эпохи конца XVII — начала XVIII века? Костюмы, декорации, предметы интерьера… Впрочем, тогда бюджеты в прессе не печатались, ими не кичились и не бросали эффектно в воздух: «Я на свой фильм 30 миллионов потратил». Тем более на телевидении. Фото: kinopoisk.ru
Финализирую. Ностальгия в чистом виде. Один из лучших телевизионных фильмов 80-х. Прекрасные актеры, не отрабатывающие гонорар, но выкладывающиеся на полную катушку. Качественный сценарий от лучших авторов криминального жанра. Очаровательная, старомодная, легкая музыка Эдуарда Артемьева.
Лицензионный диск со всеми пятью сериями вышел в мае 2009 года. Спешите смотреть и радоваться.
Настоящая история кражи скрипки Страдивари: как фильм «Визит к Минотавру» подал ворам идею преступления
Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.
В 1968 г. в западных СМИ появилось сообщение о том, что в СССР ограбили квартиру знаменитого скрипача Давида Ойстраха, которого в те времена за рубежом называли «первой скрипкой мира». Из московской квартиры музыканта во время его гастролей в Италии неизвестные вынесли деньги на сумму 120 тысяч долларов, драгоценности, фотографии известных музыкантов с дарственными подписями, звукозаписывающую технику и т. д. Как ни удивительно, но скрипки Страдивари воры не тронули – они не подозревали о ее реальной стоимости. В СССР газеты молчали об этом происшествии.
Интерес зарубежной общественности к этой краже был настолько высок, что все до единой пропавшие ценности нашли и вернули владельцу с рекордной оперативностью – в течение трех месяцев. Грабителем оказался Б. Никонов, признавшийся следствию в том, что идею отключения охранной сигнализации позаимствовал из фильма «Как украсть миллион»: бил ногой в двери квартиры и таким образом провоцировал ложные вызовы до тех пор, пока сигнализацию не отключили вопреки инструкции.
Эта нетривиальная история привлекла внимание братьев Вайнеров, которые на ее основе в 1972 г. написали роман «Визит к Минотавру». Вот только в литературной версии преступники охотились именно на скрипку Страдивари. И украли ее не у Давида Ойстраха, а у профессора и скрипача Льва Полякова.
В одноименной экранизации романа, созданной в 1987 г., на съемках использовали настоящую скрипку Страдивари, принадлежавшую Ойстраху. Этот инструмент, изготовленный в 1671 г., музыканту подарила королева Бельгии Елизавета, которая сама была хорошим музыкантом. После смерти скрипача его семья преподнесла эту скрипку в дар Московскому государственному музею музыкальных инструментов им. Глинки. Говорят, Ойстрах играл на ней лишь дважды – миниатюрная скрипка была слишком мала для мужских рук. Страховая стоимость инструмента составляла 1 млн долларов. Только несколько раз в год ее снимали с витрины музея для участия в концертах лучших скрипачей, а на репетициях на ней играли под охраной милиции.
Удивительно, но фильм «Визит к Минотавру» подсказал идею настоящим ворам. В ночь на 23 мая 1996 г. из музея исчезли две скрипки – та самая скрипка Страдивари и инструмент работы немецкого мастера XVII века Якоба Штайнера. Преступникам удалось «замкнуть» сигнализацию на двери служебного входа таким образом, что она оставалась в рабочем режиме, но на взлом не реагировала. Пропажу заметили только утром. Вскоре со скрипкой Штайнера на таможне задержали профессора Московской консерватории Дьяченко при попытке вывезти ее за границу. А вот скрипку Страдивари удалось найти лишь спустя полтора года.
Однажды в музей позвонил неизвестный с предложением выкупить украденные скрипки. Он требовал за них 1 млн долларов. Задержать звонившего не удалось. В подтверждение того, что инструменты действительно находятся у него, он прислал их фото, а затем и видео. Встреча с ним так и не состоялась – звонивший не рискнул прийти на совершение сделки.
Через время злоумышленника задержали в Сочи, а скрипки оказались в полуразрушенном доме в селе на границе с Абхазией. Оказалось, что грабителей было двое, оба промышляли кражами с 1988 г. Один из них был заядлым игроком и рассказал невероятную историю: якобы однажды в казино он встретил представителей кандидата на пост президента России. И они предложили ему украсть какой-нибудь раритет, затем позвонить и потребовать выкуп, а штаб кандидата собрал бы деньги и торжественно вернул экспонат в музей. Тут грабителю вспомнился сюжет фильма «Визит к Минотавру», и он предложил украсть скрипку Страдивари. Когда дело было сделано, заказчики по неизвестным причинам отказались от своих планов.
Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:
Умер актер из «Графини де Монсоро» Андрей Дубовский
Московский драматический театр имени Пушкина скорбит об утрате. Время и место панихиды будут объявлены позже.
Андрей Дубовский. Фото: кадр из сериала «Визит к Минотавру»
В субботу, 2 октября, стало известно о смерти актера Андрея Дубовского. Сердце артиста остановилось в Москве, ему было всего 64 года. Скорбят об утрате не только его родные, близкие и друзья, но и коллеги и поклонники его таланта.
Печальную новость сообщил Московский драматический театр имени Пушкина. На официальной странице театра под постом о смерти актера зрители вспоминают, каким одаренным был Андрей Дубовский.
Театр имени Пушкина сообщил о смерти актера Андрея Дубовского. Фото: instagram.com/teatrpushkin/
«Успела увидеть его на сцене, давно это было, но помню его утонченность», «Прекрасно сыграл в фильме «Визит к Минотавру», «Артист невероятной красоты», — пишут люди.
Отметим, что Андрей Дубовский родился в 1957 году, в 1980-м окончил ГИТИС, а за год до этого сыграл свою первую роль в кино. В его творческом портфолио 17 картин, среди них «Графиня де Монсоро», «Визит к Минотавру», «Страна глухих», «Первая любовь», «Одиссея капитана Блада», «Тайны дворцовых переворотов» и другие. У актера было много поклонников, все они восхищались его актерской игрой и невероятной утонченностью.
В 1988 году он поступил на службу в Московский драматический театр имени Пушкина, где сыграл много ярких, сильных и харизматичных ролей. Двадцать лет назад Дубовского парализовало. Большую часть времени он проводил в кровати, но всегда живо интересовался театром, бесконечно тоскуя по сцене.
Время и место панихиды будут объявлены позже.
Смотрите также:
Еще больше интересных роликов на нашем YouTube-канале.
Умер парализованный 20 лет назад звезда фильма «Визит к Минотавру» Дубовский
Скончался актер Андрей Дубовский, известный по фильму «Визит к Минотавру»
Фото: Кадр из фильма «Визит к Минотавру» (1987)
Его актерскую карьеру 20 лет назад оборвал инсульт, в результате которого артист долгие годы был прикован к постели.
В Москве на 65-м году жизни скончался актер театра и кино Андрей Дубовский. Об этом в Facebook сообщил его коллега Андрей Заводюк. Причина смерти не уточняется.
Статный темноволосый красавец был обожаем поклонницами. Его роли в советских картинах всегда привлекали внимание зрителей.
Выпускник ГИТИСа, с 1980 по 1987 год артист играл на сцене Центрального академического театра Советской Армии, в 1988-м его приняли в труппу театра имени Пушкина.
В кино Дубовский дебютировал в 1979 году. Широкую известность он приобрел благодаря роли Джузеппе Страдивари в детективном сериале «Визит к Минотавру», снятом в 1987 году по мотивам одноименного романа братьев Вайнеров.
Также актер сыграл лорда Джулиана Уэйда в «Одиссее капитана Блада» и Миллезимо в «Тайнах дворцовых переворотов».
Facebook /Андрей Заводюк
В 1990-х годах Дубовский снимался в фильме «Страна глухих» и сериале «Графиня де Монсоро».
Дату и место прощания с актером объявят позднее.