огюст роден биография и творчество
Огюст Роден: биография, творчество, карьера, личная жизнь
Содержание статьи
Ранние годы
Франсуа Огюст Рене Роден (полное имя скульптора) родился 12 ноября 1840 года в городе Париже (Франция). Огюст вырос в семье, очень далекой от искусства. Его отец, Жан-Батист Роден, был обычным служащим в префектуре. Мать Огюста, Мари Шеффер, была второй женой Жана-Батиста и работала горничной. У мальчика была сводная сестра Мари, старше его на два года.
С детства мальчик проявлял способности к рисованию. Огюст всё время что-то рисовал углём на бумаге или чертил мелом на мостовой. К обучению в школе он не выказывал особого интереса.
Несмотря на сопротивление отца, юный Огюст в возрасте 14 лет поступил в школу рисования École Gratuite de Dessin, в которой успешно учился с 1854 по 1857 годы. Преподавателем Родена был известный в то время художник Орас Лекок де Буабодран.
Этот педагог использовал методику рисования, нацеленную на формирование визуальной памяти молодых художников. При выполнении рисунка следовало запомнить натуру, рассматривая её на протяжении нескольких минут, а потом нарисовать по памяти. Благодаря этому навыку, будущий скульптор мог запомнить, а затем воспроизвести образ натуры с мельчайшими деталями.
Юный Огюст ходил в музей Лувра копировать античные скульптуры. Также он часто бывал на выставках художников-импрессионистов, сблизившись с некоторыми из них. В будущем это нашло отражение в формировании его творчества. Закончив обучение, юноша три раза пробовал поступить в Школу изящных искусств, но безуспешно.
Когда Родену исполнился 21 год, ему пришлось зарабатывать на жизнь самостоятельно, чтобы обеспечивать свою семью, так как его отец вышел на пенсию, которой не хватало на всех.
Роден работал в подмастерьях, декоратором, помощником скульптора. Иногда он успевал бывать на курсах в Музее естественной истории, на которых преподавал скульптор Антуан Бари.
Творчество
Роден много работал и вскоре смог купить мастерскую, ранее бывшую конюшней. В ней было очень холодно и сыро, поэтому многие творения мастера не сохранились. В 1864 году скульптор изваял бюст одного местного жителя, которого звали Биби. У него было очень интересное лицо со сломанным носом. Хранившийся в мастерской бюст треснул от сильных морозов, но Огюст все равно отправил скульптуру в парижский Салон. К сожалению «Человека со сломанным носом» отклонили, так как он бросал вызов классическим канонам красоты своим обезображенным шрамами и морщинами лицом. Вскоре началась франко-прусская война, Роден был призван в армию, но был комиссован из-за слабого зрения.
В 1864 году Огюст переезжает в Брюссель. В Брюсселе Роденом были созданы несколько скульптур: для здания биржи, для частных домов, а также фигуры для монумента бургомистру Лоосу.
Родену удалось накопить крупную сумму денег, чтобы в 1876 году осуществить свою мечту – поездку в Италию. Ему очень хотелось увидеть воочию произведения великих итальянских мастеров эпохи Ренессанса. По словам Огюста Родена, огромное впечатление на него произвели скульптуры Микеланджело. Вернувшись во Францию через полтора года, Роден, вдохновившись работами великого флорентийца, изваял скульптуру «Бронзовый век».
В 1880 году Огюсту Родену поручают выполнить государственный заказ. Ему необходимо было изваять скульптурный портал, для здания нового Музея декоративных искусств в Париже. Роден не успел закончить эту работу в срок, к 1885 году. Несмотря на то, что открытие музея не состоялось, Роден не прекратил работу над скульптурой, названной «Врата ада». К сожалению, работа так и осталась незавершённой. Только после смерти мастера «Врата ада» были отлиты в бронзе.
«Врата ада» является одной из главных работ Родена, представляет собой скульптурную композицию высотой в семь метров и вмещает 186 фигур. Многие из этих фигур, такие как «Поцелуй», «Мимолётная любовь», а также изъятые из общей композиции «Адам» и «Ева», стали самостоятельными произведениями. Скульптура «Мыслитель», ставшая самым знаменитым и узнаваемых творением Родена, создавалась как портрет Данте Алигьери – автора «Божественной комедии», из которой Огюст Роден заимствовал образы для своих скульптур.
Дальнейшими известными работами Родена стали такие произведения: бюст Виктора Гюго; скульптура «Вечный идол»; скульптурная группа «Граждане Кале»; памятник Оноре де Бальзаку.
Личная жизнь
В течение всей жизни спутницей Родена была швея Роза Бёре. Их брак не был официально оформлен, поэтому, когда у Огюста и Розы родился сын, он стал носить фамилию матери.
В 43 года у Родена завязались романтические отношения с девятнадцатилетней студенткой Камиллой Клодель, которая мечтала о профессии скульптора. Вскоре Камилла стала ученицей Родена, помощницей и моделью. Девушка была безумно влюблена в своего учителя. Их связь с Камиллой длилась девять лет, но Роден не бросил Розу. А когда их отношения исчерпали себя, Камилла Клодель перенесла сильнейшее нервное потрясение, попала в психиатрическую лечебницу, где прожила до конца жизни.
19 января 1917 года, почти за год до смерти, Роден решил узаконить свои отношения с Розой. Она не прожила после их свадьбы и месяца, так как на тот момент была уже тяжело больна. Роден умер 17 ноября 1917 года от пневмонии. На надгробии великого мастера возвели копию скульптуры «Мыслитель».
Огюст Роден
Биография
Французского скульптора Огюста Родена называют основоположником современной скульптуры, который самостоятельно открыл новую эпоху в этом виде искусства. Работы мастера отличаются физиологической точностью и натуралистичностью. В качестве дополнительного выразительного приема Роден использовал контрастную отделку поверхности, что придавало его произведениям искусства еще больше изысканности.
Детство и юность
Роден родился осенью 1840 года в Париже, воспитывался вместе с сестрой, названной в честь матери Мари. Его отец был служащим в муниципалитете. Мальчик рано стал проявлять творческие задатки, но вот успехами в школе родителей не радовал. Единственный предмет, который ему удавался хорошо, — рисование. Отцу не слишком нравилось увлечение сына, но дочь уговорила его позволить Огюсту выучиться на декоратора, об этой профессии он мечтал с ранних лет.
Несмотря на успехи в познании любимой профессии, после окончания учебы Роден пытался поступить в Парижскую школу изящных искусств, но трижды его попытки оканчивались неудачей.
Личная жизнь
Сложно сказать, удалось ли Родену построить счастливую личную жизнь. На протяжении всей карьеры его сопровождала преданная Роза Бере, с которой у него были совместные дети, точнее сын. А в 43 года мужчина повстречал юную красавицу Камиллу Клодель, приходившуюся дочерью писателю Полю Клоделю. Девушка мечтала о карьере скульптора, вскоре стала помощницей Родена в мастерской, а по совместительству и любовницей. При этом скульптор не переставал жить с Розой.
Огюст Роден «Мыслитель» #мрамор #мраморныеизделия #мрамормонтаж #гранит http://www.mramor-m.com
С Камиллой Огюст встречался долгих 13 лет, а после разрыва менял одну любовницу за другой, среди его женщин были маркиза де Шуазель, британская художница Гвен Джон и другие женщины. Все это время Бере не покидала любимого и в 1916 году стала его официальной женой.
В 55 лет Роден приобрел поместье под Парижем, где устроил собственную мастерскую и хранил большую часть работ. Затем он занялся коллекционированием художественных предметов.
Скульптура
Неудача с поступлением в Парижскую школу не отняла у Родена желание и дальше развивать в себе творчество. Поначалу он перебивался мелкими заработками, был подмастерьем и декоратором, одновременно посещал курсы признанных мастеров. Среди них был и Антуан Бари, который впоследствии стал наставником молодого человека и сильно повлиял на его дальнейшую биографию.
Вскоре Огюст повстречал Розу Бере, она работала швеей. Позднее она часто позировала Родену, ее образ мужчина передал в скульптурах «Миньон», «Вакханка», «Девушка в шляпке с цветами». Со временем он обзавелся собственной мастерской, а после службы в армии (откуда был уволен раньше времени из-за плохого зрения) стал получать много заказов.
В 1876 году Роден путешествовал по Италии. После этой поездки скульптор вдохновился разными стилями. Вернувшись домой, он полтора года работал над шедевром «Бронзовый век», позировал для которого обычный солдат.
Впоследствии Огюст создал еще не одно произведение искусства — «Мыслитель», «Граждане Кале», «Поцелуй» и другие. С годами он научился виртуозно передавать в работах эмоциональное состояние героев. Для этого мужчина изображал людей в необычных позах, иногда делал их в движении. В работах скульптора хорошо просматривается модернизм и экспрессионизм.
На Всемирной выставке 1890 года для работ Огюста выделили павильон, где было представлено больше сотни его законченных и незаконченных скульптур. Там же ценители искусства впервые увидели знаменитые «Врата ада» автора. В этот же период скульптор выполнил частные заказы от разных влиятельных людей.
Смерть
Вероятно, что-то предчувствуя, в 1916 году Роден составил завещание, согласно которому все его наследие отходило в дар государству. В 1917-м мужчина внезапно заболел и буквально через 5 дней ушел из жизни. Причиной смерти стали осложнения, вызванные пневмонией. Могила Огюста находится в его поместье в Медоне, вместо привычного фото надгробие скульптора украшает его работа «Мыслитель».
В память о великом скульпторе в 1988 году на экраны вышла картина «Камилла Клодель». А в 2017-м Жак Дуайон снял биографический фильм, посвященный жизни Родена.
Огюст
Роден
Биография и информация
Особенности творчества скульптора Огюста Родена: натуралистичность и физиологическая точность, с которой Роден воспроизводил человеческое тело и его предельные эмоциональные состояния, сексуальность и символичность созданных им скульптур. Роден использовал скульптурную фактуру, контрастные отделки поверхности в качестве дополнительного выразительного приема. Оставляя в скульптурах необработанные элементы живого камня, Роден заставляет фигуры словно выламываться из материала, схватывая динамику рождения, перерождения. Пребывая в традиционном сюжетном контексте (мифологические, исторические, религиозные, литературные сюжеты), Роден расколдовывает давно забальзамированные темы совершенно новыми техническими и выразительными средствами. Родену удалось стать новатором в искусстве XIX века и основоположником современного искусства.
К концу XIX века Роден стал самым известным и востребованным скульптором Франции. В его мастерской работали около 50 помощников. Кто-то изготавливал гипсовые формы, кто-то высекал элементы из мрамора. Здесь трудились рядом патинировщики, литейщики, мастера, уменьшающие и увеличивающие исходные формы до нужного размера. Приходивший в торговый зал заказчик мог выбрать нужную скульптуру, потом определиться с размером – и ему отливали из бронзы нужную фигуру. Биограф Родена Рут Батлер подсчитала, что только между 1898 и 1918 годами в его мастерской отлили 319 «Поцелуев». Еще при жизни скульптора был принят законопроект о создании музея Родена в его парижской мастерской. Его друзья начали собирать здесь скульптуры, документы, рисунки.
Эта феерическая слава досталась человеку, который до 35 лет работал подмастерьем и не привык ставить подпись на изготовленных скульптурах. Когда в Салоне примут его первый бюст «Человек со сломанным носом», у Родена уже будет жена, 9-летний сын и завидный опыт ремесленника.
Ремесленник Роден
У пятнадцатилетнего студента Королевской школы искусств Огюста Родена не было денег на краски и холст. Поэтому он каждый день приходил в Лувр, любовался Тицианом и Рембрандтом, а потом спускался этажом ниже и копировал античные статуи. Благо, на карандаш и бумагу денег всегда хватало. В Королевской школе учили основательно и бесплатно: выпускники становились потом помощниками ювелиров, граверов, рисовали паттерны для тканей, узоры для кружев и географические карты, вырезали из дерева и камня декоративные элементы для украшения общественных зданий, церквей и частных домов.
О большем и мечтать нельзя было, потому что и учителя, и родные к тому времени записали Огюста в ряды безнадежно неспособных к науке. В школе он так и не освоил арифметику с латынью, он с трудом читает, а пишет, как ребенок, медленно и со смешными ошибками. Его отец, Жан Батист Роден, с каждым годом все больше отчаивается: понятно, что Огюсту не стать чиновником, так пусть хотя бы научится какому-то ремеслу и зарабатывает на жизнь. После окончания Малой школы уже уверенный в призвании и воодушевленный похвалами мастеров Огюст несет рисунки в «большую» Школу изящных искусств. Жюри Родена не примет ни в этот раз, ни в два последующих. И он начнет учиться сам.
Чужие мастерские
Период ученичества затянется на 20 лет. Вечно нищий Роден будет реставрировать городские памятники, обтесывать мраморные глыбы, отливать формы, вырезать декорации и орнаменты, читать книги, рисовать растения и птиц, изучать чучела диких животных в Музее естественной истории, украшать скульптурами здание Брюссельской биржи под началом именитого скульптора Каррье-Беллёза, служить в Национальной гвардии во время войны, работать по 12-14 часов в сутки, отправлять из Бельгии скудные денежные запасы в Париж, жене и сыну.
Мастерские Родена
На улице Лебрен
Первую мастерскую Роден снял еще до войны, на улице Лебрен, от отчаянья – ему нужно было куда-то сбегать из дома, где постоянно плакал ребенок и готовился обед. Это была бывшая конюшня с самой маленькой в Париже платой за аренду: «Теперь я мог отходить на несколько шагов от своей глины, чтобы сравнивать ее с натурой… Потоки воздуха проникали в помещение отовсюду: через плохо закрывавшиеся окна, покоробившиеся от сырости деревянные двери, разбитую черепицу на обветшалой крыше. Поэтому там царили постоянные сквозняки и ледяной холод. В углу был колодец с водой, отчего в конюшне всегда стояла пронизывающая сырость…»
Здесь Роден работает поздним вечером или ранним утром, выкраивая жалкие часы в свободное от главной работы время. Ему позируют Роза и местные бродяги, потому что денег на натурщиков конечно нет. Ни здесь, на улице Лебрен, ни даже позже, живя на Монмартре, Роден не ходит в кабаре и бары, он всегда вдалеке от богемной жизни – он только работает.
На улице Фурно
Роден снимает мастерскую на улице Фурно по приезду из Бельгии, где прожил 7 лет. Он недавно побывал в Италии, часто впроголодь и почти везде пешком, но увидел работы Микеланджело и Рафаэля. Из Италии Роден писал жене: «Должен признаться, что я ем не всегда регулярно, а только тогда, когда больше нечего смотреть…» И теперь, в этой новой мастерской на улице Фурно в Париже он принимает натурщиков и расставляет вдоль стен привезенные из Бельгии авторские работы. Скоро одна из них отправится в Салон.
В 1877 году скульптура «Бронзовый век», принятая в Салон, наконец принесет Родену славу, хоть и неоднозначную. Скульптора обвинили в использовании слепка с живого (или того хуже мертвого) натурщика. Натурщик, бельгийский солдат, согласился предстать обнаженным перед жюри, его не выпустили из страны, потом назначили комиссию по расследованию, потом была написана жалоба помощнику министра. Чем абсурднее становился скандал, тем чаще звучало имя Родена и тем больше внимания привлекала его работа, защитников и почитателей становится больше, чем критиков. Не растет только благосостояние Родена – государство не купило скульптуру «Бронзовый век». А находить частных заказчиков для скульптора, в отличие от живописца, – задача невыполнимая. И в подготовке ко Всемирной выставке 1878 года он снова участвует как анонимный декоратор.
На улице Университетской, рядом с Марсовым полем
Мастерские на складе мрамора государство предоставляло скульпторам, которые работали над масштабными общественными проектами. Родену выделили две, когда он в 1880 году получил первый грандиозный заказ – входная дверь (6 метров в высоту) в Музей декоративного искусства. В мастерской на Университетской Роден начнет работу над самым грандиозным проектом «Врата ада», будет его менять и дорабатывать, но так и не закончит.
Практически все деньги, полученные от государства в качестве аванса, скульптор тратит на изготовление слепков, отливку форм, оплату работы натурщиков, которым следовало целый день просто находиться в студии, передвигаться из угла в угол в ожидании точной позы и команды «замереть». Работая над «Вратами ада» Роден сделал сотни рисунков, уничтожил десятки эскизов и создал 200 фигур – и некоторые со временем отделились от общего ансамбля и зажили самостоятельно – это и «Мыслитель», и «Поцелуй», и «Три тени». Через 23 года после получения заказа Роден вернет государству аванс и оставит непосильные, никогда не готовые завершиться «Врата ада» себе.
За этим заказом последуют другие: памятник «Граждане Кале», памятник Виктору Гюго. О Родене узнают в Швеции, Бельгии, Англии, Голландии. В 1889 году в галерее Жоржа Пти проходит совместная выставка Моне и Родена: 70 картин и 36 скульптур. Родена зовут преподавать.
На Итальянском бульваре
Преподавать уже именитому скульптору предстоит для нескольких девушек. Они сняли мастерскую, вместе оплачивают работу натурщиков и мечтают, чтобы их учил Роден. Среди учениц – 19-летняя Камилла Клодель, самая вдохновляющая и самая разрушительная страсть Огюста Родена. Он покупает дом на берегу Сены в Париже, но переезжает туда с Розой, женщиной, которая рядом с ним уже 20 лет. А Камилла – помощница, ученица, любовница, модель, сила, гений, буря, острый ум. Она каждый день приходит к Родену в мастерскую на Итальянском бульваре, она потрясает мощью таланта, вдохновляет и помогает, а иногда в скандалах, все более настойчивых и пугающих, выпрашивает для себя путешествие – только вдвоем, только с Огюстом. Он сообщает Розе, что уедет на пару дней, а исчезает на месяцы. Камилла обещает покончить с собой и устраивает скандалы все чаще, Роза ворчит и жалуется, с надеждой высматривает в Огюсте признаки болезни: тогда он останется дома на несколько дней и будет принадлежать только ей. Так не могло продолжаться долго – Роден сбегает в Швейцарию, отдыхать и лечиться, Камилла уничтожает все свои скульптуры и живет затворницей, Роза терпеливо ждет дома.
Виллу Брийан Роден купил на пике славы – к небольшому зданию пристроил просторную мастерскую и, наслаждаясь наконец финансовой уверенностью, страстно наполнял ее антикварными вещами и мебелью, развешивал любимые картины импрессионистов. Он получил все три ордена Почетного легиона во Франции и национальные медали тех стран, где его принимали с выставками, он стал председателем жюри Общества изящных искусств, у него появились счета в банке и деньги в сейфе. У него работают толковые восхищенные секретари (некоторое время Рильке), которых он без причин и объяснений по очереди выставляет за дверь. В его доме собираются помощники и ученики, их больше с каждым годом. Но Роден все чаще повторяет уже созданные раньше скульптуры, делает на заказ по баснословным ценам в разных размерах, но почти не работает над новыми масштабными официальными заказами.
Во Франции шла война, поэтому решение о создании музея Родена в отеле Бирон было временно отложено. Его откроют через два года.
Огюст Роден: жизнь и творчество художника
Франсуа Огюст Рене Роден (фр. François-Auguste-René Rodin) (12 ноября 1840 — 17 ноября 1917) — знаменитый французский скульптор, один из основоположников импрессионизма в скульптуре.
Содержание
Биография Огюста Родена
Родился в семье скромного служащего, где и не помышляли об искусстве. Преодолев сопротивление отца, поступил в Школу математики и рисунка (1854-57), которая готовила мастеров художественного ремесла. В Школе преподавал прекрасный педагог Лекок де Буободран, приучавший будущих художников рисовать по памяти.
Ровесник импрессионистов Роден посещает их выставки и вступает с ними в дружеские отношения. После трех неудачных попыток поступить в Школу изящных искусств начинает зарабатывать на жизнь декоративной скульптурой.
Творчество Родена
В 1864 представляет в Салон «Маску человека со сломанным носом» (бронза; большинство работ Родена хранится в Музее Родена в Париже, их местонахождение далее не указывается), появление которой знаменовало новую эпоху в пластике.
Скульптор вылепил старого, некрасивого человека с изувеченным носом, лицо которого можно читать как книгу, столь выразительны его черты, столь изменчива поверхность при каждом новом повороте, при разном освещении, кажется, будто лицо меняется на глазах. «Маска» была отвергнута, слишком необычными были образ и форма: вся в буграх, впадинах, бороздах.
Роден надолго замолчал. Проходят годы тяжелой поденной работы для других (в Брюсселе, для известного скульптора Каррье-Беллеза), изредка он дает в Салон один-два портрета.
В 1875 Роден едет в Италию через Реймс впечатления от встречи с искусством готики, Донателло, Микеланджело вдохнули в него энергию. Он лепит статую обнаженного юноши «Бронзовый век» (1876-77, бронза). Воссоздать «чудо жизни» в этом Роден видит главную задачу скульптора: передать ощущение напрягающейся мускулатуры, легкое колебание грудной клетки, словно вздымающейся от дыхания, трепет поверхности кожи, нервов, уловить естественный ритм, присущий живому организму; при этом не подгонять современного человека под античный образец, под холодные в своем совершенстве статуи классицистов. Родену это удалось. И хотя «Бронзовый век» вначале был встречен неодобрительно, у него нашлись заступники, и статую приобрело государство.
Роден был восхищен средневековой скульптурой, увиденной им в соборах Шартра, Амьена, Реймса и др. В «Иоанне Крестителе» (1880, бронза) он создает возвышенный образ человека пророческой силы, несущего в мир великую весть. Фигура Крестителя пронизана внутренним движением, он не просто идет, он шествует, исполненный сознания важности своей миссии. Следуя методу Рюда, Роден совмещает в одной фигуре разновременные моменты движения, что придает неподвижной статуе особую динамику.
Известность Родена растет, он получает важные государственные заказы: в 1880 оформить двери для Музея декоративного искусства. Тема, выбранная Роденом, «Врата Ада» навеяна прежде всего «Божественной комедией» Данте, отчасти поэзией Бодлера. Поле гигантского рельефа заполнено лавиной тел, низвергающихся в бездну. Музей, для которого предназначались «Врата», построен не был, но Роден трудился над ними до конца жизни.
В процессе работы отдельные группы приобретали самостоятельное значение: «Мыслитель» (1880, бронза); «Тень» (1880, бронза); «Три тени» (1880, бронза); «Адам» (1880, бронза); «Ева» (1881, бронза, повтор мрамор); «Прекрасная Омьер» (1885, бронза); «Данаида» (1885, мрамор, повтор бронза); «Поцелуй» (1886, бронза, повтор мрамор) и другие. Роден мечтал о создании монументов, которые бы стояли на площадях и улицах городов. Таким стал памятник «Граждане Кале», (1884-95, бронза, Кале) одно из самых значительных творений монументальной пластики 19 столетия.
Другой монумент Родена «Памятник Бальзаку» (1892-98) вызвал в свое время скандал и был отвергнут (осуществлен в Париже лишь в 1939). Скульптор попытался передать здесь с помощью пластики саму стихию творчества зарождение замысла, муки созидания, непрестанное движение мысли, сомнения, раздумья и т. д. Это породило необычную, пульсирующую форму: все словно движется, меняется на глазах подобно лаве, извергающейся из жерла вулкана; фигура Бальзака вздымается к небу, подобно причудливому обелиску.
Портрет вообще занимает особое место в творчестве Родена. Он умел увидеть и передать не только самое существенное и характерное в человеке, но и психологическое состояние его в данный момент, настроение, эмоции.
Великий ваятель, открывший новые возможности пластики, один из самых блестящих рисовальщиков 19 века, Роден оказал огромное влияние на последующее развитие скульптуры.
Интересные факты из жизни художника
Знаменитый скульптор Огюст Роден трижды пытался поступить в парижскую Школу изящных искусств, но всякий раз получал отказ.
Огюст Роден — один из величайших французских скульпторов. Французское правительство позволило ему замерзнуть до смерти, хотя знало о его тяжелом положении и могло спасти его. Роден оказался забыт в последние годы его жизни, Он несколько раз просил финансовой помощи у правительства, ведь свои работы он пожертвовал стране, и они хранились в музеях. Зимой 1917 года прошение Родена о комнатке в каком-либо из этих музеев было отклонено, и месяц спустя он умер на чердаке от переохлаждения.