огонь вода и медные трубы баба яга актер
Георгий Милляр: тайна личной жизни и забвение советской «Бабы-Яги»
Он снялся в 150 картинах, но навсегда запомнился как Кощей и Баба-Яга. До 65 лет актёр был холостяком, его подозревали в гомосексуальности. В каких ещё фильмах снялся артист? Были ли у Милляра жена и дети? Причина смерти.
Георгий Милляр — советский актёр театра и кино, народный артист РСФСР. Больше всего известен благодаря образу Бабы-Яги и других отрицательных персонажей в советских сказках.
Детство в роскоши и нищета после революции
Георгий Милляр родился 7 ноября 1903 в Москве. Его отец — французский инженер-мостостроитель Франц де Мильё, рождённый в Марселе (Франция), он приехал работать в Российскую империю, где познакомился с дочерью иркутского золотопромышленника Елизаветой Журавлёвой. Мальчик жил в роскошных условиях, его воспитанием занимались гувернантки-француженки. Милляр с детства изучал языки.
Отец Георгия скончался, когда ему было три года. Мать ещё до начала Первой мировой войны переехала из Москвы в Геленджик. Но во время Революции 1917 года дом был у них конфискован, а московская квартира стала коммунальной, и семья Мильё заняла там одну комнату. Чтобы скрыть своё происхождение, Георгий сменил фамилию и стал Милляром.
Милляр в детстве. Фото: соцсети
Будущий актёр с детства обожал театр и в семь лет попробовал нанести себе грим, чтобы замаскироваться под Мефистофеля из «Фауста», но близкие лишь высмеяли его. Однако Милляр не оставил свою мечту о сцене.
После школы он устроился бутафором в геленджикский театр, но не оставлял надежды когда-нибудь получить роль и знал все реплики актёров наизусть. Однажды ему улыбнулась удача: актриса, игравшая «Золушку», заболела, и Георгий её подменил.
Его первой же ролью стал женский персонаж.
К 1924 году он уже был опытным актёром и отправился в столицу. В Москве Милляр поступил в Школу юниоров при Московском театре Революции (ныне — Театр имени Маяковского).
Преподаватели не сразу одобрили его кандидатуру, обратив внимание на необычную внешность и проблемы с дикцией. Сам актёр признался, что его не выгнали, так как не могли определиться, что с ним делать.
После окончания учёбы Милляр стал играть в театре. Он участвовал в спектаклях «Озеро Люль», «Ромео и Джульетта», «Голгофа», «Поэма о топоре», «Собака на сене» и других.
Не только Баба-Яга. Фильмы с Георгием Милляром
Фильмография актёра насчитывает более 150 работ, но многие зрители первым делом вспоминают его в образах Бабы-Яги, Кощея и Водяного из детских сказок.
Впервые Милляр снялся в кино в 1928 году в драме «Хромой барин» в роли царского чиновника. Через три года он сыграл генерала в картине «Рядом с нами».
Несколько лет Георгий играл эпизодические роли, и лишь в 1938 году ему досталась роль царя Гороха в сказке «По щучьему веленью» режиссёра Александра Роу. Любопытно, что утвердили его кандидатуру не сразу. Первое прослушивание он провалил из-за волнения. Ради роли царя Гороха актёру пришлось сбрить брови и волосы на голове, что вызвало шок у домашних.
Кадр из фильма «По щучьему веленью»
После этого последовал целый ряд картин для детей, где Милляр играл сказочных персонажей: «Конёк-Горбунок», «Кащей Бессмертный», «Новые похождения Кота в сапогах», «Марья-искусница».
Георгий Милляр сыграл Бабу-Ягу всего в четырёх картинах: «Василиса Прекрасная», «Морозко», «Огонь, вода и медные трубы» и «Золотые рога», — но узнаваемое амплуа навсегда закрепилось за ним.
Кадр из фильма «Морозко»
Наряду с этим Милляру доставались и более серьёзные роли. В 1940 году он сыграл управляющего рудником в драме «Салават Юлаев», в 1947-м — члена экзаменационной комиссии в фильме «Мальчик с окраины», а в 1956-м — профессора математики в комедии «Драгоценный подарок».
Кадр из фильма «Мальчик с окраины»
Однако чаще всего Георгий Францевич получал роли второстепенных персонажей и снимался в детском кино. У него мастерски получалось преображаться в комичных героев, а в гриме его зачастую было сложно узнать. Например, в картине «Крушение эмирата» актёр сыграл предсказателя, а в экранизации «Овода» 1955 года — нищего.
Кадр из фильма «Крушение эмирата»
В 1958 году Милляр появился в музыкальном фильме «Девушка с гитарой» с Людмилой Гурченко в главной роли, год спустя — в военном фильме «Судьба человека» (роль фашиста).
Кадр из фильма «Судьба человека»
Многие зрители также вспомнят его яркие образы чёрта в «Вечерах на хуторе близ Диканьки» (1961) и папаши Эбенезера Дорсета в «Деловых людях» (1962).
Кадр из фильма «Деловые люди»
В комедии «Кавказская пленница, или Новые приключения Шурика» (1966) Милляр был тем самым хозяином гостиницы с рогом.
Кадр из фильма «Кавказская пленница, или Новые приключения Шурика»
В 80-е характер его ролей изменился. Всё чаще Георгий Францевич играл чиновников или пенсионеров. На этот период пришлись фильмы «Комета», «Внимание! Всем постам. ». В 1985 году он снова появился в сказке «После дождичка в четверг».
Кадр из фильма «Внимание! Всем постам. »
В 90-е Милляр снялся в семи картинах, среди которых детектив «Убийство свидетеля» и комедия «Действуй, Маня!». Последней работой актёра стала эпизодическая роль в фильме «Мы едем в Америку».
Был холостяком до 65 лет
О бурных романах Милляра с коллегами по цеху ничего не известно. Вкупе с женскими ролями, которые ему доводилось играть, это спровоцировало слухи о гомосексуальности актёра.
Практически всю жизнь Георгий Францевич прожил с мамой и не спешил вступать в отношения с женщинами.
Есть неподтверждённые слухи о том, что в 30 лет он женился на актрисе, которая оказалась беременной. Однако врач Милляра утверждал, что актёр не может иметь детей, и это спровоцировало разрыв.
После смерти матери, когда Георгию Милляру было 65 лет, жена Александра Роу подыскала ему «подходящую партию» — Марию Васильевну, у которой было двое детей от предыдущего брака.
Георгий Милляр с женой. Фото: соцсети
С ней у Милляра было кое-что общее: они оба родом из «раскулаченных» семей. Вскоре они поженились. Свадьбу отпраздновали в первый день съёмок сказки «Варвара-краса, длинная коса». Прямо на берегу Москвы-реки новобрачным накрыли стол.
Коллеги отмечали довольно тёплые отношения между супругами. Георгий Францевич звал жену Манечкой, а она его — Кошей. Однако кинокритик Игорь Гавриков считал их брак исключительно взаимовыгодным сотрудничеством, чтобы скрыть гомосексуальность актёра.
Супруги жили в той же коммуналке, где раньше Милляр проживал с матерью. Только в 1973 году народному артисту РСФСР дали двухкомнатную квартиру на 18-м этаже высотки.
На съёмках Георгий Милляр любил пошутить, и за пристрастие к «сальным» анекдотам его прозвали «Стариком Похабычем».
Причина смерти
Георгий Милляр ушёл из жизни 4 июня 1993 года в возрасте 89 лет, и лишь за четыре года до этого получил звание народного артиста РСФСР.
Об актёре часто пишут, что он любил выпить. Коллеги артиста вспоминают, что Георгий Францевич действительно мог приносить алкоголь на съёмочную площадку, но никогда им не злоупотреблял.
Сама супруга актёра Мария Васильевна следила, чтобы её муж не увлекался спиртным. Она старалась не отпускать его на различные творческие встречи, а если он всё же отправлялся туда, то просила Раису Рязанову присмотреть за Милляром.
Кадр из документального фильма «Георгий Милляр. Человек в кадре»
Последние годы жизни артист провёл в забвении. Его практически не приглашали в кино, и жил Милляр довольно скромно. Накануне 85-го юбилея Георгий Францевич готовился к встрече с поклонниками в концертном зале «Россия». Он своими руками нарисовал 850 картин с изображением Бабы-Яги, чтобы раздать их приглашённым гостям. Однако вечер по какой-то причине так и не состоялся. Несколько рисунков хранятся в Музее кино.
Актёр умер во сне, написав накануне стихотворение, в котором высказал свои нереализованные мечты.
Мрак да и только: сказочные роли Георгия Милляра
Елена Костомарова
«Я работаю в области сказок», — с гордостью признавался актер Георгий Милляр. Расти на фильмах с его участием приятно и полезно, ведь персонажи Милляра — черти, водяные, Баба Яга, Кащей Бессмертный и многие другие — пусть и представляют на экране нечистую силу, но еще и учат разумному, доброму и вечному.
Царь Горох, «По щучьему велению»
Черно-белый фильм про лентяя Емелю вышел на экраны в 1938 году — это была дебютная работа режиссера Александра Роу и первая заметная роль Георгия Милляра, который до этого был известен лишь театралам.
Царь-батюшка в исполнении Милляра — забавный самодур, уставший от бесконечных истерик своей дочки Несмеяны. По сложившейся традиции решения царь Горох принимает, соединяя пальцы рук с закрытыми глазами — выйдет-не выйдет? А когда «немытый-нечесаный» Емеля увозит на своей печи царевну, актеру даже не требуется слов, чтобы выразить все отчаяние царя Гороха — тут работает знаменитая мимика Милляра.
Александр Роу первым применил по назначению необычайный комедийный талант актера и способность перевоплощаться в любых, даже самых фантастических персонажей. Сотрудничество актера и режиссера, начавшееся с картины «По щучьему велению», продолжалось почти тридцать лет — Роу находил роли для любимого актера во всех своих фильмах.
Баба Яга, «Василиса Прекрасная», «Морозко», «Огонь, вода и… медные трубы», «Золотые рога»
Баба Яга — самый известный образ, созданный Георгием Милляром в кино, но эта роль досталась актеру не сразу. Пробы на роль злодейки в сказке «Василиса Прекрасная» прошли многие известные актрисы, в том числе и Фаина Раневская, но Роу все никак не мог добиться нужного результата. Когда Георгий Милляр предложил свою кандидатуру, режиссер решил рискнуть — и не прогадал. Баба Яга у Милляра получилась образцовая — достаточно страшная, чтобы пугать ею маленьких зрителей, но очень озорная и смешная.
«Однажды перед съемками, — вспоминает Милляр, — подошел ко мне художник Соколовский. — Я такую старушку видел в Ялте, — сказал он. — Коз пасла на Чайной горке. На Бабу Ягу похожа удивительно. Она тебе поможет… Вскоре ее увидел: старая-престарая гречанка, сгорбленная, нос крючком, недобрый взгляд, в руках короткая палочка. Позже на съемках мы завершили портрет моей зловещей «героини», облачив ее в жуткие лохмотья, повязав на голову черный платок, наградив ее звериной походкой».
Эта героиня осталась с актером навечно — позднее Милляр сыграл Бабу Ягу еще в нескольких фильмах. Даже перед свадьбой, когда его изумленная 60-летняя невеста — соседка по коммуналке — воскликнула: «Ну что вы, Георгий Францевич, мне уже не нужны мужчины!», Милляр ответил: «А я и не мужчина, я Баба Яга».
Кащей, «Кащей Бессмертный», «Огонь, вода и… медные трубы»
Премьера фильма, в котором герой Георгия Милляра играет самую что ни на есть главную роль, состоялась 9 мая 1945 года — картина о том, как русский богатырь побеждает злодея, ждала своего часа с 1941-го года и символизировала великую победу русского народа над фашизмом.
«Для меня роль Кащея наиболее выстраданная. В ней не только след творческих мук, но и память о тех тяжких годах, когда все мы жили жгучей ненавистью к фашистским завоевателям и жаждали дня победы», — признавался актер.
Тем не менее Георгий Милляр долго отказывался от роли Кащея, утверждая, что недостаточно талантлив, но режиссер Александр Роу поступил хитро: постепенно, по эпизоду вводил актера в съемочный процесс и тот в конце концов «втянулся».
Съемки проходили в эвакуации в Душанбе, там актер заболел малярией и к началу работы весил 48 килограммов — кожа да кости. Поэтому его Кащею не понадобился ни особый грим, ни дополнительные ухищрения — герой и так был страшен до того, что собственная лошадь не подпускала его к себе.
«Работая над ролью Кащея, мы обратились к тевтонскому эпосу, сознательно пародируя «Нибелунгов», — вспоминал Милляр. — Аскетизм, неумолимость, озлобленность «рыцарей» средневековья — все вобрал этот образ. Помните, у Дюрера четырех апокалиптических всадников — это аллегорическое изображение разрушительных сил? Во внешнем рисунке роли я шел и от этих мрачнейших фигур художника».
Квак, «Марья-искусница»
Роли представителей нечистой силы требовали серьезной подготовки и терпения — грим иногда занимал до шести часов. Милляр всегда с уважением относился к работе гримеров, активно участвовал в разработке образа и перед новыми ролями сбривал волосы и даже брови, чтобы специалистам было удобнее «лепить лицо». Например, на съемках сказки «Марья-искусница» лицо актера обмазывали зеленкой, а танцевать ему приходилось в зеленых ластах. Все для роли — в этом фильме Георгий Милляр сыграл Квака — самого вредного приспешника и главного подхалима злобного Водяного.
За кадром киносказки «Огонь, вода и медные трубы»: Почему Михаила Пуговкина выносили на съемки на руках
Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.
«Огонь, вода и медные трубы» – 12-я по счету киносказка режиссера Александра Роу. В отличие от предыдущих фильмов, она стала не переложением народной сказки, а полностью оригинальным сюжетом. Сценарий к фильму Михаил Вольпин и Николай Эрдман создали по мотивам нескольких русских народных сказок, добавив приметы современной им жизни, что обеспечило комический эффект. Киносказка традиционно вышла в прокат накануне Нового года, в конце декабря 1968 г., и пользовалась у зрителей большим успехом – тогда ее посмотрели больше 25 млн человек.
Режиссер Александр Роу нередко приглашал на главные роли в свои фильмы дебютантов, которые никогда до этого в кино не снимались. На этот раз он рисковал еще больше, ведь Алексей Катышев не был выпускником театрального института, да и вообще не собирался становиться актером. Юноша работал ассистентом звукорежиссера на Ялтинской киностудии, где однажды случайно попался на глаза Александру Роу.
Годы спустя Алексей Катышев вспоминал: « Когда настало время выбора профессии, пошел на курсы звукорежиссеров при Ялтинской киностудии. Здесь-то меня и заприметил Батюшка Роу – так его все называли. «Мальчик, – сказал он мне, – ты даже не подозреваешь, какие чудные у тебя глаза. Такие данные грех не использовать». И предложил мне главную роль в фильме «Огонь, вода и медные трубы». Практически без кинопроб. Так я и попал в кино в качестве актера, а было мне тогда неполных 18 лет ».
На членов худсовета дебютант без профессионального актерского образования не произвел никакого впечатления, и его кандидатура вызвала множество споров. Но режиссер стоял на своем: либо он снимает Катышева, либо съемки вообще не состоятся. Роу был твердо уверен в том, что именно таким и должен быть главный герой киносказки – его природное обаяние, чистота и непосредственность, по мнению режиссера, с лихвой компенсировали недостаток актерского мастерства. А после того, как Алексею перекрасили волосы в пшеничный цвет и завили кудри, больше никто не сомневался в том, что он – идеальный претендент на эту роль.
Роль Аленушки в фильме досталась 19-летней Наталье Седых – еще одной любимице Александра Роу, которая за 3 года до этого уже обрела всесоюзную популярность после выхода на экраны сказки «Морозко». Режиссер часто приглашал в новые фильмы тех актеров, с которыми у него уже был опыт удачного сотрудничества, и Наталья не стала исключением. Правда, среди претенденток на роль Аленушки была и другая актриса, красавица Татьяна Клюева. Эта роль ей не досталась, о чем она позже вспоминала: « Я была настолько маленькая и худенькая, что Александр Артурович даже не обнадеживал, сразу объявил: «Утверждаю Наташу Седых. Но обещаю: в следующей картине буду снимать тебя ». Режиссер сдержал свое слово – главную роль в сказке «Варвара-краса, длинная коса» сыграла Татьяна Клюева, которая тоже стала звездой, открытой Роу.
Благодаря Александру Роу Наталья Седых заслужила славу одной из самых «сказочных» советских актрис. При этом изначально девушка не мечтала о кинокарьере – она занималась фигурным катанием и балетом. Через 2 года после съемок в киносказках Роу Наталья Седых окончила хореографическое училище и стала артисткой балета труппы Большого театра – вначале выступала в кордебалете, а затем стала солисткой и примой.
Однако основную часть актерского ансамбля составили те артисты, которые снимались у Роу постоянно и за годы сотрудничества стали не только коллегами, но и единомышленниками и даже друзьями: Тамара Носова, Вера Алтайская, Лев Потемкин, Александр Хвыля, Анатолий Кубацкий, Аркадий Цинман, Георгий Милляр.
Георгий Милляр был одним из самых любимых актеров режиссера и в этом фильме, как и в других киносказках Роу, сыграл сразу несколько ролей – Кащея Бессмертного, Бабу Ягу, гостя на свадьбе и глухого пожарного. А вот актриса Анастасия Зуева сыграла одну и ту же роль в нескольких фильмах Роу – старушку-сказительницу. Именно в этом образе она и запомнилась большинству зрителей.
Михаил Пуговкин снимался у Роу впервые. В этой сказке ему досталась роль Царя, которую он исполнил блистательно. По словам актера, после окончания работы над фильмом режиссер ему сказал: « Миша, как жаль, что мы поздно встретились, ты много сыграл бы у меня ролей! » А сам Александр Роу признавался: « Без юмора нет сказки, он ее пружина. Вот почему в свою новую работу я пригласил на роль царя в царство Лести Пуговкина. Это его дебют в жанре киносказки. Персонаж Михаила Пуговкина не похож ни на один из ранее созданных им образов ». После этого режиссер пригласил актера и в свой следующий фильм – «Варвара-краса, длинная коса», где Пуговкин сыграл царя Еремея.
Правда, на съемках Пуговкину было совсем не до смеха. В одном из эпизодов ему предстояло сниматься верхом на лошади, но 44-летнего актера скрутил сильнейший приступ радикулита. При этом Пуговкин от съемок не отказался и, превозмогая боль, отыграл все запланированные с его героем сцены. Правда, на съемочную площадку его пришлось выносить на руках, а после завершения работы таким же способом возвращать обратно в гостиницу.
Этот фильм пользовался большой зрительской любовью, но для некоторых актеров это имело фатальные последствия. Алексей Катышев признавался: « Картина имела бешеный успех. После выхода ее на экраны я стал не просто узнаваем, а бешено популярен. Слава – вещь коварная. Сыграла она и со мной злую шутку. Подумалось: все, поймал судьбу за хвост. Появились новые друзья. Закрутились вокруг девочки. И в 19 лет я уже, что называется, окольцевался ». Его ранний брак и связанные с ним сложности препятствовали развитию его актерской карьеры, а вскоре она и вовсе сошла на нет.
Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:
Баба Яга в кино: Кто из актёров создал самый яркий образ сказочной старухи
С легкой руки великолепного Георгия Милляра в нашей стране для актера считается очень почетным нарядиться в живописные лохмотья и, приделав «нос крючком», перевоплотиться в очень странный образ. Баба-Яга становилась пробой актерского мастерства для многих артистов. Каждый пытается создать свой характер для этого персонажа – от откровенно страшных до милых и даже кокетливых.
Георгий Милляр, сказки Александра Роу
Кадр из к/ф «Морозко»
Вера Алтайская, «Огонь, вода и… медные трубы», 1967 г.
Кадр из к/ф «Огонь, вода и… медные трубы»
Эта прекрасная актриса тоже нашла свое призвание в детских сказках, причем играла она не принцесс, а злых ведьм, мачеху и тому подобных персонажей. Говорили, что и характер у Веры Алтайской был походящий – взрывной и острый, из-за чего другие режиссеры не любили с ней работать, а вот Александр Роу нашел в ней изюминку и смог приспособиться к темпераменту. Роль Бабы-Яги–невесты стала, наверное, самой необычной по сюжетной задумке. При этом Бабу-Ягу-тёщу и Кащея-жениха играл все тот же Георгий Милляр, так что в этой сказке мы можем видеть уникальное трио, созданное двумя самыми волшебно-злодейскими актерами советского кино.
Валентина Кособуцкая, «Новогодние приключения Маши и Вити», 1975 г.
Кадр из к/ф «Новогодние приключения Маши и Вити»
Мария Барабанова, «Как Иванушка-дурачок за чудом ходил» 1977 г.
Кадр из к/ф «Как Иванушка-дурачок за чудом ходил»
У Марии Барабановой Баба-Яга впервые получилась не злобной, а пухленькой, домашней и очень уютной. Удивительно, что некоторые актеры находят свое неповторимое амплуа не в молодости, блистающие красотой и очарованием, а во второй половине жизни, когда им удаются возрастные роли. Так и Мария Павловна, проработав много лет в Ленинградского театра комедии, всенародную известность получила в кино именно в образах «тетушек», «бабушек» и «нянюшек»- например, в «Красной шапочке», «Финисте» и «Ослиной шкуре». Интересно, что в театре Барабанова выступала в амплуа травести, и первыми крупными ролями в кино у нее были принц Эдуард в экранизации «Принц и нищий» 1942 года и очаровательный Кот в сапогах в сказке 1957 года.
Татьяна Пельтцер, «После дождичка в четверг» 1985 г.
Кадр из к/ф «После дождичка в четверг»
Почти через 10 лет любимая всеми Татьяна Пельтцер также создала образ Бабы-Яги, больше похожий на добрую бабушку. Кстати, по мнению историков, именно так в старые времена наши предки-язычники и воспринимали этот персонаж. Баба-Яга когда-то была достойным и мудрым персонажем, имевшим важное значение в равновесии природных сил, а отрицательные качества и страсть к людоедству приобрела, возможно, в гораздо более поздние времена, превратившись в страшилку для детей. Героя Татьяны Пельтцер называют в сценарии бабкой-сторожихой на болоте.
Александр Леньков, «Остров ржавого генерала» 1988 г.
Кадр из к/ф «Остров ржавого генерала»
В фантастической повести Кира Булычева Баба-Яга – вообще результат развития высоких технологий. Добрый и трогательный робот вызывал у наших зрителей восторг, не хуже Терминатора, а Александр Леньков сумел еще раз доказать, что старуха в ступе – не женская роль. Этот актер с мягким обаянием часто появлялся в детских сказках, и его образы всегда были очень запоминающимися.
Лия Ахеджакова, «Книга мастеров» 2009 г.
Кадр из к/ф «Книга мастеров»
Очень удивила зрителей Лия Ахеджакова, появившись в совершенно новом для нее образе. Первый российский фильм студии «Walt Disney Pictures» стал новым опытом для отечественного кинематографа – в чем-то удачным, в чем-то, может быть, и не очень, если вспомнить наши прекрасные традиции детских фильмов-сказок, однако несомненно, что прекрасные русские актеры не дали полностью превратить ленту в шаблонно-американское кино. Баба-Яга в исполнении Ахеджаковой получилась очень глубоким персонажем – у нее есть и личная трагедия, и харизма, и юмор. Для актрисы, создавшей столько милых и любимых зрителями женских образов, эта работа стала действительно интересной.
Елена Яковлева «Последний богатырь» 2017 г.
Кадр из к/ф «Последний богатырь»
В следующей совместной работе русско-американских кинематографистов в Бабу-Ягу перевоплотилась краса нашего экрана и бывшая Интердевочка Елена Яковлева. Немного разочаровало, пожалуй, то, что для образа помолодевшей колдуньи привлекли другую актрису, ведь в таких случаях всегда интересно увидеть возможности «превращения» одного человека.
Сложный грим, который накладывали по 5 часов, сделал работу над фильмом не самой простой, но Елена Яковлева справилась со всеми сложностями. Позднее, в интервью, она поделилась своим мнением об этой роли: «У меня тоже любимая Бабка-Ёжка — это Милляр, и я буду счастлива, если я встану с ним в один ряд, или хотя бы немножко постою рядом.» Сейчас, кстати, готовятся к выпуску сразу две части продолжения русского фэнтези, так что мы еще будем иметь возможность оценить талант Елены и сравнить ее с самой главной Бабой-Ягой нашего кинематографа, которую пока, пожалуй, никто из актеров превзойти не смог.