огинский биография композитор краткая биография
Биография Михаила Клеофас Огинского
Огинский Михаил Клеофас (1765-1833), граф, государственный деятель Речи Посполитой и России, композитор. Участник восстания 1794 г., затем в эмиграции. В 1810-1812 гг. в близких отношениях с российским императором Александром I, предложил ему план создания автономного Великого герцогства Литовского в составе Российской империи. С 1823 г. жил в Италии. Написанные им марши и боевые песни были распространены среди повстанцев 1794 г. Автор популярных полонезов, в т.ч. полонеза «Прощание с родиной», фортепианных пьес, романсов, оперы «Зелида и Валькур, или Бонапарт в Каире» и др.
Источник: История Беларуси: Словарь-справочник. Менск: Экономпресс, 2000. ISBN 985-6479-22-3
Князь Михаил Клеофас Огинский, бывший великий литовский казначей, а затем сенатор российской империи, родился 25 сентября 1765 года в Гузове, недалеко от Варшавы. Первым его учителем музыки был придворный музыкант Огинских И.Козловский. Для формирования Огинского-музыканта имели важное значение поездки в имение его родственника, политического деятеля и музыканта М.К.Огинского, содержавшего постоянную капеллу, оркестр и театр.
С 1789 года князь Огинский был польским послом в Англии и Голландии. Принимал участие в восстании Т.
Будучи щедро одарен от природы, князь Огинский отличался в своих сочинениях мелодичностью и некоторой меланхоличностью. Полонезы, сочиненные им, были популярны не только в Польше, но и за границей. Некоторые из них и теперь с удовольствием слушаются, несмотря на их простоту изложения. Всего известно около 20- ти полонезов князя М.Огинского; самый популярный из них носит название «Прощание». Под конец жизни он жил во Флоренции, где и скончался в1833 году, прожив 68 лет.
«Я — не профессионал в музыке. »
Когда Михалу-Клеофасу было 7 лет, его отца назначили чрезвычайным послом Речи Посполитой в Вене, и семья переехала туда. Однако уже через год мать вместе с мальчиком вернулась в Гузов и с этого времени началось его систематическое обучение. Вместе с французом-гувернером он изучал иностранные языки, гуманитарные и точные науки. Для занятий музыкой к Михалу-Клеофасу был приглашен тогда еще молодой 16-летний уроженец Беларуси, а в будущем крупнейший композитор Осип Козловский, который обучал мальчика игре на клавире и скрипке, а также теории, истории музыки и композиции. Вместе с Козловским Михал-Клеофас посещал в Слониме резиденцию своего более старшего по возрасту родственника известного мецената, композитора, скрипача, арфиста и кларнетиста Михала-Казимира Огинского. Эти визиты оказали на юношу большое впечатление и укрепили склонность к музыке.
Однако все это еще будет впереди, а пока постепенно главные интересы Михала-Клеофаса концентрируются на музыке и истории. Вернувшись из дипломатических путешествий, он создает свой первый полонез. Позднее он об этом писал: «Осенью 1792 года я создал, точнее сказать, сымпровизировал этот полонез в Варшаве, когда впервые испытал чувство, вызванное любовью, которое продолжалось недолго. Чувство было тихое, спокойное и счастливое (. ) Мой второй полонез привлек больше внимания. Знатоки предсказывали, что я произведу реформу, развивая модуляцию в полонезах, которые в нашей стране популярны лишь как светские танцы, что в полонезах можно сохранить национальный характер, воплощая в них певучесть, выразительность, вкус и чувство».
Понравилась статья? Подпишитесь на канал, чтобы быть в курсе самых интересных материалов
Огинский биография композитор краткая биография
Михаил Казимир Огинский родился в Козельске в 1728 году в семье трокского воеводы Тадеуша Юзефа и княгини Анны из рода Вишневецких. Его бабкой по отцу была Элеонора, жена виленского воеводы, рожденная Война, а по матери – Екатерина Дольская, первая жена великого гетмана литовского Михаила Серватия Вишневецкого. Таким образом М.К. Огинский был из «русского» рода как по мужской, так и по женской линиям. Несмотря на то, что семья Огинских была княжеского происхождения, согласно законам Речи Посполитой до конца XVIII столетия она этим титулом не пользовалась. Зато гетман Огинский, как и большинство тогдашних магнатов, в служебной переписке на французском языке пользовался титулом графа.
В детстве Огинский воспитывался вместе с шестью своими сестрами, что, определенно, наложило отпечаток на его характер: особое внимание к своему внешнему виду.
Михаил Казимир Огинский своего отца, приверженца саксонских королей, потерял рано. Сначала он находился под опекой своего деда по материнской линии, а после его смерти (1744 г.) под присмотром витебского воеводы Мартиана Огинского, но только следующий его опекун, назначенный с согласия короля, князь-канцлер Михаил Чарторыский, занялся основательным воспитанием и образованием юноши.
С юности Огинский изучал музыку и изобразительное искусство. Был хорошим живописцем-любителем и особенно музыкантом. Играл на скрипке (учился у Джованни Баттиста Виотти), арфе, клавикорде и кларнете. Однако семья Чарторыских возлагала на своего воспитанника другие надежды: политическую и военную карьеру.
Портрет Михала Казимира Огинского. 1755. Холст, масло. 192х112,5
(художник Анна Розина Лишевска. 1716–1783. Германия)
В очень молодом возрасте Михаил Казимир Огинский выступил на арену общественной жизни: 18 сентября 1744 года он получил должность великого литовского виночерпия, 20 июня 1748 года был назначен польным литовским писарем, 20 сентября 1748 года получил звание генерал-майора литовских войск. В том же 1748 году впервые стал депутатом сейма и получил первые коронные поместья. На молодые годы Огинского приходятся также первые контакты с масонами и тайными союзами. Как раз в это время он стал членом ложи в Лукле.
В 1753-1761 годах Огинский путешествовал по Европе, был в Берлине, Дрездене, Вене, Париже. В 1757 году во время похода герцога Орлеанского Огинский стал его адъютантом.
18 октября 1761 года Михаил Казимир Огинский заключил брак с дочерью князя-канцлера Чарторыского (Чарторыйского), Александрой, третьей женой подканцлера литовского Михаила Антона Сапеги (умер 12 октября 1760 года).
После свадьбы около года М.К. Огинский прожил в Петербурге, где от императрицы Екатерины II получил орден Андрея Первозванного и был одним из ее кандидатов на польский трон. При петербургском дворе Огинский стремился стать любовником царицы. У него происходили даже встречи с Екатериной II, которая сначала к нему относилась доброжелательно, но, в конце концов, через «кровать» императрицы Огинский ничего не добился (польским королем был избран Станислав Август Понятовский), более того вызвал к себе ненависть.
В 1764 году Михаил Казимир Огинский получил титул виленского воеводы и ряд имений. По инициативе и на средства Огинского в 1767-1783 годах была осуществлена прокладка через полесские болота двух дорог-трактов (Пинск-Слоним, Пинск-Волынь) и знаменитого канала, который соединил бассейны Балтийского и Черного морей. Канал стал для всего Полесья поводом для гордости и фактором экономического роста. Протяженность канала Огинского составила 47 км (вместе с Выгонощанским озером 54 км) /большой канал/, который соединил Щару (приток Немана) с Ясельдой (приток Припяти), а в пределах города Слонима выровнял рукав Щары /малый канал/. Строительные работы на канале велись также с 1799 по 1804 годы. Возведенный канал имел 10 шлюзов и составлял часть Днепро-Неманского водного пути. С 1804 года по каналу было открыто судоходство. По нему преимущественно сплавляли лес, перевозили также зерно, сырье для мануфактур и прочие грузы. Во время первой мировой войны (1914-1918 гг.) и советско-польской войны (1920 г.) канал оказался в зоне активных военных действий, что привело к разрушению его гидротехнических сооружений. В 1928 году канал был восстановлен. До 1941 года он использовался для лесосплава, эпизодически – для судоходства. 13 сентября 1942 года на канале произошел Огинский бой, шлюзы и платины были повреждены либо разрушены. Попытки восстановления в послевоенное время не имели успеха, в результате русло обмелело и стало зарастать, канал потерял хозяйственное значение.
29 февраля 1768 года М.К. Огинский получил булаву великого гетмана Великого княжества Литовского. В 1771 году он перешел на сторону Барской конфедерации (которая выступала как оппозиция польскому королю Станиславу Августу Понятовскому и России), а 7 сентября 1771 года напал на русские войска и разбил их под Бездежем. Неожиданный успех вскружил Огинскому голову настолько, что он забыл о всякой осторожности: в ночь с 22 на 23 сентября 1771 года был окружен, и его трехтысячная армия была поностью разбита под Столовичами (теперь Барановичский район Брестской области) войсками А.В. Суворова, после чего Огинский эмигрировал, а его имения в России были конфискованы.
На рубеже 1774-1775 годов гетман вернулся в Речь Посполитую, где не без трудностей принял командование над войсками и занялся урегулированием своих финансовых дел.
Пребывание в Париже и недостаток денег заставили Огинского в 1774 году продать подваршавское имение Неборов своей племяннице княгине Гелене Радзивилл, врожденной Пшездетской, и ее мужу. Эта великолепная усадьба, основанная в XVII веке, была приобретена Огинским вместе с большим замком в 1766 году. Именно она должна была стать главной резиденцией гетмана. Михаил Казимир Огинский вложил в ее восстановление, отделку и парки значительные средства, но, к сожалению, бесполезно для себя. И только тогда он решил перенести свое постоянное жилище, свою художественную среду на белорусское Полесье – в Слоним.
Получив амнистию и секвестрованные имения, в 1775 году он возвратился в Слоним. Это была невосполнимая потеря для Польши и культурное приобретение для Белоруссии, так как с этого момента на протяжении двадцати лет Слоним с его капеллой и театром становится «Полесскими Афинами».
Чтобы иметь полную свободу действий, Огинскому необходимо было ликвидировать магистратское самоуправление. И, возможно, по его ходатайству в 1776 году решением сейма Слоним был лишен самоуправления по Магдебургскому праву (возвращено 3 мая 1791 года). После чего в руки Огинского перешла практически неограниченная власть в старостве и городе. Он мог использовать по своему желанию весь потенциал края: человеческие и материальные ресурсы.
27 декабря 1781 года на общем собрании представителей масонских лож, которое было посвящено стремительному распространению этого движения в восточных провинциях, Михаил Казимир Огинский был избран «уполномоченным великим мастером провинции Литва». Наместником Литвы он был утвержден и на выборах 1788 года.
Из путешествия гетман вернулся преданный английской культуре и обычаям, которыми в то время увлекся весь континент. К этому времени относится развитие фаянсовой фабрики в Телеханах, коврового и гобеленового производства в Слониме.
В 1790 году М.К. Огинский побывал в штаб-квартире в Пруссии и Нижней Силезии с надеждой, что у него получится так развязать европейские конфликты, чтобы улучшить положение Речи Посполитой.
Роскошный стиль жизни, чрезвычайно дорогое содержание двора в Слониме с его большим оркестром и оперным театром, многочисленные культурные инициативы, прокладка канала и дорог-трактов даже такое крупное состояние, которым владел Огинский, должны были привести к разорению. Поэтому в 1791 году почти все свои имения старый гетман продал племяннику – дальнему родственнику Михаилу Клеофасу Огинскому (они происходили из двух разных линий рода, общий предок их Самуэль Лев, жил в первой половине XVII века, умер в 1657 году), с условием, что тот заплатит за него более 8 миллионов долга. Имущество гетмана оценивалось в 14 миллионов, продажная же цена была определена в 12 миллионов 250 тысяч злотых. Поэтому после вычета долгов Михаил Клеофас Огинский должен был уплатить гетману 4 миллиона 250 тысяч злотых ассигнациями.
В 1791 году Михаил Казимир Огинский находился в Берлине, а затем в Голландии, откуда выслал польскому королю Станиславу Августу, приобретенную в Амстердаме, ценную картину из своей галереи – знаменитого «Лисовщика» («Польского конника») Рембрандта (сегодня эта картина находится в одной из коллекций в Нью-Йорке). За картину гетман получил из королевской оранжереи апельсиновые саженцы для слонимской оранжереи.
С сентября 1791 года Огинский снова в Слониме. По просьбе Военной комиссии он принимает участие в маневрах на Украине, где отдает внимание исключительно военному оркестру, а в походе 1792 года командует войсками Великого княжества Литовского и своим полком.
6 июля 1793 года Михаил Казимир Огинский сложил с себя гетманские полномочия в пользу Михаила Клеофаса Огинского.
В 1792-1793 годах закончился «слонимский период» в деятельности Михаила Казимира Огинского, поскольку в 1793 году Екатерина II конфисковала у него Слоним, который назначила как резиденцию для губернских властей, хотя позже император Павел I это решение отменил.
Во время восстания под руководством Тадеуша Костюшки (1794 год) Огинский находился в Вильно. Будучи тяжело больным, он по-прежнему окружал себя музыкантами, его другом стал Йозеф Гайдн.
В 1795 году Михаил Казимир Огинский принес присягу Екатерине II. Последние годы своей жизни он провел в Галенове – своей резиденции под Варшавой, хотя временами задерживался в старомодном и неудобном варшавском дворце на улице Шорной, который получил в наследство от своей тетки Анны Огинской. В Белоруссию и Литву Огинский больше никогда не возвращался.
28 августа 1798 года в присутствии мужа умерла Александра Огинская, так и не сыграв значительной роли в его жизни, а 31 мая 1800 года в Варшаве умер и сам Михаил Казимир Огинский. Слуги установили ему памятник с патриотической надписью, которая свидетельствует об их сердечном отношении к покойному: «Михаилу Казимиру Огинскому, князю из Козельска, великому гетману Великого княжества Литовского, который за отечество сражался, много за него вытерпел и всегда ему верно служил. Память почтения, скорби и признательности этим воздали слуги своему пану. Жил лет 72, умер в 1800».
Беларуская Савецкая Энцыклапедыя. Т. 1. / Беларуская Савецкая Энцыклапедыя; Рэдкалегія: П.У. Броўка (галоўны рэдактар) і інш. – Мн.: БелСЭ, 1973. – 624 с.: іл.
Беларуская Энцыклапедыя: У 18 т. Т. 1. / Беларуская энцыклапедыя; Рэдкалегія: Г.П. Пашкоў і інш. – Мн.: БелЭН, 1996. – 552 с.: іл.
Энцыклапедыя гісторыі Беларусі: У 6 т. Т. 6. Кн. 1. / Беларуская энцыклапедыя; Рэдкалегія: Г.П. Пашкоў (галоўны рэдактар) і інш. – Мн.: БелЭН, 2001. – 592 с.: іл.
Асветнікі зямлі Беларускай: Энцыклапедычны даведнік / Беларуская энцыклапедыя; Рэдкалегія: Г.П. Пашкоў і інш. – Мн.: БелЭН, 2001. – 496 с.: іл.
Караткевіч В.Б., Кулагін А.М. Помнікі Слоніма. – Мн.: Навука і тэхніка, 1983. – 103 с.: іл.
Супрун В.Р. Дзеі над Шчарай: (З гісторыі зямлі Слонімскай). – Слонім: ГАУПП “Слонімская друкарня”, 2000. – 168 с.: іл.
Цеханавецкі А. Міхал Казімір Агінскі і яго “сядзіба музаў” у Слоніме / Пераклад з нямецкай мовы У. Сакалоўскага. – Мн.: Беларусь, 1993. – 176 с.
Цеханавецкі А. Міхал Казімір Агінскі і яго “сядзіба музаў” у Слоніме / Пераклад з нямецкай мовы У. Сакалоўскага. – Мн.: Выдавецтва «Про Хрысто», 2006. – 272 с.: іл.
Композитор Михаил Огинский — краткая биография
ФИО: | Огинский Михаил Клеофас |
Дата рождения: | 25.09.1765 |
Место рождения: | Гузово, Польша |
Знак зодиака: | Весы |
Деятельность: | Композитор, дипломат, политический деятель |
Дата смерти: | 15.10.1833 |
Среди своих соотечественников Михаил Огинский был известен как активный политический деятель, дипломат, лидер восстания генерала Костюшко, разработчик проекта автономии Великого княжества Литовского, композитор-любитель. Сегодня его имя, как ни странно, ассоциируется не с общественной деятельностью, а с единственным музыкальным произведением — «Полонезом Огинского».
Детство и юность
Дата рождения Михаила Клеофаса Огинского — 25 сентября 1765 года. Место рождения — имение Гузово (неподалеку от Варшавы). Огинские считали, что их род начинается от киевских князей Рюриковичей. Занимали в Речи Посполитой общественное положение соответствующее их знатному происхождению.
Прадед Михаила был великим гетманом литовским и витебским воеводой. Дед Тадеуш Франтишек и отец Анджей Игнац возглавляли тракайское (трокское) воеводство. Дядя Михаила — великий гетман литовский и воевода в Вильно.
В семье Михаила не было сомнений относительно успешного политического будущего их наследника. Ребенка воспитывали соответственно, видя в нем крупного государственного деятеля или военачальника. В дом для воспитания мальчика был приглашен Жан Ролен — гувернер австрийского императора Леопольда II. Занятия ребенка расписаны так, чтобы обеспечить не только умственное, но и физическое развитие.
Дружеские отношения связывали Михаила и его учителя музыки еще долгие годы. Козловский даже посвятил Огинскому комическую оперу под названием «Жнецы, или Дожинки в Залесье», где он был частым гостем сенатора в 1821 году.
Краткая биография
Личная жизнь
Михаил Огинский был женат дважды. Первый его брак с Изабеллой Лясоцкой состоялся в 1789 году. У пары родилось двое сыновей — Тадеуш (1798г.) и Ксаверий (1801 г.). Семейная жизнь закончилась неожиданно для современников в год рождения второго сына.
Вторая свадьба композитора с итальянкой Марией де Нери состоялась в 1778 году. Михаилу было 37 лет. Его супруге — 25. Три дочери и сын — результат этого семейного союза. Брак длился 13 лет. И также закончился разводом.
След в истории
Удивительно, что, несмотря на свою активную общественную жизнь, участие в восстании за независимость Речи Посполитой, высокое социальное положение, Михаил Огинский вошел в историю и известен сегодня большинству россиян как автор «Полонеза Огинского». Это произведение многие музыковеды считают музыкой, примирившей побежденных и победителей.
Однако помимо известного музыкального произведения, большое значение для историков представляют мемуары Огинского. Написанные прекрасным литературным языком, эти произведения богаты историческими фактами и подробностями жизни той эпохи.
Огинский биография композитор краткая биография
Когда Михалу Клеофасу было 7 лет, его отца назначили чрезвычайным послом Речи Посполитой в Вене, и семья переехала туда. Однако уже через год мать вместе с мальчиком вернулась в Гузов и с этого времени началось его систематическое обучение. Вместе с французом-гувернером он изучал иностранные языки, гуманитарные и точные науки. Для занятий музыкой к Михалу-Клеофасу был приглашён тогда еще молодой 16-летний уроженец Беларуси, а в будущем крупнейший композитор Осип Козловский, который обучал мальчика игре на клавире и скрипке, а также теории, истории музыки и композиции. Вместе с Козловским Михал Клеофас посещал в Слониме резиденцию своего более старшего по возрасту родственника известного мецената, композитора, скрипача, арфиста и кларнетиста Михала-Казимира Огинского. Эти визиты оказали на юношу большое впечатление и укрепили склонность к музыке.
Герб Огинских. Реконструкция.
Однако все это еще будет впереди, а пока постепенно главные интересы Михала-Клеофаса концентрируются на музыке и истории. Вернувшись из дипломатических путешествий, он создает свой первый полонез. Позднее он об этом писал: «Осенью 1792 года я создал, точнее сказать, сымпровизировал этот полонез в Варшаве, когда впервые испытал чувство, вызванное любовью, которое продолжалось недолго. Чувство было тихое, спокойное и счастливое (. ) Мой второй полонез привлек больше внимания. Знатоки предсказывали, что я произведу реформу, развивая модуляцию в полонезах, которые в нашей стране популярны лишь как светские танцы, что в полонезах можно сохранить национальный характер, воплощая в них певучесть, выразительность, вкус и чувство».
Михал-Клеофас был начальником повстанцев Вилкомирского, Свенцянского и Браславского уездов. С тысячей кавалеристов и полутора тысячами пехотинцев он напал на Динабургскую крепость. Однако нападение не удалось.
Восстание под предводительством Тадэуша Костюшки.
Возвращение на Родину оказалось возможным только после амнистии, последовавшей в 1802 году. Михалу-Клеофасу была даже возвращена большая часть поместий. В 1810 году дворянство Виленской и Гродненской губерний решило направить к царю представителя для совещания по экономическим и административным делам края. Этим представителем был избран Михал-Клеофас Огинский. Эту кандидатуру поддержал и генерал-губернатор Михаил Илларионович Кутузов. По его мнению, князь Огинский был достоин императорской милости, несмотря на то, что по образу своих мыслей раньше и являлся врагом России. Император Александр I в июне 1810 года принял Огинского и позже назначил его своим тайным советником и сенатором. Михал-Клеофас вошел в высшие круги русской знати. В Петербурге его, известного политического деятеля, дипломата и популярного композитора, желали видеть в аристократических салонах. Здесь же он встретил и своего бывшего учителя музыки Осипа Козловского, который теперь был руководителем музыкальной жизни не только царского двора, но и всей столицы. (Осип Козловский сочинил музыку праздничного полонеза с хором «Гром победы, раздавайся» на торжество, данное князем Потемкиным в честь Екатерины II в Таврическом дворце. Это произведение вскоре стало гимном Российской империи).
Карта эмиграции М. К. Огинского
Сразу после возращения из эмиграции Михал Клеофас поселился в имении Залесье недалеко от Сморгони, расположенном на половине пути из Минска в Вильно. Здесь он жил на протяжение 20 лет и превратил свое имение в настоящий культурный центр, жизнь которого была насыщена музыкальными событиями. В Залесье Михал Клеофас построил новый дворец в классическом стиле по проекту профессора архитектуры Виленского университета Михаила Шульца и разбил парк с оранжереей. Современники называли Залесье «Северными Афинами». Из Петербурга сюда приезжал Осип Козловский, а также многочисленные музыканты и исполнители. Здесь бывали и поэты, писатели, а также ученые Виленского университета, почетным членом ученого совета которого был избран Огинский. (Следует отметить, что на его средства пополнялись исторические и естественнонаучные коллекции, он подарил университету телескоп и два микроскопа).
Все переживания, надежды, сомнения прожитых лет Огинский поверял друзьям и музыке. Сегодня известно около 60 его фортепианных и вокальных произведений, в том числе 26 полонезов, 4 марша, 3 мазурки, галоп и менуэт. Однако у Михала-Клеофаса было также много неопубликованных или изданных небольшими тиражами произведений, которые еще не найдены. По словам белорусского музыковеда и историка музыки Ольги Дадиомовой, на формирование музыкальных вкусов Михала Клеофаса Огинского, «несомненно, повлияли впечатления, полученные в разных странах, однако его творчество наиболее близко славянскому музыкальному искусству. Эта общность проявилась и в образном содержании, и в музыкальном языке его произведений, и в жанровой их направленности».
О процессе создания своих произведений, для которого были характерны черты спонтанности и импровизации, сам Огинский писал: «Мне никогда не приходила в голову мысль создать совершенную и научную композицию и посвятить ей много времени. Эмоциональный порыв, чувство любви или дружбы, волнение, а иногда и боль или глубокая печаль диктовали мне характер звуков и модуляций, которые рисовали все эти эмоциональные переживания и правдиво очерчивали состояние моей души. Мне редко приходилось вносить изменения в мою первую импровизацию».
Михала-Клеофаса похоронили на монастырском кладбище около храма Санта Мария Новелла. Спустя некоторое время останки композитора были перенесены в костел Санта Кроче, в пантеон, где покоятся Микеланджело, Макиавелли, Галилей.
В фойе Большого зала Московской консерватории находится известная картина И.Е.Репина «Славянские композиторы». Среди 22 композиторов рядом с Шопеном изображен и Михал-Клеофас Огинский. Художник так писал о нем Стасову: «Имя его известно всей России, и я слышал вальс и полонез, им написанные, и даже сплетни о его романтической смерти. Между тем музыканты, которых я спрашивал, говорят о нем, как о мифическом существе».