oem соглашение что это такое
ОЕМ-рынок: новые стратегии в новых условиях
Николай Косачев, руководитель департамента по развитию бизнеса ОЕМ
Какие ключевые сегменты для ОЕМ-партнерства вы могли бы выделить?
В рамках развития всей компании мы выделяем восемь ключевых и наиболее перспективных, на наш взгляд, сегментов. Этот выбор определяется не только нашим желанием и возможностями в них работать, но и тенденциями в производстве оборудования, разработке программной части и подготовке технических специалистов. В различных странах те или иные направления могут быть более востребованы или, наоборот, отсутствовать. В России основное внимание мы уделяем пяти сегментам: всему, что связано с насосами, вентиляцией, крановыми решениями, лифтами и производством станков.
В каких отраслях промышленности сосредоточено ОЕМ-партнерство?
Если говорить про Россию, то это, прежде всего, нефтегазовая отрасль. Это исторически важный для страны сегмент, который остается таковым, несмотря на не самые легкие времена для нефтяного рынка. Другие ключевые направления, которые для нас из года в год остаются практически неизменными: подготовка и очистка воды, горнодобывающая и угольная отрасли, металлургия, гражданское строительство и сети (энергообеспечение зданий и т. д.). В этих сегментах Schneider Electric активно продвигает свои решения, как комплексный поставщик в качестве единого исполнителя всех работ, так и через партнеров — привлекая их в свои проекты или работая с ними совместно. Производители оборудования (ОЕМ) принимают самое активное участие в каждой реализации, ведь насосы, вентиляция, подъемно-транспортное оборудование и другие механизмы являются неотъемлемой частью каждого производственного процесса.
В чем специфика работы с ОЕМ-партнерами?
Мы стараемся работать с каждым партнером как с ключевым, предоставляя ему для комплектации собственных решений не только все возможное оборудование из нашего продуктового предложения, но и целый комплекс сопутствующих услуг. Этот подход в Schneider Electric называется концепцией MachineStruxure. Кроме того, понимая требования наших заказчиков, мы стараемся фокусироваться на некоторых ключевых факторах. В первую очередь — на оптимальном ценовом позиционировании. ОЕМ-производителям важно, чтобы их решения были финансово привлекательны для конечного потребителя. И к нам как поставщику комплектующих для этих решений предъявляются особые требования по качеству и стоимости оборудования. Компания Schneider Electric всегда была известна как специалист в создании высокотехнологичных и надежных систем управления премиум-сегмента. Но буквально два-три года назад был сделан акцент на среднеценовое предложение. Представленное оборудование было несколько упрощено с технологической точки зрения и наличия дополнительных аксессуаров по сравнению со своими старшими линейками, но выиграло по стоимости. Год назад мы начали продвижение и в минимум-сегменте (линейка DEKraft), и сейчас у нас есть привлекательные предложения для решения задач в рамках практически любого бюджета. Второй ключевой момент — это логистика. ОЕМ-компании специализируются на производстве серийного оборудования со сроком исполнения, редко превышающим месяц, поэтому с точки зрения скорости поставки к ним предъявляются повышенные требования. Третий момент связан с российской спецификой. В последнее время все чаще возникает необходимость в финансовой поддержке: кредитных линиях, помощи с отсрочками. Мы стараемся максимально лояльно относиться к этим вопросам. Четвертый фактор — технологичность оборудования. Рынок малой и средней автоматизации очень подвижен. Буквально за год-другой происходит огромное количество изменений, и мы не можем отставать. В связи с этим мы постоянно модернизируем существующие линейки, дополняем их и расширяем. Очень важна мобильность и возможность вносить что-то новое в уже существующее. И еще один важный момент — это всесторонняя оперативная техническая поддержка со стороны наших экспертов.
Как экономические и политические сложности последнего года сказались на ОЕМ-рынке?
Не секрет, что в условиях снижения объемов финансирования заказчики стараются экономить, что сказывается прежде всего на ценовых требованиях. Мы подходим к этому вопросу комплексно: ориентируемся не на готовую спецификацию, а на то решение, которое необходимо донести до конечного заказчика. Мы готовы искать более оптимальный подход с точки зрения всей системы. Второй момент — это сложность финансирования. Например, участились случаи оплаты после отгрузки или проведения испытаний.
Можно ли сказать, что ОЕМ-рынок развивается по-разному в России и за рубежом?
Естественно, везде есть своя специфика. Например, наши партнеры, работающие на рынке вентиляции, привыкли использовать параметрируемые контроллеры. Из-за высокой серийности и низкой технологичности немногие готовы создавать собственные решения, большинство предпочитает использовать уже готовое программное обеспечение. Но при подобном подходе единственным весомым аргументом остается цена. Конкуренция на уровне технологий — это уже немного другой подход, характерный для Европы.
У нас пока что, к сожалению, такого нет. Впрочем, подобная специфика характерна не только для России.
Какие задачи вы ставите перед собой на ближайшее время?
Мы продолжим работу по нашим пяти ключевым направлениям — в каждом у нас есть инициативы и идеи по увеличению доли рынка. Например, в области вентиляции мы развиваем специальное фокусное предложение с учетом российской специфики. Также мы планируем применить наш подход к партнерству в странах СНГ, которые с этого года тоже входят в зону нашей ответственности. Мы стараемся менять стереотипы внутри нашей команды, пытаемся мыслить более глобально, работать немного по-другому с ключевыми компаниями. Кроме того, существуют совершенно новые для компании направления, в которых мы хотим развиваться. Это, прежде всего, комплектные решения: шкафы управления вентиляцией SmartHVAC и — в перспективе — индивидуальные тепловые пункты SmartHEAT. Для нас это возможность выйти на новые рынки и приобрести новых партнеров.
Игорь Кунтин, технический директор компании «Драйвер Инжиниринг»
Компания «Драйвер Инжиниринг» занимается разработкой типовых решений для вентиляции и кондиционирования, и в основном мы применяем комплектующие от Schneider Electric. Наше ОЕМ-партнерство с Schneider Electric длится уже порядка одиннадцати лет: сначала мы брали только коммуникационную аппаратуру, потом стали закупать частотные преобразователи, контроллеры, затем — собирать комплектные шкафы управления полностью на продукции Schneider Electric. Сейчас мы не только собираем шкафы, но и разрабатываем типовые программы для контроллеров, которые устанавливаются в вариантах для вентиляции и кондиционирования. Если говорить о перспективных проектах, то мы занимаемся разработкой типовых решений на целую отрасль: вентиляция и кондиционирование, управление тепловыми пунктами, холодное и горячее водоснабжение и, возможно, решения для пожарной защиты. Schneider Electric — лояльный партнер, всегда уделяет внимание клиенту и идет на нужные для нас финансовые условия.
Денис Прудников, директор по развитию ООО «ТАУ»
Мы работаем на рынке с 2002 г. Основное направление нашей деятельности — все, что связано с насосами, мы разрабатываем системы для различных сегментов промышленности и энергетики — везде, где применяются АСУ ТП. С Schneider Electric мы начали работать через дистрибьюторов в 2008 г., с 2010 г. мы стали его ОЕМ-партнером. Начали с небольших объемов и плавно наращиваем присутствие Schneider Electric в наших проектах: сначала была только пускорегулирующая аппаратура, потом появились оболочки, приводы, контроллеры, панели оператора и т. д. Нам очень нравится, что Schneider Electric может предложить решения в любом ценовом сегменте.
OEM-партнерства дают конкурентные преимущества
Константин Тимофеев, руководитель направления по продаже OEM/IoT-решений Dell Technologies в России и странах СНГ
В современном мире все компании пытаются оптимизировать свои затраты и сократить время вывода своих предложений на рынок. Именно поэтому ведущие разработчики программных продуктов не тратят время на создание или разработку собственных аппаратных решений, а доверяют это ведущим мировым производителям. Успешные совместные проекты запускаются в десятках стран и помогают создавать готовые программно-аппаратные решения на базе лучших технологий, а также обеспечивать высокий уровень сервисной поддержки во всем мире.
Кто такие OEM-партнеры?
Аббревиатура OEM расшифровывается как Original Equipment Manufacturer или оригинальный производитель оборудования. Фактически, любое современное устройство имеет в себе детали производства нескольких компаний. Поставщики отдельных комплектующих или подсистем и являются OEM-партнерами по отношению к конечному производителю. Например, если вы приобретаете персональный компьютер, все его компоненты вам предоставляют сразу, и обслуживает его один производитель. Конечному потребителю не нужно контактировать с каждым производителем комплектующих или заказывать отдельно компоненты.
Международные производители стремятся обеспечить доступность компонентов и обеспечить гарантийные обязательства в каждом отдельно взятом регионе. Например, в Dell Technologies OEM-бизнес выделен в отдельное подразделение. В рамках данного подразделения есть отдел продаж, технические и сервисные специалисты, основная цель которых – предложить заказчикам оптимальные решения наиболее подходящие для их конкретных задач. Зачастую данные пожелания выходят за рамки стандартных конфигураций оборудования Dell Technologies. Такая совместная командная работа, нацеленная на результат, позволяет успешно побеждать наших конкурентов, создавая уникальные решения.
Зачем нужны OEM-партнерства?
OEM-соглашения уже много лет являются основой развития технологической отрасли. Если ваша компания задумалась о выпуске собственного решения, ей потребуются дополнительные компоненты. Например, квадрокоптеру нужна хорошая оптическая система, современному станку требуется контроллер для сетевого управления, двигателю — качественные датчики и так далее.
Такая схема сотрудничества компаний позволяет в кратчайшие сроки создавать лучшие решения. Примером являются решения по видеонаблюдению и видеоаналитике. Совместные программно-аппаратные видео комплексы крайне чувствительны к каждому компоненту установленному в системе – жесткий диск, процессор, сетевая карта и многое другое. Таким партнерам крайне важно как можно дольше сохранять фиксированные конфигурации и доступность заказа данного оборудования в канале продаж – чем чаще меняется модельный ряд, тем больше становится себестоимость конечного решения. Возникает необходимость постоянно перерабатывать свое программное обеспечение и повторно осуществлять его сертификацию. В рамках компании Dell Technologies такие специфические задачи может без труда решать OEM команда.
По словам Майкла Делла, основателя компании Dell Technologies, OEM-бизнес создавался в соответствии с запросами наши пользователей: “Заказчики видят уровень развития технологий и возможностей компании. Они ценят наши инвестиции в такие ключевые области, как мобильность, безопасность и цифровая экономика. Используя продукты Dell Technologies, они могут создавать более качественные решения и фокусироваться на своей собственной экспертизе”
Мировая практика показывает, что заключая OEM-соглашение вы имеете возможность получить доступ к самым современным ИТ технологиям и надежного инфраструктурного партнера. Благодаря таким OEM-партнерствам, на рынке появляются новые и качественные продукты.
OEM технологии в действии
Согласно исследованию, проведенному в январе 2019 года, представители бизнеса отметили, что выбор правильных технологий может определить успех или неудачу компании на рынке. В этом уверены 81% опрошенных, которые отмечают необходимость использования бурно развивающихся технологических решений. При этом только 30% ИТ-директоров полностью удовлетворены стандартными решениями предлагаемыми на рынке. Все это наглядно демонстрирует насколько важно на начальном этапе выбрать технологического партнера и совместно согласовать специфические и необходимые для каждого заказчика требования.
Отдельно аналитики отмечают рост в мире популярности в категории облачных графических вычислений. Проще говоря – удаленный доступ к игровым платформам. Теперь пользователям таких сервисов не надо будет больше покупать домой дорогой и современный компьютер. Данные сервисы возьмут на себя всю необходимую графическую обработку, а конечному пользователю будут отправлять только конечную картинку. Как результат – играть в самые требовательные и современные игры будет можно с самого простого ПК или, даже, с планшета.
Основным вопросом при построении данных решений является подбор правильных и самых современных конфигураций серверного оборудования с высокопроизводительными графическими картами. Ведь обработка такого объема информации потребует колоссальных ресурсов, с которыми стандартные конфигурации ведущих мировых производителей оборудования могут и не справиться. В данном случае, наши заказчики обращаются в ОЕМ подразделение Dell Technologies, которое на базе мирового опыта поможет построить и протестировать техническое решение под конкретную задачу.
Интерес компаний к сотрудничеству с OEM-партнерами оказывается высоким: 93% респондентов отмечают, что подобные партнерства могут ускорить внедрение инноваций, а 81% отмечают, что именно OEM помогают им внедрять развивающиеся технологии.
Рынок OEM-проектов будет расти
Подобное взаимовыгодное взаимодействие с надежным партнером доступно любой компании в любой стране. Анализ рынка подтверждает, что потенциал развития OEM-партнерств оказывается очень высоким. По данным исследования Futurum совокупный годовой рост этого направления (CAGR) будет составлять от 20% до 25% год от года на протяжении следующих 10 лет. И не удивительно, что 75% участников опроса отметили, что они ожидают роста популярности OEM-партнерств в следующие 12-18 месяцев. А четверть опрошенных считают, что практика OEM-сотрудничества будет расширяться многократно.
Для такого оптимизма со стороны руководителей разного уровня есть весомые причины. По ожиданиям рынка переход к OEM от развития внутренней экспертизы поможет сократить издержки как минимум на 40%, если речь идет о клиентском сервисе, производстве, продажах и маркетинге, дистрибуции и логистике, исследованиях и разработке. А учитывая тот факт, что крупнейшие ИТ-компании предлагают сегодня открытый доступ к своим технологиям для локальных производителей, именно OEM-альянсы обещают стать движущей силой для реализации новых, высокотехнологичных проектов.
Российский рынок ОЕМ партнеров
Ни для кого не секрет, что в настоящий момент государственный сектор и коммерческие компании с государственным участием при осуществлении закупок отдают предпочтения российским торговым маркам. Частично это прописано в Федеральном законодательстве, частично – в их внутренних распоряжениях. Для решения данной задачи и действий в соответствии с законодательством компания Dell Technologies заключила ОЕМ-соглашения с локальными партнерами, которые, в настоящий момент выпускают свое оборудование на базе наших технологий.
Что такое OEM продукты и почему они дешевле?
Если вы покупали программное обеспечение для компьютера в интернете, то, скорее всего, могли уже слышать про аббревиатуру OEM.
На английском языке это расшифровывается как Original Equipment Manufacturer (OEM-оригинальный производитель оборудования) и означает, что продукты, на которых стоит такая аббревиатура, продаются дешевле, чем обычные розничные товары.
У вас может появиться вопрос: почему вы должны покупать OEM-продукты и не приведет ли это в дальнейшем к каким-либо неприятностям?
Действительно дело состоит в том, что эти продукты отличаются от обычных розничных товаров, а различия как известно, могут пагубно сказаться на дальнейшем использовании продукта.
OEM – что это значит и вообще, это легально?
Как уже упоминалось выше, OEM означает, что продукт принадлежит производителю оборудования. Однако в этом случае, аббревиатура не рассказывает нам о том, кто именно продает и точно ли он предназначен для продажи. Обычно программное и аппаратное OEM обеспечение поставляется специально для распространения среди компаний, которые занимаются сборкой систем. Именно эти компании являются оригинальными производителями оборудования. И именно поэтому OEM-продукты в большинстве ситуаций продаются комплектами в ящиках или упаковках, а не в красивой розничной коробочке. Такие товары никогда не появятся на полках розничных магазинов.
Это чистая правда. Большинство розничных магазинов никогда не продают OEM-продукты. В отличие от них, интернет-магазины не заботятся о внешнем виде упаковки, поэтому они более чем счастливы, брать такие продукты и продавать их своим клиентам. Ведь интернет-магазины знают, что клиентов в первую очередь привлекает низкая цена продукта, а не его обертка.
Некоторых пользователей интересует вопрос, считается ли программное обеспечение OEM легальным и законно ли его использовать. Да, использовать такие продукты полностью законно. Однако есть некоторые ограничения, которые вы на себя принимаете, покупая такой продукт.
Программное обеспечение OEM
Программное обеспечение встречается не так часто, как аппаратные комплектующие, но существуют популярные продукты, которые чрезвычайно распространены в формате OEM-версий. Операционная система Windows – лучший пример, но существуют и OEM-версии программ безопасности, системных утилит и программ для повышения производительности.
Когда вы покупаете такое программное обеспечение, вам обычно выдают только саму программу и лицензионный ключ. Иногда вам могут выдать небольшой пластиковый контейнер с несколькими логотипами и документацией, но это все.
Обычно, отсутствие бумажной документации является частью сделки. Действительно, большинство OEM программного обеспечения предоставляется без технической поддержки. Вообще. Она обеспечивается тем, кто создает систему. Если вы являетесь тем, кто собирает компьютер, то вы должны самостоятельно предоставить покупателю техническую поддержку.
Почти всегда OEM программное обеспечение лицензируется только для одной системы, это означает, что вы не сможете установить его на другой компьютер. В теории это означает, что OEM-версия Windows привязана к конкретному компьютеру, на котором установлена, но Microsoft иногда проявляет снисходительность в этом вопросе. Поэтому повторная активация Windows возможна с помощью простого звонка в отдел по обслуживанию клиентов.
Конечно, компания Microsoft не обязана делать это, да и другие компании могут относиться к этому более строго. Этот риск вы берете на себя когда приобретаете OEM-версию. Да такая версия стоит немного меньше, но вам придется покупать новое программное обеспечение, если вы вдруг решите заменить компьютер.
Аппаратные средства
OEM аппаратное обеспечение нельзя скачать по интернету. Оно приобретается в магазине и обычно стоит на несколько долларов дешевле стандартных розничных товаров, хотя во всем остальном имеет те же возможности и производительность.
Тем не менее, OEM аппаратное обеспечение не поставляется с дополнительными компонентами, иногда даже с теми, которые жизненно необходимы для работы устройства. Компьютерные OEM процессоры в таких случаях не поставляются с кулерами. OEM видео карты и жесткие диски поставляются без адаптеров и кабелей, необходимых для их подключения к компьютеру.
Там также может быть установлено ограничение на техническую поддержку программного обеспечения. Вы можете испытывать трудности с сервисом поддержки клиентов, если у вас есть вопросы касательно гарантии, так как иногда она может быть изменена или сокращена (но не всегда).
Жесткие диски, оптические приводы и некоторые карты с PCI расширением, являются наиболее распространенными вариантами компонентов, которые поставляются как OEM-продукты. Могут попадаться и другие продукты, но их число довольно ограничено.
Стоит ли покупать OEM-версии?
OEM программное обеспечение – рискованный, но потенциально правильный выбор. В таком формате, Windows 7 Home Premium стоит всего 99 долларов, в то время как розничная версия стоит 179.99 долларов. Действительно большая разница. Конечно, может возникнуть ситуация когда вы столкнетесь с проблемой, но давайте будем честными, вы платите всего половину розничной цены. Лично я уже на протяжении многих лет покупаю OEM-версии операционных систем на компьютеры, которые сам собирал, и буду продолжать так делать и дальше. Но здесь нужно учитывать, что я не из тех людей, что звонят в техническую поддержку при первой появившейся проблеме.
С другим программным обеспечением дела обстоят примерно одинаково. OEM антивирусное программное обеспечение стоит, как правило, на 25% – 50% дешевле стандартных версий. Некоторые утилиты имеют аналогичные скидки. Единственная загвоздка заключается только в общественной доступности OEM-версий. Большинство разработчиков предлагают только розничные версии своих продуктов.
С аппаратным обеспечением вы можете или сэкономить или наоборот переплатить. Иногда OEM-версии оборудования стоят на несколько долларов дешевле, но бывает и так, что к устройству необходимо покупать дополнительные детали, что сводит всю выгоду практически к нулю.
И наконец, бывает так, что OEM аппаратные средства стоят дороже, чем розничные.
Такие ситуации происходят, когда оборудование находится в самом конце своего жизненного цикла.
Магазины запасных деталей в этих случаях просто накручивают цену и выставляют OEM товары по такой же и более высокой цене, что розничные.
OEM-версии программного обеспечения абсолютно легальны, и работают так же, как и розничные версии (исключение составляют некоторые ограничения и отсутствие дополнений), но эти обстоятельства совершенно не гарантируют отличную покупку.
К счастью, большинство магазинов продающих OEM-версии, также продают и полные розничные варианты. Поэтому прежде чем сделать свой выбор, сравните цены на разные версии одного товара.
OEM-соглашения, подписки, «облака».
Аббревиатура «OEM» (от англ. Original equipment manufacturer-
производитель комплектного оборудования, т.е. из комплектующих) часто возникает в разговорах о программном обеспечении, но ясного освещения этой тематики или «инструкции по использованию» пока нет.
Суть OEM-схем (применительно к программам) такова: в силу различных причин (например, для расширения функциональных возможностей программы и т.п.) происходит объединение нескольких программ, и к конечному потребителю они попадают уже «в связке», единым продуктом. Существует несколько аналогичных схем, под аббревиатурами ISV (Independent software vendor), VAR (Value-added reseller) и др., но для единообразия в тексте данной работы, назовем ОЕМ-схемой любую, предусматривающую объединение продукта (в том числе программного) одного производителя с продуктом другого.
При необходимости приобретения сложного набора (например, аппаратно-программного комплекса, или сложной автоматизированной информационной системы, использующей несколько различных
производителями ПО и оборудования, системными интеграторами, а приобретает все необходимые права (как интеллектуальные, так и право собственности) на основании договора с поставщиком OEM-решений. Затраты на согласование условий с поставщиками всех элементов ложатся на OEM поставщика, гарантирующего приобретение и соблюдение всех необходимых для функционирования такого OEM решения прав других лиц. После чего, производитель такого комплексного продукта может использовать «поглощающую» лицензию (с такими условиями, которые включали бы в себя большую часть требований лицензий, входящих в состав решения компонент) для большинства входящих в его состав компонент (возможно и «смешанное» лицензирование продукта, когда в отношении определенных компонент действуют разные условия использования). Подобные затраты производителя на проработку правовой стороны решения позволят заключать единый унифицированный договор с любым потенциальным приобретателем, что является серьезным конкурентным преимуществом для рынка сбыта таких решений.
Основные правовые сложности при использовании данной формы охраны, как правило, возникают на этапе оформления взаимоотношений между правообладателями программных продуктов.
Исходя из степени «закрытости» программ, можно выделить классическое коммерческое программное обеспечение («проприетарное»), а также открытое и (или) свободное. Кроме того, программа может быть отечественной или зарубежной, в зависимости от правообладателя или лица, уполномоченного на подписания OEM-соглашений. От сочетания этих признаков в основном и зависит та схема, по которой будет организовано сотрудничество.
Обобщая, программное обеспечение может быть передано для использования в ОЕМ-схеме по трем основным вариантам:
1. Передача по лицензионному договору. Такой способ, согласно ГК РФ, является основным, предусмотренным для использования программ любыми способами, в том числе и включением одного продукта в другой. К нему прибегают отечественные производители и часть зарубежных. Четвертая часть ГК РФ довольно гибко подходит к вопросам написания способов использования программы (допускаются не только способы, прямо предусмотренные ГК РФ в ч. 2 ст. 1270, но и другие, не противоречащие законодательству и понятные сторонам договора), что позволяет «выписать» ясную и «красивую» ОЕМ-схему. По мнению автора, именно лицензионный договор позволяет наиболее четко описать взаимодействие сторон OEM- партнерства, и рекомендуется к приоритетному использованию на территории России.
2. Передача по смешанным и иным непоименованным договорам, разрешающим, наряду с прочими условиями, встраивание программ (как правило, это относится к зарубежному ПО, где лицензия заключается между пользователем и правообладателем, а для ОЕМ существует одноименный договор, находящийся по своей сути где-то между договором о техническом сотрудничестве, лицензией, и договором об оказании услуг). При работе с такими договорами стоит, прежде всего, опираться на концепцию «смешанного договора», сочетающего в себе черты нескольких (такая возможность предусмотрена в ч.
Обычно они ограничиваются неким декларативным документом или указанием на официальном сайте, разрешающим использование. Увы, согласно законодательству РФ, такие документы не всегда имеют все требуемые атрибуты и зачастую работать по ним можно только потому, что мало кто захочет предъявлять претензии. На данный момент в нашей стране предприняты определенные шаги по «легализации» открытых лицензий, в том числе, таких как GNU GPL, что позволяет более «чисто» взаимодействовать с зарубежными правообладателями программного обеспечения, распространяющими свою продукцию под их условиями. Стоит сказать, что речь не идет о каком-либо включении известных западных лицензий в текст ГК РФ, однако их использование должно стать более прозрачным и понятным. Подробнее на этом вопросе автор останавливается в третьей главе исследования.
Стоит отметить, что в OEM-соглашениях часто затрагиваются вопросы использования товарных знаков, проведения рекламно-маркетинговых мероприятий, что свидетельствует о комплексном и сложном характере таких соглашений, да и самих объектов OEM-соглашений. Как правило, эти действия осуществляет лицо, занимающееся распространением итогового продукта на рынке.
Вариант 1: А+В = С, по результатам соглашения сторон возникает отдельное произведение, правообладателем которого становится
производитель компонента А или B (иные варианты распределения прав на итоговое произведение, допустим, переход исключительного права на него к компании-дистрибьютору, также возможны). Приведем пример: компания- производитель музыкального проигрывателя-каталогизатора заключает
Стороны соглашения могут выбирать любой из предложенных вариантов, поскольку действующее законодательство позволяет создавать очень гибкие конструкции. Стоит отдельно охарактеризовать правовое положение создателей OEM-решений, исходя из описанных вариантов. Как уже говорилось ранее, OEM-поставщик может выступать в роли правообладателя одной или нескольких используемых компонент, быть лицензиатом в отношении сторонних компонент, а также лицензиаром по отношению к итоговому комплексному решению, при этом сочетание этих «ролей» зависит только от воли самих участников OEM-соглашения. Возможна и ситуация, когда создатель OEM-решения не является правообладателем ни одной из компонент решения, в таком случае, возможно получение авторского права на компоновку и подбор материалов, но не прав на сами такие материалы (аналогично составительству в отношении баз данных). Также и OEM-поставщик обладает правами на подбор и использование в решении программ и модулей, позволяющих реализовывать необходимые функции в составе созданного им OEM- решения, не являясь их правообладателем. Стоит отметить, что аналогия с составительством является более точной, чем, например, аналогия с правами продюсера. В отличие от продюсера, приобретающего, как правило, исключительное право на используемые в сложном объекте произведения, и занимающегося организацией создания таких произведений, изготовитель OEM-решений напротив, максимально использует возможности существующих на рынке программ для своего решения и его успех зависит, в том числе, от их правильного комбинирования, а приобретение исключительного права на такие компоненты совсем не обязательно.
Данная схема выгодна для приобретения готовых и показавших свою надежность решений для какой-либо области, например, в сферах, требующих соблюдения норм безопасности и защиты информации, (обработка персональных или конфиденциальных данных и др.). Использование OEM-решений позволяет избавиться от длительного процесса подбора программно-аппаратных средств и заключения различных договоров, проведения дополнительных процедур, однако не всегда позволяет отследить обоснованность ценообразования и требует взвешенного подхода к выбору поставщика такого решения, т.к. прежде всего соблюдение лицензионных условий производителем при создании такого OEM решения является гарантией надежной работы таких систем.
Подводя итоги данной темы, хочется отметить, что иногда OEM-схемы, за счет своей финансовой привлекательности, «толкают» участников рынка на злоупотребления лицензионной политикой, например, в случае, когда к основному компоненту добавляются остальные, «мнимые», и базовый продукт выпускают на рынок по демпинговой цене. Однако же, при внимательном и аккуратном подходе, когда обе стороны соглашения понимают, чего они хотят достичь, OEM-лицензирование позволяет серьезно разнообразить ассортимент на рынке, улучшить или расширить функциональность программ без серьезных экономических и временных затрат на разработку.
Кроме того, с юридической точки зрения, OEM позволяет привнести на рынок иностранные программы по договору, полностью соответствующему российскому законодательству, заключённому с российским поставщиком, что расширяет возможную сферу их реализации. Благодаря использованию OEM-лицензирования устраняются существующие сложности в применении открытых лицензий на территории России, а юристы получают возможность использовать прозрачные и четкие конструкции соглашений, без отсылок к не всегда известному и понятному праву других государств. Существуют и противники данного метода (например, М. Брауде-Золотарев), однако их доводы, как правило, основываются на идеологических причинах или желании изоляционного пути развития области компьютерных программ, что не может считаться позитивным.
нарушившим условия использования, и правообладатель вправе требовать уплаты стоимости подписки за период фактического использования программы. Данный подход встречается чаще, но находит понимание в основном среди правообладателей, чем среди пользователей. Более взвешенным выглядит такое построение модели распространения, когда пользователь заинтересован в продлении подписки не из-за угрозы санкций со стороны правообладателя, а в связи с важными функциями или свойствами программы, которые могут стать недоступными.
мощности и вычислительные ресурсы удаленных машин ».
Как правило, оказанием облачных услуг занимается или сам правообладатель программы, либо один из уполномоченных им лицензиатов, дистрибьюторов и других распространителей. Многие из поставщиков облачных услуг отдельно подчеркивают, что не предоставляют получателю услуг доступа к экземплярам используемой программы, следовательно, по их мнению, нет и необходимости в лицензионном договоре между поставщиком и получателем облачных услуг. Вопрос не совсем ясный, чтобы можно было с ним согласиться безоговорочно. Если проводить аналогию, это не прокат автомобиля, чтобы самостоятельно доехать на нем, а наем автомобиля с водителем или курьера для доставки груза. Объем необходимых программ, вычислительные мощности и другие параметры могут варьироваться, и их обеспечение находится в компетенции поставщика услуг, пользователь получает ресурсы «из облака» и может оперативно управлять их объемом. При этом, получает пользователь все же не программу, а именно услуги, как и в случае с приобретением подписки. Однако используется программа именно по указаниям и в соответствии с потребностями пользователя. Таким образом, природа «облачных» услуг во многом зависит от тех условий, которые формирует сам поставщик таких услуг, но считать этот способ использования «чистым» лицензированием все же не следует.
Таким образом, «облачная» схема выгодна тем пользователям, которым либо необходимо использовать ПО нерегулярно, и его приобретение на постоянной основе нецелесообразно, либо приобретение лицензии невозможно исходя из финансовых причин (статьи бюджета, условия выделения средств и т.д.). Использование облаков позволяет также серьезно экономить и на оборудовании, необходимом для функционирования компьютерных программ. Пожалуй, не стоит полагаться на облачные технологии при обработке критичных для деятельности данных и процессов, при отсутствии резервного варианта, способного осуществить дублирующие функции. А. Бережной отмечал, что проблемы с правовой базой, которая подлежит применению к отношениям, связанным с облачным
стратегиям регулирования, используемым государством и бизнесом. Большое влияние на подход к авторскому праву, по ее словам, оказало внедрение облачных технологий. Кроме того, новые технологии приводят к необходимости изменения договорной базы, поскольку пользователи не приобретают непосредственно экземпляр программы, а значит, имеют дело не с товаром, а с услугой, а Александр Савельев отметил, что облачная модель дистрибуции вызывает дискуссии в профессиональном сообществе; эксперт представил вниманию участников секции весь спектр существующих мнений по проблеме Software-as-a-Service. В частности, есть позиция, что это часть лицензионного договора, другие утверждают, что имеет место непоименованный договор. Разногласия накладывают свой отпечаток на структурирование договорных отношений, когда дело касается облачных
Исходя из вышеизложенного, сделаем вывод о том, что для использования программ в облачной модели распространения, поставщик услуг все же вправе сам определять тот тип договора или их сочетания, который лучше подходит для конкретной программы, и, как уже упоминалось, четко определять права на охраноспособные результаты, полученные при работе программы.
Не утихают различные дискуссии на эту тему и в сети интернет. В качестве примера, фонд свободного программного обеспечения (Free Software foundation, FSF) в лице известного и одиозного активиста Ричарда Столлмана (Richard Stallman) относится к облачным услугам крайне негативно, подвергая сомнению их безопасность и надежность: «В случае услуги вместо программы у пользователя нет даже исполняемого файла программы, которая проводит его вычисления: он находится на чужом сервере, где пользователи его не видят и не осязают. Таким образом, для них невозможно проверить, чем в действительности занята программа, и
невозможно изменить ее ».
Многое в описанных случаях зависит от конкретной схемы реализации «облака», является ли правообладатель программы одновременно и поставщиком услуги или же компьютерные программы третьих лиц используются в облаке другого поставщика, не связанного с производителем программы. Так или иначе, поставщик облачных услуг, не являющийся правообладателем соответствующей компьютерной программы, должен получить явное разрешение от правообладателя на оказание таких услуг, а пользователю следует соблюдать условия договора, регламентирующие получение им такого рода услуг вне зависимости от конкретного названия такого договора.