общественные блага и их роль в социальной жизни
Национальная экономика: конспект лекций.
1. Общественные блага: понятие, сущность, классификация.
Общественные блага занимают в национальной экономике значительное место. Их адекватная интерпретация, управление их производством, распределением и потреблением являются залогом эффективного функционирования и развития национальной экономики.
В обобщенном смысле блага – это определенная совокупность средств, которые позволяют удовлетворить потребности как определенного человека, так и населения в целом.
В национальной экономике существует обширный видовой состав благ. В зависимости от их видовой принадлежности и определяются их сущностные характеристики.
По характеру потребления выделяют следующие основные виды благ:
1) общественные, отличающиеся тем, что находятся в свободном потреблении всеми членами общества и не могут быть использованы индивидуально;
2) индивидуальные, отличающиеся тем, что они могут быть использованы только одним членом общества и направлены на удовлетворение только его потребностей.
В числе общественных благ выделяют как собственно общественные, так и коллективные блага.
Коллективное благо отличается от общественного тем, что оно может быть использовано всеми членами общества только ограниченно.
Общественные блага – это совокупность товаров и услуг, которые предоставляются населению на безвозмездной основе, за счет финансовых средств государства.
К общественным благам относятся, например, дороги, здравоохранение, образование, услуги, предоставляемые государственными и муниципальными органами власти, мосты.
Производство и распределение общественных благ относится к основным функциям государства, его первоочередным задачам. Здесь проявляется направленность государства на отражение и реализацию интересов всего населения страны. Та форма, в которой государство сегодня берет на себя обязанности, связанные с общественными благами, сформировалась только в ХХ в. Сегодня нормальное функционирование национальной экономики невозможно представить без таких общепринятых благ, как бесплатная система здравоохранения, образования, внешняя и внутренняя безопасность государства, социальное обеспечение и страхование. Общественными благами являются и работа служб гражданской обороны, ликвидации чрезвычайных ситуаций. Значение общественных благ заключается в том, что в них имеется потребность не у части, а у всего населения.
Относительно механизма производства и распределения общественных благ законы национальной экономики бессильны – они не способны эффективно работать в этой области рынка. Поэтому объективно эту задачу на себя берет государство – государственный аппарат.
Общественные блага обладают следующим специфическими чертами:
1) отсутствием конкуренции в потреблении общественных благ, обусловленное тем, что использование блага одним человеком нисколько не уменьшает ценности и значения. От количества лиц, использующих общественное благо, его ценностные характеристики существенным образом не страдают. Например, высаженными на клумбе цветами могут наслаждаться, не вызывая потери их ценности, сколько угодно людей;
2) неделимостью блага, обусловленной тем, что индивид не может самостоятельно определять характеристики блага, объем его производства. Например, освещение на улице не может включаться и выключаться в определенное время по просьбе определенного человека. Он может только использовать или же не использовать это благо;
3) нерыночным характером стоимости блага, связанным с тем, что на него не действуют законы свободного рынка и конкуренции. Производство общественных благ не может быть регулируемо законами рынка, а поэтому на себя эту функцию берет государство, искусственно определяя характер производства и распределения общественных благ;
4) тотальным и неисключаемым характером блага, связанным с тем, что его потребление не может быть ограничено определенной группой населения, или тем, что это не является целесообразным. Например, уличным освещением, газонами пользуется все население – нельзя локализовать определенными рамками этот процесс.
По критерию масштаба распространения в рамках национальной экономики выделяют следующие виды благ:
1) общегосударственные общественные блага. Это блага, которые имеют значение и распространяются на территории всего государства. К ним, например, относится деятельность федеральных органов государственной власти, армии, Федеральной службы безопасности;
2) местные общественные блага. Это блага, к которым имеет доступ только часть населения страны. Обычно эти границы проводятся в соответствии с региональной принадлежностью населения. К ним, например, относятся, городские парки, городское освещение.
В зависимости от степени доступности выделяют следующие виды общественных благ:
1) исключаемые общественные блага. Это блага, использование которых может быть ограничено определенным кругом населения. Например, вход в музей может осуществляться по билетам, а следовательно получателей этого блага можно ограничить, но характеристики блага от этого не пострадают;
2) неисключаемые общественные блага. Это блага, использование которых не может быть ограничено только определенными кругом населения. Это, например, городское освещение.
Так как количество населения, потребляющего общественные блага, большое, а взимание платы за его предоставление затруднено, то в этом случае единственным эффективным производителем благ может быть государство. Государство может различным образом участвовать в производстве общественных благ:
1) косвенно. В этом случае государство поручает предприятиям частного сектора за определенную норму вознаграждений производство общественных благ. Такая форма участия государства эффективна в том случае, когда издержки частных компаний на производство блага будут существенно ниже, чем если бы этим занимались государственные органы;
2) напрямую. Эта форма производства общественных благ основана на том, что государство напрямую и самостоятельно производит блага. Это эффективно только в некоторых случаях, когда для производства благ необходима высокая степень концентрации производственных мощностей, например армия, милиция.
В национальной экономике эти две формы участия государства в производстве общественных благ существуют одновременно. Критерием выбора конкретной формы является экономическая целесообразность – минимизация издержек на производство определенного блага при максимизации результата.
Для того чтобы эффективно обеспечивать население общественными благами, государство должно обладать определенными финансовыми средствами, которые необходимы для их производства, которые образуются в результате взимания налогов. Налоги – это своеобразная плата за пользование благами, осуществляемая всем населением.
ЕГЭ. Экономика. Тема 3. Экономические и общественные блага Экономические потребности
Блага – это всё, что удовлетворяет потребности человека, приносит пользу людям.
Виды благ:
Признаки общественных благ:
Виды общественных благ по масштабу распространения:
Виды общественных благ по степени доступности:
Таким образом, за основную часть общественных благ платит государство, а для этого оно взимает налоги с населения.
Виды общественных благ на основании территориальных границ:
Виды благ по характеру потребления
Экономические блага
Экономические блага – это материальные и нематериальные предметы, способные удовлетворять экономические потребности человека.
Виды экономических благ по времени использования:
Виды экономических благ по периоду использования
Виды экономических благ по характеру их использования
В обществе люди испытывают, прежде всего, потребность в продуктах первой необходимости.
Блага служат для удовлетворения экономических потребностей.
Экономические потребности — то мотивы, то, что побуждает к экономической (производственной) деятельности.
Виды экономических потребностей:
По закону Эрнеста Энгеля ( это прусский статистик 19 века)- с ростом дохода постепенно уменьшаются расходы на покупку продуктов питания и увеличиваются на приобретение других товаров и услуг.
Подробно об экономических потребностях читайте ЗДЕСЬ.
Таким образом, вся экономическая деятельность направлена на удовлетворение потребностей людей, а удовлетворяют эти потребности — общественные и экономические блага.
Материал подготовила: Мельникова Вера Александровна
Общественные блага
Общественные блага занимают в национальной экономике значительное место. Их адекватная интерпретация, управление их производством, распределением и потреблением являются залогом эффективного функционирования и развития национальной экономики.
В национальной экономике существует обширный видовой состав благ. В зависимости от их видовой принадлежности и определяются их сущностные характеристики.
По характеру потребления выделяют следующие основные виды благ:
В числе общественных благ выделяют как собственно общественные, так и коллективные блага.
Коллективное благо отличается от общественного тем, что оно может быть использовано всеми членами общества только ограниченно.
К общественным благам относятся, например, дороги, здравоохранение, образование, услуги, предоставляемые государственными и муниципальными органами власти, мосты.
Производство и распределение общественных благ относится к основным функциям государства, его первоочередным задачам. Здесь проявляется направленность государства на отражение и реализацию интересов всего населения страны. Форма, в которой государство сегодня берет на себя обязанности, связанные с общественными благами, сформировалась только в ХХ в. Сегодня нормальное функционирование национальной экономики невозможно представить без таких общепринятых благ, как бесплатная система здравоохранения, образования, внешняя и внутренняя безопасность государства, социальное обеспечение и страхование. Общественными благами являются и работа служб гражданской обороны, ликвидации чрезвычайных ситуаций. Значение общественных благ заключается в том, что в них имеется потребность не у части, а у всего населения.
Отличительные черты и классификация общественных благ.
Общественные блага обладают следующим специфическими чертами:
По критерию масштаба распространения в рамках национальной экономики выделяют следующие виды благ:
В зависимости от степени доступности выделяют следующие виды общественных благ:
Так как количество населения, потребляющего общественные блага, большое, а взимание платы за его предоставление затруднено, то в этом случае единственным эффективным производителем благ может быть государство.
Специфика потребления общественных благ.
Основной особенностью общественных благ выступает граница, в рамках которой они потребляются. От этого зависит специфика производства, распределения и потребления благ.
На основании территориальных границ выделяют следующие общественные блага:
Все три уровня производства, распределения и потребления общественных благ имеют большое значение для нормального функционирования национальной экономики. В процессе ее функционирования все они активно взаимодействуют между собой.
Одной из важнейших особенностей потребления общественных благ является сложность осуществления эффективного контроля за обеспечением населения ими, а также количественными объемами его производства. Обычно для этого используются социальные стандарты, в которых отражается качество и объемы общественных благ.
Одной из важнейших проблем потребления общественных благ является нежелание населения оплачивать их. Это является существенным препятствием в повышении качества общественных благ, а поэтому реальный спрос на благо занижается. Это обусловлено тем, что при большом количестве потребителей общественного блага доля в его использовании отдельного индивидуума незначительна, а поэтому он стремится уклониться от затрат, необходимых для производства благ. При уменьшении количества населения, использующего блага, можно эффективно рассчитать долю участия каждого человека в пользовании благом и возложить на него соответствующее бремя по его производству.
Другой особенностью потребления общественных благ является уравнение. Вне зависимости от вклада каждого конкретного человека в производство общественного блага он получает равное со всеми его количество.
Производство общественных благ.
Исключительно важное значение имеет обеспечение эффективного или оптимального объема производства общественных благ.
Специфика общественных благ заключается в том, что их потребление всегда сопровождается положительными эффектами для всех. Поэтому общество заинтересованно в обеспечении подобными благами всех потребителей. Следовательно, проблема общественных благ состоит не в распределении, а в обеспечении оптимального объема их производства. Решение проблемы обусловлено применением общего принципа: благо должно производиться в объеме, при котором предельные общественные выгоды, выраженные суммой предельных выгод всех потребителей, уравниваются с предельными общественными издержками его производства.
1. Общественные блага: понятие, сущность, классификация
1. Общественные блага: понятие, сущность, классификация
Общественные блага занимают в национальной экономике значительное место. Их адекватная интерпретация, управление их производством, распределением и потреблением являются залогом эффективного функционирования и развития национальной экономики.
В обобщенном смысле блага – это определенная совокупность средств, которые позволяют удовлетворить потребности как определенного человека, так и населения в целом.
В национальной экономике существует обширный видовой состав благ. В зависимости от их видовой принадлежности и определяются их сущностные характеристики.
По характеру потребления выделяют следующие основные виды благ:
1) общественные, отличающиеся тем, что находятся в свободном потреблении всеми членами общества и не могут быть использованы индивидуально;
2) индивидуальные, отличающиеся тем, что они могут быть использованы только одним членом общества и направлены на удовлетворение только его потребностей.
В числе общественных благ выделяют как собственно общественные, так и коллективные блага.
Коллективное благо отличается от общественного тем, что оно может быть использовано всеми членами общества только ограниченно.
Общественные блага – это совокупность товаров и услуг, которые предоставляются населению на безвозмездной основе, за счет финансовых средств государства.
К общественным благам относятся, например, дороги, здравоохранение, образование, услуги, предоставляемые государственными и муниципальными органами власти, мосты.
Производство и распределение общественных благ относится к основным функциям государства, его первоочередным задачам. Здесь проявляется направленность государства на отражение и реализацию интересов всего населения страны. Та форма, в которой государство сегодня берет на себя обязанности, связанные с общественными благами, сформировалась только в ХХ в. Сегодня нормальное функционирование национальной экономики невозможно представить без таких общепринятых благ, как бесплатная система здравоохранения, образования, внешняя и внутренняя безопасность государства, социальное обеспечение и страхование. Общественными благами являются и работа служб гражданской обороны, ликвидации чрезвычайных ситуаций. Значение общественных благ заключается в том, что в них имеется потребность не у части, а у всего населения.
Относительно механизма производства и распределения общественных благ законы национальной экономики бессильны – они не способны эффективно работать в этой области рынка. Поэтому объективно эту задачу на себя берет государство – государственный аппарат.
Общественные блага обладают следующим специфическими чертами:
1) отсутствием конкуренции в потреблении общественных благ, обусловленное тем, что использование блага одним человеком нисколько не уменьшает ценности и значения. От количества лиц, использующих общественное благо, его ценностные характеристики существенным образом не страдают. Например, высаженными на клумбе цветами могут наслаждаться, не вызывая потери их ценности, сколько угодно людей;
2) неделимостью блага, обусловленной тем, что индивид не может самостоятельно определять характеристики блага, объем его производства. Например, освещение на улице не может включаться и выключаться в определенное время по просьбе определенного человека. Он может только использовать или же не использовать это благо;
3) нерыночным характером стоимости блага, связанным с тем, что на него не действуют законы свободного рынка и конкуренции. Производство общественных благ не может быть регулируемо законами рынка, а поэтому на себя эту функцию берет государство, искусственно определяя характер производства и распределения общественных благ;
4) тотальным и неисключаемым характером блага, связанным с тем, что его потребление не может быть ограничено определенной группой населения, или тем, что это не является целесообразным. Например, уличным освещением, газонами пользуется все население – нельзя локализовать определенными рамками этот процесс.
По критерию масштаба распространения в рамках национальной экономики выделяют следующие виды благ:
1) общегосударственные общественные блага. Это блага, которые имеют значение и распространяются на территории всего государства. К ним, например, относится деятельность федеральных органов государственной власти, армии, Федеральной службы безопасности;
2) местные общественные блага. Это блага, к которым имеет доступ только часть населения страны. Обычно эти границы проводятся в соответствии с региональной принадлежностью населения. К ним, например, относятся, городские парки, городское освещение.
В зависимости от степени доступности выделяют следующие виды общественных благ:
1) исключаемые общественные блага. Это блага, использование которых может быть ограничено определенным кругом населения. Например, вход в музей может осуществляться по билетам, а следовательно получателей этого блага можно ограничить, но характеристики блага от этого не пострадают;
2) неисключаемые общественные блага. Это блага, использование которых не может быть ограничено только определенными кругом населения. Это, например, городское освещение.
Так как количество населения, потребляющего общественные блага, большое, а взимание платы за его предоставление затруднено, то в этом случае единственным эффективным производителем благ может быть государство. Государство может различным образом участвовать в производстве общественных благ:
1) косвенно. В этом случае государство поручает предприятиям частного сектора за определенную норму вознаграждений производство общественных благ. Такая форма участия государства эффективна в том случае, когда издержки частных компаний на производство блага будут существенно ниже, чем если бы этим занимались государственные органы;
2) напрямую. Эта форма производства общественных благ основана на том, что государство напрямую и самостоятельно производит блага. Это эффективно только в некоторых случаях, когда для производства благ необходима высокая степень концентрации производственных мощностей, например армия, милиция.
В национальной экономике эти две формы участия государства в производстве общественных благ существуют одновременно. Критерием выбора конкретной формы является экономическая целесообразность – минимизация издержек на производство определенного блага при максимизации результата.
Для того чтобы эффективно обеспечивать население общественными благами, государство должно обладать определенными финансовыми средствами, которые необходимы для их производства, которые образуются в результате взимания налогов. Налоги – это своеобразная плата за пользование благами, осуществляемая всем населением.
Данный текст является ознакомительным фрагментом.
Продолжение на ЛитРес
Читайте также
10.1. Сущность и классификация финансовых рисков
10.1. Сущность и классификация финансовых рисков Под риском понимается возможная опасность потерь, вытекающая из специфики тех или иных явлений природы и видов деятельности человеческого общества.Как экономическая категория риск представляет собой событие, которое
4.2. ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СУЩНОСТЬ ВЛОЖЕНИЙ ВО ВНЕОБОРОТНЫЕ АКТИВЫ И ИХ КЛАССИФИКАЦИЯ
4.2. ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СУЩНОСТЬ ВЛОЖЕНИЙ ВО ВНЕОБОРОТНЫЕ АКТИВЫ И ИХ КЛАССИФИКАЦИЯ Под вложениями во внеоборотные активы (долгосрочными инвестициями, капитальными вложениями) подразумеваются затраты на создание, увеличение размеров, а также приобретение внеоборотных
25. Сущность и классификация капитала
25. Сущность и классификация капитала В истории экономики существовало множество теорий капитала.А. Смит рассматривал капитал как накопленный запас вещей или денег, разграничивая основной и оборотный капитал (первый является достоянием того, кто им владеет, и генерирует
ЛЕКЦИЯ № 1. Сущность, определение, классификация и виды инвестиций
ЛЕКЦИЯ № 1. Сущность, определение, классификация и виды инвестиций 1. Сущность и определение инвестиций Инвестиции – это вложения капитала субъекта во что-либо для увеличения впоследствии своих доходов.Необходимым звеном процесса является замена изношенных основных
2.4. Понятие и классификация резервов
2.4. Понятие и классификация резервов Под резервами в экономическом анализе понимают нереализованные возможности улучшения использования ресурсов и повышения эффективности деятельности хозяйствующего субъекта.Примерная классификация резервов по ряду признаков
Вопрос 49 Общественные блага. Определение оптимального объема производства общественных благ.
Вопрос 49 Общественные блага. Определение оптимального объема производства общественных благ. ОТВЕТОБЩЕСТВЕННЫЕ БЛАГА – блага, выгода от пользования которыми неразделимо распределена по всему обществу независимо от того, хотят или нет отдельные его представители
ЛЕКЦИЯ № 4. Общественные блага в национальной экономике
ЛЕКЦИЯ № 4. Общественные блага в национальной экономике 1. Общественные блага: понятие, сущность, классификация Общественные блага занимают в национальной экономике значительное место. Их адекватная интерпретация, управление их производством, распределением и
6. Понятие и классификация инноваций
6. Понятие и классификация инноваций Инновация (нововведение) – объект, внедренный в производство в результате проведенного научного исследования или сделанного открытия, качественно отличный от предшествующего аналога. Инновация характеризуется более высоким
12.5. Общественные блага
12.5. Общественные блага Еще одна ситуация, при которой рыночный механизм оказывается «несостоятельным», связана с так называемыми «общественными» благами. К их числу можно отнести национальную оборону, охрану общественного порядка, радио– и телепередачи, прогнозы
Занятие 15 Общественные блага
Занятие 15 Общественные блага Семинар Учебная лаборатория: отвечаем, обсуждаем и дискутируем… Отвечаем:1. Чем отличаются чистые общественные блага от чистых частных благ?2. Почему чисто рыночные механизмы оказываются неэффективными в ситуациях с общественными
33. Понятие и сущность услуги. Основная классификация услуг
33. Понятие и сущность услуги. Основная классификация услуг Одним из основных направлений развития современной экономики за последние два десятка лет является стремительное расширение сферы услуг. Увеличение спроса на разного рода услуги можно объяснить влиянием
23. Общественные блага: понятие, сущность
23. Общественные блага: понятие, сущность Общественные блага занимают в национальной экономике значительное место. Их адекватная интерпретация, управление их производством, распределением и потреблением являются залогом эффективного функционирования и развития
16. Сущность и классификация группировок
16. Сущность и классификация группировок Статистическая группировка – это один из основных этапов проведения статистического исследования.Процесс образования однородных групп на основе разделения статистической совокупности на части или объединение изучаемых
52 СУЩНОСТЬ И КЛАССИФИКАЦИЯ УПРАВЛЕНЧЕСКИХ РЕШЕНИЙ
52 СУЩНОСТЬ И КЛАССИФИКАЦИЯ УПРАВЛЕНЧЕСКИХ РЕШЕНИЙ Менеджером можно назвать человека тогда, когда он принимает организационные решения или реализует их через других людей. Принятие решений – составная часть любой управленческой функции.Управленческое решение – это
2. Сущность и классификация группировок
2. Сущность и классификация группировок Научно обоснованное распределение на группы дает возможность сделать правильные выводы об изучаемой совокупности и происходящих в ней процессах.Принципы научной группировки были изложены в работах В. И. Ленина. Статистическая