общественно политическая жизнь в россии 90 х гг хх века характеризовалась
I. Политическая жизнь России в 90-е гг. XX в.
I. Политическая жизнь России в 90-е гг. XX в.
С конца 1991 г. на международной политической арене появилось новое государство — Россия, Российская Федерация (РФ). В его составе находились 89 регионов, включая 21 автономную республику. Руководству России предстояло продолжить курс на демократическое преобразование общества и создание правового государства. В числе первоочередных задач было принятие мер по выходу страны из экономического и политического кризиса. Надлежало создать новые органы управления народным хозяйством, довести реформы до логического завершения
Осенью — зимой 1991—1992 гг. Россия столкнулась с первостепенно важными задачами государственного строительства. РСФСР располагала незначительным административным аппаратом, и началась долгая и трудная перегруппировка кадров и целых структур из аппарата союзного уровня. В целом ряде случаев пришлось формировать новые органы власти. В момент распада СССР у Российской Федерации не было границ, утвержденных договорами с соседними государствами, не было таможенной и пограничной служб. Только 7 мая 1992 г. Президент России Б.Н. Ельцин подписал указ о создании российских Вооруженных сил. До этого момента у России не было армии и флота. Серьезный спор возник из-за Черноморского флота между Россией и Украиной. Немногое отделяло в тот момент Крым от вспышки военных действий. Политикам с большим трудом удалось избежать подобного развития событий.
После распада СССР не было гарантий, что Российская Федерация сохранит единство. Автономные республики РСФСР в 1990—1991 гг. провозгласили свой государственный суверенитет, принимали участие в подготовке Союзного договора. Сепаратизм был реальной угрозой, что наглядно показали события в Чечне, где 1 ноября 1991 г. Дж. Дудаев объявил о независимости самопровозглашенной Чеченской Республики.
IV. Российская многопартийность.
Итоги и последствия августовского кризиса 1991 г. имели решающее значение для развития российской многопартийности.
После провала ГКЧП в августе 1991 г. Указом Президента РСФСР Б. Я. Ель-цина деятельность КПСС была запрещена. Левый фланг политических партий страны заметно ослаб. Возникло несколько политических организаций коммунистического толка. После принятия Конституционным судом решения по вопросу о конституционности деятельности КПСС в советское время (этот судебный процесс получил название «дело КПСС») ситуация изменилась. В 1993 г. была создана Коммунистическая партия Российской Федерации (КПРФ), которая стала самой массовой политической партией страны. Ее численность стабильно удерживалась на отметке 500 тыс. человек. Фракция КПРФ в Государственной думе в 90-е гг. была одной из самых многочисленных.
После октябрьских событий 1993 г. оформились небольшие социалистические и социал-демократические партии.
Значительным авторитетом и влиянием в начале 90-х гг. пользовались либеральные партии. Кризис коммунистической идеологии и практики способствовал росту интереса населения к либерализму. Вы знаете из курса новой истории, что либерализм высшей ценностью признает личную свободу и выступает за такое государство, которое, охраняя общественный порядок, не ограничивает эту свободу. Одной из самых крупных либеральных партий была Демократическая партия России. Радикальные либералы были последовательно объединены в партии и движения «Выбор России», «Демократический выбор России», Союз правых сил, «Яблоко». Однако под влиянием экономических трудностей общественные настроения изменились. Численность либеральных партий к концу 90-х гг. заметно снизилась, а их программные установки были скорректированы. ЛДПР сумела найти свой устойчивый круг избирателей, поддерживающих ее на всех выборах.
Предпринимались и попытки создания центристских политических партий. В 1995 — 2000 гг. авторитетным было движение «Наш дом — Россия», которое называли «партией власти».
IV. Российский парламентаризм.
В 90-е гг. Государственная дума стала одним из важнейших элементов новой политической системы. Выборы в Государственную думу проходили в 1993, 1995 и 1999 (знать!) гг.
С 1995 г. Дума избирается на четыре года. По Конституции Дума (1) утверждает Председателя Правительства, (2) решает вопрос о доверии Правительству, (3) назначает Председателя Центрального банка, (4) объявляет амнистию, (5) утверждает федеральный бюджет. Однако главным в ее деятельности является (6) разработка законодательства, внесение и рассмотрение законопроектов. В 90-е гг. принято более 1000 законов по вопросам государственного строительства и экономической жизни, социального развития и обороны, экологии и бюджетной политики, национальной безопасности и финансам. Среди них такие важные для общества, как Гражданский кодекс, Уголовный кодекс. Семейный кодекс, Налоговый кодекс и др.
В Думе работают 450 депутатов: 225 депутатов избираются но округам, 225 — по партийным спискам. Большую роль в деятельности Думы в 90-е гг. играли политические партии. Определенным противовесом им стали объединения и группы, в которые входили депутаты различной партийной принадлежности.
Верхней палатой парламента является Совет Федерации. В него согласно Конституции входят по два представителя от каждого субъекта Федерации.
В 90-е гг. завершилось формирование системы законодательной власти в России. Это и есть важнейший результат развития российского парламентаризма в последнее десятилетие.
IV. Президентские выборы 1996 г.
Большое значение в политической жизни страны имели президентские выборы 1996 г. В выборах участвовали 11 кандидатов — Президент России Б. И. Ельцин, бывший президент СССР М. С. Горбачев, лидеры политических партий и движений, предприниматели и общественные деятели. Выборы проходили в два тура. 3 июля 1996 г. победу на выборах одержал Б. Н. Ельцин.
Президентом России одно и то же лицо не может избираться более чем два раза. Такая норма содержится в Конституции. Вопрос о преемнике волновал Б. Н. Ельцина. Было ясно, что для сохранения стабильности в обществе главой государства должен был стать человек, который продолжил бы демократические реформы. Назывались разные кандидатуры. В августе 1999 г., назначая В. В. Путина на должность Председателя Правительства, Президент заявил, что именно его видит своим преемником на высшем государственном посту. Новый премьер-министр проявил себя энергичным и компетентным, масштабно мыслящим руководителем. Это был политик, способный объединить различные политические силы для решения важнейших государственных задач.
На выборах в Государственную думу 17 декабря 1999 г. поддержанное В. В. Путиным общественно-политическое объединение «Единство» получило большинство голосов избирателей.
IV. Отставка Президента Б. Н. Ельцина.
Итоги политического развития России в 90-е гг. 31 декабря 1999 г. первый Президент России Б. Н. Ельцин выступил с телевизионным обращением к народу. Он объявил о своей отставке.
II. Федеративный договор.
Проект договора содержал положение о том, что Россия становится федерацией независимых национальных государств, в которых преимущественными правами па землю, недра, производственные мощности пользуется народ данного государства. Родному языку предоставлялся статус государственного. Важно было предоставить национальным районам страны более широкие полномочия и соответственно перераспределить государственную собственность и власть.
Федеративный договор был подписан 31 марта 1992 г. представителями всех республик, краев и областей в составе РСФСР, кроме Татарстана и Чечни.
Конституция 1993 г. о принципах федеративного устройства России. Конституция 1995 г. провозгласила Россию федеративным государством. Она закрепила основные принципы федеративного устройства страны: (1) государственная целостность России, (2) единство системы государственной власти, (3) разграничение полномочий между федеральными органами власти и органами власти субъектов Федерации, (4) равноправие и (5) право на самоопределение проживающих в пей пародов.
Государственную власть к субъектах Федерации осуществляют образуемые ими органы государственной власти. Государственным языком Российской Федерации на всей ее территории является русский язык. Республики вправе устанавливать свои государственные языки. Законы субъектов Федерации не могут противоречить федеральным законам. Если такое противоречие выявляется, действует федеральный закон. Не допускается установление каких-либо препятствий для свободного перемещения товаров, финансовых средств, услуг. Денежной единицей в Российской Федерации является рубль, введение иных денег не допускается.
Нарастание противоречий между центром и регионами. Федеративный договор и Конституция не устранили всех противоречий в государственном устройстве России. Назовем некоторые из них.
III. Неравенство субъектов Федерациисохранялось. Российская Федерация состоит из республик, краев, областей, городов федерального значения, автономной области и автономных округов. Они равноправны, но это равенство оставалось во многом формальным. Полномочия, ответственность, возможности одних регионов России существенно отличались от полномочий и возможностей других.
Принятые в некоторых республиках государственные акты не только противоречили Конституции и федеральным законам, но и нарушали принципы федеративного устройства России. В Башкортостане, например, вопросы владения, пользования и распоряжения собственностью республики регулировались только республиканским законодательством. Республика объявила себя самостоятельным участником международных и внешнеэкономических связей, ввела собственные налоги и прекратила их перечисление в федеральный бюджет. Были созданы независимые от федеральных органов судебная система, прокуратура, адвокатура. Подобного рода решения принимались в Татарстане и Чечне, Якутии и Туве. О готовности следовать их примеру заявляли другие республики и области.
Края и области, обладавшие мощным экономическим потенциалом и значительным населением, энергично протестовали против неравенства субъектов Федерации. Встал вопрос и о гарантиях прав русских, составлявших 85% населения России.
О разработке собственной конституции объявили в Туле и Кирове. Свердловская область изъявила желание провозгласить Уральскую республику. На Дальнем Востоке предлагали воссоздать Дальневосточную республику, в Сибири — Енисейскую. Эти процессы образно называют суверенизацией краев и областей.
Наибольшее беспокойство вызывало развитие ситуации в Татарстане и Чечне.
Президенту Татарстана М. III. Шаймиеву удалось взять ситуацию под контроль. Он оговорил особый статус Татарстанав составе Российской Федерации. В феврале 1994 г. Татарстан подписал с федеральными властями договор о разграничении полномочий.
Иной курс выбрало руководство Чечни. Отношения с ней приобрели крайне напряженный, драматический характер. Центральная власть постепенно склонялась к силовому решению «чеченской проблемы».
IV. Чеченский кризис. 10 августа 1994 г. съезд чеченского народа в Грозном поддержал решение президента самопровозглашенной «Чеченской Республики Ичкерия» генерала Д. Дудаева об объявлении всеобщей мобилизации и о начале «священной войны с Россией за независимость».
1 декабря 1994 г. Президент Ельцин предъявил Дудаеву ультиматум. Одновременно российские армейские подразделения начали сосредоточиваться на границе с Чечней. Чеченские власти выполнить требования Президента отказались. 10 декабря 1994 г. регулярные части Российской армии вошли в Чечню.
В августе 1996 г. в канун торжественного вступления Ельцина в должность Президента вооруженные формирования чеченцев атаковали Грозный. Федеральные войска, понеся большие потери, оставили город. По поручению Президента начался новый этап переговоров. В сентябре 1996 г. в Хасавюрте были подписаны соглашения о выводе российских войск из Чечни и проведении свободных выборов (Хасавюртские соглашения). Решение вопроса о будущем Чечни откладывалось на пять лет. Хасавюртские соглашения были неоднозначно восприняты в российском обществе, но боевые действия после них били прекращены.
Война в Чечне стала крупнейшим военным столкновением на территории пашей страны со времен Великой Отечественной войны.
Результаты федеративного строительства в 90-е гг. В 90-е гг. удалось воссоздать Российскую Федерацию, сохранить ее целостность, утвердить новые принципы федеративного устройства страны. Отношения центра и регионов приобрели более равноправный характер. Они учитывали тенденции современного развития многонациональных государств.
Преодолеть все противоречия и решить все проблемы не удалось. Роль федерального центра в отношениях с регионами была ослаблена. Между тем национальный вопрос приобретал все большее значение. Оживилось русское национальное движение, лидеры которого выражали недовольство невниманием власти к проблемам русских.
Задача сохранения территориальной целостности России по-прежнему являлась одной из самых острых. Россия, казалось, повторяла путь к распаду, который прошел СССР. Снижение экономического и политического значения центра ослабляло связи между регионами, создавало ощущение, что все вопросы можно решить и без участия федеральной власти.
Неудача в Чечне вдохновляла сепаратистов в других регионах страны. Возникла острая необходимость изменения национальной политики.
III. Россия и Восток.
В первой половине 90-х гг. отношения со странами Востока были второстепенным направлением внешней политики России.
События последующих леn показали, что такой подход ошибочен.
С 1996 г. (министры иностранных дел Е. М. Примаков и И. С.. Иванов) отношения России со странами Азии, Африки, Латинской Америки активизировались. Состоялись переговорына уровне глав государств и правительств с руководителями Японии, Китая, Индии, Южной Кореи, стран Юго-Восточной Азии и Персидского залива.
Одним из крупнейших торговых партнеров России стал динамично развивающийся Китай. Активно развивалось сотрудничество с Вьетнамом в добыче нефти, с Ираном в сооружении ряда крупных объектов, в том числе атомной электростанции.
Роль России заметно усилилась после ее принятия в 1998 г. в Международную организацию стран Азиатско-Тихоокеанского бассейна. Членство в этой влиятельной организации не только дало нашей стране значительные преимущества в торговле, но и усилило ее политические позиции.
В дни Балканского кризиса руководители России и Китая выступили с заявлением о необходимости наладить стратегическое партнерство, обеспечить многополярность современного мира.
IV. Россия — СНГ.
Перед лидерами и народами новых независимых государств, возникших после распада СССР, стояла задача исторической важности — не допустить, чтобы территориальные и политические противоречия переросли в вооруженные конфликты.
Руководство России сумело избежать двух опасных крайностей — попыток силой восстановить союзное государство и полного отказа от участия в решении проблем, возникших на постсоветском пространстве (так называют страны Содружества Независимых Государств, СНГ).
Поначалу руководители бывших союзных республик стремились подчеркнуть свою независимость от России. Но продолжалось это недолго. Проблемы стран СНГ без традиционной российской помощи решить оказалось невозможно.
С помощью российских войск были погашены очаги военных конфликтов в Таджикистане, Грузии, Нагорном Карабахе, Молдавии.
Только за первые пять лет существования СНГ его участники приняли более 800 совместных решений, среди которых Договор об экономическом союзе (1993), Соглашение о межгосударственном экономическом комитете (1993), Договор о коллективной безопасности (1992 — 1994).
Однако Содружества в том виде, как это предполагалось в декабре 1991 г., создать не удалось. (1) Большинство программ и планов осталось нереализованным. (2) Объемы торговли внутри СНГ неуклонно сокращались. (3) Нарастали новые противоречия, и они охватили все области сотрудничества — экономическую, политическую, юридическую, информационную. (4) Свою роль сыграл и внешний фактор: не все страны мирового сообщества были готовы смириться с воссозданием на новой основе единого мощного государственного образования или союза государств.
Проблемы, которые не удавалось решить всем вместе, отдельные страны СНГ пытались решить на двусторонней и региональной основе. В 1999 г. окончательно оформился экономико-политический союз Украины, Грузии, Азербайджана, Узбекистана, Молдовы (ГУУАМ), взявший курс на сближение с Западом. Сложились тесные политические и экономические отношения стран Средней Азии. Оформился Таможенный союз России, Белоруссии, Казахстана и Киргизии.Был подписан договор России и Белоруссии о формировании единого союзного государства.
I. Политическая жизнь России в 90-е гг. XX в.
С конца 1991 г. на международной политической арене появилось новое государство — Россия, Российская Федерация (РФ). В его составе находились 89 регионов, включая 21 автономную республику. Руководству России предстояло продолжить курс на демократическое преобразование общества и создание правового государства. В числе первоочередных задач было принятие мер по выходу страны из экономического и политического кризиса. Надлежало создать новые органы управления народным хозяйством, довести реформы до логического завершения
Осенью — зимой 1991—1992 гг. Россия столкнулась с первостепенно важными задачами государственного строительства. РСФСР располагала незначительным административным аппаратом, и началась долгая и трудная перегруппировка кадров и целых структур из аппарата союзного уровня. В целом ряде случаев пришлось формировать новые органы власти. В момент распада СССР у Российской Федерации не было границ, утвержденных договорами с соседними государствами, не было таможенной и пограничной служб. Только 7 мая 1992 г. Президент России Б.Н. Ельцин подписал указ о создании российских Вооруженных сил. До этого момента у России не было армии и флота. Серьезный спор возник из-за Черноморского флота между Россией и Украиной. Немногое отделяло в тот момент Крым от вспышки военных действий. Политикам с большим трудом удалось избежать подобного развития событий.
После распада СССР не было гарантий, что Российская Федерация сохранит единство. Автономные республики РСФСР в 1990—1991 гг. провозгласили свой государственный суверенитет, принимали участие в подготовке Союзного договора. Сепаратизм был реальной угрозой, что наглядно показали события в Чечне, где 1 ноября 1991 г. Дж. Дудаев объявил о независимости самопровозглашенной Чеченской Республики.
Общественно политическая жизнь в россии 90 х гг хх века характеризовалась
2.Политический кризис 1993 г.
3.Конституция 1993 г.
6.Президентские выборы 1996 г.
7.Отставка Президента Б. Н. Ельцина. Итоги политического развития России в 90-е гг.
Разработка новой Конституции.
Решение о разработке новой российской Конституции было принято уже на I съезде народных депутатов РСФСР в июне 1990 г. Съезд создал Конституционную комиссию во главе с Б. Н. Ельциным. Однако до подписания Беловежских соглашений и распада СССР все попытки пересмотреть советскую Конституцию 1977 г. блокировались. В 1992 г. работа над Основным Законом независимой России вступила в новый этап. Споры развернулись вокруг вопроса об основах политического строя.
Президент выступал за создание президентской республики, центральной фигурой которой является глава государства. Он обладает большими полномочиями и является гарантом соблюдения Конституции. Президент обеспечивает реализацию принципа разделения законодательной, исполнительной и судебной властей.
Другую точку зрения выражали комиссии Верховного Совета. Они предлагали сохранить традиционное для советской политической системы положение о полновластии Советов, являющихся источником всей — законодательной, исполнительной и судебной — власти. Проект ставил в центр новой политической системы Верховный Совет РСФСР.
Дискуссии заняли весь 1992-й и первые девять месяцев 1993 г. Противостояние вокруг проекта Основного Закона зашло в тупик: ни Президент, ни Верховный Совет не шли на компромисс.
Политический кризис 1993 г.
К осени ситуация стала неразрешимой. Преодолеть кризис, не меняя действующую Конституцию, было невозможно.
21 сентября 1993 г. Президент издал указ о поэтапной конституционной реформе. Он приостановил полномочия Съезда народных депутатов и Верховного Совета РСФСР и назначил на 12 декабря 1993 г. выборы в новый орган законодательной власти — Государственную думу, нижнюю палату Федерального собрания России. Президент поручил Конституционной комиссии и Конституционному совещанию представить на всеобщее голосование (референдум) согласованный проект Основного Закона.
Руководство Верховного Совета во главе с председателем Р. И. Хасбулатовым этому указу, который не соответствовал Конституции РСФСР, не подчинилось и приняло постановление о прекращении полномочий Президента. Верховный Совет приступил к формированию подконтрольных ему органов исполнительной власти. И. о. главы государства был объявлен вице-президент А. В. Руцкой.
Конфликт становился все более острым. Президент приказал окружить здание Верховного Совета войсками, а депутатам покинуть его. 2 октября в столице начались организованные защитниками Верховного Совета акции протеста, быстро переросшие в массовые столкновения с милицией. Появились баррикады. 3 октября восставшие захватили здание московской мэрии, попытались штурмом взять телецентр в Останкино. Эти события привели к человеческим жертвам. Для восстановления порядка Президент объявил в столице чрезвычайное положение, были введены войска и бронетехника. 4 октября по зданию Верховного Совета был открыт огонь. К концу дня Белый дом был занят войсками, а руководители сопротивления арестованы.
12 декабря 1993 г. состоялись выборы в Совет Федерации и Государственную думу. Часть депутатов избиралась по избирательным округам, часть (впервые в современной России) — по партийным спискам.
Результаты выборов были во многом неожиданными. По партийным спискам на первое место с почти 25% голосов вышли представители Либерально-демократической партии России. Около 15% избирателей проголосовали за «Выбор России» Е. Т. Гайдара. В целом по партийным спискам и округам «Выбору России» удалось провести в Государственную Думу 96, ЛДПР — 70, КПРФ — 65-депутатов.
За предложенный проект Конституции высказались, согласно официальным данным, 58,4% участников референдума. Новый Основной Закон ликвидировал советскую систему власти.
Конституция провозгласила Россию демократическим правовым федеративным государством с республиканской формой правления. Человек, его права и свободы названы высшей ценностью. Носителем суверенитета и единственным источником власти в России является ее многонациональный народ.
Конституция закрепила принцип разделения властей. Глава Российского государства — Президент. Он наделен широкими полномочиями: определяет основные направления внутренней и внешней политики, выступает гарантом Конституции и целостности России. Высшим органом исполнительной власти является Правительство. Оно разрабатывает и обеспечивает исполнение федерального бюджета, управляет федеральной собственностью, обеспечивает оборону страны, государственную безопасность и общественный порядок, проводит единую политику в области науки, культуры, образования, здравоохранения.
Законодательные функции закреплены Конституцией за Федеральным собранием (парламентом), состоящим из двух палат — Совета Федерации и Государственной думы. Проекты законов обсуждаются и принимаются в Думе, а затем их утверждает Совет Федерации. Одобренный законопроект поступает Президенту. Президент подписывает закон и публикует его. В случае, если глава государства отказывается подписать закон, Дума двумя третями голосов может преодолеть президентское вето и ввести закон в действие.
Третья ветвь власти — судебная система. Ее высшими органами являются Конституционный суд, следящий за соответствием принимаемых законов и указов Конституции, Верховный суд — высшая инстанция по уголовным, гражданским и административным делам и Высший арбитражный суд, разбирающий хозяйственные споры между предприятиями и организациями.
Итоги и последствия августовского кризиса 1991 г. имели решающее значение для развития российской многопартийности.
Деятельность КПСС была запрещена. Левый фланг политических партий страны заметно ослаб. Возникло несколько политических организаций коммунистического толка. После принятия Конституционным судом решения по вопросу о конституционности деятельности КПСС в советское время (этот судебный процесс получил название «дело КПСС») ситуация изменилась. В 1993 г. была создана Коммунистическая партия Российской Федерации, которая стала самой массовой политической партией страны. Ее численность стабильно удерживалась на отметке 500 тыс. человек. Фракция КПРФ в Государственной думе в 90-е гг. была одной из самых многочисленных.
После октябрьских событий 1993 г. оформились небольшие социалистические и социал-демократические партии.
Значительным авторитетом и влиянием в начале 90-х i г. пользовались либеральные партии. Кризис коммунистической идеологии и практики способствовал росту интереса населения к либерализму. Вы знаете из курса новой истории, что либерализм высшей ценностью признает личную свободу и выступает за такое государство, которое, охраняя общественный порядок, не ограничивает эту свободу. Одной из самых крупных либеральных партий была Демократическая партия России. Радикальные либералы были последовательно объединены в партии и движения «Выбор России», «Демократический выбор России», Союз правых сил, «Яблоко». Однако под влиянием экономических трудностей общественные настроения изменились. Численность либеральных партий к концу 90-х гг. заметно снизилась, а их программные установки были скорректированы.
ЛДПР сумела найти свой устойчивый круг избирателей, поддерживающих ее на всех выборах.
Предпринимались и попытки создания центристских политических партий. В 1995 — 2000 гг. авторитетным было движение «Наш дом — Россия», которое называли «партией власти».
В 90-е гг. Государственная дума стала одним из важнейших элементов новой политической системы. Выборы в Государственную думу проходили в 1993, 1995 и 1999 гг.
С 1995 г. Дума избирается на четыре года. По Конституции Дума утверждает Председателя Правительства, решает вопрос о доверии Правительству, назначает Председателя Центрального банка, объявляет амнистию, утверждает федеральный бюджет. Однако главным в ее деятельности является разработка законодательства, внесение и рассмотрение законопроектов. В 90-е гг. принято более 1000 законов по вопросам государственного строительства и экономической жизни, социального развития и обороны, экологии и бюджетной политики, национальной безопасности и финансам. Среди них такие важные для общества, как Гражданский кодекс, Уголовный кодекс. Семейный кодекс, Налоговый кодекс и др.
В Думе работают 450 депутатов: 225 депутатов избираются но округам, 225 — по партийным спискам. Большую роль в деятельности Думы в 90-е гг. играли политические партии. Определенным противовесом им стали объединения и группы, в которые входили депутаты различной партийной принадлежности.
Верхней палатой парламента является Совет Федерации. В него согласно Конституции входят по два представителя от каждого субъекта Федерации.
Президентские выборы 1996 г.
Большое значение в политической жизни страны имели президентские выборы 1996 г. В выборах участвовали 11 кандидатов — Президент России Б. И. Ельцин, бывший президент СССР М. С. Горбачев, лидеры политических партий и движений, предприниматели и общественные деятели. Выборы проходили в два тура. 3 июля 1996 г. победу на выборах одержал Б. Н. Ельцин.
Президентом России одно и то же лицо не может избираться более чем два раза. Такая норма содержится в Конституции. Вопрос о преемнике волновал Б. Н. Ельцина. Было ясно, что для сохранения стабильности в обществе главой государства должен был стать человек, который продолжил бы демократические реформы. Назывались разные кандидатуры. В августе 1999 г., назначая В. В. Путина на должность Председателя Правительства, Президент заявил, что именно его видит своим преемником на высшем государственном посту. Новый премьер-министр проявил себя энергичным и компетентным, масштабно мыслящим руководителем. Это был политик, способный объединить различные политические силы для решения важнейших государственных задач.
На выборах в Государственную думу 17 декабря 1999 г. поддержанное В. В. Путиным общественно-политическое объединение «Единство» получило большинство голосов избирателей.
Отставка Президента Б. Н. Ельцина.
Итоги политического развития России в 90-е гг. 31 декабря 1999 г. первый Президент России Б. Н. Ельцин выступил с телевизионным обращением к народу. Он объявил о своей отставке.
Важным элементом новой политической системы России стала многопартийность. Были зарегистрированы и действовали более 150 политических партий и общественно-политических движений. Впервые вопрос о том, кому быть главой Российского государства, решали избиратели, участвовавшие в президентских выборах 1996 и 2001 гг.
Из указа президента Российской Федерации «О поэтапной конституционной реформе в Российской Федерации». 21 сентября 1993 г.
В Российской Федерации сложилась политическая ситуация, угрожающая государственной и общественной безопасности страны.
Прямое противодействие осуществлению социально-экономических реформ, открытая и по-вседневно осуществляемая в Верховном Совете обструкция политики всенародно избранно-го Президента Российской Федерации, попытки непосредственного осуществления функций исполнительной власти вместо Совета Министров со всей очевидностью свидетельствуют о том, что большинство в Верховном Совете Российской Федерации и часть его руководства открыто пошли на прямое попрание воли российского народа, выраженной на референдуме 25 апреля 1993 года. Тем самым грубо нарушен Закон о референдуме, согласно которому решения, принятые всероссийским референдумом, обладают высшей юридической силой, в каком-либо утверждении не нуждаются и обязательны для применения на всей территории Российской Федерации.
Съезд и Верховный Совет предпринимают систематические и все более активные усилия узурпировать не только исполнительную, но также и судебную функцию. В то же время ими до сих пор не только не создана законодательная основа реализации Федеративного Дого-вора, но принимаемые решения зачастую прямо противоречат федеративной природе Рос-сийского государства. Конституционная реформа в Российской Федерации практически свернута. Верховный Совет блокирует решения съездов народных депутатов Российской Федерации о принятии новой Конституции.
В текущей работе Верховного Совета систематически нарушаются его регламент, порядок подготовки и принятия решений. Обычной практикой на сессиях стало голосование за отсут-ствующих депутатов, что фактически ликвидирует народное представительство. Таким об-разом, разрушаются сами основы конституционного строя Российской Федерации: народо-властие, разделение властей, федерализм. Еще не успев возникнуть и окрепнуть, дискреди-тируется сам принцип парламентаризма в Российской Федерации.
1. Прервать осуществление законодательной, распорядительной и контрольной функций Съездом народных депутатов Российской Федерации и Верховным Советом Российской Федерации. До начала работы нового двухпалатного парламента Российской Федерации — Федерального Собрания Российской Федерации и принятия им на себя соответствующих полномочий руководствоваться указами Президента и постановлениями Правительства Российской Федерации.
Конституция Российской Федерации, законодательство Российской Федерации и субъектов Российской Федерации продолжают действовать в части, не противоречащей настоящему Указу.
Гарантируются установленные Конституцией и законами права и свободы граждан Россий-ской Федерации.
2. конституционной комиссии и Конституционному совещанию представить к 12 декабря 1993 г. единый согласованный проект Конституции Российской Федерации в соответствии с реко-мендациями Рабочей группы Конституционной комиссии.
3. Временно до принятия Конституции и Закона Российской Федерации о выборах в Феде-ральное Собрание Российской Федерации и проведения на основе этого Закона новых выборов:
— ввести в действие Положение «О федеральных органах власти на переходный период», подготовленное на основе проекта Конституции Российской Федерации, одобренного Кон-ституционным совещанием 12 июля 1993 г.;
— наделить Совет Федерации функциями палаты Федерального Собрания Российской Фе-дерации со всеми полномочиями, предусмотренными Положением «О федеральных органах власти на переходный период». Установить, что осуществление указанных полномочий Со-вет Федерации начинает после проведения выборов в Государственную Думу.
4. Ввести в действие Положение «О выборах депутатов Государственной Думы», разрабо-танное народными депутатами Российской Федерации и Конституционным совещанием.
Провести в соответствии с указанным Положением выборы в Государственную Думу Феде-рального Собрания Российской Федерации.
Федеральному Собранию рассмотреть вопрос о выборах Президента Российской Федерации.
8. Полномочия представительных органов власти в субъектах Российской Федерации сохраняются.
9. Заседания Съезда народных депутатов Российской Федерации не созываются.
Полномочия народных депутатов Российской Федерации прекращаются. Права граждан, бывших народными депутатами Российской Федерации, в том числе трудовые, гарантируются.
Народные депутаты Российской Федерации, являющиеся членами Конституционной комис-сии Съезда народных депутатов Российской Федерации, могут продолжать работу в составе Комиссии в качестве экспертов. 10. Предложить Конституционному Суду Российской Феде-рации не созывать заседания до начала работы Федерального Собрания Российской Федерации.
‘
Из конституции ‘Российской Федерации (1993 г.)
Статья 1.
1. Российская Федерация — Россия есть демократическое федеративное правовое государ-ство с республиканской формой правления.
2. Наименования Российская Федерация и Россия равнозначны.
Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защи-та прав и свобод человека и гражданина — обязанность государства.
1. Носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации яв-ляется ее многонациональный народ.
2. Народ осуществляет свою власть непосредственно, а также через органы государствен-ной власти и органы местного самоуправления.
3. Высшим непосредственным выражением власти народа являются референдум и свобод-ные выборы.
4. Никто не может присваивать власть в Российской Федерации. Захват власти или присвое-ние властных полномочий преследуется по федеральному закону.
1. Суверенитет Российской Федерации распространяется на всю ее территорию.
2. Конституция Российской Федерации и федеральные законы имеют верховенство на всей территории Российской Федерации.
3. Российская Федерация обеспечивает целостность и неприкосновенность своей территории.
1. Государственную власть в Российской Федерации осуществляют Президент Российской Федерации, Федеральное Собрание (Совет Федерации и Государственная Дума), Прави-тельство Российской Федерации, суды Российской Федерации.
2. Государственную власть в субъектах Российской Федерации осуществляют образуемые ими органы государственной власти.
3. Разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федера-ции осуществляется настоящей Конституцией, Федеративным и иными договорами о разграничении предметов ведения и полномочий.
В Российской Федерации признается и гарантируется местное самоуправление. Местное самоуправление в пределах своих полномочий самостоятельно. Органы местного само-управления не входят в систему органов государственной власти.
1. Как изменилась расстановка основных политических сил после августа 1991 г.?
2. Назовите различия в подходах к разработке новой Конституции страны, существовавшие в 1992 — 1993 гг. Чем они были вызваны?
3. Перечислите положения Конституции РФ, упомянутые в тексте учебника, которые вы считаете главными. Почему вы так считаете?
4. Какие результаты политического развития страны в 90-е гг. вы считаете определяющими? Почему?
5. Какие проблемы в политическом развитии обозначились в ходе реформирования российского общества в 90-е гг.?
Расширяем словарный запас:
Гарант — лицо, на которое возложена ответственность за исполнение принятого решения.
Инстанция судебная — орган, занимающий определенное место в системе судебных органов.
Референдум — всенародное голосование для решения важного государственного вопроса.
Фракция — группа членов какой-либо партии и движения в парламенте.
История России, XX — начало XXI века : Учеб. для 9 кл. общеобразоват. учреждений / А. А. Данилов, Л. Г. Косулина, А. В. Пыжиков. — 10-е изд. — М. : Просвещение, 2003
Полный перечень тем по классам, календарный план согласно школьной программе по истории онлайн, видеоматериал по истории для 9 класса скачать
Если у вас есть исправления или предложения к данному уроку, напишите нам.