общественно политическая жизнь казахстана эссе

Общественно-политическая жизнь

Хозяйственные трудности после гражданской войны усугублялись в начале 20-х гг. голодом, охватившим значительную часть территории Казахстана, антисоветскими вооруженными выступлениями крестьян, недовольных проведением в 1921 г. Хлебной разверстки. Эти выступления охватили районы Уральской, Букеевской, Семипалатинской, Акмолинской губернии и полуострова Мангистау. Основную силу антисоветских выступлений составляли кулацкие элементы, атаманско-эксплуататорская верхушка казачьих станиц, остатки разгромленных в ходе гражданской войны белогвардейцев и их союзников. К вооруженным антисоветским движениям была привлечена и определенная часть казахского и переселенческого трудового крестьянства.

Действия вооруженных антисоветских отрядов мешали проведению новой экономической политики и деятельности партийных организаций, советских и хозяйственных органов на местах. Многие трудоспособные люди города, аула и деревни привлекались в ряды особого назначения (ЧОН) для подавления антисоветских вооруженных выступлений.

Лишь отмена продразверстки способствовала тому, что антисоветские вооруженные выступления к концу 1921- началу 1922 гг. постепенно прекратились.

В истории общественно-политической жизни края видное место занимает Первая казахстанская областная партийная конференция (июнь 1921 г.). Она наряду с важнейшими вопросами экономики обсудила проблемы общественно- политической жизни: национальный вопрос, очередные задачи партийного и советского строительства и др.

Состоявшийся в октябре 1921 г. Второй всеказахстанский съезд Советов задачу советского строительства в ауле определил как ударную.

Важное место в общественно-политической жизни Казахстана 20-х гг. занимали массовые крестьянские организации: союз Кошчи (Жарлы, Кедей), комитеты крестьянской общественной взаимопомощи (Крестомы) и примыкавший к ним союз сельскохозяйственных и лесных рабочих (Рабземлес). Все эти организации, в первую очередь союз Кошчи, являлись связующими звеньями между советской властью и Коммунистической партией, с одщной стороны, и многомилионными массами трудового крестьянства – с другой.

Массовые крестьянские организации работали в тесном контакте с местными, в первую очередь аульно-сельскими Советами.

Массовые крестьянские организации принимали активное участие в осуществлении земельно-водной реформы начала 20-х гг. в Семиречье и Сырдарьинской области, в проведении мер по землеустройству казахского населения в левобережной пойме р. Иртыш в Семипалатинской губернии, направленные на ликвидацию остатков колониализма в земле- и водопользовании. Они сыграли большую роль в переделе пахотных и сенокосных угодий в казахском ауле в 1926 – 1927 гг., в проведении конфискации имущества и выселении крупных баев-полуфеодалов в 1928 г..

Для удовлетворения нужд своих членов крестьянские организации Казахстана имели право брать в аренду различные предприятия. Предприятия, взятые крестьянскими организациями, освобождались от всех налогов и сборов. На свои средства они содержали десятки красных юрт и чайхан, дома декханина, являвшиеся специфическими культурно-просветительными учреждениями.

Созидательная деятельность массовых крестьянских организаций была прервана в конце 20 – начале 30-х гг. В связи с началом “сталинской коллективизации” и сужением демократии массовые крестьянские организации, в первую очередь союз Кошчи (Кедей), были распушены, а их имущество и предприятия переданы в неделимый фонд колхозов.

Трагической особенностью общественно-политической жизни Казахстана середины 20-х гг. являлось то, что с этого времени идеологический аппарат сталинизма начал проводить широкомасштабные мероприятия, направленные на искоренение исторической памяти народов и физическое уничтожение носителей этой памяти – видных представителей национальной интеллигенции. Известно, что народы Советского Востока, частично Поволжья, в течение многих столетий пользовались арабским алфавитом. В конце 20-х гг. по приказу сверху он был заменен на латинский, а в 1940 г. – на кириллицу.

С укреплением тоталитарного режима постепенно усилились политические преследования участников партии “Алаш”, а также руководящих работников республики.

Политика давления на республику усилилась и приняла особенно жесткую линию с приходом Ф.И.Голощекина, направленного в сентябре 1925 г. На пост первого секретаря Казрайкома ВКП(б). Ф.И.Голощекин был избран в состав крайкома и его секретарем методом кооптации.

Немалый “вклад” в нагнетание истерии о националистах и национал-уклонистов и преследование местных кадров внес и Н.И.Ежов.

Одновременно было сломлено сопротивление крупных ответственных работников, не согласных с голощекинско-сталинской моделью “преобразований” в Казахстане. Под различными предлогами в 1927 – 1929 гг. из республики были удалены видные государственные и общественные деятели Казахстана Н.Нурмаков, Т.Рыскулов, С.Ходжанов, М.Мурзагалиев.

К концу 20-х годов нагнетание обстановки и подозрительности стали всеобщими. Нарастание борьбы в центре с троцкиско-зиновьевской оппозицией и “правыми оппортунистами” в национальных республиках проявилось в форме репрессий представителей национально-освободительного движения. В конце 1928 г. по ложному обвинению были арестованы 44 человека из числа так называемых ”буржуазных националистов” – бывших деятелей “Алаш-Орды”. Другая группа национальной интеллигенции (около 40 чел.) была арестована в сентябре – октябре 1930 г. Вскоре 15 из них были сосланы в Центрально-Черноземную область России. Почти все они были репрессированы в 1937 – 1938 гг.

В конце 20-х – начале 30-х гг. по мере обострения кризиса в социально- экономическом развитии СССР, широкие масштабы приобрели поиски подрывных антисоветских элементов и подпольных организаций. По аналогии с центром (судебные процессы над участниками “промпартии”, “крестьянской партии” и т.д.) в Казахстане начались поиски врагов в национальном варианте. Случайные аварии на шахтах и предприятиях, падеже скота в колхозах и совхозах, пожары и другие стихийные бедствия объяснялись происками классовых врагов и соответственно этому фабриковались уголовные дела врагов народа и подрывных антисоветских организаций.

Одновременно проводились чистки в партийных организациях. Все, кто не внушал доверия или когда-то ошибался безжалостно изгонялись из рядов ВКП(б). Основными пунктами обвинения были принадлежность или сочувствие троцкизму, правым и “национал-уклонистам”. В период репрессий 1937 – 1938 гг. из ВКП(б) было исключено 9223 коммуниста.

В обстановке страха и истерии проходило обсуждение проекта новой Конституции СССР, которая была принята на Чрезвычайном VIII Всесоюзном съезде Советов 5 декабря 1936 г. Согласно новой Конституции СССР, Казахская АССР была преобразована в союзную республику. 26 марта 1937 г. Чрезвычайный Х съезд Советов Казахстана утвердил Конституцию Казахской ССР. 12 декабря 1937 г. состоялись выборы в Верховный Совет республики.

Однако эти государственные акты продолжали сопровождаться трагическими событиями: начавшиеся в начале 1937 г. политические репрессии охватили всю страну. В декабре 1936 г. на Пленуме ЦК ВКП(б), а затем на февральско-мартовском Пленуме 1937 г. была дана установка ЦК ВКП(б), И.В.Сталина и его окружения о необходимости “искоренения и уничтожения двурушников”, всех врагов народа.

Большой резонанс получил судебный процесс над руководящими партийно-советскими работниками бывшего Каркаралинского округа А.Асылбековым, Н.Нурсеитовым, М.Гатауллиным и другими, состоявшийся в ноябре 1937 г. в Караганде. Однако судьбы основной массы “врагов народа” решались на заседаниях тройки Военной коллегии Верховного Суда СССР.

В 1937 – 1938 гг. по ложному обвинению были репрессированы видные государственные и общественные деятели Казахстана Т.Рыскулов, Н.Нурмаков, С.Ходжанов, У.Кулумбетов, У.Джандосов, А.Досов, А.Асылбеков, Ж.Садвакасов, Л.Мирзоян, А.Сафарбеков, Ж.Султанбеков, Т.Жургенов, Н.Сыргабеков, З.Торегожин и многие другие. Невосполнимую епотерю понесли казахская наука и культура. Жертвами репрессий стали А.Букейханов, А.Байтурсынов, М.Дулатов, М.Жумабаев, С.Сейфуллин, И.Джансугуров, Б.Майлин, С.Асфендияров, К.Жубанов, Ж.Шанин, Т.Шонанов, К.Кеменгеров.

Таким образом, в конце 20-х – 30-х гг. тоталитарный режим утвердился во всех сферах общественно-политической жизни. Его проявления в Казахстане приняли особенно уродливые формы, сопровождаясь трагическими событиями периода насильственно коллективизации и политических репрессий 1937 – 1938 гг. Социально-экономические преобразования в крае, придание Казахстану статуса союзной республики, успехи в области культурного строительства народного образования и науки проходили под жестким идеологическим прессом тоталитарного режима. Все это предопределило дальнейшее развитие Казахстана в составе СССР.

Источник

Общественно-политическая жизнь Казахстана на современном этапе (с 1991 года до наших дней).

Современный казахстанский парламент сменил однопалатный орган представительной власти – Верховный совет (ВС), который впервые был сформирован на основе Конституции Казахской ССР 1937 года, а затем – конституций образца 1978-го и 1993 года.
За время своего существования ВС избирался тринадцать раз. Первые выборы в него были проведены 24 июня 1938 года. С тех пор, вплоть до начала 90-х годов, формирование депутатского корпуса проходило на безальтернативной основе под жестким контролем Коммунистической партии.
Кандидаты в депутаты подбирались по классовому, партийному, национальному, половозрастному и другим квотам, установленным партийными организациями. Высшие чиновники государственных органов, руководители партийных, комсомольских и профсоюзных органов выдвигались кандидатами в депутаты согласно занимаемой должности. В связи с этим выборы были фактически формальными. Поэтому их советский вариант был изначально ущербным.
Принципиальные перемены начались с 1990 года, в марте которого состоялись выборы в ВС двенадцатого созыва. Это были первые наиболее демократичные выборы в высший законодательный орган республики в условиях еще достаточного влияния командно-административной системы. В предвыборной борьбе за 360 депутатских мандатов участвовало более 2 тысяч претендентов. И хотя эти выборы проходили при отсутствии полноценных политических партий, они придали необратимость процессам трансформации тоталитарной системы.
ВС двенадцатого созыва сыграл особую роль в становлении парламентаризма в Казахстане.
Во-первых, ВС принял закон, согласно которому в стране был учрежден пост президента. Первым главой государства всенародным голосованием был избран Нурсултан Абишевич Назарбаев.
Во-вторых, ВС принял декларацию «О государственном суверенитете Казахской ССР», в которой впервые была закреплена неделимость и неприкосновенность территории республики, а страна определена как субъект международного права, введены институт гражданства и равноправие форм собственности.
28 января 1993 года ВС РК принял первую постсоветскую Конституцию Казахстана, завершившую становление суверенитета республики и продолжившую утверждение подлинной демократии и конституционализма. Конституция 1993 года открыла простор для положительной динамики развития казахстанского общества, отказавшись от однопартийного политического правления, монопольной экономической системы, идеологии исторического насилия.
Однако в Конституции 1993 года, как и в прежней, ВС был наделен весьма широкими полномочиями, что затрудняло осуществление принципа разделения власти и создание системы сдержек и противовесов. Неработающие механизмы сдержек и противовесов позволяли ВС вмешиваться в деятельность правительства или подменять его, что привело к досрочному прекращению деятельности представительного органа республики – его самороспуску.
Выборы, прошедшие 7 марта 1994 года, способствовали становлению многопартийности в республике. В выборах приняли участие 73,84 % избирателей. Всего же на 135 одномандатных округов было выдвинуто 910 человек, из которых были зарегистрированы 692 кандидата. В итоге за один депутатский мандат боролись в среднем по республике пять претендентов.
ВС тринадцатого созыва стал первым профессиональным парламентом Казахстана, в котором депутаты работали на постоянной основе. Однако его судьба оказалась драматичной. Он вступил в свои права в наиболее сложный период состояния экономики и государственного строительства, когда не был доведен до логического завершения механизм разделения ветвей власти. Тем не менее, ВС тринадцатого созыва заложил предпосылки дальнейшего развития парламентаризма в Казахстане.
В результате референдума, проведенного 30 августа 1995 года, была принята новая Конституция Казахстана, устранившая недостатки прежнего государственного устройства. 30 августа 1995 года 81,9 процента населения, принявшего участие в референдуме, высказалось за принятие нового Основного закона. Он провозгласил принцип разделения власти и закрепил систему сдержек и противовесов, а также утвердил в качестве высших ценностей человека его жизнь, права и свободы.
В соответствии с законодательством Казахстана на выборах в сентябре 1999 и октябре 2002 года была обновлена половина состава сената (верхняя палата парламента).
Осенью 1999 года в соответствии с внесенными конституционными изменениями впервые в Центральной Азии состоялись выборы в мажилис (нижняя палата парламента) по смешанной схеме, которая предоставила политическим партиям возможность избираться в парламент по партийным спискам на основе пропорционального представительства.
Выборы в мажилис парламента РК третьего созыва состоялись в сентябре 2004 года. В выборах принимали участие 12 политических партий, из них четыре – в составе двух избирательных блоков. В результате выборов в мажилис было избрано 77 депутатов, 59 из которых были выдвинуты политическими партиями.
Как известно, в 2007 году парламент внес в Конституцию РК принципиальные изменения и дополнения, инициированные президентом Нурсултаном Назарбаевым. Эти корректировки существенно расширили права высшего законодательного органа власти страны и укрепили полномочия главы государства.
Новации оказались настолько серьезными, что нижняя палата парламента в интересах ускорения демократических реформ пришла к выводу о необходимости досрочного роспуска мажилиса и назначения внеочередных выборов в него, о чем мажилисмены ходатайствовали перед президентом. Нурсултан Назарбаев поддержал эту инициативу, результатом чего и стало назначение внеочередных выборов в мажилис по принципиально новой для Казахстана схеме на 18 августа 2007 года. Главная особенность данной кампании по формированию законодательной власти состоит в том, что если выборы в местные представительные органы прошли по уже известной казахстанцам схеме, то в нижнюю палату парламента – по принципиально новой. 18 августа впервые в истории республики ее жители голосовали не за конкретных кандидатов в депутаты мажилиса, а за ту или другую из семи партий, которые претендуют на места в нижней палате парламента. Это открыло новую страницу в истории казахстанской демократии и парламентаризма.

72. Политическая деятельность Первого Президента Н.А.Назарбаева.
Деятельность Первого Президента РК Н.А. Назарбаева тесно связана с формированием внешнеполитического курса Республики Казахстан. Его усилия способствовали укреплению международных позиций нашей страны, углублению дружбы и

сотрудничества с зарубежными странами, созданию благоприятных внешних условий для ускоренного развития и процветания нашего государства.

Особое внимание Главой государства уделяется интеграционным процессам в Евразии. Прорывными проектами, осуществленными по инициативе Н.А. Назарбаева, являются Евразийское экономическое сообщество (ЕврАзЭС), Таможенный союз Беларуси, Казахстана и России. Благодаря реформам в социально­экономической и политической сферах, Казахстан приобрел высокий международный авторитет.

Признанием этого является председательство нашей страны в Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ) в 2010 г. и Организации Исламская конференция (ОИК) в 2011 г. В данном сборнике представлены материалы, выступления, статьи и интервью Президента РК Н.А. Назарбаева, посвященные внешнеполитическому курсу нашей

страны в период с 1991 по 2009 г.

Книга предназначена для широкого круга читателей, интересующихся внешней политикой суверенного Казахстана, в том числе государственных служащих, экспертов­международников, политологов, научных работников, преподавателей и студентов

73. Ежегодные Послания Первого Президента народу Республики Казахстан: общее и особенное.
Реализация стратегического плана 2010-важнейший рубеж развития страны

В 1997 году,приняв Стратегию «Казахстан-2030»,мы сформулировали долгосрочную повестку, главные цели и приоритеты страны,которые затем получили логическое развитие в Стратегическом плане до 2010 года.

И мы стали жить так, как планировалии достигли следующих результатов. Еще в 2008 году в сравнении с 2000 годом на два года раньше запланированного мы удвоили обьем ВВП республики, и эффективно выполнили социальные обязательствагосударства.
Широкий резонанс во многих странах мира вызвало нынешнее Послание Президента Нурсултана Назарбаева народу республики «Казахстан на пути ускоренной экономической, социальной и политической модернизации». Свидетельство тому — многочисленные отклики представителей мировой политической элиты, обилие публикаций, теле- и радиорепортажей о социально-экономическом, культурном и политическом развитии республики в международных масс-медиа.

Отклики на Послание Президента Нурсултана Назарбаева народу Казахстана продолжают поступать также в МИД, посольства и представительства республики за рубежом.

В письмах, поступающих на имя Главы государства, в газетных и журнальных публикациях, в теле- и радиопрограммах отмечаются несомненные выдающиеся успехи нашей страны во всех сферах, выражается твердая уверенность в том, что Казахстан и дальше будет развиваться быстрыми темпами и выступать оплотом стабильности, мира и согласия в регионе. Говоря о достижениях нашей республики, крупнейшие политики подчеркивают, что успехи Казахстана напрямую связаны с дальновидной политикой, проводимой лидером страны.

Лидеры стран ближнего и дальнего зарубежья, а также известные общественные и политические деятели проявляют большой интерес к новым интеграционным инициативам казахстанского лидера и стратегии ускоренной модернизации нашей республики.

Мировое сообщество отмечает, что Послание знаменует собой начало нового этапа развития Казахстана как рыночного, социального и демократического государства. Это очередное свидетельство того, что в мире поддерживают процессы дальнейшей политической и социально-экономической модернизации казахстанского общества и важные международные инициативы нашего государства.

В настоящей рубрике вниманию читателей представлены отзывы, ряда крупнейших мировых политиков, а также материалы СМИ, мнения известных политических деятелей, ученых о нынешних достижениях республики в свете Послания Главы государства народу страны.

Мировая политическая элита о Послании казахстанского Президента

Источник

Общественно-политическая жизнь Казахстана на современном этапе (с 1991 года до наших дней)

— сформирована база рыночной экономики.

Республика последовательно проводит стратегический курс на поэтапную демократизацию всех сфер общественно-политической жизни. В короткий срок обеспечен переход от однопартийной диктатуры к многопартийности и плюрализму. Показателями реальной демократизации являются обеспечение прав и свобод гражданина, развитие независимых СМИ, формирование структур гражданского общества.
He менее значимы результаты независимого государственного развития в экономической сфере. Создана либеральная экономика с развитой рыночной инфраструктурой, а также одна из прогрессивных на постсоветском пространстве финансово-экономическая система с устойчивой национальной валютой-тенге.
В Казахстане сформирован благоприятный инвестиционный климат. Осуществляется подъем отечественного производства и развиваются современные информационные технологии. В социальной сфере был осуществлен переход от идеологии государственного патернализма к взвешенной адресной социальной политике. Формируется и развивается национальная модель образования. Обретение государственной независимости дало толчок развитию культурно-исторического наследия всех народов Казахстана.
В обществе сохранена политическая стабильность и межнациональное согласие. Весомы достижения нашей страны и во внешнеполитической сфере. В короткий по историческим меркам срок руководство Казахстана обеспечило плавное вхождение молодого независимого государства в мировое сообщество.
Повысился авторитет Казахстана на международной арене, свидетельством чему является последовательная реализация инициированных Президентом Н.А.Назарбаевым идей по укреплению региональной безопасности, развитию экономического сотрудничества и углублению интеграции на постсоветском пространстве.

Источник

Весь 1990 год и особенно 1991 год в числе главных проблем, стоящих перед страной, стояла проблема подписания нового Союзного договора. Работа по его подготовке привела к появлению нескольких проектов, которые были опубликованы в 1991 году. В марте 1991 года по инициативе М.Горбачева был проведен общесоюзный референдум по вопросу о том, быть или не быть СССР и каким ему быть. Большинство населения СССР проголосовало за сохранение СССР.

Весной и летом 1991 года в подмосковной резиденции президента СССР М.Горбачева в Ново-Огареве проходили совещания глав республик. В результате долгих и трудных переговоров было достигнуто соглашение, получившее название «9+1′, т.е. Девяти республик и центра, которые решили подписать Союзный договор. Текст последнего был опубликован в печати, подписание договора было намечено на 20-е августа.

А 19 августа был создан в стране государственный комитет по чрезвычайному положению СССР (ГКЧП) во главе с вице-президентом Г.Янаевым. Им была совершена попытка государственного переворота и захвата власти. Но 21 августа путч провалился.

Бессилие Центра привело к тому, что 8 декабря 1991 года в Беловежской пуще, под Брестом, руководители Беларуси, России и Украины подписали Соглашение о создании Содружества Независимых Государств (СНГ). В этом Соглашении провозглашалось, что Союз ССР как субъект международного права прекратил свое существование.

Реакция азиатских республик была негативной. Собравшаяся в этом же месяце в Ашхабаде «пятерка» (президенты Казахстана, Узбекистана, Киргизии, Таджикистана и Туркмении) дали понять, что они не намерены вступать в СНГ, но согласны образовать Содружество на равноправных началах. И 21 декабря в Алма-Ате состоялась встреча лидеров «тройки», «пятерки» и Армении. На ней была принята Декларация об окончательном прекращении существования СССР и образовании СНГ в составе 9-ти государств. До конца 1991 года к СНГ присоединились Молдова и Азербайджан.

Но вернемся к событиям в Казахстане. В Казахстане 1 декабря 1991 года состоялись всенародные выборы первого президента страны. Им стал Н.А.Назарбаев.

Наконец, 16 декабря 1991 года был принят и в тот же день вступил в силу Конституционный закон «О государственной независимости Республики Казахстан».

Теперь Республика Казахстан является субъектом международного права и самостоятельно решает вопросы внешнеэкономической деятельности. Специальной статьей оговаривалось, что данный закон служит основой для разработки новой Конституции Республики.

С этого дня Казахстан юридически существует как суверенное государство. Одной из первых задач руководства Казахстана стала работа по определению характера государственности и, как следствие, формированию его законодательной базы.

Стратегические цели в сфере политики, сформулированные в первой половине 1992 года, сводились к следующему:

Годы существования Казахстана в качестве суверенного государства привнесли существенные изменения, как количественные, так и качественные, в политический спектр республики.

На смену однопартийной системе пришла многопартийная система. В 2000 году в республике действовало 15 официально зарегистрированных партий.

В июле 2002 г. вступил в силу новый закон о политических партиях. Закон запрещает создание политических партий на основе этнической, религиозной или половой принадлежности. Если, согласно прежнему закону для регистрации политической партии было достаточно 3 тыс.членов, то по новому закону регистрация партии происходит при наличии в ней не менее 50 тыс. членов, представляющих все регионы и крупнейшие города страны.

В начале 2003 года была проведена перерегистрация политических партий страны. Из девятнадцати политических партий, действовавших в Казахстане на 1 сентября 2002 года, прошли перерегистрацию в Министерстве юстиции семь: Ак жол, Гражданская партия Казахстана, Отан, Аграрная партия, Коммунистическая партия, Партия патриотов Казахстана, Социал-демократическая партия «Ауыл». За последние годы появились еще ряд партий: Асар, партия Руханият, Демократическая партия Казахстана, Демократическая партия «Настоящий Ак жол».

Самой важной политической задачей после провозглашения независимости стало принятие Конституций Республики Казахстан (1993 и 1995 гг.).

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *