общественная жизнь в первой половине 19 века

КУЛЬТУРНАЯ И ОБЩЕСТВЕННАЯ ЖИЗНЬ РОССИИ В XIX ВЕКЕ

КУЛЬТУРНАЯ И ОБЩЕСТВЕННАЯ ЖИЗНЬ РОССИИ В XIX ВЕКЕ

В начале XIX века в Российской империи проживало 37,4 млн. человек, из них крестьяне составляли более 90%, а дворяне – менее 2%. Однако по-прежнему именно дворяне определяли в основном характер и уровень развития русской культуры. Особенно отчетливо это проявилось в первой половине XIX века. Во второй половине столетия, однако, важную роль в науке и искусстве наряду с дворянством начинает играть розничная интеллигенция. Это стало следствием тех глубинных социально-политических и экономических процессов, которые происходили в жизни российского общества.

Важнейшими событиями, во многом определившими развитие страны в XIX столетии, были Отечественная война 1812 г., восстание декабристов, отмена крепостного права и проведение масштабных и разноплановых демократических реформ, зарождение капиталистической экономики и укрепление революционной идеологии. Главным же фактором культурогенеза стал процесс культурной самоидентификации – формирование русской нации и рост национального самосознания. Все это привело к постепенной демократизации российской культуры в XIX в.

ТЕНДЕНЦИИ В РАЗВИТИИ НАРОДНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

В XIX в. государственная власть продолжила те тенденции в образовании, которые были заложены Петром Великим. Главная идея заключалась в том, чтобы постепенно расширять сеть общеобразовательных школ и дать возможность учиться все большему числу людей.

Первая половина XIX в.: 94 человека из ста – не грамотны в 1802 г. было создано Министерство народного просвещения, задачей которого было преобразование и совершенствование системы народного просвещения. Уже в следующем году был проведен ряд преобразований и низшей ступенью стали двухклассные церковно-приходские училища для крестьянских детей и четырехклассные уездные училища для детей мещан. Некоторые помещики сами открывали в своих имениях школы для крестьянских детей.

В 1803 г. Россия была разделена на шесть учебных округов, в каждом из них намечалось открытие университета. Уже в 1804 г. был открыт Казанский университет, в 1805 г. – Харьковский, в 1819 г. – Петербургский, в 1834 г. – Киевский. Будучи центрами учебных округов, университеты отвечали за работу училищ и гимназий, расположенных на их территории.

Для дворянских детей создавались гимназии в губернских городах, дававшие право поступать в университеты. Хотя система народного образования оставалась сословной, имелась возможность перехода с одной ступени на другую. В 1824 г. в России было всего 49 гимназий и только одна из них в Сибири, в Тобольске. К середине века число гимназий увеличилось до 77, в том числе в Сибири 3 (в Тобольске, Томске и Иркутске). Большинство дворянских детей обучались в частных пансионах или дома с учителями и гувернерами из французов или немцев. Развивалось женское дворянское образование. Для дворянских дочерей открыли институты в Петербурге, Москве, Нижнем Новгороде, Казани, Астрахани, Саратове.

Несмотря на усилия, к середине XIX столетия единой и эффективной системы начального образования в Российской истории не существовало. В целом по стране грамотными были всего 5-6% населения: если в большинстве своем городское население было грамотное, то среди крестьян грамотность составляла менее 5%.

Вторая половина XIX в.: начало высшего образования для женщин Образование во второй половине XIX в. развивалось в более благоприятных условиях по сравнению с предшествующим периодом. В начальных и крестьянских школах обучали основам грамоты, счету, письму и закону божьему; в земских школах была более широкая учебная программа. Огромное значение имел новый устав гимназий 1864 г. по которому упразднялся сословный характер обучения. Все гимназии были поделены на классические, где до 40% учебного времени отводилось изучению древних языков, и реальные (их обычно называли училищами), где главным было изучение математики и естествознания. Выпускники гимназий и училищ могли поступать в высшие учебные заведения. С 1871 г. основным звеном среднего образования стала классическая гимназия, куда специальным циркуляром был ограничен прием детей малоимущих. К концу XIX в. в России было 180 мужских гимназий и 142 женских (появилось в 1826 г.).

Высшая школа активно развивалась. В 1863 г. по принятому университетскому уставу возрождалась их автономия. Впрочем, ненадолго: в 80-е годы университеты были вновь ее лишены. В 1888 г. открыли Томский университет, тем самым, положив начало высшему образованию в Сибири.

В 1878 г. в Петербурге открыли Высшие женские курсы, названные по имени первого их директора К.Н. Бестужева-Рюмина Бестужевскими.[2] Позднее такие курсы были организованны в Москве и в некоторых других городах. Так было положено начало высшему женскому образованию в России.

Просветительская деятельность: учить народ бесплатно и в удобное для него время Особенностью культурной ситуации в России в XIX в. была значительная просветительская деятельность, которая приняла по-настоящему крупные масштабы во второй половине столетия. В империи был создан целый ряд крупнейших культурных учреждений. Особую роль в развитии просвещения среди взрослого населения играли воскресные школы, появившиеся в 50-е годы и приобретшие особую популярность в 80-90-е годы. В 1862 г. в Москве открылась Румянцевская библиотека, в 1872 г. – Политехнический музей; в Петербурге был организован Этнографический музей. В конце XIX в. музеи, картинные галереи, библиотеки открывались во многих губернских городах. Многие музеи (Политехнический, Исторический, Сельскохозяйственный) активно способствовали приобщению российского населения к профессиональным знаниям. Широкую просветительскую деятельность вели общество распространения полезных книг в Москве, книжный склад «Посредник», основанный при участии Толстого Л.Н.. Эту же цель ставили перед собой Московский и Петербургский комитеты грамотности, Высшие женские курсы в Петербурге (Бестужевские).

Предпринимаемые меры дали определенные результаты: уровень грамотности в стране возрос с 6% в середине века до 21% в конце. Однако в целом Россия оставалась малограмотной, принципиально отставая по этому показателю от развитых стран. Особенно плохо обстояли, делана окраинах империи. Так, в Сибири грамотность населения составляла всего 12%.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В ХIХ в. впервые больших и серьезных успехов добилась отечественная наука. Исследования российских ученых – математиков, физиков, химиков, биологов, астрономов, географов – внесли существенный вклад в развитие мировой научной мысли. Особое значение в ХIХ столетии приобрели математика и естествознание. Школы российской научной мысли, создание в это время, подготовили базу для развития отечественной техники и технологии ХХ в.

Это было время нравственно-философских поисков свободы и справедливости. Сословно-дворянская культура постепенно утрачивала свои монопольные позиции; на авансцену в России вышел новый общественный слой – интеллигенция и сложилась уникальная оппозиционная культура протеста и инакомыслия. Важной идеей, которую исповедовала революционная интеллигенция, была идея самопожертвования во имя народа – вплоть до принятия за него мучительной смерти. Революционная идеология оказалась привлекательной для русского народа, и ХIХ век оставил ее в наследство веку ХХ.

КУЛЬТУРНАЯ И ОБЩЕСТВЕННАЯ ЖИЗНЬ РОССИИ В XIX ВЕКЕ

В начале XIX века в Российской империи проживало 37,4 млн. человек, из них крестьяне составляли более 90%, а дворяне – менее 2%. Однако по-прежнему именно дворяне определяли в основном характер и уровень развития русской культуры. Особенно отчетливо это проявилось в первой половине XIX века. Во второй половине столетия, однако, важную роль в науке и искусстве наряду с дворянством начинает играть розничная интеллигенция. Это стало следствием тех глубинных социально-политических и экономических процессов, которые происходили в жизни российского общества.

Важнейшими событиями, во многом определившими развитие страны в XIX столетии, были Отечественная война 1812 г., восстание декабристов, отмена крепостного права и проведение масштабных и разноплановых демократических реформ, зарождение капиталистической экономики и укрепление революционной идеологии. Главным же фактором культурогенеза стал процесс культурной самоидентификации – формирование русской нации и рост национального самосознания. Все это привело к постепенной демократизации российской культуры в XIX в.

Источник

Россия в первой половине XIX века. Общественно-политическая жизнь

Урок 17. Подготовка к ЕГЭ по истории

общественная жизнь в первой половине 19 века. Смотреть фото общественная жизнь в первой половине 19 века. Смотреть картинку общественная жизнь в первой половине 19 века. Картинка про общественная жизнь в первой половине 19 века. Фото общественная жизнь в первой половине 19 века

общественная жизнь в первой половине 19 века. Смотреть фото общественная жизнь в первой половине 19 века. Смотреть картинку общественная жизнь в первой половине 19 века. Картинка про общественная жизнь в первой половине 19 века. Фото общественная жизнь в первой половине 19 века

В данный момент вы не можете посмотреть или раздать видеоурок ученикам

Чтобы получить доступ к этому и другим видеоурокам комплекта, вам нужно добавить его в личный кабинет, приобрев в каталоге.

Получите невероятные возможности

общественная жизнь в первой половине 19 века. Смотреть фото общественная жизнь в первой половине 19 века. Смотреть картинку общественная жизнь в первой половине 19 века. Картинка про общественная жизнь в первой половине 19 века. Фото общественная жизнь в первой половине 19 века

общественная жизнь в первой половине 19 века. Смотреть фото общественная жизнь в первой половине 19 века. Смотреть картинку общественная жизнь в первой половине 19 века. Картинка про общественная жизнь в первой половине 19 века. Фото общественная жизнь в первой половине 19 века

общественная жизнь в первой половине 19 века. Смотреть фото общественная жизнь в первой половине 19 века. Смотреть картинку общественная жизнь в первой половине 19 века. Картинка про общественная жизнь в первой половине 19 века. Фото общественная жизнь в первой половине 19 века

Конспект урока «Россия в первой половине XIX века. Общественно-политическая жизнь»

В ходе занятия вы узнаете о правовых реформах и мероприятиях по укреплению абсолютизма, восстании декабристов, общественном движении второй четверти 19 века.

В марте 1801 года российский престол занял Александр I. Молодой правитель был полон планов по обновлению государства.

общественная жизнь в первой половине 19 века. Смотреть фото общественная жизнь в первой половине 19 века. Смотреть картинку общественная жизнь в первой половине 19 века. Картинка про общественная жизнь в первой половине 19 века. Фото общественная жизнь в первой половине 19 века

В апреле 1801 года был создан Непременный совет – законосовещательный орган при императоре. В его состав вошли наиболее доверенные лица. Александр I предложил Непременному совету законопроект о запрете продавать крестьян без земли. Затем император планировал ввести указ о разрешении недворянам приобретать земли с условием освобождения проживающих на них крестьян.

Однако Непременный совет не одобрил проект Александра I. Императору объяснили, что подобные действия могут привести к народным волнениям.

Также вокруг молодого императора сформировался круг единомышленников, которые воспитывались и учились вместе с Александром I. Они вошли в состав Негласного комитета, на заседаниях которого обсуждались проекты либеральных преобразований.

Негласный комитет был против ограничения самодержавия. Он отверг проект реорганизации Сената, который предусматривал получение Сенатом широких полномочий.

Несвоевременным был признан проект Платона Зубова о запрете продажи крепостных крестьян без земли и предоставлении государству права выкупать крестьян у помещиков.

В конце 1801 года появился указ о разрешении недворянам покупать ненаселённые земли. Следовательно, владение землёй перестало быть дворянской привилегией. Однако этот указ не повлиял на положение крестьян. Он в большей мере коснулся купцов, покупавших земли под строительство торгово-промышленных заведений.

В 1803 году был издан Указ о вольных хлебопашцах. Помещики моги отпускать своих крестьян, предоставляя им землю за выкуп. Свободные крестьяне образовывали новое сословие вольных хлебопашцев.

Принимая этот указ, власть давала дворянам понять, что одобряет процесс освобождения крепостных.

Указ носил рекомендательный характер и на практике почти не был применён. За всё время правления Александра I только около половины процента крестьян смогли выкупить себе свободу.

В 1802 году Александр I провёл реорганизацию системы управления. Вместо коллегий были созданы министерства и образован Кабинет министров. Наиболее широкие полномочия получило министерство внутренних дел.

Новый этап преобразований начался в 1809 году, когда к разработке реформ был привлечён Михаил Михайлович Сперанский. Он подготовил «Введение к Уложению государственных законов».

общественная жизнь в первой половине 19 века. Смотреть фото общественная жизнь в первой половине 19 века. Смотреть картинку общественная жизнь в первой половине 19 века. Картинка про общественная жизнь в первой половине 19 века. Фото общественная жизнь в первой половине 19 века

Сперанский предложил создать выборный высший законодательный орган – Государственную думу.

Управление государством предполагалось осуществлять на основе разделения властей. Законодательная власть должна быть передана Государственной думе. Исполнительная власть – министерствам. Судебная власть – Сенату.

Сперанский предложил создать Государственный совет, задачей которого должно было стать утверждение законов, принятых Государственной думой.

Всё население России предлагалось разделить на три сословия:

«среднее состояние», в которое вошли бы купцы, мещане, государственные крестьяне;

«народ рабочий», включавший крепостных крестьян, домашних слуг и рабочих.

Итогом преобразований Сперанский видел ограничение самодержавия. Александру I понравился его проект. Однако осуществлять его нужно было постепенно. 1 января 1810 года учредили Государственный совет.

План Сперанского по разделению Сената на Правительствующий и Судебный был отвергнут. А идею создания Государственной думы не поддержало дворянство.

Александр I прекрасно понимал, что критика Сперанского в большей степени относится к нему самому. Император помнил о судьбе отца, погибшего в результате дворянского заговора. Сперанский был отправлен в отставку, а его проекты так и остались не реализованными.

После Отечественной войны 1812 года авторитет Александра I значительно возрос. Это позволило императору вернуться к реформам.

В 1816–1819 годах крестьяне Эстляндии, Курляндии и Лифляндии стали лично свободными. При этом они не получили земли.

В тайне разрабатывался проект освобождения российских крестьян, над которым работал Алексей Андреевич Аракчеев. Он предлагал государству выкупать крестьян при переходе имений от одного владельца к другому.

В 1815 году Александр I даровал Царству Польскому конституцию, которая закрепляла его особый статус в составе Российской империи. Царство Польское подчинялось российскому императору, но сохраняло широкую автономию и самоуправление.

Доверием Александра I пользовался Николай Новосильцев.

общественная жизнь в первой половине 19 века. Смотреть фото общественная жизнь в первой половине 19 века. Смотреть картинку общественная жизнь в первой половине 19 века. Картинка про общественная жизнь в первой половине 19 века. Фото общественная жизнь в первой половине 19 века

Император поручил ему разработку проекта конституции. В 1820 году был готов проект, который назывался «Уставная грамота Российской империи». Новосильцев предлагал создать двухпалатный парламент – Государственный сейм, состоящий из Сената и Посольской избы. Без него император не мог принимать какие-либо законы. Однако, сами законопроекты для обсуждения вносил лично император. Однако Александр I так и не рискнул ввести в действие Уставную грамоту.

В итоге Александр I отказался от проведения реформ. Императору не хватало людей, способных поддержать его идеи. В обществе также было мало сторонников реформ.

Противоречивым был и сам замысел преобразований. Александр I хотел совместить либеральные реформы с существующим государственным строем; конституцию с самодержавием.

Политика правительства не соответствовала ожиданиям русского народа. Со временем стало очевидным превращение самодержавия в консервативную охранительную силу, которая не способна на преобразования. Это вызвало стремление некоторых представителей российского общества вступить в борьбу с правительством.

В 1816 году был создан «Союз Спасения». Чёткой программы Союз не имел. На его тайных заседаниях обсуждалась возможность военного переворота. Но дальше слов дело не заходило. Члены Союза спасения не были готовы к решительной борьбе.

В 1818 году «Союз спасения» был преобразован в «Союз благоденствия», насчитывавший около двухсот человек. Члены Союза в статьях и художественных произведениях обличали невежество чиновников и жестокость помещиков. Устав общества назывался «Зелёная книга». В Уставе были описаны основные цели «Союза благоденствия»: совершенствование нравов, распространение гуманных взглядов и просвещения.

В 1820 году произошло восстание Семёновского полка, в котором собрались просвещённые офицеры, установившие гуманные порядки. Полк взбунтовался против действий полковника Шварца, офицеры не хотели служить под его руководством. Зачинщиков восстания отправили на каторгу, а остальных участников расформировали по разным полкам.

После того, как усилилась реакционная политика правительства, некоторые члены Союза благоденствия пересмотрели свои взгляды. Союз был распущен в 1821 году, а вместо него появились Северное общество в Петербурге и Южное общество в украинском городе Тульчине.

Целью этих обществ стала подготовка военного восстания, в ходе которого они хотели захватить власть в государстве. Члены тайных обществ не хотели привлечения населения к участию в восстании, так как опасались, что не смогут контролировать народные массы. Главной опорой для заговорщиков стали военные.

Северное и Южное общества подготовили свои программные документы, в которых раскрывался план преобразований.

Конституция Северного общества была составлена Никитой Муравьёвым. Она предусматривала замену самодержавия конституционной монархией. Царь оставался главой исполнительной власти, но не вмешивался в законодательную, которая переходила в руки Народного веча. Это был орган, избираемый из граждан России на основе высокого имущественного ценза. Он состоял из двух палат: Верховной думы и Палаты представителей народных.

Также Муравьёв предлагал превратить Россию в федерацию, состоящую из «держав» и областей. В каждой «державе» должны быть свой правитель и вече.

Конституция ликвидировала крепостное право. Крестьяне получали свободу и земельный участок, равный двум десятинам.

Программа Южного общества получила название «Русская правда», её автором стал Павел Пестель. «Русская правда» носила более радикальный характер по сравнению с Конституцией Муравьёва.

Пестель хотел ликвидации монархии и установления республиканского строя. Во главе законодательной власти должно было находиться Народное вече, а исполнительная власть переходила в руки Державной думы.

Избирательное право получали все мужчины старше 20 лет. Избирательного ценза «Русская правда» не предусматривала.

Пестель выступал за сохранение централизованного государства.

Интересным было его решение крестьянского вопроса. Планировалось создать общественный земельный фонд, состоящий из монастырских, государственных и частично конфискованных у помещиков земель. Земельные участки закреплялись за крестьянами безвозмездно.

Земли, оказавшиеся вне общественного фонда, оставались в руках помещиков. На них предполагалась организовать товарные хозяйства.

Таким образом, оба общества имели чёткую программу действий в случае успеха восстания.

19 ноября 1825 года неожиданно умер Александр I. У императора не было детей, поэтому унаследовать престол должен был следующий по старшинству сын Павла I Константин. Однако существовал тайный документ, в котором Константин отрекался от престола.

Несмотря на это 27 ноября Москва и Петербург присягнули Константину Павловичу. Но манифеста о его вступлении на престол не было и Константин не отрекался от власти в качестве императора. Сложилась ситуация междуцарствия.

В результате спустя несколько дней Константин повторно отрёкся от престола. Сенат признал права на престол младшего брата Константина Николая Павловича.

Присяга новому императору была назначена на 14 декабря 1825 года. Сложившейся ситуацией решили воспользоваться члены Северного общества. Они хотели организовать попытку военного переворота.

общественная жизнь в первой половине 19 века. Смотреть фото общественная жизнь в первой половине 19 века. Смотреть картинку общественная жизнь в первой половине 19 века. Картинка про общественная жизнь в первой половине 19 века. Фото общественная жизнь в первой половине 19 века

К 11 часа утра 14 декабря 1825 года на Сенатскую площадь вышли несколько воинских частей. К этому времени сенаторы уже принесли присягу новому императору и разошлись. Ранее диктатором восстания был назначен Трубецкой, но в назначенное время он не явился на площадь.

Пока шли споры о выборе нового руководителя восстания Николай I привёл на площадь оставшиеся верными ему войска и попытался вступить в переговоры с мятежниками.

Переговоры пытался вести популярный среди солдат герой Отечественной войны 1812 года Михаил Милорадович. Однако он был смертельно ранен Петром Каховским.

К вечеру 14 декабря Николай I перешёл к решительным действиям. По восставшим открыли стрельбу картечью, после чего мятежники были вынуждены отступать. Уже к шести часам вечера восстание было подавлено. Его участников подвергли аресту и предали суду. Следственную комиссию возглавлял сам император.

В результате Павел Пестель, Кондратий Рылеев, Сергей Муравьёв-Апостол, Михаил Бестужев-Рюмин и Пётр Каховский были приговорены к повешению. Некоторых декабристов отправили на каторгу, а некоторых – на поселение в Сибирь.

общественная жизнь в первой половине 19 века. Смотреть фото общественная жизнь в первой половине 19 века. Смотреть картинку общественная жизнь в первой половине 19 века. Картинка про общественная жизнь в первой половине 19 века. Фото общественная жизнь в первой половине 19 века

Вторая четверть XIX века вошла в историю как «эпоха николаевской реакции».

Основным средством укрепления самодержавия по мнению Николая I было усиление бюрократического контроля.

Был создан корпус жандармов, который стал исполнительным органом Третьего отделения собственной Его Императорского Величества канцелярии.

В 1826 году был принят цензурный устав.

1830–1850-е годы стали для России периодом перехода к индустриальному обществу. Этот процесс оказал влияние и на развитие идеологии. Главным вопросом общественной жизни стал выбор пути развития государства. Оформились три направления общественного движения: консервативное, либеральное и радикальное.

Консерваторы стремились к сохранению самодержавия и крепостничества, которые были основами государственного строя России.

Наиболее чёткое представление об идеях консерваторов даёт теория официальной народности, разработанная Сергеем Семёновичем Уваровым. В основу теории легли три принципа: православие, самодержавие, народность.

Либеральное направление было представлено западниками и славянофилами. Оба течения соглашались в том, что социально-политической системе России нужны реформы. Их представители понимали гибельность крепостного права.

Западники считали, что Россия должна идти по тому же пути, что и Западная Европа, и, в конце концов, стать парламентской конституционной монархией.

Славянофилы не принимали европейский путь. Все постигшие Россию беды они связывали с реформами Петра I.

К радикальному направлению принадлежали сторонники кардинальных перемен, которые могли быть достигнуты путём революции. Среди них можно выделить кружок братьев Критских, кружок Николая Станкевича, кружок петрашевцев.

Среди радикалов возникали социалистические идеи. В начале 1830-х годов появился кружок Герцена-Огарёва. Позже Александр Герцен стал автором теории русского социализма. Он утверждал, что в России есть всё для построения социализма: крестьянская община, право людей на землю, крестьянское самоуправление и коллективизм. Это в значительной степени отличало Россию от Западной Европы и могло стать основой для создания социалистического общества.

Давайте подведём итоги.

Александр I начал проведение либеральных реформ, однако позже отказался от этой идеи.

Михаил Сперанский подготовил «Введение к Уложению государственных законов».

В 1820 году Новосильцев подготовил проект конституции, называвшийся «Уставная грамота Российской империи».

В 1821 году «Союз благоденствия» распался на Северное общество в Петербурге и Южное общество в Тульчине.

14 декабря 1825 года произошло восстание декабристов.

Во второй четверти XIX века оформились три направления общественного движения: консервативное, либеральное и радикальное.

Источник

История России

§ 42. ОБЩЕСТВЕННАЯ ЖИЗНЬ В ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЕ XIX в.

Общественные настроения в начале XIX в. Декабристы. Ростки гражданского самосознания, появившиеся в царствование Екатерины II, дали начало развитию общественно-политической мысли, отражавшей настроения и ожидания различных сословий и групп населения. Испытывая гордость за военные победы и культурные достижения Отчизны, мыслящие русские люди все чаще задавались вопросом о будущем России.

Все более ясным становился кризис крепостнических отношений и казарменного режима, отставание России от стран Запада. Всеобщее недовольство полицейскими мерами Павла I сменилось ожиданием перемен в начале царствования Александра I. Мощный патриотический подъем, вызванный «грозой» 1812 г., и дарование конституции Польше породили надежды на преобразования. Разочарование, причиной которого стал поворот Александра I в сторону консерватизма, выразилось в радикализации общественных настроений.

Декабристское движение стало следствием прихода на политическую арену России целого поколения молодых дворян, участников наполеоновских войн, испытавших влияние идей революционной Франции. Декабрист М. А. Фонвизин писал: «В походах по Германии и Франции наши молодые люди ознакомились с европейской цивилизацией, которая произвела на них тем сильнейшее впечатление, что они могли сравнивать все виденное ими за границею с тем, что им на всяком шагу представлялось на родине: рабство бесправного большинства русских, жестокое обращение начальников с подчиненными, всякого рода злоупотребления власти, повсюду царствующий произвол — все это возмущало и приводило в негодование образованных русских и их патриотическое чувство».

У Александра I имелась реальная возможность привлечь сторонников обновления к осуществлению своих преобразований. Однако этот шанс был упущен, и либерально настроенная дворянская молодежь встала на путь создания тайных антиправительственных организаций — «Союза спасения» (1816—1818), «Союза благоденствия» (1818—1821), Северного и Южного обществ (1821—1825), «Общества соединенных славян» (1823—1825). Общими для декабристов были два важнейших требования: отмена крепостного права и введение конституционной формы правления. Они получили отражение в программных документах Северного и Южного обществ — «Конституции» Н. М. Муравьева и «Русской правде» П. И. Пестеля. Их реализация открыла бы путь для утверждения капиталистических начал в экономике и правового государства.

14 декабря 1825 г. в Петербурге офицеры-дворяне вывели свои воинские части на Сенатскую площадь. Они намеревались потребовать от Сената ввести в России конституционное правление. Николай I, вступивший на престол после смерти своего брата Александра I, сумел быстро подавить вооруженное выступление. Спустя две недели на Украине произошло восстание Черниговского полка, которым командовал декабрист С. И. Муравьев-Апостол. Оно также потерпело поражение. После следствия и суда пятеро декабристов были повешены, а более ста — отправлены на каторгу и в ссылку.

общественная жизнь в первой половине 19 века. Смотреть фото общественная жизнь в первой половине 19 века. Смотреть картинку общественная жизнь в первой половине 19 века. Картинка про общественная жизнь в первой половине 19 века. Фото общественная жизнь в первой половине 19 века

Восстание на Сенатской площади 14 декабря 1825 г. Художник К. Кольман

Движение декабристов стало детищем эпохи «умственного пробуждения» российского общества. Однако состоявшие в декабристских организациях офицеры-дворяне не были объединены с представителями тех общественных слоев, для которых утверждение новых буржуазных порядков было жизненно важным.

В поисках государственной идеологии. Неудача реформ Александра I, разгром декабристских организаций вызвали нарастание консервативных настроений в русском обществе. Николай I считал необходимым создание такой государственной идеологии, которая воспитывала бы подданных в духе повиновения власти. Эта идеология получила название «теории официальной народности». Она была разработана министром народного просвещения графом С. С. Уваровым. Он считал, что в основе самобытной русской жизни лежат три принципа: православие, самодержавие и народность. Первым и безусловно преобладающим являлось самодержавие. Будучи основой устоев русской жизни, оно, по мнению Уварова, обеспечивало величие и мощь России, поэтому преданность самодержавному государству и верная служба ему объявлялись гражданским долгом всех подданных. Православие выступало в качестве основы духовной жизни народа. Исходя из этого православная церковь, подчиненная светской власти, объявлялась опорой самодержавия. Наконец, в понятие народности Уваровым вкладывалось отсутствие в России социальной розни, «единение» народа с царем.

Наиболее обстоятельно теория официальной народности была развита и обоснована в трудах профессора истории М. П. Погодина. Неотъемлемой чертой идеологической доктрины официальной народности стал патриотизм, призванный способствовать восхвалению «старой» России. С присущей ему солдатской прямотой эти настроения удачно выразил шеф жандармов Бенкендорф: «Прошедшее России удивительно, ее настоящее более чем великолепно, что же касается будущего — оно выше всего, что только может представить себе самое пылкое воображение».

общественная жизнь в первой половине 19 века. Смотреть фото общественная жизнь в первой половине 19 века. Смотреть картинку общественная жизнь в первой половине 19 века. Картинка про общественная жизнь в первой половине 19 века. Фото общественная жизнь в первой половине 19 века

Дом М. Н. Погодина в Москве

Западники и славянофилы. Проповедь теории официальной народности, цензурные ограничения и достаточно эффективная деятельность полицейского аппарата не могли помешать распространению в России свободолюбивых идей: слишком сильно утвердились они в то время в Европе. В царствование Николая I формировались новые общественно-политические течения, в среде образованной молодежи возникали разнообразные кружки и группы. Наряду с представителями дворянской интеллигенции в них участвовали люди разных чинов и сословного происхождения — разночинцы. Члены кружков знакомились с передовыми философскими и политическими (либеральными и социалистическими) теориями, распространившимися в Европе.

В центре дискуссий представителей интеллигенции находился вопрос о путях развития Отечества. Наметились две точки зрения. Западники (литераторы А. И. Герцен, В. Г. Белинский, историки Т. Н. Грановский, С. М. Соловьев, К. Д. Кавелин и др.) считали, что Россия должна вступить на европейский, единственно возможный для цивилизованной страны путь. Необходимо, полагали они, догнать Запад, образовав с ним одну общечеловеческую культурную семью. Движение в «западном направлении» неизбежно должно было привести, по мнению западников, к замене подневольного, крепостного труда свободным, преобразованию самодержавного государственного устройства в конституционное. Они считали, что основная задача «образованного меньшинства» — готовить русское общество к мысли о необходимости преобразований и воздействовать соответствующим образом на власть.

Оппонентами западников выступали славянофилы (А. С. Хомяков, И. В. Киреевский, братья К. С. и И. С. Аксаковы и др.), отстаивавшие идею самобытности исторического пути России. Они пытались предложить особый путь реформирования страны — не по образцу западной парламентской монархии, а по пути российской «соборности», когда самодержец, не теряя прерогатив своей власти, будет «советоваться» с народом. Выступая за возрождение отечественных культурных традиций, славянофилы призывали интеллигенцию обратиться к изучению родной истории, русского языка, народных обычаев. Они полагали, что для России, исконными идейными началами которой являются православная вера и связанные с ней принципы внутренней правды и духовной свободы, не годятся ни западные принципы конституционной монархии, ни социалистические идеи. Политическим идеалом славянофилов была патриархальная монархия, опирающаяся на добровольную поддержку народа.

И западники, и славянофилы искренне радели за Россию. При всех разногласиях представители обоих течений сходились в отрицательном отношении к крепостному праву, к бюрократическому, полицейскому строю. Все они в глазах правительства являлись «неблагонадежными».

Зарождение идей русского социализма. Разочаровавшись в итогах европейских революций 1848—1849 гг., Герцен начал поиски самобытного пути к социализму. Он обосновал возможность перехода к справедливому общественному строю без частной собственности на основе русской крестьянской общины. По его мнению, община уже сама по себе является зачатком социализма. Так родилась теория крестьянского социализма, давшая мощный толчок развитию социалистической мысли в России.

Понимая, что сохранение крепостного права приведет к массовому насилию, стихийным бунтам, Герцен на страницах издаваемых им в Лондоне неподцензурных изданий призывал общественность оказать давление на правительство и побудить его к отмене крепостничества.

Особое место в освободительном движении занял кружок петрашевцев, получивший название по имени его руководителя — М. В. Буташевича-Петрашевского. Участником кружка был великий русский писатель Ф. М. Достоевский. Все петрашевцы были арестованы, приговорены к расстрелу, но затем помилованы и сосланы на каторгу в Сибирь.

Всех оппозиционеров — западников, славянофилов и первых русских социалистов — объединяла общая цель. Внутреннее единство ожесточенно споривших между собой людей тонко подметил Герцен: «Да, мы были противниками их, но очень странными. У нас была одна любовь, но неодинаковая. И мы, как Янус или как двуглавый орел, смотрели в разные стороны, в то время как сердце билось одно».

Последнее семилетие царствования Николая I получило у современников выразительное название «мрачного». Испуганный революционными событиями 1848—1849 гг. на Западе, Николай I до предела «завинтил гайки» полицейского режима: резко сократился прием студентов в университеты, невыносимым стал гнет цензуры. Отказ от решения назревших проблем вел к обострению кризиса самодержавнокрепостнического государства.

Подведем итоги

После поражения декабристского движения в России в первой половине XIX в. зарождаются новые оппозиционные общественно-политические течения — либерально-ориентированное западничество, славянофильство и общинный социализм. Правительство противопоставляло им идеологию официальной народности. Общество все больше и больше осознавало необходимость преобразований, прежде всего отмены крепостного права.

ВОПРОСЫ

1. Почему в декабристских организациях преобладали дворяне-офицеры? Каковы были главные требования декабристов?

2. В чем суть теории официальной народности?

3. В чем было отличие взглядов на прошлое и будущее России западников и славянофилов? Что их объединяло?

4. Назовите первых русских социалистов. В каком направлении развивались взгляды А. И. Герцена?

5. Почему правительству Николая I не удалось приостановить рост общественного недовольства?

ЗАДАНИЕ

Познакомьтесь с фрагментом проекта конституции Н. М. Муравьева: «Опыт всех народов и всех времен доказал, что власть самодержавная равно гибельна для правителей и для обществ; что она не согласна ни с правилами святой веры нашей — ни с началами здравого рассудка. Нельзя допустить основанием правительства — произвол одного человека — невозможно согласиться, чтобы все права находились на одной стороне — а все обязанности на другой. Слепое повиновение может быть основано только на страхе и не достойно ни разумного повелителя — ни разумных исполнителей.

Глава I. О народе русском и правлении

. 2. Источник верховной власти есть народ, которому принадлежит исключительное право делать основные постановления для самого себя.

Глава II. О гражданах

. 4. Гражданство есть право участвовать в общественном управлении, определенном в сем уставе порядком, посредственно — т. е. выбирать чиновников или их избирателей, или непосредственно — т. е. быть избранным в какое-либо общественное звание, по законодательной, исполнительной или судебной части.

. 16. Крепостное состояние и рабство отменяются. Разделение между благородными и простолюдинами не принимается. »

Докажите, что автор законопроекта был знаком с конституционными идеями, утвердившимися в эпоху Великой французской революции и наполеоновских войн.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *